Храм богоявления в химках: описание и адрес
Содержание:
Колокольня, часовенка и лавка
Колокольня храма Богоявления (в Химках) также взаимосвязана по архитектуре с остальными куполами здания. Имеет свои ярусы, которых четыре, а также звонницу с великолепными оконными проемами арочного типа.
Во дворике обители есть часовенка, которая посвящена иконе Богоматери «Всех скорбящих Радость». У нее молятся за всех погибших в войнах (совершающихся локально) или катастрофах техногенного плана (Чернобыль).
В церковной лавке продаются свечи, иконы, крестики, духовные книги, кольца. Здесь же можно заказать церковный обряд или молитву.
Также на территории обители есть пункт приема гуманитарной помощи для нуждающихся людей.
Деятельность храма
Помимо богослужений, Богоявленский храм занимается общественной и социальной работой. В первую очередь, это заключается в ежеквартальном выпуске приходского печатного органа — Приходского листка. Во-вторых, следует упомянуть регулярно устраиваемые паломнические поездки. В-третьих, храм имеет свой отдел образования и катехизации, который занимается подготовкой желающих креститься к принятию таинства, а также взаимодействует со светской системой образования. Среди других начинаний прихода следует отметить также воскресную школу и центр социального служения «Милосердие».
Архитектура храма
Архитектурное решение для новой церкви было выбрано в соответствии с традициями византийского зодчества. Поэтому в своей основе это крестовокупольное сооружение. В целом для России это достаточно распространено и привычно, так что храм Богоявления в Химках в данном смысле вполне традиционен. Вместимость внутренних помещений рассчитана на тысячу человек.
Внешний вид церкви формируют пять куполов, которые совмещены с колокольней. На второй этаж ведут дополнительные парадные лестницы. Имеются также подъемники для инвалидных колясок.
Что касается колокольни, то она представляет собой четырехъярусное сооружение с открытой звонницей, имеющей четыре арочных проема. Храм Богоявления в Химках входит в состав комплекса, в котором кроме него располагается здание церковной администрации и лавка религиозных товаров и литературы. Кроме того, недалеко от храма имеется часовня, посвященная Божией Матери в честь ее иконы «Всех Скорбящих Радость». Сооружена эта часовня как памятник всем погибшим и пострадавшим во время техногенных катастроф, главным образом взрыва Чернобыльской атомной электростанции.
История и архитектура церкви
Первоначально документы XVI—XVIII вв. упоминают Петропавловскую как деревянную церковь при господской усадьбе села Петровское-Лобаново «на реке Химке». Этой местностью несколько столетий владели русские аристократы, среди которых боярин Ивана Грозного Петр Татев, князья Лобановы-Ростовские, давшие местности название, фельдмаршал Екатерины II Г.А.Потемкин, многие другие. Так как позже усадьбу уничтожили во время революции, а местность стала рабочим поселком, ныне о тех временах напоминает только храм.
В его нынешнем виде, как каменный, он существует только с начала XIX в., когда здешнее имение купили дворяне Апухтины, решившие построить капитальное здание. Но завершить это дело удалось только к 1829 г.
Строительство
Интересный фактАвтором проекта был О.И.Бове, которому Москва обязана своим быстрым восстановлением после пожара 1812 г.
Стиль постройки определяется как распространенный тогда ампир – строгие классические пропорции, минимум декора. Церковь – двухпрестольная, ее приделы посвятили свв. Петру и Павлу, а также празднику Покрова Богородицы.
Судьба святыни
Небольшой приход вел довольно активную жизнь. При нем действовала школа, приют для больных, бездомных. Все это было закрыто после 1917 г. Никто из старожилов не запомнил точной даты прекращения здесь служб, но предполагается, что случилось это незадолго до начала войны. Именно тогда расстреляли, возможно, последнего настоятеля церкви архим. Гавриила (Яцика).
Подобно многим другим новомученикам начала XX в., прп. Гавриил осознанно выбрал пусть исповедничества и последующие мучения: он принял иноческий постриг с 1918 г., когда уже начиналась антицерковная кампания, жил в Донской обители, где стал архимандритом, а по ее закрытии настоятельствовал в Петропавловском. Отсюда он и был взят на мучения.
Допросы о. Гавриила косвенно говорят о его высочайшем авторитете среди прихожан. Вот краткий фрагмент допроса от 15 сентября 1937 г.:
23 сентября 1937 г. преподобномученик погиб на Бутовском полигоне. А к 1941 г., когда началась война, в закрытом храме уже не молились, а делали «коктейли Молотова».
По окончании военного лихолетья жители города просили сохранить здание хотя бы как памятник архитектуры, открыв здесь библиотеку. Но власти решили по-своему: долгие годы здесь работал мыловаренный завод, а потом и вовсе алюминиевый литейный цех. Все это привело к полной утрате уникальных росписей стен. Наконец, после пожара 1952 г. обвалилась крыша, поэтому производство здесь вовсе прекратилось, так что бывший храм на несколько десятилетий остался в полном запустении.
Современная жизнь
Только с прекращением гонений с начала 1990-х появилась возможность поставить вопрос о возвращении поруганной святыни. Но светские учреждения окончательно ушли с территории церкви только с 2004 г.
Интересный фактТолько 12 июля 2011 г., на память свв. Петра и Павла было совершено великое освящение церкви.
Ныне она трехпрестольная – вновь появившийся придел посвящен новомученику Гавриилу (Яцику). Там, где он некогда предстоял Господу, ныне молятся ему самому.
На приходе действуют:
- воскресная школа;
- социальная служба;
- трапезная для бедных на 50 человек, обращаться сюда можно ежедневно.
Кроме того, силами прихожан издается газета «Верую». Достаточно активна молодежь, участвующая в волонтерском движении (служение при больницах города), а также работе клуба «Сретение».
История
В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.
Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.
Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.
А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.
В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.
Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.
Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.
И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.
После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.
А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.
В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.
Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.
Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.
Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.
Приделы храма
Поскольку церковь является двухъярусной, это позволяет на двух этажах разместить сразу четыре престола. Основной алтарь расположен на втором этаже и освящен, соответственно, в честь Богоявления Господня, то есть праздника Крещения Иисуса Христа. Справа от него располагается второй престол в честь иконы Божией Матери, называемой «Скоропослушница». Слева же от основного престола обустроен еще один придел, посвященный святителю Николаю. Таким образом, три из четырех приделов расположены на втором ярусе. Нижний же храм посвящен празднику Рождества пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна. Он исполняет роль крестильного храма, поэтому, согласно проекту, в нем со временем должна быть выстроена купель, чтобы можно было совершать крещение через полное погружение.
Воскресная школа
Здесь учатся дети в воскресные дни. Сначала (в октябре 2009 года) занятия проходили в не совсем комфортных условиях, поскольку внутренняя отделка храма еще не была окончена, а потому дети сидели в необорудованном «классе» за импровизированными партами.
Но все это не помешало обретать важные духовные знания на уроках Закона Божьего, а также учиться пению, рисованию, рукоделию.
В настоящее время школа располагается в здании приходского дома.
Возраст ребят разный: от дошкольного и младшего школьного до подросткового. Здесь каждый ребенок – это личность, со своими духовными потребностями и индивидуальным мировоззрением.
Дела милосердия
При Храме Богоявления в Химках создан социальный центр помощи нуждающимся имени княгини Елизаветы Федоровны.
В рамках этого центра осуществляется добровольный сбор вещей, которые затем передаются людям менее обеспеченным.
Например, в сентябре 2017 года для благотворительной организации социальной адаптации граждан «Доверие» было собрано и предоставлено от храма 12 кубометров гуманитарной помощи в виде одежды, обуви, вещей бытового назначения.
Каждый, проживающий в Химках в районе церкви, и желающий оказывать такой вид помощи нуждающимся, имеет возможность присоединиться к подобного рода программам.
А те, кому необходима помощь, может в храме заполнить анкету и попросить о своей нужде.
Внутреннее пространство храма
Площадь внутреннего помещения обители рассчитана в среднем на тысячу человек. Конечно же, в обычные дни такое количества прихожан бывает крайне не часто, но во время торжественных Богослужений, когда отмечаются большие религиозные праздники, приходит достаточно много верующих.
Здание сооружения состоит из двух этажей.
Нижний храм является крестильным. Здесь есть купель, в которую крестящийся человек имеет возможность полностью окунуться в воду. Посвящен этот храм Иоанну Крестителю и Рождеству Пророка Предтечи.
Верхний храм – это Храм Богоявления, пределы которого посвящены иконе Богородицы и Николаю Чудотворцу Мирликийскому.
Пять высоких куполов христианской обители придают еще большее величие, светлость и возвышенную одухотворенность каждому, кто приходит в храм и поднимает глаза к небу.
Во внутреннюю часть храма можно зайти через центральный вход, а также через две парадные лестницы. Есть подъемник для людей с ограниченными возможностями в передвижении.
Паломнические поездки
Самой яркой паломнической поездкой по святым местам является путешествие в Грецию в город Неа Макри в феврале 2012 года.
В этом городе есть монастырь, в котором хранятся мощи мученика Ефрема Нового Неамакринского. В Храме Богоявления в Химках святой считается покровителем. Вот священнослужители храма и решили побывать у мощей мученика Ефрема и привезти его икону из святого места.
Дорога была полна разных приключений, но благодать Божья и помощь неба постоянно отводили все препятствия, которые возникали во время этой паломнической поездки.
Так в храме появились святыни, принадлежавшие Ефрему – тапочек и шапочка, а также икона. Все это как дар получила обитель от греческого монастыря.
Также ученики Воскресной школы вместе со своими учителями-духовниками посещают святые места Подмосковья.
Паломнические поездки в любом случае расширяют границы христианского мировоззрения и детей, и взрослых. Помогают по-новому взглянуть на жизнь и людей, на святость и религиозность. Вдохновляют на духовное развитие.
Святыни
В храме Богоявления Господня (Химки) для всех верующих христиан доступны святыни (иконы, мощи святых и так далее), которые предназначены для молитвы, чистых просьб и приложений.
Из икон есть в обители такие:
- Богородицы «Неупиваемая Чаша».
- Богородицы «Всех скорбящих Радость».
- Святого Василия Команского (мученика).
- Святого апостола Симона Конанита.
- Казанской Божьей Матери.
- Божьей Матери Скоропослушницы.
- Святителя Нектария Эгинского.
- Богородицы Всецарицы.
Из святых мощей и святынь:
- Фотокопия Плащаницы Христа (оригинал в Турине).
- Мощи блаженной Матроны Московской (частицы).
- Копия гвоздя работы XIX века с частицей Святого гвоздя, которым был прибит к кресту Христос.
- Святыни мученика Ефрема Нового Неамакринского.
- Частица мощей Святителя Николая Чудотворца.
Расположение всех святых реликвий в Храме Богоявления в Химках на фото.