Достопримечательности воронежа. алексиево-акатов монастырь

Настоятели

  • Кирилл (1621 — 1632)
  • Феодосий (Протопопов) (1632 — ?) одновременно настоятель Воронежского Успенского монастыря
  • Ефрем I (упом. 1647)
  • Павел I (упом. 1651)
  • Иона
  • Иосиф I (Варяинов) (упом. 1653 — упом.1666)
  • Корнилий (упом. 1673 — упом. 1676)
  • Питирим (упом 1678 — упом. 1680)
  • Иосиф II (упом. 1686 — упом. 1688)
  • Павел II (упом. 1690 — упом. 1698)
  • Никанор (1702 — 1706)
  • Иоасаф (упом. 1712)
  • Ефрем II, в схиме Евгений (1744 — 1749)
  • Сампсон (1750 — 1762)
  • Гервасий (Линцевский) (1764 — ок. 24 марта 1768)
  • Сампсон, 2-й раз (ок. 1767 — 1793)
  • Амвросий (Келембет) (22 марта 1793 — 29 декабря 1796)
  • Иустин (Трипольский) (22 июня 1797 — 1807)
  • Афанасий (Савинский) (1807 — 22 декабря 1811)
  • Самуил (Стебловский) (декабрь 1811 — февраль 1812) и/о

Мефодий (Орлов-Соколов) (13 февраля 1812 — 1826)
Филадельф (Пузино) (22 июля 1826 — 1829)
Иннокентий (Соколов) (1829 — 1834)
Варлаам (Успенский) (10 марта 1834 — 4 мая 1837)
Елпидифор (Бенедиктов) (21 мая 1837 — 1 марта 1848)

1841 — 1853 — см. епископов Острогожских

  • Иларион (Боголюбов) (27 мая 1854 — 12 января 1861) архим.
  • Феодосий (Шаповаленко) (12 января 1861 — 28 августа 1863)
  • Феодосий (Макаревский) (28 августа 1863 — 28 января 1867)

1867 — 1923 — см. епископов Острогожских

  • Сщмч. Тихон (Кречков) (1924 — 30 января 1930)
  • Прмч. Иннокентий (Беда) (вторая пол. января 1926 — 17 декабря 1926 )

1931 — 1990 — обитель упразднена и разорена

  • Любовь (Якушкина) (1990 — 15 апреля 1992)
  • Варвара (Сажнева) (с 15 апреля 1992)

Обустройство монастыря

Данная обитель оказалась единственным в городе мужским монастырем. Настоятель его имел чин архимандрита. В начале XVIII века архимандрит Никанор привез в монастырь список с древней иконы Пресвятой Богородицы «Троеручницы», которую со временем стали почитать как чудотворную.

С 1746 по 1755 годы при настоятеле Ефреме был возведен второй этаж, и размещен храм в честь иконы Владимирской Богородицы. Затем были организованы пределы в память святых Антония и Феодосия.

Во времена правления Екатерины Великой Алексеево-Акатову монастырю Воронежа дали второй класс по значимости. Он стал содержаться за счет государства (714 рублей серебром в год), в его владениях осталось 8 десятин земли и озеро.

Известным фактом является то, что в XVIII веке в стенах обители жил схимонах Агапит (иеромонах Аввакум в прошлом), получивший благословение от святителей Тихона Задонского и Митрофана, и отставной военный дворянин Георгий Машурин, ставший впоследствии монахом-затворником.

Со временем монастырь расширялся, строились новые здания и сооружения в виде башен.

В начале XIX века Аникеева Авдотья Васильевна пожертвовала монастырю большую сумму денег, на которую возвели новый каменный храм в византийско-русском стиле. Нижнюю часть храма освятили в 1812 году, верхнюю — в 1819 году.

Монастырское кладбище

В южной части церковного двора расположено кладбище. В старину здесь хоронили монахов обители и знатных дворян. В 1772 вошел в силу запрет о захоронениях возле приходских церквей. Из-за этого кладбище Алексеево-Акатового монастыря стало быстро увеличиваться.

На территории кладбища похоронен Воронежский губернатор (зима 1773), о чем свидетельствует надпись на памятнике. В 1784 состоялось погребение педагога монастырской семинарии отца Палладия.

Использование кладбища продолжалось и в 19-20 веках. Вечный покой здесь обрели Тулинов (предводитель губернии), Лабзин (земский секретарь), Цвет (ученый) и другие. В рамках антицерковной политики кладбище снесено Советскими властями. В начале 90-х годов на территории разрушенной святыни был создан символический некрополь.

Престольные праздники

Алексеево-Акатов женский монастырь почитает следующие престольные праздники:

  • 25 февраля – преставление Алексея Московского святителя;
  • 2 июня – обретение, а также перенесение мощей Алексея святителя;
  • 3 июня – иконы Матери Божьей Владимирской (памяти спасения города Москва при ханском нашествии 1521 года);
  • 6 июля – иконы Матери Божьей Владимирской (памяти спасения города Москва при ханском нашествии 1480 года);
  • 8 сентября – Сретение иконы Матери Божьей (спасение при нашествии 1395 года);
  • 18 октября – Московских святителей Собор: Алексия, Ермогена, Ионы, Филиппа, Петра;
  • 12 августа – Воронежских исповедников и новомучеников.

История обители

В 1620 г. отечественные воины отбили атаки литовцев и не дали врагу захватить город. В честь этого знаменательного события было решено заложить первый камень храма, освященного во славу Киевского митрополита Алексия. Название церкви обусловлено тем, что именно в день памятования о святителя (12 февраля) русские войска победили иноземных врагов.

Алексеево-Акатов женский монастырь в Воронеже

Для воздвижения Алексеевского храма выбрали заросшее растительностью место, недалеко от Воронежа, — территория эта называлась Акатовой. По первоначальной задумке, монастырский комплекс основывался в качестве уединенной пустыни.

  • Первым настоятелем обители назначили игумена Кирилла, который известен как основатель Успенского собора в Воронеже. В первые годы создания монастырю принадлежала небольшая Алексеевская церковь и несколько келий для здешних старцев. Спустя время вокруг центрального храма воздвигли жилые дома.
  • В XVII столетии обители принадлежали земельные угодья, участки для рыболовства, сенокосы, а также крепостные крестьяне. В 1674 г. на доходы от собственного ремесла небольшая община комплекса смогла построить на территории каменный храм, заменивший деревянный.
  • В 1700 г. Акатову обитель объединили с Успенским собором со всеми его вотчинами. Настоятель разбогатевшего и укрепившего свое положения монастыря отныне становился архимандритом. Постепенно выросло и число прихожан, в храмах службу несли священники из белого духовенства. Братии здесь было не более 20 человек.
  • В первые годы XVIII столетия архимандрит Никанор привез в Акатову обитель список образа Богоматери «Троеручицы», который создали в Новоиерусалимском монастыре в Истре. Спустя время икону официально признали чудотворной. В середине XVIII столетия при настоятельстве преподобного Ефрема построили второй этаж Алексеевского собора. Здесь разместили церковь, освященную во славу Владимирского образа Богоматери. Во время строительных работ с алтарной стороны полностью переделали фундамент в связи с ненадежностью старого. Спустя несколько лет в центральном соборе устроили приделы Антония Печерского и его ученика Феодосия.
  • В период правления Екатерины II Акатова обитель получила второй класс значимости, её переделали в штатный монастырь и содержали на финансирование государства. Во владениях церковного комплекса было озеро и несколько земельных десятин. При святителе Самсоне на территории построили, трапезную, монашеские кельи, настоятельский корпус, а также каменную изгородь вместе с тремя башнями, одна из которых являлась жилой. В 1796 г. началась полноценная реконструкция Алексеевского собора, работы продолжались в течение двух лет.

На заметку! В свое время на территории Акатова монастыря проживали прославленные христианские угодники. Десять лет здесь жил и трудился иеросхимонах Агапит Задонский, известный своим даром прозорливости и умением вести строго-разумную монашескую деятельность. В этих стенах начинал свой подвижнический путь преподобный Тихон (Кривской), который впоследствии взял на себя обязанности насельника Тихоновского скита, что рядом с Задонским монастырским комплексом.

Литература

  • Болховитинов Е. А., Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии, Воронеж, 1800, 66-69.
  • Иларион (Боголюбов), архим., Описание воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря, Воронеж, 1859.
  • Яворский Ф. К., «Алексеевский Акатов монастырь,» Воронежские ЕВ, 1869, № 9, 373-382; № 10, 410-424; № 11, 448-464; № 12, 481-497; № 13, 517-528; № 14, 558-570.
  • Димитрий (Самбикин), архим., Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии, Воронеж, 1884, вып. 1, 44-45; вып. 2, 207-213.
  • Зверев С. Е., «Историческое известие об основании воронежского Алексеевского монастыря,» Воронежские ЕВ, 1892, № 21, 842-847.
  • , «Воронежский Алексеевский Акатов монастырь и находящаяся в нем чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Троеручица»,» Воронежская старина, 1909, вып. 8, прил., 183-213.
  • Успенский Ю. И., Старый Воронеж, Воронеж, 1922, 30-32.
  • Акиньшин А. Н., Храмы Воронежа, Воронеж, 1994, 103-113.
  • Мирошкина В., «Мироточие икон: верующим подкрепление, сомневающимся вразумление,» Воронеж-Липецк православный, 1997, № 8 (8), 3.

Интересные факты:

С возрождением обители и возобновлением богослужений в начале 1990-х годов неоднократно мироточила икона Божией Матери «Живоносный источник», одна из главных святынь монастыря.

В 2009 году в Воронеж с Соловков были перенесены мощи священномученика архиепископа Петра (Зверева). Встреча мощей происходила в Алексеево-Акатовом монастыре, бывшей резиденции владыки. Покоятся мощи священномученика Петра (Зверева) в Благовещенском кафедральном соборе. В 2007 году на территории монастыря была освящена часовня в честь новомучеников Алексеево-Акатового монастыря.

На монастырском кладбище находится могила блаженной старицы Феоктисты, два века спустя повторившей подвиг блаженной Ксении Петербургской. В настоящее время собирается материал для ее прославления и канонизации.

История

Создание обители началось в 1995 году с передачи администрацией Грибановского района участка земли, по ходатайству правящего архиерея. Знаменитый Соловцов сад с вековыми деревьями и тихим заросшим прудом, старинная дворянская усадьба, принадлежала герою Кавказкой войны генералу Соловцову. Высочайшим повелением Императора Всероссийского Николая II ему было пожаловано в Тамбовской губернии это имение (ныне Воронежская область).

Промыслом Божиим это место было предопределено для строительства обители, о чем свидетельствует канавка вокруг усадьбы, подобно ископанной, как в Дивеево, по воли Матери Божией и охраняющей пределы своим Покровом новой обители.

Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил угодник Божий Батюшка Серафим. Под густой сенью лип – небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где преподобный молился и принимал многочисленных посетителей.

Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество ищущих спасения души.

Первые насельники появились здесь в 1996 году. Они жили в вагончике посреди леса. Осенью того же года был освящено место и первый закладной камень в основании храма обители носящего имя Всемирного Светильника. В августе 1998 года было великое освящение храма. Храм освятил митрополит Мефодий. С этого момента началось духовное становление новоосвященной обители. Благодать Божия видимым образом явлала свое присутствие на этом святом месте. Интересный факт: фотоснимки, сделанные с высоты птичьего полета, показывают, что вековые липовые аллеи имеют форму креста.

Трижды в монастыре находился мироточивый чудотворный образ царя-страстотерпца Николая. Первый раз он был в обители в мае 2001 года и вечером 8 мая благоухал и мироточил. Миро также истекало от мощей, находящихся в обители и иконы Божией Матери «Скоропослушница». В апереле 2002 года икона царя-мученика, после молебна обильно замироточила и вместе с ним храмовый образ Христа Спасителя «Царь Славы».

Обильное мироточение наблюдалось и в Лазареву субботу, когда совершался молебен царю Николаю. В память всех этих событий и в ознаменование прибывания чудотворного образа царя мученика Николая заложен и создан летний храм в честь святых царственных мучеников. В сентябре 2004 года икона в третий раз освятила своим присутствием землю обители и 19 сентября, Высокопреосвященнейшим Сергием Митрополитом Воронежским и Борисоглебским был освящен новый храм.

Имена последного Русского Императора и Преподобного Серафима Саровского, со времен прославления, имеют глубокую духовную связь и здесь в обители соединились два великих молитвинника пред Престолом Божием за русский народ и возрождение России.

История

Основание монастыря состоялось в 1620 году. Строительство было своеобразной благодарностью жителей города за победу в сражении с Черкассами и Литовцами. В начале братство монастыря (вместе с настоятелем) состояло из 7 человек. Со временем число послушников увеличивалось, при этом росло и количество сооружений.

Феодосий (игумен монастыря Успенского) по просьбе настоятеля Кирилла, служившего в Алексеево-Акатовой обители, отдал часть земли во владение новой братии. Сам Феодосий с еще несколькими послушниками перебрался в стены сооруженной недавно обители.

В 1630 в монастырском владении находился еще один храм – Матери Божией Владимирской. В его стенах было установлено предел, названный именем покровителя монастыря.

Со дня основания в монастырских владениях находилась деревня Рожка (сегодня Отрожка), расположенная за рекой Воронеж. В 1634 владения расширились: сюда вошли села Мамон Верхний и Нижний. С 1629 территория начала заселятся крестьянами. Первоначально в окрестностях деревень насчитывалось лишь 4 двора. В 1676 их число выросло до 45.

Царским указом Петра 1 1700 года с целью освобождения территории для государственных нужд монастырь Успения был присоединен к Алексеево-Акатовому. В 1742 управление монастырем возлегло на плечи Острогожских (епископов викарных). С 1796 настоятель выполнял обязанности ректора духовной семинарии при монастыре.

Екатерина 2 в 1764 забрала монастырские вотчины для пополнения казны государства. Некоторые монастыри оставили за собой право получения окладов, размер которых зависел от класса, присужденного святыне. На территории Воронежа такой чести были удостоены лишь девичий Покровский и Алексеево-Акатов монастыри.

В 1784-1812 состоялось сооружение церкви из камня высотой в 2 этажа. В 1812 освящен нижний храм (иконы Матери Божьей Владимирской), в 1819 – верхний (Алексея святителя). В стенах церкви свершаются богослужения и в наши дни.

В конце 19 века (1879-1880) в северо-западной части монастыря была возведена колокольня, состоявшая из 4 ярусов. С приходом советской власти новая колокольня была разрушена, а в использование возвратилось старое сооружение.

В период активного закрытия православных храмов на территории государства (20-е годы 20 века) именно Алексеево-Акатов монастырь стал центром духовного возрождения Воронежа. Здесь проводились богослужения, собрания православного духовенства, функционировала школа.

Монастырь был закрыт в 1931 году. Нижние этажи главной церкви служили гаражом. В разное время здесь размещались мастерские художественного искусства, склады продовольствия, жилые помещения и даже конюшни.

Колокольня (как старинный исторический памятник) в конце 70-х годов была взята под охрану. В 1986 на ее территории проведены реставрационные работы. Через 3 года (1989) все сооружения монастыря были переданы в собственность Воронежской епархии.

Весной 1990 начались реставрационные работы в стенах монастыря. Восстановление проводилось по фотографиям и старинным чертежам, поскольку здание фактически полностью было разрушено вандалами. В июне 1990 Патриарх Святейший Алексей 2 благословил открытие женского Алексеево-Акатового монастыря. Первое богослужение в стенах обновленного монастыря состоялось осенью того же года.

В январе 1992 в монастыре приняли постриг первые 10 сестер обители. Среди них была и монахиня Варвара, ставшая в апреле 1993 игуменьей. В 1999 монастырю передана церковь Введения, располагающаяся неподалеку.

Происхождение названия

Монастырь назван именем первого православного святого земли Русской – Алексея. День памятного сражения и победы над племенами, в честь чего и был сооружен монастырь, был так же днем памяти Алексея Святого.

Строительство монастыря заложено на Акатовой поляне (лесистой безлюдной территории в двух верстах от города). Отсюда и пошло такое название монастыря, как Алексеево-Акатов.

Новое время

Восстановительные работы на территории монастыря начались с 1980-х г., сперва была отреставрирована колокольня. В 1989 г. Алексеевскую обитель вернули РПЦ, за два года была отстроена главная двухэтажная церковь. Надвратную колокольню превратили в храм, который увенчали 5-ю главами. На территории вновь отстроили братские кельи, хозяйственные помещения, а также водосвятную часовню.

Внутреннее убранство монастыря

  • В 1990 г. монастырь стали называть женским, до 1992 г. настоятельницей служила игумения Любовь, которую сменила матушка Варвара.
  • В 1999 г. Акатовой обители приписали находящуюся за её пределами Введенскую церковь, которая считается архитектурным памятником и красивейшим зданием Воронежа.

На сегодняшний день удалось восстановить все уцелевшие постройки, а также возвести несколько новых часовен.

Деятельность прихода

При монастыре работает воскресная группа, в которой изучаются обязательные предметы православной науки: Закон Божий, история Церкви, церковный язык. Ученикам также преподают рисование, пение и рукоделие. Дети участвуют в богослужениях, помогают в алтарях, путешествуют по святым местам.

С 2007 г. в обители действует газетное издание, его выпуски посвящены духовно-нравственной тематике и созданы на основе святоотеческих произведений.

Община оказывает посильную социальную помощь всем нуждающимся: кормят обедами, раздают одежду, помогают решить семейные проблемы.

Информация для паломников

Акатова обитель находится в городе Воронеже, на улице Освобождения Труда, строение 1В. Ближайшая остановка транспорта — «Манежная».

Богослужения здесь проходят ежедневно: по будням с 7:30 совершается литургия, в 17:00 начинается вечерня. По воскресным дням с 6:00 проходят ранние богослужения.

Интересно! Главная святыня Акатова монастыря — икона «Живоносный источник», созданная в середине XIX столетия. Реликвия неоднократно мироточила. Большим почетом пользуется ковчег, где хранятся мощи преподобных Митрофана, Тихона, Кирилла.

Главный престольный праздник — обретение и перенесение чудотворных останков святого Алексия, торжество отмечают 2 июня.

Настоятельницей комплекса с 1992 г. служит игуменья Варвара.

Алексиево-Акатов монастырь Воронежа

Где сейчас находится рака с мощами святого и хранятся его вещи

Сегодня святые мощи преподобного Серафима Саровского пребывают в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. В левом приделе главного Троицкого собора монашеской обители установлен ковчег с честными останками святого. Для желающих приложиться мощам вход отдельный – открыты двери левого придела. У ковчега стоит монастырская сестра, которой можно подать предметы для освящения.

Интересный фактВ витринах этого же придела хранятся личные вещи отца Серафима, среди которых епитрахиль, нательный железный крест, бахилы и рукавицы из кожи, мотыжка.

Часть рубашки и мантии прп. Серафима Саровского

Пророчества старца

Многие пророчества преподобного Серафима бережно хранит летопись Дивеевской обители. Известно, что Пресвятая Богородица дала особенное поручение угоднику Божьему о духовном попечении и окормлении женской общины в Дивеево.

Согласно дивеевскому преданию, прозорливый старец говорил, что «на земле Русской будут великие бедствия: Православная вера будет попрана… произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних… Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе…». Эти слова начали сбываться после Октябрьской революции.

В 40-х гг прошлого века Дивеевский монастырь был закрыт и вновь открылся лишь в 1991 г. Саровский чудотворец пророчествовал о прославлении женской обители после упокоения там его мощей: «Еще не было и нет примеров, чтобы были женские лавры, а у меня, убогого Серафима, будет в Дивееве лавра».

Пророчество об утрате и обретении: путь будет лежать из Дивеева в Саров

Дивеевскую летопись составляют воспоминания старицы Ирины Семеновны, лично общавшейся со святым отцом Серафимом. В одной из таких бесед преподобный поведал ей, что на Руси править будет царь, который прославит его и тогда «среди лета запоют Пасху» и будет «народу, как колосьев в поле», но путь будет лежать из Дивеева в Саров, а не наоборот, как происходило раньше. В 1903 году все так и произошло. Государь Николай II, глубоко почитавший великого старца, лично участвовал в прославлении его святых останков. Император приехал в Саров «среди лета» 20 июля. Он вместе с высшим церковным духовенством шествовал во главе крестного хода маршрутом из Дивеева в Саров. Во время шествия, в самом деле, «пели Пасху» — звучало песнопение «Христос воскрес из мертвых».

Николай II на прославлении святого Серафима, Саровского чудотворца

1

Август
1903 года

19 июля (1 августа н.ст.) 1903 года –  канонизация преподобного Серафима Саровского

Сбылось пророчество саровского подвижника об обретении его мощей и их утрате в страшное время гонений за православную веру. В 20 годах двадцатого столетия его честные останки были вывезены из Дивеевского монастыря, и долгое время считались пропавшими. Однако Божьим Промыслом они были найдены в начале 90-х гг в Ленинграде в хранилище Музея религии и атеизма при Казанском соборе. В 1991 году, пройдя воистину народным крестным ходом, святые останки батюшки Серафима были упокоены там, где он предсказывал: «воскресение его будет аки воскресение седми отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего, и по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеев и там откроет проповедь всемирного покаяния».

Основание монастыря и происхождение названия

Алексеево-Акатов женский монастырь — одна из старейших православных святынь в Воронежской области. Располагается в городе Воронеже, неподалеку от Чернавского моста, на берегу реки Воронеж. Возводили монастырь по обету жителей города, благодарных Господу за то, что была одержана победа над казачьими отрядами, состоявшими на службе у Польско-Литовского государства, и над литовским войском. Данное знаменательное происшествие совместилось с датой поминовения святителя Алексея. Первую часть своего наименования монастырь получил от имени этого первого святого, которого почитали в православной церкви на Руси. Вторая часть носит название местности, где в 1620 г. монастырь был выстроен. Это Акатовая (Окатова) поляна на безлюдном, поросшем деревьями, холме на берегу реки. Поэтому храм получил двойное название.

Алексеевский мужской монастырь, г. Воронеж, архивное фото

Некоторое время после строительства воронежский монастырь звался «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца», это наименование упоминается в одном из исторических документов. И позиционировался он как пустынножительский. В дальнейшем здесь ввели общежительный устав. С момента основания в обители пребывало небольшое количество насельников, в пределах 30 душ. Во времена правления Екатерины Второй храм был отнесен ко второму классу среди подобных. Находился он в ту пору на государственном обеспечении, на его содержание из казны выделялось 713 рублей 94 коп. В документах минувших лет монастырь значился как пустынь, а после 1634 г. получил собственного настоятеля и звание монастыря.

Основные моменты

Поляна, на которой стоит монастырь, называется Акатовой (или Окатовой). Архитектурный ансамбль монастыря выполнен в византийско-русском стиле. В наши дни к монастырю примыкает резиденция воронежского епископа, включающая домовый храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы и Введенскую церковь.

При Акатовом монастыре находится резиденция епархии, перенесенная от Покровского собора из-за строительства здания академического театра драмы имени А. В. Кольцова. Резиденция построена по проекту Станислава Гилева, выполнена из красного кирпича и находится на улице Освобождения Труда. В резиденции пребывает митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин). При резиденции также находится домовая церковь во имя иконы Знамения Божией Матери.

Это интересно: Александро-Свирский мужской монастырь в Санкт-Петербурге — познаем все нюансы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector