Всеобщая история

Дошкольное образование в Германии

Воспитание детей в Германии начинается с дошкольных учреждений. Они имеют давние традиции, поскольку первые такие заведения появились более 200 лет назад. И сегодня, так же, как и в XIX веке, главной целью их работы является гармоничное развитие личности ребенка и его подготовка к школе.

Обычно дети находятся в саду только до обеда, во второй половине дня уходят домой. Впрочем, для тех семей, где взрослые работают полный рабочий день, есть своеобразная «продленка» – малыши находятся там до вечера.

Ежедневно около 30 % немецких детей в возрасте от 3 до 6 лет посещают садик, и к 6 годам они уже прекрасно подготовлены к школьному обучению. Для остальных с пятилетнего возраста организованы подготовительные занятия под общими названиями Schulnachmittage, Vorbereitungsjahr, Vorschule. Здесь пятилетки в течение года проходят подготовку к школе.

Начальное образование в Германии

Немецкие дети идут в первый класс в 6 лет, причем в разных землях возраст первоклассников немного различается. В некоторых землях шесть ребенку должно исполниться до 30 июня текущего года, в других – до 30 сентября или даже до 31 декабря. Grundschule – базовая школа, где дети обучаются 4 года (по разным правилам земель это может быть 5-6 лет) при средней нагрузке в неделю 20-30 часов.

В течение этого времени дети получают основные знания по таким предметам:

  • немецкий язык,
  • математика,
  • краеведение,
  • музыка,
  • религия.

Первые два года оценки малышам не ставят, и только с третьего класса начинают выставлять баллы за устные ответы и письменные работы. Используется шестибалльная система.

Начальное образование дает ребенку общие знания: здесь дети овладевают навыками письма, чтения, счета, узнают основную информацию об окружающем их мире. Дальнейшее обучение зависит от способностей ребенка, его планов и намерений родителей.

«Мирная революция»

В сентябре 1989 года в ГДР возникло оппозиционное движение «Новый форум», частично состоящее из членов политических партий. В следующем месяце по республике прокатилась волна протестов, участники которых требовали демократизации политики. В результате руководство СЕПГ подало в отставку, а его место заняли представители недовольного населения. 4 ноября в Берлине состоялся массовый согласованный с властями митинг, участники которого требовали соблюдения свободы слова.

9 ноября граждане ГДР получили право на свободный (без уважительной причины) выезд за границу, что привело к стихийному падению Берлинской стены. После выборов, состоявшихся в марте 1990 года, новое правительство ГДР начало активные переговоры с представителями ФРГ о перспективе объединения.

Система высшего образования в Германии

Вступительных экзаменов в высших учебных заведениях ФРГ нет, но далеко не все выпускники школ имеют право на поступление в вузы. Им обладают только те, кто окончил гимназию, причем с отличными оценками.

Единой программы обучения не существует. Любой преподаватель может составить свой курс и читать лекции по тем направлениям, которые особенно важны в данный момент.

С одной стороны, это лишает студентов возможности переходить из вуза в вуз, поскольку программы различны, с другой стороны – дает возможность воспитать узкопрофильных специалистов, обладающих высоким уровнем знаний, поскольку каждый преподаватель обучает тому, в чем он достиг успеха.

Оценивание в университете происходит по пятибалльной системе, с тем отличием, что 5 – самая низкая отметка – неудовлетворительно, а единица принята за отличный балл.

Учеба в университете

Вузы в ФРГ делятся на две большие группы: университеты и высшие школы

Считается, что в университетах особое внимание уделяется классическим наукам, а в высших школах, так называемых die hochschule – современным. По традиции, в университете готовят юристов, врачей, специалистов естественных наук (химиков, биологов, физиков), а также социологов, историков, лингвистов

Наряду с обучением в каждом университете ведутся исследовательские работы, в которых принимают участие студенты.

Дополнительно существует система кураторов, а также менторов-старшекурсников, которые помогут разобраться с материалом. Преимущества обучения – возможность выбрать те курсы, которые покажутся студенту более интересными, самому составить индивидуальный план.

Обучение в высших школах

Высшие школы имеют более практическую направленность в обучении. Так, огромной популярностью в последние годы пользуются fachhochschulen, возникшие на основе инженерных школ

Сроки обучения здесь значительно меньше, при этом огромное внимание уделяется прикладному использованию знаний

В таких школах учатся будущие программисты, экономисты, менеджеры, которых больше интересуют не классические дисциплины, а практика, стажировка на предприятиях. Обучение длится 3-4 года.

Популярна также высшая школа, которая готовит работников творческих профессий: музыкантов, певцов, специалистов масс-медиа.

Магистратура и аспирантура в Германии

После окончания основного курса обучения в вузе и получения степени бакалавра можно углубить знания по выбранной специальности и в течение двух-четырех семестров получить степень магистра. Преимущества магистратуры: стажировка, углубленные исследования в лабораториях, практические навыки в выбранной профессии.

Узнайте подробнее, что еще предлагает магистратура в Германии.

Поскольку высшие учебные заведения заинтересованы в молодых кадрах, проявивших интерес к науке, они оказывают всяческое содействие молодым ученым, которые выразили желание углубленно овладеть своей профессией. Аспирантура дает возможность продолжить обучение талантливым выпускникам вузов, чтобы впоследствии защитить диссертацию и получить ученую степень.

Читайте подробнее о том, какие преимущества дает аспирантура в Германии.

Особенности образования в Германии

Система обучения состоит из нескольких ступеней: дошкольное, начальное, среднее, высшее образование. Как и в других западных странах, обучение в школе проходит в несколько этапов и в среднем составляет около 13 лет – это один из наиболее длительных сроков в Европе. В школу дети идут с 6 лет, а заканчивают полный курс среднего обучения в 19.

Специалисты отмечают такие особенности образовательной системы в Германии:

  • рынок образования в ФРГ имеет свои особенности: каждое учебное заведение, которое находится на территории отдельной земли (административной единицы ФРГ), устанавливает свои программы, включая в нее необходимые компоненты, сроки каникул и периодов учебы, свои правила приема и обучения;
  • дошкольное и высшее образование учащиеся получают по желанию, учеба в школе обязательна;
  • дети учатся не только в государственных, но и в частных, религиозных, коммунальных заведениях.

Иностранцы могут обучаться в любом учебном заведении, но условия приема в частные, католические детсады, школы, вузы более сложные, чем для государственных учреждений.

Берлинская стена

11 августа 1961 года Народная палата ГДР приняла решение о возведении Берлинской стены – инженерно-оборонительного сооружения протяжностью 155 км, укрепляющего границу между двумя немецкими республиками. В результате в ночь на 13 августа было начато строительство. К часу ночи граница между Западным и Восточным Берлином была полностью заблокирована войсками ГДР. Утром 13 августа люди, которые привычно направлялись в западную часть города на работу, столкнулись с сопротивлением правоохранительных органов и военизированных патрулей. К 15 августа подход к границе был полностью перекрыт колючей проволокой, и началось возведение заграждения. В тот же день были закрыты линии метрополитена, которые сообщали две части города. Потсдамская площадь, которая находилась в пограничной зоне, также была закрыта. Многие здания и жилые дома, прилегающие к линии разделения Восточного и Западного Берлина, были выселены. Окна, которые выходили на сторону территории ФРГ были заложены кирпичом. Позже, во время реконструкции заграждения, соседствующие с ним здания и вовсе снесли.

Строительство и переоборудование сооружения продолжалось до 1975 года. Изначально оно представляло собой забор из бетонных плит или кирпичной кладки, оборудованный колючей проволокой. На некоторых участках это были простые спирали Бруно, которые можно было преодолеть с помощью ловкого прыжка. Этим на первых порах пользовались перебежчики, которым удавалось миновать полицейские посты.

К 1975 году стена представляла собой уже неприступное и довольно сложное сооружение. Она состояла из бетонных блоков высотой 3,6 метра, сверху на которые устанавливались цилиндрические барьеры. Вдоль стены была оборудована запретная зона с большим количеством препятствий, сторожевых постов и прибор для освещения. Запретная зона состояла из простой стены, нескольких полос противотанковых ежей или металлических шипов, забора из металлической сетки с колючей проволокой и системой сигнальных ракет, дороги для патрулей, широкой полосы регулярно выравниваемого песка, и, наконец, неприступной стены, описанной выше.

Наиболее частые вопросы

Система образования в Германии – довольно сложный организм. Чтобы разобраться в его особенностях и тонкостях, потребуется определенное время. Поэтому предоставляем вам ответы на наиболее популярные вопросы по теме.

Платная ли учеба в Германии?

В ФРГ существуют государственные и частные образовательные учреждения, различные правила в отдельных землях, поэтому однозначно ответить на вопрос, платное ли образование в Германии, не так просто. Среднее образование бесплатное, но в частных школах с вас возьмут деньги за обучение. Высшее образование в большинстве земель бесплатное, но в некоторых землях плата составит 100-200 евро за семестр, частные вузы также выставляют студентам счета.

Сколько будет стоить поступление в немецкий вуз иностранцу?

Само обучение бесплатное, но нужно на что-то жить, поэтому вузы Германии требуют, чтобы у каждого студента при поступлении на счете были деньги из расчета 670 евро в месяц.

Что такое Weiterbildung?

Многие российские специалисты сталкиваются с тем, что их квалификацию необходимо подтвердить, а для этого нужно пройти что-то вроде курсов ее повышения. Это дополнительное обучение называют Weiterbildung. По окончании таких курсов человек получает свидетельство, которое подтверждает уровень компетентности, и может рассчитывать на получение работы по специальности.

Когда начинается и заканчивается учебный год в Германии?

В отдельных немецких землях конкретные даты начала каникул и их продолжительности существенно различаются, да и сам учебный год в Германии начинается и заканчивается по-разному. В среднем – с начала сентября и до средины июля.

В вузах Германии, как и в России, есть два семестра, только, в отличие от привычной нам системы, зимний семестр в ФРГ начинается в октябре и завершается в марте, а летний длится с апреля по сентябрь.

Правда ли, что студенту придется платить штраф за превышение продолжительности обучения?

Несмотря на кажущуюся свободу вузовского обучения в ФРГ, ограничения все-таки существуют. Многие студенты работают и учатся, иногда не успевают вовремя что-то пересдать, зарегистрироваться на следующий семестр, но продолжаться до бесконечности такое положение не может. Во многих землях нельзя отсрочить прохождение курса обучения более, чем на 6 семестров. При превышении этого срока придется заплатить штраф 500-800 евро.

Среднее профессиональное образование в Германии

Получение профессии после школы выбирает почти половина выпускников 10-го класса. В Германии профтехобразование обозначается специальным термином – дуальное обучение. Это означает, что занятия проходят в двух местах: 3-4 дня непосредственно на производстве, 1-2 дня в неделю – в самой профессиональной школе. Учащиеся, которые получают профессию (проходят ausbildung), получают стипендию, обеспечиваются общежитием, овладевают навыками будущей профессии.

Формальные требования при поступлении отсутствуют, учеба продолжается 2-3 года. Иностранцы могут получить вид на жительство, если они зачислены на профобразование этого типа.

Объединение Германии

В августе 1990 года ФРГ и ГДР подписали договор об объединении страны. Он предусматривал ликвидацию Демократической Республики и ее вхождение в Республику Германия в виде пяти новых земель. Параллельно с этим были воссоединены две части Берлина, и он вновь получил статус столицы.

12 сентября 1990 года представители ГДР, ФРГ, США, СССР, Великобритании и Франции подписали договор, который окончательно урегулировал германский вопрос. Согласно этому документу в конституцию ФРГ должна была быть включена поправка о том, что после воссоздания государства оно отказывается от притязаний на остальные территории, некогда принадлежащие Германской империи.

Фактически в процессе объединения (немцы предпочитают говорить «воссоединения» или «восстановления единства») не было создано нового государства. Земли бывшей территории ГДР были просто приняты в состав ФРГ. В этот же момент они стали подчиняться «временной» конституции Республики Германия, принятой еще в 1949 году. Воссозданное государство с тех пор стало называться просто Германией, но с юридической точки зрения это не новая страна, а расширенная ФРГ.

Политический статус и перспектива расширения ФРГ

С самого начала правительство Федеральной Республики Германия четко обозначило, что такое ФРГ. Оно позиционировало себя как единственного представителя интересов немецкого народа, а саму ФРГ как единственного последователя Германской империи. Поэтому неудивительно, что оно имело притязания на все земли, принадлежащие империи до начала экспансии Третьего рейха. К этим землям относились в том числе территории ГДР, Западная часть Берлина, а также «бывшие восточные области», отошедшие Польше и Советскому Союзу. Первые годы после основания ФРГ ее правительство всячески старалось избегать прямого контакта с правительством ГДР. Причина в том, что он мог свидетельствовать о признании ГДР как самостоятельного государства.

Америка и Великобритания также остались при мнении, что легитимным правопреемником империи является ФРГ. Франция же считала, что Германская империя исчезла как таковая еще в 1945 году. Гарри Трумэн, 33-й президент США, отказался подписывать с ФРГ мирный договор, так как не хотел признавать существование двух немецких государств. В 1950 году на нью-йоркской конференции министры иностранных дел трех стран все-таки пришли к общему знаменателю в вопросе «что такое ФРГ?». Притязания правительства республики касательно единственного представления немецкого народа были признаны. Однако признавать правительство руководящим органом всей Германии отказались.

Из-за отказа от идентификации ГДР законодательство ФРГ признавало существование единого гражданства Германии, поэтому именовало своих граждан просто немцами, а территории ГДР не рассматривало как заграницу. Именно поэтому в стране действовал закон о гражданстве, принятый еще в 1913 году. Тот же закон вплоть до 1967 года имел силу и в ГДР, которая также была сторонником единого гражданства. На практике сложившаяся ситуация означала, что любой немец, проживающий в ГДР, может приехать в ФРГ и получить там паспорт. Чтобы предотвратить это, руководители Демократической Республики запретили ее жителям получать паспорта в Республике Германия. В 1967 году они ввели гражданство ГДР, которое получило официальное признание в ФРГ лишь спустя 20 лет.

Нежелание признавать границы Демократической Республики отображалось в картах и атласах. Так, в 1951 году в ФРГ были изданы карты, в которых Германия имела такие же границы, как в 1937 году. При этом разделение республики, а также разделения земель с Польшей и Советским Союзом были обозначены едва заметной пунктирной линией. На этих картах отошедшие противнику топонимы остались под старыми названиями, а какие-либо признаки ГДР попросту отсутствовали. Примечательно, что даже в картах 1971 года, когда весь мир четко понимал, что такое ФРГ и ГДР, ситуация не сильно изменилась. Штрихованные линии стали более заметными, но по-прежнему отличались от тех, которые обозначат границы между государствами.

Образование ФРГ

24 мая 1949 года Парламентский совет, заседавший в Бонне (город, который относился к британской оккупационной зоне), под строгим контролем военных губернаторов провозгласил ФРГ. В ее состав вошли вновь созданные к тому моменту районы, относящиеся к британским, американским и французским оккупационным зонам.

В тот же день была принята конституция. 23-я статья документа декларировала его распространение на Берлин, который формально мог только частично входить в ФРГ. Основные положения этой статьи предусматривали также перспективу распространения конституции и на другие германские земли. Таким образом была заложена основа для вхождения в ФРГ всех территорий существовавшей ранее Германской империи.

В преамбуле конституции была явно обозначена необходимость объединения немецкого народа на базе воссозданного государства. Сам же документ позиционировался как временный, поэтому официально его даже назвали не конституцией, а «Основным законом».

Так как Берлин был наделен особым политическим статусом, сохранить в нем столицу Федеративной Республики не представлялось возможным. В этой связи было принято решение назначить провинциальный город Бонн, в котором произошло провозглашение страны ФРГ, ее временной столицей.

Развитие ФРГ

Первым канцлером Федеративной Республики стал Конрад Аденауэр – опытный юрист, администратор и активист Партии Центра. Его концепция руководства базировалась на социальной рыночной экономике. В должности канцлера ФРГ он оставался 14 лет (1949-1963 гг.). В 1946 году Аденауэр основал партию под названием Христианско-демократический союз, а в 1950-м – возглавил ее. Главой оппозиционной социал-демократической партии был Курт Шумахер – бывший боец Рейхсбаннера, прошедший заключение в нацистских концлагерях.

Благодаря содействию США в реализации плана Маршала и планов экономического развития страны Людвига Эрхарда в 1960-х экономика ФРГ устремилась вверх. В истории этот процесс получил название «Германское экономическое чудо». Чтобы удовлетворить потребность в недорогой рабочей силе, Федеративная Республика поддержала приток гастарбайтеров, главным образом из Турции.

В 1952 году произошло объединение земель Баден, Вюртемберг-Баден и Вюртемберг-Гогенцоллерн в единую землю Баден-Вюртемберг. ФРГ стала федерацией, состоящей из девяти земель (государств-членов). В 1956 году, после референдума и подписания с Францией Люксембургского договора, в состав ФРГ вошла Саарская область, находившаяся ранее под протекторатом Франции. Ее официальное присоединение к Республике Германия (ФРГ) произошло 1 января 1957 года.

5 мая 1955 года с отменой оккупационного режима ФРГ официально была признана суверенным государством. Суверенитет распространялся только на зону действия временной конституции, то есть не охватывал Берлин и бывшие территории империи, которые на тот момент принадлежали ГДР.

В 1960-х годах был разработан и внедрен ряд чрезвычайных законов, которые накладывали запрет на деятельность ряда организаций (в том числе коммунистической партии), а также на некоторые профессии. Страна вела активную денацификацию, то есть борьбу с последствиями нахождения у власти нацистов, и всеми силами пыталась обеспечить невозможность возрождения нацистской идеологии. В 1955 году ФРГ вошла в состав НАТО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector