Александровский маяк чудеса света

Выше Великой пирамиды?

В этой же части города были размещены и знаменитые Александрийский мусейон и Александрийская библиотека. Мусейон представлял собой сразу и академию наук, и общежитие для учёных, и технический центр, и школу, а рядом находилась величайшая в мире библиотека, в которой насчитывалось до полумиллиона свитков. Даже сегодня, во времена информационного бума, найдётся не много таких библиотек, а в конце роскошного XVIII — начале просвещённого XIX века столь масштабных библиотек на нашей планете и вовсе не было. Второй владыка эллинистического Египта, Птолемей II Филадельф, был увлечённым книжником и одновременно очень тщеславным человеком. Его весьма огорчало, что в Александрийской библиотеке не хватало некоторых уникальных рукописей греческих драматургов. Тогда фараон направил в Афины посольство — попросить, чтобы афиняне одолжили свитки на время, скопировать. Однако надменные Афины потребовали баснословный залог — 15 талантов, то есть почти полтонны серебра. Птолемей принял вызов, и серебро было доставлено в Афины, которым, скрепя сердце, пришлось выполнять договор. Филадельф же подобного недоверия его библиофильским наклонностям и его честному слову не простил, так и оставив огромный залог афинянам, а рукописи — себе. Но в историю он всё-таки в первую очередь вошёл по той причине, что ещё в самом начале его царствования на скалистом острове Форос, прикрывавшем гавань, словно естественный мол, было построено седьмое чудо света — Александрийский маяк. В 285 году до н.э. остров соединили с материком дамбой, и Сострат Книдский приступил к строительству этого феноменальной высоты маяка. Грандиозное строительство заняло всего пять лет, ведь уже к тому времени Александрия Египетская была передовым техническим центром и самым богатым городом Ойкумены, к услугам строителей имелся громадный флот, каменоломни и достижения премного мудрых мусейонских академиков. Сведения о размерах маяка несколько противоречивы. По самым скромным подсчётам, его высота достигала 120 метров, по наиболее же восторженным отзывам, Александрийский маяк имел высоту 180 метров и стал первым в мире сооружением, которое было выше Великой пирамиды Хеопса. В любом случае, по мнению современных специалистов, с чисто практической тонки зрения столь феноменальная высота являлась излишней, даже если учесть, что древние маяки должны были быть выше современных ввиду слабости излучаемого ими света. Высочайший современный европейский маяк в устье французской реки Гаронны у Бордо имеет высоту 59 метров над уровнем моря. Построили его, между прочим, ещё древние римляне, взяв за образец Александрийский маяк, но в XVI веке он был перестроен. Маяк на мысе Гаттерас (Северная Каролина, США) имеет высоту 58 метров, маяк на коралловых рифах у американской Флориды — 48 метров. Они просто не идут ни в какое сравнение с чудом античного мира! Впрочем, Птолемеи построили этот фантастический небоскрёб на скале не только для практических целей — он был ещё и символом могущества их империи, её богатства и величия.

Доклад Александрийский маяк семь чудес света 3, 4, 5 класс, сообщение

Наша история и записи сохранили память о многих древних памятниках, которые, к сожалению, не смогли дойти до нашего времени в своем первозданном виде. Нашему поколению, остается только знакомиться со своей историей из книг и журналов. Смотреть на воссозданные графикой фотографии того, что древние люди строили своими руками. Всегда человеческий труд заслуживал огромного уважения. И не зря, ведь выстроить огромные статуи, красивые здания, украсить их и укрепить, не каждому дано. Люди старались, в каждом периоде было создано что-то свое, особенное. Некоторые постройки служили храмами, другие усыпальницами, что-то использовали, как красивое дополнение, но все они часть нашей истории, жизни и существования всего человечества.

Миру известно семь чудес света, каждое из которых играет определенную роль. Принято считать, что только одно чудо света имело не только красивый вид, оно несло еще огромную пользу для людей

Практическую функцию, и важность в процветании города имел Александрийский Маяк. Именно это сооружение должно было освещать путь моряков, сигнализировать об опасности, и самое главное – встречать в порту корабли

Его история создания очень интересная. Александр Македонский задумал построить уникальный город, который бы имел удобное местоположение, но самое главное, он бы стал портом для судов. Место для постройки нового города Александрии, полководец выбирал достаточно долго. Он решил расположить город в дельте реки Нил, недалеко от заболоченного озера. В городе предполагалось размещение 2 гаваней. В одну должны были заходить торговые корабли, а в другую – плывущие по Нилу суда. Так возникла новая столица с большими возможностями. Созданные гавани всегда должны были быть глубокими и чистыми, чтобы корабли без проблем приплывали и отплывали в дальние края.

Александр Македонский умер, так и не завершив своего дела. Строительство нового города закончил Птолемей I. Именно при нем город познал расцвета и богатства. Александрия завораживала и удивляла. Огромное количество храмов, театров, мастерских поражало приезжих гостей и путешественников. Школы и обсерватории обеспечивали город толковыми, умными людьми и философами. Процветание жизни в Александрии привело к надобности возвести некий маяк, который бы освещал путь кораблям, обеспечивая безопасный путь в гавань. Так появилось еще одно чудо света – Александрийский маяк. Его здание состояло из 3-х ярусной башни, чьи стены были сделаны из мрамора. Маяк был достаточно высоким, он достигал 135 метров. Его свет был виден на огромном расстоянии от берега. Внутренние помещения служи местом для хранения оружия и инвентаря. С улицы Маяк украшали статуи и купол, но самым главным здесь был неугасающий огонь. Его отблеск виднелся далеко за пределы города. Как на то время поддерживалась такая видимость, никто не знает. Может люди, использовали зеркала, а может, применяли отшлифованные камни. Каждый путешественник, посетивший Александрию, был заворожен новым сооружением. Женские статуи, размещенные по всему Маяку, словно двигались. Одна из них рукой показывала на солнце и горизонт. Другая женская статуя могла показывать время и сообщала его. По третьей статуи определялось направление ветра. Одна из этих прекрасных статуй в плохую погоду трубила в рог, оповещая моряков о непогоде.

20 лет строился Александрийский Маяк, очередное землетрясение полностью уничтожило здание. Остатки его подиума стали основой для нового форта, выстроенного позже. В новом форте расположился исторический музей, аквариум и музей морской биологии. От Александрийского Маяка осталась только память.

Александрийский маяк строительство. Устройство Александрийского маяка на острове Фарос

Проектирование и строительство Александрийского маяка выполнил Греческий архитектор и инженер Сострат Книдский. Маяк начали строить в 285 г д. н. э., и через пять лет его строительство было закончено. Александрийский маяк имел три башни, поставленные одна на другую, и стоящие на массивном возвышении – подиуме. Основание маяка – квадрат со сторонами 180-190 м. Высота маяка, по одним данным, достигала 120 м; по упоминаниям Ибн аль-сайха (11 в н. э.) – 130-140 м; по современным представлениям – 180 м.

Нижняя башня маяка, высотой в 60 м, имела квадратные основания со стороной 30,5 м. Она была выполнена из массивных плит известняка. Стены башни, толщина которых достигала 8 м, были расположены по направлениям сторон света. На каждой стороне этой башни был украшенный солнечными часами, вход в маяк.

Средняя башня имела форму восьмигранника, высотой в 45 м. Она была облицована беломраморными плитами. Стороны этой башни были ориентированы строго по направлению восьми главных ветров. Стены нижней и средней башен, имели удлиненные окна, почти в рост человека. Это было необходимо как для хорошего освещения, так и для устройства бойниц для стрелков.

Верхняя башня тоже довольно высокая и узкая, заканчивалась открытой со всех сторон каменной площадкой с куполом над ней. Купол поддерживали стоящие по кругу гранитные колонны. Верхнюю башню венчала 8-и метровая бронзовая статуя Посейдона – Бога морей, покровителя мореплавателей. В верхней башне ночью в огромной бронзовой чаше, разводили костер из древесного угля. Отблеск от него при помощи сложной системы вогнутых металлических зеркал был виден на 50-60 км, указывая кораблям вход в гавань александрийского порта.

Маяк имел и шахту, которая проходила через все это сооружение, снизу до верха. Вокруг нее, по спирали, поднимались пандус (широкая, пологая, без ступеней, дорога) и лестница. По пандусу, в верхнюю башню, повозки с запряженными ослами, доставляли древесный уголь для костра маяка.

После окончания строительства маяка (как рассказывал писатель 2-го века – Лукиан), на одном из его камней, Сострат высек слова: «Сын Дексифана Сострат – Богам-хранителям, на благо плавающим». Надпись эту он покрыл, в одних источниках – слоем цемента, в других – слоем штукатурки; и написал имя правителя того времени – Птоломея Сотора. НО, покрытие вскоре осыпалось, и все увидели имя настоящего создателя этого шедевра.

Интересные факты про чудо света Александрийский маяк

Во времена царствования в Египте Птолемея II, было принято решение построить знаменитый маяк. По плану, на осуществление задумки должно было уйти 20 лет, но все жители увидели шедевр гораздо раньше. Главным архитектором и строителем этого сооружения является Сострат Книдский.

На мраморной стене маяка он высек свое имя, а затем, наложив тонкую штукатурку, написал слова, прославляющие Птолемея. Естественно, через недолгий срок штукатурка обсыпалась, и в века вошло имя выдающегося мастера. Так вот, Сострат окончил строительство Фаросского маяка за 5 лет, что по меркам древности было вообще мгновением!

Александрийский маяк складывался из трех башен. Первая, самая нижняя, прямоугольная часть монумента, служила техническим целям. Там жили рабочие и солдаты, а также хранились необходимые для ухода за маяком инструменты и инвентарь. Над первой частью возвышалась вторая, восьмиугольная башня.

Вокруг нее вился пандус, чтобы поднимать по нему топливо для огня. Третий ярус представлял собой величественную цилиндрическую постройку, оборудованную сложной системой зеркал. Именно здесь горел жизненно важный огонь, распространяя свой свет на многие километры вокруг.

Высота шестого чуда света Фаросского маяка составлял от 120 до 140 метров. На самом верху была установлена статуя бога морей Посейдона.

Некоторые путешественники, описывая поразившее их чудо, упоминали о необыкновенно устроенных статуях. Первая указывала рукой на солнце, на протяжении всего дня, а когда солнце заходило – рука опускалась.

Вторая статуя днем и ночью отбивала звуком каждый час. Третья постоянно указывала направление ветра, играя роль флюгера.

В XII веке нашей эры корабли перестали пользоваться александрийской бухтой по причине того, что она стала чрезвычайно илистой. Именно это послужило тому, что выдающееся сооружение пришло в полный упадок. Еще позднее, в XIV веке, вследствие землетрясения чудо света Александрийский маяк совершенно разрушился.

На его месте была воздвигнута крепость, не раз менявшая свой вид. Сейчас на этом историческом месте располагается база египетского флота и, несмотря на разные предложения, идею восстановления маяка власти не рассматривают.

Если вы любите интересные факты и истории из жизни великих людей — подписывайтесь на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты про Александрийский маяк

Александрийский маяк, краткое описание которого позволяет узнать о подробностях внутренней постройки, окружен несколькими любопытными фактами.

Например, такими:

  • Поиски затерянного квартала начались еще в 1968 году археологом Хонор Фрост. К моменту найденных остатков города, ее удостоили медалью «За египетскую подводную археологию».
  • Сострат Книдский хотел увековечить свое имя. Под штукатуркой он нанес фразу о постройке этого маяка его руками для мореплавателей. Верхний слой свидетельствовал о посвящении сооружения Птолемею. Это было обнаружено много лет спустя, когда штукатурка стала отпадать.
  • Маяк известен под двумя названиями – Александрийский и Фаросский. Первое название обусловлено городом, у которого располагался маяк. По другой версии – в честь Македонского, который начал строительство. Второй название известно из-за острова, на котором располагалось сооружение.
  • Достоверно неизвестно, какая именно статуя возвышалась под куполом маяка. Это обусловлено разными странами, которые занимали земли. Разная культура с чужой религией изменяла устную историю. Документально подтвержденной информации нет, поэтому версии о статуе настолько различны. У них есть общая черта – фигура была связана с божеством правления и/или моря.

Александрийский маяк обеспечивал людей работой и пропитанием, хранил запасы воды для города в случае осады. Если кратко описать его функции: он освещал каменистое дно и помогал увидеть врага. Его уникальность привлекла Геродота, из-за чего он упомянул маяк в своем списке чудес света.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Источник

Описания античных и средневековых авторов

Изображение маяка на монетах, отчеканенных в Александрии во II веке н. э. (1. Реверс монеты Антонина Пия и 2. Реверс монеты Коммода).

Мозаика, изображающая Александрийский маяк (с надписью «Ο ΦΑΡΟϹ») из Ольвии, Ливия, ок. IV в. н. э.

Юлий Цезарь в «Записках о гражданской войне» описывает Фарос и его стратегическое значение. Получение контроля над маяком помогло ему покорить армии Птолемея XIII (48 г. до н. э.):

Иудейский историк Иосиф Флавий (37 — ок. 100 н. э.) описывает маяк в своей книге «Иудейская война» (4.10.5), когда даёт географический обзор Египта. Чжао Жугуа (1170—1228), китайский географ и государственный деятель времён династии Сун, описывает маяк в своём трактате «Чжу фань чжи» («Записки о чужеземных народах»).

Имеются многочисленные описания маяка у арабских авторов. Они указывают, что маяк был построен из больших блоков светлого камня, башня состояла из трех сужающихся ярусов: нижнего — квадратного сечения с центральным ядром, среднего — восьмиугольного сечения и верхнего яруса круглого сечения. Разные источники дают различные оценки высоты маяка — от 103 до 118 м, размеры квадратного основания — 30 на 30 м. Наиболее полное описание маяка дано путешественником Абу Ходжа Юсефом ибн Мохаммедом эль-Балави эль-Андалуси, который посетил Александрию в 1166 году н. э.. Балави в своём труде описывает, что основание маяка имеет длину 45 бар (30 м) с каждой стороны, внутренняя часть прямоугольного основания маяка покрыта каменной кладкой шириной 7 шибров (189 см), по которой могут одновременно проехать два всадника. Четырёхэтажное основание маяка имело восемнадцать, четырнадцать и семнадцать комнат соответственно на втором, третьем и четвёртом этажах. Вторая часть маяка, над основанием, имела ширину 24 бар (16,4 м) при диаметре цилиндрического участка 12,73 бар (8,7 м). Верхняя часть маяка была диаметром 6,4 бар (4,3 м).

Другой арабский географ, Мухаммад аль-Идриси, оставил восхищённый отзыв о своём посещении маяка в 1154 году. Аль-Идриси рассказывает о конструкции маяка, отверстиях в стенах по всему прямоугольному фасаду, использовании свинца в качестве наполнителя между каменными блоками у основания. По оценке Аль-Идриси, высота маяка составляла 300 дхира (эквивалент 162 м).

На вершине маяка было расположено зеркало, которое отражало солнечный свет в течение дня; ночью на этом месте зажигали костёр. На древних римских монетах, выпущенных Александрийским монетным двором, видно, что на каждом из четырёх углов здания была установлена статуя Тритона, а на самой вершине маяка — статуя Посейдона или Зевса.

Арабский историк, географ и путешественник Аль-Масуди писал в X веке, что на стороне маяка, обращённой к морю, была надпись, посвященная Зевсу.

Свидетельства о маяке после землетрясения на Крите 1303 года имеются у Ибн-Баттута, марокканского ученого и исследователя, побывавшего в Александрии в 1326 и 1349 годах. В 1326 году Ибн-Баттута обнаружил «одну из его сторон в руинах», но смог войти и отметил место, где мог сидеть хранитель маяка и многие другие комнаты. Посетив маяк вновь в 1349 году, путешественник «обнаружил, что маяк впал в такое ужасное состояние, что невозможно было войти в него». Ибн-Баттута подробно описал планы султана Ан-Насира Мухаммеда построить новый маяк возле разрушенного, но эти планы так и не были выполнены после смерти султана в 1341 году.

Значение чуда света в современном мире

Александрийский маяк сохранил остатки фундамента, которые в современном мире занимает форт Кайт-Бей (или Александрийская крепость). Если кратко описать, то крепость служила защитной цитаделью Турции, но была завоевана наполеоновским войском во время ослабления державы.

В IX веке Александрийская крепость была под правлением Египта. В это время ее укрепили и оснастили современными на то время орудиями. После сильной атаки британских войск вновь была разрушена. К концу 20 века форт полностью отстроили.

Имея такую длительную историю, крепость приобрела новую ценность. По этой причине Александрийский маяк не хотели отстраивать на его прежнем месте – это бы уничтожило те исторические памятники, которые были возведены после разрушения маяка.

Александрийский маяк на карте. Александрийский маяк на острове Фарос: предназначение

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.

Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен – в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию – роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Строительство Александрийского маяка

Такое масштабное строительство требовало огромных ресурсов, притом не только финансовых и трудовых, но также и интеллектуальных. Птоломей I эту проблему решил довольно быстро: как раз в то время он завоевал Сирию, поработил евреев и увёл их в Египет (часть из них впоследствии он задействовал для возведения маяка).

Именно в это время (в 299 г. до н.э.) он заключил перемирие с Деметрием Полиоркетом, правителем Македонии (отцом его был Антигон, злейший враг Птоломея, который умер в 301 г. до н. э).

Таким образом, перемирие, огромное количество рабочей силы и другие благоприятные обстоятельства, дали ему возможность начать строительство грандиозного чуда света (хотя точная дата начала строительных работ до сих пор не определена, исследователи убеждены, что это случилось где-то между 285/299 гг. до н.э.).

Наличие дамбы, построенной ранее и соединявшей остров с континентом, значительно облегчало задачу.

Строительство Александрийского маяка было поручено мастеру Сострату из Книдии. Птоломей пожелал, чтобы на здании было начертано лишь его имя, говорящее о том, что именно он создал это великолепное чудо света.

Но Сострат был настолько горд своей работой, что вначале выбил на камне своё имя, затем наложил на него очень толстый слой штукатурки, на которой написал имя египетского правителя. Со временем штукатурка осыпалась, и мир увидел подпись архитектора.

Как выглядел Фаросский маяк

Точных сведений о том, как именно выглядело одно из семи чудес света, не сохранилось, но кое-какие данные всё же имеются:

Фаросский маяк со всех сторон был обнесён толстыми крепостными стенами, а на случай осады в его подземельях хранились запасы воды и еды;Высота древнего небоскреба составляла от 120 до 180 метров;Маяк был построен в форме башни и имел три этажа;Стены древнего сооружения были выложены из мраморных глыб и скреплены раствором с небольшим добавлением свинца.Фундамент конструкции имел почти квадратную форму – 1,8 х 1,9 м, а в качестве строительного материала был использован гранит или известняк;Первый этаж Александрийского маяка имел высоту около 60 м, при этом длина сторон составляла около 30 м. Внешне он напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями. Крыша первого яруса была плоской, декорирована статуями Тритона и служила основой для следующего этажа. Здесь были расположены жилые и подсобные помещения, в которых жили солдаты и рабочие, а также хранился разный инвентарь.

Чудеса света. 3 Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды — одно из семи чудес античного мира — находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Сельчук на юге провинции Измир, Турция).В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз. Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса. При нем были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н. э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.).Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение. Однако неизвестно, как именно он был украшен. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.Согласно легенде, в 356 до н. э., в ночь, когда в Пелле, столице Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, желая таким образом прославиться. Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людей навечно. В официальных документах о нем говорится просто как об «одном безумце».К началу III в. до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Деньги на постройку нового Чуда Света выделил Александр Македонский. Архитектор Александр Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.Ширина храма Артемиды была 52 метрa, длина — 105 м, высота колонн — 18 м. Крышу храма поддерживали 127 колонн, установленные в восемь рядов. По преданию, каждая из этих колонн была даром одного из 127 царей.Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и рельефами Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма. Так, в благодарность Александру Македонскому, выделившему денег на строительство, эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу. Он изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу. Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за последующие три века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.Несколько лет потребовались английскому архитектору и инженеру Джону Тертлу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом. В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Необычность конструкции Александрийского маяка

Такое масштабное строительство для тех времен было грандиозным и очень амбициозным проектом. Однако сооружение маяка завершилось в очень короткие сроки — оно длилось не более 20 лет.

Ради строительства маяка между материком и островом Фарос в короткие сроки была сооружена дамба, по которой доставлялись необходимые материалы.

Рассказать кратко об Александрийском маяке просто невозможно. Огромное сооружение было построено из цельных мраморных блоков, соединенных между собой для большей прочности скобами из свинца.

Нижний, самый большой уровень маяка, был выстроен в форме квадрата с длиной сторон примерно 30 метров. Углы основания были спроектированы строго по сторонам света. Помещения, расположенные на первом уровне, предназначались для складирования необходимых припасов и проживания многочисленных стражников и работников маяка.

В подземном уровне было сооружено водохранилище, запасов питьевой воды которого должно было хватить на случай даже продолжительной осады города.

Второй уровень здания был выполнен в форме восьмиугольника. Его грани были ориентированы в точном соответствии с розой ветров. Украшали его необычные статуи из бронзы, некоторые из которых были подвижными.

Третий, основной уровень маяка был сооружен в форме цилиндра и сверху его венчал большой купол. Верх купола украшала бронзовая скульптура высотой не менее 7 метров. Историки до сих пор не пришли к единому мнению, было ли это изображение бога морей Посейдона или же статуя Исиды-Фарии — покровительницы мореходов.

Как выглядел Александрийский маяк

Проплывающие мореплаватели художественно описывали характерные особенности скульптур, расположенных по контуру маяка. Одна из них указывала на солнце. Ночью рука скульптуры опускалась вниз. Другая статуя отбивала время каждый час. Третья указывала на направление ветра.

Подтвержденной можно назвать версию с третьей скульптурой, так как второй ярус располагался по направлению розы ветров. Соответственно одна из статуй действительно могла показывать направление, по принципу флюгера.

Существует версия, что были задействованы механизмы, отвечающие за отображение погодных условий. Одна из статуй работала по принципу накопления солнечной энергии или аналогичного механизма, а вторая – по принципу часов с кукушкой. Эта версии достоверно не подтверждена.

I (нижний) ярус

Самый нижний блок был в форме квадрата, каждая сторона которого 30-31 м. Высота первого яруса достигала 60 м. Эта фундаментная часть стала основной. В те времена высота фундамента не превышала 10 метров, что стало новшеством для маяка. Углы нижнего этажа украшали статуи в виде тритонов.

Практическая цель яруса была в расположении охраны и рабочих маяка в этих комнатах. Здесь же хранили продукты и топливо для фонаря.

II (средний) ярус

Средний ярус имел высоту 40 м, внешняя облицовка из мраморных плит. Восьмиугольная форма этой части здания была обращена по направлению ветров. Таким образом, увеличенное архитекторское решение Сострата Книдского учитывало все исходящие данные. Статуи, украшавшие ярус, служили в качестве флюгеров.

III (верхний) ярус

Третий цилиндрический ярус был основным для маяка. На 8 колоннах из гранита возвышалась статуя.

Есть 3 версии, чья фигура была изображена:

  1. Бога морей Посейдона.
  2. Исиды-Фарии, богини благополучных мореплавателей.
  3. Зевса Спасителя, главного бога.

Материал ее тоже различается по двум версия: бронзовая или золотая. Высота статуи достигала 7-8 м. Верхушка маяка была куполообразной в виде конуса. Под статуей располагалась площадка для сигнального огня. Увеличение количества света создавалось с помощью вогнутых зеркал (возможно – бронзовых) из металла по одной версии и такой же формы гладких отполированных камней – по другой. г

Ряд споров возник на почве доставки топлива:

  • Одна из версий о поставке при помощи подъемного механизма внутри маяка в шахте.
  • Другая история говорит о подъеме топлива на мулах по спиралевидному пандусу.
  • Третья версия видоизменила вторую – доставляли ослы по пологой лестнице.

Одна из версий доставки топлива для светильника на верхний ярус Александрийского маяка

Фарос – остров, на котором располагался маяк. Доставка топлива и провизии для охраны проходила бы на лодках, что значительно усложнило бы транспортировку. Поэтому было принято решение о постройке дамбы от острова к материку. Впоследствии дамба утопталась, образовав сухопутный перешеек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector