Чеченцы мусульмане или христиане

Традиции

Чеченцы всегда отличались своим гостеприимством. Еще в древние века они всегда помогали путникам, давали им пищу и кров. Так принято в каждой семье. Если гостю понравилась какая-нибудь вещь в доме, хозяева должны ему ее подарить. При гостях хозяин занимает место поближе к двери, тем самым показывая, что гость является в доме самым важным. За столом хозяин должен оставаться до последнего гостя. Неприлично прерывать прием пищи первым. Если в дом зашел родственник, даже дальний, или сосед, обслуживать его должны младшие члены семьи и юноши. Женщины показываться гостям не должны.

Многие думают, что в Чечне права женщин ущемлены, но на самом деле это далеко не так. Женщина, которая смогла вырастить достойного сына, наравне с другими членами семьи обладает правом голоса во время принятия решений. Когда в помещение входит женщина, присутствующие мужчины должны встать. Когда в гости приезжает женщина, тоже проводятся особые церемонии и обычаи в ее честь.

Когда мужчина с женщиной идут рядом, она должна на шаг отставать, мужчина обязан принимать на себя опасность первым. Молодая жена должна сперва накормить его родителей и потом уже его самого. Если между девушкой и парнем есть даже самое дальнее родство, брак межу ними запрещен, но это не является грубым нарушением традиций.

Отец всегда считается главой семьи, женщина следит за хозяйством. По имени муж и жена друг друга не называют, а говорят «моя жена» и «мой муж», «та, что в доме», «мать моих детей», «хозяин этого дома».

Для мужчины унизительно и оскорбительно вмешиваться в женские дела. Когда сын приводит в дом невестку, на нее ложатся основные обязательства домашнего хозяйства. Она должна вставать раньше всех, делать уборку и позже всех ложиться спать. Раньше, если женщина не хотела соблюдать правила семьи, ее могли наказать или выгнать.

Невесток воспитывает мать мужа, которую называют нана. Молодая жена не должна вольно разговаривать со свекровью, показываться перед ней с непокрытой головой и в неопрятном виде. Нана может переложить часть своих обязанностей на старшую невестку. Кроме хозяйства, мать мужа должна соблюдать все традиции и семейные обряды. Самую старшую в семье женщину всегда считали хранительницей домашнего очага.

Очень некультурным читается перебивать старшего и начинать разговор без его просьбы и разрешения. Младшие должны всегда пропускать старшего, вежливо и почтительно с ним поздороваться. Для мужчины большое оскорбление, если кто-кто прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдной пощечине. Если дети подрались, родители первым делом отругают своего ребенка и только потом начинают выяснять, кто виноват, а кто прав. Если сын начал курить, отец через мать должен внушить ему, что это очень вредно и недопустимо, и сам отказаться от этой привычки.

Существует у этого народа обычай избегания, который запрещает проявлять чувства на людях. Распространено оно на всех членов семьи. Все должны вести себя при людях сдержанно. У чеченцев до сих пор сохранился культ огня и очага, традиция клятвы и проклятия огнем.

Множество обрядов и ритуалов связано с оружием и войной. Считалось позором и трусостью достать при враге или обидчике из ножен шпагу и не воспользоваться ею. В 63 года у мужчин наступал возраст развязывания пояса, он мог выходить на улицу без оружия. И по сей день у чеченцев сохранился такой обычай как кровная месть.

Свадьба у чеченцев состоит из множества обрядов и традиций. Жениху запрещалось видеться с невестой до свадьбы и некоторое время после торжества. Свадебное платье является одновременно праздничным нарядом для девушек и молодых женщин. Шьют его из яркого или белого шелка, спереди платья сплошной разрез. С обеих сторон в области груди пришивают украшение в виде серебряных пуговиц кубачинского производства. Платье дополняется серебряным поясом кавказского типа. На голову надевают белый платок, который покрывает полностью голову и волосы невесты. Иногда надевают поверх платка фату.

Жилище

Чеченцы живут аулами — селениями. Из-за природных условий местности жилища отличаются. У чеченцев, живущих в горах, дома построены из камня и называются сакли. Строили такие сакли и из самана, их можно возвести за неделю. К сожалению, многим так и приходилось делать, когда на селения часто нападали враги. На равнинах строили преимущественно турлучные дома, опрятные и светлые внутри. Для строительства использовалось дерево, глина и солома. Окна в домах без рам, но оснащены ставнями для защиты от ветра и холода. У входа есть навес, который защищает от жары и дождя. Отапливались дома каминами. В каждом доме есть кунацкая, которая состоит из нескольких комнат. В них хозяин проводит весь день и к вечеру возвращается к семье. У дома есть двор, обнесенный плетнем. Во дворе строят специальную печь, в которой пекут хлеб.

При строительстве важно было учитывать безопасность и надежность, возможность обороняться, если нападет враг. Кроме того, поблизости должны были располагаться сенокосы, вода, пахотная земля и пастбища

Чеченцы берегли землю и для строительства жилья выбирали места даже на скалах.

Самыми распространенными в горных селениях были одноэтажные дома с плоскими крышами. Строили чеченцы и дома в 2 этажа, башни в 3 или 5 этажей. Жилой дом, башня и хозяйственные постройки вместе назывались усадьбы. В зависимости от рельефа гор, застройка усадеб была горизонтальной или вертикальной.

Менталитет чеченцев

Чеченцы — дружелюбный и гостеприимный народ, уверяет Григорий: «Я был даже в отдаленных районах, селах, и везде чеченцы накормят и напоят. Им интересны туристы, сами жители сел ведь никуда не выезжают».

Но религия и традиции накладывают определенный отпечаток на регион. «Я не пойду в шортах по Грозному, это здесь не принято

Ну, зачем я буду ходить и привлекать к себе ненужное внимание? Если девушка в брюках — никто не обратит внимание. Но если в шортах, в которых, извините, все видно… Я и в Москве не хочу это видеть

Это же некрасиво», — считает Григорий Стадник.

Григорий Стадник также попросил отметить, что чеченцы более спокойные, чем москвичи, и менее придирчивые.

«С первого взгляда может показаться, что я описал какой-то жизнерадостный край без проблем. Конечно, это не так. Но в Грозном действительно развитая инфраструктура. И я как приезжий ни разу не столкнулся с какими-либо трудностями», — подытожил собеседник Финтолка.

Фото: личный архив героя публикации и пресс-службы главы Чеченской Республики

Автор этой статьи будет благодарен вам, если вы поставите лайк нашей группе в Facebook.

Характер народа

Нохчалла — именно так можно охарактеризовать одним словом всю сущность чеченца. Внешность, внутреннее ощущение себя как человека с достоинством, отношение к жизни и к людям — все это входит в слово «нохчо».

То есть это своего рода честь чеченца. То, как они строят отношения в семье, в любви, в дружбе, на работе — это и есть нохчалла.

Чеченцы настолько почитают дружеские отношения, что за друга могут отдать свою жизнь. Дружба для них — святое. Горцы поддерживают друга в любом положении.

Отношение к женскому полу особенное. Они всегда ведут себя сдержанно в присутствии женщин, встают при встрече и не позволяют сказать что-то лишнее.

Никогда чеченский мужчина не позволит себе ударить женщину или тем более ребенка. В детях они не хотят воспитать трусость, поэтому физическое наказание полностью отсутствует. Если же горец ударит девушку, то в ответе за это будет вся его семья.

Если же так случится, что жена изменила мужу, то он имеет право выгнать ее из своего жилища, потребовав калым к возврату.

Чеченцы — веселый гостеприимный народ. Да, внешность чеченцев-мужчин иногда вселяет страх в сердца людей другой национальности, но это не значит, что они на самом деле такие жестокие.

Хотя справедливости ради стоит сказать, что все-таки вековая борьба за земли выработала в них бесстрашие, смелость, ловкость, неукротимость и выносливость. Даже враги этого народа не могут это не признать.

Внешность

В антропологии чеченцы являются смешанным типом. Цвет глаз может быть от черного до темно-карего и от голубого до светло-зеленого. Цвет волос — от черного до темно-русого. Нос чеченцев часто вогнутый и вздернутый. Чеченцы высокие и хорошо сложенные, женщины очень красивые.

Повседневная одежда чеченского мужчины состоит из следующих элементов:

  • чекмень, пошитый из серой или темной ткани;
  • архалуки, или бешметы, различных цветов, летом надевали белые;
  • зауженные книзу шаровары;
  • суконные ноговицы и чирики (башмаки без подошв).

Нарядные платья обшиты позументом, особое внимание обращается на украшения оружия. В непогоду носили башлык или бурку, которые очень искусно шили чеченские женщины

Обувь в основном изготавливалась из сыромятной кожи. Многие носили кавказские мягкие сапоги. Богачи носили чувяки и ноговицы из черного сафьяна, к которым иногда пришивали подошвы из кожи буйвола.

Основной головной убор у чеченца — папаха конусообразной формы, которую обычные люди изготавливали из овчины, а богатые — из шкур бухарского барашка. В летний период носили шляпу из войлока.

В виде украшения на мужские костюмы пришивали костяные газьтри, надевали пояс с серебряными бляхами. Завершением образа служил кинжал, изготовленный местными мастерами.

Женщины носили:

  • длинные рубахи до колен, синего или красного цвета;
  • широкие шаровары, которые подвязывали у щиколоток;
  • сверху на рубаху надевали длинное платье с широкими и длинными рукавами;
  • молодые женщины и девушки носили собранные в талии платья с поясом из материи. Платья у пожилых женщин без складок и поясов, широкие;
  • голову покрывали платком из шелка или шерсти. Пожилые женщины носили под платком повязки, которые плотно облегали голову и спускалась на спину в виде мешка. В него укладывали заплетенные в косы волосы. Очень распространен был такой головной убор и в Дагестане;
  • в качестве обуви женщины носили чувяки. В богатых семьях носили галоши, туфли и башмаки местного или городского производства.

Женская одежда из богатой семьи отличалась изысканностью и роскошью. Шили ее из дорогих тканей, обшивали серебряными или золотыми галунами. Очень любили богатые женщины носить украшения: серебряные пояса, браслеты и серьги.

Зимой чеченцы носили бешмет на вате с застежками из металла или серебра. Рукава одежды ниже локтя были разрезные и скреплялись пуговицами из простых или серебряных нитей. Бешмет иногда носили и летом.

В советское время чеченцы перешли на городскую одежду, но многие мужчины сохранили традиционны головной убор, с которым они редко расставались. Сегодня многие мужчины и старики носят папаху, черкески и бешметы. В Чечне встречаются на мужчинах кавказские рубахи со стоячим воротником.

Женский национальный костюм сохранился до сегодняшних дней гораздо больше. И сейчас пожилые женщины носят чохту, платья с шароварами и самодельные чувяки. Молодые женщины и девушки отдают предпочтения платьям городского кроя, но они шьются с длинными рукавами и закрытым воротом. Платки и обувь сегодня носят городского производства.

Религия в Чечне

           В Чеченской Республике господствующей  религией является — Ислам суннитского толка.

Процесс исламизации чеченцев знает семь этапов. Первый этап связан с арабскими завоевательными походами на Северный Кавказ, арабо-хазарскими войнами (VIII-Xвв.), второй этап связан с исламизированными верхами половцев, под влиянием которых находились нахи (XI-XII вв.), третий этап связан cвлиянием Золотой Орды (XIII-XIV в.), четвертый этап связан с нашествием Тамерлана (XIVв.), пятый связан с влиянием мусульманских миссионеров Дагестана, Кабарды, Турции (ХV-XVIвв.), шестой этап связан с деятельностью шайха Мансура, нацеленного на утверждение шариата, седьмой этап связан с деятельностью Шамиля и Ташу-Хаджи, боровшихся с адатами, утверждая шариат, восьмой этап связан с воздействием на чеченцев шайха Кунта-Хаджи и других суфийских учителей.

  Начало массового распространения ислама среди предков чеченцев относится к XIV веку, хотя есть основание полагать, что диффузно ислам проникал среди чеченцев еще в IX-X веках, что связано с проникновением на территории чеченцев арабских полководцев и миссионеров.

  В целом распространение ислама среди чеченцев – сложный противоречивый и многовековой процесс адаптаци к этнокультурной реальности. Ислам распространялся как насильственными мерами — завоевательными походами арабов, так и мирными средствами — посредством миссионерской деятельности. В Чечне, а в целом и на всей территории России, утвердилось суннитское направление ислама, представленного шафиитскими и ханифитскими мазхабами.

  На Северо-Восточном Кавказе (Дагестане, Чечне и Ингушетии) ислам имеет форму суфизма, функционирующего посредством тарикатов накшбандийа, кадирийа и шазалийа, оказавших духовно-культурное и политическое влияние на многие народы региона. В Чеченской Республике распространены только тарикаты накшбандийа и кадирийа, делящиеся на религиозные группы – вирдовые братства, общее их число достигает тридцати. Последователи суфизма в Чеченской Республике – мусульмане сунниты, опирающиеся на базовые положения ислама, но при этом, следуют суфийским традициям, почитая своих устазов, известных им шайхов, авлийа. Большое место в религиозной деятельности традиционалистов отводится устным молитвам, выполняемым обрядам, паломничеству к святым местам, исполнению религиозных ритуалов – зикров, строительстве зияратов (мовзалеев) над могилами умерших устазов. Эта многовековая духовно-культурная традиция в современных условиях, благодаря деятельности Президента Чеченской Республики и муфтията активно реанимируется, достигая своего апогея. Ислам в Чечне, в силу его многовековой адаптации к народной культуре, отличается либеральностью, терпимостью к иноконфессиональным системам.

  В Чеченской Республике, начиная с 1992 года, стало распространяться нетрадиционное для региона новое учение — так называемый ваххабизм, представляющее собой религиозно-политическую альтернативу для локального ислама. Деятельность ваххабитов имела выраженный политический характер и была направлена против общества и государства. Радикализм и экстремизм ваххабизма был детерминирован переходом от одной социально-политической системы к другой, распадом СССР, деидеологизацией, демократическими преобразованиями, слабостью государственной власти.

  В настоящее время в Чеченской Республике деятельность религиозных экстремистов, а также террористов, пресекается. Началось бурное возрождение традиционного ислама, что проявляется не только в строительстве мечетей, религиозных школ, но и в духовном просвещении молодежи. Традиционалисты в своих повседневных проповедях мусульман призывают к единению, духовному возвышению, осуждают наркоманию и многие другие греховные поступки.  

Це́рковь Михаи́ла Арха́нгела в Гро́зном (обиходные названия — Храм Архистратига Божия Михаила, Архангельская церковь, Михаилоархангельская церковь, Михайловская церковь) — православный храм, находящийся в городе Грозном (Чеченская Республика, Российская Федерация).

Почем поесть в Чечне

Килограмм говядины в Чечне, по данным статистики на июнь 2021 года, стоит 380 рублей, курицы — 176 рублей, индейки — 371 рубль. Литр молока обойдется примерно в 80 рублей, килограмм картофеля — 50 рублей, бананов — 100 рублей. В среднем цены примерно такие же, как и в остальной России.

Главный рынок Чечни — Беркат в Грозном. Там можно найти фрукты, овощи, местные сыры и мясные деликатесы, а также одежду, сувениры, украшения и керамику. В 2016 году в Чечню пришла сеть гипермаркетов «Лента», а позже начал работать Сбермаркет. Есть и другие сервисы доставки, в том числе местные.

Один из самых распространенных вопросов о Чечне касается алкоголя. Купить его в республике действительно сложно, даже приезжему. Небольшой ассортимент есть в той же «Ленте», но продается спиртное только с 8 до 10 утра, также алкоголь подают в ресторанах и кафе, ориентированных на туристов.

Единственные вайнахи-православные

Если принять во внимание возраст древних ингушских православных храмов (Тхаба-Ерды, Алби-Ерды и Таргимского), многочисленных археологических находок (христианские книги, кресты), то можно предположить, что распространение христианства среди вайнахских народов, от которых произошли чеченцы, ингуши и бацбийцы, пришлось на XI – XIII века. Чеченская топонимика также указывает на христианское прошлое обитателей этих мест – к примеру, название села Кернстне переводится как «Христианское», а Гоьчачга ага – «поляна святого Георгия»

Предки вайнахов поддерживали связь с Грузинской Церковью до нашествия Тамерлана, после чего христианизация горцев надолго прекратилась, и эти народы стали тяготеть к языческой культуре

Чеченская топонимика также указывает на христианское прошлое обитателей этих мест – к примеру, название села Кернстне переводится как «Христианское», а Гоьчачга ага – «поляна святого Георгия». Предки вайнахов поддерживали связь с Грузинской Церковью до нашествия Тамерлана, после чего христианизация горцев надолго прекратилась, и эти народы стали тяготеть к языческой культуре.

А в XVII – XVIII веках вайнахи в большинстве своем приняли ислам. Только лишь бацбийцы остались православными и исповедуют эту религию доныне.

Генетика

Чеченские ветераны Великой Отечественной войны

Генетические тесты чеченцев показали, что их корни в основном находятся на Кавказе, а также есть незначительные связи и влияния с Ближнего Востока и Европы. Как и в случае со многими другими северокавказскими народами, чеченцы широко связаны с европейскими популяциями по Y-ДНК (отцовская сторона) из всех европейских регионов, но узко ближе к западным европейцам с точки зрения митохондриальной ДНК (материнской стороны).

Исследование мтДНК 2004 года показало, что чеченцы различаются по митохондриальному геному: 18 различных гаплогрупп из 23 образцов. Это коррелирует со всеми другими северокавказскими народами, такими как ингуши , аварцы и черкесы, у которых митохондриальная ДНК очень разнообразна. На этот раз они сгруппировались ближе к европейскому населению, чем к ближневосточному, но были ближе к западноевропейскому населению (баски и британцы), чем к восточноевропейскому населению (русские и другие славяне , а также эстонцы ), несмотря на то, что жили на Востоке. На самом деле они группировались примерно так же близко к баскам, как и к ингушам (чеченцы также группируются ближе ко многим другим группам населения, чем ингуши, например, к абазинам ), но чеченцы были ближе к ингушам, чем любое другое население, дисбаланс, вероятно, во многом объяснялся на уникальность ингушей по митохондриальной ДНК среди протестированных. Однако группы FTDNA показывают, что митохондриальная ДНК очень разнообразна на Северном Кавказе в целом: у чеченцев есть 12 гаплогрупп мтДНК из 108 образцов, а у ингушей 9 из 15 образцов.

Последнее исследование чеченцев, проведенное Балановским и соавт. в 2011 г. отобрали в общей сложности 330 чеченцев из трех населенных пунктов (одно в Малгобеке , одно в Ачхой-Мартане и одно из двух мест в Дагестане) и обнаружили следующие частоты: Слабое большинство чеченцев принадлежат к гаплогруппе J2 (56,7%) , который ассоциируется со средиземноморским , кавказским населением и популяциями плодородного полумесяца . Другие заметные ценности были обнаружены у тюрков Северного Кавказа ( кумыки (25%) и балкарцы (24%)). Примечательно, что J2 внезапно рушится при въезде на территорию ненахских народов Северо-Восточного Кавказа, упав до очень низких значений у дагестанских народов. Подавляющая часть чеченского J2 относится к субкладу J2a4b * (J2-M67), из которых самые высокие частоты обнаруживаются среди нахских народов: чеченцы составляли 55,2% согласно исследованию Балановского, а ингуши — 87,4%. Другие известные гаплогруппы, которые постоянно появлялись на высоких частотах, включали J1 (20,9%), L (7,0%), G2 (5,5%), R1a (3,9%), Q-M242 (3%) и R1b-M269 (1,8%, но намного выше в самой Чечне по сравнению с дагестанцами или ингушскими чеченцами). В целом, тесты неизменно показывают, что чеченцы наиболее тесно связаны с ингушами, черкесами и другими северокавказцами , иногда демонстрируя родство с другими народами в некоторых тестах. Исследование Балановского показало, что ингуши — самые близкие родственники чеченцев.

Немецкий антрополог Бруно Плэтчке описывает антропологию чеченцев следующим образом:

Российский военный историк, генерал-лейтенант Василий Потто так описывает внешность чеченцев: « Чеченец красив и силен. Высокий, стройный, с резкими чертами лица и быстрым решительным взглядом, он поражает своей подвижностью, ловкостью, ловкостью ».

Церкви и храмы Чечни: начало возрождения

По свидетельству историков, в давние времена огромная часть населения, проживавшего на нынешней территории республики, исповедовала христианство; есть сведения о проповедовавших в этих краях генуэзских и византийских миссионерах. Исследователи XVIII столетия также писали о существовании в горах Чечни культовых сооружений, по внешнему виду похожих на древние христианские храмы, однако до настоящего времени не сохранился ни один из них.

Сегодня в многонациональной Чеченской Республике есть несколько действующих православных церквей и часовен, по поручению Рамзана Кадырова восстанавливаются храмы, разрушенные в конце прошлого столетия в ходе военных действий, а в некоторых станицах появляются и новые православные приходы.

Храм Михаила Архангела в столице Чечни

На рубеже XIX-XX веков Чеченский округ входил в состав Терской области. Терские казаки в большинстве своем были христианами, поэтому на территории расположения Терского казачьего войска возводились православные храмы. Один из них – грозненский храм Михаила Архангела. Основанный в конце XIX столетия храм не закрывался даже в сложные для православия советские годы. Тогда в нем служили пять священников, что по тем временам действительно было редким исключением. В 1990-е храм ощутимо пострадал в ходе длительных военных действий, но в 2004 здесь совершено первое в нынешнем столетии богослужение и началось восстановление здания. Первоначально оно было окрашено в традиционные цвета Терского воинства: бело-голубые стены и ярко-синие купола с золотыми крестами. Но такая отделка не сохранилась. Сегодня проспект Кадырова в чеченской столице украшают белоснежные стены и золоченые купола: во время реконструкции центра Грозного храм был вновь отремонтирован. В 2009 храм освятили, так и началась его новейшая история.

Храм Михаила Архангела – главный православный храм в Чечне. Поэтому в будущем здесь планируется возведение целого комплекса с воскресной школой для прихожан и их детей, с гостиницей и трапезной для гостей и паломников.

Станица Наурская: новый храм на старом месте

Христианские храмы в Чечне создаются и там, где еще в прошлом столетии стояли церкви. Так, в станице Наурской на месте давно разрушенного деревянного Христорождественского храма выстроен новый.

История его создания такова. Вначале в Наурской был создан православный приход, а для проведения богослужений прихожанам временно предоставили помещение бывшего клуба. Перед началом строительства его инициаторы тщательно изучили архивные данные о возведенном их дедами-казаками старинном деревянном храме, а старожилы станицы нашли место, где он стоял. Затем создали проект квадратного пятикупольного храма, напоминающего один из соборов Дивеевской обители. Несколько лет понадобилось на сбор средств, юридическое оформление и проведение всех необходимых работ. И сейчас над Наурской станицей уже возвышается новый краснокирпичный храм Рождества Христова.

Строительство еще до конца не завершено, но в марте 2015 года епископом Махачкалинским и Грозненским был совершен чин освящения надкупольных крестов, куполов и колоколов.

Новые православные приходы: строящиеся церкви в Чечне

В храме святой великомученицы Варвары в станице Шелковской капитальный ремонт завершился в 2011 году. Ведется строительство церкви в станице Червленной, а пока функционирует небольшая часовня. Появился новый храм и в пригороде Грозного Ханкале, в расположении объединенной группировки войск. Освящен он во имя святого благоверного князя Димитрия Донского. Правда, при закладке храма планировалось его последующее освящение во имя мученически погибшего воина Евгения Родионова, но вопрос о канонизации к тому моменту так и не был решен положительно.

Кроме перечисленных православных церквей в Чечне есть еще несколько мест, где верующие имеют возможность помолиться и принять участие в богослужениях:

– в крупнейшем чеченском сельском поселении Курчалой, известном как место расположения роскошной мечети Кунта-хаджи Кишиева, действует храм святого благоверного князя Александра Невского;

– открыт в 2010 году после капитального ремонта храм «Всех скорбящих радости» в Ищерской;

– на территории военной базы в станице Калиновской расположена часовня святого великомученика Георгия;

– в грозненском Доме-интернате для престарелых есть своя молитвенная комната.

Храмы Чечни – пока недописанная страница современной истории республики, их возрождение не окончено и наверняка в ближайшие десятилетия еще несколько сел будут украшены изящными церквями или величественными соборами.

Этимология

Чеченский

Согласно народной традиции, русский термин Чеченцы (Чеченцы) происходит от Центральной Чечни , в которой было несколько важных деревень и городов, названных в честь слова Чеченцы . К таким местам относятся Чечан, Нана-Чеча («Мать Чечня») и Йокх Чечен («Великая Чечена»). Название Чеченское встречается в русских источниках конца 16 века как «Чачана», что упоминается как земля, принадлежащая чеченскому князю Шиху Мурзе. Этимология имеет нахское происхождение и происходит от слова Che («внутри»), присоединенного к суффиксу — cha / chan , что в целом можно перевести как «внутренняя территория». Села и города под названием Чечен всегда находились на территории Чечен-Аре («чеченские равнины или равнины»), расположенных в современной Центральной Чечне .

Нохчий

Чеченцы на свадьбе, около 1870–1886 гг.

Хотя чеченский (чеченский) термин использовался чеченцами для обозначения определенного географического района (Центральная Чечня), чеченцы называли себя нахчийским (высокогорные диалекты) или нохчийским (низменные диалекты). Самое древнее упоминание о Нахчии относится к 1310 году грузинским патриархом Кириллом Донаури, который упоминает «народ Нахче» среди тушетинцев , аварцев и многих других народов Северо-Восточного Кавказа . Термин Нахчий также был связан с городом Нахчыван и народом Нахчаматян (упоминается в VII веке) многими советскими и современными историками, хотя эта версия не обоснована, поскольку историк Н. Волкова утверждает, что термин Нахчматян мог быть ошибочным. для Яксаматов Птолемея , не имеющих отношения к чеченскому народу. Чеченские рукописи на арабском языке с началом 1820 — х лет упоминают некий Nakhchuvan (около современного Кагызмана , Турция ) , как родина всех Nakhchiy. Этимологию термина Нахчий можно также понимать как соединение, образованное с Нах («народ»), присоединенным к Чуо («территория»).

Возьмут ли на работу без нужного знакомства

В грозненской студии Григорий Стадник успел поработать с музыкантами со всего Кавказа. «Не могу обсуждать детали, но скажу, что зарабатывал тогда неплохо. Получал фиксированную зарплату и процент с каждого клиента студии», — говорит саунд-продюсер.

Приезжим работу найти несложно, особенно квалифицированным специалистам — они требуются всегда, считает Григорий Стадник.

По последним официальным данным, в конце апреля 2021 года уровень безработицы в Чечне составлял 14,6 %, пособие по безработице получали более 55 000 человек. Средняя предлагаемая зарплата специалиста сейчас, говорит HeadHunter, составляет около 45 000 рублей, сами соискатели ожидают даже меньше — 39 500 рублей. В республике повышенный уровень конкуренции за рабочие места — девять человек на вакансию.

Язык

Чеченский язык принадлежит к нахской ветви нахско-дагестанской языковой семьи, которую включают в гипотетическую северокавказскую надсемью. Он распространен в основном на территории Чеченской Республики, в Ингушетии, Грузии, некоторых районах Дагестана: Хасавюртовском, Казбековском, Новолакском, Бабаюртовском, Кизилюртовском и других регионах России. Частичное распространение языка приходится на Турцию, Сирию и Иорданию. До войны 1994 года количество говорящих на чеченском языке составляло 1 млн человек.

Так как нахская группа языков включает ингушский, чеченский и бацбийский языки, игнуши и чеченцы понимают друг друга без переводчика. Эти два народа объединяет понятие «вайнах» которое переводится «наши люди». Но эти народы не понимают бацбийский, так как он подвергся сильному влиянию Грузинского языка из-за проживания бацбийцев в ущельях Грузии.

В чеченском языке существует ряд говоров и следующие диалекты:

  • шатойский
  • чеберлоевский
  • плоскостной
  • аккинский (ауховский)
  • шаройский
  • итум-калинский
  • мелхинский
  • кистинский
  • галанчожский

С использованием плоскостного диалекта на чеченском языке говорят жители окрестностей Грозного, на нем создается литература, в том числе художественная, газеты, журналы, научные исследования и учебники. Переведены на чеченский язык произведения классической мировой художественной литературы. Чеченские слова трудные, но очень красиво звучат.

Письменность до 1925 года была на арабской основе. Затем до 1938 года она развивалась на основе латинской графики и с этого года по настоящее время чеченская письменность основана на кириллице. Много в чеченском языке заимствований, до 700 слов из тюркских языков и до 500 из грузинского. Есть немало заимствований из русского, арабского, осетинского, персидского и дагестанского. Постепенно в чеченском языке появились и иноязычные слова, например: митинг, экспорт, парламент, кухня, танец, мундштук, авангард, такси и бульон.

Укрепление христианства в Чечне и Ингушетии

Историки обычно называют началом проповеди христианства среди вайнахов VIII век и указывают, что она шла со стороны Абхазского и Грузинского царств, находившихся в тесном союзе с Византийской империей. Однако, как мы показали выше, предки чеченцев и ингушей могли познакомиться с христианством значительно раньше – из Кавказской Албании. Под влиянием новой волны проповедничества среди вайнахов утвердилась православная версия христианства вместо первоначальной – монофизитской.

Недавно учёные установили, что древнейший сохранившийся до наших дней памятник христианства в Ингушетии – храм Алби-Ерды – был построен ещё в VII веке, то есть на три века раньше, чем считалось. Если так, то время его возведения совпадает со временем начала разорения Кавказской Албании арабами.

В эпоху, когда Закавказье подпало в той или иной мере под власть мусульман, а Северный Кавказ стал ареной борьбы между арабами и хазарами, глухие ущелья Кавказских гор становились убежищами для многих христиан с равнин. Когда мощь Арабского халифата стала ослабевать, и он начал терять территории на Кавказе, вновь укрепились христианские государства региона. Большую роль при царе Давиде IV Строителе (1089-1125) стало играть Грузинское царство. Давид Строитель, кстати, отбил у мусульман Тбилиси и перенёс туда столицу Грузии.

Грузия последовательно усиливает свои позиции на Северном Кавказе. Царица Тамара (1166-1213) укрепляет там положение церкви. В 1318 году грузинский патриарх-католикос Евфимий III посетил приходы в землях вайнахов и аварцев – первая известная поездка грузинского первоиерарха в Чечню, Ингушетию и Горный Дагестан. Население этих стран в то время было в подавляющем большинстве формально православным, хотя и сохраняло многие пережитки язычества, которые пыталось извести духовенство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector