Даргинцы

Жилище

Традиционно даргинцы проживали сельскими общинами, которые назывались джамаат. Общины были объединены в союзы сельских обществ, часть их входила в Аку-шимскую конфедерацию. Сегодня у народа распространены малые семьи, которые в прошлом были большими и неразделенными. Распространены на территории Дагестана и тухумы — группы семей, которые вели происхождение от одного предка. После Октябрьской революции в селениях открылись школы, больницы, клубы, сельсоветы и избы-читальни.

Селения в горах террасообразные, скученные. Основные типы жилища в предгорьях и горах — многоэтажные дома с плоской кровлей. В советское время были построены более современные селения из многоэтажных домов.

Современные дома даргинцы строят из камня, песчаника, известняка и глинистого сланца. В некоторых селениях используют саман. Стоят дома на фундаменте или скалистом основании. Кладка камня осуществляется в основном на растворе из глины. У более старых зданий кладка сухая. Полы в жилищах шиферные, глинобитные или деревянные. Потолок мастерят из досок, шиферных плит, хвороста или жердей. В селениях, расположенных в предгорных зонах, чаще начали использовать двускатные черепичные или железные крыши. Фасады в жилищах обычно имеют открытую галерею или веранду.

Если дом состоит из нескольких этажей, нижний отводится под хлев, конюшню, сеновал, место для склада дров и кладовые. На верхних этажах жилые комнаты. В селениях, расположенных в более высоких горных местностях, жилища зачастую неправильной конфигурации и подстраиваются в строительстве под склон, на котором они стоят. Из-за этого у комнат неправильные формы, иногда с пятью углами или закругленными углами. Все дома у даргинцев благоустроены, содержатся в чистоте и достаточно оснащены удобствами.

Этноним

Этноним даргинцы, производный от дарг
-?внутренность’, противоположенная внешнему окружению .

Советский этнограф, доктор исторических наук Заходер, Борис Николаевич , комментируя сведения переданные арабским писателем аль-Бакри , о Зерихгеране или Кубачи , отмечает что у этого средневекового государственного образования существует и другое наименование — дайркан
, которое, осмысляясь как зарахгаран, может быть расшифровано просто как дарганти
, самоназвание даргинцев
.
Относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы.

В дореволюционный период даргинцы были известны ещё под названием акушинцы
Также в издании Минорского отмечалось сходство древнего наименования современного села Акуша , «Ашкуджа» с аккадским названием скифов Ашгузаи ».

Антропология и генетика

Даргинцы антропологически относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы, и у них наблюдается значительный процент гаплогруппы J1 (70-80 %, до 91%) и гаплогруппы R1a (10-20 %). Также, есть данные из более раннего исследования, где у даргинцев указано на наличие гаплогруппы I1 (60 %). Относительно происхождения кавкасионского варианта были высказаны две гипотезы — автохтонная (развитая в работах М. Г. Абдушелишвили, В. П. Алексеева и др.) и миграционная (предложенная Г. Ф. Дебецом). Гипотезу длительного автохтонного развития — изоляции в условиях труднодоступного высокогорья подтверждает анализ палеоантропологических находок, сделанных в этих районах. В. П. Алексеев считал, что кавкасионская группа популяций сложилась на той же территории, которую она занимает и в настоящее время, в результате консервации антропологических особенностей древнейшего населения, восходящего, возможно, к эпохе неолита или верхнего палеолита и относившегося к палеоевропейскому типу европеоидной расы.

Внешний вид древних даргинцев также описал Абд ар-Рашид ибн Салих ибн Нури ал-Бакуви — арабский географ из Ширвана второй половины XIV — начала XV в.

Перевод Буниятова, Зия Мусаевича:

История

Кавказовед П. К. Услар отмечал, что этноним Даргва входит в состав названий семи крупных политических объединений даргинцев: Акуша-Дарго, Кайтаг-Дарго, Каба-Дарго, Сюрга-Дарго, Гуцул-Дарго, Хамур-Дарго, Буркун-Дарго. Большинство из этих крупных объединений складывалось из более мелких хуреба — «ополчений», «войск».

Арабское нашествие в Дагестан

Во время арабского нашествия на территориях даргинцев фиксировались два государства, это Зирихгеран и Кайтагское уцмийство.

Даргинцы воевали с арабами долго и упорно, но все же Кайтаг был исламизирован в 8 веке, после этого Кайтагское уцмийство начало вести газийные войны против соседних языческих племен.

Поход Тимура на территории даргинцев

Во времена нашествия Тамерлана, земли даргинцев очень сильно пострадали. Тимур осадил г. Кадар взял город он хитростью, отправив солдат в сундуках в виде подарков затем Тимур:

Даргинцы с Тимуром воевали долго и упорно, вследствие чего было вырезано много женщин, стариков, детей.

Даргино-персидские войны

Даргино-персидские войны длились больше 200-х лет, самое известное противостояние даргинцев против персов это был разгром Надир-Шаха в Дагестане, где множество раз армия Надир-Шаха была разбита на даргинских землях.

Кавказская война

В 1817-1819 годы даргинцы очень активно вели борьбу против царских войск, устраивая набеги на сунженскую область и на кубинские провинции.

В годы Кавказской войны даргинцы приняли самое активное участие в движении Шамиля. Среди них широко распространились идеи мюридизма, сохранившие свои позиции и после поражения Шамиля. Также даргинцы поддерживали первого имама Гази-Мухаммада, на землях даргинцев было два восстания во времена кавказской войны. Примеры участия это 400 цудахарских отборных бойцов, посланных к осажденному Ахульго на помощь, широкомасштабное участие акушинцев и цудахарцев в боевых действиях на стороне Шамиля в 1844 г., сражение кайтагцев против крупного отряда генерала Суслова в 1852 г, партизанские действия даргинцев, например, отряда Исы Цудахарского и других. против царских войск. Даргинцы подарили множество храбрых наибов имамату.

В советский период даргинские районы вошли в состав созданной Дагестанской АССР, с 1991 года — Республики Дагестан. В это время часть даргинцев переселились на равнину.

Образование

Есть школьное образование на даргинском языке — ведётся по общероссийской программе и учебникам, переведённым на даргинский язык. Исключения: учебники и уроки русского языка и литературы, английского языка и других европейских языков, команды на уроках физкультуры могут быть на русском языке. Также есть даргиноязычные детские сады. Светская школа с десятилетним периодом обучения начала существовать у даргинцев с введением обязательного среднего образования для всех граждан СССР.

В медресе в Акушинском, Кайтагском, Дахадаевском, Левашинском и Сергокалинском районах ведётся обучение на даргинском языке. Также в некоторых медресе города Избербаш и Хасавюртовского района.

Традиционный костюм

Национальный костюм даргинцев — это одежда общедагестанского типа. Мужчины предпочитают длинные штаны, туникообразную рубаху, черкеску, бешмет, овчинные шубы-накидки, бурки, папахи, войлочную и кожаную обувь. Обязательным атрибутом национального костюма является длинный и широкий кинжал.

В этом проявляется характер народа даргинцы. Как и большинство из тех, кто проживает на востоке, они крайне импульсивны и вспыльчивы. Традиция ходить с кинжалом для самообороны родилась в древности, когда этого требовала неспокойная обстановка на Кавказе.

Для женщины национальным костюмом даргинцев — это, так называемая платье-рубаха (она в форме туники, а талия отрезана). В некоторых местах платье может быть распашным, тогда его называют архалук. Приветствуются широкие или узкие штаны, войлочная или кожаная обувь. Обычный женский головной убор — чухта, также должно быть белое или черное покрывало, выполненное из бязи или полотна, в торжественных случаях используют шелк. В некоторых районах, например, Кубачи или Кайтаг, применяют кайму и вышивку.

В наши дни даргинцы, которые живут в городах, носят обычную современную одежду, ничем не выделяясь на фоне всех остальных. В традиционных костюмах можно увидеть пожилых людей или тех, кто проживает в сельской местности.

Основные районы проживания даргинцев по переписи 2010 года

Название района
Население района
% даргинцев
Дахадаевский район 36 709 99,0%
Сергокалинский район 27 133 98,9%
Акушинский район 53 558 96,0%
Кайтагский район 31 368 90,1%
Левашинский район 70 704 76,5%
Избербаш 55 646 64,9%
Каякентский район 54 089 42,3%
Карабудахкентский район 73 016 32,3%
Тарумовский район 31 683 23,5%
Южно-Сухокумск 10 035 21,1%
Каспийск 100 129 20,7%
Кизлярский район 67 287 19,5%
Махачкала (м/о) 696 885 15,3%
Кизляр (м/о) 51 707 14,4%
Буйнакский район 73 402 13,4%
Кумторкалинский район 24 848 8,4%
Ногайский район 22 472 8,1%
Дербентский район 99 054 7,9%
Дагестанские Огни 27923 6,6%
Буйнакск 62 623 6,3%
Бабаюртовский район 45 701 6,1%
Агульский район 11 204 5,9%
Дербент 119 200 5,6%
Хасавюртовский район 141 232 5,4%
Хасавюрт 131 187 4,1%
Гунибский район 25 303 2,5%
Кизилюрт (м/о) 43 421 2,3%
Лакский район 12 161 2,0%
Дагестан
2 910 249
17,0%

Антропология

Даргинцы антропологически относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы, и у них наблюдается значительный процент гаплогруппы I. Относительно происхождения кавкасионского варианта были высказаны две гипотезы — автохтонная (развитая в работах М. Г. Абдушелишвили, В. П. Алексеева и др.) и миграционная (предложенная Г. Ф. Дебецом). Гипотезу длительного автохтонного развития — изоляции в условиях труднодоступного высокогорья подтверждает анализ палеоантропологических находок, сделанных в этих районах. В. П. Алексеев считал, что кавкасионская группа популяций сложилась на той же территории, которую она занимает и в настоящее время, в результате консервации антропологических особенностей древнейшего населения, восходящего, возможно, к эпохе неолита или верхнего палеолита и относившегося к палеоевропейскому типу европеоидной расы. Внешний вид позднесредневековых даргинцев также описал Абд ар-Рашид ибн Салих ибн Нури ал-Бакуви — арабский географ из Ширвана второй половины XIV — начала XV в.

Перевод Буниятова, Зия Мусаевича:

Какие еще народы проживают в Дагестане

Список национальностей Дагестана включает десятки наименований народов. Последняя перепись населения показала следующие данные по другим народам: грузины – почти 700 человек, лакцы – больше 160 тысяч, лезгины – почти 390 тысяч, ногайцы – 40 с половиной тысяч, осетины – меньше 900, татары – почти 4 тысячи, казахи и персы – больше 500, украинцы – полторы тысячи, чеченцы – почти 94 тысячи, цухуры – около 9800 человек.

Если считать, сколько национальностей живет в Дагестане, то можно обнаружить очень любопытные данные. Анализ переписи населения республики показал, что национальностей стало меньше, часть народностей покинула Дагестан, однако появились и те, которых не было. Иногда наименования национальностей, к которым причисляют себя некоторые жители, заставляли исследователей улыбаться.

Изменения в национальных группах:

  1. 2002 год – 121 национальность. 2010 год – 117 национальностей и этногрупп.
  2. При переписи населения 2010 года среди жителей больше не нашли багулалов, американцев, бесермян, вепсов, караимов, тувинцев, удинов, нагайбаков, нанайцев, пуштунов, эскимосов, юкагиров и якутов, которые числились ранее. Поселились в Дагестане представители афганской нации, албанской, булгурской, колумбийской, нигерийской, тюркской, сербской, французской, эфиопской и японской наций.

Интересно, что почти 450 человек, обозначая национальность, назвали себя ахтынцами, буйнакцами, дагестанцами, махачкалинцами (так называют жителей города Махачкала, но отдельной национальности нет) и цумадинцами, а также метисами, россиянами и даже афророссиянами. Пятнадцать лет назад к удивительным и крайне необычным по звучанию этносам и национальностям причисляли себя больше 350 человек.

Выросло число казаков — почти 700 человек. В 2002 г. казаками себя назвали 11 жителей Дагестана. До этого казаки присутствовали только в данных переписи 1897 г.

Этноним

Само слово «даргинец» производное от понятия «дарг», которое означает «внутренность», то есть человек, противопоставляющий себя внешнему окружению. Как считает филолог Агеева, которая изучала эту проблему, сам этноним «даргинцы» появился относительно недавно. Еще в XVIII-XIX вв. представители этого народа входили в разрозненные политические образования.

Доктор исторических наук, советский этнограф Борис Заходер, внимательно изучал записки арабского писателя аль Бакри. Выяснилось, что у средневекового образования, которое он описывал, было наименование «дайркан», которое также могло быть самоназванием даргинцев.

До Октябрьской революции эта народность была известна под другими названиями. В первую очередь, как хюркилинцы и акушинцы.

Во времена Советского Союза даргинские района оказались в составе созданной Дагестанской АССР, а с 1991 года входят в состав республики Дагестан. За этот период часть даргинцев переселилась из гор на равнину.

Расселение

Расселение даргинцев в ЮФО и СКФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Дагестан

Территория традиционного расселения даргинцев на Кавказе

Процент даргинцев по районам Дагестана (2002)

Даргинцы составляют 16,5 % населения Республики Дагестан. По Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживало 510 156 даргинцев, из которых 425 526 в Дагестане, по Всероссийской переписи населения 2010 года — 589 396 человек, в том числе в Дагестане — 490 384 человек.

Диаспора

Даргинцы проживают в разных регионах России. Крупнейшая даргинская община за пределами Дагестана представлена в Ставропольском крае. Численность даргинцев в Ставропольском крае увеличилось с 15 939 человек в 1979 году до 32 740 человек в 1989 году, 40 218 человек в 2002 году, 49 302 человек в 2010 году. Также даргинцы имеют крупные диаспоры в Ростовской области (8304 человека, 2010 г.), Калмыкии (7590 человек, 2010 г.), Астраханской области (4241 человек, 2010 г.), Москве (3255 человек, 2010 г.) и др. Несколько сотен даргинцев проживают в Красноярском крае. Первые даргинцы появились в Красноярском крае в 1930-е годы. Согласно переписи 2002 года, в Красноярском крае проживало 367 даргинцев, из них 32 % в Норильске, 20 % в Красноярске, 20 % в Шарыпово и Шарыповском районе.

Небольшие группы даргинцев проживают и в странах бывшего СССР. Так на 1959 год в Киргизии проживало 965 даргинцев, а к 1999 году их численность достигла 2704 человека, что составляло 0,1 % населения республики.

Также даргинцы проживают в Туркмении (1 600 человек).

История

Кавказовед П. К. Услар отмечал, что этноним Даргва входит в состав названий семи крупных политических объединений даргинцев: Акуша-Дарго, Кайтаг-Дарго, Каба-Дарго, Сюрга-Дарго, Гуцул-Дарго, Хамур-Дарго, Буркун-Дарго. Большинство из этих крупных объединений складывалось из более мелких хуреба — «ополчений», «войск».

Арабское нашествие в Дагестан

Во время арабского нашествия на территориях даргинцев фиксировались два государства, это Зирихгеран и Кайтагское уцмийство.

Даргинцы воевали с арабами долго и упорно, но все же Кайтаг был исламизирован в 8 веке, после этого Кайтагское уцмийство начало вести газийные войны против соседних языческих племен.

Поход Тимура на территории даргинцев

Во времена нашествия Тамерлана, земли даргинцев очень сильно пострадали. Тимур осадил г. Кадар взял город он хитростью, отправив солдат в сундуках в виде подарков затем Тимур:

Даргинцы с Тимуром воевали долго и упорно, вследствие чего было вырезано много женщин, стариков, детей.

Даргино-персидские войны

Даргино-персидские войны длились больше 200-х лет, самое известное противостояние даргинцев против персов это был разгром Надир-Шаха в Дагестане, где множество раз армия Надир-Шаха была разбита на даргинских землях.

Кавказская война

В 1817-1819 годы даргинцы очень активно вели борьбу против царских войск, устраивая набеги на сунженскую область и на кубинские провинции.

В годы Кавказской войны даргинцы приняли самое активное участие в движении Шамиля. Среди них широко распространились идеи мюридизма, сохранившие свои позиции и после поражения Шамиля. Также даргинцы поддерживали первого имама Гази-Мухаммада, на землях даргинцев было два восстания во времена кавказской войны. Примеры участия это 400 цудахарских отборных бойцов, посланных к осажденному Ахульго на помощь, широкомасштабное участие акушинцев и цудахарцев в боевых действиях на стороне Шамиля в 1844 г., сражение кайтагцев против крупного отряда генерала Суслова в 1852 г, партизанские действия даргинцев, например, отряда Исы Цудахарского и других. против царских войск. Даргинцы подарили множество храбрых наибов имамату.

В советский период даргинские районы вошли в состав созданной Дагестанской АССР, с 1991 года — Республики Дагестан. В это время часть даргинцев переселились на равнину.

Язык

Разговаривают даргинцы на даргинском языке, который относится к нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи языков. Даргинский состоит из множества диалектов, некоторые из них:

  • урахинский
  • акушинский
  • кайтагский
  • цудахарский
  • кубачинский
  • мегебский
  • сиргинский
  • чирагский

Даргинский литературный язык используется на основе акушинского диалекта. Распространен среди народа и русский язык. В течение 20 века письменность языка два раза менялась. Сперва традиционную для даргинцев арабицу в 1928 году заменили латинским алфавитом, потом в 1938 году на русскую графику. В 1960 годах в алфавит даргинского была добавлена буква Пl пI. Сегодня в алфавите 46 букв.

В школах образование ведется на даргинском языке по общероссийской программе. Все учебники, кроме книг по литературе, русскому языку, иностранным языкам, переведены на даргинский. Есть русскоязычные даргинские детские сады.

Замуж за дагестанца (субъективный взгляд)

Мое мнение субъективное и личное, выводы сделаны на основании увиденного и услышанного мной в период замужества за дагестанцем, и изложены исключительно с женской точки зрения. Сама я татарка, живу и работаю в Москве. Покрытие головы, скромная одежда — это обязательно для меня, как в принципе, и для всех мусульманских девушек. Когда мы познакомились с будущим мужем, дагестанцем, он говорил про ислам, читал намаз, часто поминал Всевышнего, это и сказалась на моем выборе. Я искренне обрадовалась, благодаря Аллаха за то, что я встретила своего мужчину, которого и покрытие головы, и отсутствие оголенных частей тела не просто привлекает, а как мне показалось, восхищает. Мы приняли решение пожениться. Пошли в мечеть, где и был прочитан никях, после чего мой муж благополучно переехал ко мне в квартиру. С этого момента я получила возможность больше узнать о нем и его родственном окружении, так как ранее кавказцев видела только в кино и только с положительной стороны.

Ничего не скажу, их гостеприимство и уважение к старшим меня порадовало, однако во всем остальном — увы. Особенно касаясь понтов — это что-то особенное, мне даже кажется, заложенное на их генетическом уровне

Не важно, как, не важно, за чей счет и какой ценой, но каждый из них считал, что просто обязан быть круче другого. При этом они и сами глубоко уверены в своем превосходстве над другими, даже ничего не имея, ни образования, ни работы …НИЧЕГО! Они будут сидеть, не имея постоянного источника дохода, да и непостоянного тоже, распивая пиво и покуривая «благородную траву», не имея ни копейки денег, но при этом даже друг перед другом, несмотря на то, что они знакомы много-много лет, из одного аула, села и колхоза, все-таки стараются показать те качества и материальные блага, которых и в наличии-то нет

Выпендривались друг перед другом как малые дети.

А их стремление выглядеть презентабельно? Это что-то! Имея одну старую, заношенную, застиранную рубашку, костюм с отблеском лоснящегося налета и подранным подкладом, причем зачастую один на всех, без какого-либо стремления поработать ради собственного же благополучия, довольствуясь из-за лени тем, что есть, лишь бы не трудиться, отглаживали его до такой степени, что он аж светился и являлся для них показателем достатка, собственной значимости и непоколебимого свидетельства того, что он не простой «работяга», а как минимум «босс» и не средней руки, а гораздо выше.

Я смогла убедиться в том, что способность «говорить» ради того, чтобы «говорить» т.е. слово ради слова, а не слово ради дела, это также является неотъемлемой частью их генетики. Говорят ВСЕ и много, я бы сказала так: «Слишком много текста», но дальше разговора обычно не заходит. Они могли говорить о том, что надо что-то сделать, с целью достижения определенных планок и высот, смело давали друг другу обещания «завтра узнать; завтра проработать вопрос; завтра встретиться и подключить нужных людей» и т.д., но, как правило, завтра никто и ничего не делал, продолжая валяться на диване в ожидании, когда же холодильник заполнится продуктами, а в доме появятся деньги на так необходимые кафе и забегаловки, где можно посидеть «за чашкой чая»…

Касаемо исполнения ими обязанностей мужа, которому Всевышний вверил каждую конкретную женщину (в данном абзаце я не затрагиваю тему секса, это они «всегда и пожалуйста»): понимание того, что семью надо содержать, позаботиться о наличии продуктов или хотя бы денежных средств на их покупку, в принципе отсутствует. Как и понимание того, что у супруги существует потребность в одежде, причем разносезонной. Любой разговор на данную тему резко пресекается фразой «все будет». На вопрос, когда это событие произойдет, ответ не менее категоричный «отстань со своими капризами, ты уже достала». При этом, деньги на «чашку чая», благородную и столь любимую траву и 33-ю пару туфель с вытянутым и заостренным носом, всегда есть. Я уже не говорю о том, что помимо элементарных обязанностей, каждый мусульманин, а дагестанцы уж очень сильно и громогласно заявляют о своей непоколебимой религиозности, просто обязан хорошо относиться к своей жене, заботиться о ее внутреннем спокойствии и т.п. Зачастую дома слышно только одно «отдыхай, короче», «прекрати эти нелепые разговоры» и т.д., причем зачастую в целях уйти от обсуждения действительно важных опросов, формирующих дальнейшие отношения супругов.

Национальности республики Дагестан

Первая попытка посчитать население Дагестана была предпринята военным ведомством Российской империи в конце девятнадцатого века. Но более точные данные были получены при переписи через одиннадцать лет. Выяснилось, что в Дагестане в границах того времени проживали почти 590 тысяч человек.

Если сравнивать эти цифры с полученными в переписи населения Дагестана 2010 г., то они увеличились почти в пять раз — 2 миллиона 323 тысячи человек. Прирост населения отмечен с середины 20-х до 40-х гг. прошлого века, также десятилетие до 70-х гг. и с 1989 по 2002 гг. Самая низкая численность населения в Дагестане отмечена в период с 1897 по 1926 гг., а также с 1939 г. следующие двадцать лет.

Гражданская война, засуха начала 20-х годов также отразились на демографических показателях. В это же время Дагестан начинают покидать русские, украинцы и евреи, последовала эмиграция в Турцию части дагестанцев. Это привело к падению численности населения на 20%.

Однако после середины 20-х годов ХХ века начинается резкий рост. Его связывают с естественным приростом, достигшим больше 20%. Повлиял и приток русских, украинцев, армян, татар, евреев и представителей других национальностей. Люди переезжали в Дагестанскую республику в поисках работы.

До начала Великой Отечественной войны в Дагестане проживало почти 970 тысяч человек. На численность населения республики, как и других территорий, повлияло нападение фашистов на Советский Союз. Мобилизация охватила больше 160 тысяч мужчин, часть которых не вернулась с полей сражений. С начала 50-х гг. демографы отмечают самую высокую рождаемость и естественный прирост – почти 34%.

Расселение

Дагестан

Территория традиционного расселения даргинцев на Кавказе

Численность даргинцев на Кавказе по муниципальным образованиям по данным переписи 2010 г.

Даргинцы составляют 16,5 % населения Республики Дагестан. По Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживало 510 156 даргинцев, из которых 425 526 в Дагестане, по Всероссийской переписи населения 2010 года — 589 396 человек, в том числе в Дагестане — 490 384 человек.

Диаспора

Даргинцы проживают в разных регионах России. Крупнейшая даргинская община за пределами Дагестана представлена в Ставропольском крае. Численность даргинцев в Ставропольском крае увеличилось с 15 939 человек в 1979 году до 32 740 человек в 1989 году, 40 218 человек в 2002 году, 49 302 человек в 2010 году. Также даргинцы имеют крупные диаспоры в Ростовской области (8304 человека, 2010 г.), Калмыкии (7590 человек, 2010 г.), Астраханской области (4241 человек, 2010 г.), Москве (3255 человек, 2010 г.) и др. Несколько сотен даргинцев проживают в Красноярском крае. Первые даргинцы появились в Красноярском крае в 1930-е годы. Согласно переписи 2002 года, в Красноярском крае проживало 367 даргинцев, из них 32 % в Норильске, 20 % в Красноярске, 20 % в Шарыпово и Шарыповском районе.

Небольшие группа даргинцев проживают и в странах бывшего СССР. Так на 1959 год в Киргизии проживало 965 даргинцев, а к 1999 году их численность достигла 2704 человека, что составляло 0,1 % населения республики.

Также даргинцы проживают в Туркмении (1 600 человек).

Это интересно: 1010,Греки (народ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector