Химба: племя самых красивых девушек в мире

Чтобы увидеть затворников суровых ландшафтов

Отстрадав положенное в борьбе с мылом и получив вместо волос упрямый пух на голове, который никак не хотел укладываться, пошли в ресторан. Меню было обширным, предлагали блюда из куду, зебры и даже жирафа. Мы заказали вино, салат и отбивные из орикса. Любезная хозяйка подошла к нам поговорить и заметила, что в их саду много птиц, а по вечерам можно посмотреть, как едят дикобразы. Но нас интересовали самые эффектные женщины Намибии химба.

Когда мы решили поехать в Африку, нашлось много вещей, которые мы хотели бы там сделать. Например, побывать в этом племени. Но дело в том, что так просто в деревню к химбам не попасть. Для этого существуют определенные правила:

  1. Нельзя просто взять и ввалиться в деревню без полученного предварительного разрешения старейшины.
  2. В пользу общины вносится некая денежная мзда. Дополнительно разрешаются продуктовые подношения племени в виде кукурузной муки, сахара, емкостей с водой, растительного масла. Подарки делятся между всей деревней.
  3. Приехав в деревню, вы попадаете в чужой дом — так будьте почтительны.
  4. Но на всякий случай, чтоб никто не шарился по поселению, где заблагорассудится, группу сопровождает специальный товарищ, который добрым словом подсказывает: туда не ходи, ходи сюда. Но от него есть и практическая польза: в случае завязавшейся душевной беседы с прекрасными дикарками он может помочь туристам с переводом.

И любезная хозяйка по мобильнику забронировала нам на завтрашнее утро визит в деревню отсталого племени химба.

Да! Вот еще — знающие люди советуют перед съемкой заручиться разрешением у снимаемого объекта. Теперь все — к знакомству готовы!

Питание

Основной продукт питания для Химба – молоко. Его хранят в специальных тыквенных сосудах. В них молоко доводят до различного состояния: кислое молоко, творог, масло.

Химба выращивают некоторые зерновые культуры, такие как кукуруза и махангу (местное название одной из разновидности проса, которое хорошо растет на бедных почвах Намибии). Поэтому в рацион племени часто входят каши, приготовленные из муки этих зерновых.

Рацион дополняется яйцами, дикими травами и кореньями. Иногда в пищу употребляют съедобных гусениц «мопане» (Imbrasiabelina), в которых 50–60% белка. Их собирают с одноименного дерева, сушат и жарят. В сушенном виде они могут храниться довольно долго.

В очень редких случаях (например, на свадьбах) Химба едят мясо. Но это, скорее, исключение, чем правило.

Мурси

Мурси живут на эфиопской земле, с одной стороны окружённой горами, а с другой — рекой Омо. В основном они занимаются скотоводством. В Африке насчитывается 7500 мурси, 90% из них проживают в Области Народностей Южной Эфиопии. Это одно из самых изолированных племён на континенте. Они соседствуют с аари, боди, ньянгатом, сурма, каро и квегу.

Мурси верят, что существует могущественная сила, называют они её Тумви. Находится она в небе. Высший религиозный пост — комору, священник или шаман. Комору выступает в качестве посредника между людьми мурси и Тумви.

Это племя агрессивное и жестокое, у них есть много необычных обрядов и традиций. Выглядят они тоже специфично: например, в нижней губе носят тарелки.

Мурси — самое необычное племя Африки

Племя мурси, проживающее в Эфиопии, является одним из самых агрессивных. Хотя их неприязнь к туристам легко объяснима, ведь их рассматривают и фотографируют, словно обезьян в цирке. Однако это не мешает им брать деньги за позирование.

Женщины племени известны тем, что носят в губе пластины, напоминающие глиняные блюдца. Размер диска, как правило, указывает на социальный статус девушки и на количество скота, который получит мужчина в случае сватовства. Прорезают нижнюю губу девочке в юном возрасте, пластины регулярно меняют. В день свадьбы их заменяют глиняными блюдцами. При этом выбивают два зуба нижнего ряда, чтобы они не стучали о пластину. Когда женщина ест, блюдце приходится убирать.

Также женщины носят на теле своеобразные выпуклые татуировки. Их делают следующим образом: кожу надрезают и помещают внутрь тела личинки насекомых. Когда личинки гибнут, покрываясь соединительной тканью, на поверхности кожи остаются бугорки.

Племенная структура

Традиционный региональный лидер или глава OvaHimba — вождь Капука Том († 2009) Королевского дома Вита (Том) со своим внуком

Из-за сурового пустынного климата в регионе, где они живут, и их уединения от внешних влияний, ОваХимба удалось сохранить и сохранить большую часть своего традиционного образа жизни. Члены живут в рамках племенной структуры, основанной на двустороннем происхождении, что помогает им жить в одной из самых экстремальных сред на Земле.

Девушка химба на работе

При двустороннем происхождении каждый член племени принадлежит к двум кланам: один по отцу (патриклан, называемый орузо ), а другой по матери (матриклан, называемый эанда ). Клан химба возглавляет старший мужчина в клане. Сыновья живут в клане своего отца, а когда дочери выходят замуж, они переходят жить в клан своего мужа. Однако наследование богатства не следует патриарху, а определяется матрикланом, то есть сын наследует не скот своего отца, а скот своего дяди по материнской линии. Наряду с наследованием богатства, моральные обязательства также важны в рамках племенной структуры. Когда человек умирает, ОваХимба оценивает заботу о тех, кто остался позади, например о сиротах и ​​вдовах. Доступ к водозаборам и пастбищам — еще одна часть наследственной структуры ОваХимба.

Двустороннее происхождение встречается только у нескольких групп в Западной Африке, Индии, Австралии, Меланезии и Полинезии, и антропологи считают эту систему выгодной для групп, живущих в экстремальных условиях, поскольку она позволяет людям полагаться на две группы родственников, разбросанных по обширной территории. .

Три смерти одного племени

Химба считают, что их племя произошло от прародителя Мукуру, который вместе со своей женой вышел из священного дерева Омумборомбонго. Мукуру создал все сущее и наделил души умерших предков сверхъестественными способностями. Но потом враги выгнали племя с его исконных земель и захватили дерево. Когда-нибудь химба вернутся туда. Между прочим, не имея никакого представления о географии, любой глава рода покажет рукой направление, где стоит искать Омумборомбонго. В середине XIX века химба чуть было не исчезли с лица земли. На них напало самое крупное и могущественное племя Намибии — нама. В результате жестоких набегов химба потеряли все свои стада и бежали в горы. Там им пришлось заниматься охотой, однако такая жизнь была им не по нраву, и они ушли на север, в Анголу. Некоторое время считалось, что химба вымерли или смешались с другими племенами, как они вдруг снова появились на старом месте. Произошло это в 1903 году, когда нама подняли восстание против немецких колонизаторов. Европейские войска быстро разбили нама и союзных им гереро, после чего устроили самый настоящий геноцид. В результате оба племени практически прекратили своё существование

Не обошли «вниманием» немцы и наших героев. Почти все химба были убиты либо схвачены и отправлены в лагеря для чернокожих

К счастью, после Первой мировой войны колонии у Германии забрали. И если гереро с нама так и не оправились от удара, то химба «восстали», словно птица феникс из пепла. В третий раз их посчитали вымершими в середине 1980-х годов. Ужасная многолетняя засуха уничтожила 90% поголовья скота, и в 1988 году погас последний очаг в последнем краале. Оставшиеся люди племени были переселены в город Опуво как беженцы. Но в начале 1990-х химба вернулись. Теперь их насчитывают чуть меньше 50 тысяч, и население растёт. При этом живут они точно так же, как их предки сотни лет назад.

Метки: Тайны 20 века, женщина, традиция, народ, Африка, красота, племя, кочевники, Намибия, химба

Зулу

Это одно из самых известных африканских племён в мире. Отчасти это заслуга человека по имени ШакаЗулу. Он был великим военачальником, который был способен одерживать победу у тяжеловооружённых противников, когда его воины использовали лишь копья и щиты. Зулу — этническая группа семей банту Южной Африки, это большая группа, численность которой свыше 12 млн человек. Две основные религии в племени — христианство и зулусская мифология.

В XIX веке зулусы вступили в войну с англичанами. В результате потерпели поражение, но они вели достойную борьбу со столь мощным противником. 22 января 1879 года они одержали впечатляющую победу в битве при Изандлване.

Пять любопытных фактов о химба

  1. Кто они и сколько их.

Химба — этническая группа, насчитывающая по разным оценкам от 20 до 50 тысяч человек. Это полукочевой пастушеский народ, все существование которого вращается вокруг стад коровок, коз и овец. С точки зрения химба это немыслимая ценность, определяющая социальный статус человека, и, к тому же источник всех материальных благ.

Правда, экстерьер драгоценных буренок племени мало похож на вид роскошных симменталов, распространенных в России, да удоями они похвалится не могут, зато тощая местная рогатая скотинка обладает несравненно более значимыми здесь качествами — живучестью и неприхотливостью.

  1. Что они едят.

Основа мироздания химба корова. Она дает племени молоко — продукт чрезвычайно важный. Молоко идет на каждодневное питание и на изготовление косметического крема местных леди. Мясо в племени едят редко – такое случается лишь на племенных праздниках, в рационе оно скорее исключение, чем правило.

Природные условия, каменистая и малоплодородная почка, дефицит воды не позволяют химба разнообразить питание выращенными овощами, гораздо чаще витаминным подспорьем бывают собранные дикие травы, съедобные корешки и плоды.

Однако иногда женщины сажают возле деревни нетребовательные к почве кукурузу и просо. Каждодневное питание в племени — каша из кукурузной или просяной муки. Готовится блюдо просто: утром и вечером греют воду, засыпают в нее муку, добавляют чуть масла, недолго варят и — приятного аппетита.

Интересно, что обе эти культуры сейчас в Европе на пике популярности в качестве здорового питания. А у нас в стране всегда любили вареные молодые початки с солью и пшенную кашу.

  1. Как они живут.

Поселение племени — крааль — представляет собой имеющее круговую планировку собрание конусообразных хижин, обмазанных смесью глины и навоза. В центре крааля, за плетеным забором главное — загон для скота.

Напротив входа в него — хижина старейшины — обычно пожилого и уважаемого человека. Перед ней день и ночь горит священный огонь. Здесь проходят все важные обряды химба, связанные с рождениями, свадьбами, церемония, относящиеся к этапам взросления — когда достигшим подросткового возраста членам племени выбивают 4 нижних зуба.

  1. Во что они верят.

Миссионерам терпения не занимать. Химба сопротивлялись их деятельности в течение более чем 150 лет. В конце концов, не сумев одеть этих упорных язычников и не найдя отклика Слову Божьему в их сердцах, посланцы церкви отступились.

Химба так и остались анимистами. Дым священного огня поднимается к небесам, позволяя им ритуально общаться со своими предками, состоящими, в свою очередь, в непосредственном контакте с невидимым высшим существом, которое рулит всем в этом мире.

  1. Об их гигиене.

Гордые красавицы женщины-химба каждое утро несколько часов посвящают уходу за собой. Правда, при этом они никогда не моются — вода слишком ценный ресурс. Однако они придумали ряд гигиенических процедур и изобрели чудесный крем, которые позволяют им быть даже в искушенных глазах европейцев исключительно привлекательными особами с превосходной кожей.

Состав крема не является производственным секретом, за его приготовлением любой может понаблюдать: к растертому в тончайшую пудру ярко-красному гематиту добавляется молочный жир, зола и как ароматическая отдушка смола растущего здесь кустарника омумбири (Commiphora wildii), называемого намибийской миррой.

Смесь придает телу интенсивный золотисто-красноватый блеск, который, во-первых, соответствует идеалу красоты химба и, во-вторых, защищает кожу от немилосердного солнца, укусов насекомых и в какой-то степени блокирует рост волос на теле.

То, что на голове выглядит красно-оранжевой глиной, на самом деле является той же самой смесью. Химба покрывают этим средством свои оригинально уложенные волосы во время сложных парикмахерских манипуляций.

Также женщины ежедневно принимают очищающую дымовую ванну. Тлеющий уголек нагревает маленькую миску с травами, листьями и веточками деревьев Commiphora, пока не начинает куриться ароматный дым. Дамы наклоняются над ним, для максимального эффекта укрываются одеялами, чтобы хорошенько пропотеть.

Когда открываются поры распарившейся кожи, они очищают ее специальными плоскими палочками, чтобы затем снова обмазаться порцией свежего чудо-крема. Затем, душистые и прекрасные, они могут вновь явить себя восхищенному миру.

Верования

Химба сохранили свои традиционные верования, в том числе культ предков и ритуалы, связанные со священным огнём (окоруво), которые считаются важным связующим звеном между миром живых и загробным миром. Священный огонь поддерживается пока жив глава племени. Когда же он умирает, его дом разрушают, а огонь тушат. Его семья всю ночь совершает ритуальные танцы. Перед похоронами вождя все говорят ему: «Karepo nawa», что можно перевести как «не болей» (Henrica von der Behrens 2003: 64).

Сама религия Химба относится к монотеистической религии, где верховным божеством является Мукуру, также важную роль играют духи предков, считается, что если Мукуру только благословляет, то предки могут и благословлять и проклинать. Каждая семья химба строит в хижине алтарь со священным родовым огнём, где совершается поклонение предкам и Мукуру через каждые 7-8 дней, таким образом, чтобы семья не утеряла связь с предками, которые по поверьям Химба выступают представителями Мукуру, так как тот почти всегда занят и пребывает в потустороннем мире.

Другой важный элемент верования Химба — существованое омити или чёрного колдовства, которым наделены злые люди, способные насылать порчу на остальных или даже внушать тёмные мысли. Некоторые химба верят, что смерть всегда вызывается вследствие омити, которое было использовано против жертвы из корыстных целей, также, что жертвой часто может избираться близкий родственник или любимый человек. Часто Химба для выявления источника омити обращаются к местным знахарям.

Как живет народ химба

Племя химба всегда вели полукочевой образ жизни, и сейчас не отступают от самобытной культуры, традиционных обычаев, обрядов и свято чтут заветы предков. Они не хотят покидать привычные, но суровые условия проживания и категорически отказываются от всех благ цивилизации. Численность населения химба менее 50 тысяч человек. Проживает племя в сухой и каменистой пустыне Каоколанд, хижины строят из жердей, которые вкапывают в землю, для прочности скрепляют кожаными ремешками и обмазывают глиной.

В хижинах пол земляной, мебели нет, на полу матрасы, набитые соломой. У входа в жилище расположен очаг, в котором постоянно поддерживается огонь.

Племена Африки

В Африке живет 15 процентов населения Земли. Там, где простирается знойная пустыня и не бывает годами дождей, проживают немногочисленные народности, которые приспособились к такому климату и научились добывать себе воду даже в таких нечеловеческих условиях. Наиболее заселенные районы, это низовья Нила и побережье Средиземного моря. Некоторые племена облюбовали непроходимые тропические леса.

Всего африканских племен насчитывается порядка трех тысяч. Не смотря на то, что их объединяет удаленность от цивилизации, почитание предков, сохранение традиций и обычаев, у каждого племени свои ритуалы и устои. Некоторые из них легко идут на контакт с пришельцами из другого, неведомого им мира (туристы и исследователи), но есть и такие, которые не приемлют никакие контакты с чужими людьми.

Жизнь племен легкой не назовешь, не редки смерти от обыкновенной простуды, так как современная медицина им не доступна. Кроме этого, для них оказываются смертельны вирусы из внешней среды, в то время, как обычные люди не замечают влияния на организм бактерий. Так же, следует сказать, что не редко, племенам приходится переезжать с места на место из-за освоения человеком удаленных мест на Земле и вырубки лесов.

Эль моло

Эль моло быстро вымирает. Они почти исчезли с лица Земли, их общая численность не достигает и трёх тысяч. При этом чистых эль моло осталось считанное количество. Первоначально они мигрировали к Великим озёрам около 1000 года до н. э. Вероятно, они прибыли из Эфиопии. Когда они достигли Великих Озёр, из-за окружающей среды им пришлось отказаться от сельского хозяйства.

Представители этого племени живут по собственным законам, не считаясь ни с кем другим. Другие племена стараются избегать эль моло: они не контактируют с ними, не создают семьи. Вероятно, это одна из причин их вымирания.

В Otjikandero — деревню племени химба

О предстоящей встрече с племенем стараемся не говорить, чтоб не сглазить. На коленках у меня бумажка, на ней запас базисных и операционных слов на языке химба (вдруг пойдет содержательный разговор!): «привет» это «моро», «как дела» — «периви», «все в порядке» — «нава».

Двадцать минут езды, еще двадцать минут блужданий по дорожкам в поисках въезда в деревню, и вот мы паркуемся у местной школы. Мда… Школка… Похоже, государство не сильно на нее тратится: глинобитный домик, на стенах плакаты, пластиковые столики и стульчики.

Вход в деревню перегорожен кривыми кольями ограды и шлагбаумом — надо ждать гида. Вокруг — никого… Через четверть часа подъехала еще машина с испанской парой, тоже желающей познакомиться с бытом племени.

Поскучали вместе, наконец-то появился долгожданный экскурсовод, африканец в современной, но видавшей виды, одежде и неторопливо повел нас в деревню, повествуя о здешней жизни.

Одежда

Девочка химба

Для химба прическа, одежда и украшения имеют немаловажное значение в их традиционной культуре. Даже новорожденных младенцев украшают жемчужным ожерельем, а дети постарше носят браслеты из меди, украшенные ракушками.. Химба на обложке книги

Химба на обложке книги

Женщины химба носят юбки из козлиной кожи, украшенные ракушками и ювелирными изделиями из меди.
И мужчины и женщины покрывают своё тело смесью из охры, жира и пепла, чтобы защитить кожу от солнца. Довольно часто в эту пасту (otjize) добавляется ароматическая смола кустарника омузумба (Klaus G. Förg 2004: 145). Эта смесь придает их коже красноватый оттенок, который символизирует кровь, которая в свою очередь символизирует жизнь.

Женщины заплетают друг другу косы и также покрывают их этой смесью. По прическе женщины можно определить её семейное положение. Прически мужчин также отражают их семейное положение. Например, женатые мужчины носят тюрбаны.

Современная одежда у химба практически отсутствует, но если она и появляется, то её получают мужчины.

Из современных предметов быта химба используют только пластиковые бутылки и целлофановые пакетики, для хранения вещей, и украшения.

Гигиена

Женщины племени Химба, фото которых поражают своей красотой, не используют воду в гигиенических целях (моются в воде только мужчины)

Однако все, кто имел возможность с ними общаться, обращали внимание на то, что их тела довольно хорошо пахнут (отсутствуют всякие неприятные запахи). Это связано с традиционным способом ухаживать за собой

Из-за малого количества воды в местах их проживания, женщины принимают «дымовые ванны». Для этого на тлеющие угли раскладывают молодые веточки и листья комми́форы (лат. Commiphora) и ждут появления дыма.

Фото девушки племени химба натирающей себя специальным гигиеническим средством

Склонившись над тлеющими душистыми углями и укрывшись одеялом, женщина начинает интенсивно потеть. При этом тело отлично очищается потом, дезинфицируется и приобретает приятный запах.

Следующий этап – втирание в кожу мази otjize. В ее состав входят охра (природный пигмент, получаемый из пластинчатого редкоигольчатого гематита), ароматический компонент (смолы otjize, комми́фору) и животный жир. Эта смесь тщательно втирается в кожу, придавая ей красновато-коричневый оттенок. Паста защищает кожу от внешних неблагоприятных воздействий. Даже у пожилых кожа выглядит молодо.

Неудивительно, что многие европейцы, впервые увидев женщин племени с их гладкой кожей под красноватой краской, волосами, уложенными в причудливые, но привлекательные прически, признавали их самыми красивыми в мире.

На пути к Этоше

К четырем часом мы уже подъезжали к намибийскому городку Каманджаб — шесть тысяч жителей, магазин, автозаправка, почта. Он промежуточная точка в нашем путешествии, целью которого сейчас был Национальный Парк Этоша. Крохотный городок дает путникам не только отдых, но и предоставляет несколько приятных и заманчивых для туриста возможностей:

  • во-первых, познакомиться с племенем химба,
  • во-вторых, в 24 километрах от Каманджаба находится Cheetah Farm — ферма гепардов.

Гепарды — звери особые. Во время бега эти грациозные и стремительные представители кошачьих могут достигать скорости ста километров в час, но не это самое удивительное. Они никогда не нападут на человека, не то, что львы или тигры. Царя зверей нельзя держать дома, обычно такое кончается плохо – известны случаи, а вот гепарда опасаться не надо.

С незапамятных времен гепардов приручали и держали в доме или при доме для охоты. В нашей стране гепарды известны со времен Киевской Руси, тогда их называли пардусами. Историки говорят, что индийский правитель династии Великих Моголов Акбар Великий держал при своем дворе тысячу гепардов.

На ферме Otjitotongwe можно посмотреть и сфотографировать и самих зверей, и то, как их кормят. А еще их можно погладить и даже сделать совместное фото «я и чита». Как в Таиланде в незабвенном Королевстве тигров! Самое интересное то, как они, подобно домашним кошкам сладко спят в обнимку, нежно облизывают друг друга, мяукают с сородичами и мурлычут, причем так громко, словно внутри у них работающие моторы.

Это наш шанс! Хочу увидеть реального гепарда, побыть рядом с этим мощным животным, хочу к нему прикоснуться и запомнить ощущение его шерсти! Какая она: жесткая или шелковистая?

Мы остановились на краю города в кемпинге Oppi-Кoppi, чье напоминающее детский стишок название на африкаанс означает бесхитростное — «на небольшом холме» и это в точности соответствует действительности.

Образ жизни

Химба — кочевое племя. Их основное занятие и ценность — скот. В нем они видят свой капитал, за его счет живут. Заботой о скоте занимаются мужчины племени. На женщинах же забота о детях, и семейный быт, в условиях полупустыни достаточно жестокий.

Племя живет небольшими деревнями, построенными недалеко от водоема, вокруг центрального загона со скотом. Их дома построены из глины, навоза и грязи, закрепленных на деревянном каркасе.

Для химба характерно билатериальное наследование — когда род матери и отца равны по силе. Сыновья зачастую остаются в доме отца, в то время как дочери переходят в клан мужей. У одного мужчины может быть до 4 жен. Впрочем, связи в племени не ограничиваются, а дети от чужого мужчины воспринимаются мужем с радостью. Ведь с появлением детей здесь связана отдельная традиция.

Одежда

Девочка химба

Для химба прическа, одежда и украшения имеют немаловажное значение в их традиционной культуре. Даже новорожденных младенцев украшают жемчужным ожерельем, а дети постарше носят браслеты из меди, украшенные ракушками.. Химба на обложке книги

Химба на обложке книги

Женщины химба носят юбки из козлиной кожи, украшенные ракушками и ювелирными изделиями из меди.
И мужчины и женщины покрывают своё тело смесью из охры, жира и пепла, чтобы защитить кожу от солнца. Довольно часто в эту пасту (otjize) добавляется ароматическая смола кустарника омузумба (Klaus G. Förg 2004: 145). Эта смесь придает их коже красноватый оттенок, который символизирует кровь, которая в свою очередь символизирует жизнь.

Женщины заплетают друг другу косы и также покрывают их этой смесью. По прическе женщины можно определить её семейное положение. Прически мужчин также отражают их семейное положение. Например, женатые мужчины носят тюрбаны.

Современная одежда у химба практически отсутствует, но если она и появляется, то её получают мужчины.

Из современных предметов быта химба используют только пластиковые бутылки и целлофановые пакетики, для хранения вещей, и украшения.

Суровые женщины племени самбуру

В северо-западной части Намибии живет одно из самых таинственных и загадочных племен Африки химба.

Долгое время они отказывались открывать миру свой образ жизни и традиции. Последние репортажи на образовательных каналах открыли миру необычное племя.

Что-то зловещее, дикое сокрыто во взгляде красавиц африканского племени самбуру.

Конечно, природа и образ жизни накладывает свой отпечаток на внешность этих женщин и девушек. Но природную красоту, ее ж не спрятать. Дополняют образ девушек самбуру оригинальные украшения и незатейливые национальные наряды. Хотя можно встретить и обнаженных.

Глава племени

В социальном плане Химба придерживаются родоплеменной структуры. Каждый является представителем двух кланов: отцовского и материнского. Получается, что деревня представляет собой одну большую семью.

Власть принадлежит главе семейного клана. Главенство обычно передается по женской линии, причем не от матери к дочери, а от бабушки к внучке или от тети к племяннице. Главой племени может быть и старейший мужчина.

Старейшина умеет разговаривать с душами предков. В этом ему помогает священный огонь, который связывает живых и мертвых родственников клана. Вождь следит за тем, чтобы огонь не погас и не прервалась невидимая нить между двумя мирами. На ночь угольки из костра уносят в хижину старейшины. Утром ими воспользуются, чтобы разжечь священный огонь, если тот был ослаблен ночным ветром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector