Свято-троицкая александро-невская лавра в санкт-петербурге: архитектурный комплекс, построенный в память о великой победе в невской битве

Киновия, почему такое название?

Первые данные о Киновии относят к 4 веку, когда Преподобный Пахомий Великий основал этот монастырь.

Однако история Киновии, что в переводе с греческого означает «общежительный монастырь», началась в 1714 году. Более 300 лет назад Петр Первый пожаловал Александро-Невскому монастырю землю. Располагалась эта земля как раз напротив Лавры на правом берегу Невы.

Участок, занимаемый Киновией Александро-Невской лавры — самый возвышенный в округе правого берега Невы. Он был заселен уже в XV в.: согласно Переписной книге Вотской пятины 1499—1500 гг. здесь стояла деревня Рог, была рыболовная тоня. Во времена шведского владычества, как считают, здесь расположился кирпичный завод.

Вид на Киновию с Невы

Этот район назывался Клочки, а находился он рядом с кирпичными заводами. Место около 150 гектаров, было пустынным, покрыто кустарником и сосняком.

Монастырь Св. Александра Невского, по замыслу царя, должен был стать центром духовного образования и культуры и отличаться особым экономическим положением, в связи с чем к нему перешли значительные недвижимые владения и церковная утварь. Участок на Правом берегу изначально предполагался для хозяйственной деятельности. По некоторым данным, монастырь продолжил выработку кирпича в старых сараях шведского завода до начала 1730-х гг., тоня сдавалась в аренду местным крестьянам.

Однако долго, почти 100 лет, это место пустовало. И только в 1810 году крестьяне стали его осваивать под сельскохозяйственные угодья: огороды, пашни и сенокосы.

И только в 1820 году наместник Лавры архимандрит Товия и Санкт-Петербургский митрополит Михаил (Десницкий) решили сделать здесь летнюю резиденцию для отдыха, небольшой загородный архиерейский дом. Куда после ухода на покой и хотел уединиться Владыка.

Архиерейский дом получал статус самостоятельно действующего монастыря. Он также пожелал устроить там и каменную церковь, часовню, скотный двор и кельи для престарелых или больных монахов. В то время в Лавре не было своей больницы.

Архитекторы Лавры, а ими в то время были Петров В. и Прокофьев А., спроектировали все и утвердили у архиерея. Строительство начали в том же 1820 году. И уже к концу лета был выстроен деревянный дом. А в конце января 1821 года был освящен деревянный храм Всех Святых. Неожиданная смерть митрополита прервала начатые работы и финансирование. Так как он намеревался издать свои рукописи, а на вырученные деньги продолжить строительство каменной церкви.

Однако летом 1882 года все же были построены три небольших здания. Работы были продолжены в 1825 году под руководством уже нового митрополита Серафима (Глаголевский). Были распаханы земли под яровые, разбили митрополичий сад. А в монастыре поселили двух иеромонахов, иеродиакона и были два послушника. Насельниками Александро-Невского скита, так первоначально называли Киновию, в то время были пожилые монахи, которые все время проводили за молитвой.

Новый митрополит на содержание Киновии выделил 2533 рубля, ассигнациями. И также велел эту сумму выделять ежегодно на содержание Киновии.

Киновия Александро-Невской лавры внутри

Комплекс Киновии продолжал расширяться и расти. И уже в 1840 году известный церковный благотворитель купец Набилков Ф.Ф. из Петербурга пожертвовал деньги на строительство надвратной колокольни в стиле классицизма. И в 1841 году она и была построена по проекту архитектора Комарова А.З.

История создания обители

В 1704 году Петр I высказывал мысль о постройке нового монастыря, который станет военной защитой и оплотом православия на отвоеванном у шведов балтийском побережье.

В ходе строительства Петербурга стало очевидно, что новый монастырь будет входить в план застройки северной столицы. Однако постоянная угроза шведского нападения откладывала реализацию этого замысла.

Лишь после Полтавской битвы и взятия Выборга, стало понятно, что шведское наступление на Петербург стало невозможным уже навсегда.

В 1710 году государь возвращается к идее постройки монашеской обители. Он исследует окрестности Петербурга и определяет место расположения будущей православной святыни. Здесь берет свое начало Александро-Невская лавра. И место, избранное для монастыря, было не случайным.

Есть легенда, что Петр I считал это место впадения Черной речки в Неву местом знаменитой битвы молодого князя Александра Ярославича со шведами в далеком 1240 году, в результате которой, после разгрома шведов, воин получил свое новое имя – Александр Невский. Однако это народное предположение не соответствует действительности.

Скорее всего, такая легенда основывалась на следующей знаковой победе русского оружия. Ниже по течению Невы, в пределах зрительной видимости, на противоположном берегу, сын Александра Невского новгородский князь Андрей Александрович взял шведскую крепость Ландскрону.

Очевидно, в те годы, когда история отслеживалась по редким летописям, эти два героических события наложились друг на друга в народном эпосе и воплотились в одну художественную легенду.

Доподлинно известно то, что в 1710 году, стоя у впадения Черной речки в Неву, государь указал на заросшее кустарником побережье и сказал: «Здесь быть монастырю». Архимандрит Феодосий освятил это место и вскоре, с соблюдением всех православных обычаев, здесь заложили деревянную церковь – первый храм монастырской обители.

Спустя время, в день Благовещения 25 марта 1713 года, произошло торжественное освящение этой церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и с этого знаменательного дня Александро-Невская лавра начинает отсчет своей летописи.

После служения литургии, в присутствии Петра I сделали закладку и первых келий. С тех пор 25 марта считается официальной датой основания Александро-Невской монашеской обители.

История строительства

В Петербурге по приказу Петра I в 1710 году начались работы по возведению Невского собора. 25.03.1713 г. состоялось его официальное открытие. Заведовал монастырем, также занимался его обустройством архимандрит Феодосий.

Под руководством архитектора Трезини, спустя 2 года, был спроектирован план комплекса Лавры. Ученый представлял это место в виде симметричного ансамбля из каменных сооружений, расположенных меж двух рек – Нева и Монастырка (Черная речка). Однако его реализация затянулась на длительный срок. Фото первоначального проекта Александро-Невской лавры можно посмотреть на карте официального сайта. Основные работы по строительству архитектурного ансамбля были осуществлены во времена правления монархов Елизаветы I и Екатерины II.

Построенный по первоначальному плану собор впоследствии был демонтирован. Архитектор Старов создал новый проект, где включил в состав комплекса весь левый берег Черной речки, а перед входом запланировал воздвигнуть площадь.

Об издательстве

Издательство «Невская Лавра» основано в 2002 году. Издателем и учредителем является Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (мужской монастырь). Деятельность издательства осуществляется под  духовным руководством наместника Александро-Невской Лавры, епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии Назария. Издательство выпускает общегородскую церковную газету «Вестник Александро-Невской Лавры» информационно-публицистического содержания. Главный редактор – наместник Александро-Невской Лавры епископ Назарий.

Кроме того, издательство выпускает литературу богословского, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания.

География распространения литературы и номеров газеты: Россия, Белоруссия, Украина. Из стран дальнего зарубежья газета поступает в Джорданвилль (США).В 2015 году в издательстве созданы принципиально новые приложения к газете, рассчитанные на широкий круг интеллектуальной и неравнодушной публики:- научно-публицистический журнал «Источник надежды», содержащий большое количество статей на различные актуальные темы современности;- литературно-художественный журнал «Свет юности», предлагающий вниманию молодёжной аудитории высокохудожественную прозу и поэзию как маститых мастеров, так и начинающих авторов, а так же материалы по истории, до сих пор малоизвестные широкой публике;- детский литературно-художественный журнал «Вербочка», предназначенный для читателя младшего возраста;- Брошюры и буклеты из общей серии «Святыни Лавры».

Издательство приглашает к сотрудничеству православных авторов, журналистов, фотографов, корректоров.

Газета «Вестник Александро-Невской Лавры» принимает заказы на размещение рекламных статей и модульной рекламы.

Печатня при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре существует с момента начала существования монастыря. Одно из первых упоминаний о типографии при Лавре относится к 1719 году.

Печатня изначально обеспечивала монастырь богослужебными и научными книгами, иллюстрациями, записками для церковного пользования, и помогала вести Церкви просветительскую деятельность в течении 3-х веков.

После годов гонений в 2002 году с благословения наместника монастыря, епископа Кронштадтского Назария при Лавре была возобновлена работа издательства «Невская Лавра», выпускающего газету «Вестник Александро-Невской Лавры» (с приложениями); а в 2011 году, совместно с благотворительным Фондом помощи инвалидам «Кедр» и Комитетом по занятости населения правительства Санкт-Петербурга, произошло открытие типографии «Печатня Лавры».

Монастырская традиция возобновилась. Современное типографское оборудования позволяет производить полиграфическую продукцию высокотехнологического уровня, а опытный персонал обеспечивает качественное оформление и преемственность традиций распространения печатного дела на Руси.Часть заработанных средств идёт на оплату труда инвалидов, ведётся просветительская и благотворительная деятельность.С 2014 года издательством и печатней руководит насельник монастыря архимандрит Нектарий (Головкин).

Типография располагает современной цифровой техникой нового поколения, что позволяет при невысокой цене обеспечивать высокое качество на уровне мировых полиграфических стандартов.

НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ:

— Цветная печать от визиточного до плакатного форматов (А2-А0);- Ризография;- Сканирование, оцифровка печатной продукции до формата А3;- Ксерокопирование;- Изготовление листовок, флаеров, евробуклетов, блокнотов, календарей, брендбуков, папок;- Печать и вёрстка книг от 1 экземпляра;- Сборка на пружину, скрепку, термоклей;- Фальцовка, биговка, обрезка, ламинирование пакетное и рулонное;- Изготовление плакатов, копий картин, высококачественная широкоформатная печать;- Допечатная подготовка любого уровня сложности;- Изготовление оригинал-макетов и логотипов фирменного стиля;- Индивидуальная работа с заказчиками.

Обращаться в редакцию можно по телефону +7 (911) 289-72-99 и электронному адресу izdat.lavraspb@mail.ru

Приобрести газету  «Вестник Александро-Невской Лавры» и печатную продукцию редакции «Невская Лавра» можно в киосках Свято-Троицкого собора, на территории Лавры и в редакции (Просфорный корпус, комната 103)

Издательство Александро-Невской Лавры продолжает собирать материалы для книги об архимандрите Елеазаре. Просим Вас направлять всю корреспонденцию по адресу: 119167, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1 (в Издательство Александро-Невской Лавры)

История постройки

Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.

Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.

Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.

По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.

Просветительская деятельность

В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.

Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.

Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.

Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.

Послереволюционный период

В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.

Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.

Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.

Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.

Благоустройство территории

Благоустройство вокруг монастыря продолжается до настоящего времени. В 2021 году объявили конкурс проектов по реставрации Митрополичьего сада – ландшафтного памятника всего монастырского комплекса.

Митрополичий сад

Расположен он вблизи Митрополичьего корпуса и реки Монастырки. В 1723 году немецкий архитектор Теодор Швертфегер разработал проект парка, началось его обустройство: организовали оранжереи, высадили множество плодоносных деревьев и кустов, проложили радиальные дорожки. В середине парка вырыли пруд, вода из которого стекала в канал, соединяющий Черную речку с Невой.

Территорию парка закрыли вместе со всем лавровым комплексом и полностью изъяли его у Русской Православной Церкви, сад вырубили. Вновь воссоздали его в 50-е годы прошлого века, но еще долго он оставался в запустении.

В 2001 году на основании Постановления Правительства России парк объявлен объектом культурного наследия Федерального значения. В 2012 году его снова передали в ведение Русской Православной Церкви, там начались работы по благоустройству.

Планируется восстановить историческую планировку сада, высадить новые фруктовые деревья, укрепить подпорную стенку набережной Монастырки.

Памятники

На территории лавры в последние годы установлено несколько памятников работы скульптора Эвелины Павловны Соловьевой.

  • 2000 лет от Рождества Христова. Это без малого 7-метровый монумент с изображением молящейся Богоматери, напоминающий гранитную часовню на ступенчатом основании.
  • За веру Христову пострадавшим. Гранитный крест высотой 2 метра, заключенный в круг, установлен в память о мучениках, принявших смерть во имя Христа. На монументе лик Спасителя и слова: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы».
  • Поклонный крест в Митрополичьем саду. Его установка ознаменовала 5-летний юбилей воссоединения русской и зарубежной Православной Церкви.

Помимо этих монументов, в день 300-летнего юбилея Александро-Невской лавры, 12 сентября 2013 года, закрепили еще один памятный знак. Это рельефное бронзовое панно, украшающее Просфорский корпус. Оно символизирует историю возникновения обители.

Андреевский скит

В десяти километрах от Санкт-Петербурга, на Агафоновом лугу, который находится около деревни Коркино, расположился скит имени святого апостола Андрея Первозванного.

Это место для уединенных молитв выбрано не случайно: здесь проходит Дорога смерти, ведущая к Невскому пятачку.

А по церковному преданию через Агафонов луг когда-то проходил конный путь апостола Андрея. Доказательством этого считали огромный валун с отпечатком подковы. Считалось, что этот след от копыт апостольской лошади. За этим валуном закрепилась слава обладающего исцеляющей силой. Но во времена гонений на церковь камень уничтожили, расколов на три части. На лугу осталась только одна из них. Около этого валуна летом 1996 года и закрепили поклонный крест.

Андреевский скит стал первым, основанным в 1998 году, при возрождении монастырской обители. На территории скита построена церковь имени преподобных Зосимы и Савватия, в которой проводятся регулярные богослужения. А также деревянная колокольня с 5-тонным колоколом.

Строительство и обустройство скита продолжается по сей день. Ждет своего воплощения в жизнь спроектированный каменный собор.

Трапезная и чайная «Паломник»

В Просфорном корпусе могут пообедать не только служители храмов, но и посетители, и паломники. Зал может вместить до восьмидесяти посетителей. На кухне строго следят за церковным календарем и готовят разнообразную постную пищу. Отведать ее можно непосредственно в самой трапезной или оформить заказ, позвонив заранее.

В чайной посетителям предлагают попробовать выпечные изделия из постного теста. Их также можно предварительно заказать и взять горячими в назначенное время. Здесь же находится любопытная экспозиция декоративных тарелок и продукции гончарной мастерской Лавры.

Кладбища Александро-Невской лавры

Монастырскими считаются четыре кладбища, два из которых — Лазаревское и Тихвинское — находятся в ведении Государственного музея городской скульптуры. Они официально называются «Некрополь XVIII в.» и «Некрополь мастеров искусств».

Никольское кладбище

Заложено в 1861 г. Название получило по имени возведенной чуть позже церкви Николая Чудотворца. На Братской площадке хоронили насельников и митрополитов, на остальной территории — писателей, военных, артистов, ученых, первых авиаторов, профессоров. Среди них — скончавшийся в Ватикане митрополит Никодим, писатели И. Гончаров и Н. Каразин, адмирал И. Григорович, первый мэр Санкт-Петербурга А. Собчак, правозащитница Г. Старовойтова.

Некрополь Александро-Невской Лавры к концу XX в. оказался самым запущенным из всех лаврских кладбищ. Виной тому — отсутствия ухода и вандализм. Его не раз пытались реорганизовать в городской парк, но с возрождением обители здесь постепенно начали наводить порядок, создали Аллею Кавалеров ордена А. Невского. Над могилами состоятельных бизнесменов возвышаются шикарные современные надгробья.

Семейное захоронение на Никольском кладбище, Анна Кудрявцева

Лазаревское кладбище

По решению Ленсовета, в 1932 г. кладбище было превращено Музею надгробных памятников. На протяжении нескольких лет со всей округи сюда свозили лучшие надгробия и памятники, после чего было объявлено о создании новой организации — Музея городской скульптуры.

Кладбище появилось с первых лет существования мужского монастыря и служило местом погребения привилегированных особ по особому согласию Петра I. К концу XVIII в. здесь разрешили хоронить представителей купеческих фамилий при условии внесения огромной денежной суммы. Практически с самого начала на Лазаревском появились высокохудожественные надгробия, с которых в начале XX в. даже делались слепки для музейных коллекций. На самом старом из сохранившихся петербургских кладбищ нашли свое упокоение известнейшие личности, в том числе М. Ломоносов, Д. Фонвизин, С. Витте, К. Росси, вдова А. Пушкина Н. Ланская и т. д.

В церкви Праведного Лазаря находится Лазаревская усыпальница, служившая когда-то местом погребения представителей семьи Шереметьевых.

Тихвинское кладбище

Заложено в начале XIX ст. в связи с переполнением Лазаревского кладбища. В конце того же века здесь возвели церковь-усыпальницу на пожертвования купеческой семьи Полежаевых. Ее освятили в честь иконы Тихвинской Богоматери, что послужило смене названия кладбища с Ново-Лазаревского на Тихвинское. В первые годы советской власти была осуществлена его перепланировка и создан мемориальный парк «Некрополь мастеров искусств». Сюда стали привозить надгробия и памятники с других петербургских кладбищ. Могилы, «не представляющие ценности», просто уничтожили. После 1966 г. кладбище закрыли, но в 1972 г. было получено согласие на доставку сюда праха композитора А. Глазунова, а в 1989 г. — на захоронение режиссера Г. Товстоногова.

Среди прочих, на Тихвинском кладбище упокоены Ф. Достоевский, В. Жуковский, М. Глинка, М. Балакирев, А. Боголюбов, П. Вяземский, П. Демидов, Н. Карамзин, П. Клодт, П. Чайковский.

Памятник Чайковскому на Тихвинском кладбище, Анна Кудрявцева

Казачье кладбище

До революции между Митрополичьим корпусом и Троицким собором располагался парковый партер. Первыми перед папертью были захоронены казаки, погибшие при разгоне большевистской демонстрации в 1917 г. Через 2 года площадка стала «коммунистической». Здесь есть братские могилы и погребения революционеров, партработников, чекистов. В годы ВОВ на Казачьем кладбище хоронили генералов, адмиралов и Героев СССР. Здесь упокоены — директор Эрмитажа Б. Легран и руководитель работ по устройству ж/д переправы по «Дороге жизни» И. Зубков.

Памятник на Казачьем кладбище, Елена Кулешина

Благовещенская усыпальница

Первое захоронение — невестки Петра I, вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны — относится к 1723 г. Самая известная могила — полководца А. Суворова.

В эпоху дворцовых переворотов в усыпальнице нашли упокоение несколько представителей императорской семьи. Когда места перестало хватать, площадь расширили пристроенными галереями и палатками.

Благовещенская — Александро-Невская церковь, Александро-Невская лавра

Комплекс зданий

Архитектурный ансамбль монастыря создавался в 17-18 вв. Для него характерны черты барочного и классического стилей. Проектирование и строительство производилось при участии известных зодчих – Д.Терзини, И. Старова,Т. Швертфегера, М. Д. Расторгуева. Жилые и служебные корпуса образуют каре вокруг внутреннего двора. Каждый корпус имеет собственное название, указывающее на его предназначение – Митрополичий, Духовской, Семинарский, Ризничий, Библиотечный. По углам размещены башни. На территории обители действуют 15 храмов. На берегу р.Монастырки (в прошлом Черная речка) воздвигнута 2-х этажная Благовещенская церковь(1724 г.). Она имеет прямоугольную форму.

Вершина увенчана 8- гранным куполом. Это одна из старейших в городе церквей, построенных из камня. Внутренний интерьер украшает лепка (братья Росси), настенная роспись (И. Никитин, И. Вишняков), иконы (Г. Гзель). В крипте находятся усыпальницы многих выдающихся людей. Над входом в монастырь обустроена Надвратная Скорбященская церковь (Божьей Матери Всех Скорбящих Радость). Она предназначалась для ремесленников и торговцев, обслуживающих нужды лавры. Мансардное положение обусловило скромные, по величине, размеры храма.

Архитектурные особенности Александро-Невской лавры

Несомненно, центральным местом, наиболее почитаемым и величественным, является Троицкий собор. Его строительство было начато Петром Великим. У этого строения также есть своя увлекательная история. Возведение собора проходило в период с 1720 по 1730 год, всего порядка 10 лет. Однако, уже в ходе правления Елизаветы Петровны, стены были полностью разобраны. Это пришлось сделать из-за множества трещин, которые угрожали комплексу разрушением. Вновь собор был построен под руководством архитектора Старова уже при Екатерине II. Работы были начаты в августе 1778 года, а завершены лишь в 1790-м. Величие святыни закреплено на века помещением под алтарь строящегося собора частиц мощей Андрея Первозванного – святого Апостола государства.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Троицкий собор имеет внушительные размеры и величественно возвышается над всем комплексом. Паперть собора расположена с западной стороны, выделена колоннами, а над входом размещены два ангела. Они показывают события прежних времен, отмеченные в Ветхом и Новом заветах. Венчает собор огромный купол, полностью покрытый листами с позолотой. Главная святыня Троицкого собора – это мощи святого Александра Невского, хранящиеся в серебряной раке.

Серебро, из которого изготовлена эта изумительная по красоте рака, также имеет свою историю. Это первый драгоценный металл, добытый на Руси, на территории Колыванских рудников. Подарила его обители Елизавета Петровна – великая русская Императрица. На данном изделии запечатлены различные моменты, связанные с жизнью Великого князя, сделаны различные памятные надписи. Здесь же память на века – знаменитые стихи, которые в честь Александра Невского сложил ученый и поэт М. Ломоносов.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Паломнический центр монастыря

Паломническая служба начала работу в 1999 году. Ее назначение – организация паломнических поездок и экскурсий по Санкт-Петербургу, России и за рубежом.

Целью таких поездок является образование, изучение истории и достояния Русской Православной Церкви и христианства, уклада жизни монастырей и приходов, достопримечательностей, церковного наследия и музейных экспонатов, имеющих историческую и религиозную ценность, посещение богослужений и совершение таинств.

Поездки совершаются не только по территории Российской Федерации, но и за ее пределами. Паломнический центр способствует ознакомлению верующих со святынями в Италии, Грации, Иерусалиме, Египте, Германии и других странах.

Во все поездки с паломниками отправляются профессиональные экскурсоводы и православные сопровождающие. Паломнические поездки направлены не только на просвещение, но и на укрепление духа и веры.

Создание монастырского комплекса Александро-Невская лавра

Спустя два года после освящения Благовещенской церкви началась разработка проекта всего монастырского комплекса. За это ответственное поручение взялся итальянский архитектор Доменико Трезини. Именно он составил планы всех каменных построек и план ландшафтного дизайна прилегающей территории.

Надо сказать, что в те далекие времена каждый монастырь выполнял оборонительные функции и был форпостом государства на рубежах необъятной России. В задачи архитектора входило правильно и гармонично сочетать духовную и стратегическую составляющие сооружения.

Поэтому, П-образное расположение главных монастырских построек с центральной «башней» в виде собора и угловыми «башнями» в виде церквей во многом было похоже на план крепости. От угловых церквей, в сторону Невы, шли строения в виде замкнутого контура, где роль крепостных стен выполняли каменные монашеские кельи.

В 1716 году Петр I ознакомился с планом монастыря и своей царской рукой на нем начертал слова «Во имя Господне делать по сему». И с этой минуты был запущен процесс возведения монашеской твердыни — Александро-Невская лавра начала строится.

В первую очередь были определены источники финансирования для грандиозного строительства. Ими стали богатые Иверский и Новодевичий монастыри с их необъятными вотчинами. Вдобавок к этим спонсорам прибавились зажиточные поместья из близлежащих сел и деревень.

Сразу после начала строительства, возле каменных стен постепенно стала формироваться монастырская слобода, где жили работники и крестьяне. Работали мастерские ремесленников, обустроились помещения для скота и конюшня.

В самые первые годы строительства в сторону города протянули дорогу для подвоза стройматериалов. Так возник знаменитый Невский проспект.

Первым делом, в камне была построена Благовещенская церковь, и ее лаконичное здание в стиле русского барокко послужило прообразом для дальнейших монастырских построек.

История

Одновременно с созданием новой российской столицы, царь Петр I распорядился обустроить в городе мужской монастырь. В качестве строительной площадки выделили участок на берегу реки Черной. Согласно летописным документам, именно в этом районе произошло решающее сражение дружины Александра Невского с неприятельскими войсками. Петр I хотел увековечить память своего выдающегося предшественника и потому приказал перенести его мощи в новый монастырь. Обитель приобрела святого покровителя и была удостоена названия «Александро-Невской». Общий план застройки территории разработали архитекторы Д.Терзини и И.Старов. Фундамент был заложен в 1710г. Одним их первых зданий стала Благовещенская церковь (1712 г.). Вокруг неё сформировался комплекс, включающий различные по функциям постройки.

Жилые корпуса, с кельями для монахов, связаны между собой и образуют по форме букву «П». Внутреннее пространство монастыря разбито на зоны с цветниками и садами. Позже на территории появились кладбища, где хоронили монахов и мирян. Чести быть похороненными на освященной земле удостаивались члены императорской династии (императрица Анна Леопольдовна, царевна Наталья Алексеевна), видные государственные деятели (А. Разумовский), выдающиеся полководцы (А.Суворов), известные ученые (М. Ломоносов), знаменитые писатели (Ф.Достоевский, Д.Фонвизин, И.Крылов), композиторы (П.Чайковский, М.Мусоргский, Н.Римский – Корсаков) и художники (И. Шишкин, А. Куинджи).

В 20-е гг.18 в. монастырь становится центром просвещения. В нем начинает работать типография и семинария, которая со временем трансформируется в Духовную академию. По указу Павла I обитель получает статус лавры (1797г.). После установления советской власти начинается борьба с религиозными заведениями. Зимой 1932 г. монастырь упразднили, а монахов арестовали. Постройки были отданы для нужд государственных учреждений. Возрождение Лавры началось в конце 20 века. Здания переданы в собственность епархии, утвержден монастырский устав, заработали ремесленные мастерские, в храмах проведена реконструкция и возобновлены богослужения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector