Ярославский художественный музей

История музея

Прародителем учреждения было местное художественное общество, созданное в 1909. Его члены состояли из художников и краеведов и занимались организацией выставок, проведением лекций. Главная цель, которая их всех объединяла — создание галереи. Начиная с 1913–1914 годов, фонд начал активно пополняться. Сначала произведениями русских художников, которые общество получило от Санкт-Петербургской академии художеств, затем дарами от частных лиц.

Датой основания музея считается 5 декабря 1919 года. Первая выставка экспонировалась на ткацкой фабрике. Под залы было отведено здание Духовной консистории.

До 1924 года галерея относилась к городскому подотделу по делам музея. Коллекция формировалась не только из классических произведений, но и из работ современников. В тот период пополнялась не только полотнами, но и иконами из разорённых храмов. В 1922 году учреждение удостоилось статуса «Музей древнерусского искусства».

В 1924 году учреждение ждало ещё одно изменение — все музеи города были объединены в один. Под их нужды было отведено общее здание. Это был не очень благоприятный период — гонения привели к увольнению ценных кадров, а статус музея менялся трижды вплоть до 1737 года.

Положение музея ухудшили начавшиеся репрессии — некоторые работы были изъяты из хранилища. В годы Великой Отечественной войны учреждение приостановило свою деятельность. В 1950 году оно официально стало называться художественным.

В 1950-е годы музей впервые обзавёлся собственным реставратором. В результате была спасена не одна сотня произведений. На эти годы также припадает выпуск первого иллюстрированного каталога учреждения. Общее количество фондов составляло — около 3629 единиц. Из Митрополичьих палат экспонаты перевезли в здание Спасо-Преображенского монастыря.

В марте 1959 года Ярославский и Ростовский музеи объединили в один комплекс. Это тормозило развитие художественного учреждения, так как приоритет в финансировании был за Ростовом.

В 1969 году становится самостоятельной единицей. С тех пор он и носит своё текущее название.

Вид со стороны улицы, Ярославский художественный музей

Спасо-Преображенский монастырь

И вот я внутри. Проход на территорию монастыря платный, однако у нас билетики никто не спросил. А вот если вы хотите посетить определенные здания и экскурсии, нужно купить билеты обязательно. Продаются они при входе в одном из помещений.

Спасо-Преображенский монастырь основан в XII-XIII веках, а  знаменит тем, что именно здесь найдено знаменитое «Слово о полку Игореве».

С Богоявленской площади мы видим две башни – Богородскую и Угличскую.

А прямо по курсу памятник Ярославской копейке 1612г. Поставлен в честь 400-летия чеканки данной монетки. А что, увесистая получилась копеечка))

Слева – северо-восточный келейный корпус. Меня привлекла в нем деревянная надстройка. Можно сказать, это памятник жилой архитектуры, сюда тоже можно купить билет на осмотр:

Еще чуть дальше памятник с клятвой князя Пожарского:

Отсюда, сквозь просвет в деревцах, живописно смотрится Богоявленская церковь:

А напротив Спасо-Преображенский собор, тесно соседствующий с церковью Ярославских Чудотворцев (1831г). Почему-то вышло так, что сфотографировала я лишь вторую, а первая выпала из кадра, показавшаяся пристроем.

Справа — звонница

Спасо-Преображенский собор – это именно то место, куда непременно нужно попасть. Эта древнейшая церковь, основанная в 1516 году, внешне не выделяется ничем, зато какая глубина эпох отслеживается в ней!  Считается самой старинной постройкой города! Именно отсюда начинается развитие ярославской архитектуры и живописи.

Построен на фундаменте рухнувшего храма XIII века, полностью повторяя формы и размер.

Захожу в галерею, где расположен вход внутрь. Своды, фрески, ставни, на полу  брусчаточка из кирпичей – непередаваемое ощущение истинно русской истории!  Так просто, легко и одновременно красиво. На стене таблички со старо-славянскими надписями:

Зайчик Пипус оценил фрески.

Внутри пространство небольшое, но высокое. Все исписано фресками. На душе становится хорошо,  спокойно, умиротворенно… Фрески Спасо-Преображенского собора – единственный в России памятник монументальной живописи того века с точной датой и именами художников.

Совсем рядом с храмом – звонница XVI века. На нее можно подняться, конечно же, купив билет.

С самого верха открываются потрясающие виды на Ярославль. Это храм Михаила Архангела:

А этот тот же храм, но уже вид снизу:

Вдалеке виден Успенский собор:

Вид на церковь Богоявления:

Вид на Которосль:

А это Святые ворота с дозорной вышкой и надвратной церковью, выходящие прямо к реке.

Рядом расположены лавки с сувенирами:

Так же на территории Кремля можно познакомиться с медведицей.

Выходим через Святые ворота и попадаем на набережную:

Впереди парк с еще одним элементом, изображенным на 1000-й купюре – Казанская часовня. Установленная она в честь выхода из стен монастыря ополчения Минина и Пожарского, пришедшего сюда из Нижнего Новгорода. Таким образом, данная часовенка связывает Нижний и Ярославль. Как нижегородке, для меня это интересная деталь.

Поход «Ярославль за один» день продолжается, дальше идем вдоль набережной в сторону Стрелки. Но об этом в следующей статье!

Карта маршрута:

Тольятти – «Ладный» город. А еще там есть подводная лодка. Большое Поволжское путешествие, или новые…

Абрау-Дюрсо — это не только шампанское, но и красивый поселок

Привет, Питер, я в тебе! Или прогулка одного дня по Санкт-Петербургу

Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте

Старая Гагра — здесь начиналась история курорта

Йошкар-Ола – город сказочных замков и волшебных огней. Часть 1. Ночь, Патриаршая площадь, отражения.

Футбольный Нижний. Чемпионат мира по футболу 2018 превратил город в карнавал

Дворец Ольденбургских в Рамони. Возрождение истории

Иконы Ярославского художественного музея

Гордость учреждения — собрание икон. Самая древняя датируется XIII веком и называется «Спас Вседержитель».

Узнать её просто: на липовой доске темперными красками изображён образ Иисуса Христа. Время не пощадило лик — местами живопись сильно утрачена, имеются характерные трещины (кракелюры). О том, что икону некогда обрамлял оклад, посетителям сообщают следы от гвоздей. Икона была отреставрирована Модоровым и Чириковым в 1919 году.

Не менее уникальными считаются и изображения святых, написанные мастерами Ярославской художественной школы в XVI–XVII веках. К ним также относятся подписные иконы Фёдора Зубова, Гурия Никитина. Известно, что большинство ликов было обнаружено на чердаке Митрополичьих палат. Таким образом их прятали для большей надёжности в период гонений на православную церковь. Находка была отреставрирована и пополнила список экспонатов. Кстати, посмотреть на иконы из художественного музея не так давно могли не только ярославцы, но и жители других городов — экспонировались в Москве.

Музей академика Опекушина, Yarartmuseum

Фото и описание

Ярославский художественный музей был организован 5 декабря 1919 года по инициативе местных любителей старины и художников. Его деятельность началась с просветительской акции – на ткацкой фабрике “Красный Перекоп” в апреле 1920 года была организована выставка. Осенью музей принял своих первых посетителей постоянной экспозиции, которая расположилась в здании бывшей Консистории (архитектор Л. Руска).

До 1924 года музей имел статус художественной галереи, с 1924 по1936 годы он находился в подчинении областного музея, с 1937 по 1950 годы он назывался областным музеем искусств, с 1950 по 1959 годы Ярославским областным художественным музеем, с 1959 по 1969 годы – художественным отделом Ярославо-Ростовского музея-заповедника, с 1969 года получил свой нынешний статус.

Художественный музей Ярославля – наиболее крупный музей искусства в провинции, он стал победителем конкурса “Окно в Россию”. Его собрание насчитывает более 70 000 произведений графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, нумизматики, скульптуры.

В музее можно увидеть произведения древнерусской живописи начиная с 13 века среди которых особо значимой является икона “Спас Вседержитель” (первая половина 13 века), а также икона “Богоматерь Толгская” (она находится в в Толгском монастыре, куда ее в 2003 году передали на временное хранение.

Здесь также представлены уникальные иконописные произведения, относящиеся к Ярославской художественной школе второй половины 16-17 веков, в т.ч. подписные иконы Гурия Никитина, Федора Зубова, Семена Холмогорца, работавших в 17 веке.

В коллекции представлены также произведения деревянной резьбы, скульптуры, литья 16-20 веков, предметы личного благочестия и церковного прикладного искусства 18-20 веков.

Живописная коллекция представлена полотнами К. Брюллова, Д. Левицкого, А. Мокрицкого, И. Крамского, В. Перова, И. Репина. Своеобразием отличается портрет ярославского дворянства и купечества 19 века. Довольно разнопланова коллекция пейзажной живописи второй половины 19-начала 20 веков: И. Шишкин, А. Саврасов, В. Поленов, И. Айвазовский, К. Юон, И. Левитан.

Не менее ярко представлены работы мастеров “Мира искусства, “Союза русских художников”, “Бубнового валета”, русского авангарда. Довольно уникальная хранящаяся в музее коллекция работ К. Коровина, которая включает работы позднего периода творчества художника. В живописной коллекции ярославских художников 20 века наиболее весомо представлено наследие Михаила Соколова.

Графика представлена произведениями тиражной и оригинальной графики 18-20 веков русских авторов. Интерес вызывает акварельный камерный портрет 19 века, который представлен работами О. Кипренского, В. Гау, П. Соколова и др., графика 19-20 веков, среди которой произведения «мирискуссников» – А. Бенуа, К. Сомова, М. Добужинского, Д. Митрохина, Б. Кустодиева. Из графических произведений 20в. также ярко представлен стиль авангардизма (В. Кандинский и Л. Попова), довоеннные акварель и рисунок, некоторые направления современного искусства.

Весомую часть коллекции составляет зарубежный и отечественный экслибрис 19-20 веков.

Скульптура представлена в произведениях С. Гальберга, Ф. Толстого, М. Чижого, А. Опекушина, А. Антокольского, А. Обера, С. Эрьзя, А. Гюрджана, С. Коненкова, а также М. Земельгака и Клодиона и др.

Фон декоративно-прикладного искусства представлен коллекцией фарфоровых и стеклянных изделий, относящихся к 18-20 векам, императорского стеклянного и фарфорового заводов, частных заводов Ф. Гарднера, С. Батенина, М. Кузнецова, братьев Корниловых, Мальцовых и др. Также в музее можно познакомиться с произведениями мебельного искусства различных направлений и стилей 16-20 веков., в т. ч. западноевропейского 16-18 веков. Современное декоративно-прикладное творчество представлено гобеленом, керамикой и стеклом.

Выставки в художественном музее Ярославля

Здесь действуют как постоянные, так и временные экспозиции. К перманентным можно отнести графику (от XVIII до XX века), представленную преимущественно работами русских авторов. Среди самых интересных можно назвать акварельный портрет, произведения Бенуа, Добужинского, Кустодиева, Сомова, Поповой и Кандинского. Львиную долю коллекции занимают ярлычки с именами владельцев, которые наклеивались на книгу (так называемый экслибрис).

Перечень постоянных экспонатов продолжают скульптуры русских мастеров, ваявших в XIX–XX веках, фарфоровые и стеклянные изделия, выпущенные Императорским фарфоровым заводом и частными предприятиями. Перенестись в другую эпоху посетителям помогают предметы мебели разных стилей, которыми обставлены комнаты музеев

Обратите внимание и на богатое собрание нумизматики. Оно состоит не только из старинных монет, но и из наградных и памятных медалей

Завершает список восточная коллекция — предметы декоративно-прикладного искусства Китая и Японии XVIII–XIX веков.

Временные выставки в Ярославском художественном музее бывают разной направленности. Из недавних — «Фотоэстафета», отображающая 80-летнюю историю страны; «Диалог», посвящённый творчеству Валентина Леонтьева и Евсея Моисеева. Любители древности могли созерцать античные вазы в количестве 52 экземпляров. Ко дню рождения куклы Барби была подготовлена тематическая выставка — «Та самая Барби». Посмотреть на Китай глазами русских живописцев позволяла экспозиция «Китай. Таким он был». Филиалы учреждения могут вас удивить гербарными собраниями, произведениями меднолитой пластики и другими предметами.

Ярославский художественный музей

Список музеев Ярославля

Ярославский планетарий

7 туристов было здесь Планетарий в Ярославле (официальное название — Культурно-просветительский центр им. В. В. Терешковой) — одна…

Музей занимательных наук Эйнштейна в Ярославле

2 туристa были здесь Музей Эйнштейна в Ярославле отличается нестандартным подходом к проведению экскурсий, шоу и …

Ярославский государственный музей-заповедник

20 туристов было здесь Ярославский музей-заповедник относится к крупнейшим культурным учреждениям области и к …

Ярославский художественный музей

8 туристов было здесь Ярославский художественный музей объединяет пять зданий: Губернаторский дом, Митрополичьи палаты, Музей…

Митрополичьи палаты

5 туристов было здесь Ярославль — старинный русский город, один из самых посещаемых туристических городов Золотого Кольца России….

Музей зарубежного искусства в Ярославле

2 туристa были здесь Ярославский Музей зарубежного искусства является филиалом Художественного музея. Отдельная выставочная…

Музей «Музыка и время»

13 туристов было здесь Музейный комплекс «Музыка и время» им. Джона Мостославского располагается в историческом центре…

Музей-театр «Алёшино подворье»

1 турист был здесь Музей-театр «Алешино подворье», занимающий часть исторического центра Ярославля, представляет…

Музей истории Ярославля

8 туристов было здесь Музей, посвященный истории города Ярославль, был основан в 1998 году. Он расположен в бывшей усадьбе купца…

Музей «Мой любимый Мишка»

2 туристa были здесь Музей «Мой любимый Мишка» был открыт в городе Ярославль в 2009 году на основе частной коллекции,…

Интересные факты

  • Стены Губернаторского дома помнят многих российских императоров. Здесь побывали Александр I, Николай II другие известные личности.
  • Летом в Губернаторском саду можно наладиться игрой профессиональных музыкантов.
  • Официальное открытие Музея зарубежных искусств после реставрации состоялось в 2014 году. Здание представляет собой образец зрелого классицизма. Когда-то в нём находилась школа глухонемых, а затем и гостиница.
  • Домъ на Новинской занимает здание бывшего банка. Сегодня его посещение — единственная в своё роде возможность познакомиться с бытом провинциальной буржуазии. Ничего подобного в России нет.
  • В доме скульптора-академика Опекушина некогда располагалась первая в России провинциальная лепная школа. Сегодня там действует выставка «Лепных дел мастера».

Литература

  • Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря в Ярославле. — Северный паломник, 2002. — 104 с. — 3000 экз. — (Памятники художественной культуры Древней Руси). — ISBN 5-94431-040-5.
  • Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Transfiguration Cathedral in Yaroslavl. — Северный паломник, 2002. — 104 с. — 2000 экз. — (Treasures of Medieval Russian Art). — ISBN 5-94431-081-2
  • Бедина Н. Н. Часослов XII века из Спасо-Ярославского монастыря // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2003. — № 2(12). — С. 70—74.
  • Марасанова В. М. Летопись Ярославля: 1010—2010. — СПб.: Морской Петербург, 2007. — 360 с; ил.
  • Масленицын С. И. Ярославская иконопись. — М., Искусство, 1983. 2*е изд., дораб.
  • Мельник А. Г. Об истоках основных форм собора XVI в. ярославского Спасского монастыря // Новодевичий монастырь в русской культуре: Материалы научной конференции 1995 г.: Труды ГИМ.. — М., 1998. — Вып. 99. — С. 180—187. — ISBN 5-89076-018-1.
  • Мельник А. Г. Новое о соборе Ярославского Спасского монастыря // Краеведческие записки. Материалы 8 и 9 Тихомировских чтений. — Ярославль, 2005. — Вып. 8. — С. 429—434. — ISBN 5-94755-081-4.
  • Ярославский Спасский монастырь как центр почитания русских святых в конце XVII века // Книжная культура Ярославского края — 2012. — Ярославль, 2013. — С. 5—11.
  • Нил (Исаакович Н. Ф.). Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом, с присовокуплением Жития св. благоверных князей Феодора, Давида и Константина, ярославских чудотворцев, и хронологического указателя иерархов ростовской и ярославской паствы. — Ярославль: 1862. 96 с.; 2-е изд. — Ярославль: 1869.
  • Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне Архиерейский дом. — М.: 1881; 2-е изд. — Ярославль: 1913.
  • Вид монастыря с гравюры 1731 года

  • Вид монастыря с плана Ярославля 1802 года

  • Вход с Богоявленской площади

  • Игра на колоколах

Музеи Спасо-Преображенского монастыря

Монастырские музеи расположены в нескольких зданиях, находящихся на территории древней обители. Здесь демонстрируются постоянно действующие экспозиции и временные, предоставленные другими музеями страны.

Непременно следует посетить выставку древнерусской живописи, чтобы познакомиться со школой ярославской иконописи, чей золотой век пришелся на конец XVI – начало XVII века. Манера письма ярославских мастеров отличается кропотливостью, выверенностью композиции и довольно своеобразным колоритом. На изображениях полностью отсутствует голубой цвет, предпочтение отдается охристым и коричневым тонам с оттенками от розового до бордового. Большая часть икон попала сюда из Спасо-Преображенского собора.

Очень интересна выставка «Сокровища Ярославля», представляющая посетителям собрание ценностей, привезенных из ярославских монастырей и соборов. Здесь можно увидеть богатые церковные одеяния, книги, вышитые изображения святых, напрестольные кресты, потиры из драгоценных металлов, многие из которых датируются XVI веком. Жемчужиной экспозиции является Спасское Евангелие XIII в.

В отдельном зале демонстрируются оклады, венцы, цаты для икон из серебра с позолотой, иконные и басманные оклады Евангелий, резные деревянные царские врата. Далее – коллекция эмалей конца XVIII – начала XIX века, происходящих из Москвы, Ростова, городов Украины.

На территории Спасского монастыря также находится музей, посвященный поэтичной летописи «Слово о полку Игореве».

Среди постоянно действующих экспозиций Спасо-Преображенского монастыря – «История Ярославского края» и «ЯрмаНка», посвященная истории проведения ярмарок в Ярославском крае.

Как добраться

Главное здание, Митрополичьи палаты и Музей зарубежного искусства сосредоточены рядом — их отделяет незначительное расстояние. Добираться до них очень удобно на троллейбусах, автобусах, маршрутках, авто и такси.

На автобусе: ближайшая остановка называется «Красная площадь». Там останавливается транспорт № 2, 5, 9т, 12, 19к, 21б, 33, 42, 43, 44, 44к, 97с, 99с. От неё до Губернаторского дома 12 минут ходьбы неспешным шагом.

От остановки:

На троллейбусе: остановка та же. До неё можно доехать на транспорте № 1, 8, 9.

На маршрутке: к месту назначения вас доставят № 36, 37, 46, 47, 51, 61, 73, 80, 84, 87, 91, 94, 96, 97, 98, 99, 143. Выходите на «Красной площади».

Расписание транспорта в Ярославле

На автомобиле: от ж/д вокзала Ярославля путь близкий — за рулём около 13 минут. Двигайтесь через ул. Большую Октябрьскую.

Пеший маршрут от главного здания к Митрополичьим палатам:

На такси: пассажиров в Ярославле перевозят «Максим», «Наше такси», «АБС», «Эконом», «Поехали».

Главное здание Ярославского художественного музея на панораме Google:

Видео о Ярославском художественном музее:

Достопримечательности Ярославля

Спасо-Преображенский собор

Рубрика: Ярославль

При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в 1507-151г гг. возвели новое храмовое здание. Ход строительных работ значительно ускорило покровительство московского князя Василия Третьего, направившего в Ярославаль своих зодчих с тем, чтобы за образец при создании вновь возводимых построек ими была взята храмовая архитектура столичного Кремля. Ныне Спасо-Преображенский храм — старейший в Ярославле памятник православного зодчества, сохранившийся в первозданном виде.

В инженерном отношении собор является зданием четырехстолпного типа, возведенным на высоком подклете с четырьмя прямоугольными кирпичными столпами-опорами. Постройка увенчана тремя главами, которые представляют собой удлиненные световые барабаны с воздетыми на их верхние оконечности шлемовидными золочеными куполами. Основание каждого из барабанов окружено замкнутой цепью кокошников, имеющих относительно небольшие размерные параметры. Несколько выше кокошников главы по всей их окружности опоясаны аркатурно-колончатым декором. Наружные участки стен храмовых фасадов вершат сводчатые закомары без каких-либо декоративных изысков.

С северной и западной сторон собор окружен галереями. Наглядными свидетельствами высшей степени профессионализма зодчих можно считать совершенную кирпичную кладку, а также гармонию размерных параметров каждой из отдельных частей в общекомпозиционном контексте, в значительной мере обусловленную тем, что в ходе всех этапов строительного процесса была использована одна и та же мера длины – так называемая «маховая сажень».

Восточные фасады собора отличаются аскетической строгостью очертаний, что делает их целостность наиболее выразительной. Три высоких апсиды оснащены узкими оконными проемами в виде бойниц. В целом же внешний вид ансамбля способствует созданию образа классического храма в древнерусском стиле, отличающегося простотой и изяществом пропорций.

Контуры западного фасада имеют более сложную геометрию. Здесь на переднем плане в перспективе выдвинуто уже не трехглавие, а имеющая открытую аркаду двухэтажная галерея, визуально обогащающая фасад за счет глубокой игры светотеней и придающая ему пространственную выразительность. В семнадцатом веке вход на галерею осуществлялся по роскошному обширному крыльцу.

Открытой была поначалу и северная галерея с широкими проемами арок, которые позднее заложили кирпичом и заштукатурили.

Настенные и потолочные фрески в интерьерах собора были созданы в 60-е годы XVI в. знаменитыми мастерами церковной живописи из Москвы в лице Лариона Лонтьева, а также братьев Никитиных – Третьяка и Феодора. В создании росписей на равных правах с москвичами принимали участие и ярославские живописцы – Афанасий и Дементий Исидоровы.

Адрес: г. Ярославль, Богоявленская площадь, 25.

Карта расположения:

Церковь Спаса на Городу в Ярославле

Похожие публикации:

Церковь Спаса на Городу в Ярославле

Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь Михаила Архангела

Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле

Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле

Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

Успенский кафедральный собор

Ярославский православный собор Успения Пресвятой Богородицы, или, в обиходной речи, Успенский собор, с XVIII по XX столетия имел статус кафедрального – главного в епархии. Воздвигнутый при слиянии Которосли с Волгой и освященный в 1219 г., он был п…

Поделиться ссылкой:

Музеи Ярославля для детей

Если вы путешествуете с детьми, это вносит в вашу экскурсионную программу определенные коррективы: требуется больше интерактивных программ, рассчитанных на маленьких посетителей, увлекательных сказочных маршрутов, мест, которые интересно изучать. Ярославль предоставляет такую возможность.

Загляните в Музей истории пряника и узнайте о способах приготовления этого лакомства и историю его появления на Руси, а совместить активный отдых с познавательными экспозициями получится в Парке динозавров Ярославля, где под открытым небом установлено около шестидесяти фигур доисторических ящеров, способных двигаться и рычать.

Если позволяет время, можно выбраться в село Кукобой, что в 157 км от Ярославля. Здесь в избушке на курьих ножках живет самая настоящая Баба-Яга, в компании Марьи-Искусницы, Дуняши, Михайло Потаповича она принимает гостей, развлекая мальчиков и девочек, обучая их различным забавам.

Акция «Ночь музеев» год от года становится более популярной, и к ней подключаются все новые выставочные площадки. В рамках акции проводятся в том числе мероприятия для детей со свободным входом.

Полный обзор мест для семейного отдыха и самостоятельных прогулок ищите в материалах Туристера:

Путеводитель по Ярославлю Достопримечательности Ярославля Куда сводить ребенка в Ярославле

Ярославский музей-заповедник: коллекции

В музейном фонде имеется более 350 тысяч единиц хранения, охватывающих многогранные стороны культурного наследия, исторического достояния, народных традиций и природного разнообразия Ярославского края.

В числе наиболее ценных собраний представлены коллекции:

  • археологическая;
  • естественно-историческая;
  • изобразительных искусств;
  • текстиля;
  • изразцов;
  • нумизматическая;
  • оружия;
  • драгоценных металлов;
  • редких книг;
  • архивных документов и пр.

Архитектурная коллекция

Самая немногочисленная, но значимая коллекция представлена памятниками истории и архитектуры, считающимися шедеврами древнерусского зодчества.

Церковь Николы Надеина, Сергей Василец

Церковь Николы Надеина является одним из старейших каменных храмов ярославской школы зодчества и первой посадской церковью в городе. Считается, что именно она стал образцом для архитектурного облика церквей XVII с. Здание было построено в начале 1620-х гг. при финансовом содействии богатейшего купца и промышленника Епифания Светешникова, которого чаще называли Надея. Адрес: Народный переулок, 2а.

Церковь Рождества Христова возведена в 1640-е гг. на средства семьи Гурьевых-Назарьевых. Храм представляет собой сложную композиционную группу, его фасад опоясывает храмозданная летопись из впервые примененных в архитектуре Ярославля поливных изразцов. В ней, среди имен первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича и митрополита Ростовского и Ярославского Варлаама (Старорушина), упоминаются меценаты строительства. Адрес: улица Кедрова, 1.

Церковь Ильи Пророка считается одним из символов Ярославля. Ее строительство, завершенное в 1650 г., финансировали богатейшие купцы Скрипины. Уникальность храма заключается в его архитектурных особенностях (шатровые колокольни практически сразу были запрещены церковными властями), в удивительной сохранности ярких, оригинальных росписей XVII века и золоченого многоярусного иконостаса, украшенного резьбой. Адрес: Советская площадь, 7.

Церковь Ильи Пророка, Juliette17

Церковь Иоанна Предтечи в Толчковой слободе появилась в период 1671–87 гг. Уникальный памятник ярославской архитектуры изначально задумывался как храм, «коих прежде никогда не было». Его венчают 15 глав, а на поверхности стен отчетливо вырисовывается «фигурный» кирпич разнообразных форм и размеров, эффектно дополненный цветными изразцами. Интерьер храма богато украшен росписями на библейские темы и изящной резьбой по дереву. Строительство церкви велось на пожертвования прихожан. Денежные поступления, учитывая зажиточность Толчковой слободы, были немалыми. Адрес: Закоторосльная набережная, 69.

Церковь Богоявления возведена на средства купца Зубчанинова в 1684–93 гг. на месте деревянного храма, недалеко от Спасо-Преображенского монастыря. Уникальный архитектурный памятник украшен двумя ярусами кокошников, пятью изящными барабанами, увенчанными барочными главками, и многоцветным изразцовым декором. Внутри сохранились фрески XVII века. Адрес: Богоявленская площадь, 12.

Церковь Богоявления, Сергей Василец

Спасо-Преображенский собор с сохранившимися росписями мастеров эпохи Ивана Грозного и несколько церковных строений скомпонованы на территории Спасо-Преображенского монастыря. Адрес: Богоявленская площадь, 25.

Время работы и стоимость

Все филиалы работают каждый день с 10.00 до 18.00, за исключением понедельника. Побывать в Губернаторском саду можно каждый день. С пятницы по воскресенье вход на территорию возможен с 10.00 до 20.00.

Дом Опекушина работает по предварительной записи. Без неё вас пустят только в пятницу, субботу и воскресенье — с 12.00 до 18.00. А вот в филиал в Тутаеве ехать пока не стоит — временно закрыт. Учтите, что в предпраздничные дни учреждение работает на час короче. Воздержитесь от посещений в последний вторник месяца и 1 января — все филиалы закрыты.

Стоимость билета зависит от экспозиции:

  • Так, просмотр «Русского искусства XVIII-начала XX века» в Губернаторском доме будет стоить 200 рублей, пенсионерам и студентам — в два раза дешевле, для остальных льготных категорий — бесплатный.
  • Приобщение к искусству XX века обойдётся в 200 и 120 рублей соответственно.
  • Хотите посмотреть все композиции Губернаторского дома? Приобретайте единый билет — 400 рублей для взрослых и 220 для пенсионеров и студентов.
  • В Губернаторском саду действует экспозиция «Скульптура в пленэре». Взрослый билет — 80 рублей, льготный — 50 рублей.
  • Посетить Митрополичьи палаты можно за 150 рублей (полный билет) и 80 рублей (льготный).
  • Единый билет в Музей зарубежного искусства — 350 и 200 рублей.
  • Просмотр коллекций в Доме Опекушина — бесплатно.

Главное здание художественного музея в Ярославле на панораме Google: вид внутри

Картины в Ярославском художественном музее

Общее количество экспонатов, представленных здесь, перевалило отметку в 75 000.

Коллекция древнерусской живописи XIII–XVII веков хранится в одном из залов Митрополичьей палаты. Здесь можно посмотреть на деревянные скульптуры, предметы церковного искусства.

Что касается живописи, то центральное место в этом разделе отведено работам русских художников. Стены Губернаторского дома украшают полотна Левицкого, Репина, Мокрицкого, Крамского, Брюллова, Перова. Компанию им составляют ярославские купеческие и дворянские портреты, относящиеся к XIX веку. Не меньшее восхищение у посетителей вызывают пейзажи Айвазовского, Шишкина, Саврасова, Поленова, Юона и Левитана. Не забыты и мастера художественных объединений: «Мир искусства», «Бубновый валет» и «Союз русских художников». Неплохо отражено и творчество, в том числе и поздний период, русского живописца Константина Коровина. Наследие местных мастеров XX века представлено многочисленными картинами, среди которых выделяются работы Михаила Соколова.

Ярославский художественный музей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector