Гиюр (прозелиты)

Для чего нужно совершать гиюр

Итак, гиюр – это обращение нееврея в иудаизм. Как правило, это достаточно долгий процесс, занимающий от 2 до 5 лет. После прохождения гиюра человек получает статус гера. Именно данный обряд дает возможность человеку стать частью религиозной общины. К тому же, гера, в отличие от нееврея, хоронят на еврейском кладбище.

Также без прохождения ортодоксального гиюра могут возникнуть сложности со вступлением в брак в Израиле. Особенно это актуально для смешанных семей, где жених и невеста принадлежат к разным религиям, ведь в Израиле такие браки запрещены. Отсюда огромное значение принятия гиюра для русских в Израиле. Если женщина другой религии собирается выйти замуж за иудея, то гиюр – это единственное решение.

Символы иудаизма

Среди символов иудаизма стоит отметить Менору – семисвечник, стоявший в Храме, Скрижали Завета (лухот а-брит) с высеченными на них Десятью Речениями (асерет а-диброт), и, собственно, сам свиток Торы.

Если обратиться ко «внешним» признакам, нельзя не отметить кипу, пейсы, цицит, талит и тфиллин, без которых невозможно представить себе традиционного еврея. Однако иудаизм никогда не ограничивается только «внешними» признаками – недостаточно носить кипу и талит, чтобы быть евреем, да и пейсы – необязательны (нельзя лишь коротко стричься в этих местах). Величайшее значение имеют действия человека, так как именно своими действиями в рамках материального мира человек становится соучастником Всевышнего в деле исправления Творения, получает возможность создавать духовные миры. Поэтому «кошерным» евреем является тот, кто принимает на себя исполнение всех заповедей Творца. В то же время, еврей, стремящийся ограничиться только «внутренним», «духовным» служением, по возможности без «внешних» проявлений, просто-напросто отрезает себя от иудаизма, и неизбежно растворяется в окружающей его среде.

Ни шагу назад

И, пожалуй, еще одно качество евреев, которое помогает им экономить и приумножать нажитое, это их высочайшая мотивация и целеустремленность. Иудеи искренне считают, что бедным быть глупо. Еврейка Линда Вачнер, президент компании Max Factor, не побоялась выбиваться в люди из самых низов. Она работала продавщицей, затем, благодаря уму и упорству, поднялась до закупщика, исследователя рынка и, наконец, до президента.

Берясь за какое-то дело, нельзя отступать, если сталкиваешься с трудностями. Настойчивость на пути к победе, вера в себя, упорство и решительность — вот качества, которые помогают евреям успешно добиваться всех целей и зарабатывать деньги.

История развития иудаизма

Историю развития иудаизма можно разделить на четыре периода.

Библейский период

Начало своей истории религия евреев берет от сотворения мира Богом до выхода из египетского рабства и переселения в Землю Обетованную – Израиль. В этот период Авраам заключил первый Завет с Богом, в котором признавал Бога Единым. Моисеем во время 40-летнего странствия по пустыни были получены от Бога 10 Заповедей. На их основании и строилась нравственная и практическая жизнь еврейского народа.

Храмовый период

Период, длившийся около 1500 лет и закончившийся примерно во II веке до н. э. Именно в этот период вера в единого Бога получила название “иудаизм”. К этому промежутку времени относится образование еврейского государства с центром в городе Иерусалиме. Во время правления царя Соломона был воздвигнут Храм Божий, куда перенесли и хранили Ковчег Завета. Иерусалимский Храм считался главным духовным центром для иудеев. За время храмового периода Храм был несколько раз разрушен и перестроен. Этот временной промежуток закончился разрушением Храма и порабощением иудеев римлянами-язычниками.

Талмудический (раввинистический) период

Историки расходятся во мнениях стоит ли разделять эти периоды, также нет четких временных границ. Во II – IV веках Писание и Устная Тора были упорядочены и составлен Талмуд. В результате иудейская вера в Единого Бога трансформировалась в набор предписаний, ритуалов, норм и устоев, которые должны неукоснительно соблюдаться представителями иудаизма. Создание современной формы иудаизма приходится именно на этот временной период. В VI – VIII веках храмовые богослужения были заменены общими собраниями в синагогах, во время которых читаются молитвы. Руководят такими собраниями учителя, досконально изучившие Тору и Талмуд– раввины. 

Современный период

Берет свое начало с 1750 года по настоящее время. Современная религия евреев, которую исповедуют современные евреи, не является в точности такой же, что была дана Израильтянам через Моисея и Пророков. Отличается она и от иудаизма до пришествия Мессии – Иисуса Христа. В наши дни они придерживаются верований, которые они сами придумали, исказив Священное Писание, уклонившись от истинного духа Моисея и Пророков. Первая вера есть истинно богооткровенная и является подготовительной ступенью к христианству. А вот ново-иудейская является плодом человеческих измышлений. При этом еврейская диаспора остается максимально сплоченной.

Брит-мила и бар-мицва

Итак, для прозелита еврейская жизнь начинается с гиюра. В ходе этого обря­да и мужчины, и женщины совершают ритуальное омовение в специальном бас­сейне — микве. Мужчины также подвергаются обряду обрезания — брит-мила. Эта древняя традиция, согласно Библии, восходит к первому еврею, Аврааму, который в ознаменование заключенного между ним и Богом завета впервые совершил обряд. Аврааму было 99 лет — следовательно, стать евреем никогда не поздно. Мальчиков, родившихся в еврейских семьях, принято обрезать на восьмой день после рождения. 

Следующий важный обряд жизненного цикла — бар-мицва (дословно «сын запо­веди»), мальчики проходят его по достижении 13 лет. Начиная с этого воз­раста представители мужского пола считаются достаточно взрослыми для того, чтобы исполнять все законы иудаизма. Аналогичный обряд для девочек, бат-мицва («дочь заповеди»), появился относительно недавно, в конце XIX — на­чале XX века, и первоначально совершался лишь в либеральных религиозных кругах, которые, следуя «духу времени», стремились уравнять в правах женщин и мужчин. У этого обряда было немало противников, но постепенно он пере­шел в разряд общепринятых и сегодня совершается в большинстве еврейских религиозных семей. Во время бар-мицвы мальчик впервые в жизни публично читает главу Священного Писания (Торы). Бат-мицва зависит от степени либеральности общины: это либо также чтение вслух Торы, либо скромный праздник в кругу семьи.

Условия гиюра

Переход в еврейство означает слияние с еврейским народом и принятие на себя ярма заповедей (обязательства их исполнять) с момента совершения гиюра. Хотя это самостоятельные процессы и этапы, они глубоко взаимосвязаны, потому что человек не может принять Тору, пока не является частью еврейской общины. По этой причине, объясняет Раши, Тора не была дана евреям, пока не стало очевидно, что они сплотились в единый народ. Комментируя слова Торы «и остановился у горы Синай» (Шмот 19, 2), Раши отмечает, что глагол здесь стоит в единственном числе (ваихан) , а везде в Торе в подобных случаях используется глагол во множественном числе (ваяхану — «и остановились»). Комментатор объясняет это тем, что во время всех прочих стоянок в народе преобладало разделение, но когда евреи достигли Синая, они были «как один человек с единым сердцем». Увидев это единство у горы Синай, Всевышний сказал: «Это время даровать Тору».

По той же причине еврей, который отдаляется от общины, теряет значительную часть своей уникальности как еврей и не может считаться полноценным представителем своего народа. О таких людях написано:

Учили наши мудрецы: когда Израиль в беде и один человек отделяется от общины, два ангела, которые сопровождают каждого человека, приходят и возлагают ему на голову руки со словами: «Тот, кто отделяет себя от общины, не получит и доли, когда она будет утешена». А в другой барайте сказано: пусть не говорит человек, когда община в беде: «Пойду домой, буду есть и пить, и всё у меня будет хорошо»… Должен человек разделить общую беду, подобно Моше, как написано: «Но отяжелели руки Моше; и взяли они камень и подложили под него, и он сидел на нём» (Шмот 17, 12). Что, у Моше не было сидения или подушки, чтобы сесть? Но Моше хотел этим показать: когда народ Израиля в беде, я разделяю с ним беду. Тот, кто делит беду с общиной, удостоится увидеть её утешение» (Таанит 11а).

Причина, по которой Израиль и Тора так глубоко связаны, заключается в том, что еврейский народ является носителем слова Творца, и это единственный канал, по которому может быть получена Тора. Когда мы молим Всевышнего: Шомер Исраэль, шмор шеэрит Исраэль, вэ-аль йовад Исраэль а-омрим Шма Исраэль («Страж Израиля, сохрани остаток Израиля; и пусть не пропадёт Израиль, провозглашающий Шма Исраэль»), мы выражаем эту идею и утверждаем: Израиль заслуживает, чтобы его защитили, потому что это единственный народ, который свидетельствует о единстве Б-га.

Бен Баг Баг и Бен Хей Хей

В поколении, следующем после Шамая и Автальона, особую известность приобрела еще одна пара новообращенных, известных как Бен Баг Баг и Бен Хей Хей. Возможно, из-за опасности, связанной с обращением в иудаизм в то время, их имена фактически были кодами, по которым их можно было идентифицировать.

«Хей» — ивритская буква, которая была добавлена к именам Авраама и Сары. Таким образом, имя Бен Хей Хей намекает на статус новообращенного, который становится сыном Авраама и Сары.

Расшифровка имени Бен Баг Баг еще глубже. Слово «Баг» состоит из двух букв – «бет» и «гимель», которые вместе имеют ту же гематрию (числовое значение), что и буква «хей» (2+3=5).(16) Кроме того, слова «Баг Баг» могут быть аббревиатурой фразы «бен гер у-бен гиёрет» — «сын новообращенного и новообращенной».

Как бы то ни было, рабби Йоханан бен Баг Баг, как известно, прекрасно разбирался во всех областях Торы,(17) а Бен Хей Хей даже вел беседы с самим Гилелем.(18)

Чего нельзя делать в субботу

Почитание субботы — одна из главных заповедей иудаизма. В Библии расска­зывается о том, что Бог сотворил мир в течение шести дней, а на седьмой день «почил от дел своих». В подражание Богу иудеям предписано освящать суббот­ний день, освободив его от повседневной работы. Какие же виды деятельности запрещены? Часть из них перечислена в Библии: нельзя разводить огонь, разбивать шатер, стричь овец. Более поздние запреты, как правило, являются производными от библейских: нельзя включать электричество, раскрывать зонтик (он ведь похож на шатер), брить бороду и т. д. В еврейских местечках Восточной Европы существовала практика в случае необходимости привлекать к выполнению работ, запрещенных в субботу, соседей-христиан, которых называли «шабес-гои» — «субботние инородцы». В субботу также нельзя хоронить покойников, несмотря на традицию предавать тело умершего земле как можно скорее. Однако вопреки распространенному убеждению, субботу не только можно, но и должно нарушить для спасения своей или чужой жизни: «Можно нарушить Субботу ради младенца, которому день от роду, но не ради мертвого тела царя Израиля».

Иудаизм: основные идеи и концепции

Как уже было сказано, иудейское вероучение признает только одного-единственного Бога – Яхве. На самом деле, подлинное звучание его имени было утрачено после разрушения храма Титом, так что «Яхве» — это просто попытка реконструкции. Да и она не получила в еврейских кругах популярности. Дело в том, что в иудаизме существует запрет на произнесение и написание священного четырехбуквенного имени Бога – тетраграмматона. Поэтому издревле заменяли его в разговоре (и даже в священном Писании) словом «Господь».

Другая важная особенность состоит в том, что иудаизм – религия сугубо одной нации – евреев. Поэтому это довольно замкнутая религиозная система, куда не так-то просто попасть. Конечно, в истории есть примеры принятия иудаизма представителями других народов и даже целых племен и государств, но в целом евреи скептически смотрят на подобную практику, настаивая на том, что Синайский завет распространяется только на потомков Авраама – избранный еврейский народ.

Иудеи верят в приход машиаха – выдающегося посланника Божьего, который вернет Израилю былую славу, распространит учение Торы по всему миру и даже восстановит храм. Кроме того, иудаизму присуща вера в воскресение мертвых и страшный суд. Для того чтобы праведно служить Богу и познавать его, народу Израиля Всевышним был дан Танах – священный канон книг, начиная с Торы и заканчивая откровениями пророков. Танах известен в христианских кругах как Ветхий Завет. Разумеется, евреи с такой оценкой своего Писания категорически не согласны.

По учению иудеев, Бог неизобразим, поэтому в этой религии нет священных изображений – икон, статуй и т. п. Художественное искусство — это вообще не то, чем славен иудаизм. Кратко можно упомянуть также о мистическом учении иудаизма – каббале. Это, если опираться не на предания, а на научные данные, очень поздний продукт еврейской мысли, но оттого не менее выдающийся. Каббала рассматривает творение как ряд божественных эманаций и проявлений число-буквенного кода. Каббалистические теории в числе прочего признают даже факт переселения душ, что выделяет эту традицию из ряда прочих монотеистических, а тем более авраамических религий.

На что обратить внимание

Нашей группе повезло с учителем: в Ришон-ле-Ционе смело могу рекомендовать даже двух преподавателей по личному опыту. Толковый преподаватель — очень важный фактор. Именно он объясняет вам основы предмета и делает акценты на то,что будут спрашивать на суде.

И здесь сразу отступление: как только учитель через определенное количество занятий говорит вам найти сопровождающую семью(без нее в принципе могут не допустить к экзамену), сразу же начинайте поиски. А лучше даже до начала курса. Как оказалось,эта часть — одна из самых сложных,несмотря на то,что мы находимся в религиозной еврейской стране. Ни у кого из нашей группы не было очереди из желающих взять нас к себе на попечение.

Мне довелось пережить два отказа от семей,которые уже согласились помочь мне с практикой,но потом по разным причинам отказались от своих слов. Семья обязательно должна быть религиозной,т. е. соблюдающая шабат и все остальные заповеди. Кроме этого желательно,чтобы она находилась в пешей доступности от вашего дома,так как посещать ее нужно именно в шабат,поскольку этот день — центральная часть практики иудаизма. Как вариант,можно найти семью и дальше от дома,но тогда вам придется ночевать у них с пятницы на субботу по понятной причине.

С проблемой поиска семьи сталкиваются многие на гиюре,так как ни у кого почти не было религиозного прошлого или кто-то, как и я,только приехал в страну. Обычно на курсе помогают найти семью,но лучше подстраховаться и заранее озаботиться этим вопросом. Если вам нужны наводки,напишите в комментарии,дам несколько полезных ссылок.

Итро

Итро был жрецом и притом очень незаурядным — он изучил все существующие тогда в мире языческие культы. Как тесть Моше он присоединился к сынам Израиля в пустыне, когда евреи получили Тору на Синае, провозгласив: «Теперь я знаю, что Господь сильнее всех богов».(5)

Когда он увидел, как Моше пытается в одиночку решить проблемы всех нуждающихся в его помощи евреев, он сразу понял, насколько тяжело оказаться в такой ситуации, и посоветовал назначить судей, чтобы упростить и упорядочить процесс. Фактически он создал полноценную судебную систему, позаботившись о том, чтобы никто не остался без помощи.

Итро упоминается в Священном Писании под 7 разными именами: Реуэль, Йетер, Итро, Ховав, Хэвер, Кени, Путиэль и Йетэр.

Кто такие геры

Гер и гиерет – официальные названия мужчин и женщин, прошедших процесс обращения из неевреев в иудеев. Причём это касается только тех, кто прошли гиюр по всем правилам Галахи (еврейского закона)

Не все гиюры одинаково признаются действительными в стране – это важно учесть перед выбором той или иной его разновидности

Например, существует реформистский (прогрессивный) и консервативный гиюр, имеющие в своей основе совсем другие представления, отличающиеся от подлинного. Представители этих течений считают, что заветы Торы – простая формальность и могут изменяться с течением времени. Поэтому в Израиле признается только ортодоксальный гиюр, проходящий по всем правилам. Главный Раввинат признает только его, несмотря на то, что реформисты и консерваторы проводят те же ритуалы.

Также считается недействительным фиктивный гиюр, который проводится по причинам, отличающимся от главной – желания проникнуться верой иудаизма. Фиктивный гиюры распространены среди неевреев, желающих создать семью с евреем и совершить иммиграцию в Израиль. Без соответствующего обучения и сдачи экзамена это невозможно. Такого понятия, как „ускоренный гиюр,  не существует. Конечно, можно попытаться сдать экзамен без обучения, но навряд ли эта попытка увенчается успехом – чтобы выучить молитвы на иврите, проштудировать всю необходимую литературу, понять её, нужно проникнуться верой иудеев и иметь о ней ясное представление. Кроме того, судьи на экзамене смогут легко определить, будет ли в будущей семье соблюдаться религиозный образ жизни: по поведению, манере одеваться и ряду других факторов. Поэтому особого смысла просить о гиюр без соответствующей подготовки – нет.

Таким образом, чтобы стать гером, нужно пройти обращение в иудаизм в соответствии с правильным, ортодоксальным гиюром.

Что происходит после суда

Вы успешно сдали экзамен? Поздравляю! Далее вас ждет микве(а мужчин еще и обрезание,если его не было до гиюра) — очищение от ритуальной нечистоты,которое окончательно закрепляет за вами статус еврея по всем законам. После этого примерно через два месяца вам на дом приходит подтверждение о смене статуса. С ним вы можете отправляться в мисрад апним(местное МВД), чтобы внести изменения в ваших личных документах. Но данное вами обещание соблюдать все заповеди на этом не заканчивается.

Теперь всю оставшуюся жизнь вы должны вести ортодоксальный образ жизни: регулярно ходить в синагогу,соблюдать шабат,кашрут,одеваться соответствующе,посещать микве и т. д. Конечно,никто вас проверять не будет(разве что ваши социальные сети). Но люди,которые дают вам пройти этот непростой путь,рассчитывают,что вы делаете это не для галочки. Говорят,даже были случаи,когда отменяли еврейство ретроактивно спустя много лет,если замечали,что человек ведет явно светский образ жизни. Не хочу никого пугать,но отмечу,что это решение может стать одним из самых сложных в вашей жизни. Поэтому подойти к нему нужно со всей ответственностью.

Какие у вас есть убеждения или стереотипы,связанные с религиозными людьми? И с религиозными евреями в частности?

Елена, царица Адиабены

Елена (или Хеленей, как ее называли на иврите) была царицей маленькой страны Адиабены (область в верховьях Тигра в Месопотамии, современный иракский Курдистан), в которой процветало идолопоклонство. Она была сестрой и женой царя Монобаза I и очень влиятельным человеком.

Узнав об иудаизме, Елена и ее дети приняли его убеждения как свои собственные и перешли из ашуризма в иудаизм (1 в. новой эры). Семь сыновей Елены старательно изучали Тору и очень в этом преуспели.(19) Когда один из них уходил на войну, Елена на 7 лет стала назиром (в течение жизни трижды принимала назорейство). Чтобы начать назирут, она отправилась в Иерусалим принести необходимые жертвы(20) и там осталась на много лет.

Елена и ее семья были необычайно щедры и заботливы по отношению к еврейскому народу — оказывали значительную поддержку в тяжелое голодное время в периоды засухи и подарили казне Храма внушительные золотые дары.(21)

Умерла она в Адиабене, но останки ее были перевезены в Иерусалим. Согласно описанию Иосифа Флавия, они захоронены на севере города в Гробнице царей.

По-видимому, ближе к концу II века иудаизм прочно укрепился в Адиабене.

Именем царицы Елены названа одна из улиц в центре современного Иерусалима.

Где можно пройти гиюр в России

Основное место проведения обряда принятия в иудаизм – это гиюр в Москве. Раввинский суд при является одним из нескольких ортодоксальных галахических судов, чьи обряды беспрекословно признаются как с духовной, так и с правовой точки зрения.

Геры, проживающие за пределами Москвы, также могут пройти ритуал, но для начала им необходимо обратиться для получения консультации к представителю главного раввината в городе проживания еврейской общины, членом которой является кандидат.

Получить необходимую информацию также можно и в общинных центрах, например, в Москве таковым является – синагога в Марьиной роще.

Религия евреев — особенности

Древние евреи существенно отличались своей верой в Единого Бога от окружавших их народов-язычников. Язычники же поклонялись различным божествам и стихиям (вода, огонь, земля, солнце, луна). Связь иудеев с язычниками считалась недопустимой. Отношение еврейского избранного народа к представителям язычества было крайне нетерпимым.

Религия евреев строится на книгах Ветхого Завета – Танах, где особое место занимает Пятикнижие Моисея – Тора. Также евреи утверждают, что вместе с письменным текстом Моисеем при общении с Богом была получена Устная Тора (Мишна), которая передавалась долгое время из уст в уста.

В III веке к Письменной Торе были написаны разъяснения на основании Мишны. Эта многотомная  книга получила название Талмуд. В ней прописаны все правила и законы, которых должны строго придерживаться все евреи. Сюда входят не только религиозные трактаты, но и этика, мораль, законы. Читать и толковать Талмуд по иудейскому закону имеют право только евреи. 

Внешним символом иудаизма является «Менора» — семисвечник, о котором упоминается в Библии. Он находился в Скинии и в Иерусалимском храме до его разрушения. Он символизирует Бога, опирающегося на Древо жизни. 

С XIX  века религия евреев получила символ Шестиконечной звезды,  ее еще называют Звездой Давида.

В оформлении синагог активно используют изображения Скрижалей Завета, на еврейском языке носят наименование «лухот а-брит». Это две каменные плиты, на которых написаны 10 Заповедей.

Несмотря на то, что Израиль — это колыбель трёх мировых религий, 78% жителей страны исповедует иудаизм

В Израиле проживают представители трех мировых религий: иудаизма, христианств и ислама и для них столица страны является святыней. При этом, к какой религии относятся большинство жителей страны, можно узнать из данных статистических исследований.

Так по состоянию на 2016 год из 7 000 000 израильтян иудаизм исповедовало 78% граждан страны. Кроме того, ещё 15% из них исповедует ислам суннитского толка, Что же касается христиан, то их примерно 2%.

2%
столько в Израиле, из общего числа граждан (7 000 000), христиане

Кроме того остальные 3% — это последователи новых религий, члены разных религиозных общин и течений — бахаи, друзы, ахмадисты и т.д.

Стена плача и Храмовая гора, Иерусалим, столица Государства Израиль. Кроме того в Израиле находятся также святыни ислама. Фото: upload.wikimedia.org

У израильтян существует обязанность формально заявить о своей вере или же об отрицании всякой веры. Это связанно как с религиозными особенностями иудаизма, так и законодательством Израиля.

В результате достаточно сложно точно сказать, сколько именно последователей той или иной религии проживает здесь. При этом сами евреи бываю как религиозны и ультрарелигозные, так и нерелигиозные. Ультрарелигиозные отличаются особой одеждой и рвением к исполнению религиозных требований и традиций иудаизма.

Иудаизм, иудейство, «иудейская религия» — религиозное, национальное и этическое мировоззрение, сформировавшееся у еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества и самая древняя из существующих по настоящее время.

14,3 млн
такое количество людей в мире, а это примерно 0,2%, исповедуют иудаизм

Иудаизм заявляет об исторической преемственности, охватывающей более 3000 лет. Иудеи — этнорелигиозная группа. Она включает в себя тех, кто был рождён евреем, и тех, кто обратился в иудаизм. В 2015 году численность иудеев во всём мире оценивалась в 14,3 миллиона, или около 0,2 % от всего населения Земли.

Около 42 % всех иудеев проживает в Израиле и около 42 % проживает в США и Канаде, большинство остальных проживает в Европе.

Стена Плача, Иерусалим, Израиль. Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии. Фото: toldot.ru

В иудаизме имеют большое значение молитва Шма, соблюдение шаббата, кашрута, и ношение кипы (головного убора). Один из внешних символов иудаизма с XIX века — шестиконечная Звезда Давида.

Более древним символом иудаизма является семисвечник (Менора), который, согласно Библии и традиции, стоял в Скинии и Иерусалимском храме. Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии Иудеи чтут Тору, кроме того они обязаны знать 13 Основ веры, всего же заповедей в иудаизме 613. Шесть заповедей обязательны для соблюдения постоянно:

  • верить во Всевышнего;
  • не признавать других богов;
  • утверждать Его единственность;
  • любить Его;
  • трепетать перед Ним;
  • не следовать за сердцем или за глазами, чтобы не отвратиться (от Всевышнего).

Зачем нужна религия

Отношение к прозелитам

Отношение к прозелитам в талмудической литературе преимущественно положительное, хотя в словах некоторых законоучителей сквозит нежелание обращать иноверцев в еврейство. Так, рабби Элиэзер бен Гиркан спорил по этому поводу с Аквилой (см. Онкелос и Аквила), который был прозелитом. Отношение в принципе определялось политическим и личным опытом раввинов. Во время восстаний и войн первых веков н. э. некоторые прозелиты проявили нелояльность к принявшему их народу (ср. Апион 2:39). О таких прозелитах говорится и в барайте (Ав. Зар. 3б), где они названы герим грурим (`прозелиты-попутчики`), — они выполняют все положенные обряды, а «когда видят войну Гога и Магога… каждый оставляет предписания и идет своей дорогой». Во времена восстания Бар-Кохбы о таких прозелитах было сказано, что они «задерживают приход Мессии» (Нид. 13б). В тот же период рабби Нехемия говорил: «Один принял иудаизм, чтобы жениться, другая — чтобы выйти замуж; есть, что перешли в иудаизм ради царского стола или чтобы стать слугами Соломона… есть такие, что стали прозелитами из-за страха перед львами или из-за своих сновидений, а другие — прозелиты Мордехая и Эсфири , — все они не прозелиты, если только не примут иудаизм в это время» (Иев. 24б), то есть в эпоху политического упадка, угнетения, преследований и материальных трудностей.

В учениях амораев преобладающее мнение выражено в изречении: «прозелиты любимы Богом; всюду Он видит в них часть Израиля» и ряде подобных ему (Мех. дрИ. Незиким 18). Амораи, как и их предшественники таннаи, стремились «не закрывать дверь перед прозелитами, которые могут прийти» (там же). По словам рабби Элиэзера, Бог рассеял Израиль среди народов только для того, чтобы увеличить его численность через присоединение к нему прозелитов (Псах. 87б). Уважение к прозелитам обнаруживается в традиции, видящей в таких великих законоучителях, как рабби Акива и рабби Меир, потомков прозелитов. Однако известны и высказывания противоположного характера, например: «тяжелы прозелиты для Израиля, как короста» (Иев. 47б).

Молитвы и службы

Молитва должна быть… страстной просьбой о милости, мольбой к Богу.

Поучения Отцов

Евреи считают, что человек, обращаясь к Господу, может высказывать в молитве любые собственные мысли и чувства — во всякое время и в любом месте. Такого рода спонтанные призывы к Богу не раз встречаются на страницах Танаха и Талмуда. В то же время в иудаизме (как и в большинстве других религий) существуют обязательные молитвы, содержащие единообразный текст. В основе ежедневных установленных молитв лежит порядок службы евреев в Храме. Если ценность спонтанных молитв заключается в том, что они произносятся в минуты духовного подъема и эмоционально сближают человека с Богом, то установленные молитвы заставляют помнить о религиозном долге и напоминают о существовании Всевышнего.

Сиддур (множественное число — сиддурим) — еврейский молитвенник, содержащий текст установленных молитв, — печатается на иврите, который евреи называют лашон а-кодеш («священный язык») и считают наиболее подходящим для молитвы. Тем не менее, сиддурим обычно снабжены постраничным переводом, чтобы человек, не знакомый с ивритом, мог молиться на родном языке.

Богослужение в синагоге включает индивидуальную и общую молитвы, чтение Торы и песнопения, которые исполняет хор под руководством кантора. Во время Шаббата и других праздничных дней произносятся проповеди. В ортодоксальных синагогах места для женщин отделяются перегородкой или размещаются на верхней галерее. В реформированных молитвенных домах мужчины и женщины зачастую сидят вместе.

Самая важная еврейская молитва Шма состоит из трех фрагментов: Второзаконие 6:4-9 (провозглашение единства Бога) и 11:13-21 (признание связи с Ним) и Числа 15:37-41 (обязательство выполнять Его заповеди). Шма в синагоге произносится во время утренних и вечерних богослужений. Дома эту молитву произносят перед сном. В богослужении используются и некоторые фрагменты из книг Нэвиим и Кэтувим. Так, отрывки из книги Псалмов входят в текст повседневной молитвы. Некоторые из них читаются в определенных случаях. Например, 121 и 130 псалмы обычно предваряют молитву об исцелении больного, а 91 псалом произносят, отправляясь в путешествие. Отдельные части из Нэвиим (т. н. афтарот — «расставания») звучат в конце чтения Торы.

Сноски

  1. Мехильта де-раби Шимон бар Йохай 12:38
  2. Иерусалимский Талмуд, Брахот 2:8
  3. Мехильта де-раби Ишмаэль, Амалек 2; Вавилонский Талмуд, Мегила 14б
  4. напр., Вавилонский Талмуд, Кидушин 75б
  5. Мидраш танаим Дварим 23:9
  6. Иосиф Флавий, Иудейские древности 13:9:1
  7. Иосиф Флавий, Иудейские древности 13:11:3
  8. Мишна Кидушин 4:1
  9. Вавилонский Талмуд, Кидушин 73а
  10. Мишна Бикурим 1:4
  11. Голб Норманн. Значение древнееврейских рукописей для исторических исследований, в особенности, истории хазар. В сборнике «Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)». Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 486-489
  12. Голб Норманн. Значение древнееврейских рукописей для исторических исследований, в особенности, истории хазар. В сборнике «Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)». Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 486-492
  13. «Армейские гиюры» в статистических данных
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector