Расписание служб в храме алтуфьево

Содержание:

Содержание

  • 1 Россия 1.1 Архангельская область
  • 1.2 Белгородская область
  • 1.3 Волгоградская область
  • 1.4 Воронежская область
  • 1.5 Ивановская область
  • 1.6 Калмыкия
  • 1.7 Карелия
  • 1.8 Красноярский край
  • 1.9 Москва
  • 1.10 Московская область
  • 1.11 Нижегородская область
  • 1.12 Пермский край
  • 1.13 Свердловская область
  • 1.14 Тверская область
  • 1.15 Ярославская область
  • 1.16 Другие регионы

2 Украина
3 Молдавия
4 Белоруссия
5 Румыния
6 Швейцария
7 Другие
8 Не действующие, не сохранившиеся
9 См. также
10 Примечания

Волгоградская область

  • Крестовоздвиженская церковь — в станице Скосырской (ныне не существует).
  • Крестовоздвиженская церковь — в станице Глазуновской (ныне не существует).

Москва

  • Крестовоздвиженская церковь (Московский Кремль) (1681).
  • Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве.
  • Храм Воздвижения Креста Господня в Никольском единоверческом монастыре (1806).
  • Храм Воздвижения Креста Господня на Воздвиженке.
  • Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке.
  • Храм Илии Пророка (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове.
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в селе Преображенском (старообрядческая) (1811).

Московская область

  • Кресто-Воздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в селе Лукино.
  • Крестовоздвиженская церковь в Серпухове.
  • Собор Воздвижения Животворящего Креста Господня, Успенского Брусенского монастыря в Коломне (1855).
  • Храм Воздвижения Честнаго Креста в cеле Давыдово.
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в городе Коломна (1837—1930, реставрирована в 1980-х годах).
  • Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Дарне — в селе Дарна Истринского района.
  • Крестовоздвиженский храм (село Сокольниково).

Нижегородская область

  • Крестовоздвиженский женский монастырь — в Нижнем Новгороде (бывший Зачатьевский).
  • Церковь Воздвижения Креста Господня — в селе Тимонькино.
  • Крестовоздвиженский храм — в селе Большое Окулово.

Пермский край

  • Крестовоздвиженский собор — на территории Белогорского Николаевского мужского монастыря.
  • Крестовоздвиженский храм Животворящего Креста Господня — в селе Серга.

Свердловская область

  • Крестовоздвиженская церковь — в Екатеринбурге.
  • Крестовоздвиженский собор — на территории Верхотурского Николаевского монастыря.

Другие регионы

  • Крестовоздвиженский собор Свято-Юрьева монастыря под Новгородом (1823).
  • Крестовоздвиженский собор в Калининграде (1930).
  • Крестовоздвиженский собор в Омске.
  • Крестовоздвиженский собор в Санкт-Петербурге (XVIII век).
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в селе Аннино Рязанской области.
  • Крестовоздвиженский храм в Ижевске.
  • Крестовоздвиженская церковь в Иркутске (1747—1758).
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в Ливадии.
  • Крестовоздвиженская церковь в Кисловодске.
  • Крестовоздвиженский храм в Кронштадте
  • Крестовоздвиженский храм в Уфе.
  • Крестовоздвиженский храм Казанского Богородицкого монастыря (XIX век).
  • Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь в п. Кылтово Республика Коми (XIX век).
  • Крестовоздвиженский женский монастырь в Кизляре, Дагестан.
  • Крестовоздвиженский монастырь в Севске Брянской области.
  • Кресто-воздвиженский южный престол Храма Казанской иконы Божией Матери О́птиной пу́стыни в Калужской области (1811, восстановлен в 1996 году).

Воскресная школа

Организованная при Воздвиженской церкви Воскресная школа, ежегодно набирает слушателей в 4 группы детского и подросткового возраста. Самым маленьким преподают Закон Божий, проводят занятия в творческих кружках. Детям постарше – Закон Божий, Церковнославянский язык, Церковное хоровое пение и репетиции будущих спектаклей.

Детям среднего возраста преподают Священное писание Ветхого и Нового Завета, Церковнославянский язык, хоровое пение и проведение спектаклей. Старшей группе добавлены занятия по Христианской нравственности.

В Воскресной школе дополнительно организованы разнообразные кружки, развивающие интерес к труду и творчеству, такие как вышивание, иконопись. Есть свои клубы – молодежный и военно-патриотический «Страж». Обучение проводится бесплатно.

Между оврагом и проезжим трактом

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке пришёл к нам из полного смут и волнений XVII века (впрочем, какие века на Руси были спокойными?). В середине XVII века у самой Москвы-реки между знаменитой Смоленской дорогой и оврагом, в который свозили навоз из находившихся неподалёку царских конюшен, начали строительство каменного храма. Этот овраг дал название образовавшимся впоследствии Вражским переулкам. После того как его вычистили, он стал именоваться Чистым Вражком.

Новое здание храма, возводимое на месте прежней, пришедшей к тому времени в негодность деревянной постройки, строилось восемнадцать лет и было завершено в 1658 году. Тогда же было совершено его освящёние в честь Воздвижения Креста Господня. Храм на Чистом Вражке неслучайно посвящён этому величайшему событию.

Людская память ещё хранила ужасы Смутного времени, к которым добавилась горечь, вызванная церковным расколом, поэтому с неиссякаемой надеждой обращались их взоры ко Кресту – символу любви и жертвенности Господней. Унаследовав его от Древней Византии, Москва приняла вместе с ним и почётный статус «Третьего Рима».

Современное состояние

Описание

Внутреннее убранство храма Церковь принадлежит к редкому в XVIII веке типу «иже под колоколы». Круглый основной объём диаметром около 12 м (внутреннее пространство — крестообразное в плане) увенчан восьмигранным верхним ярусом. С севера, юга и востока к барабану примыкают три апсиды. Окна главного барабана типичны для московского барокко — над вытянутыми в высоту окнами первого света расположены небольшие, вытянутые в длину ложные окна «второго света» (на их месте, возможно, были настоящие окна, позднее заложенные).

В 1993—1995 гг. церковь получила новую трапезную, заменившую небольшую трапезную 1986 г. и новую колокольню. После их сооружения площадь храма увеличилась более чем вдвое, но он не только лишился своих пропорций, но и скрыл находящийся северо-западнее церкви господский дом усадьбы.

Одновременно была выполнена заново вся отделка интерьеров. Фасады и внутренний вид храма украсили мозаичные панно очень высокого качества, но не вписывающиеся в стилистику здания.

Со стороны Алтуфьевского пруда церковь обнесена современным решётчатым забором со стилизованными под барокко двумя башнеобразными объёмами по углам (в одном из них находится часовня, в другой — церковная лавка) и диссонирующими с ними эклектичными воротами в центре.

Просветительская деятельность

При храме работает детская воскресная школа и занятия для взрослых, творческие кружки и секции, детский хор церковного пения, Центр Православной Культуры «Мое Отечество», Молодежный клуб «Алтуфьево», библиотека для прихожан, в течение года проводится цикл концертов.

Социальная деятельность

В храме действует группа «Милосердие». Настоятель храма и сотрудники посещают социальный приют для детей и подростков «Алтуфьево», каждое третье воскресенье месяца производится благотворительная выдача одежды нуждающимся, оказывается помощь пожилым одиноким прихожанам храма. Проводятся совместно с молодежным клубом «Алтуфьево» поездки в Дома престарелых Можайского района и Московский Хоспис № 2. Регулярно проходят благотворительные ярмарки.

Расписание служб, режим работы

Выходных дней в Храме не бывает, он всегда открыт для прихожан и паломников. Богослужения проводятся ежедневно. Божественная Литургия начинается утром в 8:40. Заказные молебны служатся ежедневно в 8:00. К вечеру в 17:00 начинается вечерня, следом за ней утреня. В дни христианских праздников и воскресные дни проводятся две Божественные Литургии, одна в 6:40, другая в 9:40.

В часы, когда службы нет, в храме всегда присутствует священник и послушник – дежурный по храму, они всегда помогут вошедшему, ответят на любой вопрос. Храм открывается для прихожан в 8:00 и закрывается в 20:00. В воскресные и праздничные дни Храм открыт с 6:30.

Внутреннее убранство

Убранство церкви содержит барочный оттенок. Храмовые двери из дерева, сделанные в XVI веке, доставлены из Троицка-Голенищева.

Установлен в храме четырёхъярусный отчеканенный из меди иконостас, чертежи которого разработал Карп Золотарев.

Иконостас церкви Воздвижения Креста Господня Московского Кремля

Золотарёв выполнил наброски, по которым изготовлены киоты из слюды, в коих размещены иконы с представленными сценами Страшного Суда и Страстей Господних, написанные Иванами Салтановым и Безминым.

Икона «Поклонение Кресту», которую на холсте написал Богдан Салтановый, пребывала в церкви, в алтаре. На иконе изображаются: император Константин и царица Елена, царь Алексей Михайлович,  царица Мария Ильинична и патриарх Никон.

В Крестовоздвиженской располагается в меру Креста Господня Распятие, которое изготовлено в 1687 году  резчиком Новоспасского монастыря старцем Ипполитом. От этого Распятия имеет место второе название Церкви — Распятская.

Реликвии и святыни

Василий Познанский, «Богоматерь Благодатное Небо»Василий Познанский, «Богоматерь Умягчение злых сердец»Василий Познанский, «Спаситель в терновом венце»

Овраг, угрожавший храму

Кроме всех прочих забот прихожанам предстояло решить весьма важную задачу, о которой давно уже велись разговоры. Дело в том, что храм был выстроен рядом с оврагом. Со временем и без того отвесный склон стал осыпаться, и его край угрожающе приближался к фундаменту здания, создавая тем самым опасность обрушения. Требовалось срочно укрепить склон, а для этого были необходимы средства.

Как всегда, на помощь пришёл добровольный жертвователь. На этот раз им оказался купец Иван Степанович Виноградов. На собственные средства он соорудил опорную каменную стену, предотвратившую дальнейшее расширение оврага и исключившую всякую опасность, угрожавшую зданию. Это довольно внушительное сооружение сохранилось до наших дней.

Уже на исходе века храм претерпел последнюю дореволюционную перестройку. Его в очередной раз расширили, по-иному устроили северный и южный приделы. В таком виде он и вошёл в новое столетие. К этому времени при нём действовала богадельня, рассчитанная на шестнадцать человек.

Приход и хор храма

Приход церкви многочислен, активно участвует в церковной жизни и мероприятиях, которые он проводит вне своих стен. Обширны контакты прихожан с детскими, патриотическими, военными и ветеранскими организациями. Многое делается прихожанами для содержания в порядке огромной территории храма. Здесь чистые дорожки в парках в летний период, нет сугробов в зимний, на всех подходах к храму.

Большой популярностью пользуется церковный хор. Мелодичное пение храмовых певчих вызывает, даже у случайных посетителей, чувство духовного очищения и легкости, то, что верующие называют благодатью Божьей.

Современное состояние

Описание

Внутреннее убранство храма Церковь принадлежит к редкому в XVIII веке типу «иже под колоколы». Круглый основной объём диаметром около 12 м (внутреннее пространство — крестообразное в плане) увенчан восьмигранным верхним ярусом. С севера, юга и востока к барабану примыкают три апсиды. Окна главного барабана типичны для московского барокко — над вытянутыми в высоту окнами первого света расположены небольшие, вытянутые в длину ложные окна «второго света» (на их месте, возможно, были настоящие окна, позднее заложенные).

В 1993—1995 гг. церковь получила новую трапезную, заменившую небольшую трапезную 1986 г. и новую колокольню. После их сооружения площадь храма увеличилась более чем вдвое, но он не только лишился своих пропорций, но и скрыл находящийся северо-западнее церкви господский дом усадьбы.

Одновременно была выполнена заново вся отделка интерьеров. Фасады и внутренний вид храма украсили мозаичные панно очень высокого качества, но не вписывающиеся в стилистику здания.

Со стороны Алтуфьевского пруда церковь обнесена современным решётчатым забором со стилизованными под барокко двумя башнеобразными объёмами по углам (в одном из них находится часовня, в другой — церковная лавка) и диссонирующими с ними эклектичными воротами в центре.

Просветительская деятельность

При храме работает детская воскресная школа и занятия для взрослых, творческие кружки и секции, детский хор церковного пения, Центр Православной Культуры «Мое Отечество», Молодежный клуб «Алтуфьево», библиотека для прихожан, в течение года проводится цикл концертов.

Социальная деятельность

В храме действует группа «Милосердие». Настоятель храма и сотрудники посещают социальный приют для детей и подростков «Алтуфьево», каждое третье воскресенье месяца производится благотворительная выдача одежды нуждающимся, оказывается помощь пожилым одиноким прихожанам храма. Проводятся совместно с молодежным клубом «Алтуфьево» поездки в Дома престарелых Можайского района и Московский Хоспис № 2. Регулярно проходят благотворительные ярмарки.

Святыни

Казанская икона Пресвятой Богородицы

  • Казанская икона Пресвятой Богородицы;
  • Икона Пресвятой Богородицы «Всецарица» (благословение монастыря Ватопед, Святая гора Афон);
  • Икона святителя Тихона, Патриарха Всероссийского с частицей гроба;
  • Икона преп. Макария Желтоводского, Унженского с частицей мощей;
  • Икона преп. Сергия Радонежского с частицей мощей;
  • Икона преп. Паисия Святогорца с частицей земли с могилы Преподобного (Благословение монастыря апостола Иоанна Богослова в Суроти, Греция);
  • Икона блаженной Матроны Московской с частицей гроба;
  • Икона священномученика Фавия, еп. Римского с частицей мощей;
  • Казанская икона Пресвятой Богородицы;
  • Икона Пресвятой Богородицы «Всецарица» (благословение монастыря Ватопед, Святая гора Афон);
  • Икона святителя Тихона, Патриарха Всероссийского с частицей гроба;
  • Икона преп. Макария Желтоводского, Унженского с частицей мощей;
  • Икона преп. Сергия Радонежского с частицей мощей;
  • Икона преп. Паисия Святогорца с частицей земли с могилы Преподобного (Благословение монастыря апостола Иоанна Богослова в Суроти, Греция);
  • Икона блаженной Матроны Московской с частицей гроба;
  • Икона священномученика Фавия, еп. Римского с частицей мощей;
  • Икона святого блаженного Августина, еп. Иппонийского с частицей мощей;
  • Местночтимый образ Казанской иконы Божией Матери;
  • Чудотворная икона прп. Макария Желтоводского с частицей мощей (в левом приделе храма);
  • Ковчег с частицами мощей святителя Ионы, митрополита Московского и Киево-Печерских старцев в правом приделе храма;
  • Медальон с частицей мощей священномученика Фавия (Фабиана);
  • Медальон с частицей мощей святого блаженного Августина, Епископа Иппонийского;
  • Мощевик с частицами мощей многих святых.

Не действующие, не сохранившиеся[ | ]

  • Крестовоздвиженский монастырь в Москве.
  • Храм Воздвижения Креста Господня Крестовоздвиженского монастыря в Москве.
  • Собор Воздвижения Честного Креста Господня Ново-Алексеевского монастыря (с XIX века) в Москве (1692).
  • Крестовоздвиженский храм Алексеевского стародевичьего монастыря в Москве (1692—1926).
  • Крестовоздвиженский храм при Ямских училищах в Москве (1886—1930).
  • Храм Воздвижения Креста Господня (Армянская) в Москве (1779—1930).
  • Маровский Крестовоздвиженский мужской монастырь в посёлке Красные Мары (1642—1780, 1885—1927, восстанавливается с 2009 года).
  • Крестовоздвиженский собор (зимний) в Соликамске Пермского края (1709—1929, восстанавливается с 2005 года).
  • Крестовоздвиженская церковь (1787—1933) в Туле.
  • Храм Воздвижения Креста Господня в Элисте (XIX в. — 1939).
  • Крестовоздвиженский храм в Смоленске (2-я пол. XVIII века).
  • Крестовоздвиженская церковь (1800—1930) в Муроме.
  • Воздвиженская церковь — разрушена в 1930-е годы с. Архангел Владимирской области.
  • Крестовоздвиженская церковь — одно из названий Мироносицкой, Тихвинской церкви в Харькове (XVII—1841—1930).
  • Крестовоздвиженская церковь в Днепропетровске (1901).
  • Крестовоздвиженская церковь на Пересыпи в Одессе.
  • Воздвиженская церковь при Казанском Императорском Университете.
  • Воздвиженская церковь при 1-й Императорской гимназии в Казани.
  • Крестовоздвиженский придел Успенской церкви Архангельска (2-я половина XVII века, с 2000 года восстанавливается).
  • Крестовоздвиженская церковь в селе Подъяковлево Новосильского района Орловской области.

Архитектура и убранство

Церковь принадлежит к редкому в XVIII веке типу «иже под колоколы». Круглый основной объём диаметром около 12 м (внутреннее пространство — крестообразное в плане) увенчан восьмигранным верхним ярусом. С севера, юга и востока к барабану примыкают три апсиды. Окна главного барабана типичны для московского барокко — над вытянутыми в высоту окнами первого света расположены небольшие, вытянутые в длину ложные окна второго света (на их месте, возможно, были настоящие окна, позднее заложенные).

В 1993—1995 гг. церковь получила новую трапезную, заменившую небольшую трапезную 1986 г. и новую колокольню. После их сооружения площадь храма увеличилась более чем вдвое, но он не только лишился своих пропорций, но и скрыл находящийся северо-западнее церкви господский дом усадьбы.

Одновременно была выполнена заново вся отделка интерьеров. Фасады и внутренний вид храма украсили мозаичные панно очень высокого качества, но не вписывающиеся в стилистику здания.

Со стороны Алтуфьевского пруда церковь обнесена современным решётчатым забором со стилизованными под барокко двумя башнеобразными объёмами по углам (в одном из них находится часовня, в другой — церковная лавка) и диссонирующими с ними эклектичными воротами в центре.

Строительные работы, произведённые в XVIII веке

Вновь построенный и освящённый в честь Воздвижения Креста Господня храм на Чистом Вражке хранил свой облик сравнительно недолго. В 1701 году любимец царя Петра I князь Василий Шереметев, возымев желание послужить Богу не только душой, но и капиталами, основательно перестроил его, а спустя семь лет к основному зданию был добавлен дополнительный придел, увенчанный главкой с крестом.

Но прежде чем расстаться с XVIII веком, храм успел ещё раз изменить свой вид. В период с 1761 по 1782 г. на средства добровольных жертвователей, а ими всегда славилась Москва, в нём были произведены значительные работы. В результате перестроили и увеличили алтарь, трапезную и возведённый в начале века придел. Надо отдать должное строителям. Возводя новые стены, они бережно сохранили кирпичную кладку XVII века – об этом свидетельствуют проведённые недавно исследования.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве, построенный в 1763 году, не дожил до настоящего времени в своем первоначальном виде. То, что осталось от того времени, в архитектурном плане, является поздним барокко. Объемно представлен четверик с округлыми углами и ризалитами, один ризалит выделен под алтарь, остальные для входов.

В этом проявилась оригинальность, не наблюдаемая у других храмов. Наружные стены украшены выступами, углублениями и обрамлениями окон своеобразно выгнутыми, ложными окнами. К концу 80-х количество прихожан стало расти, и к основному зданию пристроили трапезную, но эта мера не изменила ситуацию, вместить всех верующих церковь не могла.

В «лихие» 90-е была произведена масштабная реконструкция храма, по проекту архитектора Надеждина Николая Владимировича. Первоначально у церкви был круглый объем с диаметром 12 м и верхним ярусом в виде восьмигранника и колокольней.

После реконструкции, храм лишился старой колокольни, а на ее месте оборудован многогранник с застекленными окнами, после чего сооружение утратило историческую ценность. Площадь стала в два раза больше, но не получилось пропорциональности. Раньше храм считался подколокольным, теперь он перестал быть таковым, бывшая звонница была уничтожена.

Ригели, к которым были подвешены колокола, сняли. Произвели остекление проемов, а потолок бывшей звонницы был расписан, и рядом поставили новую трехъярусную колокольню.

Появились новые пределы, алтарь переоборудовали, он стал больше и вместительнее. Все пристройки сделаны под основное старое здание. Части декора покрасили в красный цвет. Такой прием, как элемент декора, создан специально – умышленное искажение.

Дополнительно выстроенные две часовни на территории храма, усилили архитектурный ансамбль.  Одна над родником – в честь преподобного Макария Желтоводского, другая в честь Святого Уара, в ней отпевают усопших, здесь же лавка церковная.

О храме

Храм Вознесения за Серпуховскими воротами был построен в конце XVII ст., однако освятили его лишь в 1700 г. Сначала это была обычная деревянная церквушка, впоследствии перестроенная во внушительное здание из кирпича с просторным двором и оградой.

Человеческий взор поражает богатое внутреннее убранство этого святого места. Интерьер украшают арки с золотой росписью, великолепные иконы в полный рост, красивая предалтарная стена, серебряная икона Святой Троицы – ветхозаветной, искусно выполненные свечные ящики.

Церковь состоит из двух частей: нижнего и верхнего храма, в стенах которых хранится множество икон с мощами святых. Главные святыни храма Вознесения Господня возле метро Серпуховская:

  • Четыре мозаичные иконы, выполненные в полный человеческий рост: Покров Богоматери, Святой Николай, целитель Пантелеймон, Господь Вседержитель.
  • Частицы мощей Николая Чудотворца Мир Ликийского, Георгия Победоносца, святых Киприана и Устины, Серафима Саровского, целителя и великомученика Пантелеймона, княгини Февронии и князя Петра Муромских и др.
  • Престол Иерусалимской иконы Богоматери.
  • Ковчег с мощами Преподобного Алексия.
  • Иверская Божия Матерь.
  • Престол Святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца.
  • 9 мучеников Кизических.
  • Икона Вознесения Господня.

Многострадальный храм у станции метро Серпуховская пережил на своем веку несколько разрушений и реконструкций. Наиболее серьезным перестройкам он был подвержен в первой половине XIX ст.

В 1930 году после закрытия церкви по решению атеистической советской власти была разрушена колокольня, ограда и несколько важных построек.

Полезная информация:

  • Адрес: Москва, Большая Серпуховская ул., 24.
  • Контактный номер телефона: (499) 236-81-27.
  • Как добраться до церкви: ехать до станции метро Серпуховская или Добрынинская.

Современное состояние

Крестовоздвиженская церковь построена в стиле, который имеет название «под звоном». Этот архитектурный тип был широко распространен в русском зодчестве начала XVI столетия. Такие оригинальные сооружения воздвигались только на территории Древней Руси, в западных странах не существует подобных аналогов. В большинстве своем проекты «под звоном» предстают в качестве небольших столпообразных церквей, но дают большой простор для фантазии зодчего.

  • Восьмигранный ярус звона располагается прямо над помещением собора. Основной объем круглой формы имеет диаметр 12 метров. К световому барабану храма пристроены три апсиды. Окна второго яруса создавались в стиле московского барокко.

    Центральный иконостас Крестовоздвиженского храма в Алтуфьево

  • Центральный престол церкви освятили во славу Воздвижения Креста, левый — в честь святителя Макария Желтоводского, правый — преподобного Ионы, бывшего настоятелем собора. В Крестовоздвиженском соборе находятся чрезвычайно чтимые православной традицией иконы: список Казанской Богородицы, образы Сергия Радонежского и Матроны Московской.

Социальная работа, повседневная жизнь

Не остается без внимания храма забота «о сирых и убогих», как заповедано Спасителем.  В храме имеется группа «Милосердие», для людей из этой группы – правило: в день Светлого Христова Воскресения и в День Победы, посещать хоспис и поддерживать находящихся там больных. Привозятся подарки, сладости, фрукты.

Под особой опекой храма находится детский приют «Алтуфьево». Для детей организуются праздники, приобщение к труду и поиску утешения в молитве. По особым дням для нуждающихся, в храме бесплатно раздают одежду. Оказывается помощь одиноким прихожанам, производятся выезды в Дом престарелых в подмосковном Можайске. Устраиваются благотворительные ярмарки.

История

Первая церковь в селе Алтуфьево, на реке Самотышке, известна с 1564 года, в 1687 году упоминается уже каменный храм.

Новая церковь была сооружена на средства И. И. Вельяминова в 1760—1763 годах, так как существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, — и от этой ветхости вся разселась…».

В конце XVIII века церковь была перестроена (внутри устроен гладкий потолок, отделивший свод от нижнего пространства, над сводом храма поставлена новая колокольня («иже под колоколы»). Coopужена трапезная. Внутреннее убранство, глава и крест датировались XIX веком.

Во время Отечественной войны 1812 года имение было разорено, церковь разграблена: «Ограблено неприятелем часть церковной утвари и ризницы, свечи, денег на 15 рублей…».

В XX веке

Храм оставался действующим (за исключением небольшого перерыва в 1941 году).

В 1960 году Алтуфьево вошло в черту Москвы, и здесь началось массовое жилое строительство. Храм дворянской усадьбы мог вместить лишь малую долю своих новых прихожан. Поскольку об открытии храмов в Москве до 1988 года не могло быть и речи, первоначально удалось добиться разрешения пристроить к храму деревянную паперть. В начале перестройки, в 1986 году, приход получил возможность вместо деревянной паперти пристроить к храму с запада относительно большой каменный объём. Это в известной степени решало проблему тесноты, но сильно искажало исторический облик редкого памятника архитектуры середины XVIII века.

В 1989—1990 годах построено новое здание крестильного храма.

В 1992—1995 годах по инициативе настоятеля храма архимандрита Ионы (Карпухина) и по благословению патриарха Алексия II была осуществлена реконструкция храма, в результате которой нетронутой осталась лишь его подкупольная часть. По мнению искусствоведов, перестройка храма исказила его первоначальный облик и уменьшила историческую ценность здания.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Святыни: Чтимая икона Казанской Божией Матери Чтимая икона прп. Макария Желтоводского Расписание: ежедн. (кр. понед.). Утреня и Литургия в 7 и 10 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч.

Храм построен в 1759—63 в селе Алтуфьеве, на реке Самотышке, на средства и в усадьбе И. В. Вельяминова, с колокольней над зап. пристройкой, без трапезной, на месте каменного храма 1687 (его предшественник известен с 1564). В конце XVIII в. перестроена (внутри устроен гладкий потолок, отделивший свод от нижнего пространства, над сводом храма поставлена новая колокольня («иже под колоколы»). Coopужена трапезная. Внутреннее убранство, глава и крест — XIX век. в стиле барокко. Над храмом — колокольня (ярус-звонница открытый). Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Перестроен в 1986 (деревянная зап. паперть-пристройка заменена на кирпичную с каменным сводом и четырьмя окнами на сев. и юг, пол покрыт мрамором, coopужено крыльцо и металлические фигурные навесы над каждым из трех входов). В 1989— 90 построено («Союзтрансэкспо») новое здание крестильни, стилизованное под барокко, с арочными окнами, полукруглым алтарным выступом, в 1992 расширена трапезная (освещена вместе с колокольней в 1995). Главный престол — Воздвижения Креста Господня, приделы — преподобного Макария Желтоводского и Унженского (левый); святителя Ионы, митрополита Московского (правый), приставной (осв. в 1980 для того, чтобы по праздникам и воскресеньям можно было служить по 2 обедни) — святого мученика Трифона.

Святыни: особо чтимые иконы — список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сёл Алтуфьева, Бибирева и Медведкова). При храме — детская воскресная школа.

Приписаны часовни: у источника — преподобного Макария Желтоводского (около храма) и блаженной Ксении Петербургской на Лианозовском кладбище.

История

Первая церковь в селе Алтуфьеве, на реке Самотышке, известна с 1564 года, в 1687 году упоминается уже каменный храм.

Новая церковь была сооружена на средства И. И. Вельяминова в 1760—1763 гг., так как существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, — и от этой ветхости вся разселась…».

В конце XVIII в. церковь была перестроена (внутри устроен гладкий потолок, отделивший свод от нижнего пространства, над сводом храма поставлена новая колокольня («иже под колоколы»). Coopужена трапезная. Внутреннее убранство, глава и крест датировались XIX веком.

Во время Отечественной войны 1812 года имение было разорено, церковь разграблена: «Ограблено неприятелем часть церковной утвари и ризницы, свечи, денег на 15 рублей…»

Храм оставался действующим (за исключением небольшого перерыва в 1941 году).

В 1960 году Алтуфьево вошло в черту Москвы, и здесь началось массовое жилое строительство. Храм дворянской усадьбы мог вместить лишь малую долю своих новых прихожан. Поскольку об открытии храмов в Москве до 1988 года не могло быть и речи, первоначально удалось добиться разрешения пристроить к храму деревянную паперть. В начале перестройки, в 1986 году, приход получил возможность вместо деревянной паперти пристроить к храму с запада относительно большой каменный объём. Это в известной степени решало проблему тесноты, но сильно искажало исторический облик редкого памятника архитектуры середины XVIII века.

В 1989—1990 годах построено новое здание крестильного храма.

В 1992—1995 годах по инициативе настоятеля храма архимандрита Ионы (Карпухина) и по благословению Патриарха Алексия II была осуществлена недопустимая с точки зрения охраны архитектурного наследия реконструкция храма, в результате которой нетронутой осталась лишь его подкупольная часть. В царское время подобные «инициативы» строго пресекала Императорская Археологическая комиссия.

По мнению искусствоведов, перестройка храма исказила его первоначальный облик и уменьшила историческую ценность здания.

Воскресная школа

Организованная при Воздвиженской церкви Воскресная школа, ежегодно набирает слушателей в 4 группы детского и подросткового возраста. Самым маленьким преподают Закон Божий, проводят занятия в творческих кружках. Детям постарше – Закон Божий, Церковнославянский язык, Церковное хоровое пение и репетиции будущих спектаклей.

Детям среднего возраста преподают Священное писание Ветхого и Нового Завета, Церковнославянский язык, хоровое пение и проведение спектаклей. Старшей группе добавлены занятия по Христианской нравственности.

В Воскресной школе дополнительно организованы разнообразные кружки, развивающие интерес к труду и творчеству, такие как вышивание, иконопись. Есть свои клубы – молодежный и военно-патриотический «Страж».  Обучение проводится бесплатно.

История возведения храма

Самое первое документальное упоминание об усадьбе Алтуфьево приходится на 1585 г., период правления государя Феодора Иоанновича. В это время поселение принадлежало ключнику по фамилии Мякишев. Деревянную церковь, построенную на реке Самотышке в 1564 г., через 120 лет переделали в каменную.

Церковь Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Усадьба Алтуфьево безмятежно процветала, пока не наступили Смутные времена, до глубины потрясшие Отечество. К XVII столетию поселение пришло в упадок и совершенно опустело. Хозяевами стали называть братьев Акинфовых, род которых благоприятно повлиял на становление деревни.

  • В 1687 г. их потомок, Никита Акинфов, спланировал возведение каменного собора. Божий дом воздвигли в короткие сроки, назвав его сначала Крестным, а через некоторое время Воздвиженским.
  • В середине XVIII века семья Акинфовых решила продать усадьбу, очередным владельцем стал И. Вельяминов. Хозяин первым делом занялся постройкой новой церкви, потому что устаревшее здание стало абсолютно непригодным для проведения богослужений.
  • Возведение собора Воздвижения продолжалось четыре года, он красовался внешней отделкой, выполненной в архитектурном стиле позднего барокко. Крестовоздвиженский Храм получил необходимую колокольню над западной частью, но здесь не было трапезной комнаты.
  • В 1766 г. И. Вельяминов решился продать собственное имение, которое в последующие годы несколько раз сменило владельцев. Через два десятка лет село приобрел богатый помещик С. Куракин, происходивший из знатного древнего рода. Он принялся модернизировать не только усадьбу, но и Крестовоздвиженский собор, форму которого в некоторых частях изменили. Наконец, храм обзавелся собственной трапезной, а над сводом здания воздвигли новую колокольню, настелили гладкий и ровный пол.

На заметку! Во время наступления французской армии на Москву в 1812 г. селение Алтуфьево было полностью разграблено. Церковь Воздвижения потеряла свое имущество: неприятели украли ризницы, свечи, некоторые иконы и финансовые запасы братии.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Добраться до Храма просто, он находится у края Московской кольцевой автодороги на пересечении с Алтуфьевским шоссе. На другой стороне Алтуфьевского шоссе, находится закрытый пост ГАИ, называемый в народе «Антошинским», именно в этом месте снимался известный сериал «Глухарь».

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево после реконструкции утратил историческую ценность в глазах историков, но несмотря на это, он приобрел более нужную в современной жизни культурную и религиозную ценность в глазах прихожан. Миссия такого места — нести людям веру, надежду на лучшую жизнь и любовь к ближнему.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Возникновение

Первое упоминание о подмосковной деревне Алтуфьево относится ко времени правления царя Федора Иоанновича, а точнее к 1585 году. В ту пору это поселение принадлежало Неупокою Дмитриевичу Мякишеву, который служил ключником Хлебенного дворца. Деревня располагалась на берегу небольшой речушки Самотышки.

Алтуфьево процветало до тех пор, пока не наступили Смутные времена. К XVII веку село постепенно пришло в упадок, а вскоре и вовсе опустело. В то время хозяевами деревни были два брата – Иван и Архип Акинфовы. Именно с этим родом и будет связана дальнейшая жизнь поселения в ближайшие сто лет.

В 1687 году потомок братьев Акинфовых, Никита Иванович, который являлся думным дворянином, начал строительство каменной церкви. Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве построили в кратчайшие сроки. После его возведения село стало называться сначала Крестным, а затем и Воздвиженским.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector