Что скрывает история шуховской башни на шаболовке и что ее ждет в будущем

Возвращение

Стали возвращаться домой, да не тут-то было. Пробка скопилась туда и обратно. Не знаю, может кто-то разъехаться не смогли. Простояли минут двадцать, ни туда ни сюда. Благо я знаю этот лес, развернул машину и поехал по другой, лесной дороге, так сказать “козьими” тропами. Пришлось как раз проехать весь лес. Выехали возле санатория “Голубая Ока”, между п. Колодкино и п. Дачный. Ну и спокойно поехали домой.

Вот такая достопримечательность как Шуховская башня сохранилась у нас под городом Дзержинск. Кто не был, советую посмотреть. Загорается башня только три дня в неделю, пятница, суббота и воскресенье и в праздничные дни, с 18:00 до 24:00, А так она открыта с 8:00. По информации ПАО “МРСК Центра и Приволжья” башня будет открыта для посетителей до 22 декабря 2020 года. Но информации, что дальше будет, нет.

Нашёл на сайте контакты Начальника отдела по связям с общественностью Логинову Дарью Анатольевну. Она сообщила в письме что Шуховская башня будет работать каждый день, за что ей огромное спасибо:

Ну всё. Всем пока. Желаю приятных посещений, теперь уже этого уникального памятника архитектуры.

Также читайте: Парк Утиное Озеро Дзержинск, фото.

Фото и описание

Предшественница Останкинской телебашни – Шуховская – была построена в 20-е годы прошлого века и вплоть до 1967 года передавала теле- и радиосигналы. После ввода в эксплуатацию башни в Останкино Шуховская использовалась еще в течение нескольких лет, но сейчас в вещании не участвует. Шуховская башня признана федеральным памятником архитектуры, выдающимся инженерным сооружением и одним из семи произведений русского аванграда, рекомендованных к включению в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда возник вопрос о переносе башни на новое место, в ее защиту выступили не только простые москвичи, но выдающиеся зарубежные архитекторы.

Первая московская телебашня известна также как Шаболовская (по месту своего расположения), но больше под названием Шуховской – по фамилии своего автора – архитектора и изобретателя Владимира Шухова. Кроме строительства сооружений в виде сетчатых стальных конструкций, он также занимался проектированием первых в России нефтепроводов и заводов по переработке нефти.

Здание башни на Шаболовке было новаторским для того времени решением. Ее проект Владимир Шухов разработал еще в 1919 году, а воплотил в металле в 1920-1922 годах. Правда, при реализации проекта из-за дефицита материалов в стране, недавно пережившей революцию и гражданскую войну, размеры башни пришлось уменьшить: вместо запланированных 350 метров она вознеслась над Москвой только на 148 метров. Использование оригинальной сетчатой конструкции сделало расход стали практически минимальным: на строительство Шуховской башни стали было израсходовано в несколько раз меньше, чем на возведение Эйфелевой в Париже.

Кроме оригинальности и экономичности Шуховская башня, как выяснилось со временем, обладает еще и таким качеством, как долговечность. Необходимость ее реставрации была признана уже в нынешнем столетии, а в прошлом веке сооружение трижды обрабатывалось от коррозии, и в 70-е годы была предпринята попытка ее ремонта.

Первые радиотрансляции с Шаболовки начались в марте 1922 года, а регулярное телевизионное вещание – только с 1939-го. В то время сигнал Шуховской телебашни в Москве могли принять всего около сотни телевизионных приемников. В 60-е годы изображение Шуховской башни использовалось в заставке, предварявшей показ телепередач, поэтому ее вполне можно назвать одним из символов советского телевидения.

Фостеровский огурец из Шуховской башни

По-другому шуховская конструкция называется диагрид-система. Диагрид — diagonal grid — диагональная сетка, их сейчас возводят во всем мире. Диагрид-системы — это не только гиперболоидные башни. Существует даже такое понятие как «диагрид-архитектура».

Одно из самых известных сооружений — сорокаэтажная штаб-квартира компании Swiss Re в центре Лондона, здание называется Мэри-Экс. За зеленоватый оттенок стекла и характерную форму лондонцы называют его «огурец», «корнишон» (по-английски The Gherkin). И весь этот «огурец» — самый узнаваемый и красивый небоскреб Лондона — держит диагрид-конструкция. В 2003 году проект получил ежегодную премию Emporis Skyscraper Award как лучший небоскреб в мире.

«Построил это здание Норман Фостер, — рассказывает Сергей Арсеньев. — Архитектор заявляет, что является учеником Шухова. И несущая диагональная шуховская сетка прямо видна на поверхности этого небоскреба, она подчеркнута. Норман Фостер построил по патентам Шухова более двадцати сооружений по всему миру. Кроме Мэри-Экс есть Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне, его картинная галерея перекрыта гигантскими перекрытиями Шухова. Перекрытия двора Британского музея, который носит имя королевы Елизаветы, так и называются: “перекрытия королевы Елизаветы”. И королева за эти перекрытия Норману Фостеру дала титул лорда. А Шухову за его изобретения, открытия никто ничего не дал. Патенты в то время действовали двадцать пять лет, а в СССР вообще семнадцать».

 Помимо сооружений Нормана Фостера есть еще много других известных зданий. Стоит вспомнить самую высокую шуховскую башню в Гуанчжоу. Это вторая по высоте телебашня в мире, односекционный гиперболоид высотой 600 метров. Конструкция ее сетчатой оболочки соответствует патенту Шухова 1899 года

По проектам Фостера создан целый ряд сооружений в Саудовский Аравии. Все перекрытия в гигантском аэропорту Пекина тоже шуховские.

Помимо сооружений Нормана Фостера есть еще много других известных зданий. Стоит вспомнить самую высокую шуховскую башню в Гуанчжоу. Это вторая по высоте телебашня в мире, односекционный гиперболоид высотой 600 метров. Конструкция ее сетчатой оболочки соответствует патенту Шухова 1899 года.

Самая высокая телевизионная башня в Токио имеет сложную структуру, но в ее основе тоже гиперболоид диагридной структуры. По словам Сергея Арсеньева, Шухов эти диагрид-конструкции строил с помощью своей гениальности и логарифмической линейки. После его смерти никто их строить не мог, потому что вычисления очень сложные. И только в 1968 году японцы построили в Кобэ первое сооружение, рассчитав его на компьютере.

Башня в Кобэ, высотой сто с лишним метров, пережила землетрясение в 7,5 балла. Рядом с башней сейчас находится музей землетрясения, где провалы шириной пять-семь метров и глубиной до 20 метров специально оставлены в земле прямо посреди асфальта. Дома уходили под землю. Башне посчастливилось, непосредственно под ней провала не было, а тряску она выдержала. Все остальные здания в городе были разрушены.

Сооружения Шухова и сейчас строят в сейсмоопасных районах. К примеру, в Казахстане, в Алматы, здания специально после постройки одевали в диагридную сетку. Даже в Иране строят шуховские конструкции. Иран трясет сильно, и там есть сетчатые мосты, башни, перекрытия.

«В Иране строят просто на сварке, на болтах, то есть не используют эти находки для хитрых соединений, которые в Европе сделаны разными фирмами, — поясняет Сергей Арсеньев. — Они по-своему используют патент Шухова, не копируя эти сочленения, придуманные в Великобритании или в Германии. Вообще, есть специальные программы для архитекторов, и этими программами пользуются немецкие, норвежские, шведские, чешские специалисты. В некоторых странах есть даже деревянные гиперболоидные башни для обзора окрестностей».

Самая высокая шуховская башня находится в Гуанчжоу, это вторая по высоте телебашня в мире, шестисотметровый односекционный гиперболоид

chinaexpro.ru

Как добраться на машине, общественном транспорте

Для того чтобы добраться до Шуховской башни от центра Москвы можно воспользоваться автомобилем или общественным транспортом:

  1. Автомобиль. путь займет около 15 минут. От Смоленской площади следуют прямо по Садовому кольцу, пересекают реку Москву на Крымском мосту и на развилке уходят на ул. Коровий Вал. На перекрестке с 1-ым Добрынинским пер. поворачивают направо и следуют 600м до ул. 3-ий Люсиновский пер. сворачивают на ул. Люсиновскую через 100 м и следуют прямо до ул. Павла Андреева, здесь поворот направо. Следуют 500 м до ул. Хавской, поворачивают на нее. Через 300 м будет поворот направо на ул. Шухова, здесь и находится башня.
  2. Если нет возможности воспользоваться автомобилем, можно добраться городским транспортом. В этом случае путь займет чуть больше времени – около 30-40 мин. На станции метро «Смоленская» следуют до ст. «Киевская». Здесь выходят и делают пересадку на Кольцевую линию и следуют до ст. «Октябрьская». Делают переход на Калужско-Рижскую линию, следуют до ст. «Шаболовская». От метро переходят на другую сторону по ул. Шаболовка и следуют до башни, которую здесь уже видно.

Шуховская башня, расположенная на Шабаловке, 37, является одной из известнейших инженерных построек прошлого века. Ее появление стало предвестником многих современных телебашен в разных странах мира.

На данный момент силами фонда Шухова и правительства памятник будет постепенно восстановлен. Ответственность за контроль этого процесса возложили на Министерство связи РФ. В скором времени, после окончания ремонтных работ, граждане Москвы и гости столицы вновь смогут увидеть знаменитую башню действующей.

Оформление статьи: Владимир Великий

Еще несколько великих конструкций Шухова

Первой башней Шухова стала гиперболоидная изящная водонапорная башня, построенная к Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде летом 1896 года. К ее баку вела спиральная лестница, по которой любой желающий мог подняться на смотровую площадку. Кроме башни было построено восемь павильонов с сетчатыми перекрытиями

Но именно башня стала «гвоздем» программы и привлекла внимание не только горожан, но и стекольного короля Юрия Нечаева-Мальцева, который приобрел ее по окончании выставки и отвез к себе в имение в Полибино, что в Липецкой области. Там 25-метровая конструкция стоит и по сей день

Новаторский подход в использовании сетчатых конструкций для перекрытий и крыш, представленный Владимиром Шуховым на нижегородской выставке, был применен при строительстве Главного универсального магазина (бывшие Верхние торговые ряды), напротив Кремля. В основе стеклянной крышы ГУМа – стальной каркас, изготовленный из металлических стержней. На его строительство ушло более 800 000 кг металла. Но, несмотря на столь внушительные цифры, полукруглая ажурная крыша кажется легкой и утонченной.

Владимир Шухов принимал участие в строительстве Государственного музея изобразительных искусств им А.С.Пушкина. Перед ним стояло ответственное задание – создать прочные перекрытия кровли, через которые может поступать солнечный свет, поскольку в его проекте не было предусмотрено электрическое освещение экспозиции, и залы должны были освещаться естественным образом. Созданную им трёхъярусную металлостеклянную крышу называют памятником инженерному гению.

По проектам Шухова были сделаны широкие стеклянные полуцилиндрические своды, перекрывавшие галереи магазина «Пассаж» в Петербурге.

Шуховский металлостеклянный дебаркадер над платформами Киевского вокзала в Москве длиной 230 метра, представлявший собой металлостеклянное перекрытие, опиравшееся на стальные арки и весом около 1300 тонн, стал крупнейшим в Европе.

Шуховская башня на Оке. В 1929 году на низком берегу Оки между Богородском и Дзержинском по проекту Шухова были установлены единственные в мире многосекционные гиперболоидные башни-опоры ЛЭП. Из трех пар конструкций, которые поддерживали провода, до наших дней сохранилась только одна.

Кроме архитектурных конструкций Шухов заложил основу современной нефтедобывающей отрасли – по его проектам строились нефтехранилища, нефтепроводы и первый завод по крекингу нефти.

Благодарю Екатерину Ищенко за статью

Самая экономная высотная конструкция

«В России сейчас, к сожалению, такие сооружения не строятся, — сетует Сергей Арсеньев. — Но благодаря диагрид-конструкциям наши ракеты — самые совершенные. Это даже в “Юном технике” писали, это не секретная информация, что боевой ракетный комплекс “Тополь-М”, а также морская ракета нового поколения “Булава” имеют несущую сетку из углепластика, сделанную по той же диагрид-системе».

По словам Сергея Арсеньева, диагрид-система позволяет снизить вес ракеты как минимум на одну, а то и на три тонны, в зависимости от типа ракеты, и увеличить боевой ядерный заряд, доносимый до цели. И поразить намного больше целей за счет добавления еще нескольких боеголовок в многозарядную ракету.

Сетчатые конструкции Шухова начали использовать в авиакосмической отрасли в 1980-х годах, сейчас они изготавливаются серийно для различных ракетных комплексов, включая носитель «Протон-М». Сетчатые конструкции образованы системой ребер, изготовленных из современных композитных материалов методом намотки. В сочетании с высокой удельной прочностью и жесткостью (по отношению к плотности) волокнистых композитных материалов и возможностями технологии непрерывной намотки такой принцип позволяет получать конструкции с уникальными характеристиками, значительно превышающими соответствующие показатели традиционных подкрепленных и трехслойных конструкций, изготовленных как из металлов, так и из композитов.

«Благодаря этим несущим конструкциям не только ракеты, но и наши спутники живут дольше, — рассказывает Сергей Арсеньев. — Раньше спутники делали цельнометаллические. И если там появлялась одна дырочка или что-то отказывало, спутник, как правило, полностью выходил из строя. Иногда они даже месяц не летали, приходилось новый запускать. А сейчас делают как? Берут эту шуховскую сетку, и на нее, как на елку новогоднюю, навешивают елочные игрушки в виде блоков спутника. Причем делают несколько дублирующих блоков на случай отказа. Каждый находится в отдельной герметической упаковке, и между ними идут провода связи».

 Доказано, что шуховская сетка — самая экономная высотная конструкция в мире. В последние годы ведущие отечественные и зарубежные авиастроительные компании рассматривают композитные сетчатые конструкции в качестве перспективных элементов планера пассажирского самолета нового поколения

Доказано, что шуховская сетка — самая экономная высотная конструкция в мире. В последние годы ведущие отечественные и зарубежные авиастроительные компании рассматривают композитные сетчатые конструкции в качестве перспективных элементов планера пассажирского самолета нового поколения.

Гиддля тех, кто интересуется историей инженерного дела создала российская ИТ-компания АСКОН.

Коммуна-общежитие студентов текстильного института

Адрес: 2-й Донской проезд, дом 9

Годы постройки: 1929–1930

Этот дом, построенный архитектором Иваном Николаевым, в отличие от предыдущего был самой радикальной коммуной из построенных в Советском Союзе. Этот выдающийся памятник авангарда известен студентам архитектурных вузов во всем мире: его фотографии можно встретить в учебниках по истории архитектуры ХХ века. Перед Николаевым стояла задача спроектировать студенческую коммуну на две тысячи человек, организованную по принципам нового быта, с минимумом затрат на строительство.

Николаев придумал здание-конвейер, в котором студенты жили по строго установленным сценариям. Все функции были разнесены в разные архитектурные объемы. Для сна был предназначен спальный корпус с маленькими (шесть квадратных метров) ячейками на две койки. Находиться здесь можно было только ночью. Утром студенты просыпались по звонку и отправлялись в санитарный корпус. Здесь в шкафчиках хранились их вещи, учебники и средства гигиены. Студенты принимали душ, делали гимнастику на широких балконах, одевались и по широкому пандусу спускались в дневной блок, где располагались столовая, библиотека и зона, в которой они могли заниматься, если им не надо было идти в институт. Там же стояли кабинки для индивидуальных занятий. Вечером все повторялось в обратном порядке: санитарный блок — ячейки — сон.

В таком духе эта коммуна существовала долго, ведь студентов гораздо проще встроить в такую жесткую схему, чем людей, у которых есть дети.

В свой проект Иван Николаев включил много новаторских приемов. Пандус, по которому студенты спускались из санитарного корпуса в корпус дневного пребывания, был в то время очень модной деталью в мировой архитектуре — его, например, широко использовал Ле Корбюзье. Металлический каркас здания позволил сделать длинные ленточные окна. На крыше над залом для занятий Николаев разместил шедовые окна зубчатого силуэта, которые до этого устанавливали только в заводских цехах. Они рассеивали свет, не давали теней и были практичны при занятиях, скажем, черчением.

Этот дом производил сильнейшее впечатление на современников. В то время вокруг него были пустыри и заводы и коммуна воспринималась как гигантский океанский лайнер, плывущий по волнам как символ новой эпохи.

Эффектно он выглядит и сегодня, несмотря на то, что его он плохо сохранился. Дом долгое время был заброшен, спальный корпус разрушен, так что во время недавней реконструкции его частично построили заново.

Трудности строительства

Во время строительства произошла авария. При подъеме четвертой секции третья сломалась. Четвертая упала, повредив вторую и первую. Для Советского Союза надвигалась военная опасность, башня должна была обеспечить надежную связь между столицей и регионами. Планы правительства срывались, этого советская власть простить не могла.

Инженера Шухова отдали под суд и приговорили к расстрелу, к счастью, условному. Это значило, что если строительство не удастся завершить в срок, то расстрел из условного превратится в настоящий. Сам Владимир Григорьевич в это время переживал глубокую личную драму – у него в один год умирают мать и сын.

Так с Дамокловым мечом над головой талантливый инженер продолжил работу и блестяще завершил ее. Всего за 2 года башня выросла до своей настоящей величины. Гениальный конструктор положил в основу строительства способ плетения крестьянских ивовых корзин.

Башня стала прообразом многочисленных конструкций подобного рода не только на территории Советского Союза (создано 9 подобных сооружений), но и в Китае, Японии, Швейцарии.

История вещания с шуховской башни

Радиопередачи Шуховская башня начала транслировать сразу же после постройки. Первые же телепередачи жители Москвы увидели только в 1939 году. Четыре дня в неделю счастливые обладатели первых телевизоров – в то время в Москве их было около ста – могли наслаждаться идеологическими документальными фильмами о партийных съездах.

С началом Великой отечественной войны трансляции прекратились. Башня вновь превратилась в столичный радиопередатчик. В год Победы телевидение вновь вернулось в Советский Союз, а Шуховская телебашня обрела статус национального символа и стала олицетворением советского телевидения.

Интересно, что во время первых прямых эфиров ведущие не имели права сделать даже малейшей ошибки. Они придумали ритуал «на удачу»: с мыслью о благополучном эфире обходили башню кругом и прикасались к ее балкам у основания.

Трансляции с Шуховской башни прекращены в 2002 году. Территория, на которой она находится, считается закрытой. Попасть на площадку можно только после специально выданного разрешения. Можно также просто подойти к огороженной территории и полюбоваться легендарной конструкцией.

Фото жилой застройки в окрестностях Шуховской башни на Шаболовке

Памятник «Москвичам, погибшим при бомбёжках» (скульптор Лев Муравин) установлен возле дома № 1 по Хавской улице. В 1941 году на этом месте были вырыты землянки, но они не спасали от бомб. Во время одного из налётов погибло немало людей, в огромной воронке даже не смогли найти останков погибших. Пилоты люфтваффе целенаправленно бомбили окрестные кварталы, целясь в Шуховскую башню и промышленные предприятия. За Серпуховским Валом несколько жилых домов сильно пострадали от фугасных бомб.

Гранитная композиция «Русская зима» была изготовлена Муравиным в 1958 году, а спустя два года установлена на месте гибели москвичей. Долгое время это был безымянный народный мемориал, лишь в 2009 году появилась табличка «Москвичам, погибшим при бомбёжках». 

Одной из мишенью фашистов были корпуса стратегического предприятия — ГПЗ-2, одного из ведущих производителей подшипников разного назначения. В 1916 году были построены здания шведской подшипниковой компании «Шарикоподшипник», национализированной после революции и известной в СССР как Второй государственный подшипниковый завод. 

В наши дни заводы закрываются и окрестности становятся привлекательны для инвесторов. Огромные площади между Шаболовкой и Мытной улицей заняты многоэтажными новостройками. 

  • Стадион завода «Красный пролетарий»

Радиобашня и ее окрестности

Зарубежные “сёстры” Шуховской башни

Телебашня, спроектированная Владимиром Григорьевичем Шуховым, стала прародительницей многих подобных сооружений не только в России, но и за рубежом.

Так, например, в японском порту Кобе в 1963 году была построена 108-ми метровая гиперболоидная башня Kobe Port Tower. Используется она как высотная смотровая площадка и может принимать до 3 тысяч туристов в день.

Во время мощного землетрясения 1995 года, когда городу был нанесён колоссальный ущерб, но башня осталась стоять: цела и невредима.

Задний Станислав-Аджигольский маяк (под Херсонесом) также спроектировал сам Шухов. Находится башня у южного берега Днепровского лимана. Маяк высотой 64 метра состоит из 1 секции. Он является самым высоким маяком Украины и входит в список самых высоких маяков мира. Недалеко от него находится и Передний Станислав-Аджигольский маяк высотой 34 метра.

Вторая в мире по высоте (600 метров) гиперболоидная телебашня Гуанчжоу возвышается и в Китае, ее возвели в 2010 году. При проектировании Canton Tower использована идея Шухова. Ежедневно на башню поднимаются до 10 тысяч посетителей.

Современное состояние

Ржавчина и антиаварийные поддерживающие конструкции в виде труб внутри, 2016Поддерживающие опоры, 2015

За всё время существования Шуховская башня ни разу не подвергалась полноценной реставрации. В 1947-м полное исследование башни показало, что основные элементы корродированы на 5 %, анкерные болты на 5-10 %, они были очищены от ржавчины и окрашены. В 1949, 1950 и 1964 годах производилась антикоррозийная покраска её элементов. В 1971 году после исследования состояния башни при участии ЦНИИПСК имени Мельникова укрепили фундамент башни и забетонировали опорные узлы, что усилило коррозию и нарушило конструкцию, которая изначально подразумевалась как подвижная.

В 2003 году Госдума России приняла постановление № 4415‑III по наследию Владимира Шухова. Тогда был учреждён Фонд «Шуховская башня», который возглавил правнук инженера — Владимир Шухов. Специалисты установили, что башня находится в опасности: бетонирование конструкций усилило нагрузку на опоры и привело к деформации, металл оказался сильно подвержен коррозии. Стал обсуждаться вопрос о реставрации башни в первозданном виде с одновременным благоустройством её территории.

В 2009 году Владимир Путин (на тот момент — премьер-министр России) поддержал инициативу министра связи Игоря Щёголева по началу реставрационных работ на Шуховской башне, однако существенных шагов в этом направлении сделано не было.

В 2011 году правительство России выделило 135 миллионов рублей на реставрацию, однако этих средств оказалось недостаточно, и работы отложили. Тогда же объявили конкурс на лучший проект по реконструкции башни и прилегающей к ней территории, победителем которого стала компания «Качество и надёжность». В то же время градозащитники и представители фонда «Шуховская башня» высказались против планов по реконструкции и за обсуждение проблемы на международном уровне путём создания консилиума. По словам Владимира Шухова, возможная перестройка башни лишила бы её архитектурной ценности.

В 2012 году состоялся круглый стол «Наследие академика В. Г. Шухова» в Центральном доме архитектора, где о состоянии памятника, близком к аварийному, заявил начальник отдела обследований зданий и сооружений Александр Мамин. По его словам, Шуховская башня нуждалась в срочной реставрации.

В начале 2014 года заместитель министра связи России Алексей Волин заявил о последовательном разрушении Шуховской башни с выпадением деталей на радиус до 50 метров. Был предложен проект по разбору башни с последующим переносом в другое место. Против данной инициативы выступил целый ряд архитекторов с мировым именем: Рем Колхас, Кэнго Кума, Тадао Андо, Элизабет Дилер, Том Мейн. Свои подписи под открытым письмом президенту России Владимиру Путину о сохранении памятника оставили 38 экспертов. Эту же точку зрения поддержал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Против переноса высказывались и жители Шаболовки. Летом 2014 года среди москвичей был проведён референдум по поводу дальнейшей судьбы памятника: 90 % опрошенных высказалось за сохранение Шуховской башни.

3 июля 2014 года на сайте Минкульта появилось сообщение о том, что Шуховская башня не будет демонтирована. Той же позиции придерживались Министерство связи и Правительство Москвы. Было объявлено о дальнейшем проведении международного конкурса проектов по реставрации памятника.

Осенью 2015 года была демонтирована «антенная» секция Шуховской башни 1991 года постройки. Также Владимир Шухов высказал мысль о консервации объекта и проведении антикоррозийных работ. В марте 2016 года внутри башни была установлена конструкция, поддерживающая стены и снимающая часть нагрузки с каркаса.

В январе 2017 года Российская телевизионная и радиовещательная сеть заказала разработку проектной документации по реконструкции памятника. Цена контракта составила более 32 миллионов рублей.

Архитектура, внешний вид

Строительство башни проходило в начале прошлого века, а именно с 1919 по 1922 гг. Проект создания будущей телебашни сконструировал академик, Шухов В.Г., в чью честь теперь называют саму башню. Ей дают и другие имена – баня Шаболовская, радиобашня, телебашня.

Согласно изначальному проекту башня должна была достигать около 350 м в высоту и таким образом превзойти величину башню Эйфеля в Париже. Кроме того, планировали сделать саму конструкцию легче, почти в 3 раза.

В связи с революционными событиями, волной прошедшими по стране, пришлось корректировать планы. В стране царила разруха, стали для возведения конструкции не хватало. Поэтому башню удалось отстроить высотой в 160 м.

Шуховская башня на Шаболовке по мнению многих считается интересным архитектурным объектом, благодаря своему новаторскому виду.

Первое, что бросается в глаза, при виде башни, это ее огромная металлическая, сетчатая конструкция.

Многие башни были исполнены в подобном виде не только в Москве, но и по всему миру.

Однако, эта считается особенной благодаря лаконичности своих форм – строгая гиперболоидная форма с частыми перекрещивающимися элементами. Э

ти элементы выполняют стальные профили, которые крепятся на кольцах. Издалека такая система крепежа создает вид сетки.

Легкая конструкция может показаться недостаточно прочной, но инженеры постарались сделать так, чтобы нагрузка на сооружение от ветра была минимальной. Специалисты отмечают.

Что для подобного строения, выполненного полностью из скрещенных балок, Шуховская башня обладает удивительно низким весом. При этом все детали во время разработки не требовали особых усилий, все крепежи были выполнены в виде заклепок.

Начало стройки

Планы и реальность

Строительство одной из самых известных теле- и радиобашен мира началось в Москве во время гражданской войны, в 1920 году. Это было время, когда страна была раздираема внутренними политическими противоречиями, вооружёнными конфликтами и хозяйственной разрухой. Но именно в это тяжёлое для страны время Ленин лично распорядился построить радио башню для связи центра с окраинами страны и другими государствами.

Первый проект для такого грандиозного строения русский учёный, архитектор и гениальный изобретатель Владимир Григорьевич Шухов предоставил в 1919 году. В качестве радиоантенны он предложил возвести башню из 9 секций, общей высотой 350 метров. Предполагалось, что весить она будет более 2 000 тонн. Также планировалось, что Шаболовская башня будет построена максимум за год.

Если взять для сравнения Эйфелеву башню, то она равна 305 метрам в высоту и весит 8000 тонн. Неординарность русского гениального проекта заключалась в том, что шуховская телебашня должна была стать выше Эйфелевой, но, при этом, почти в 3 раза легче.

Но Российское государство переживало совсем не лучшие времена: страна была разорена. Не хватало продуктов питания для людей, а уж о материалах для такой масштабной стройки приходилось только мечтать. Основная проблема состояла в том, что в стране, находящейся в такой тяжёлой ситуации, сложно было найти столько металла.

Поэтому Шухову разрешили построить только 150-метровую вышку весом 240 тонн. И даже при таких уменьшенных размерах необходимое количество металла было взято из фонда Военного ведомства только по личному указу Владимира Ильича Ленина.

Но мало было придумать саму конструкцию. Надо было разработать и метод строительства. Ведь не было рабочих инструментов, не было кранов, способных подавать материалы рабочим на такую высоту.

И тут гениальный архитектор Владимир Григорьевич Шухов предложил неординарное решение. Он разработал такой метод строительных работ, при котором верхние секции изготавливались внутри уже готовой, нижней конструкции. А потом, с помощью простых лебёдок секции поднимались и ставились друг на друга.

Работы по строительству высотки начались 14 марта 1920 года. Строителей освобождали от призыва в армию и обеспечивали пайком красноармейца. Но условия были тяжёлые. Всё нужно было сделать в кратчайшие сроки, поэтому полуголодным людям работать приходилось много.

Но… русские люди, русский дух — этого ничем не изменишь! Работы велись по плану, и башня неизменно «росла».

Когда «устаёт» даже металл

Но случилась трагедия. 29 июня 2021 года при подъёме четвёртой секции сломалась третья. Падая, они частично разрушили вторую и первую секции. Специальная комиссия по расследованию причин этой поломки заключила, что сам проект безупречен, а причиной случившегося была «усталость металла».

Но, несмотря на это, главного архитектора Шухова арестовали и, как он сам потом говорил, приговорили к условному расстрелу. Это значило, что если бы при дальнейшем строительстве башни произошёл ещё какой-нибудь аварийный случай или башня не была бы сдана в эксплуатацию к установленному сроку, то приговор был бы приведён в исполнение.

К счастью, всё обошлось. Спустя год, башню полностью построили.

Годы её постройки 1920 -1922. Это была лёгкая, но очень жёсткая и прочная конструкция.

Круглый корпус вышки состоял из 6 секций высотой 25 метров. Каждый ярус — это гиперболоид вращения, то есть такая объемная конструкция, которая состоит из прямых стальных балок. Все башенные элементы скреплены заклёпками в виде стальных колец.

Интересно, что именно телебашня Шухова вдохновила известного писателя Алексея Толстого на создание фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина».

Дом-коммуна РЖСКТ

Адрес: улица Лестева, дом 19

Годы постройки: 1927–1929

Идея домов-коммун, которые должны были воспитывать нового советского человека на принципах полного обобществления быта, зародилась в первой половине 1920-х годов. Первые коммуны стали появляться в 1923–1924 годах: люди просто селились вместе в пустующих квартирах и домах. Но коммуна — это не коммуналка: в ней совместное проживание людей не вынуждено, а продиктовано идеологическими соображениями. Коммунары объединяли свои доходы, а в некоторых случаях делили и личные вещи — одежду, например.

Первый специально выстроенный дом-коммуна появился в 1929 году на Шаболовке — недалеко от Шуховской башни, на улице Лестева (тогда это были Хавский и Хавско-Шаболовский переулки). Он назывался Домом-коммуной рабочего жилищно-строительного кооператива (РЖСКТ) «1-е Замоскворецкое объединение».

Архитектор Георгий Вольфензон спроектировал этот дом так, чтобы он составлял ансамбль с башней, — казалось, она как бы вырастала из него. В первые годы после постройки дом подвергался критике архитекторов: его ругали за недостаточную революционность и экспериментальность, потому что в нем были не только коммуны — длинные коридоры с нанизанными на них комнатами-спальнями на 9–12 человек и общими санузлами и душевыми, — но и отдельные трехкомнатные квартиры.

В середине дома был расположен коммунальный блок — столовая с фабрикой-кухней, клуб с театральным залом, помещения для кружков, библиотека, спортивные секции. На крыше была площадка для солярия, душевые и летний кинотеатр. Обо всем этом с большим теплом вспоминают старые жильцы дома. И обязательно добавляют, что главным развлечением здешних детей было пробежать от одного крыла до другого, не спускаясь на первый этаж, используя коридоры, длинные ленточные балконы, общественный блок и так далее.

Жители дома стали живыми экспонатами: так как это была первая коммуна, сюда часто приезжали делегации, туристы, которым демонстрировали новый быт в действии. Все жильцы должны были подписать согласие с правилами проживания, среди которых был, в частности, запрет на ввоз старой мебели и предметов старого быта вроде икон и принятие пищи в доме где-либо, кроме столовой. Они также все были обязаны отдать детей в ясли и детский сад, находящиеся тут же, и ликвидировать неграмотность в течение одного года — 1930-го.

По этим законам дом просуществовал какое-то время, в 1950-е годы часть, где располагалась коммуна, была расселена, и ее заняло Министерство лесного хозяйства. Сегодня в квартирной части дома до сих пор живут люди, а общественная часть занята офисами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector