Московский григориевский храм в дербицах
Содержание:
- Социальная работа, повседневная жизнь
- Новая жизнь
- Новую деревянную церковь построили временно, до строительства каменного храма
- Деревянный храм
- Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
- История Храма Григория Неокесарийского от создания до нашего времени
- История Храма Григория Неокесарийского от создания до нашего времени
- Где находится храм?
- Приход и хор храма
- История постройки
- Интересные факты про храм, что в окрестностях
- О святом, в честь которого названа церковь
- Интересные факты про храм, что в окрестностях
- История строительства
- Когда-то на Большой Полянке…
- Внутреннее убранство
- В храме святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке совершаются регулярные богослужения
Социальная работа, повседневная жизнь
Храм Григория Неокесарийского на Полянке сотрудничает с медицинскими учреждениями района – проводит беседы с персоналом и пациентами, исповеди, причащения, соборования.
Для малоимущих работает благотворительная приходская столовая, им помогают бесплатными продуктами и одеждой. В воскресные и праздничные дни после службы молящимся раздают белый хлеб. Приход оказывает патронажную помощь больным и немощным людям.
На протяжении многих лет приход духовно окормляет военнослужащих подразделений Московского военного округа, учреждает стипендии отличившимся на воинской службе, помогает с трудоустройством и получением образования увольняющимся в запас молодым воинам. Красная церковь часто становится местом проведения концертов и фестивалей духовной музыки.
Воскресная школа
С 2008 г. при храме работает воскресная школа, в которой дети осваивают основы Православия, правила церковной службы и церковное пение. Создан православный культурно-просветительный , в нём оборудованы комфортные помещения для творческого и духовного развития молодёжи.
https://www.youtube.com/watch?v=fcVbWK8iJ4s
Престольные праздники
С течением времени к главному зданию пристроили новые приделы, и теперь Григорьевский храм празднует в честь престолов:
- Святителя Григория Неокесарийского (30 ноября);
- Святителя Григория Богослова (7 февраля), он находится в южном приделе;
- иконы Божией Матери Боголюбская (1 июля), которой посвящён северный придел.
Расписание служб, режим работы
По субботам Божественная Литургия начинается в 9 часов, а в воскресные дни и в дни больших православных праздников – в 9.30. Накануне праздников в 17 часов служится Всенощное бдение.
Расписание служб составляется на каждый месяц, его можно уточнить в самом храме или на его официальном сайте.
Новая жизнь
Деревянная церковь просуществовала до семнадцатого века. Позже в тогдашнем храме Григория Неокесарийского случился пожар и он полностью сгорел. Здание было восстановлено, но оно опять было деревянным. Постепенно церковь приходила в запустение, особенно это стало заметно после эпидемии чумы. И только в 1667 году государем Алексеем Михайловичем был дан приказ на строительство нового, уже каменного, храма. Работами руководили лучшие по тем временам зодчие Иоанн Кузнечик и Карп Губа.
Алексей Михайлович давал немалые средства на строительство, он лично контролировал его ход. Материал доставлялся из знаменитых подмосковных каменоломен, откуда брался камень и для стен Кремля. Девять тысяч изразцов с так называемым «павлиньим оком» изготовил известный мастер Степан Полубес, а образы для иконостаса выполнил царский изограф Ушаков. Закончилось строительство через двенадцать лет. Первого марта 1679 года состоялось освящение и первая служба в храме Григория Неокесарийского. Обряд совершал Иоаким — Патриарх Московский и всея Руси в присутствии нового царя Федора Алексеевича.
Новую деревянную церковь построили временно, до строительства каменного храма
Учёные говорят о том, что строительство новой деревянной церкви началось не позднее 1632 года на месте сгоревшего храма. Стоит отметить, что уточняя местоположение церкви Григория Неокесарийского, местные жители называли и называют её по-разному: в Кадашеве, в Дербицах, при Полянке.
Наиболее распространёнными стали два последних варианта. Так Дербица по В. Далю — «замшелая, залежалая земля», а Полянка — это рынок.
Древняя Москва. В.В. Корбан. 1958 год. Район, где размещался первоначальный деревянный храм Григория Неокесарийского, во времена Древней Москвы населяли стрельцы и ткачи
К началу нашего века храм Григория Неокесарийского стал называться «на Полянке». В наше время на месте расположения первоначального храма стоит стандартный жилой дом.
Район, где размещалась церковь, заселялся царскими стрельцами, а также ткачами. Позже здесь расселились купцы, мещане и ремесленники. Кроме того, рядом со зданием храма князья Трубецкие выстроили свою усадьбу.
1667
в этом году начали строить новый каменный храм Григория Неокесарийского
Новый каменный храм стали строить в 1667 году рядом с деревянным. Это сделано для того, чтобы иметь возможность проводить богослужения во время строительств в старой церкви. После того как собор построили, старую церковь разобрали, произошло это в правлении царя Фёдора Алексеевича. На её месте установили увенчанный крестом белокаменный обелиск.
Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный русский художник второй половины 17 века. Царь Алексей Михайлович дружил с настоятелем храма святителя Григория Неокесарийского и поэтому вложил в его строительство большие деньги
Возведение храма в честь святителя Григория началось по благословению Патриарха Никона Андреем Савиновым (Постниковым). Его в 1660 году назначили настоятелем старой деревянной церкви.
Царь Алексей Михайлович тесно дружил с ним, сделал его в 1665 году своим духовником и протопопом Благовещенского собора Московского Кремля. Он частично заменил царю впавшего в немилость Патриарха Никона
Эти объясняется то внимание, с которым относился Государь к строительству новой церкви
Деревянный храм
В древней Москве праздник св. Григория Неокесарийского оказался связанным с важным для России историческим событием – в этот день, 17 ноября 1445 года возвратился в русскую столицу из жестокого татарского плена великий князь Василий II Темный, прозванный так оттого, что был ослеплен врагами. Вероятно, именно в память о его возвращении тогда же и была поставлена первая деревянная замосквореченская церковь, освящённая по этому празднику, хотя деревянный Григорьевский храм впервые упоминается в письменных исторических документах лишь в 1632 году. В старой Москве он назывался «что в Дербицах». Местность, где воздвигли этот храм, была в те времена далёкой-далёкой глушью. Когда-то там проходила древняя дорога из Новгорода в Рязань. Освоение территории старинного Заречья серьёзно началось во времена татаро-монгольского ига, поскольку через него пролегла главная дорога из Москвы в Орду. Название улицы Полянка официально появилось лишь в XVIII столетии, но в те времена, когда была основана церковь св. Григория Неокесарийского, здесь действительно начинались большие поля, которые простирались далеко за пределы средневекового города, и среди них проходила старая дорога из Кремля на Серпухов. Эти поля и дали название старинной московской улице. Сама же земля в этой низинной, часто затопляемой разливами Москвы-реки местности, была топкой, «замшелой», отчего и была прозвана Дербицами, искажённо от дебри. «Дебрью» в старину называли топкую низину.
Сначала в этой сырой, неказистой местности селились крестьяне и ремесленники, а с XVI века в Заречье находились и поселения стрельцов. Тут же расположилась дворцовая слобода царских кадашей – бондарей, делавших необходимые в старинном хозяйстве деревянные бочки и кадки (по другой версии кадашами были царские ткачи). Затем, с XVIII столетия Замоскворечье и его Полянку стали заселять московские купцы.
А церковь св. Григория Неокесарийского так и стояла деревянной до самого правления «тишайшего» царя Алексея Михайловича. После эпидемии чумы, разразившейся в Москве в середине XVII века, она окончательно запустела. В 1660 г. в ней служил обычный московский священник Андрей Саввич Постников, и рядом с церковью стоял его собственный двор. Он сумел сблизиться с набожным царём и даже стал его духовником, так, что в 1665 году царь перевёл его в кремлёвский Благовещенский собор, где была домовая царская церковь, и сделал его протопопом.
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Храм Григория Неокесарийского на Полянке в его современном, каменном теле создан лучшими зодчими и расписан лучшими художниками XVII столетия. На памятной доске значится: архитекторы Карл Губа, Иван Кузнечик, братья Григорьевы, 1667 – 1679 г.г.
В плане это протянувшийся с востока на запад четверик, соединённый с прямоугольной трапезной, которая, в свою очередь, соединяется с квадратной в основании колокольней. Форму креста придавали ансамблю паперти под навесами, устроенные с северной и южной сторон четверика.
Над стенами шапкой высятся 3 ряда кокошников – «огненных языков», а венчают всё 5 куполов-луковок с крестами, на которых можно разглядеть небольшие короны (и неспроста, ведь храмоздателем был царь). Все продольные и поперечные швы стен подчёркнуты декором, богато обрамлены окна. Белокаменные входные порталы украшены искусной резьбой.
Колокольня выглядит тоже празднично, над её кубическим основанием высится ярус звона и шатровый купол с двумя рядами слуховых окон. Но главная изюминка отделки церкви Григория Неокесарийского – изразцовый фриз, выполненный знаменитым гончаром из Белой Руси Степаном Полубесом и его помощниками.
9 тысяч поливных керамических изразцов с многоцветным узором «павлинье око» обрамляют верхнюю часть стен нарядным поясом, до сих пор не утратившим яркости красок.
Стены при строительстве задумано было выкрасить суриком в цвет красного кирпича, «…а слухи и закомары и окна прописать разными красками». В народе церковь стала именоваться Красной и по цвету стен, и потому, что радовала глаз своей красотой.
История Храма Григория Неокесарийского от создания до нашего времени
Храм Григория Неокесарийского помимо духовной, является и архитектурной ценностью. История храма берет начало еще с XV века.
По легенде, князь Василий II длительное время пребывал пленным у татар, где дал обещание: если освободится из плена живым, то возведет в Москве храм во имя святого. 17 ноября 1445 года князя отпустили из плена. В этот день также почитали память Неокесарийского чудотворца Георгия. Было принято решение возвести деревянный монастырь Григория Неокесарийского.
Спустя несколько лет деревянный храм был уничтожен при пожаре. На его месте в 1632 году был выстроен новый храм из дерева. В 1667 году рядом с ним построили каменный храм. В народе его называли «Красный», что означает красивый храм. Позже это название стало использоваться и в официальных источниках.
1 марта 1679 года храм освятили во имя Григория Неокесарийского. Обряд проводил патриарх Иоаким.
В 1812 году началась Отечественная война с Наполеоном. К счастью, храм не затронула война. Наполеон так восхищался красотой храма, что трудом смирился с тем, что не может перенести его в Париж.
Позже к храму был пристроен придел Боголюбской иконы Богоматери в готическом стиле. Икона очень помогала молящимся во время нашествия холеры в 1830-1831 годах.
Первая серьезная реставрация святыни произошла в 1859 году. Тогда были обновили росписи храма, ризы некоторых икон.
В советские времена началось крушение храма. Для увеличения тротуара, в 1930 года была частично разрушена колокольня. После расстрела церковнослужителя в 1939 году храм был закрыт, а иконы отданы в местные музеи.
Полная реставрация собора была проведена в 1965 году. В здании разместили художественный комбинат. И только через 35 лет храм был возвращен верующим. Богослужения начались с 1994 года и регулярно проводятся до сегодняшнего дня.
История Храма Григория Неокесарийского от создания до нашего времени
Храм Григория Неокесарийского помимо духовной, является и архитектурной ценностью. История храма берет начало еще с XV века.
По легенде, князь Василий II длительное время пребывал пленным у татар, где дал обещание: если освободится из плена живым, то возведет в Москве храм во имя святого. 17 ноября 1445 года князя отпустили из плена. В этот день также почитали память Неокесарийского чудотворца Георгия. Было принято решение возвести деревянный монастырь Григория Неокесарийского.
Спустя несколько лет деревянный храм был уничтожен при пожаре. На его месте в 1632 году был выстроен новый храм из дерева. В 1667 году рядом с ним построили каменный храм. В народе его называли «Красный», что означает красивый храм. Позже это название стало использоваться и в официальных источниках.
1 марта 1679 года храм освятили во имя Григория Неокесарийского. Обряд проводил патриарх Иоаким.
В 1812 году началась Отечественная война с Наполеоном. К счастью, храм не затронула война. Наполеон так восхищался красотой храма, что трудом смирился с тем, что не может перенести его в Париж.
Позже к храму был пристроен придел Боголюбской иконы Богоматери в готическом стиле. Икона очень помогала молящимся во время нашествия холеры в 1830-1831 годах.
Первая серьезная реставрация святыни произошла в 1859 году. Тогда были обновили росписи храма, ризы некоторых икон.
В советские времена началось крушение храма. Для увеличения тротуара, в 1930 года была частично разрушена колокольня. После расстрела церковнослужителя в 1939 году храм был закрыт, а иконы отданы в местные музеи.
Полная реставрация собора была проведена в 1965 году. В здании разместили художественный комбинат. И только через 35 лет храм был возвращен верующим. Богослужения начались с 1994 года и регулярно проводятся до сегодняшнего дня.
Где находится храм?
Место, где сегодня стоит Красная церковь, в древности именовали «Дербицами». Такое название было обусловлено замшелой, очень топкой землей района. Сначала церковь была деревянной. Доподлинно известно, что она строилась по приказу великого князя Московского внука Дмитрия Донского Василия Темного. Согласно некоторым сведениям, он, находясь в татарском плену, дал обет о том, что если обретет свободу, то обязательно возведет храм. Причем, построит его именно на том месте, с которого по возвращении увидит Московский Кремль. А посвятить его князь обещал тому святому, в день памяти о котором это событие произойдет. Так и появилась деревянная церковь на Полянке.
Когда-то здесь была глушь, по которой проходил тракт, ведущий из Новгорода в город Рязань. Название «Полянка» официально появилось только в восемнадцатом столетии. В то время, когда была основана Красная церковь в честь св. Григория Неокесарийского, на этом месте простирались большие поля. Именно они и дали название этой старинной улице в Замоскворечье.
Сначала в этой неказистой сырой местности проживали только крестьяне и ремесленники, но уже с шестнадцатого столетия здесь стали появляться поселения стрельцов. Там же находилась и дворцовая слобода бондарей – царских кадашей, делавших невероятно необходимые по тем временам в хозяйстве деревянные кадки и бочки. С XVIII века Замоскворечье и улицу Полянку начали потихоньку заселять и московские купцы.
Приход и хор храма
Среди прихожан Григорьевской церкви – самые разные люди: и зрелые, состоявшиеся, и старшее поколение, и молодёжь. Многие молодые люди постигают мастерство звонарей, певчих и алтарников в кружках при храме.
Приход ведёт страничку в социальной сети ВКонтакте, на которой публикуются новости приходской жизни, информация о готовящихся паломнических поездках, предстоящих интересных лекциях и концертах.
На службах поёт мужской хор. Руководит им регент Николай Белов, прекрасно образованный музыкант, среди учеников которого – выпускники Московской консерватории и музыкальной академии им. Гнесиных.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.
История постройки
Царь Василий Темный, правивший в 15 веке, во время пленения татарами пообещал Творцу в случае своего освобождения построить христианскую обитель на месте, с какого он первыми увидит стены Москвы по возвращению из плена. В конце осени в 1445 году, по возвращении царя, велось богослужение в память святого Григория Чудотворца, это стало основанием для постройки церкви святого Чудотворца Неокесарийского.
Московский храм Григория Неокесарийского на Большой Полянке
Пожар 17 столетия полностью уничтожил деревянную святыню, на ее месте возвели временную церковь при Полянке или в Дербицах, местными жителями называлось это место Кадашево. Вокруг церковных построек на Якиманке жили рабочие ткацких мастерских и стрельцы царя, неподалеку стояли хоромы князей Трубецких.
В 1660 году по благословению Патриарха Никона Андрей Саввинов, настоятель временной церкви, начал строительство каменной святыни. Дружба царя с Саввиновым продолжалась многие годы, в 1665 году отец Андрей стал царским душепопечителем, Алексей Михайлович не жалел денег и материалов для возведения церкви.
Когда при правлении Федора Алексеевича были возведены каменные храмовые постройки, деревянная церковь была разобрана. Чтобы подчеркнуть принадлежность храмовых построек к царскому покровительству, на крестах установили короны.
Луковичное пятиглавие завершало трехрядие, завершающее килевидными кокошниками уникальную архитектуру храмового строения. Удивительное по красоте здание было возведено царскими зодчими Иваном Кузнечиком и Карпом Губой.
Изразцы, сохранившие яркость краски и до сих дней, были выполнены мастером Степаном Полубесом. За уникальную красоту новый храм местными жителями был назван Красным.
Интересно! В храме венчались царские особы, крестили будущего царя Петра Первого.
В начале марта 1679 года Григорьевский храм на Полянке был освящен Патриархом Иоакимом, на празднике освящения присутствовала вся царская семья во главе с Федором Алексеевичем.
В 1767 году по благословению и материальной поддержки прихожанина Г. Лихонина появился придел в память Григория Богослова.
Уникальность храма покорила в 1812 году французского императора Наполеона, он бросил все силы для спасения необычной красоты церкви от огня.
Внутреннее убранство храма Григория Чудотворца
В 1830 году в церкви Григория собирались москвичи на молебны о спасении от холеры.
1834 год ознаменовался освящением еще одного придела святого образа Богородицы «Боголюбская», в основу архитектуры которого легла ампирная псевдоготика.
До 1859 года, когда было решено храм реставрировать, он оставался придворной церковью, перед иконами которой часто молилась Елизавета Федоровна.
Интересные факты про храм, что в окрестностях
В 1671 г., ещё задолго до полного завершения отделки, царь венчался здесь с юной Натальей Нарышкиной. Есть версия, что младенца Петра I год спустя крестили здесь же. После смерти Тишайшего царское место перестроили в придел святителя Тихона Амафунтского. Однако, путь туда был неудобен и тесен, поэтому служили в нём всего раз в году, в праздник святителя Тихона.
В 1812 г. Бонапарт принял все меры, чтобы очаровавшая его церковь-игрушечка не пострадала от пожаров. Солдатам было велено поливать её водой в случае приближения огня.
В окрестностях находится немало исторических и культурных объектов:
- оба здания Третьяковской галереи (на Крымском валу и в Лаврушинском переулке);
- много церквей и архитектурных памятников;
- 100-метровая статуя Петра I работы З.Церетели;
- Болотная площадь.
И сама улица Большая Полянка – одна из московских достопримечательностей.
О святом, в честь которого названа церковь
Св. Григорий родился на севере Малой Азии в городе Неокесарии примерно в третьем веке от Рождества Христова. Получив прекрасное образование в Александрии у самого Оригена, он вернулся на родину. Но вскоре, удалившись в пустыню, начал вести там свою святую жизнь в молитвах и посте, чтобы обрести от Бога дар пророчества. О подвижнике узнал епископ Амасии. Он решил поставить его в родной Неокесарии духовным руководителем. Св. Григорий согласился и стал перед хиротонией горячо молить Бога открыть ему истинное поклонение Святой Троице. И было ему чудесное видение: перед Григорием явились сама Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов. Именно от последнего святой получил знание об истинном и достойном исповедании Святой Троицы. На этом Откровении позже и было основано православное учение. Сам Григорий Неокесарийский до этого не дожил. Он скончался примерно в 266 году.
Интересные факты про храм, что в окрестностях
В 1671 г., ещё задолго до полного завершения отделки, царь венчался здесь с юной Натальей Нарышкиной. Есть версия, что младенца Петра I год спустя крестили здесь же. После смерти Тишайшего царское место перестроили в придел святителя Тихона Амафунтского. Однако, путь туда был неудобен и тесен, поэтому служили в нём всего раз в году, в праздник святителя Тихона.
В 1812 г. Бонапарт принял все меры, чтобы очаровавшая его церковь-игрушечка не пострадала от пожаров. Солдатам было велено поливать её водой в случае приближения огня.
В окрестностях находится немало исторических и культурных объектов:
- оба здания Третьяковской галереи (на Крымском валу и в Лаврушинском переулке);
- много церквей и архитектурных памятников;
- 100-метровая статуя Петра I работы З.Церетели;
- Болотная площадь.
И сама улица Большая Полянка – одна из московских достопримечательностей.
История строительства
Построить каменное здание задумал настоятель деревянной Григорьевской церкви Андрей Саввинов (Постников). Бог весть, каким образом познакомился он с царём Алексеем Михайловичем, который за набожность свою прозван был Тишайшим. Жизнелюбивый и энергичный настоятель полюбился царю и вскоре стал его духовником.
Более того, Тишайший назначил его протопопом Кремлёвского Благовещенского собора и выделил из казны огромные деньги на строительство каменного храмового ансамбля. Стремительный взлёт простого священника не пришёлся по душе Патриарху Московскому Иоакиму, и пока царь с духовником увлечённо планировали и строили, он искал случая осадить «выскочку».
Строить новое здание решено было рядом с деревянной церковью, чуть севернее, чтобы не прекращать молитв. Камень для строительства взяли свой, подмосковный, из села Мячково. Из него уже возводили ранее постройки в Московском Кремле.
Тишайший приезжал на молитву в Григорьевскую церковь и интересовался строительством. Для него и членов царской семьи сооружали в новом храме особое молельное место в виде балкона, расположенное во втором этаже над трапезной.
Строительство и отделка завершились уже после смерти Алексея Михайловича. А Великое освящение 1 марта 1679 г. прошло и без настоятеля, Андрея Саввинова: без царского покровительства Патриарх Иоаким тут же лишил его сана и отправил в один из северных монастырей.
Когда-то на Большой Полянке…
Начало Большой Полянки. Слева — бывший дом Прозоровского. Фотография 1908 года
Об исчезнувшем уголке старой Москвы.
В начале улицы Большой Полянки стоят многоэтажные дома, построенные в первые десятилетия советской власти. Рассказ об этой части Замоскворечья всегда сопровождается упоминанием о череде невосполнимых утрат. Для возведения огромного жилого дома (Большая Полянка, 1/3), который словно нависает над улицей, Кадашевской набережной и Малым Каменным мостом, пожертвовали двумя дореволюционными усадьбами. Речь идет не о рядовых потерях — разрушенные здания считались бы сегодня значимыми достопримечательностями и заняли бы достойное место на страницах любого путеводителя по району. * * * После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург (1712–1714) в начале Большой Полянки (тогда улица называлась Космодамианской) размещались дворы военной знати. Аристократия селилась здесь в виду близости Кремля, Монетного двора и церкви Святых бессребреников Космы и Дамиана в Кадашах. Застройка усадеб имела характерную для того времени композицию: главный дом (каменные палаты) в глубине двора, по периметру владения — деревянные служебные строения. В 1730‑х годах одна из уничтоженных усадеб (сегодня она располагалась бы на углу Старомонетного переулка и Кадашевской набережной) принадлежала князю Ивану Юрьевичу Трубецкому. Его называли Меньшой, чтобы отличать от родного дяди и полного тезки — сподвижника Петра I и последнего боярина. Служил И.Ю. Трубецкой Меньшой в Ингерманландском полку, достиг звания полковника. В книге «Сказания о роде князей Трубецких» (см. список литературы в конце) об Иване Юрьевиче написано: «Он принимал участие в событиях, ознаменовавших собою вступление на престол Анны Иоанновны, причем вместе с дядей и братом был противником верховников. Анна Леопольдовна сделала его камергером, а императрица Елизавета Петровна указом от 25 декабря 1742 года произвела его в действительные камергеры и в том же году пожаловала ему орден Святой Анны (первой степени) и назначила президентом Юстиц‑коллегии. <�…> Женат князь Иван Юрьевич был на Марии Яковлевне Глебовой и оставил после себя одного сына князя Николая Ивановича, женатого на княгине Татьяне Алексеевне Козловской, и четырех дочерей: Аграфену, Варвару, Екатерину и Прасковью». По фамилии знатного домовладельца Старомонетный переулок некоторое время назывался Трубецким. После смерти Ивана Юрьевича (1744) усадьба на Большой Полянке перешла по наследству вдове княгине Марии Яковлевне Трубецкой. В 1760–1780‑х годах собственником стал их сын — Николай Иванович. С 1790‑х годов до нашествия Наполеона усадьба принадлежала сыну Н.И. Трубецкого князю Ивану Николаевичу. Он дослужился до чина надворного советника, был предводителем дворянства Дмитровского уезда, где находилось имение Трубецких Ахтырка. После пожара 1812 года, во время которого усадьба значительно пострадала, хозяева решили в нее не возвращаться, и в течение десяти лет здесь оставались лишь полтора десятка дворовых. В 1822 году владение приобрел английский механик по фамилии Мурье, занимавший барский дом некоторое время. Другая находившаяся здесь усадьба располагалась бы сейчас на углу Большой Полянки и Кадашевской набережной. В первой половине XVIII века она состояла из каменного главного дома и деревянных служебных строений. В 1738–1745 годах ею владел полковник Василий Иванович Сабуров, до переезда в Москву живший в столице, где исполнял должность прокурора Сыскного приказа, а позже — товарища санкт‑петербургского вице‑губернатора. В 1745 году В.И. Сабуров продал усадьбу полковнику Никите Саввичу Савину, у которого через десять лет ее приобрел аптекарь Казимир Болеславович Меер. Часть помещений были им приспособлены под аптеку. К 1770 году владение перешло другому аптекарю — Иоганну Матвеевичу Вольфу. Вскоре (1773) он подал в Полицмейстерскую канцелярию прошение, где уведомил о своем намерении «вместо старой вновь каменную аптеку построить в два этажа на погребах со сводами и покрыть железом», а также соорудить «каменное с улицы крыльцо для приходящих за лекарствами». Проект составил приглашенный Вольфом лучший на тот момент московский архитектор — Василий Иванович Баженов. Уточнение «на погребах со сводами» позволяет предположить, что при возведении нового здания зодчий использовал нижнюю часть прежнего дома. На первом этаже была устроена аптека с отдельным входом со стороны улицы. Из северных окон открывался вид на Кремль и Пашков дом — еще одно творение Баженова. К слову сказать, здания на Моховой и Большой Полянке имели схожее внешнее убранство…
Внутреннее убранство
Внутри храм был не менее великолепен, чем снаружи. Пространство, наполненное светом из окон в два ряда, пятиярусный иконостас, украшенный позолоченной резьбой, искусно выполненное паникадило вызывали благоговейное восхищение. Образа для иконостаса написаны прославленным изографом Симоном Ушаковым и мастерами его школы.
Храм Святителя Григория Неокесарийского внутри.
Талантливый художник, новатор, Симон Ушаков стремился к соединению жизненной правды, красоты и света. Его творения – такие, как «Спас Нерукотворный», «Богоматерь Элеуса-Киккская» – выполнены с выдающимся мастерством.
Ученик Ушакова – уже отмеченный при дворе художник Георгий Зиновьев – написал цикл восьмигранных икон, повествующих о Страстях Господних. К росписи привлекли многих искусных художников – Попова, Никитина, Дунаева и других. Благодаря их мастерству, полотна на стенах приближаются к монументальной живописи.
В храме святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке совершаются регулярные богослужения
Настоятель храма святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве — епископ Иероним (Чернышев), диакон Владислав Астафьев, а мужским хором руководит регент Николай Белов.
В церкви совершаются регулярные богослужения, все таинства и требы. Что касается расписания, то богослужения в храме совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам:
- в субботу: 09:00 — утреня, литургия. 17:00 — всенощное бдение;
- в воскресенье: 09:30 — литургия.
Расписание богослужений постоянно меняется и его необходимо уточнять на сайте Храма.
Схема места нахождения приход храма Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах Московской епархии РПЦ.
Приход храма Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах Московской епархии РПЦ расположен по адресу: улица Большая Полянка, 29-А. Контакты: Телефон. Электронная почта:
Добраться до него легко, так как он находится в густонаселённом районе Москвы, при этом рядом с храмом находится станция метро «Полянка», а также проходит улица Большая Якиманка.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение