Почаевская лавра

Лавра в конце ХХ — начале ХХІ столетий

Бывший экскурсионный офис

Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова

В подземном храме Иова Почаевского

в Лавре с особенным размахом отпраздновали 300-летие освобождения обители от турок (при Збаражской войне 1675 года). Лавра принимала у себя многих иерархов, клириков, паломников, богомольцев. Всенощное бдение совершалось с чтением акафиста перед чудотворным образом Почаевскои иконы Божьей Матери. На празднование собралось много народа, огромной чередой подходили верующие для елеосвящения. За Божественной литургией после чтения Евангелия митрополит Львовский и Тернопольский Николай объявил слово Святейшего Патриарха Московского Пимена, в котором он благодарил всех за совместную молитву, поздравляя братию лавры с праздником.

В 1970—1980 годах Лавра все ещё была под давлением Советской власти и КГБ. Так известно, что ещё весной 1985 года представители высшей киевской власти распорядились останавливать все автобусы, направлявшиеся в Лавру, чтобы люди не смогли отпраздновать в ней Пасху.

В середине 1980-х годов Почаевская Лавра сблизилась с Троице-Сергиевой Лаврой. Численность почаевскои братии в это время немного увеличилось за счет иноков Сергиевой обители.

В 1988 году во время празднования 1000-летия Крещения Руси в Лавре собралось много тысяч паломников, Божественную литургию служил целый сонм иерархов во главе с митрополитом Варшавским и всей Польши Василием. С тем, кроме этих торжеств, Лавре было предоставлено разрешение на прописку молодых послушников и монахов, то, в чём власть отказывала уже десятки лет. Число монастырской братии снова начало расти. Уже в те годы Почаевская Лавра становилась одной из главных святынь православного мира.

5 августа 1990 года Лавра отмечала 750-летие со дня основания. В этот день её посетил новоизбранный Патриарх Московский Алексий II, возглавивший праздничные торжества. Это было первое в истории посещение Московским Патриархом Почаевской Лавры. В это время по благословению наместника Лавры архимандрита Онуфрия (Березовского) (1988—1990) стали появляться первые печатные издания, рассказывали о жизни обители, были открыты Свято-Духовский скит, а затем и воскресная школа, монахов стали приглашать для преподавания Закона Божия в местную среднюю школу, а детский хор на богослужения в Лавре.

В 1992 году наместник Почаевской Лавры епископ Иаков (Панчук) поддержал митрополита Филарета (Денисенко) в обособлении от Русской православной церкви, которое позже переросло в раскол в Украинской Православной Церкви. Епископ Иаков пропагандировал среди монахов идею создания независимой Украинской Православной Церкви, но братия Лавры негативно относились к этому. Постепенно конфликт достиг своего апогея на праздник Вознесения 1992 года, когда Иаков самовольно стал поминать Патриарха Константинопольского и снятого с должности митрополита Киевского и всея Украины и лишенного сана Харьковским собором епископов Украинской православной церкви Московского патриархата Филарета и Президента Украины Леонида Кравчука. После литургии, во время обеда в трапезной братия потребовали у Иакова объяснить эти нововведения, ответа на что наместник не дал. Ночью братия ударили в набат, вошла в покои наместника и вместе с группой богомольцев и без насилия попросила покинуть монастырь, и с торжественным пением братии «Достойно есть» епископу Иакову пришлось оставить монастырь.

Новым наместником Лавры был избран иеромонах Феодор (Гаюн), в том же 1992 году на праздник Почаевской иконы Божьей Матери возведённый в сан епископа. Во время его наместничества Лавре были возвращены часть её бывших угодий, сады и некоторые монастырские постройки. Бывший музей атеизма превратили в Богословскую школу, превращённую позднее в Почаевскую духовную семинарию. Бывшую психиатрическую больницу начали перестраивать под гостиницу для паломников. В 1997 году владыку Феодора перевели на Каменец-Подольскую епископскую кафедру, и братия избрали своим наместником архимандрита Владимира (Мороза)

Сразу же после его избрания произошло важное изменение в статусе монастыря: он стал ставропигиальный, то есть подчиненным управлению только митрополиту Киевскому Владимиру (Сабодану). С приходом нового наместника в Лавре начался новый наиболее интенсивный этап ремонтных и строительных работ: восстановление Успенского собора, реставрация колокольни, мощение двора перед Троицким собором… Также произошло восстановление гостиницы для паломников, возведение двух мельниц, устройство монастырского сада и пасеки, открытие различных мастерских, бетонирование дороги и прочее

К 2000-летию Рождества Христова на лаврском дворе была построена и освящена новая часовня.

(Слово о печали века сего)

Когда кого из нас постигает тяжкое несчастие, то мы, обыкновенно, предаемся малодушию и унынию. А другие и еще хуже делают: от уныния переходят к отчаянию и погибают. Разумно ли это? Очевидно, нет. Если попал в яму, надобно стараться выбраться из нее, а не копать глубже; и если тонешь, все усилия нужно употребить, чтобы достигнуть берега, а не нарочно на дно погружаться. Кого посетит скорбь, тот прежде всего должен напомнить себе, что у всех нас есть общий Отец, над всеми нами Бог всевидящиий и правосудный, от Которого не могут утаиться печали наши, и Который всегда может и готов подать руку помощи в них. Зачем же Его оскорблять безнадежностью? Зачем Его оставлять и о Нем забывать? Этим делаем мы тяжкий грех».

Нехорошо, говорится в слове о печали века сего, предаваться безмерной печали и изнемогать; но когда постигнет скорбь, нужно смириться пред Богом. Возверзи, сказано, на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54, 23). Поэтому не скорби много, ибо скорбь многих погубила, и облегчения в ней не найдешь; и излишняя печаль кончается смертью, она же сокрушает сердце. Как моль точит одежду и червь дерево, так и она точит его. Не будем же впадать в безнадежное уныние; но к Богу в слезах, с воздыханиями и молитвою обратимся и чрез это от Него помощь и избавление примем».

Скажем опять и мы от себя: не будем изнемогать в несчастьях, оставим малодушие и уныние, и исцеление от смертной тоски не будем искать в каких-нибудь нелепых, иногда суеверных средствах. Но когда томительная скорбь будет тяготить душу нашу, то скорее в слезной молитве повергнемся пред Господом, откроем скорбь свою и печаль свою Ему возвестим. Он милосерд, и потому или пошлет нам Свою благодатную силу, которая даст душе нашей терпение и великодушие, или от всех бед и скорбей и совершенно избавит. Аминь.

(Слово о печали века сего)

Когда кого из нас постигает тяжкое несчастие, то мы, обыкновенно, предаемся малодушию и унынию. А другие и еще хуже делают: от уныния переходят к отчаянию и погибают. Разумно ли это? Очевидно, нет. Если попал в яму, надобно стараться выбраться из нее, а не копать глубже; и если тонешь, все усилия нужно употребить, чтобы достигнуть берега, а не нарочно на дно погружаться. Кого посетит скорбь, тот прежде всего должен напомнить себе, что у всех нас есть общий Отец, над всеми нами Бог всевидящиий и правосудный, от Которого не могут утаиться печали наши, и Который всегда может и готов подать руку помощи в них. Зачем же Его оскорблять безнадежностью? Зачем Его оставлять и о Нем забывать? Этим делаем мы тяжкий грех».

Нехорошо, говорится в слове о печали века сего, предаваться безмерной печали и изнемогать; но когда постигнет скорбь, нужно смириться пред Богом. Возверзи, сказано, на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54, 23). Поэтому не скорби много, ибо скорбь многих погубила, и облегчения в ней не найдешь; и излишняя печаль кончается смертью, она же сокрушает сердце. Как моль точит одежду и червь дерево, так и она точит его. Не будем же впадать в безнадежное уныние; но к Богу в слезах, с воздыханиями и молитвою обратимся и чрез это от Него помощь и избавление примем».

Скажем опять и мы от себя: не будем изнемогать в несчастьях, оставим малодушие и уныние, и исцеление от смертной тоски не будем искать в каких-нибудь нелепых, иногда суеверных средствах. Но когда томительная скорбь будет тяготить душу нашу, то скорее в слезной молитве повергнемся пред Господом, откроем скорбь свою и печаль свою Ему возвестим. Он милосерд, и потому или пошлет нам Свою благодатную силу, которая даст душе нашей терпение и великодушие, или от всех бед и скорбей и совершенно избавит. Аминь.

Гонения на монастырь в конце 1950-х-1960-х годах

Продажа куполов для храмов

На период правления в СССР Никиты Хрущева, который активно проводил антицерковную политику, пришлись самые большие гонения на Лавру от коммунистических властей. Целью гонения было тотальное и планомерное искоренение религии и монастыри попали под «горячую руку» в первую очередь. Процесс ликвидации монастырей начался в 1958 году, когда значительно повысился налог, установленный в 1945 году, на здания и монастырские угодья. Теперь монастыри должны были платить ежегодно 4 тысячи рублей за одну сотку земли. Так, Почаевский монастырь должен был выплачивать 400 тысяч рублей за свои 10 га пахотной земли.

Вскоре, эти земельные участки, которые обеспечивали монастыри продуктами питания, были отобраны (Постановление Совета министров СССР от 16 октября 1961 года). У Лавры были конфискованы поля и сады, теплица и пасека, огород, сушилка, водокачка, состав и прочее. В 1961 году у неё отобрали так называемый «архиерейский дом», находившийся на территории Лавры, «Святые ворота» с прилегающими к ним помещениями, затем небольшой жилой корпус. В результате вообще были отобраны все здания, прилегающие к Лавре. В доме нынешней семинарии, что стоит у подъёма к Святым Воротам, власть быстро устроила «музей атеизма» так, чтобы ни один паломник не смог пройти мимо. Много ценных вещей и книг перешло в музей. Гостиницу для паломников переоборудовали в психиатрическую лечебницу. Лавре было запрещено нанимать рабочих для работ в мастерских или для сельскохозяйственных работ. Запрещено было проводить любые ремонтно-реставрационные работы. Молодых монахов в монастыре принимать запрещали, старые справиться с работой не могли, тем более не были в состоянии платить грабительские налоги. Монастырь держался за счёт народных пожертвований. Но власти нашли способ, как искоренить и народные пожертвования: упомянутым выше постановлением 1961 года запрещались все «организованные паломничества к святым местам», изымались монастырские гостиницы, запрещалось также ночевать в монастырских церквях.

И такой «мягкий» способ закрытия монастыря не сработал. Тогда власти начали прямое, жестокое давление на всех связанных с Лаврой людей: монахов, послушников, богомольцев. К монахам (несмотря на сан и возраст) монастыря милиция и КГБ применяли в данный период: жестокие физические и психологические издевательства, лишение прописки в монастыре, сфабрикованные медицинские комиссии (физически и психически здоровых монахов часто насильно забирали в психбольницы, обнаруживали у них несуществующие инфекционные заболевания, физически непригодных к службе в армии монахов, могли насильно забрать в вооруженные силы), побои и, наконец, суды, аресты, отправление в тюрьмы и лагеря. Также беспощадные издевательства применялись и к верующим лавры, богомольцам, защитникам монастыря. Жестоко карались те люди, которые помогали монастырю, или могли оказывать сопротивление незаконным действиям милиции и КГБ. Также верующим (даже паломникам) не разрешалось ночевать на территории монастыря, не разрешалось принимать верующим в свои дома на ночевку паломников.

В противоположность притеснениям монахами писалось много обращений в высшие органы власти. Писали к Святейшему Патриарху Алексию I, в Совет по делам религии, особенно много писали власти как местной, так и Всеукраинской и всесоюзной. Но все эти обращения были в основном безуспешными. Автор религиозно-просветительских программ русской службы Би-би-си епископ Василий (Родзянко) считал, что на судьбу монастыря положительно повлияло участие митрополита Антония Сурожского, привезшего в редакцию восемьдесят писем из СССР, на основе которых была сделана специальная радиопередача о притеснениях монахов и намерении закрыть лавру.

В 1961 году в Почаевской Лавре было 140 монахов, через несколько лет их осталось только 35. И все же монастырь выстоял, в чём сыграли роль такие выдающиеся факторы, как достаточно сильная стойкость к гонениям среди тогдашних монахов и то, что монастырь был расположен не в большом городе, а в простом городке Почаев в глубине Украины, чем не обращал на себя особого внимания.

Игуменство Иова Почаевского

С игуменства Иова Почаевского (1617/1623 — 1649) отсчитывается новая эпоха в истории Почаевской обители. Преподобный Иов Почаевский (1551-1651) был великим аскетом, сторонником безмолвия и уединения. Сохранилась пещера, в которой святой подолгу молился. В Житии преподобного описан случай озарения этой пещеры необычным светом на протяжении более двух часов. У святого игумена под схимнической (монашеской) одеждой была власяница (рубашка из грубой ткани) с веригами (железными цепями, носимыми для смирения плоти). Настоятель обители обладал кротким и ласковым нравом.

Трудами и заботами преподобного Иова обитель Почаевская преобразилась. Были открыты школа и типография, построены оборонительная стена вокруг обители, множество келий и хозяйственных построек. К тому времени относится строительство Свято-Троицкой церкви на месте явления Божией Матери (сейчас на этом месте Свято-Успенский храм). Игумен Иов выкопал на горе колодец с кристально чистой водой.

На время игуменства преподобного пришелся конфликт с наследником помещицы Анны Гойской — протестантом Андреем Фирлеем. У монастыря отобрали часть угодий, похитили церковную утварь и чудотворную икону Божией Матери. Только после наказания Божьего в виде беснования жены Фирлей согласился вернуть Почаевский образ в обитель. Это произошло не позднее 1641 года.

Распространение православной литературы в то время служило средством защиты Православия от влияния католицизма. На этом поприще много потрудился преподобный Иов Почаевский. Он был автором сборника сочинений, посвященных Православной вере. Его сочинения долгое время хранились в Почаевской Лавре под названием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В 1884 году ее перепечатали в книгу «Пчела Почаевская».

История Почаевской лавры

Об истории Успенско-Почаевской лавры миру стало известно из труда протоиерея Андрея Хойнацкого «Почаевская Успенская лавра. Историческое описание». Этот труд вместил в себя всю историю монастыря, включая рассказ о святынях, достопримечательностях и том, как выглядела обитель в разные времена

Андрей Хойнацкий много работал с архивными документами, почти в каждом из которых идет речь о важности Лавры для юго-запада Руси

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Основание обители

В 1240-1241 годах, на горе, недалеко от Нового Почаева, была образована Успенская-Почаевская обитель. На протяжении трех веков обитель разрасталась, но со временем опустела. Лишь в 1597 году, благодаря помещице Анне Гойской, которая принесла в стены обители чудотворную икону Божьей Матери из Орлинского монастыря, Лавра постепенно вновь вернулась к своей естественной жизни.

В это время монахи Успенско-Почаевской лавры принимают решительные меры против унии. Среди таких активных духовных деятелей можно назвать преподобного Федора, князя Острожского, святого митрополита Фотия, преподобного Иова — игумена Почаевского монастыря и священномученика Макария — архимандрита Овручского. Однако, каково бы ни было сопротивление, в 1713 году и до 1831 года Лавра попала под власть униатов. Лишь в 1833 году обитель была возвращена Православной церкви, в это же время был ею получен статус лавры и присвоение 4 места среди существующих на территории России.

Период войн и разорения

Первая мировая война принесла в монастырь разорение, кроме того, обитель заняли австрийские войска. Казалось бы, ровно через год, в 1916 году, русские войска приходят в Лавру и монастырь можно считать освобожденным, но нет — с 1920 года Успенско-Почаевская лавра переходит в правление польского митрополита. Вернуть лавру в Русскую церковь удалось лишь в 1939 году.

Внутреннее убранство Преображенского собора Почаевской лавры

Известно, что в годы правления Хрущева, известного своей антицерковной политикой, обитель подверглась довольно сильным гонениям. По всей стране в это время происходило истребление церквей и монастырей, такая же судьба ждала и Почаевскую лавру. В 1961 году у обители были отобраны все земельные участки, позволяющие обеспечивать ее продуктами. Но самым ужасным было то, что теперь в том здании, где ныне обустроена семинария, коммунисты сделали музей атеизма, осквернив тем самым это место. Однако, несмотря на то, что лавра была разорена, и из числа служивших в ней монахов осталось меньше половины, обитель выстояла.

В 90-е годы в Лавре начался новый этап — в 1991 году при обители открывают духовное училище, затем переименованное в семинарию, а в 1997 году здесь устраивают Свято-Духов скит.

Как возникло название обители

Успенско-Почаевская лавра расположилась в 70 километрах от города Тернополя и в 24 километрах от города Кременец. По стилю застройки совершенно все здания монастыря принадлежат неорусскому стилю. И застройки, и сама живописная местность создают непревзойденный образ святыни украинской земли.

Согласно многочисленным преданиям, повествующим о Почаевской лавре, такое название эта обитель получила неслучайно. Дел в том, что в этих местах протекала река — Почайна, в которой по преданиям крестил жителей Киева сам князь Владимир.

Также, согласно легендам, в 1240 году было такое знамение — несколько монахов и пастух увидели в столпе огненном Богородицу, а после отпечаток стопы Матери Божией так и остался на камне, а место ее появления было ознаменовано целебным источником.

(Слово о печали века сего)

Когда кого из нас постигает тяжкое несчастие, то мы, обыкновенно, предаемся малодушию и унынию. А другие и еще хуже делают: от уныния переходят к отчаянию и погибают. Разумно ли это? Очевидно, нет. Если попал в яму, надобно стараться выбраться из нее, а не копать глубже; и если тонешь, все усилия нужно употребить, чтобы достигнуть берега, а не нарочно на дно погружаться. Кого посетит скорбь, тот прежде всего должен напомнить себе, что у всех нас есть общий Отец, над всеми нами Бог всевидящиий и правосудный, от Которого не могут утаиться печали наши, и Который всегда может и готов подать руку помощи в них. Зачем же Его оскорблять безнадежностью? Зачем Его оставлять и о Нем забывать? Этим делаем мы тяжкий грех».

Нехорошо, говорится в слове о печали века сего, предаваться безмерной печали и изнемогать; но когда постигнет скорбь, нужно смириться пред Богом. Возверзи, сказано, на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54, 23). Поэтому не скорби много, ибо скорбь многих погубила, и облегчения в ней не найдешь; и излишняя печаль кончается смертью, она же сокрушает сердце. Как моль точит одежду и червь дерево, так и она точит его. Не будем же впадать в безнадежное уныние; но к Богу в слезах, с воздыханиями и молитвою обратимся и чрез это от Него помощь и избавление примем».

Скажем опять и мы от себя: не будем изнемогать в несчастьях, оставим малодушие и уныние, и исцеление от смертной тоски не будем искать в каких-нибудь нелепых, иногда суеверных средствах. Но когда томительная скорбь будет тяготить душу нашу, то скорее в слезной молитве повергнемся пред Господом, откроем скорбь свою и печаль свою Ему возвестим. Он милосерд, и потому или пошлет нам Свою благодатную силу, которая даст душе нашей терпение и великодушие, или от всех бед и скорбей и совершенно избавит. Аминь.

Русская Православная Церковь

История

Успенская Почаевская лавра была основана на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-41 гг. затворниками Киево-Печерской лавры, бежавшими после разорения Киева ханом Батыем.

Со временем Лавра стала приходить в запустение. Обитель была вновь устроена помещицей Анной Гойской, принесшей сюда в 1597 г. из Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. До перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.

В 1596 г. монахи Почаевской лавры решительно выступили против унии. Во времена литовского правления на Волыни главными духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками унии были преподобный Феодор, князь Острожский, и святой митрополит Фотий, а также преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (†28 октября / 10 ноября 1651 г.), и священномученик Макарий, архимандрит Овручский († 1678 г.).

С 1713 по 1831 гг. монастырь находился под властью униатов. Возвращенная Православной Церкви, обитель в 1833 г. получила статус лавры (с присвоением ей четвертого места в числе тех, что существовали в Российской империи).

Во время Первой Мировой войны в 1915 г. монастырь был занят и разорен австрийскими войсками. В мае 1916 г. приходят русские войска, но в сентябре 1920 г. Волынь занимают поляки, и Лавра переходит под юрисдикцию митрополита Варшавского и всей Польши. С 1939 г. обитель снова находится в молитвенном общении с Русской Церковью.

В августе 1990 г. торжества по случаю 750-летия обители возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

В 1991 г. при Лавре открыто духовное училище (с 1994 г. — Почаевская духовная семинария).

С 1997 г. монастырь имеет ставропигию Предстоятеля Украинской Православной Церкви.

При Почаевской обители устроен Свято-Духов скит.

Храмы

  • собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 г., впоследствии в нем были сооружены два придела — в 1842 г. в честь свт. Николая Чудотворца и в 1859 г. в честь блгв. вел. кн. Александра Невского);
  • храм прп. Иова Почаевского (пещерный);
  • Троицкий собор;
  • Похвальная церковь;
  • часовня в честь 400-летия перенесения Почаевской чудотворной иконы Божией Матери;
  • часовня в честь 2000-летия Рождества Христова;
  • Преображенский собор.

Святыни

Почаевская икона Божией Матери, отпечаток стопы Богородицы с целебным источником, мощи прп. Иова Почаевского и прп. Амфилохия Почаевского.

Богослужение

Полунощница в 5.00. Ранняя Божественная литургия ежедневно в 6.15, поздняя Литургия в 9.00; по воскресным и праздничным дням в 6.00 и 10.00. Вечернее богослужение накануне в 17.00.

***

Наместник — митрополит Почаевский Владимир.

Интересные факты

Среди множества интересных фактов и чудесных исцелений, вспомним лишь малую толику их них:

  1. В лавре есть весьма загадочное место. Это пещерка, в которой некогда жил и возносил свои молитвы ко Господу преподобный Иов. Войти в неё нельзя, можно только вползти. Но и это сделать может не каждый. Те же, кому удалось попасть в то намоленное место, точно уверуют в существование загробного мира: скользкие от влаги стены, мрак, теснота такая, что ни сесть, ни лечь нельзя, острое ощущение замкнутости и изолированности от всего мира. А святой Иов проводил в этих условиях не только целые дни, а порой и недели. От постоянного стояния на коленях его ноги были покрыты незаживающими язвами, следы которых сохранены и на нетленных мощах. Но это не останавливало Иова в его стремлении неустанно молиться «о благосостоянии мира во зле лежащем».
  2. Негативное отношение Сталина к церкви известно всем. Однако, согласно преданию, он изменил его после чудесного исцеления своей дочери Светланы почаевским старцем Амфилохием. И Иосиф Виссарионович, и Светлана были благодарны старцу. После смерти отца Светлана Аллилуева решила уехать за границу и решила увезти Амфилохия, которому грозили советские репрессии. Но старец не принял приглашения и, несмотря на то, что уже были приобретены билеты, остался в Лавре.
  3. Возле Главный иконы монастыря до сих пор стоят костыли. Их оставил человек, пораженный детским церебральным параличом. Приехав в Почаев с надеждой на исцеление и подойдя к иконе Богородицы, он услышал её голос, призывающий бросить костыли и идти самостоятельно. Больной вышел из храма здоровым, и с тех пор он ходит по святым местам, рассказывает всем о происшедшем с ним чуде и прославляет Матушку Пресвятую Богородицу.

Почаевская лавра призвала верующих физически защитить монастырь

Жертвы и захватчики: украинские лавры защищаются от психических атак

РИА Новости, Сергей Пятаков / Перейти в фотобанк Митрополит Почаевский Владимир призвал прихожан, прежде всего, к молитве. При этом он добавил, что не исключен вариант, когда православным христианам Украины в ближайшее время придется встать на защиту своих святынь не только словом, но и делом. «В разные времена истории нашей предшественникам и родным по вере и духу христианам приходилось свидетельствовать, исповедовать свою веру и защищать свои святыни. Учитывая сложившуюся ситуацию, по информации, которой мы располагаем, и по угрозе расправ, которая все растет, видимо, и нам придется что-то пережить», — сказано в обращении.

«Кому не безразлична судьба Почаевской Свято-Успенской лавры, нашей православной украинской святыни, и не только украинской, а Всемирной святыни, будем готовы, чтобы ее защитить. Дополнительно мы постараемся вас проинформировать, когда приехать…», — сообщил наместник.

Ранее наместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел заявил, что украинские националисты при поддержке сторонников автокефалии планируют захват обители на 14 октября, в день церковного праздника Покрова пресвятой Богородицы.

Напомним, что в апреле 2021 года президент Украины Петр Порошенко обратился к Константинопольскому патриарху Варфоломею с призывом издать томос о единой поместной православной церкви на Украине.

Для этих целей патриарх Варфоломей назначил своими экзархами в Киеве архиепископа Памфилийского Даниила из США и епископа Эдмонтского Илариона из Канады.

Глава «Киевского патриархата» Филарет тут же потребовал передать в собственность его организации корпус Киево-Печерской лавры — для присланных Константинополем экзархов.

Ранее Филарет заявлял, что после обретения Украиной автокефалии большая часть приходов канонической Украинской православной церкви отойдет к новосозданной церковной организации.

В канонической УПЦ действия Константинополя назвали грубым вмешательством государства в дела религии и призвали патриарха Варфоломея не идти на поводу у нынешних властей Украины.

Синод Русской православной церкви объявил о прекращении поминовения патриарха Варфоломея во время патриарших богослужений и о том, что епископы РПЦ не могут служить вместе с архиереями Константинопольской церкви. Было также принято решение о выходе из структур, в которых председательствуют представители Константинопольского патриархата.

История

Начало

Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240 году. Первое летописное упоминание датируется 1527 годом.

Эпоха Иова Почаевского

В 1597 году монастырь получил в дар от местной помещицы Анны Гойской значительные земельные угодия, имения и чудотворный образ Божьей Матери. В 1649 году на средства Фёдора и Евы Домашевских построен новый каменный храм монастыря.

Расцвет монастыря приходится на первую половину XVII века в связи с деятельностью игумена Иоанна Железа, он же Иов Почаевский.

2 августа 1675 года пятидесятитысячное турецко-татарское войско под руководством хана Нурредина подступило к Почаеву. Жители соседних поселений сбежались к монастырю, который был обнесён в ту пору только грубым деревянным частоколом. Все, кто только в силе был держать оружие, как из числа монахов, так и из числа мирян, стали на защиту обители. По преданию, во время чтения акафиста перед Почаевской иконой Божьей Матери на небе вдруг расступились тучи, и над собором появилась сама Богородица в блестящем сиянии, окружённая ангелами, а рядом с ней молящийся Иов Почаевский. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

Греко-католический период

Успенский собор (1771—1791)

C 1713 по 1831 год Почаевский монастырь был греко-католическим. На протяжении 1720—1740 годов архитектор П. Гжицкий спроектировал и построил двухэтажные корпуса братских келий с трапезной. В этот период были построены: главный храм Лавры — Свято-Успенский (1771—1791), трапезная, монашеские кельи. Средства на реконструкцию монастыря выделял Николай Потоцкий, архитектор — Ян Готфрид Гофман. Общая композиция комплекса — террасная, здания расположены на склонах с постепенным повышением к главному — Успенскому собору. Главный фасад украшают две башни, по католической традиции — под углом 45° к главной оси, подчёркивают всефасадность собора — характерную черту украинских церквей. В целом композиция с одним центральным куполом на восьмерике и двумя боковыми башнями созвучна лучшим образцам украинского барокко — соборам Троицкого монастыря в Чернигове и Мгарского монастыря возле Лубен на Полтавщине.

С 1730 года действовала Почаевская типография, издавшая 187 книг. Лавра богато украшена настенными росписями, скульптурами и орнаментами.

Это интересно: Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах, Подольск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector