Триумфальные ворота на кутузовском в москве: история возникновения и строительства

Триумфальная арка в наши дни

Если сегодня посмотреть на Триумфальную арку в Париже, мы сможем увидеть величественное строение, высота которого достигает практически 50-ти метров, а ширина 44,82 метра. Однако эти сухие цифры, естественно, не могут передать всю величественность и красоту арки. Проект архитектора был воплощен в жизнь в античном стиле. Славу и триумф символизируют собой прекрасные девы с крыльями, которые трубят в фанфары.

Эти скульптуры на арке выполнены архитектором Жан Жаком Прадье, родившимся в Швейцарии, который в свое время был удостоен Римской премии за свои достижения не только в скульптуре, но и в живописи. На арке можно увидеть и скульптуру, носящую название «Марсельеза», которая символизирует протест волонтеров против прусской армии, которой была захвачена Лотаргиния

Привлекает внимание и «Триумф 1810 года» — эта скульптура работы Корто, посвященная подписанию в 1815 году Венского мира. Арку украшают собой и скульптуры «Мир», и «Сопротивление», принадлежащие Этексу

Скульптурная группа со стороны Елисейских Полей «Марсельеза» скульптора Рюда

О последнем скульпторе знают лишь в узких кругах, он, увы, так и не получил мирового признания, хотя его творения и украшают легендарную Триумфальную арку в Париже.

Турист, рассматривающий арку, непременно увидит на ее стенах названия кровопролитных сражений, которые были выиграны Францией в различные времена. На ней навечно выбиты имена величайших французских полководцев. Сама арка окружена ста тумбами, соединенных между собой тяжелейшими цепями, выполненными из прочного чугуна. Это не просто украшение или ограда достопримечательности Парижа.

Именно сто тумб призваны символизировать собой «сто величайших дней» времен правления империей Наполеона Бонапарта. В самой арке тоже найдется интереснейшее, пусть и небольшое, здание, в котором находится музей: в нем посетитель сможет ознакомиться с историей строительства и узнать о триумфальных шествиях, прошедших под Триумфальной аркой.

Скульптурная группа со стороны Елисейских Полей «Триумф 1810 года» скульптора Корто

Если даже знакомиться с Триумфальной аркой в Париже без помощи гида, невозможно не обратить внимания на могилу под ее сводами. Там захоронен не величайший правитель или полководец: в 1921 году там был погребен самый обычный рядовой солдат, погибший на поле боя еще во время Первой Мировой войны, имя которого до сих пор остается неизвестным. Всем посетителям величайшего архитектурного памятника предлагается подняться на арку, с которой можно насладиться панорамой Парижа. Естественно, вид, открывшийся с 50-ти метровой высоты, не идет ни в какое сравнение с тем, что можно увидеть с Эйфелевой башни, однако и он способен привести в восторг любого туриста. Путешественнику, приехавшему за впечатлениями в Париж, обязательно стоит знать, что добираться до Триумфальной арки лучше всего через многочисленные подземные переходы, так как поток автотранспорта возле нее не останавливается даже глубокой ночью. Подняться на арку можно в любой день недели, она открыта для туристов с 10 утра и до 23-00. Правда, за ознакомление с ней придется заплатить небольшую плату в 10 евро.

Скульптурными группами со стороны авеню де ла Гранд-Арме «Сопротивление 1814 года» скульптора Антуана Этекса

По статистическим исследованиям, проведенным туристическими компаниями, можно сделать вывод, что турист, приехавший в Париж, или даже бизнесмен, посетивший Францию с деловым визитом, в первую очередь направляется либо к Триумфальной арке, либо к Эйфелевой башне. Эти два символа, словно магнит притягивают к себе не только гостей столицы Франции, но и самих парижан. В этом нет ничего удивительного, ведь именно Триумфальная арка является тем местом, которое словно зеркало отражает в себе события, произошедшие не только в столице, но и во всей стране в период с начала 19-го века и по наши дни.

Архитектурные особенности

Сооружение представляет собой однопролетную арку, опорой которой служат 2 пилона, вокруг них располагается 12 чугунных колонн. Благодаря этому арка имеет величественный и фундаментальный вид. В нишах между колоннами можно увидеть фигуры воинов в доспехах, на карнизе размещены гербы губерний, принимавших участие в войне с французами. На вершине Триумфальных ворот располагается крылатая богиня победы Ника, управляющая колесницей, в которую запряжено 6 лошадей.

Внимания также заслуживают горельефы с точной проработкой деталей. Один из них называется «Изгнание французов», он изображает бой между русскими и французскими воинами на фоне кремлевской стены. Русские воины ожесточенно сражаются с врагом, обращая его в бегство, композиция символизирует силу отечественной армии, одержавшей победу над завоевателями. Композиция впечатляет своей выразительностью, тем, как застывшая форма передает динамику и накал борьбы. Другой горельеф «Освобожденная Москва» изображает полулежащую женщину, которая опирается на щит с изображением Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. Она олицетворяет Москву, ее окружают мифологические боги и простые люди. Правая рука ее тянется к Александру I, это знак благодарности ему за освобождение города.

Галина Еремина

Барельефы Клодиона и символы геральдики

Автором барельефов с сюжетами военных баталий является французский скульптор Клодион (настоящая фамилия Мишель). Они изображают уже упомянутое нами сражение под Аустерлицем, триумфальный въезд Бонапарта в Мюнхен и Вену, а также падение Ульма, города в Германии, в который император в 1805 году заманил австрийскую армию под командованием генерала Макка и принудил ее сдаться. Кроме того, на барельефах увековечены заключение Пресбургского мира 1805 года между Францией и Австрией, согласно которому Наполеон заполучил ряд итальянских земель, и конгресс в Тильзите (ныне г. Советск в Калининградской области РФ). Здесь в 1807 году был заключен мирный договор между Наполеоном I и Александром I, по которому Россия признавала все завоевания Бонапарта.

Триумфальную арку на площади Каррузель также украшают геральдические символы Итальянского королевства (государства в Северной Италии во времена Наполеона) и собственно бонапартистской Французской империи. После того, как в 1815 году Франция вернула Венеции квадригу святого Марка, венчавшую арку, ее место заняла скульптурная композиция Франсуа Жозефа Бозио и Франсуа-Фредерика Лемо, аллегорически изображающая триумф Бурбонов. С 1871 года арка перестала быть въездными воротами во дворец Тюильри, поскольку не стало самого дворца: его сожгли французские революционеры. Однако это не помешало монументу органично вписаться в 9-километровую историческую ось, которая включает площадь Согласия, Елисейские поля, Триумфальную арку на площади де Голля и Большую арку Дефанс.

Статуя Генриху Магни на Новом мосту в Париже

  Сад Тюильри – парковая зона в самом сердце Парижа

Похожие публикации:

Пирамида Лувра

Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г.
Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа…

Елисейские Поля

У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик — на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи…

Остров Сите – старейшая часть Парижа

Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не..

Опера Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra)

…Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл.
Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свет…

Река Сена

Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь — из Парижа — в Париж — в Ла-Манш, в океан…
За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres…

Поделиться ссылкой:

Что посмотреть рядом

Триумфальная арка служит завершением Людвигштрассе, которая начинается возле большой пешеходной зоны на Одеонплац. Там находится еще один величественный монумент — Фельдхернхалле — открытый павильон с аркадой, посвященный баварским полководцам. Он был построен по приказу Людвига Ⅰ в 1841—1844 гг. по образцу флорентийской Лоджии Ланци. Архитектурная планировка улицы создает километровую визуальную ось, началом которой служит торжественный павильон Фельдхернхалле — «Зал баварских полководцев», а завершением — Триумфальная арка.

Барельеф с батальной сценой,  Qaswed

Врата Победы расположены в самом центре студенческой жизни Мюнхена. Рядом находится университет Людвига-Максимилиана, имеющий рейтинг лучшего университета Германии, а на примыкающей к арке улице Академиштрассе расположена мюнхенская Академия Художеств. В пяти минутах ходьбы от Siegestor на восток раскинулся Английский сад — произведение садово-паркового искусства и самый большой городской парк в мире. От Триумфальной арки на север тянется живописная улица Леопольдштрассе; здесь начинается Швабинг, исторический район проживания мюнхенской богемы, квартал художников. Прогуливаясь по Леопольдштрассе, нельзя не заметить один из символов Швабинга — 17-метровую скульптуру «Шагающий человек» известного американского скульптора Джонатана Борофски.

Смотровая площадка

На самом верху Триумфальной арки в Лиссабоне летом 2013 года была открыта смотровая площадка, с которой открывается великолепный 360-градусный вид на город. За первый год смотровую площадку посетили более 130 тысяч человек. На площадку одного из самых знаковых исторических сооружений города можно подняться на лифте, либо пешком по двум пролетам крутой лестницы в форме спирали.

Со смотровой площадки открывается уникальный вид на самую оживленную пешеходную улицу Лиссабона, на реку Тежу, Кафедральный собор Лиссабона, Монастырь Карму, Церковь святого Роха, Замок святого Георгия и другие достопримечательности города.

Вид со смотровой площадки Триумфальной арки, Руслан Валонен

Во внутреннем пространстве Триумфальной арки, в комнате с часами, можно познакомиться с историей этого архитектурного шедевра: с момента начала строительства и до его завершения. Подняться на вершину арки можно за 3 евро. Это место особенно подходит для того, чтобы наслаждаться видом на берега реки Тежу, откуда португальцы отправляются открывать новые миры и цивилизации, приближаясь тем самым к универсальному пониманию мира.

История Триумфальной арки в Париже

Людовик XIV

В XVII столетии во времена Людовика XIV Лувр и площадь Этуаль соединялись прямой дорогой. Дальше, чтобы добраться до Версаля, надо было свернуть на запад к улице Фош, а дальше авеню Виктора Гюго уводило за границы города. Магистраль получила наименование «Триумфальный путь», которое актуально и ныне. Единой ветвью соединяются арки: Каррузель вблизи Лувра; наполеоновская Триумфальная арка и воздвигнутая в середине прошлого столетия Большая арка, известная как Ла-Дефанс.

Когда свод начал создаваться в 1806 г. под наставлением зодчего Жана Шалыгрена, он находился за границей Парижа, а площадь Звезды соприкасалась с городским блокпостом Шайо. Географически, это верхушка Елисейских полей.

Триумфальная арка фото

Самое интересное, что среди предложенных проектов рассматривался вариант гигантского гранитного слона с расположенным внутри музеем, экспонаты которого, естественно, восхваляли бы наполеоновские победы. Но после некоторых раздумий решено было остановиться на дуге, моделью для которой стала римская арка Тита, имеющая аналогичные колонны и объединяющий их свод.

Триумфальная арка в Париже ночью

Но в сравнении с античным прототипом парижская версия имеет более внушительные габариты: ширину около 45 м, высоту около 50, высоту перекрытия чуть больше 29-и м. Но разве в цифрах изображается бессмертие? Любой парижанин ответит, что линейкой достоинство не измерить.

Картинки Триумфальной арки

Возведение сооружения затянулось на 30 лет. Столько времени понадобилось из-за того, что строительство время от времени останавливалось, поскольку войска Наполеона стали терпеть поражения.

Когда в 1836 году состоялось долгожданное открытие, самого императора уже 15 лет как не было среди живых. Архитектору тоже не суждено было увидеть свой проект завершенным – смерть настигла его, когда только успели заложить фундамент, а продолжил работу Абель Блуэ.

Наполеон Бонапарт

Триумфальная арка стала символом легендарных побед наполеоновской Великой армии. Император настолько был увлечен идеей памятника, что сам заложил краеугольный камень в его основание. После этого ему удалось лишь раз увидеть свою мечту, да и то, в виде макета, когда в 1810 году его посетила Мари-Луиза Австрийская. Чтобы показать будущую гениальность сооружения, на фундаменте установили деревянный скелет и обтянули брезентом, задекорированным под авантажный мемориал.

В следующий и последний раз Наполеон прошелся под сводом в 1840 году, когда Луи-Филипп под натиском последователей Бонапарта привез его останки с острова Св. Елены, и погребальным шествием провел под ним.

Позднее Триумфальная арка в Париже с почестями отправляла по обратную сторону страны живых многих достойных людей: Виктора Гюго, Мак-Магона, генералов Филиппа Леклерка, Жоффра и Фоша, а также маршала Латтр де Тассиньи, Тьера, Лазара Карно и Гамбетта.

Триумфальная арка Париж (фото)

С 1921 года у подножия монумента покоится тлен не короля или генерала, а никем неизвестного солдата, пожертвовавшего жизнью во имя интересов Франции в Первую мировую, о чем на могиле гласит соответствующая надпись.

Спустя 2 года тут вспыхнул вечный огонь, напоминая живым о героической жертве павших воинов. Ежегодно 14 июля у могилы возлагают венки и проводят торжественные парады с участием немногочисленных оставшихся среди нас ветеранов Второй мировой.

Вечный огонь возле Триумфальной арки

Однако процессии под аркой были связаны не только с триумфом. Французы не любят вспоминать об этом унизительном моменте, но когда армия Гитлера захватила Париж, она прошла по Елисейским полям, и победоносно прошествовала под сводами памятника, символизирующего победу. Фюреру отлично было знакомо понятие «триумф», и он понимал, какому унижению подвергает парижан.

История Триумфальной арки в Москве

Считается, что традиция возведения триумфальных ворот зародилась еще в Древнем Риме, на российскую почву ее перенес Петр I. По его приказу их возводили в честь крупных военных побед, в большинстве случаев они были деревянными, часть из них изначально были временными и их разбирали после торжеств, другие уничтожали пожары. Первой каменной постройкой такого типа были Красные ворота, возведенные на месте деревянной арки в период правления дочери Петра Елизаветы. Их разрушили в 1920-е годы в связи с расширением Садового кольца.

Триумфальные ворота в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне также первоначально были деревянными, место для их возведения на Тверской Заставе было выбрано неслучайно — именно здесь обычно встречали императора местные власти и почетные представители высших сословий города. К слову, это не единственная арка, установленная в честь этой военной победы, в Санкт-Петербурге возвели Нарвские ворота, в Новочеркасске также построили две арки.

Деревянные ворота в Москве соорудили в 1814 году, позднее в связи с обветшанием их разобрали. Став императором, Николай I высказал идею возрождения памятника в более долговечной форме по примеру Нарвских ворот в Петербурге, которые были выстроены заново в камне. Работы возглавил известный архитектор того времени Осип Бове, подготовивший проект сооружения, возведение которого началось в 1829 году, строительство затянулось из-за нехватки средств и незаинтересованности местных властей, открытие ворот состоялось только в 1834 году.

Игорь Новиков

Пилоны арки изготовили из кирпича, чугунные скульптуры отливали в Тульской губернии на Мышечском заводе, для облицовки стен использовался белый камень, его добывали в селе Татарово, находившемся под Москвой. Монументальное сооружение изобиловало деталями, имеющими символическое значение и отдающими дань благодарности храбрости русских воинов. На фронтоне с обеих сторон (на русском и латинском языках) была установлена надпись в честь освободителя народа — Александра I. Справа и слева от ворот возвели кордегардии (помещения для караула).

В 1870-е годы под аркой запустили линию конки, в конце XIX века на смену ей пришел электрический трамвай. В канун празднования 100-летнего юбилея окончания Отечественной войны проводился косметический ремонт Триумфальной арки, уже при советской власти осуществлялись более масштабные работы по обновлению сооружения. В 1936 году в связи с реконструкцией Тверской Заставы ворота разбирают, перед этим сооружение измерили, создали подробные чертежи и сделали фотографии, ведь арку планировали отреставрировать и вернуть на прежнее место. Большая часть элементов хранилась в филиале музея архитектуры имени А. В. Щусева, который находился на территории Донского монастыря.

Ворота так и не установили — началась Великая Отечественная война, во время которой 11 из 12 чугунных колонн арки переплавили для военных нужд. На длительное время о Триумфальной арке забыли и только в 1965 году приняли решение о восстановлении этого значимого памятника. Так как многие элементы к тому времени пришли в негодность, ворота практически полностью воссоздали, среди подлинных деталей, установленных на сооружении — колесница Победы, фигуры воинов (символизирующие Твердость и Храбрость), летящие славы.

Были внесены и некоторые изменения — кирпичные пилоны заменили железобетонные, белый облицовочный камень — гранитом и серым крымским известняком. Надписи на фронтонах также подверглись корректировке, в них нет больше упоминания об императоре, что вполне объясняется советской идеологией, акцент в них сместился на похвалу народу, совершившему подвиг. Часть сохранившихся оригинальных элементов ворот можно увидеть в экспозиции Музея архитектуры, в Скульптурном дворике.

Сергей Архипкин

Установить арку на прежнем месте не получилось — она уже не вписывалась в изменившийся ансамбль площади, тогда выбрали место на Кутузовском проспекте. Почему именно это место? Рядом находилась панорама «Бородинская битва», тематически связанная с сооружением. Открытие воссозданной арки проходило в 1968 году. К площадке у ворот ведут подземные переходы. Со временем сооружению потребовалась реставрация, которую провели перед празднованием 200-летия окончания войны 1812 года. Помимо работ на самой арке были организованы меры по благоустройству прилегающей территории — появились новые цветники, изменения коснулись и системы художественной подсветки.

Продолжение сюжета

Следующие дни были похожи на предыдущие. Равик проживал в своем отеле. Хозяйка относилась к нему хорошо, хоть и знала, что у него не было документов. Хирург уже несколько раз из-за этого попадал в полицию.

Клиника процветала, все больные обращались к доктору Дюрану за помощью. На самом деле он только усыплял пациентов, а все операции проводил Равик. Дюран прослыл хорошим хирургом, но он платил своему помощнику за его труд и молчание.

Однажды Равик встретился со своим другом — Морозовым, который работал в ночном заведении «Шахерезада». Хирург заметил у него на столе статуэтку Мадонны и подумал о Жоан.

Тогда он решил посетить девушку и застал ее в плохом настроении. Хирург договорился с другом и устроил ее работать в ночной клуб. А во время обеда в кафе Равик увидел гитлеровского палача, который пытал его и девушку Сибиллу. Она не выдержала издевательств и повесилась в лагере. Своими подозрениями мужчина поделился с Морозовым, но тот ему не поверил.

Между Равиком и Жоан развивались серьезные отношения. Они поняли, что просто созданы друг для друга, когда гуляли под Триумфальной аркой. Но иногда хирург пытался отдалиться от девушки. Их разделяла большая разница в возрасте и принадлежность к разным социальным классам. Равик думал, что певица все равно бросит его, поэтому их роман не может длиться долго.

Его мысли также постоянно занимало появление гестаповца. И во время обеда с Морозовым он снова увидел своего палача. Опять в памяти хирурга всплыли воспоминания о времени, проведенном в лагере. Мужчина бежал из Германии вместе с Сибиллой, но гитлеровцы их поймали. Равик выдержал все испытания и допросы, а девушка не смирилась с пытками и погибла.

Чтобы забыть эти страшные моменты, мужчина принял решение отправиться к морю вместе с Жоан. Неделю они провели вместе на средиземноморском побережье. Но хирургу стало скучно, хотя он часто играл в казино. А Жоан такая жизнь понравилась, ее увлекли развлечения. Равик это не одобрил, он порвал с певицей и вернулся в Париж.

Хирург был слишком отзывчивым человеком, он решил помочь женщине после того, как на нее обрушилось здание. В это время появилась полиция и попросила его предоставить документы. Патрульные заставили его проехать с ними и депортировали Равика в Швейцарию.

Триумфальная арка — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Триумфальная арка», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

– У меня есть инструменты и лекарства, – сказал он. – Не волнуйтесь.

Они забрались на грузовик. Мотор затарахтел. Машина тронулась. Хозяйка стояла в дверях и махала рукой.

– Куда мы едем? – спросил кто-то полицейского.

– Не знаю.

Равик стоял рядом с Розенфельдом и новоявленным Гольдбергом. Розенфельд держал в руках круглый футляр. В нем были Сезанн и Гоген. Он напряженно о чем-то думал.

– Испанская виза, – сказал он. – Срок ее истек прежде, чем я успел… – Он осекся. – А Крыса все-таки сбежал, – добавил он. – Маркус Майер сбежал вчера в Америку.

Грузовик подпрыгнул на ходу. Все стояли, тесно прижавшись друг к другу. Почти никто не разговаривал. Машина свернула за угол. Равик посмотрел на фаталиста Зейденбаума.

– Вот мы и снова в пути, – сказал тот.

Равику хотелось курить. Сигарет в карманах не оказалось. Но он вспомнил

– в чемодане есть большой запас.

– Да, – сказал он. – Человек может многое выдержать.

Машина миновала авеню Ваграм и выехала на площадь Этуаль. Нигде ни огонька. Площадь тонула во мраке… В кромешной тьме нельзя было разглядеть даже Триумфальную арку.

Note1

1. Вечно твой Шарль (фр.).

Note2

2. Сделано в Германии (англ.).

Note3

Грязные иностранцы (фр.).

Note4

«Да здравствует!» (исп.)

Note5

– (1) Закуски (фр.).

Note6

(2) Розовое вино (фр.).

Note7

Дорогая (фр.).

Note8

Вид паштета (фр.).

Note9

Полное удаление гениталий (лат.).

Note10

Наклонное положение пациента на операционном столе.

Note11

Дерьмо (фр.).

Note12

«С моей блондинкой» (фр.).

Note13

«Говорите мне о любви» (фр.).

Note14

Час отчаяния и грез

Note15

«Последний вальс» (фр.).

Note16

Винета – сказочный город, якобы опустившийся на дно Балтийского моря.

Note17

Дорога, идущая но берегу Средиземного моря из Ниццы в Геную.

Note18

Один из крупнейших в мире бриллиантов, находящийся в короне английских королей.

Note19

«Я буду ждать» (фр.).

Note20

Путеводитель, выпущенный издательством «Бедекер»

Note21

«Родстер» – двухместный открытый автомобиль с двумя запасными сиденьями.

Note22

«Огненные кресты» – название фашистской организации во Франции.

Note23

«Я буду ждать…» (фр.).

Note24

«Часовня, озаренная луной» (фр.).

Note25

«Дом свиданий» (фр.).

Note26

Грязные евреи (фр.).

Note27

Потеха, веселье (англ.).

Note28

Люблю тебя (итал.).

Note29

Ты любишь меня? (итал.).

Note30

Я всегда была с тобой (итал.).

Note31

Поцелуй меня (итал.).

Note32

Без тебя… я погибла (итал.).

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector