Бюст нефертити
Содержание:
Похищение или переезд?
То, как Борхардту удалось сохранить у себя бюст царицы, в точности не известно по сей день, хотя обстоятельства дела описали несколько свидетелей. Позже ходили слухи о подкупе, говорили и о том, что скульптура Нефертити якобы была вывезена тайно, подобно тому как некогда Генрих Шлиман похищал троянские ценности из Турции. Мол, все немцы одинаковые! Надо помнить, что события происходили накануне мировой войны, когда европейские страны уже вступили в политическую и газетную перепалку, нараставшую с каждым днем. Выдвигалась даже версия, что германский археолог замаскировал статую наспех налепленным на нее гипсом, чтобы ее сочли малоценной. Но это не так.
Преступления не было, хотя схитрить Борхардту пришлось. Мы знаем, что 20 января 1913 года для того, чтобы осмотреть и разделить находки, в Амарну приехал инспектор Службы древностей Египта Гюстав Лефевр. При встрече присутствовал секретарь Германского Восточного общества Бруно Гютербок, оставивший воспоминания. Он рассказал, что гостя сначала повели в офис, где большой поклонник фотографии Борхардт долго демонстрировал ему снимки находок, в том числе и Нефертити, правда, «вовсе не самую лучшую ее фотографию». Сам Борхардт позже писал, что сделал это специально, чтобы «никто не распознал истинную красоту бюста». Затем он представил Лефевру общий список находок, разделенный на две «равноценные» части, после чего стороны приступили к дележу.
Нефертити_3
Остатки мастерской скульптора Тутмоса, где был обнаружен бюст Нефертити
Фото: commons.wikimedia.org
Борхардт настаивал, что комплекс скульптур из мастерской Тутмоса нельзя разделять, но готов был отдать египтянам великолепные каменные барельефы со сценами из жизни царской семьи. Лефевр согласился с его логикой, но он еще должен был осмотреть сами находки, чтобы оценить их значение. Разговор затягивался, и в хранилище ученые перешли уже в сумерках. Скульптура царицы была среди других находок, специально ее никто не прятал, но, как пишет Гютербок, показали ее «не в лучшем свете». Лефевр мог бы вынуть Нефертити из ящика, но почему-то не сделал этого, удовлетворившись беглым осмотром. В противном случае он никогда не согласился бы на вывоз скульптуры из Египта. Торопился ли чиновник к накрытому столу, увлекся ли разговором или сознательно отвел взгляд — мы достоверно уже не узнаем.
Приехав в Европу, Нефертити хранилась в частной коллекции Симона. Копию меценат подарил кайзеру, который был патроном Германского Восточного общества, а в 1920 году передал всю коллекцию в Берлинский музей. Широкая публика впервые увидела Нефертити в 1924 году, причем директор Египетского музея в Берлине Генрих Шефер с огромным трудом сломил сопротивление Борхардта, не желавшего демонстрировать ее миру.
Скульптура вызвала эффект разорвавшейся бомбы — все были поражены магической красотой умершей несколько тысячелетий назад царицы и феноменальным художественным уровнем работы. Реализм Нефертити был совершенно не похож на привычные египетские изображения — схематичные и сделанные строго по устоявшемуся канону. Сразу пошли разговоры о том, что это подделка, и одновременно — требования немедленно вернуть царицу на родину.
Нефертити_4
Египетский двор Нового музея в Берлине
Фото: commons.wikimedia.org
Директор египетской Службы древностей Пьер Лако публично взывал к морали, законности и угрожал санкциями. В 1925 году он даже наложил вето на немецкие раскопки в Египте, однако Германия не поддалась на шантаж. Переговоры то вспыхивая, то затихая тянулись до 1933 года, когда пришедший к власти Гитлер решительно заявил, что Нефертити никуда из Германии не уедет. Он даже пообещал построить для царицы отдельный музей, правда, слово не сдержал.
А больнее всего разразившийся скандал ударил по человеку, нашедшему Нефертити. Он оказался между двух огней: в Германии Борхардт попал под репрессии нацистов, поскольку был женат на еврейке, а в Египте его теперь считали едва ли не вором, укравшим национальное достояние. Дела против него не завели, поскольку законов он не нарушал, но вход в приличное общество был для него закрыт. Коллеги прекрасно понимали, что археолог уровня Людвига Борхардта не мог не осознавать истинную ценность бюста Нефертити и сознательно пошел на лукавство, обманув доверчивого или невнимательного Лефевра. В итоге лишенный возможности заниматься любимым делом Борхардт умер в 1938 году в Париже. Великолепная царица так и не принесла ему счастья — а может, египетские боги оказались слишком ревнивыми.
Описание и обследования
Бюст 48 сантиметров (19 дюймов) в высоту и весит около 20 килограммов (44 фунта). Он сделан из известняк ядро покрыто краской лепнина слои. Лицо полностью симметрично и почти не повреждено, но на левом глазу отсутствует вставка, имеющаяся на правом. Зрачок правого глаза вставлен кварц черной краской и фиксируется пчелиным воском. Фон глазницы — неукрашенный известняк. Нефертити носит свою характерную синюю корону, известную как «шапка Нефертити», с золотой диадемной лентой, обвиваемой как горизонтальные ленты и соединяющейся сзади, и Урей (кобра), которая сейчас сломана, над ее лбом. Еще она носит широкий воротник с цветочным узором. Уши пострадали.Искусство Гарднера сквозь века предполагает, что «В этом элегантном бюсте Тутмос, возможно, имел в виду тяжелый цветок на его тонком гладком стебле, преувеличивая вес коронованной головы и длину почти змеиной шеи».
Правый профиль и перед
Левый профиль и обратно
В соответствии с Дэвид Сильверман, бюст отражает классический Египетское искусство стиль, отклоняющийся от «эксцентричности» Амарна искусство стиль, который получил развитие во времена правления Эхнатона. Точная функция бюста неизвестна, хотя предполагается, что бюст может принадлежать скульптору. модель на основе других официальных портретов, хранящихся в мастерской художника.
Цвета
Борхардт заказал химический анализ цветных пигментов головы. Результат экспертизы опубликован в книге. Портрет королевы Нофретет в 1923 г .:
- Синий: порошок фритта, окрашенный оксид меди
- Цвет кожуры (светло-красный): мелкий порошок извести, окрашенный красным мелом (оксид железа)
- Желтый: орпимент (сульфид мышьяка)
- Зеленый: порошковая фритта, окрашенная медь и оксид железа
- Чернить: каменный уголь с воском в качестве связующего вещества
- Белый: мел
Отсутствует левый глаз
Когда бюст был впервые обнаружен, не было кварца, чтобы представить Ирис левого глазного яблока присутствовал, как и в другом глазу, и ничего не было найдено, несмотря на интенсивные поиски и значительную награду в размере 1000 фунтов стерлингов, которая была объявлена за информацию о его местонахождении. Борхардт предположил, что кварцевый ирис выпал, когда мастерская Тутмоса была разрушена. Отсутствующий глаз привел к предположению, что Нефертити, возможно, страдала офтальмологической инфекцией и потеряла левый глаз, хотя наличие радужной оболочки на других ее статуях противоречило этой возможности.
Дитрих Вильдунг предположил, что бюст в Берлине был моделью для официальных портретов и использовался мастером-скульптором для обучения своих учеников вырезанию внутренней структуры глаза, и поэтому левая радужная оболочка не была добавлена.Искусство Гарднера сквозь века и Сильверман представляют аналогичное мнение о том, что бюст намеренно оставили незавершенным.Захи Хавасс, бывший государственный министр Египта по делам древностей, предположил, что Тутмос создал левый глаз, но позже он был разрушен.
Компьютерная томография
Бюст был первым Компьютерная томография в 1992 году, когда сканирование производило поперечные сечения бюста каждые пять миллиметров (0,20 дюйма). В 2006 году Дитрих Вильдунг, директор Берлинского Египетского музея, пробовал другое освещение в Старый музей, где затем был выставлен бюст, наблюдала морщины на шее Нефертити и мешки под глазами, предполагая, что скульптор пытался изобразить признаки старения. Компьютерная томография подтвердила выводы Вильдунга; Тутмос добавил гипс под щеки и глаза в попытке усовершенствовать свою скульптуру.
Компьютерная томография, проведенная в 2006 году директором Института визуализации в Берлине Александром Хуппертцем, показала морщинистое лицо Нефертити, вырезанное во внутренней части бюста. Результаты были опубликованы в апреле 2009 г. Радиология. Сканирование показало, что Тутмос поместил слои разной толщины поверх известнякового ядра. На внутренней стороне лица складки вокруг рта и щек, а также припухлость на носу. Складки и шишка на носу выравниваются внешним слоем штукатурки. По мнению Гупперца, это может отражать «эстетические идеалы эпохи». Сканирование 2006 года обеспечило более подробную информацию, чем сканирование 1992 года, выявив тонкие детали всего в 1-2 миллиметрах (0,039-0,079 дюйма) под штукатуркой.
Семья
Фрагмент известняковой колонны с картушем Нефертити. Правление Эхнатона. Из Амарны, Египет. Музей египетской археологии Петри, Лондон
«Домашние алтари» с изображением Эхнатона, Нефертити и трех их дочерей; известняк; Новое царство, период Амарны , 18 династия; c. 1350 г. до н.э. Коллекция: Ägyptisches Museum Berlin, инв. 14145
Имя Нефертити, египетское Nfr.t-jy.tj , можно перевести как «Красивая женщина пришла». Происхождение Нефертити с уверенностью неизвестно, но одна из часто цитируемых теорий заключается в том, что она была дочерью Ай , впоследствии ставшего фараоном . Одна из основных проблем этой теории состоит в том, что ни Эй, ни его жена Тей не называются отцом и матерью Нефертити в существующих источниках. Фактически, единственная связь Тей с ней заключалась в том, что она была «кормилицей великой королевы» Нефертити — маловероятный титул для матери королевы. В то же время не существует источников, прямо противоречащих отцовству Эйя, что считается вероятным из-за большого влияния, которым он обладал при жизни Нефертити и после ее смерти. Чтобы решить эту проблему, было высказано предположение, что у Эй была еще одна жена до Тей, по имени Юй, существование которой и связь с Эй подтверждается некоторыми доказательствами. Согласно этой теории, Нефертити была дочерью Ай и Юй, но ее мать умерла до того, как она стала королевой, после чего Ай вышла замуж за Тей, сделав ее мачехой Нефертити. Тем не менее, все это предложение основано на предположениях и предположениях.
Также было высказано предположение, что Нефертити была родной сестрой Эхнатона, хотя это противоречит ее титулам, которые не включают те, которые обычно используются дочерями фараона. Другая теория о ее отцовстве, получившая некоторую поддержку, идентифицировала Нефертити с принцессой Митанни Тадукхипой , частично основанной на имени Нефертити («Красивая женщина пришла»), которое было интерпретировано некоторыми учеными как указание на иностранное происхождение. Однако Тадукхипа уже была замужем за отцом Эхнатона, и нет никаких доказательств по какой-либо причине, почему этой женщине нужно было изменить свое имя в предполагаемом браке с Эхнатоном, ни каких-либо веских доказательств иностранного неегипетского происхождения Нефертити.
Сцены в гробницах знати в Амарне упоминают сестру королевы по имени Мутбенрет (ранее читавшаяся как Мутноджемет).
Точные даты, когда Нефертити вышла замуж за Эхнатона и стала Великой Королевской женой короля, неизвестны. Их шесть известных дочерей (и предполагаемые годы рождения) были:
- Меритатен : не позднее 1 года.
- Мекетатен : 4 год.
- Анхесенпаатен , позже известная как Анхесенамун, жена Тутанхамона
- Нефернеферуатон Ташерит : 8-й год.
- Нефернеферуре : 9-й год.
- Сетепенре : 11 год.
Тату Нефертити: эскизы с профилем самой знаменитой древнеегипетской царицы
Образ великой египетской царицы покорил сердца миллионов людей и прочно укоренился в мировой культуре. Тату Нефертити – символ красоты, грациозности и изящества, который подойдет женственным леди, стремящимся подчеркнуть свою привлекательность. Какое истинное значение имеет данный рисунок, что можно сказать о его обладательнице?
Биография царицы
В 1912 году при раскопках столицы древнего Египта Ахетатона был найден бюст царицы Нефертити. Впервые мир увидел утонченные черты лица, грациозную шею прекрасной незнакомки. Египтологи до сих пор собирают по крупицам сведения трехтысячелетней давности. Существует несколько версий историй происхождения царицы. По одной, это египтянка из очень хорошей семьи, которую Тий выбрала в качестве жены для своего сына, фараона Эхнатона. По другой версии, Нефертити была дочкой царя Митанни, которую вместе с сестрой привезли ко двору будущего свекра, фараона Аменхотепа III.
Раньше у принцессы было другое имя, а по приезде в Египет будущую царицу стали именовать Нефертити, что означает «красота пришла». Пятнадцатилетняя девушка пленила будущего фараона своей необычайной красотой, кротостью, живостью ума. Они поженились и постоянно были вместе. Супруга помогала своему мужу в правлении, давала дельные советы. Идея принятия религиозной реформы в стране принадлежит именно Нефертити. Это была реформа монотеизма, веры в единого бога Атона, чем и прославился Эхнатон.
Фараон очень гордился своей женой, посещал с ней все мероприятия. Окружающие восхищались красотой, которую Египет еще не видел. Изображали царицу чаще, чем фараона. Нефертити родила Эхнатону шестерых дочерей (одна из них впоследствии вышла замуж за фараона Тутанхамона), так и не подарив наследника. Со временем фараон сделал главной другую жену, а царица опечалилась и увяла как цветок. Более поздние фрески демонстрируют лик постаревшей, грустной и печальной женщины, от красоты которой не осталось и следа. Чем закончился жизненный путь царицы Нефертити, неизвестно. Не найдена также ее гробница.
Кому подойдет татуировка
Тату Нефертити – значение безграничной любви и преданности. Люди, изображающие этот прекрасный образ на своем теле, отдают дань этой великой царице. В первую очередь, данная татуировка расскажет о своем обладателе как о личности гармоничной внутри и снаружи. Это люди бескорыстные, жертвенные, мудрые, способные всегда поддержать и помочь своему любимому человеку. Они обладают изысканным вкусом. Как правило, люди с таким тату творческие и талантливые.
Тату Нефертити – значение соединения, красоты и доброты. Обладательнице данной татуировки свойственны романтичность и загадочность. Часто женщины предпочитают ее с целью самоутверждения и самореализации, а иногда – чтобы придать себе уверенности. Гордые и независимые представительницы прекрасного пола демонстрируют высоко поднятой головой Нефертити свою самоуверенность.
Мужчины гораздо реже выбирают подобное тату. Однако редкие его обладатели способны искренне любить. Они верны и преданы, нередко обожествляют образ своей избранницы. Они очень сильные и самоуверенные. Профиль Нефертити на тату демонстрирует интерес своего обладателя к египетской культуре. Также подобное тату подчеркнет стильность, эффектность, креативность образа.
Техника исполнения
Самой большой популярностью в мире тату пользуется, конечно, эскиз бюста Нефертити, найденный в Ахетатоне. Царицу изображают в синем парике и с драгоценными украшениями. Подобное тату в стиле реализм одинаково красиво смотрится и в черно-белом, и в цветном варианте. Иногда в композицию добавляют пирамиды, египетские иероглифы или развалины храмов.
Стиль акварель придаст изображению мягкости, легкости и воздушности. Размытые контуры и линии делают эскиз похожим на работу художника. Для тех, кто любит нестандартные решения и оригинальные идеи, подойдет техника лайнворк. В тату преобладают геометрические фигуры, четкие формы и аккуратные линии. Подобные композиции будут оригинально выглядеть в небольшом размере. Лучшие места для нанесения тату – запястье, плечо, ребро или шея.
Она дышит жизнью
В 1912 году немецкий египтолог Людвиг Борхрадт обнаружил в доме древнеегипетского скульптора Тутмоса знаменитый бюст Нефертити. В тот день Борхардт записал в своем дневнике «Она дышит жизнью… Это невозможно описать словами, это надо видеть». Бюст изготовлен из известняка, и у него не хватает левого глаза. Ученые считают, что это прижизненное изображение царицы и, согласно традиции, второй глаз должны были вставить лишь после смерти, вселив в скульптуру душу умершей. Зрачок «видящего» правого глаза изготовлен из горного хрусталя. Изящный разрез глаз подчеркнут стрелками. Интересно, что недавно с помощью компьютерной томографии обнаружили на бюсте следы «пластической операции». Как утверждают исследователи, первоначально у изображения Нефертити был нос с горбинкой, ямочки на щеках и даже морщины. Надо всем этим поработал неизвестный скульптор, сделав Нефертити идеалом красоты.
Тайная комната будет открыта
В ноябре 2015 министр по делам древностей Египта Мамдух ад-Дамати заявил, что в знаменитой гробнице Тутанхамона в Луксоре обнаружили потайную комнату, в которой, по предположениям исследователей, может находиться усыпальница Нефертити. С помощью радиологического исследования и инфракрасного сканирования ученые установили, что за северной стеной гробницы располагается свободное пространство.
Говард Картер, открывший гробницу Тутанхамона. (wikipedia.org)
Британский ученый Николас Ривс надеется, что ему удастся обнаружить останки Нефертити, чью мумию до сих пор не нашли. Он выдвинул гипотезу, что гробница Тутанхамона изначально предназначалась царице, но фараон скончался раньше, в 1323 году до н. э. в весьма юном возрасте, из-за чего отдельную усыпальницу ему построить не успели, и пришлось в спешном порядке осваивать уже готовую. Об этом свидетельствует, например, то, что погребальная маска Тутанхамона была, скорее всего, предназначена Нефертити. По мнению Ривса, доказать это можно просто: на золотой маске была найдена ретушированная печать с именем царицы, к тому же мочки ушей на маске проколоты, что было характерно для детских или женских масок.
Описание
Бюст Нефертити. Новый музей, Берлин (инв. АM 21300)
Голова юной Нефертити выполнена из кристаллического песчаника. Её размеры: 29 х 14,9 х 16,5 см. Произведение является незавершённым: не закончены уши, не вставлены глаза, поверхность камня окончательно не обработана. Тем не менее, скульптура раскрашена: подведены глаза, брови, на лбу и ушах видна огибающая полоса того же цвета, которым прорисованы брови. Верхняя выпуклая деталь скульптуры позволяет предположить, что на ней крепился головной убор или корона.
Голова юной Нефертити близка по стилю и исполнению с бюстом Нефертити (см. иллюстрацию справа), поэтому считается, что их сделал один и тот же мастер. Советский египтолог, специалист по амарнскому периоду Юрий Перепёлкин сравнивая оба бюста, отмечал: «Одна голова известняковая, раскрашенная, в высоком синем венце, с утончёнными чертами лица, в которых спокойная приветливость почти заглушена выражением неприступности. Другая голова песчаниковая, природного цвета… с лицом невозмутимо-нежным, с необыкновенною улыбкою, бесконечно тихою и сдержанною».
Культурное значение
В 1930 году немецкая пресса описала бюст как своего нового монарха, олицетворяя его как королеву. Как «самый драгоценный … камень в оправе диадема’из сокровищ искусства’Пруссия Германия'», Нефертити восстановит имперский немецкий национальная принадлежность после 1918 г.Гитлер описал бюст как «уникальный шедевр, украшение, настоящее сокровище» и пообещал построить для него музей. К 1970-м годам бюст стал проблемой национальной идентичности для обоих. Германские государства, Восточная Германия и Западная Германия, созданный после Второй мировой войны. В 1999 году бюст появился на предвыборном плакате Зеленой политической партии. Бюнднис 90 / Die Grünen как обещание для космополитичный и мультикультурный среда с лозунгом «Сильные женщины за Берлин!» По словам Клаудии Брегер, еще одной причиной того, что бюст стал ассоциироваться с немецкой национальной идентичностью, был его место в качестве соперника Тутанхамон, найденный Британский который тогда правил Египтом.
Бюст оказал влияние на массовую культуру, с Джек Пирсмакияж работа на Эльза Ланчестеркультовая прическа в фильме Невеста Франкенштейна вдохновляясь этим.
Внешность Нефертити
А вот тут – самое интересное. Множество бюстов, скульптур и изображений Нефертити позволило ученым выстроить компьютерную графическую модель того, как она выглядела. Именно эта модель и позволила ученым впервые предположить, что по происхождению царица не была египтянкой.
Роста она была небольшого, но обладала красивой фигурой и превосходными формами. Брови ее были черными. Они сильно подчеркивали ее красивые глаза, от чего взгляд ее считался пронзающим. Губы Нефертити были слегка пухлыми, нос – прямой, скулы – высокие.
Как правило, Нефертити изображалась в белых, полупрозрачных одеяниях, практически всегда украшена дорогими одеждами и золотом, а в руках ее нередко изображался изогнутый жезл, символизирующий власть фараонов.
Что касается того, что везде Нефертити изображалась молодой красавицей – то тут ничего удивительного. Если считать по цифрам, то «первой женой» она перестала упоминаться в самом расцвете своих сил, в 23 года. Не удивительно, что все ее изображения были молодыми и красивыми. Однако и изображение 44-летней Нефертити также изображают ее молодой и красивой.
Несмотря на то, что долгая история скрыла рецепт египетской молодости, доподлинно известно, что египетские женщины пользовались косметикой. Само собой, положение Нефертити обязывало ее выглядеть респектабельно. Она пользовалась лучшей косметикой того времени, и вполне вероятно, что и после потери титула продолжала делать себя красивой.
Одну из скульптур Нефертити, которая отлично сохранилась, нашли в 1912 году немецкие археологи. Она произвела на них такое сильное впечатление, что они решили похитить ее, предварительно замазав гибсом. Впоследствии египетские власти попросили вернуть скульптуру на родину, однако немцы отказали. Возможно, именно из-за этого египетские власти и запретили проводить раскопки на своей территории.
Значение тату для девушек
Татуировка Нефертити чаще всего наносится, как амулет, который дарит обладательнице великолепные внутренние и внешние качества, присущие самой царице. Девушки, не слишком уверенные в силе своей женской красоты, выбирают изображение Нефертити, как символ чувственной сексуальности, очарования, магической власти над мужем.
Тату становится особым знаком, напоминающим про необходимость постоянной работы над собой — ведь юная принцесса Нефертити много и прилежно училась, старательно постигая науку взаимоотношений мужчины и женщины.
Тату Нефертити — знак мудрой и очень умной женщины
Обладательницы татуировки хорошо понимают, насколько важно быть не только хорошо образованной, но и ухоженной, и со вкусом одетой. Эти женщины много внимания уделяют как расширению кругозора, так и красоте тела
Изображение египетской царицы на коже сразу приковывает взгляд, поэтому владелица тату привычна к проявлениям внимания и умеет подать себя в самом выгодном свете. Таких девушек отличает горделивый нрав, который смягчается умением преданно и искренно любить.
Бюст Нефертити
Бюст Неферти́ти – одно из наиболее известных произведений амарнского стиля и древнеегипетского искусства в целом, стилизованный скульптурный портрет Нефертити, супруги фараона-реформатора Эхнатона, правившего в Древнем Египте приблизительно в 1351-1334 гг. до н. э.
История находки
Бюст Нефертити был обнаружен 6 декабря 1912 г. в Тель-эль-Амарне на раскопках древнего города Ахетатона. Раскопки проводила археологическая экспедиция под руководством немецкого египтолога Людвига Борхардта.
Тутмос Младший (середина XIV в. до н.э.)
Благодаря находкам Людвига Борхардта этот древнеегипетский скульптор получил известность – в остатках его мастерской были найдены не только портреты Эхнатона, его жены Нефертити, но и их дочерей, а также гипсовые отливки лиц неизвестных людей для создания скульптурных портретов. Подписей скульптор на произведениях не ставил, и сейчас нельзя выявить, какие из найденных портретов непосредственно исполнены самим Тутмосом, а какие – его помощниками.Искусство Тутмоса Младшего серьёзно отличалось от традиционного египетского канона нехарактерной для древневосточного искусства свободой, внутренней одухотворённостью образов, изысканной красотой, отсутствием условностей, неповторимой тонкостью моделировки.В 1996 г. французским археологам удалось обнаружить гробницу скульптора, значительная часть росписей и рельефов в которой выполнена им самим.
Бюст в Германии
В 1913 г. бюст Нефертити был вывезен в Германию и хранился в доме предпринимателя и второго казначея Германского восточного общества Джеймса Симона, который лично финансировал раскопки в Египте. В 1920 г. Джеймс Симон передал скульптуру в дар Музею Передней Азии в Берлине. Впервые широкой публике скульптурный портрет Нефертити демонстрировался в 1924 г. на Музейном острове в Новом музее, специально построенном под египетскую коллекцию.Во время Второй мировой войны бюст Нефертити вместе с другими культурными ценностями хранился в бункере зенитной башни и соляной шахте. После войны он демонстрировался в Западном Берлине. И только в 2009 г. снова и окончательно вернулся на Музейный остров в экспозицию восстановленного Нового музея. Египет продолжает настаивать на незаконности его вывоза в Германию и требовать возврата в страну.