Население хакасии
Содержание:
Органы власти и политика
Высший нормативно-правовой акт региона — Конституция Республики Хакасия. Она была принята 25 мая 1995 года Верховным Советом республики.
Высшее должностное лицо республики, возглавляющее исполнительную власть в регионе: глава Республики Хакасии — председатель правительства Республики Хакасия. Срок полномочий составляет 5 лет. С 15 ноября 2018 года этот пост занимает Валентин Коновалов (КПРФ).
Законодательная власть в Хакасии осуществляется однопалатным Верховным Советом Республики Хакасия, состоящим из 50 депутатов, избирающихся по смешанной избирательной системе: 25 по партийным спискам и 25 по одномандатным округам. Фракция «Единой России» составляет в парламенте региона абсолютное большинство (35 мест, 70 %). Председателем Верховного Совета нынешнего VII созыва, избранного в 2018 году, является Владимир Николаевич Штыгашев.
В Совете федерации России регион представляют член КПРФ сенатор Валерий Петрович Усатюк от исполнительной власти (с ноября 2018 г.) и член «Единой России» сенатор Александр Аркадьевич Жуков от законодательной власти (с марта 2019 г.).
В Государственной Думе VII созыва интересы избирателей Республики Хакасия представляла Надежда Максимова от партии «Единая Россия». Выборы в Государственную думу VIII созыва по одномандатному округу в Хакасии пройдут в период с 17 по 19 сентября 2021 года.
Хакасские менгиры: что это такое
Менгир — массивный вертикальный камень или часть скалы, установленные человеком в определенном месте около 4–5 тысяч лет до нашей эры. Некоторые камни оставляли в их природной форме, некоторые же в дальнейшем обрабатывали, вырезали на них надписи, рисунки или придавали определенную форму. Высота менгиров варьируется от 0,8 до 20 метров, а вес достигает сотни тонн. Они бывают расставлены группами или поодиночке, хаотично, кругом или рядами. Так, в Карнакском комплексе, расположенном во Франции, насчитывалось около 10 000 менгиров. До наших дней сохранились не все, однако данный комплекс и сейчас является крупнейшим скоплением менгиров и мегалитических сооружений в целом.
Сакральные камни в Хакасии
Больше всего дискуссий вызывает назначение менгиров и способ их установления. Ни то, ни другое на данный момент наверняка объяснить невозможно — слишком много времени прошло с тех пор. Отсутствие достоверных научных фактов, как водится, породило множество домыслов и мистических историй. Из некоторых таких историй можно услышать о карликах, которые таскали многотонные булыжники, исполняя чьи-то приказы. Причём исключительно ночью. Можно услышать и о вмешательстве пришельцев и сверхразвитой цивилизации с чудо-техникой, которая с легкостью справлялось с подобным грузом. Но даже опустив все самые причудливые домыслы с феями, магами и богами, нельзя не согласиться, что перемещение огромных каменных глыб требовало немало усилий.
Так для чего же предназначены менгиры? В зависимости от расположения, они несли разные функции. Каменными плитами отмечали захоронения, использовали как указатели, разметки территории и астрономические ориентиры. Некоторые из них устанавливались в знак о памятном событии — так делают и сейчас. Изваяния несли и ритуальную функцию: у них проходили обряды, жертвоприношения, моления, празднования. Нередко те менгиры, которым придали антропоморфную форму, наделяли целительными свойствами и даже обожествляли. Люди приходили к ним, чтобы оздоровиться и попросить помощи.
Традиции
До прихода христианства хакасы поклонялись духам природы. У них был распространен шаманизм. Многие обряды связаны с земледелием и скотоводством. На хакасской земле множество мест, где совершались жертвоприношения богам, общественные моления. Шаманы выполняли не только роль посредника между богами и людьми, но и лечили население от разных болезней. Существовал культ священного скота. В основном священным животным была лошадь (ызых ат). В каждой семье выбирали ызых ат, в ее гриву вплетали разноцветные ленты. Шаман исполнял специальный обряд по посвящению лошади. Ызых ат ограждал остальных животных от различных неприятностей, болезней. Также был распространен культ гор. Каждый род хакасов имел свою священную родовую гору. Духи гор считались предками рода. Шаманы совершали обряды жертвоприношения горам, на вершине устанавливали священный камень для моления. Также хакасы поклонялись:
- огню;
- водной стихии;
- небесным светилам;
- великому небу;
- умершим предкам.
Одним из самых важных был культ огня. Огненный дух представляли в виде женщины. Многие старики рассказывают, что видели красивую обнаженную женщину с рыжими волосами, которая разговаривала с ними. Иногда она предстает в облике старой женщины, одетой во все черное. Хозяйка огня показывалась только людям с чистой душой. С существованием духа связаны некоторые запреты: нельзя ворошить огонь острыми предметами, плевать в него, перескакивать через костер, кидать в него мусор. Богиня огня дает людям свет, тепло, защищает от злых демонов, очищает жизненное пространство.
Огонь необходимо уважать, ежедневно кормить его. Во время приготовления пищи огонь всегда кормили, подкладывали туда кусочки еды. Перед тем, как употреблять спиртные напитки, сначала угощали огонь. Если его дух обижался на хозяина, он мог устроить пожар. Существовало поверье, что, если поленья свистят, это хозяйка огня хочет кушать. В честь огненного духа совершались жертвоприношения. Это были бараны, лошади. Таким образом люди просили защитить их от несчастий, просили благополучия. Духи гор, воды, огня помогали мужчинам на промысле. Если они уважали духов, те давали легкую дорогу, за добычей не нужно было далеко идти. Шаманы всегда опирались на духов, как на своих помощников. Без их разрешения не совершали ритуалы, не отправлялись в дальний путь. При постройке дома всегда соблюдается обычай кормления огня, чтобы защитить жилье от бед и болезней. Уважение хакасов к силам природы указывает на их духовность, понимание естественного порядка вещей. Мифологические персонажи играют большую роль в формировании целостной картины мира этого древнего народа.
Происхождение[править | править код]
К гипотетическим предкам хакасов издавна относят енисейских кыргызов. При этом существуют и другие мнения. Так, известный специалист по истории Сибири С. В. Бахрушин, описывая «Киргизскую землицу» на Енисее (выходящую, впрочем, за пределы Республики Хакасия РФ), указывает: несмотря на название, кыргызы составляли лишь малую часть её населения. Более поздние исследования подтверждают, что под терминами «енисейские кыргызы» и «кыргызские земли» можно ошибочно подразумевать кыргызов, хотя на самом деле речь идёт о кыргызских кыштымах XVII века, сыгравших значительно большую роль в формировании хакасского этноса.
Предполагаемые этнические связи хакасов с монголамиправить | править код
Енисейские кыргызы в литературе известны также под именами: хягас, хагас, сяцзясы и др. Как полагают исследователи, хакасы проживают на территории древних хягасов, от которых они ведут свою родословную. При этом существует мнение, согласно которому древние кыргызы имели тесные этнические связи с монголами. Монгольское происхождение, как полагают исследователи, имеют хакасские роды ойрат, паратан (предположительно барыны) и халмах (калмак). Существует версия монгольского происхождения бурутов. Считается, что ранее на данную территорию переселились монгольские племена кереитов, туматов, меркитов, ордутов (предположительно, хонгодоры или удуит-меркиты), которые приняли имя кыргызов.
Часть средневековых татар вошла в состав хакасов, дав им самоназвание «тадар». Как указывают хакасские легенды, появление самоназвания «тадар» среди минусинских кыргызов связано именно с монгольскими завоеваниями.
По мнению Н. Я. Бичурина, древние кыргызы (хягасы) имели монгольское или смешанное тюрко-монгольское происхождение: «На южных пределах Енисейской губернии, где находилась столица хягасов, и ныне коренные жители суть тюркомонголы». «Хягас по первоначальному своему составу должно быть государство Монголо-тюркское и состоит из двух народов: тюрков и монголов».
Жизнь
Издавна хакасы вели полукочевой образ жизни. Поэтому земледелие было развито слабо и не во всех районах. Традиционными занятиями в древности были:
1.Скотоводство.
2.Охота.
3.Рыболовство.
Хакасы разводили овец, коров, лошадей. Часто выращивали домашнюю птицу. Женщины выделывали овечью кожу, из которой затем шили одежду, обувь. Также занимались валянием войлока. Из коровьей, лошадиной кожи изготавливали посуду, сундуки, латы. Шкуры предварительно коптили, обрабатывали на кожемялке. В результате получался прочный твердый материал. Из шерсти овец катали войлок. Из него делали ковры, покрывала для юрт, спальные принадлежности.
Рыбную ловлю кызыльцы стали практиковать уже в результате заимствования у русских. Ведь все же регион, в котором они жили, был богат речной и озерной рыбой. Это было своего рода подсобным занятием некоторой части хакасов. В одиночку ловля осуществлялась с помощью гарпунов, подводных ловушек. Во время осенне-весеннего сезона рыбу добывали группами, используя большие сети. Улов распределялся поровну между всеми участниками промысла. Сетями также ловили водоплавающую птицу. Водоем, возле которого располагалось поселение, считался собственностью его жителей. Посторонние могли рыбачить там за определенную плату.
Женщины и дети занимались собирательством. Выкапывали съедобные коренья, собирали ягоды, орехи
Важное значение имел промысел кандыка и саранки — луковичных растений. Их сушили и перемалывали в муку
Осенью разыскивали норки мелких грызунов с запасами корешков и зерен. На Бейском озере добывали соль. Позднее там было создано солеваренное производство. Хакасские женщины знали ткачество. Они пряли овечью шерсть. На основе шерсти и растений ткали разные виды материалов:
- льняной;
- конопляный;
- крапивный;
- сукно.
Хакасское национальное украшение
Из тканей делали повседневную и праздничную одежду, из овчины и меха животных — верхнюю одежду, головные уборы. У хакасов было развито гончарство. Они делали горшки, керамические вазы. Существовала добыча железной руды, кузнечное дело. Из железа ковали инструменты, элементы упряжи, оружие. Важным промыслом было ювелирное дело. В Средние века ценились хакасские серебряные изделия, украшения.
В хакасских семьях сохраняется патриархальный уклад. Родители обычно заводили много детей, которых очень любили. До вступления в брак дети жили в родительском доме. Женатому сыну отец должен был поставить отдельную юрту. Молодоженам давали наследство из скота и имущества. Все родственники были сплочены, подчинялись отцу. Вся работа разделялась на женскую и мужскую. Мужским делом считалось добывание пищи, строительство жилищ, женской — домашнее хозяйство, изготовление одежды.
Население города в 2010-2015 годах
Статистика второго десятилетия 2000 годов говорит об изменениях демографической ситуации в стране. В эту статистику вошёл и г. Абакан. Численность населения в 2010 году составляла 165,2 тысячи человек, а уже через пять лет показатели выросли на 11 тысяч.
Изменения обусловлены не только улучшением рождаемости и качества медицинского обслуживания, но и развитием столицы. Всё больше людей приобретают здесь недвижимость и устраиваются на работу. Город становится одним из главных культурных, политических и экономических центров республики Хакасия, что, безусловно, привлекает жителей.
Численность населения на 2016 год
Демографическая ситуация продолжает расти: в январе нынешнего года данные переписи говорят об увеличении граждан. Свой показатель существенно улучшает Абакан. Количество населения приближается к 180 тысячам. В среднем прирост за один год составил 2950 человека. Показатель плотности населения на один квадратный метр составляет 1562 жителя. На данный момент можно говорить о положительной демографической ситуации.
В целом это очень хорошие данные для административной единицы второго уровня. С каждым годом столица развивается всё больше, что способствует притоку населения из других регионов РФ. На данный момент известно, что Абакан населяет множество национальностей, среди которых основную массу составляют русские и хакасы.
Экономика
Район является сельскохозяйственным, ориентированным, в основном, растениеводство
Осн. полезным ископаемым является кам. уголь (Изыхское месторождение). Вод. ресурсы кроме рр. Енисея и Абакана с многочисленными протоками включают большое кол-во пресных и соленых озер (наиб. кр. — Трехозерка, Бугаево), а также подземные воды, используемые для водоснабжения нас. пунктов. Охраняемых терр. нет. На экол. обстановку А.р. оказывают техногенное воздействие Саянский алюминиевый завод, Изыхский угольный разрез, птицеф-ка «Сибирская губерния», асфальтовый з-д
Крупные предприятия: ОАО «Разрез Изыхский» (угледобыча), гос. унитарное пр-тие «Алтайское ДРСУ» (ремонт и стр-во дорог), ОАО «Сибирская губерния» (птицеф-ка
).
5 АО-сельхоз, «Аршановское», «Кировское», «Но-вомихайловское», «Очурское», ОАО «Племзавод Россия»
Основные показатели сельского хозяйства: по произ-ву мяса — 31, 3 %, произ-ву молока — 9, 9 %, поголовью кр. рог. скота — 9, 9 %, посевной площади с.-х. культур — 14, 3 % (на 2002
).
Практичная и красивая
«Сегодня при выборе одежды мы руководствуемся тем, чтобы она была удобная, красивая, практичная: кто-то отдаёт предпочтение моде, кто-то классике. А хакасская национальная одежда выполняет практическую, утилитарную, эстетическую, социальную функции».
Праздничный костюм хакасов яркий, красочный и самобытный. В изготовлении такой одежды использовались шёлк, парча, бархат, меха. Украшалась она оригинальной вышивкой, и всё это смотрелось очень органично.
Стилизованный хакасский костюм очень нравится современным модницам. Фото: Из личного архива/ Марина Алехина
«Территория современной Хакасии на протяжении многих веков была заселена народами, ведущими кочевой образ жизни. И одежда была приспособлена к быту. Так, например, мужская рубашка и женское платье одинакового кроя: широкие в подоле, что удобно для верховой езды, объёмные рукава, не сковывающие движений, а длинный узкий манжет подходит для занятий домашней работой. Такое платье (кӧгенек — хак.) женщины, чаще преклонного возраста, и по сей день носят в качестве повседневной одежды. Предпочтительными цветами женской одежды были оттенки тёплых тонов. Например, красный — считается, что он символизирует здоровое потомство. Мужской цвет — синий, приносящий удачу в охоте», — делится секретами хакасского костюма Раиса Петровна.
Комплекс национальной одежды хакасов, бытующий и сегодня, не будет полным без женской безрукавки (сигедек — хак.), надеваемой поверх праздничных шуб или платья с глубокими вырезами-проймами на спине, с отделкой полы и пройм. Другой вид верхней одежды — сикпен, сшитый из тонкого сукна свободного покроя с шалевым воротником. Праздничный сикпен расшивали перламутровыми пуговицами с мелкими кораллами. Обшлага и спинку вышивали растительным орнаментом.
Тропою предков. В Хакасии воссоздали комплекс жилища древних людей
Подробнее
Горы Хакасии
Гора Куня
Гора Куня или гора Солнце, считается священной для местного населения. В древности здесь поклонялись Солнцу и приносили жертвоприношения.
Люди, которые жили на территории современной Хакасии четыре тысячи лет назад, использовали гору Куня как естественную крепость. Враг не мог взобраться по пологим стенам горы. Экскурсии на гору возможны на самостоятельной основе и в группе с экскурсоводом.
Еще одна гора Хакассии это Чалпан. Чалпан – гора возвышается в заповедной зоне. На ней имеется средневековая крепость и древние наскальные письмена. Интересно, что люди оставляли свои наскальные изображения на Чалпан-горе, начиная с седой древности и вплоть до 17 века.
Тем, кому посчастливится взобраться на крепость открываются незабываемые панорамные виды на озеро Беле и огромные лесные массивы.
Горная гряда Сундуки
Горная гряда Сундуки названа так за то, что одна из скал имеет форму куба и действительно напоминает сундук. Всего скал в гряде пять. Опишем каждую из них:
- Первая скала является местом, где захоронено много древних шаманов. Сюда часто наведываются экстрасенсы, астрологи, эзотерики, дабы установить связь с космосом. Местные жители верят, что именно здесь была «Первая земля» и отсюда пошли первые люди.
- Вторая скала – любимое место фотографов. Многие живописные фото Хакасии сделаны именно на Втором Сундуке.
- Третья скала считается домом горных духов и также почитается хакасами как культовое место.
- Четвертая скала имеет на своих отвесных склонах древние рукотворные рисунки. В краеведческом музее Хакасии этим наскальным рисункам посвящена целая экспозиция.
- Пятая скала имеет у своего подножия древний оросительный канал, построенный еще до нашей эры.
Культура хакасов
Традиционным мужским видом одежды хакасов была рубаха, женским — платье. Рубаха была с поликами (ээн) на плечах, разрезом на груди и отложным воротником, который застёгивался на одну пуговицу. Подол и рукава рубахи были широкими. Платье не слишком сильно отличалось от рубахи – разве что длиной. Задний подол был длиннее переднего.
Нижняя часть одежды мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов. Женщины также носили штаны (субур), которые обычно шились из синей ткани и практически не отличались по виду от мужчин. Концы штанов женщины обязательно заправляли в голенища сапог, так как их не должны были видеть мужчины. Мужчины и женщины также носили халаты. Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам носили безрукавку (сигедек).
Украшением хакасских женщин служил нагрудник пого, который был обшит перламутровыми пуговицами и узорами, выполняемыми кораллом или бисером. По нижней кромке делалась бахрома с мелкими серебряными монетками на концах. Традиционной пищей хакасов служили мясные и молочные блюда. Наиболее распространёнными блюдами были мясные супы (угре) и бульоны (мун). Праздничное блюдо — кровяная колбаса (хан-сол) Традиционный напиток – айран, приготовлялся из кислого коровьего молока.
Основные праздники хакасов были связаны с земледелием и скотоводством. Весной хакасы отмечали Урен Хурты — праздник убиения зернового червя, традиции которого были призваны охранять будущий урожай. В начале лета отмечали Тун Пайрам — праздник первого айрана – в это время появлялось первое молоко. Праздники обычно сопровождались спортивными состязаниями, которые включали конные скачки, стрельбу из лука, борьбу и прочее.
Наиболее почитаемым жанром хакасского фольклора является героический эпос (алыптыг нымах), исполняемый под аккомпанемент музыкальных инструментов. Героями песен являются богатыри (алыпы), божества, духи. Сказители пользовались в Хакасии уважением и кое-где даже освобождались от налогов.
В старину у хакасов был развит шаманизм. Шаманы (камы) также выполняли функции лекарей. На территории Хакасии сохранилось множество культовых мест, где совершались жертвоприношения (обычно баранов) духам неба, гор, рек. Национальной святыней хакасов является Борус — вершина на Западных Саянах.
Религиозные взгляды
Коренные жители — хакасы — в период основания города имели культы шаманства. Главными божествами были: огонь, небо, солнце, материнство. Высоко почитались предки, их культура и быт. Основные традиции хакасского народа были связаны с элементами одежды и кулинарными пристрастиями. Со временем большая часть населения приняла православную веру.
В наши дни в Абакане сосредоточено множество национальностей, которые принадлежат к разным конфессиям. Конечно, основная часть жителей придерживается христианства. На территории города построено около 10 православных церквей. Существуют и религиозные сооружения для католиков. Около тысячи мусульман с нетерпением ожидают окончания строительства мечети в черте города.
Абакан — развитый административный центр Хакасии, имеющий многовековую историю и уникальную природу. Население со времени образования острога смешивалось, количество постоянно изменялось. Судьбу города во многом определили решения советской власти превратить его в центр Хакасии. Это, безусловно, положительно повлияло на демографическую ситуацию не только в стране, но и в самой столице.
Численность населения в поселке и районе по данным переписей годов: годов по данным переписи 2010 года Абакан 163,6Черёмушки 8,9 Черногорск 75,5Аскиз 7,1 (2004) 48,1 Саяногорск 48,5Таштып 6,5 (2003) 37,0 Абаза 16,9Майна 6,0 Усть-Абакан 15,9 55,6 Бея 5,4 (2003) 21,4 Сорск 13,0Бельтирское5,2 (2003) Шира 9,1 (2009) 34,7 Белый Яр 9,1 (2003) 22,5
Национальный состав населения Республики Хакасия по данным переписей годов: годов Народ 1939 год 1959 год 1970 год 1979 год 2002 год 2010 год Русские75,3 %76,5 %78,4 %79,4 %80,3 %81,7 % Хакасы16,8 %11,8 %12,3 %11,5 %12,0 %12,1 % Немцы…2,6 %2,4 %2,2 %1,7 %1,1 % Украинцы2,9 %3,6 %2,1 % 1,5 %1,0 % Татары1,1 %…………0,6 % Мордва1,3 %……………
Государственные языки Республики Хакасия Русский язык Хакасский язык Языковые (этнические) группы:
1939 чел чел чел чел [ чел. Шорцы Чуваши Цыгане Хакасы Украинцы указали национальность Узбеки Тувинцы Татары Таджики Русские Поляки Немцы не указали национальность Мордва Молдоване Марийцы Корейцы Киргизы Казахи другие всего Белорусы Башкиры Армяне Азербайджанцы
Практическая работа: Основные национальности Республики Хакасия 1.Откройте программу Microsoft PowerPoint 2.Создайте слайд 3.Введите диаграмму, выберите график 4.Задайте следующие числовые данные: В графе А – годы, в графе В – русские, в графе В – хакасы, в графе D – немцы. Затем расставьте проценты. Народ1939 год1959 год1970 год1979 год2002 год2010 год Русские75,3 %76,5 %78,4 %79,4 %80,3 %81,7 % Хакасы16,8 %11,8 %12,3 %11,5 %12,0 %12,1 % Немцы…2,6 %2,4 %2,2 %1,7 %1,1 %
Общие данные о регионе. Численность населения республики
Республика Хакасия — юго-восточный регион России, который относится к Сибирскому федеральному округу .
Столицей республики является Абакан, признанный одним из красивейших сибирских городов.
Площадь региона составляет 62 тысячи квадратных километров.
Численность населения Хакасии на 2020 год составила 536,7 тысяч человек.
Национальный состав региона: русские — 81,7%, хакасы — 12,1%, немцы — 1,1%, украинцы — 1%, татары — 0,6%.
Климат преимущественно резко резко континентальный. Зимы продолжительные и холодные. Средняя температура в зимний период составляет от -12 до — 26 градусов. Лето недолгое и теплое. Летом средняя температура составляет от +18 до +24 градусов.
Крупные промышленные предприятия:Саяно-Шушенская ГЭС, Майнская ГЭС, ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», ООО Угольная , Саяногорский алюминиевый завод, Хакаский алюминиевый , ООО «Туимский завод по обработке цветных металлов».Районы Хакасии
Этимология
Топоним от гидронима реки Абакан, в устье которой располагается поселение. В гидрониме выделяются два компонента:-аба и -кан. Компонент -аба обычно объясняют из тюркского «аба» — отец, что могло иметь табуированное значение медведь. Иногда компонент -аба интерпретируют как древний хакасский этноним. Высказывалось также предположение о возможной связи с иранским «аб» — вода. Компонент -кан представляет собой распространённый в топонимии Южной и Центральной Азии термин «кан» (-канг) — река. По оценке Е. М. Поспелова, неправильно отождествлять элемент -кан с эвенкийским суффиксом уменьшительности -кан, также широко представленным в гидронимии Сибири.
Культура, быт и традиции
На протяжении многих лет хакасы занимались скотоводством, а также собирали орехи, ягоды и грибы. Только кызыльцы занимались охотой. Проживали хакасы в зимнее время в землянках или сооломе, остальное время в юртах. Традиционный напиток из кислого коровьего молока — айрам. Также исторически стали традициоными блюдами угре и хан-сол, то есть кровянка и мясной суп. А вот в одежде предпочтение длинной рубахе или однотонному платью, в основном, оранжевого цвета. Замужние женщины могли одевать вышитый жилет и украшения.
В каждой семье выбирался изых, это жертвоприносящая лошадь богам. Шаманы участвуют в этом обряде и заплетают в гриву цветные ленты, после животное отпускали в степь. Только главный в семье мог прикасаться к лошади или прокатится верхом на ней, а дважды в год, по весне и осенью, нужно лошадь вымыть (молоком), расчесать гриву, хвост и заплесты новые ленты.
Необычная традиция в хакасов, когда юноша, который поймает фламинго, может смело свататься на любой девушке. После того, как птицу поймали, на нее одевали красную рубашку с платком. Дальше жених делал обмен с родителями девушки, отдавал птицу и забирал невесту.
Очень интересная проводилась игра с детьми, когда за вознаграждение детям нужно было назвать имена предков до 7, а то и 12 колена.
Хакасы — уникальный народ, но современный народ объединяет традиции тюркского, русского, китайского и тибетского народа. Все это сложилось исторически и в разные периоды. Но хакасы прекрасно ладят с природой, ценят дары природы (и величают за это богов). Они свято верят в свои силы и это помогает им в быту. А детей с малку приучают уважать ближнего и как поступать со старшими от себя.