Религия азербайджана
Содержание:
- Иудаизм
- Религиозные образования
- Священные горы
- Откуда появилась азербайджанская нация: генетические исследования
- В Азербайджане нет официальной религии по Конституции
- Гонения на язычников
- Расхождения с Православием
- Мультикультурализм в Азербайджане [ править ]
- Тюркизация
- Список по алфавиту
- Традиции деторождения
- Как узнать по внешности
- Свобода религии [ править ]
- Христианство [ править ]
- Армянская Церковь. Монофизиты
- Происхождение языка
- Религиозные образования
- Мультикультурализм в Азербайджане [ править ]
- Заключение
Иудаизм
Qırmızı Qəsəb имеет большую еврейскую общину.
В Азербайджане есть три отдельные еврейские общины ( горские евреи , евреи- ашкенази и грузинские евреи ), общая численность которых составляет почти 16 000 человек. Из них 11 000 — горские евреи, 6 000 — в Баку и 4 000 — в Губе , 4300 — евреи-ашкенази, большинство из которых проживают в Баку и Сумгайыте , и 700 — грузинские евреи. Есть три синагоги в Баку и несколько в провинции. Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде пожертвовал 40 000 долларов США на строительство Еврейского дома в Баку в 2000 году. Есть также еврейская деревня под названием Гырмызы Гасабу .
Религиозные образования
Бакинский исламский университет
Религиозные образования в Азербайджанской Республике регистрируются в предусмотренном законом порядке в Государственном комитете Азербайджанской Республики по работе с религиозными образованиями. Согласно закону, религия и религиозные образования в Азербайджанской Республике отделены от государства. Государство не поручает выполнение каких-либо государственных функций религиозным образованиям и не вмешивается в их деятельность. Религиозные образования не принимают участие в деятельности политических партий и не оказывают им финансовую поддержку. Все религии, распространенные в стране, и представители религиозных течений самостоятельны в создании своего религиозного образования в любом регионе. В нашей стране, где в основном большинство составляют последователи небесных религий (иудаизм, христианство, ислам), религиозные течения, с небольшим количеством членов, и являющиеся нетрадиционными для азербайджанской среды, (баптисты, адвентисты Седьмого дня, свидетели Иеговы и т. п.), зарегистрировавшись без всяких препятствий, действуют свободно. Религиозные конфессии, исторически действующие в стране, следующие:
Священные горы
Подобно греческим , китайским и тенгристским практикам, местные жители считали несколько гор священными. Список священных гор по местным легендам:
- Бабадаг — в Азербайджане с высотой 3629 метров. Он расположен к северу от Исмаиллы . Наверху находится пир, посвященный Хасрату Бабе — человеку, почитаемому как святой, — который, как полагают, жил в период, когда этот регион был известен как Кавказская Албания. Бабадах означает «Дедушка гора».
- Гора Авей — одна из вершин и беловато-серого хребта в горах Малого Кавказа, расположенная между Грузией и Газахским районом. Он находится в 12 км от села Даш Салахлы . Авей означает «Дом Луны».
- Гейазана гора на северо — западе Казах район из Азербайджана . Гоязан означает «Крушитель небес». Согласно древним местным поверьям, он был назван из-за своего одиночества и направленного в небо.
- Хыналыг — гора, где живут хыналыгцы . До ислама они были язычниками, поклоняясь «своему богу огня».
Откуда появилась азербайджанская нация: генетические исследования
Генетические исследования показывают, что северные азербайджанцы более тесно связаны с другими кавказскими народами, такими как грузины и армяне, нежели с иранцами или турками. Иранские азербайджанцы генетически более похожи на северных азербайджанцев и соседнее тюркское население, чем на географически отдаленные тюркские народы Средней Азии
Однако также немаловажно, что показатели среднеазиатской генетической примеси (в частности, гаплогруппа H12), особенно туркмен, у азербайджанцев все-таки выше, чем у их грузинских и армянских соседей. Ираноязычные популяции из Азербайджана (талыш и тац) генетически ближе к азербайджанцам, чем собственно к населению Ирана
Такие генетические данные подтверждают мнение о том, что эта нация происходит от коренного населения, проживающего в этом районе, которое приняло тюркский язык в процессе «элитарного доминирования». Ограниченное число тюркских иммигрантов имело существенное культурное воздействие, но оставило лишь незначительный патрилинейный генетический след.
История происхождения нации азербайджанцев довольно запутанная даже на генетическом уровне. Анализ МтДНК показывает, что персы, анатолийцы и кавказцы являются частью большой западной евразийской группы, которая вторична по сравнению с кавказской. Хотя генетический анализ мтДНК указывает на то, что кавказские популяции генетически ближе к европейцам, чем к жителям Ближнего Востока, результаты Y-хромосомы указывают на более тесную связь с ближневосточными группами.
Иранцы имеют относительно широкий диапазон гаплотипов Y-хромосомы. Население из центрального Ирана (Исфахан) показывает более близкое сходство в отношении распределения гаплогрупп между кавказцами и азербайджанцами, чем с населением Южного и Северного Ирана. Диапазон гаплогрупп по всему региону может отражать исторически сложившуюся генетическую примесь, возможно, в результате инвазивных мужских миграций.
Последнее сравнительное исследование (2013 год) о полном разнообразии митохондриальных ДНК у иранцев показало, что иранские азербайджанцы больше связаны с народом Грузии, нежели с другими иранцами, а также с армянами. Однако один и тот же многомерный масштабный график показывает, что азербайджанцы с Кавказа, несмотря на их предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, сближаются с другими иранцами (например, персами и т. д.), чем собственно с иранскими азербайджанцами.
В Азербайджане нет официальной религии по Конституции
Большинство азербайджанцев — мусульмане. Но какая официальная религия в Азербайджане?
По закону «О свободе вероисповедания» каждый азербайджанец «вправе исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, выражать и распространять свои убеждения в связи с отношением к религии». Кроме того, азербайджанцы могут участвовать в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях.
Текст закона «О свободе вероисповедания»
В Азербайджане нельзя разжигать расовую, национальную, религиозную, социальную неприязнь и вражду. Родители могут воспитывать своих детей по своим религиозным убеждениям.
Большая часть населения страны — мусульмане.
Шамахинская Джума-мечеть — место поклонения мусульман в Азербайджане. Это один из самых древних храмов не только на территории страны, но и на Ближнем Востоке в целом. Построен в 743 году, во времена халифа Халида ибн Валиядина
Гонения на язычников
Христианские преследования язычников
По словам Мовсеса Каганваци , Вачаган III Благочестивый Албанский преследовал языческих священников, истязал и насильно обращал их в христианство. Он основал церковную школу в городе Рустак и вырастил детей языческих пар как христиан.
Исламское обращение с язычниками
О язычниках, живших в период исламизации Азербайджана, существует немного информации, поскольку они были обращены или казнены до прихода ислама. По словам азербайджанского историка Сары Ашурбейли, несколько шахов Ширвана воевали с неверными и даже были убиты неверными. Но скорее всего это будет страна Сарир .
Эстахри утверждает, что язычники существовали еще в 10 веке. Андалузский путешественник Абу Хамид аль-Карнати утверждает, что в XII веке язычники жили в горных деревнях недалеко от Дербента .
Расхождения с Православием
Несмотря на достаточно теплые отношения Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей, между ними существует много разногласий в отношении Евхаристии.
Священники не могут проводить совместные богослужения, в частности — Литургию. Верующие одной из Церквей не могут причащаться или принимать крещение в другой.
Догматические различия
Одним из вопросов, вызывающим наиболее жаркие споры в кругу богословов, является вопрос о божественности плоти Иисуса Христа.
Армянская Церковь считает, что плоть Иисуса была божественной. Он не мог испытывать человеческих чувств, следовательно, его страдания на кресте были символическими. Православие же придерживается учения о двух природах Христа. Будучи Богом, он при рождении принял человеческое тело и испытывал все физические и духовные терзания, свойственные простому человеку.
Армянские христиане крестятся тремя пальцами слева направо
В те дни, когда эта тема поднималась на Вселенском Соборе, Армения находилась в состоянии кровопролитной борьбы с Персией. Епископы не смогли принять участие в обсуждении и не приняли решение Собора, после чего началось многовековое разделение с Православием.
Важно! В настоящее время между представителями Русской и Армянской Церквей ведутся диалоги о природе Христа. Если им удастся преодолеть противоречия, полное общение между конфессиями будет восстановлено
Обрядовые особенности
У Армянской Апостольской и Русской Православной Церквей есть небольшие различия в обрядах, но они не могут быть препятствием для общения между верующими.
- Во главе Армянской Церкви стоит Католикос, обладающий всеобъемлющей законодательной властью;
- Армянская Церковь признает решения только трех Вселенских Соборов из семи;
- В армянских храмах мало икон, а дома верующие молятся перед распятием;
- Русская Православная Церковь ведет летоисчисление по юлианскому календарю, а армянская — по григорианскому. Соответственно, Пасху, Рождество Христово и другие праздники верующие отмечают в разные дни;
- Верующие в Армении причащаются пресным хлебом и неразбавленным вином. В Православии применяется дрожжевой хлеб, а вино разбавляют водой;
- Крестное знамение армяне совершают слева направо, а Православные — справа налево;
- Согласно древним традициям, праздник Рождества и Крещения армяне отмечают в один день;
- Алтарь в храмах Армении не отделяется иконами, при богослужениях используется органная музыка;
- Священникам-вдовцам в Армении разрешается жениться во второй раз;
- Верующие Армении могут венчаться в субботние и воскресные дни Великого Поста;
- У армянских верующих есть обряд, который называют «матах». Для проведения обряда христианин накрывает стол для бедных, не приглашая за него родных и обеспеченных людей;
- Армянские христиане соблюдают особый пост — арачаворк. Он продолжается неделю и начинается за 70 дней до Пасхи.
Важно! Несмотря на различия в вероучениях, при переходе из Армянской Апостольской Церкви в Православие, человеку не нужно снова креститься. Над человеком проводится чин присоединения, в ходе которого он отрекается от ошибочного учения монофизитов
После этого христианин может участвовать в Таинствах Православной Церкви.
Мультикультурализм в Азербайджане [ править ]
Только в Баку более 20 общественных мест украинцев , турок-месхетинцев , татар , лаков , русских , лезгин , славян , грузин , курдов , ингилойцев , талышей , аварцев , европейцев и горских евреев , грузинских евреев , немцев и греков . По информации Государственного комитета по работе с религиозными организациями Азербайджанской Республики.В Азербайджане 1802 мечети, 5 православных, 1 католическая, 4 грузинско-католических, 6 синагог и других культовых сооружений. Население на 96% состоит из мусульман, на 4% из христиан и представителей других религий. Красное Село в Губе был домом для евреев с 13 — го века с их известным языком, специфическими обычаями и традициями. Есть 2 школы для детей евреев, 7 еврейских общин и 2 синагоги.
Правительство гарантирует равенство прав и свобод каждого, независимо от расы, национальности, религии, языка, пола, происхождения, финансового положения, рода занятий, политических убеждений, членства в политических партиях, профсоюзах и других общественных организациях в Конституции Азербайджана . (Статьи 25, 44)
В феврале 2014 года была создана Государственная консультативная служба Азербайджана по вопросам многонационального, мультикультурного и религиозного характера. Бакинский международный центр мультикультурализма был создан на основании указа президента Азербайджана от 15 мая 2014 года.
Алиев заявил, что 2016 год объявлен «Годом мультикультурализма» на основании указа от 2016 года
Тюркизация
Самое раннее крупное тюркское вторжение в район, ныне известный как Азербайджан, началось и ускорилось в период сельджуков. Миграция турок-огузов из нынешнего Туркменистана, что подтверждается лингвистическим сходством, оставалась высокой в течение всего монгольского периода, так как многие войска под Ильханами были тюркскими. В период Сефевидов тюркификация Азербайджана продолжалась под влиянием Цизильбаша, тюркской армии, которая была основой империи Сефевидов. Само название Азербайджана происходит от дотюркского названия провинции Азарбайджан или Адарбайджан и иллюстрирует постепенный сдвиг языка, поскольку названия мест пережили тюркификацию, хотя до этого и существовали в иной форме.
Большинство ученых считают лингвистическую тюркизацию преимущественно нетюркоязычных коренных народов и ассимиляцию небольших групп тюркских племен наиболее вероятной версией происхождения азербайджанского народа.
Список по алфавиту
А
- Агдам – буквальный перевод “белая крыша”.
- Агдаш – буквальный перевод “белый камень”.
- Агджабеди – означает “Большое жилище”.
- Аджикабул (азерб. Hacıqabul)
- Акстафа
- Али-Байрамлы (Ширван)
- Астара – согласно некоторым данным, название происходит из расположения и означает “низкое место”. Согласно другой версии – берёт начало из персидского эстерахат, что значит «отдых».
- Ахсу (переводится “белая вода”).
Б
- Барда
- Бейлаган
- Белокань (Балакен)
- Биласувар
Г
- Габала
- Геокчай (Гёйчай)
- Геранбой
- Гобустан (означает “страна оврагов”)
- Гузанли
- Гусары (или Кусары)
- Гянджа (был переименован несколько раз в 1805 – Елизаветполь, в 1935 – Кировабад)
Д
- Дашкесан
- Джалилабад (раньше назывался Астрахан-Базар)
- Дивичи (Шабран)
Е
Евлах. Название происходит от древнетюркского и означает “заболоченное место”. Название чётко отражает особенности той местности.
З
- Закаталы. Название города, вероятно происходит от названия равнины Сак, где некогда обосновались сакские племена.
- Зардоб
- Баку стена Ичери Шехер
Вопреки распространённому мифу, в Азербайджане есть на что посмотреть не только в крупных городах, но и совсем в небольших. Так в городе Шемаха сохранились древние памятники: крепость Гюлистан, мавзолей “7 куполов”, мечеть-мавзолей “Дири-Баба”. Есть также множество интересных мест от обсерватории, до историко-культурного заповедника.
Азербайджан позволяет не только провести время интересно, но и с пользой. Различные санатории, спортивно-туристические комплексы практически на любой лад, всё это и многое другое сделает вашу поездку интересной.
И
- Имишли
- Исмайллы
К
- Казах
- Кахи
- Кедабек
- Кельбаджары (означает «крепость-рынок» или «место продажи камня»). Находится на территории Нагорного Карабаха.
- Куба (также читается как Губа)
- Кюрдамир
Л
М
- Масаллы
- Мингечаур
Н
- Нафталан
- Нахичевань
- Нефтечала (по азерб. Neftçala)
О
Огуз. Раньше (до 1991 года) назывался Варташен, что с армянского означает “селение роз”. Кстати, на современном гербе города, на синем фоне до сих пор красуется роза.
С
- Саатлы. Существует несколько версий происхождения названия. Одна – по названию древнего тюркского племени “Саадлы”, другая – от арабского “ся адлы”, что значит “3 всадника”.
- Сабирабад – в честь Мирзы Алекпера Сабира, видного азербайджанского поэта 19-20 в.в.
- Сальяны
- Самух
- Сиазань
- Сумгаит. Один из самых молодых городов Азербайджана.
Т
- Тауз
- Тер-Тер
У
Уджары – от слова уджгар, то есть дальний. По территории нынешнего Уджарского района проходила западная граница государства Ширваншахов.
Ф
Физули. Некогда село Карабулаг, а затем посёлок Корягино. В середине 20 века был переименован в честь поэта Физули.
Х
- Ханкенди
- Ханлар
- Хачмас (или Хачмаз).
- Хызы
Ш
- Шамкир
- Шеки. Существует с 8 века до нашей эры. Считается, что на территории проживало иранское племя сака, а поселение называлось Сакасена. Со временем оно трансформировалось в Шеки.
- Шемаха
- Шуша (с азербайджанского şuşa переводится “стекло”). Согласно одной из версий, которая более вероятна, местность получила название по указу первого в Карабахе правителя Панах-хана, а затем перекочевала на образованный город.
Я
Ярдымлы (Yardımlı). Существует несколько версий происхождения названия города. О них я расскажу в отдельной статье. А пока можно отметить одно: yardımlı в современном азербайджанском языке означает “те, кто помогают”.
Традиции деторождения
Забота о здоровье будущего ребенка начинается с начала беременности. Считается, что женщина, которая готовится стать матерью, должна быть особенно обходительной с другими, спокойной, радостной. Она должна как можно чаще часто смотреть на красоту природы — созерцать цветы, небо, воду и т.д. Важным обрядом считается первое купание малыша, на котором мать, по традиции, не присутствует. Ребенка купают в соленой воде, это олицетворяет его будущую чистоту, красоту и смелость (если речь идет о мальчике).
Еще одним важным семейным торжеством является обряд наречения имени. В разных регионах Азербайджана он проводится в разное время — на седьмой или на десятый день после рождения. Но суть его сохраняется веками. В доме накрывается богатая трапеза и приглашается много народа — родственники, соседи, в деревнях в гостях собираются практически все односельчане. Но начинается все не с яств, а со специальной сценки. Справа от ребенка читается азан (так называется исламский призыв к молитве), а слева — икама (ежедневный намаз). После этого ребенку нарекается имя, которое по обычаю выбирается из Корана.
С появлением первого зуба родня собирается на трапезу, на которой подается семь блюд, приготовленных из зерновых культур. Волосы малышу не стригут до годовалого возраста. В год ему первый раз остригают волосы, которые, наряду с первыми остриженными ногтями, по обычаю принято хранить в доме родителей.
Хватит девочек!
По традиции, в азербайджанских семьях всегда выше ценились дети мужского пола. Еще во время свадьбы невесте при входе в дом мужа давали подержать на руки младенца-мальчика, чтобы в новой семье в первую очередь родился именно мальчик. В народе существует пожелание о рождении семерых сыновей и одной дочери. Человек, первым сообщивший отцу и дедушке о рождении сына и внука, получал от них подарок.
А вот к родившимся девочкам отношение было равнодушное. И, если в семье рождалось подряд несколько девочек, это считалось чуть ли не несчастьем. Их называли именами, которые в переводе означали одно и то же — хватит, отпусти, достаточно девочек!
Как узнать по внешности
Внешне армяне и азербайджанцы схожи — среднего роста, крепкого
телосложения, с широкими лицами, крупными носами. Однако есть нюансы внешности,
которые помогут «на глаз» мгновенно отличить эти кавказские национальности. Характерные
признаки — волосы и глаза.
Этнографы утверждают, что у армян редко встречаются прямые
волосы, при этом у половины населения они светлые или каштановые. Что касается азербайджанцев,
то у 95% из них преобладают прямые волосы черного цвета. Самый надежный способ
идентификации — сравнить глаза, у армян они большие, глубоко посаженные, у
азербайджанцев глаза в среднем меньше и немного отличаются разрезом.
Свобода религии [ править ]
Статуя освобожденной женщины », изображающая женщину, срывающую с себя чадру, Баку , Азербайджан
Конституция Азербайджана предусматривает свободу вероисповедания, а закон не позволяет вмешиваться в религиозную деятельность, если она не ставит под угрозу общественный порядок.
В отчете Государственного департамента США о правах человека в Азербайджане за 2004 год отмечены некоторые случаи нарушения свободы религии, такие как вмешательство в деятельность мечети Джума из-за политической активности ее имама. Все религиозные организации обязаны регистрироваться в правительстве, а таким группам, как баптисты , Свидетели Иеговы и члены Ассамблеи Бога, по-прежнему отказывают в религиозной регистрации. На официальном сайте Свидетелей Иеговы документально зафиксирован ряд актов религиозной нетерпимости, совершенных правительством Азербайджана в отношении членов Свидетелей Иеговы.
В результате Первой войны в Нагорном Карабахе мечети в Нагорном Карабахе были заброшены, а армянские церкви в Азербайджане также не функционировали или были повреждены в ходе боевых действий.
Позиция властей по отношению к исламу неоднозначна. Власти часто смотрят на мужчин, у которых бороды больше, чем обычно, с подозрением, опасаясь распространения ваххабизма . Несмотря на отрицание властями этого вопроса, полиция Азербайджана подверглась критике со стороны юристов за нарушение прав соблюдающих мусульманские законы.
Однако Закон о религии 2009 года требует обязательной перерегистрации всех религиозных групп. Подавляющее большинство религиозных групп, получивших перерегистрацию, являются мусульманскими. Сотни других все еще ждут ответа от властей.
В 2019 году Комиссия США по международной религиозной свободе сообщила об аресте 77 человек, признанных «шиитскими экстремистами», 48 из которых считались политическими заключенными.правозащитники также сообщили, что на судебных слушаниях в течение года эти люди свидетельствовали о том, что полиция и другие официальные лица пытали их, чтобы добиться ложных признаний. Власти ненадолго задерживали, штрафовали или предупреждали людей за проведение несанкционированных религиозных собраний; поскольку требования правительства по юридической регистрации были недостижимы для сообществ, насчитывающих менее 50 членов. Суды оштрафовали людей за несанкционированную продажу или распространение религиозных материалов. Представители гражданского общества заявили, что граждане продолжают терпимо относиться к «традиционным» религиозным группам меньшинств (т. Е. Исторически присутствующим в стране), включая евреев, русских православных и католиков; однако к группам, считавшимся «нетрадиционными», часто относились с подозрением и недоверием.
Подавление шиитской религиозности
Несмотря на то, что правящий режим Ильхама Алиева является страной с мусульманским (шиитским) большинством, регулярно и агрессивно навязывает секуляризм ; Азербайджанцам запрещено учиться в зарубежных хазах , азербайджанским женщинам отговаривают и запрещают обязательное ношение исламского чадра , ежегодные поминовения ашура тщательно изучаются и часто запрещаются.
Христианство [ править ]
Лютеранская церковь Спасителя в Баку.
Христиане , которых, по оценкам, составляет от 280 000 до 450 000 (3,1–4,8%) , в основном являются русскими и грузинскими православными и армянами-апостолами (почти все армяне проживают в регионе Нагорного Карабаха). Существует также небольшая протестантская община этнических азербайджанцев , насчитывающая около 5000 человек, в основном мусульманского происхождения.
Восточная Православная Церковь
В Азербайджане также есть одиннадцать молоканских общин, связанных со старыми обрядами православия. В этих общинах нет церкви; их догмы закреплены в специальной книге ритуалов. Они выступают против церковной иерархии, которая имеет особую власть.
Церковь Святого Григория Просветителя
Церковь Святого Григория Просветителя ( азербайджанский : Müqəddəs Qriqori kilsəsi, армянский : Սուրբ Գրիգոր Լուսաւորիչի կեղեցի) была построена в 1871 году. В 1869 году бакинский военный губернатор Михаил Петрович Колюбакин выделил землю для строительства церкви. по проекту Карла Гиппиуса, брата известного художника Отто Густавовича Гиппиуса (Евстафиевича) и архитектора Бакугород и губернаторство. Первой работой Карла Гиппиуса была церковь Святого Карла в Таллинне, а второй — церковь Святого Григория Просветителя в Баку. Большую часть своей жизни он посвятил строительству церквей. В 1903 г. во дворе церкви были построены библиотека и школа. Он выжил благодаря советской государственной атеистической политике 1920-х и 1930-х годов, когда все армянские церкви в Баку, кроме одной, были разрушены. В 2002 году храм был передан Президентской библиотеке, которая находится неподалеку, и сейчас здесь находится ее архив.
Албано-Удинская Церковь
Приблизительно 6000 человек из 10 000 этнической общины удинцев проживают в Азербайджане, в том числе 4 400 человек проживают в селе Нидж Габалинского района .
Католическая церковь
В Баку и его окрестностях есть крошечная католическая община, насчитывающая менее тысячи членов.
Министр иностранных дел Ватикана Джованни Ладжоло посетил Баку 19 мая 2006 года. В ходе визита, продлившегося до 25 мая, он встретился с президентом Ильхамом Алиевым и председателем канцелярии Кавказа шейхом Аллахшукюр Пашазаде, чтобы обсудить связи между Азербайджаном и Ватиканом .
Джованни Лайоло сделал следующие заявления: «Мы удовлетворены уровнем дружеских связей между Азербайджаном и Ватиканом». «Азербайджан действительно является местом слияния религий и культур. Мы высоко ценим существующую здесь толерантность. И мы очень рады интенсивному развитию Азербайджана. Ватикан заинтересован в расширении отношений с Азербайджаном, и цель моего визита в Баку состоит в в проведении обмена мнениями о дальнейшем развитии наших связей ».
Католическая церковь в Баку была снесена в сталинские времена, но в сентябре 2005 года начали строить новую, а летом 2007 года открыли ее.
Армянская Церковь. Монофизиты
Название «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).
Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха1, но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в. появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е. учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.
— Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?
— Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:
1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.
2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).
3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).
Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит. На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения). Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.
В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.
Говоря об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом. Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией. В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.
Происхождение языка
Азербайджанский язык развился из восточной ветви огуз-тюркской (западно-тюркской) ветви языков, которая в изобилии распространилась на Кавказе, в Восточной Европе и в Северном Иране, а также в Западной Азии во время средневековых тюркских миграций. Персидский и арабский влияли на данный язык, но арабские слова, в основном, передавались посредством литературного персидского языка. На азербайджанский и узбекский языки иранские наречия оказали самое глубокое влияние — главным образом в фонологии, синтаксисе и лексике, в меньшей степени в морфологии.
Тюркский язык Азербайджана постепенно вытеснил иранские в регион, который сейчас является Северным Ираном. К началу XVI века он стал доминирующим в регионе и был разговорным языком в государствах Сефевидов и Афшаридов.
Историческое развитие азербайджанского языка можно разделить на два основных периода: ранний (с 16 по 18 век) и современный (с 18 века до настоящего времени). Ранний азербайджанский язык отличается от своего потомка тем, что в нем содержится гораздо больше персидских и арабских заимствований, фраз и синтаксических элементов. Ранние писания на азербайджанском также демонстрируют лингвистическую взаимозаменяемость между элементами огузских и кыпчакских наречий во многих аспектах (например, местоимения, окончания, причастия и т. д.).
По мере того, как он постепенно переходил от простого языка эпической и лирической поэзии к тому, чтобы быть также языком журналистики и научных исследований, его литературная версия стала более унифицирована и упрощена с потерей многих архаичных тюркских элементов, иранизмов и оттоманизмов, а также других слов, выражений и правил, которые не смогли завоевать популярность среди азербайджанских масс.
Между 1900 и 1930 годами было несколько конкурирующих подходов к объединению национального языка в ныне действующей Азербайджанской Республике, популяризированных такими учеными, как Гасан-бек Зардаби и Мамед-ага Шахтахтинский. Несмотря на значительные различия, все они были направлены прежде всего на то, чтобы облегчить полуграмотным массам процесс обучения чтению. Все они критиковали чрезмерное использование персидских, арабских и европейских элементов как на разговорном, так и на литературном языке и призывали к более простому и популярному стилю.
Российское завоевание Закавказья в XIX веке разделило единое культурно-языковое сообщество на два государства. Советский Союз способствовал развитию языка, но значительно изменил его при помощи двух последовательных изменений в системе письма — от персидской до латинской, а затем даже попытался ввести кириллицу, в то время как иранские азербайджанцы продолжали использовать персидские буквы, как они делали это испокон веков. Несмотря на широкое использование азербайджанского языка в АзССР, он стал официальным только в 1956 году. После обретения независимости население решило вернуться к латинскому письму.
Религиозные образования
Бакинский исламский университет
Религиозные образования в Азербайджанской Республике регистрируются в предусмотренном законом порядке в Государственном комитете Азербайджанской Республики по работе с религиозными образованиями. Согласно закону, религия и религиозные образования в Азербайджанской Республике отделены от государства. Государство не поручает выполнение каких-либо государственных функций религиозным образованиям и не вмешивается в их деятельность. Религиозные образования не принимают участие в деятельности политических партий и не оказывают им финансовую поддержку. Все религии, распространенные в стране, и представители религиозных течений самостоятельны в создании своего религиозного образования в любом регионе. В нашей стране, где в основном большинство составляют последователи небесных религий (иудаизм, христианство, ислам), религиозные течения, с небольшим количеством членов, и являющиеся нетрадиционными для азербайджанской среды, (баптисты, адвентисты Седьмого дня, свидетели Иеговы и т. п.), зарегистрировавшись без всяких препятствий, действуют свободно. Религиозные конфессии, исторически действующие в стране, следующие:
Мультикультурализм в Азербайджане [ править ]
Только в Баку более 20 общественных мест украинцев , турок-месхетинцев , татар , лаков , русских , лезгин , славян , грузин , курдов , ингилойцев , талышей , аварцев , европейцев и горских евреев , грузинских евреев , немцев и греков . По информации Государственного комитета по работе с религиозными организациями Азербайджанской Республики.В Азербайджане 1802 мечети, 5 православных, 1 католическая, 4 грузинско-католических, 6 синагог и других культовых сооружений. Население на 96% состоит из мусульман, на 4% из христиан и представителей других религий. Красное Село в Губе был домом для евреев с 13 — го века с их известным языком, специфическими обычаями и традициями. Есть 2 школы для детей евреев, 7 еврейских общин и 2 синагоги.
Правительство гарантирует равенство прав и свобод каждого, независимо от расы, национальности, религии, языка, пола, происхождения, финансового положения, рода занятий, политических убеждений, членства в политических партиях, профсоюзах и других общественных организациях в Конституции Азербайджана . (Статьи 25, 44)
В феврале 2014 года была создана Государственная консультативная служба Азербайджана по вопросам многонационального, мультикультурного и религиозного характера. Бакинский международный центр мультикультурализма был создан на основании указа президента Азербайджана от 15 мая 2014 года.
Алиев заявил, что 2016 год объявлен «Годом мультикультурализма» на основании указа от 2016 года
Заключение
Подведём итоги:
Азербайджан – светская республика по конституции, одна из самых веротерпимых земель исламского мира. Здесь прижился не только ислам, со своими основными направлениями, но и множество представительств других религий, включая христиан, иудеев, огнепоклонников, и многих других. Люди, живущие здесь, не притесняли евреев, не организовывали гонения на христиан, и в целом вели себя так, как и полагается вести себя в цивилизованном обществе.
Но, к сожалению, есть в Азербайджане и те, кто не хочет мириться с таким жизненным укладом, и старается дестабилизировать обстановку, дабы превратить страну огней в государство, где главенствует шариат. Эти настроения стали более отчётливо прослеживаться в последнее время.
Коренное население Азербайджана, по большей части, исповедует ислам шиитского толка. К христианской конфессии, в большинстве случаев, причисляют себя русские и грузины, а иудаизм, преимущественно, исповедуют евреи.
Религиозная история в стране огней очень богата и насыщенна. Здесь встречаются и язычество, и христианство, и ислам, и даже зороастризм. Последний, кстати, как уже говорилось выше, оставил огромный след в культуре Азербайджана. Его влияние сохраняется даже до сих пор, что уже было показано выше.
Надеемся, что повествование сделало Вас ближе к народу и религии Азербайджана.