Дмитриевский собор во владимире
Содержание:
- Особенности собора
- Посещение
- После 1917 года
- Что можно увидеть внутри собора?
- Белокаменная резьба
- Внутри собора
- Дмитриевский собор во Владимире в фотографиях С.М. Прокудина-Горского
- Архитектура и убранство сооружения
- Немного об истории храма
- Декор фасадов
- История собора
- Ремонты и реставрации
- Дмитриевский собор — памятник белокаменного зодчества
Особенности собора
Храм был построен по византийскому типу: четырехстолпный и трехапсидный. Венчает храм позолоченный купол, на котором стоит медный золоченый крест. Все здание было выполнено из белого известняка. Согласно историческому источнику «Повести временных лет» князь Всеволод пригласил для работы над строительством русских зодчих. Он не выписал из-за границы иностранных мастеров, как это делали другие представители княжеского титула.
Но отделкой здания занимались не только отечественные архитекторы. Им помогали греческие резчики. В связи с этим в украшении Дмитриевского собора можно разглядеть элементы, которые были свойственны базиликам западного средневекового мира.
Фасад собора разделён на три яруса. Первый, нижний, не имеет украшений. Второй ярус, колончатый пояс, щедро украшен белокаменными узорами. Главной темой всех изображений является тема власти.
Это раскрывают четыре композиции, помещённые на стенах здания:
- Пророк Давид, как псалмопевец, пастырь и царь, символизируется с Иисусом Христом на восточном фасаде.
- Полет Александровна Македонского. Это изображение на южном фасаде рассказывает историю о вознесении его на небо.
- Северный фасад окрашен композицией, на которой представлен сам создатель храма — князь Всеволод. Вокруг него собрались его многочисленные сыновья.
- На западном фасаде выполнены «Подвиги Геракла».
Все эти украшения проводят параллель: Владимирский князь как идеальный правитель. Вырезанные фигуры таких животных, как орлы, львы и барсы также являются элементами, означающими власть.
Третий ярус собора полностью украшает резьба, для которой использовалось 566 резных камней. Вместе они составляют интересное изображение мифических и реальных образов, стоящих рядом друг с другом.
Однако если раньше, при возведении храма, сюжеты рельефов были понятны каждому, то спустя всего несколько веков, их задумка стала тайной для обычных людей. И только историки и искусствоведы смогли восстановить почти потерянный смысл украшений.
Полезно знать! Внутреннее убранство собора по сравнению с внешним не производит сильного впечатления на посетителей. Раньше стены собора могли гордиться своими древними и красивыми фресками «Страшного суда». Однако множество пожаров и реставраций привели к тому, что храм потерял свою былую красоту.
Исследователям и искусствоведам удалось сохранить лишь несколько изображений:
- Двенадцати апостолов, помещённых под хорами в центральном своде. Позади святых судей стоят ангелы.
- На малом своде картины, показывавшие сцены Рая. Здесь апостол Пётр ведет свою жену к вратам, престол занимает Богоматерь, а также здесь присутствуют Авраам, Исаак и Иаков.
Посещение
Эта достопримечательность открыта для посещения всю неделю без выходных.
График:
- Понедельник и четверг: 11.00-17.00
- Вторник-среда, пятница-воскресение: 11.00-18.00
Вход в здание — платный. Билет стоит 80 рублей. Также есть льготные билеты, которые обойдутся посетителям в 50 рублей.
Несмотря на то что собор не является действующий, при посещении этого место необходимо соблюдать дресс-код. Ноги и у мужчин, и у женщин должны быть полностью закрытыми. Голову женщинам надо покрыть платком.
Примечание! Дмитриевский собор, несмотря на многие его разрушения, существует уже более восьми веков. Именно здесь можно прикоснуться к древней русской истории и окунуться в царящую тут атмосферу, о которой повествуют ещё старые летописи.
После 1917 года
В 15 веке собор почти не посещался и стал бесприходной церковью. После проведенной реконструкции в 1847 году он вновь обретает приход. В 1883 году в храм проводят отопление, с южной части возводится звонница, на данный момент утерянная. После 1917 года храм закрывают и передают на баланс владимирскому музею. В 1918 году трудами реставраторов внутри храма были обнаружены фрески 12 века. В 1919 году в соборе полностью прекратили отправлять службы. Реставрационные работы начались в 1937 году и не прекращались даже в годы войны.
Архитекторы и реставраторы долгое время бились над решением проблемы сохранения белого камня, ее удалось развязать только в наше время. К 2004 году в ходе очередного этапа реставрации белый известняк покрыли пластической смесью. Также были установлены водоотводы и водосточные трубы. Купол увенчали новым крестом.
Что можно увидеть внутри собора?
Внутри для обозрения доступна уникальная фресковая живопись работы выдающихся древних мастеров XII века. А также искусные украшения капители внутренних столбов белокаменной резьбой.
Икона святого мученика Дмитрия в Дмитровском соборе
Интерес представляет собой и копия древнейшей византийской иконы святого покровителя храма
Стоит обратить внимание и на старинные входные ворота с декоративными элементами
В качестве музейных экспонатов представляют интерес следующие исторические объекты:
- Старинная хоругвь как образец древнего золотошвейного искусства.
- Выточенный из дерева изящный подсвечник начала XVII века.
- Серебряная церковная утварь 1714 года, пожертвованная представителями царственной династии.
- Древнейшее евангелие XVII века.
- Писаная грамота 1515 года на пергаменте, пожалованная самим великим князем Василием IV Иоанновичем.
- Надгробная плита 1804 года первого местного губернатора графа Воронцова.
Умиротворенность и торжественное спокойствие пронизывает все внутреннее убранство собора, наполняющее пространство чистотой, светом и воздухом.
Владимиро-Суздальский музейный заповедник входит в большинство туристических маршрутов древнего русского зодчества и является одним из наиболее посещаемых федеральных музеев, занимая 6-е место в рейтинге.
По статистике на сегодняшний день Дмитровский собор посетило более миллиона туристов, десятой частью из которых стали иностранные гости города Владимира.
Оформление статьи: Владимир Великий
Белокаменная резьба
Дмитровский собор знаменит своей уникальной каменной резьбой, созданной лучшими русскими и сербскими мастерами того времени, собранными во Владимире.
Сегодняшнему человеку не до конца понятен смысл многих узорчатых образов и символов. Более шестисот резных каменных изображений складываются в замысловатые картины христианского мира вперемешку с языческими мифами и литературными героями.
Предполагается, что изначальной идеей скульптурного оформления собора была тема власти: Александр Македонский, царь Давид, фигуры Великих князей и их сыновей.
Под каждой из фигур вырезаны реальные и фантастические растения и животные:
- львы;
- голуби;
- грифоны.
Западные стены украшают три рельефа со стилизованными иллюстрациями подвигов Геракла. Есть изображения библейского богатыря Самсона.
Главные скульптурные композиции посвящены пророку, музыканту и псалмопевцу царю Давиду — прообразу Христа. Новозаветную тему поддерживают и образы целого ряда древних христианских святых в узорных медальонах, но вырезаны они гораздо позже, в XIX веке. Выглядят они более примитивно и грубо.
Рельефы на западной стене с фигурами сидящих святых аутентичны, сняты с разрушенных башен при реконструкции. Их отличает особенная графичность и декоративность.
Среди наиболее известных и узнаваемых святых можно отметить:
- Святого Георгия;
- Димитрия Солунского;
- первых святых русских князей Бориса и Глеба.
Северный фасад сохранил изображения самого князя Всеволода, создателя собора, со своими сыновьями и младшим Дмитрием на коленях.
Необходимо особо отметить композиционное разнообразие каменных рельефов: от сцен битвы с воинственными всадниками, грозными хищниками и кровопролитной борьбы до райских видений и восхваляющих Господа иллюстраций текстов псалмов. Камни очень отличаются манерой исполнения.
Отмечаются два основных типа резьбы в уборе собора:
- высокий рельеф с большой пластичностью изображения;
- плоский рельеф с обилием деталей и орнаментов.
Большая часть декоративных каменных барельефов дошла до нас в первозданной красоте, часть резьбы заменили во время реставрации Дмитровского собора мастерами и сотрудниками музея во Владимире.
Внутри собора
Внутри собора создан микроклимат, позволяющий сохранить открывшиеся фрески и небольшую, но ценную экспозицию. В алтарной части находится копия древнего креста. На каркас 18 века в 1957 году закрепили латунные листы. Высота всей конструкции более 4 метров, размах перекладины креста – 2,7 метра. В экспозиции находится несколько фрагментов позолоченной меди от первоначального креста 12 века.
Дмитриевский храм был закрыт на длительную реставрацию, посетить музей стало возможно с 2005 года. Из сохранившихся фресок сегодня можно увидеть изображения 12 апостолов и ангелов позади них, композиция написана в центральном своде собора. Под хорами находится роспись со сценами рая. Главные особенности Дмитриевского собора – это его многочисленные резные украшения и древность постройки.
При храме нет некрополя, но есть единственное захоронение — здесь покоится граф Воронцов. Он был первым губернатором Владимира и завещал похоронить свои останки в соборе, из уважения к его заслугам его воля была выполнена. В соборе хранятся несколько реликвий – икона Дмитрия Солунского и ковчег-мощевик. Эти экспонаты являются копиями, оригиналы находятся в музеях Москвы.
Дмитриевский собор во Владимире в фотографиях С.М. Прокудина-Горского
Два скачущих св. воина входят в ряд аналогичных рельефов, протягивающихся одной линией по западному и южному фасадам. Среди св. воинов — Георгий Каппадокийский. Герой, борющийся с птицей, — часть одного из подвигов Геракла (борьба со стимфалийской птицей; передняя часть птицы — плод реставрации XIX в.). В центральном прясле верхнего яруса переплетенные шеями птицы относятся к символике неразрывного союза. Обращенный к городу северный фасад выражает своей скульптурой идею сильной княжеской власти уже прямо, а не символически. В левой (восточной) закомаре фасада изображен сам князь Всеволод III. Впрочем, эта идея подчинена более общей идее мудрого библейского царя Давида (рельеф центральной закомары). Сохраняется и образ Соломона (рельеф западной закомары). Именно на этом фасаде в аркатурном фризе представлены князья Борис и Глеб. Князь Всеволод Большое Гнездо изображен сидящим на троне с младшим сыном на коленях. Справа и слева к Всеволоду подходят в склонении другие сыновья. Редкий пример светской скульптуры, позволяющий говорить о портретной тенденции. Основная резьба западной части северного фриза сохранилась от XII в. В интерколумниях находятся рельефные фигуры князей Бориса и Глеба, архидиаконов и других святых.
Князья изображены мучениками, с крестами в руках и, повидимому, с портретным сходством: Глеб — молодой, безусый; Борис — с бородкой. Оба в княжеских шапках. Резьба именно этих фигур наиболее пластична. Некоторые рельефы в тимпанах арочек (лев и др.) — плод реставрации XIX в. В центральном прясле второго яруса северного фасада вверху снова дан царь Давид на троне с псалтырью в руках. Его пению внимают птицы и звери. Львы в знак смирения припали на передние лапы. Грифоны с ланями в лапах символизируют торжество горнего начала
Среди других символов останавливают внимание образы переплетенных шеями львов и птиц, что означает неразрывный союз. Слева от окна полуфигуры святых в арочках изображают апостолов Петра и Павла
Справа от окна рельеф в круге — плод реставрации XIX в. Архивольт северного портала несет резьбу на всех тягах, кроме внешнего вала. В вершине верхней резной ленты изображен деисус, по сторонам которого среди растительного орнамента размещены звери. Резьба северного архивольта отличается особой тонкостью. В резьбе барабана грифоны, птицы и другие существа в круговом плетении перемежаются с изображениями святых. Львиные маски в ступенчатых треугольниках символизируют княжескую принадлежность Дмитриевского собора. Полумесяц под крестом — древний символ священства власти. Капители внутренних столпов — все львиные.
Два лежащих льва повторяют мотив, известный по Успенскому собору и церкви Покрова на Нерли. Но там львы были обращены головами в разные стороны, а здесь — к центру. По сравнению с львами церкви Покрова Дмитриевские львы менее фольклорны, но конец хвоста у них разработан более орнаментально. В этих образах животный эпос и эмблематизм уравновешивают друг друга. Дмитриевский собор и его богатейшая скульптура созданы большой артелью княжеских мастеров, среди которых, вероятно, были выходцы и с Балкан. По оригинальности всего образа представляет уникальное явление средневекового искусства. От росписи интерьера, выполненной в конце XII в., сохранились фрагменты «Страшного суда» в западной части храма, под хорами. На центральном своде, по его склонам, изображены сидящие на тронах апостолы, за спинами которых стоят ангелы. Считается, что автором всех фигур апостолов и ангелов южного склона был греческий (солунский?) мастер. Сложные и разнообразные повороты фигур как бы беседующих друг с другом апостолов, свободная и вместе с тем строгая драпировка одеяний, а главное, глубоко психологическая трактовка образов выдают руку большого мастера. Особенной выразительностью отличается лицо апостола Марка, говорящее о том, что портретные тенденции отнюдь не были чужды искусству XII в. Лица ангелов северного склона приписываются русскому мастерству (помощнику главного мастера). В них больше чисто земной красоты, душевной простоты, что за много веков предвосхищает искусство Андрея Рублева. Небольшие фрагменты росписи конца XII в. имеются в юго- западном углу собора, на малом своде. Здесь изображены «Рай» и «Шествие праведных в рай» — Г.К. Вагнер.
Архитектура и убранство сооружения
По архитектурному стилю собор характерен для владимирского зодчества 12 века в технике белокаменного строительства. Храм построен из блоков известняка.
Внешний вид
Собор четырехстолпный, с одной главой и тремя апсидами. Ранее его окружали галереи с лестничными башнями, они вели прямо в княжеские покои. По ним князь с семейством ходил на богослужения.
Фасад делится на 3 яруса:
- Нижний ярус лишен украшений, так как там бала галерея.
- Средний ярус – это фриз из непрерывных декоративных арок (аркатурный колончатый пояс).
- Верхний ярус – сплошной ковер каменной резьбы, который продолжается и на барабане.
На барабане расположился золоченый купол, похожий на богатырский шлем. На нем стоит большой, широкий крест из золоченой меди, щедро украшенный кружевным узором. На кресте закреплен флюгер в виде голубя. Он символизирует Святой Дух.
Особенности наружного рельефа
Арки и колонны среднего яруса имеют символ перехода от земной жизни к небесной. Материальное отделяют от духовного. Они украшены фигурами святых (есть здесь русские князья Борис и Глеб, апостолы Петр и Павел), мифическими животными (львы с расцветшими хвостами, гуси с переплетенными шеями), растительным орнаментом.
Верхний ярус, словно каменная древняя книга с картинками, рассказывающая старые истории и легенды:
- Южный фасад рассказывает о вознесении Александра Македонского на небо. В средние века этот сюжет был очень популярен, его можно наблюдать на различных храмах Европы и Руси. Царь сидит в коробе, который несут по небу грифы. В руках у Александра львята, служащие приманкой для грифов.
- Северная сторона выходит к городу и рассказывает о самом князе. Великий князь Владимирский восседает на троне с новорожденным сыном. Его окружают остальные сыновья. Потомство Всеволода было велико — 12 детей, за что он получил свое прозвище Большое Гнездо.
- Западная стена, выходящая к Клязьме, повествует о Геракле и его подвигах.
- На всех фасадах присутствует образ Давида-псалмопевца. В его руках гусли, он поет псалмы. Он как символ самого Бога. Все: звери, птицы, люди — его слушают и восхваляют. Весь мир, сотканный из противоречий добра и зла, подчиняется Господу.
Всего рельефов около 600. Здесь вы увидите христианские образы, языческую мифологию, образы древней европейской литературы. Все сплетено в единый белоснежный каменный узор. Подлинная резьба сохранилась на западном фасаде. Остальные фигуры были восстановлены в 19 веке.
Внутреннее оформление
Внутри храм выглядит куда более скромно. Князь Всеволод приглашал для росписи собора греческих мастеров. У посетителей собора дух захватывало от непередаваемой красоты. Разрушения и пожары повредили фрески, остатки были сбиты во время реставрации 19 века. Сейчас внутри строения первозданная белизна камня, почти ничего не осталось от былого великолепия.
В 1918 году под сводами хор были обнаружены остатки фресок 12 века. Из небытия возникли потрясающие образцы древнерусской живописи. Имен художников не сохранилось. Специалисты считают, что это были русские и византийские иконописцы. Образы на фресках реалистичны, с выраженными портретными чертами. Они строги и возвышены.
По цвету роспись очень нежная, здесь в основном светло-зеленые, голубые, зеленовато-желтые, синевато-серые оттенки:
- На южном склоне большого свода изображены сцены Страшного суда. Вы увидите апостолов, в руках у них мерила и сферы, за ними стоят ангелы.
- На малом своде изображение рая «Шествие праведных в рай». Во главе апостол Петр с крестом и ключом в руках. За ним следуют праведные жены, далее ангелы.
- На южном склоне малого свода – сидящая в беседке, увитой виноградом, на троне Богоматерь и ангелы с праотцами.
Кое-где сохранилась белокаменная резьба с изображением улыбающихся львов.
Святыни и реликвии храма
В экспозиции музея представлены реликвии:
- икона святого Дмитрия Солунского (копия);
- ларец с пропитанной кровью одеждой (копия);
- на месте иконостаса стоит четырехметровый подлинный крест, снятый с храма.
Есть в соборе еще один экспонат. Это надгробие графа В.И. Воронцова. Граф был первым губернатором Владимира. Сделал для города много хорошего и завещал похоронить себя в храме. Его сыновья выполнили завет отца.
Немного об истории храма
Один из владимирских летописцев, рассказывая о кончине великого князя Всеволода Большое гнездо, упоминает среди его деяний во славу земли владимирской и сооружение дивной церкви на княжеском дворе, украшенной росписями, иконами и чудесными резными узорами на камне. Точной даты строительства в летописи нет, предположительно – между 1194 и 1197 годом.
Историки считают, что задумка возведения храма возникла у Всеволода давно – во время изгнания. Его мать, византийская принцесса, из-за притеснений Андрея Боголюбского оказалась вынужденной покинуть Русь и поселиться с малолетними детьми в Константинополе при императорском дворе, где особо почитали мученика за Христову веру Дмитрия Солунского. Князь Всеволод при крещении получил его имя и считал святого своим небесным покровителем, поэтому, возглавив Владимирское княжество, осуществил давнее желание – воздвиг храм рядом со своим дворцом в его честь. Собор соединили воедино с княжескими палатами длинной галереей, огибающей его у северного, южного и западного фасадов. В 1197 году из Фессалоник в Дмитриевский собор привезли реликвии – икону, написанную на гробовой доске и изображавшую святого Дмитрия Солунского в полный рост, и небольшой серебряный сундучок, украшенный чеканкой, в котором находилась часть одежды, пропитанная кровью мученика.
Современный внешний вид храма серьёзно отличается от первоначального: пережив опустошительные пожары в 1536 и 1719 году, а потом ещё и в 1760-х годах, собор потерял часть своих декоративных элементов. Периодически велись восстановительные работы, но они скорее наносили урон шедевральной красоте древнего православного сооружения. Так, после посещения Владимира императором Николаем I в 1834 году государю показалось состояние храма чрезвычайно бедственным и ветхим, поэтому поступил приказ произвести реконструкцию собора, в результате которой горе-мастера разобрали галерею и башни с лестницами, ведущими на хоры, которые выполняли ещё и укрепительную функцию для храма. После таких «работ» в стенах появились трещины, и здание стало практически расползаться по сторонам. Очередной этап реставрационных мероприятий едва успел спасти сам собор, однако древние фрески на внутренних стенах утеряны безвозвратно. Появился новый иконостас, винтовая лестница на хоры и калориферное отопление, позволившее вести богослужения круглогодично.
После революции Дмитриевский собор, к счастью, не постигла участь многих православных святынь, использовавшихся в лучшем случае как медицинские или образовательные учреждения. В 1918 году в здании работала Комиссия по сбережению памятников искусства, которая обнаружила под хорами чудом уцелевшие фрески, изображавшие сцену «Страшного суда». Собор передали Владимирскому музею. Восстановительно-ремонтные работы проводились периодически, даже во время войны, но их окончательный этап завершён совсем недавно – в 2004 году. Для защиты белого камня применена специальная пластическая смесь, здание снабжено водоотводными трубами, заменён крест и внутри помещения создан особенный микроклимат, позволяющий сохранить этот уникальный памятник владимиро-суздальского зодчества.
Декор фасадов
В белокаменном резном убранстве стен собора четко прослеживается строгий ритм и четкость ярусов:
- Первый нижний пояс фасадов полностью лишен декора, так как был первоначально скрыт вспомогательными постройками: лестницами и галереями в княжеские хоромы. Эти постройки разобрали в середине XIX века, а фрагменты резьбы использовали на восстановление утраченных рельефов здания.
- Второй ярус представлен богатыми резными орнаментами аркатурно-колончатого пояса.
- В верхнем поясе расположены высокие и узкие стрельчатые окна. Он весь устремлен ввысь, олицетворяет собой небесное и духовное устремление. Третий ярус с цилиндрическим барабаном сплошь украшен тончайшей ажурной резьбой.
Вертикальные пилястры членят фасад и подчиняют резной декор архитектурной конструктивной целостности.
Отличительной декоративной чертой можно отметить строчность и орнаментальность упорядоченной резьбы собора с его архитектурой. Стилистическое переосмысление образов владимирскими резчиками создало неповторимость и своеобразие русского скульптурного убранства фасадов здания.
История собора
Иногда собор называют Дмитровским.
Возведение и основание
В девяностых годах прошлого века были обнаружены летописные данные, в которых указывается дата постройки 1191 год, хотя ранее считалось, что годы создания 1194—1197. Всеволод повелел строить храм в городе Владимире на княжеском дворе как дворцовую церковь для членов своей семьи. Кто построил храм, доподлинно неизвестно, история имен не сохранила, но это были русские мастера. Возможно, вместе с ними работали болгары, сербы и другие выходцы с Балканского полуострова.
Происхождение название
Свое детство Всеволод провел в Константинополе. Его мать, византийская принцесса, после разногласий с Андреем Боголюбским, была вынуждена уехать с младшими детьми и жила при дворе императора в Константинополе. Большим почтением там пользовался святой Дмитрий Солунский, он считался покровителем императорской семьи.
Святого казнили в 306 году из-за христианской веры. Дмитрий был проконсулом в Фессалониках (Солунь). Он должен был оборонять город, управлять им и истреблять христиан. Однако сам был христианином и проповедовал веру среди жителей. За это по приказу императора был заколот и брошен на съедение диким зверям. По преданию, зверье не тронуло тела Дмитрия. Он был похоронен последователями. Позже христианский император Константин воздвиг в честь святого храм в Фессалониках, где и сейчас хранятся мощи Дмитрия Солунского.
Долгих 7 лет прожил в Константинополе Всеволод, он был там крещен под именем Дмитрий. Понятно, что свой главный храм князь посвятил этому святому. Когда собор был построен, Всеволод поехал в Солунь и привез святыни из греческого храма.
Это были:
- Икона великомученика Дмитрия, написанная на доске, взятой из гроба святого.
- Ларец-ковчег из серебра, в котором хранились части одежды Дмитрия, пропитанные его кровью.
Историческая судьба
В 1237 году Владимирское княжество было разграблено и разрушено монголо-татарским нашествием. Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 12 веке, очень сильно пострадал. Его восстановили. В 16 и 17 веках в храме были большие пожары, однако храм ремонтировали, и он продолжал работать.
Но больше всего собор пострадал в 19 веке. В 1834 году храм посетил император Николай I. Он отметил ветхость здания и повелел отреставрировать строение. Из-за этой варварской реставрации собор чуть не разрушился. Были навсегда уничтожены важные конструкции, без которых здание пошло трещинами и стало разрушаться.
Были внесены изменения:
- уничтожена древняя галерея, которая была построена вокруг храма и вела в княжеские покои;
- разобраны северная и южная башни, в которых располагались лестницы, ведущие на хоры;
- опущен пол;
- для подъема на хоры были сооружены внутри храма винтовые лестницы;
- поставлен новый иконостас;
- сбиты и закрашены масляными красками старинные фрески, а на их месте теперь была новая роспись.
Таким образом, храм изменился до неузнаваемости и едва не обрушился.
Послереволюционная реставрация
В годы Советского Союза древнему собору несказанно повезло. В 1918 году службы были прекращены, а здание передано музею. Его объявили памятником древнерусского искусства. Созданная комиссия под руководством Игоря Грабаря начала работы по восстановлению храма. В это время под хорами были обнаружены чудом сохранившиеся древние фрески 12 века.
В 1937 году работы были продолжены. Сохранение древнего памятника считалось настолько важным, что реставрация не прекращалась даже во время войны 1941—1945 годов. Реставраторы под руководством архитектора В.А.Столетова трудились над проблемой сохранения уникального белого камня, из которого было построено здание. Памятник был укреплен, и ему вернули первоначальный вид.
Современное положение
Решить задачу сохранения строения удалось лишь в 2004 году. Известняк покрыли защитой – специальной пластиковой смесью. Были построены водосточные трубы, внутри помещения проведены работы по созданию микроклимата. Все это предотвратило дальнейшее разрушение собора. На куполе был поставлен новый крест.
Сейчас древняя церковь внесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Внутри здания расположился музей.
https://youtube.com/watch?v=QAWiS8Vp-Qw
Ремонты и реставрации
Первоначально, после строительства, собор выглядел совершенно по-другому. Центральный храм с трех сторон окружали каменные галереи, богато украшенные резьбой. Впервые ремонтные работы в храме были проведены в 15 веке, храм сохранял свое великокняжеское значение, но позднее привилегии были утеряны. В 16 и 17 веках проводились косметические работы. Усилия по сохранению уникальности храма не предпринимались, с каждым «улучшением» он терял часть индивидуальности – терялись декоративные детали и части конструкции, утрачивались фрески внутри помещения.
Самый большой урон, по мнению современных историков, был нанесен собору в 19 веке. С визитом во Владимир прибыл император Николай I, случилось это в 1834 году, осмотрев храм, он заметил его крайнюю ветхость. По его распоряжению церковь привели в «первобытный вид». За дело взялись рьяно, в результате была разобрана древняя галерея. Так же варварски избавились от северной и южной башен с внутренними лестницами, проложенными на хоры.
После всех трудов Владимирский собор безвозвратно утерял часть своей идентичности, также был нанесен урон конструкции здания. В 1840-47 годах произошло еще одно «обновление», теперь внутри храма древние фрески погибли, на их месте появилась новая роспись. Также был опущен пол, установлен новый иконостас, а для прохода на хоры внутри помещения установили винтовую лестницу.
Дмитриевский собор — памятник белокаменного зодчества
Дмитриевский собор во Владимире представляет собой византийский тип храма с четырьмя столпами и тремя полукруглыми апсидами. Здание увенчано пологим золочёным куполом и ажурным крестом
из прорезной золочёной меди с флюгером в виде голубя. Летопись сообщает, что для строительства храма Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец». Однако над отделкой трудились не только владимирские резчики, но и греческие искусники, поэтому в белокаменном убранстве собора преобладают элементы, характерные для западных средневековых базилик.
Юго-западный фасад собора
Техника кладки, декоративные ложные арки на фасаде, перспективные порталы и окна заимствованы из романской архитектуры. Первоначально собор окружали галереи, соединявшие его с великокняжескими палатами. Переход был разобран в 1837 — 1839 годах, во время реставрации, проведенной по приказу императора Николая I. Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены храма и барабан купола, Дмитриевский собор называют «поэмой в камне», «ковром из каменных узоров». 566 резных камней создают причудливую картину мира, где христианские мотивы переплетаются с языческими образами.
На стенах храма земной мир представлен во всём многообразии: здесь изображены реальные и мифические животные, воинственные всадники, псалмопевцы и святые. Резные композиции прославляют величие владимирского князя, такого же мудрого как царь Давид, бесстрашного как Александр Великий и сильного, как библейский богатырь Самсон. Главной скульптурной композицией является Давид-музыкант, которого слушают звери и птицы. Окружающие царя львы и голуби символизируют небо и землю, и, следовательно, Давид выступает на миниатюре как представитель Бога на земле и олицетворяет собой идею богохранимого государства.
На северном фасаде собора можно увидеть и самого создателя храма: на одной из закомар изображён человек, восседающий на троне с младенцем на коленях. Это князь Всеволод Большое Гнездо с младшим сыном. Рядом с ним высечены фигуры старших сыновей. Дмитриевский собор намного красивее снаружи, чем внутри. Его интерьеры оформлены скромно. Из старинных фресок XII века сохранился лишь фрагмент росписи «Страшный суд»
, выполненной греческим мастером и его русским помощником. Храм невелик, ведь он строился исключительно для княжеской семьи и не был рассчитан на прихожан и богомольцев. Широкие своды и спокойный ритм поддерживающих арок придают внутреннему убранству строгую торжественность.
Рейтинг достопримечательности:
Рейтинг 4.33
← ВЛАДИМИР | ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ | РОССИЯ → |