Мечеть кул шариф

Предыстория Мечети Кул-Шариф

Возведение самой красивой мечети в современной Казани стало символичным и своеобразным памятником трагическим событиям 1552 года, в октябре которого при штурме Казанской крепости многочисленными отрядами Ивана Грозного в кровопролитных боях пало смертью храбрых очень большое число местного татарского населения.  

Взятие Казани в 1552 году привело к гибели мусульманского кремля

Погиб в тот день и духовный вдохновитель обороны города Кул Шариф – настоятель главенствующей мечети Казанского ханства. Сегодня он считается непосредственным потомком пророка Мухаммеда. С небольшим отрядом единоверцев он сражался до последнего вздоха, и поэтому сегодняшней Мечети на территории Казанского Кремля присвоено его имя. Кул Шариф для своего времени был широко образованной личностью, знатоком множества наук, в том числе астрономии, истории и политики. Неоднократно он принимал участие в переговорах между Казанским ханством и Москвой.   

Гибель имама Кул Шарифа — одна из трагических страниц истории Казани

После взятия Казани ее противоборство с Москвой было закончено. А все культовые сооружения мусульман после установления власти Москвы постепенно начали уничтожаться. На смену им возводились православные церкви и монастыри. Военное противоборство сменилось противоборством религиозным. Население начало подвергаться насильственному крещению. Не крещенное оставшееся в живых татарское население было выселено за реку Булак и озеро Кабан, где вскоре образовалась Татарская Слобода, сохраняющая в последующие века мусульманские и национальные традиции края. Более подробно об этом можно прочитать в статье – История Старо-Татарской слободы.

В 19 веке известный татарский просветитель и философ  Ш.Марджани, в результате проведенных им исторических исследований, сумел приподнять туманную завесу веков и воссоздал историческую картину татарского периода Казани. Он писал, что Казанский Кремль когда-то украшала главная соборная мечеть, которая являлась центром мусульманского просвещения Поволжья 16 века.

Когда-то мусульманская мечеть уже украшала собой Казанский Кремль

И вот спустя четыре с половиной века историческая справедливость была восстановлена. На высокий кремлевский холм вернулась главная мечеть казанских мусульман.

Интерьер

Внутри мечеть имеет достойное убранство. Здесь можно увидеть:

  • римскую мозаику
  • резьбу по ганчу (алебастру)
  • золотое шитье
  • роспись, произведенную по технике 16 века
  • керамические панно, выполненные в технике времени имама Кул-Шарифа
  • витражи из стекла, изготовленные по технике запекания
  • лепнину
  • позолоту

Для работ применялись змеевик, гранит, оникс, мрамор. Молельные ковры присланы правительством Ирана. Люстра из чешского хрусталя весит 2 тонны. На строительстве мечети работали строители из Турции.

Особняк на Театральной

Казань

За несколько минут можно дойти до улицы Баумана и Казанского кремля

8,6
Хорошона основании 3 620 отзывов

Забронировано сегодня 25 раз

Показать цены

Отель Ногай

Казань

В 300 метрах от Петропавловского собора

9,4
Хорошона основании 2 525 отзывов

Забронировано сегодня 29 раз

Показать цены

DoubleTree by Hilton Казань

Казань

В 5 минутах ходьбы от Казанского кремля

9,1
Хорошона основании 1 746 отзывов

Забронировано сегодня 10 раз

Показать цены

НАШИ ЛЮДИ

Алена Полынь
Другое

парапсихолог, Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ

Ylvis
Другое

комедийный норвежский дуэт из Бергена, состоящий из братьев Борда и Вегарда Илвисокера

XP Voodoo
Другое

один из родоначальников российского клубного, техно- и рейв движения

Wretch 32
Другое

английский репер и бывший грайм-мс из Тоттенэма, где он вырос сыном местного рэгги диджея

Wisin & Yandel
Другое

Хуан Луис Морера Луна и Льяндель Вегильa Малаве Саласар , взявшие себе творческие псевдонимы Wisin и Yandel

Timbuktu
Другое

«https://ru

TheHill88
Другое

YouTube-знаменитость, известная под ником TheHill88

The Doodler
Другое

Как добраться

Адрес музея исламской культуры: территория Казанского Кремля, 13.

Метро

На метро до Казанского Кремля добраться очень просто: ветка всего одна, нужная станция — «Кремлевская».

Схема метро Казани

Станция «Кремлевская» на карте Казани:

Наземный общественный транспорт

У Казанского Кремля три остановки, от которых вам удобнее всего будет добираться. До «Дворца спорта» курсируют автобусы № 6, 35, 35а, 37, 47 и троллейбус № 7. До «Центрального стадиона» — автобусы № 6, 15, 29, 35, 35а, 37, 47, 74, 75 и троллейбус № 2. До «Улицы Батурина» — автобусы № 22, 28, 89.

Маршруты общественного транспорта в Казани

Автобусные остановки на карте Казани:

Такси

Вы можете воспользоваться услугами таких служб такси, как Яндекс, Gett. Просто скачайте мобильное приложение и укажите маршрут. Через несколько минут такси будет вас ждать в назначенном месте.

Музей исламской культуры в Казани на google-панораме:

Видео: Музей исламской культуры в Казани

Как добраться до мечети Кул-Шариф

Джума-мечеть расположена в историческом центре города вблизи реки Казанки, внутри крепостных стен Казанского Кремля. Это одно из самых популярных мест Казани. Самостоятельно сюда несложно добраться из разных районов на автобусах № 6, 15, 22, 28а, 29, 35, 89 и других. Из станций метро ближе всех находится Кремлевская. Точный адрес: ул. Шейнкмана, Казань, Респ. Татарстан, Россия, 420014. Как добраться от ж/д вокзала Казани:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом №74 ехать до стадиона «Центральный» 5 минут.

    Пешком:1 км.

  • Вариант 2

    Пешком:через ул. Московскую и пл. Тысячелетия идти 2,3 км.

Как добраться от аэропорта Казани:

  • Вариант 1

    Поезд:от аэропорта ежедневно идет около 8 рейсов электричек и аэроэкспрессов, до ж/д центрального вокзала ехать 20-28 минут.

    Автобус:от ж/д вокзала Казани маршрутом №74 добраться до стадиона «Центральный» за 5 минут.

    Пешком:1 км.

  • Вариант 2

    Автобус:вблизи зоны прилета есть остановка автобуса №197, ехать до ст. м. Проспект Победы 40 минут.

    Метро:от ст. Проспект Победы ехать по Центральной линии до ст. Кремлевская 11 минут.

    Пешком: 1,3 км.

Мечеть Кул Шариф внутри

В мечети 24 часа в сутки не умолкает живое чтение Корана. Хафиз читает на арабском языке времен пророка Мухаммеда середины VII века н.э. Чтение транслируется в интернет, можно присоединиться. Единственное время, когда это место становится пустым: идет намаз в молельном зале. Уже по этому признаку Кул-Шариф становится в ряд самых значимых мечетей не только России, но и мира. Важные предметы, которые сопровождают повседневную жизнь казанских татар, даже не особо религиозных представлены в витринах. Шамаиль — это всегда декоративно-организованный текст, источником которого является Коран, главная святыня для мусульман. Представлены переводы смыслов Корана на татарский язык.

Четки из косточек финика служат напоминаниями, чтобы ничего не пропустить. Говоришь слово и бросаешь косточку, на четках их 99.

Финик — один из главных даров Аллаха людям, основа основ.

Архитектура

Мечеть – уникальное сооружение. Комплекс состоит из:

  1. 5-ти этажной мечети. Цокольный этаж отдан под музей ислама, на техническом располагаются службы. Имеется место для ритуального омовения. На первом этаже имеется зал, где молятся мужчины, и кабинет имама. На втором этаже могут молиться женщины, там же выделены зоны для туристов. Преимущество сооружения: для женщин и мужчин имеются отдельные входы.
  2. Пожарной части. Это приземистое здание, располагающееся южнее мечети, имеющее голубую крышу. Они связаны стилистически.
  3. Издательства и уникальной библиотеки.

8 полумесяцев (именно столько их было у мечети в 16 веке) мечети направлены на Мекку: ориентировка производилась при помощи спутника. Высота каждого минарета 57 м. Центральный купол возвышается на 36 м. Профиль здания представлен в виде пересечения квадратов под углом 45 градусов: таким образом, воссоздается символ мусульман – благословение Аллаха. Арки повторяют очертания юрт кочевников: первые татары имели такие мечети. На куполе окна вырезаны в форме тюльпана: символа возрождения у булгар.

Тюльпан повторяется в витражах из цветного стекла. Здание облицовано светлым камнем, купола голубые. Все это должно вызывать ощущение чистоты, простоты и непорочности. Помыслы у смотрящих на мечеть должны быть также чисты, как и само здание. В зале одновременно могут молиться 1,5 тысячи мусульман. Еще 10 тысяч могут разместиться на перед мечетью: на плитке, которой вымощена площадь, отмечены места для совершения намаза.

Интересные факты

Несколько исторических фактов из жизни того, чье имя носит мечеть:

  1. Во время последнего посольства имама и князя Бибарса они предлагали Ивану Московскому в заложницы царицу Сююмбике с малолетним сыном Утямыш-Гиреем. Царственные особы, содержащиеся при Московском дворе, по мнению дипломатов, должны были обеспечить длительный мир русских и татар. Просьба была отвергнута, но, может быть, именно этот исторический факт породил легенду о внезапно вспыхнувшей страсти русского князя к прекрасной регентше?
  2. После службы в Астраханском ханстве Шариф получил дополнительное имя Хаджитархани. Впоследствии его называли амиром, то есть руководителем.
  3. Ознакомиться с литературными трудами Кул-Шарифа можно в сборнике «Жизнь жестока, жизнь прекрасна», изданного под редакцией А. Шарипова в 1997 году.

Прежняя Кремлевская мечеть была построена в 13 веке, она называлась Аль-Кабир. Соборная мечеть – новое сооружение, но уже существует много интересных фактов и легенд:

  1. Купол мечети напоминает татарскую шапку: носить ее имели право только царственные особы.
  2. Бытует мнение, что Кремлевская мечеть самая большая в Европе. Но это не отвечает действительности: заблуждение порождено значимостью воссоздания сооружения для татарского народа.
  3. Символично, что на конкурсе проектов победили жители Татарстана. Их конкурентами были архитекторы из России, Ливана, Турции.

Сегодня соборная мечеть – духовный центр мусульман Поволжья.

Интерьер мечети

Внутреннее убранство мечети ничуть не уступает её наружному облику. Элементы декора являются отсылками к многовековым традициям татарского народа и канонам исламской культуры.

Интерьер

Например, в оформлении окон мастера использовали священный для мусульман цветок — тюльпан. В исламской религии тюльпаны символизируют «возрождение». С тюльпанами связано множество мусульманских легенд и сказаний. Также, в арабской письменности слово «тюльпан» созвучно с «Аллах». На внутренних арках храма можно увидеть аяты — коранические стихи.

Обратите внимание! В дизайне интерьера использованы, в основном, природные материалы — ганч, камень и деревянные элементы. Это обусловлено попыткой приблизиться к технологиям, использовавшимся в оформлении утерянной мечети XVI столетия

Ещё одна попытка передать атмосферу старины — ручная обработка всех частей внутреннего убранства.

Особенную роскошь и красоту помещениям мечети придают разнообразные проектные решения: лепнина, цветные витражи и мозаики, золотые орнаменты. Полы застелены иранскими коврами, а потолок украшает огромная хрустальная люстра чешского производства.

История названия

Мечеть носит имя имама Сеида Кул-Шарифа. Этот человек – значительная персона эпохи крушения Казанского ханства в 1552 году. Сеид Кул-Шариф был прямым потомком пророка Мухаммада по линии внука последнего – Хусейна. Он происходил из крымских сеидов, затем некоторое время служил в Астраханском ханстве, затем вернулся в Казанское. Но верховным сеидом мулла был назначен незадолго до падения ханства, в октябре 1551 года.

Сеид Кул-Шариф был образованным и влиятельнейшим человеком своего времени. Исторические документы свидетельствуют, что русские князья регулярно контактировали с ним, вели переговоры и присылали богатые подарки. Когда Сеид проезжал по улица Казани, горожане приветствовали его, а богатые татары не гнушались припадать к его чапану. Даже хан спешивался в его присутствии. Сеид был творческим человеком: до наших дней дошли несколько стихотворений и поэма. Кул-Шариф – знаток русской и татарской истории.

Он видел, как росла мощь московского княжества, крепло войско, а его государство разрывали внутренние противоречия. Сеид немногий из власть имущих, кто предполагал печальный конец государства. Имам видел реальные приготовления русских князей, оценивал угрозу для ханства. Он считал, что в неравной борьбе татарам могут помочь только ангелы, а реальной помощи ждать неоткуда.

Вместе с тюменским князем Бибарсом в 1551 году он предпринимает попытки заставить Ивана Московского соблюдать условия мирного договора 1550 года. Понятно, что это лишь временная отсрочка, но дипломаты попытались выиграть время. Но посольство оказалось неудачным: Кул-Шарифу и Бибарсу пришлось принять очередные условия Москвы.

Казань противостояла русскому войску 41 день. Город защищали 30 тысяч воинов, а московский князь командовал 150 тысячами. Сеид Кул-Шариф являлся вдохновителем обороны: ни один из горожан не думал о сдаче. Последние дни в крепости не было ни капли воды: лазутчики Ивана Московского разрушили водопровод.

Наконец, из всех защитников в живых остались мальчики-шакирды и имам. Но они оборонялись столь храбро, что поразили русских. Воевода Андрей Курбский писал, что войска вошли в Казань, переступив через труп Шариколда. Сеид со своими войсками отступал, сражаясь, поднялся на крышу мечети, был заколот и сброшен вниз. Подвиг легендарного Сеида передавался из уст в уста. Его описал и философ Марджани. И в честь последнего защитника государства была названа восстановленная соборная мечеть в Казанском Кремле.

Адрес, время работы, как добраться

Мечеть расположена на территории музея-заповедника Казанский Кремль. Посетить знаменитую достопримечательность можно как самостоятельно, так и во время обзорной экскурсии.

Главная мечеть города открыта к посещению с 9 утра и до 18 вечера. В течение нескольких часов можно осмотреть все ее достопримечательности.

Чтобы добраться до достопримечательности, необходимо сесть в метро и проехать до станции «Кремлевская» или общественным транспортом доехать до остановки «ЦУМ» или «Дворец спорта».

Посещение комплекса оставит много положительных эмоций, восхищений на долгие годы. Прикоснитесь к культурному вековому наследству Татарстана, восстановленному талантливыми строителями, художниками и архитекторами республики.

  1. Казанский Кремль
  2. Дворец Земледельцев
  3. Казанская Ривьера
  4. Кремлевская набережная
  5. Башня Сююмбике
  6. Благовещенский собор Казани
  7. Улица Баумана
  8. Казанский Богородицкий монастырь
  9. Остров-град Свияжск
  10. Мечеть аль-Марджани
  11. Старо-татарская слобода
  12. Центр Эрмитаж-Казань

История мечети Кул Шариф

Мечеть носит имя предводителя обороны столицы Казанского ханства – сеида Кул-Шарифа, который погиб при сражении с войском Ивана Грозного в 1552 году, вместе с остальными защитниками Кремля. Почти четыре столетия миновало с тех пор, прежде чем началось строительство мечети, а длилось оно вплоть до 2005 года. Место было выбрано неслучайно, ведь именно здесь погиб имам Кул-Шариф.

Он был также известен, как писатель, философ, политический деятель; его уважали за образованность и присущее чувство справедливости. Именно благодаря своему значимому авторитету, сеид смог добиться столь высокого положения в обществе. Мечеть Кул Шариф – центр паломничества татар, которые съезжаются сюда со всех уголков мира – внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Кул Шариф

Все помещения мечети Кул Шариф выстроены таким образом, что при пересечении символизируют мусульманский знак в виде квадратов, означающий «благословение Аллаха». По причине рельефных перепадов, было предусмотрено строительство двух платформ: нижняя предназначена для всевозможных экскурсионных мероприятий, а верхняя – для ритуальных. При этом наблюдается строгое зонирование для разделения женщин и мужчин, приходящих в мечеть.

В интерьерной отделке помещений преобладают натуральные каменные породы: белый мрамор, оникс мраморный, гранит, змеевик. Создание мечети осуществилось благодаря пожертвованиям многочисленных людей и организаций. Их имена были вписаны в специальные книги, найти которые можно в главном зале. Кул Шариф не отличается излишней помпезностью, однако покоряет своим великолепным архитектурным ансамблем и этническими деталями, умело вписанными в общий стиль. Стены мечети в виде арок украшают высеченные в мраморе аяты из Корана, а окна – цветные витражи. Тем не менее внутреннее убранство мечети пестрит нотами роскоши: персидские ковры, хрустальные люстры, позолотные украшения, мозаика.

Центральный купол по своей задумке символизирует казанскую шапку; покрыт бирюзовой металлической черепицей. Мечеть имеет 5 этажей, с учетом технического и цокольного. Жители города могут заслуженно гордиться ею, ведь Кул Шариф – самая большая многоминаретная мечеть на всей территории Российской Федерации.

Составляющие комплекса

Помимо мечети, в основной комплекс строения входит экскурсионное бюро, которое занимается всеми вопросами, связанными с туристическим посещением Кул Шарифа. Еще одной частью комплекса является здание пожарной части, ничем не отличающееся по стилистике: купола идентичны по цвету и форме, мрамор – доминирующий отделочный материал.

Памятный камень

13 ноября 1995 года Президент Республики Татарстан, Минтимер Шаймиев, выдал указ о строительстве мечети Кул Шариф, в связи с чем уже в феврале 1996 года торжественно установлен памятный камень. После начала строительства, он был перенесен немного севернее, окружен специальной площадкой, которая служит для религиозных обрядов.

Особенности Кул Шариф

Вне зависимости от вероисповедания, в мечеть может попасть каждый желающий. Вход бесплатный, есть возможность фотографировать, однако существуют определенные правила внешнего вида: женщина не имеет права войти в мечеть в брюках и без платка на голове – все это можно взять на входе, вместе с бахилами.
Мечеть Кул Шариф в постоянном режиме переполнена туристами. Бытует мнение, что многолюдность мешает верующим в полной мере насладиться одухотворенностью святого места, отдать свой религиозный долг. И ведь действительно шли споры при проектировании, на тему того, чем же все-таки должна являться мечеть для прихожан.

В позднее время суток Кул Шариф видно издалека. Мечеть сияет спокойными огнями, будто подсказывая путь к святыне. Её восточный колорит безудержно витает вокруг.

Музей исламской истории при мечети

Музей исламской истории при мечети Кул-Шариф открыт для посещения туристов до 19.00 ежедневно. Вход в выставочные залы проводится по билетам.

Стоимость посещения музея

Индивидуальный осмотр основной экспозиции:*

  • Взрослые — 200 рублей;
  • Льготные категории граждан (пенсионеры, учащиеся школ и ВУЗов при предъявлении удостоверения) — 80 рублей.

Осмотр основной экспозиции организованными группами:*

  • Взрослые — 150 рублей;
  • Льготные категории граждан (пенсионеры, учащиеся школ и ВУЗов при предъявлении удостоверения) — 80 рублей.
  • Участники Великой Отечественной войны;
  • Герои Советского Союза/ Российской Федерации;
  • Дети в возрасте до 7 лет;
  • Дети-инвалиды;
  • Дети-сироты;
  • Члены культурных организаций и сотрудники музеев.

Также бесплатно посетить музей каждую последнюю пятницу месяца могут школьники и студены.

Важно! Помимо основной экспозиции, в музее проходят дополнительные выставки и мастер-классы. Цена на данные мероприятия варьируются от 150 до 500 рублей за билет.*

Мечеть Кул Шариф в Казани — это главная мечеть Татарстана.

Ее начали строить в 1996 году на месте разрушенной мечети: во время штурма Казани в 1552 году войска Ивана Грозного разрушили ее. Мечеть Кул Шариф именуется в честь имама сеида Кул Шарифа, который держал оборону города.

Мечеть Кул Шариф находится в западной части Казанского кремля и состоит из здания мечети, двух павильонов и комплекса. Весь комплекс является симметричным и за счет этого имеет необычный вид.

Архитектура данного места очень богата и имеет царский облик. Высота каждого из минаретов составляет 55-57 метров. Задумка строительства купольного здания с четырьмя минаретами по углам состояла в том, чтобы воссоздать разрушенную соборную мечеть аль –Кабир, которая находилась в городе Булгар. Именно она являлась символом поволжского ислама.

В Казани существует поверье, что данная мечеть является самой высокой в Европе.

Минареты окрашены в голубоватый цвет, дабы придать светлость казанской мечети.

Купол сделан по типу «Казанской шапки» — короны Казахских ханов.

Внутри мечети Кул Шариф в Казани есть несколько смотровых балконов.

В комплекс казанской мечети входит: здание мечети, музей истории Ислама на территории Среднего Поволжья, комната для проведения свадебного обряда — никаха, кабинет имама.

Здание мечети и ее территория имеют ночную архитектурную подсветку, что придает еще более удивительный вид данному месту.

История ислама в России берет начало с 654 года, в это время арабы пришли на территорию Дагестана и основались в городе Дербент. Мечеть Кул Шариф в Казани является подтверждением того, что ислам появился на этой территории давно. На сегодняшний день мечеть является одним из красивейших уголков России.

К основной части мечети пристроен двухэтажный полуцилиндр, здесь находятся псевдоминареты, которые создают вход в мечеть. Вестибюль главного входа находится недалеко от помещения имама, балкона и молельного зала. Неотъемлемой частью мечети является сооружение пожарной части. Купол мечети отделан мрамором, что придает ей богатый вид.

Архитекторы решили воплотить в мечети Кул Шариф традиции татарского зодчества. Эта задумка нашла свое отражение в конструкции арок, которые украшены мрамором и аятами из Корана, а также орнаментом косичка. Арки похожи на юрты. Окна заполнены разноцветными витражами и имеют форму тюльпана, который символизирует возрождение и процветание.

Мечеть украшена 8 полумесяцами: такое количество минаретов было у исторической мечети 16 века. Отделка мечети выполнена из керамики, росписи, резного ганча. Интерьер украшен римской мозаикой, ручной резьбой по камню и дереву. Фасад мечети украшен мрамором, гранитом и камнем-змеевиком.

Огромная хрустальная люстра мечети имеет диаметр 5-6 метров и вес около 3 тонн.

Казань — город ислама и христианства. Здесь находится множество красивейших мечетей, которые восхищают и завораживают взор. Мечети города Казани имеют величественный и изящный вид. Мечеть Кул Шариф является главной мечетью Казани.

На момент своего открытия данная мечеть была провозглашена самой крупной мечетью Европы, хотя по своим показателям таковой не являлась.

Мечеть Кул Шариф в Казани является олицетворением существования двух конфессий в Татарстане – православной (христианства) и мусульманской (ислама).

Сеид Кул Шариф

Потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).

Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.

В 15-16 веках каждое отдельное татарское ханство имело по нескoлько сеидов, и только один из них мог быть верховным. Он так и назывался – великий сеид. Судя по данным из истории, которые до нас дошли, можно полагать, что Кул Шариф, так же как и Кул Мухаммад, был крымским сеидом. Кул Шариф некоторое время проживал с сеидом Мансуром в Астраханском ханстве. Мансур был предположительно его отцом. Литературовед Ахметзянов в свое время выдвинул гипотезу, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550 г.), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». И действительно, после того, как Кул Шариф стал главным сеидом, в русских источниках продолжали упоминать о том, что Шариф является муллой. Из всех сочинений и стихотворений было замечено, что автор очень образован, он обладал знаниями в астрономии, знал татарскую и русскую историю, интересовался государственными делами. Первое его произведение «Зафернаме-и вилайет-и Казан» можно назвать прозой, здесь довольно много поэзии.

Страшное время Кул Шарифа

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство было в трагической ситуации, приближающейся к гибели. Поэт потрясающе описал трагедию своего народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». О Казани он говорил, что ей неоткуда ждать поддержки, никто не помогает. Только правительство Тенгри и помощь ангелов вдохновляли ее. Кул Шариф рассказывает о тяжелой ситуации всего города, о том, что сложно было обеспечить безопасность всего государства, о том, что им пришлось подписать соглашение с немусульманами. Ради благополучия народа в 1550 году Казань заключала договор с Москвой о взаимопомощи и взаимопонимании. После заключения этого договора, каждая сторона еще не раз отправляла своих послов для урегулирования конфликта.

Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.

Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.

О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее,
Не уходи с этой земли,
Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?Из прозы «Зафернаме-и вилайет-и Казан»

Убийство Кул Шарифа

Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.

Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.

Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе, с её историей вы можете ознакомиться здесь

История строительства

Ломать не строить, – гласит народная мудрость. Соборная мечеть была разрушена в 1552 году, и более 400 лет ее никто не желал восстанавливать. А между тем, по дневниковым заметкам воеводы Андрея Курбского, это было величественное и красивое сооружение. Он подробно описал мечеть перед тем, как ее разрушили по приказу Ивана Васильевича. В 18 веке Екатерина Великая посетила Казань, где ее порадовали теплым приемом в Татарской слободе. В Суконной слободе, где жили православные, царицу встретили скромнее.

Запрет на исповедание ислама был снят, императрица разрешила строить соборные мечети, но и речи не было, чтобы восстановить разрушенную мечеть Казанского кремля. В советское время церковь была отлучена от государства, действующие мечети закрывались, и никто не думал, чтобы вернуть верующим то, что разрушил Иван IV Васильевич. Только после перестройки и распада Советского Союза встал вопрос о восстановлении кремлевской мечети. Первый Президент Татарстана Шаймиев поддержал инициативу общественности Казани.

В ноябре 1995 года он принял решение о восстановлении Кремлевской соборной мечети. На строительство начали собирать деньги. Откликнулся Российский Президент, Ельцин Б.Н., который пообещал выделить средства из государственного бюджета, но этого не произошло. Одновременно был объявлен конкурс на лучший проект мечети. Победил коллектив архитекторов: Латыпов, Саттаров, Сайфуллин, Сафронов. Дневники Андрея Курбского, которые хранятся в государственном архиве, помогли им учесть особенности исторического облика соборной мечети в Кремле.

За период с 1996 по 2005 годы собрали более 400 миллионов рублей. Жертвовали частные лица и организации. Этих денег хватило, чтобы восстановить Кремлевскую мечеть и сделать ее религиозным и культурным центром Татарстана. Первая служба в новой мечети прошла 24 июня 2005 года. Это событие – отличный подарок к празднованию 1000-летия Казани. Восстановление мечети – символ возрождения вековых традиций Татарстана.

Построенный комплекс внушительнее и значимее некогда разрушенного сооружения. В здании находится резиденция имама, имеются библиотека и мусульманское издательство, в просторных залах проводятся службы. Для туристов организованы посещения мечети и музея, который работает с 2006 года.

Структура Музея исламской культуры в Казани

Музей расположен на цокольном этаже мечети. Всего два выставочных зала, общая площадь которых 566 квадратных метров. Это уникальный музей, единственный в России, где все экспонаты связаны с историей развития ислама у тюрко-татарских народов.

Экспозиция музея включает в себя три части:

  • «Мусульманская цивилизация Поволжья»;
  • «Ислам от эпохи реформаторства до современности»;
  • «Книжная культура татарского народа».

Центровые экспонаты:

  • Коран — занимает центральное место в экспозиции. В музее можно услышать суры, увидеть современные издания Корана и копии уникальных рукописей;
  • Казанский Кремль в формате 3D;
  • интерактивное окно с видами старой Казани;
  • инсталляция «Поющий шамаиль».

Что касается временных выставок, то все они тематические и связаны с традицией и культурой ислама. Например, в музее проходили такие выставки: «Лев Толстой и исламский мир», «Каллиграфия востока в сердце Казани», «Искусство шамаиля», «Арабская графика» и другие.

В музее регулярно проходят мастер-классы: роспись по стеклу, арабская каллиграфия, декупаж. Можно также поучаствовать в увлекательном квесте «Код Кул Шариф»: разгадывая загадки, вы погрузитесь в необыкновенный мир восточных легенд и сказок.

Lene

Внутреннее убранство элементов ансамбля

Интерьеры в молельном и хозяйственно-административном пространстве – плод реализации тысячелетних ремесленных традиций татарского народа. Вам предстанут шедевры уже названных зодчих, художников (дизайнеров, мастеров росписи и специалистов по арабской вязи), резчиков по камню, граверов, кузнецов, лепщиков, краснодеревщиков и каменщиков. Многие из них явились по сути реставраторами.

Гранит, оникс, змеевик и мрамор плавно переходят в резные изгороди из алебастра (ганча или ганджа) или красиво расписанного дерева. А еще выше – в цветастые орнаменты на приделанных холстах или в позолоченную вязь исламских текстов. И по большей части перед нами предстают главные суры Корана. Они взывают к мудрости, доброте и аскезе.

В создании стекол для оконных проемов использованы витражи. Кстати, окна самого купола вырезаны в форме тюльпанов. А все из-за того, что у арабов слово «тюльпан» («лале») похоже по буквам на идиому «во имя Аллаха».

Часть интерьеров украшена сложной причудливой мозаикой (есть еще в Казани такие «прикладники»). Люстра приехала сюда из Чехии (вы увидите натуральное богемское стекло). Ковры, по которым будете ходить – подарок от правительства Ирана. Лепнину же создавала интернациональная артель узких специалистов по восточной орнаментальной пластике.

Основное здание членится на башенку для хранения Корана (сюда поднимается священнослужитель), обзорные веранды, молельных залов для мужчин и женщин, музея (он выше) и комнаты для подготовки к никаху (о нем читатель узнает дальше).

В дополнительном строении (также купольном, но одноуровневом) кроме администрации и прочего персонала пребывают штатные пожарники со всем своим нехитрым инвентарем.

Советы при посещении

Несмотря на то, что посещение территории и здания мечети открыто для всех желающих, это не простое общественное место, а духовная святыня для тысяч мусульман. Поэтому необходимо следовать некоторым правилам, нормам поведения и внешнего вида и уважать мусульманские обычаи.

  • Одежда должна быть максимально закрытая, желательно надеть головной убор (например, платок);
  • Перед тем, как войти в здание, необходимо разуться — посещение мечети в обуви запрещено (бахилы разрешены);
  • Женщинам ни в коем случае нельзя заходить в мужской молельный зал;
  • Необходимо проявлять уважение к окружающим — нельзя проходить перед читающим намаз, создавать шум и суету;
  • Туристам во время молитвы разрешено находится только на специальных площадках на втором этаже мечети.

Соблюдение этих простых правил поможет не только получить удовольствие от красот интерьера и архитектуры мечети, но и глубоко проникнуться исламской культурой, больше понять и прочувствовать религию и традиции мусульман.

Современный вид

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector