Храм святых бессребреников космы и дамиана в москве

Внутреннее убранство

По мере возможности, современное состояние храма сохраняет первоначальный вид сооружения. Многочисленные переделки и изменения не могли не сказаться на храме, но все же внутри он выглядит почти так же, как был задуман изначально. Внутри храм имеет ступенчатый свод с сосудами-голосниками, облегчающими свод и делающими храм более легким в акустике.

Храмовые иконостасы во всех приделах отчасти сохранены, отчасти восстановлены по древним записям. Они располагаются ближе, чем раньше, из-за чего внутренняя поверхность алтаря теперь является больше. В храме расположены иконы, созданные специально мастерской Вахромеева, а все царские врата и прочие элементы с деревянной резьбой выполнены московской мастерской Фехнера.

В целом все убранство храма и живопись созданы в каноническом стиле, здесь почти нет живописных икон. Здание сохраняет старинный дух благодаря повторению современными материалами старинных образцов. Так здесь по такому же образцу созданы покровы на престол и аналои, и Плащаница.

Внутри храма расположен повышенный свод для Распятия, расположены напольные киоты. Храм почти весь расписан, только один из отделов у центрального иконостаса сохраняет первоначальные белые стены.

Интересные факты и легенды

  1. Во времена нашествия Наполеона на Москву 1812 года, Космодамианская церковь, вместе с другими соборами, была подвергнута общей участи, разграблена и лишена большой части своих ценностей. Долгое время духовенству церкви пришлось оправляться от постигшей беды.
  2. Многие другие храмы Москвы безвозвратно не смогли оправиться от разорения, некоторые были разобраны, некоторые присоединились к другим храмам. Аналогичным образом, церковь Апостола Петра и его честных вериг, находившийся рядом в Петроверигском переулке приписали к Космодамианской церкви. Вначале Космодамианский храм подразделялся на зимнюю часть и летнюю. В честь Спасителя — «Зимний» храм запирался зимой, так как не имел отопления. «Летний», состоящий из 2-х приделов и квадратной трапезной, был не слишком вместительным. В связи с этим впоследствии, в подвале церкви, была сооружена духовая печь. С тех времен в зимней части храма молебны проводились круглогодично. Впоследствии, на протяжение долгих 40 лет, ни какие ремонтные работы по восстановлению церкви не производились. Только к 1893 году, обновили внутреннюю обстановку храма, привели в порядок фасад здания. В обновленном храме 18 декабря осуществилось торжественное богослужение, провели обряд крестного хода, приуроченное к столетию освящения придела Николая Чудотворца, при огромном стечении народа. 30 домов к концу IXX века насчитывал приход Космодамианского храма. Среди его прихожан было много достойных имен.
  3. Долгое время, старостой Космодамианской церкви был Боткин П.П.
  4. Профессор академии медицины — его сын, выдающийся врач и общественный деятель Боткин С.П.Его внук, личный врач семьи Николая Второго — Боткин Е. С., который был расстрелян вместе с семьей царя. Прихожанином храма так же был русский, великий поэт Ф. И. Тютчев. Бывая в Москве, часто посещал Космодамианскую церковь Достоевский Ф. М.
  5. В тяжелейшие 30 годы, становления советской власти, храмКосмы и Дамиана на Маросейке, как и множество других храмов, подвергся гонениям. Приход разогнало новое правительство, конфискованные храмовые ценности были бесследно утеряны. По вынесенному постановлению начальства, церковь предполагалось взорвать, но Господом Богом решено было иначе, не попустил Господь святотатства. Впоследствии, храмовые помещения, были использованы под склады для производства, архивы, мастерские и художественные, клуб мототуристов.

Адрес: улица Маросейка, здание № 14/2, строение 3, Москва, индекс 101000.

В пересечении улицы Маросейки со Старосадским переулком размещается храм Космы и Дамиана. Добираться пешком от станции метро «Китай-Город», с выходом на Маросейку, идти по правой стороне улицы в течение пяти минут. Либо минут десять пешком от метро «Лубянка», с выходом на Лубянский проезд до перекрестка с улицей Маросейка, и по Маросейке, до перекрестка со Старосадским переулком.

Сегодня многие жители столицы считаются прихожанами православного храма на Маросейке, святых братьев чудотворцев Космы и Дамиана. Здесь, в молитве к святым ликам, они получают исцеление души, отпущение грехов, ответы выхода из трудных жизненных ситуаций, умиротворение и спокойствие духа.

Оформление статьи: Мила Фридан

История постройки и становления храма

Местность, где позднее будет возведена церковь, располагается между двумя реками: Ходын и Москва. Она носит множество названий, самыми популярными из которых являются:

  • Беседы;
  • Хорошево;
  • Ходынский луг.

В начале XVI века эти земли входили в состав дворцового надела Ивана Грозного. Многие историки считают, что именно в это время и было начато строительство дворцового комплекса и деревянной церкви при нем. Этот комплекс создавался для того, чтобы члены правящей династии могли отдохнуть во время охоты.

Немного позже эти земли получил Борис Годунов в качестве свадебного подарка от своего тестя. Эта фигура в истории представлена довольно неоднозначно.

Романовы и их вклад в историю

Наибольшую известность церковь Живоначальной троицы в Хорошеве получила в начале XVII века. Именно в ней встретили отца Филарета, который спасся из польского плена, он же был отцом молодого Михаила Романова. Развитию и обогащению святой церкви поспособствовал царь Алексей Михайлович, который отдал ей окрестные деревни.

После того как столица России была перенесена, Хорошево утратило свой статус любимого места отдыха правящей семьи, храм обложили налогом. Но в XVII веке здание несколько раз реконструируют и ремонтируют, в ней поддерживается первоначальный вид стен, сохраняются все образа.

Война 1812 года принесла храму разграбление и разруху. Однако местные жители и меценаты помогли восстановить основное убранство и вернуть всю утварь. К середине XIX века главную часть храма и колокольню объединили общей трапезной. Во время ремонта были обновлены иконостасы во всей церкви, а также покрыли росписью бо́льшую часть стен.

Изменения в советское время

С приходом большевиков началось истребление церквей и религии. Эта черная полоса не обошла стороной и неприметный храм Троицы в Хорошево. В 1922 году из нее вынесли все ценности и образа. Но местные жители постепенно вернули первозданный облик иконостасу. Каждый, кто приходил в часовню, нес с собой лики святых из дома. Спустя несколько лет церковь вновь обворовали. В середине XX века ее закрыли.

На протяжении нескольких десятков лет в стенах здания располагались многие заведения. Здесь была фабрика, сельский клуб и еще масса других организаций. Но своей святости она от этого не потеряла.

В 1960 году село вошло в состав городской черты Москвы. Часовню признали памятником культуры и поставили на особую охрану.

После этого была начата реконструкция храма Животворящей Троицы в Хорошеве Мневниках. Изучались исторические документы, в которых хранились записи о первоначальном облике здания.

В связи с этим строители и реставраторы провели целый спектр работ, в которые вошли:

  • восстановление ярусов кокошников в обоих куполах;
  • обновление оконных наличников, декоративных элементов, карнизов;
  • реконструирование оконных проемов.

В связи с резким ухудшением эпидемиологической ситуации в Москве

ГЛАВНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ САНИТАРНЫМ ВРАЧОМ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ

ПРЕДПИСАНО

с 20.04.2020 по 28.04.2020:

«обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) Управлению Московской Патриархии по городу Москве, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий, а также для проведения онлайн-трансляций богослужений».

В связи с изложенным выше предписанием богослужения во всех храмах Москвы будут в указанный период совершаться при участии только клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо.

Деятельность прихода

Внутреннее убранство

Еженедельно по субботам в 15 ч. в северном приделе храма проводятся огласительные беседы перед Таинством крещения.

При храме действует приходская воскресная школа, занятия проходят по субботам и воскресеньям.

При храме действует подростковый (молодежный) клуб, занятия проходят по пятницам в 18.30.

При храме действует молодежный православный семинар, занятия проходят по воскресениям в 18.30.

Ежегодно с конца сентября до конца мая по четвергам в 18-30 проводится Катехизация, т.е. занятия для всех желающих принять таинство Святого Крещения, а также для тех, кто принял ранее Святое Крещение и желает воцерковиться.

Иеромонах Иоанн (Гуайта) регулярно проводит встречи с молодежью и ведет группу «Семья и дети».

Регулярно организуются паломнические поездки по святым местам России и христианского зарубежья.

Психологическая помощь

Профессиональные психологи оказывают помощь, как прихожанам Храма, так и всем, кто записывается на прием.

Группы самопомощи собираются 4 раза в неделю.

С целью психологического просвещения организуются занятия групп и лекции.

Социальное служение

При храме реализован социальный проект «Помогаем вместе» с целью оперативного оказания помощи ближним и дальним в тяжелых жизненных ситуациях (болезнь, несчастный случай и т. п.).

Дом трудолюбия «Ной» — трудовая община из людей, которые по разным причинам оказались в Москве без крыши над головой и обратились в храм за помощью.

Осуществляется помощь заключенным в СИЗО№2 (Бутырская тюрьма).

Действует группа переписки с осужденными.

Оказывается помощь многодетным семьям.

Оказывается помощь нуждающимся прихожанам.

Оказывается помощь лицам страдающим алкоголизмом и наркотической зависимостью.

Храм безвозмездно предоставляет помещение для встреч и занятий группам зависимых по программе «12 шагов» (по воскресеньям в 19 час.) и группам АА и АЛАНОН — родственники страдающих алкоголизмом.

По субботам в 18 час. в одном из помещений храма встречается группа «Анонимные наркоманы».

Группа прихожан храма ведет служение милосердия в Российской детской клинической больнице (РДКБ). Группа имеет сайт в Интернете (www.deti.msk.ru) и зарегистрированный «Региональный общественный благотворительный фонд помощи тяжелобольным и обездоленным детям» (РБФП), через который осуществляется сбор средств и помощь детям, находящимся на лечении в РДКБ. Фонд имеет Устав и Свидетельство о регистрации. РОБФП был зарегистрирован в 1997 году.

По четвергам ( отдельному объявлению) с 12 до 17 ч. принимаются вещи для остро нуждающихся жителей Тульской области. Собранные вещи и продукты 1 раз в месяц на грузовой машине «ГАЗель» отвозятся в Тульскую область.

Престольные праздники

В церкви принято проводить приходские встречи в честь грядущих православных праздников. В январе – в честь Рождества Христова, в марте – в честь Великого Поста, а в мае планируется весенняя выездная конференция. Занятия по Катехизации (получение знаний об основах христианской веры) проводятся с октября в 18.30 по четвергам, в формате лекционных встреч и групповых занятий.

На такие мероприятия приглашаются все, кто хочет в будущем принять Таинство Крещения, а также те, кто уже крещен, но душой не проникся верой. Курс лекций помогает осознать свою духовную цель и предопределение христианского человека. Обучающий материал предоставляет протоиерей Александр, а групповые занятия проходят под руководством прихожан.

Литература[ | ]

  • Иконников А. В. Каменная летопись Москвы. — М., 1978. — С. 209—210.
  • Никольский А. В. Историческое описание Московской Космодамианской на Покровке церкви. — М., 1888 (оттиск из: Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1888).
  • Паламарчук П. Г. Сорок сороков. — Т. 2: Москва в границах Садового кольца. — М., 1994. — С. 138—140.
  • Памятники архитектуры Москвы. Белый город. — М., 1989. — С. 297—298.
  • Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. — М., 1980. — С. 29.
  • Романский Н. Краткая история московской Космодамианской, на Покровке, церкви и её памятники. — М., 1895. — 8 с.
  • Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. — М., 1959. — С. 288.
  • Федосюк Ю. А. Лучи от Кремля. — М., 1978. — С. 245.
  • Церковная археология Москвы: Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек / Под общ. ред. д-ра искусствоведения А. Л. Баталова; Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобр. искусств РАХ, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. — М.: Лингва-Ф, 2006. — 560 с. — ISBN 5-91150-014-0.[страница не указана 405 дней ]

Приходская жизнь

Приход ведет богатую жизнь, не ограничиваясь участием в богослужениях. На базе храма функционируют:

  1. Историко-культурный просветительский центр. Здесь организовываются кинолектории, проводятся различные встречи, интересные лекции. Кроме просветительской деятельности, центр устраивает музыкальные вечера.
  2. Группа «Открытие веры». Направление деятельности группы – катехизис. Она полезна для людей, собирающихся принять православие и приступить к Крещению, а также для воцерковленных людей, готовящихся стать крестными родителями.
  3. Воскресная школа. Занятия охватывают детей с 1, 5-летнего возраста. Малыши занимаются прикладным творчеством, играют, принимают участие в общей молитве. Дети постарше во время летних каникул не покидают приходскую семью – для них устраиваются походы на байдарках.

Кроме этого, на базе церкви проводится изучение Евангелия. Действующая социальная служба осуществляет посильную помощь нуждающимся.

История создания храма

С XVII века отсчитывается историческое начало храма. Участок, занимаемый одноэтажной церковью, принадлежал Московской епархии. Церковь состояла их 2-x престолов, в одном из которых собирались прихожане на сотворение молебен во имя братьев, святых Дамиана и Космы, Ассийских бессребреников.

В дальнейшем времени не раз проходило разрушение и возрождение постройки. Были разные названия одной и той же церкви, но придел братьев Дамиана и Космы навсегда оставался неизменным.

Так к концу XVII столетия, благодаря личным средствам горожанки княжны Е.А. Куракиной, на одноэтажной церкви водрузили верхний ярус, украшенный иконой Матери Божьей Казанской. Таким образом, у храма зародилось новое название — Казанский. Содержание церкви целиком легли на плечи княгини, вместе с жалованием его служителям.

В период 70-х годов XVIII века состоялась передача храма во владения Космодамианского притча. Сильно обветшавшую церковь объединили в одну. По просьбе прихожан, под руководством жившего напротив подполковника Хлебникова М.Р., подали петицию митрополиту Платону для застройки нового храма, как взамен прежней, разрушающейся церкви. Предъявление было одобрено.

Началось поднятие нового здания храма во имя Спасителя и Исцелившего расслабленного, используя пожертвования, собранные прихожанами и личные средства подполковника. За активное содействие в строительстве, Хлебников получил Храмозащитную грамоту.


Иконостас Храма Косьмы и Дамиана. Фото начала 20 века

Интересно то, что название выстроенного храма осталось Космодамианский, хотя по главному престолу иногда его называли и Спасским. Храм Космы и Дамиана на Мароссейке был построен в основном на пожертвования прихожан, во главе которых стоял Хлебников М.Р. Строительство длилось 12 лет.

Июль

1 чт Боголюбской иконы Божией Матери

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня. Молебен о болящих.

2 пт Ап. Иуды, брата Господня. Свт. Иова патриарха Всероссийского. Свт. Иоанна Максимовича, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня.

3 сб Всех преподобных и богоносных отцов во Святой горе Афонской просиявших

  • 8-00 Акафист. Часы. Литургия.
  • 17-00 Всенощное бдение.

4 вс Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Русской просиявших.

  • 8-00 Молебен. Часы. Литургия.
  • 17-00 Акафист свв. Косме и Дамиану.

5 пн Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского

6 вт Владимирской иконы Божией Матери

  • 8-00 Утреня. Часы. Литургия.
  • 17-00 Всенощное бдение.

7 ср Рождество честного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

8-00 Молебен. Часы. Литургия.

8 чт Блгвв. кнн. Петра и Февронии Муромских

  • 8-00 Утреня. Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня. Молебен о болящих.

9 пт Тихвинской иконы Божией Матери. Прп. Давида Солунского.

8-00 Часы. Литургия.

10 сб Прп. Сампсона странноприимца. Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского

  • 8-00 Акафист. Часы. Литургия.
  • 17-00 Всенощное бдение.

11 вс Неделя 3-я по Пятидесятнице. Прпп. Сергия и Германа Валаамских

  • 8-00 Молебен. Часы. Литургия.
  • 17-00 Всенощное бдение.

12 пн Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

8-00 Молебен. Часы. Литургия.

13 вт Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

  • 8-00 Утреня. Часы. Литургия.
  • 16-00 Малая Вечерня. Акафист.
  • 17-00 Всенощное бдение.

14 ср Святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Римских

8-00 Молебен. Часы. Литургия. Крестный ход.

15 чт Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

  • 8-00 Утреня. Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Полиелей. Молебен о болящих.

16 пт Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Полиелей.

17 сб Святых Царственных Страстотерпцев. Прп. Андрея Рублева, иконописца

  • 8-00 Акафист. Часы. Литургия.
  • 17-00 Всенощное бдение.

18 вс Неделя 4-я по Пятидесятнице. Прп. Афанасия Афонского. Преподобного Сергия, игумена Радонежского.

  • 8-00 Молебен. Часы. Литургия.
  • 17-00 Акафист св. блгвн. великому князю Александру Невскому

19 пн Собор Радонежских святых

20 вт Прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии Московской

17-00 Всенощное бдение.

21 ср Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.

8-00 Молебен. Часы. Литургия.

22 чт Сщмч. Панкратия, епископа Тавроменийского

  • 8-00 Утреня. Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Полиелей. Молебен о болящих.

23 пт Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня.

24 сб Равноап. Ольги, великой княгини Российской.

  • 8-00 Акафист. Часы. Литургия.
  • 17-00 Всенощное бдение.

25 вс Неделя 5-я по Пятидесятнице. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица».

  • 8-00 Молебен. Часы. Литургия.
  • 17-00 Акафист Святым Царственным Страстотерпцам.

26 пн Собор Архангела Гавриила

27 вт Прпп. Стефана Махрищского, Никодима Святогорца

17-00 Всенощное бдение.

28 ср Равноап. великого князя Владимира

8-00 Молебен. Часы. Литургия.

29 чт Мцц. Алевтины (Валентины) и Иулии

  • 8-00 Утреня. Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня. Молебен о болящих.

30 пт Вмц. Марины (Маргариты)

8-00 Часы. Литургия.

31 сб Мч. Емилиана. Прп. Памвы пустынника.

  • 8-00 Акафист. Часы. Литургия.
  • 17-00 Всенощное бдение.

Наставники

Петр Ильин, который известен, как епископ Иларий, служил здесь с 14 года XX столетия и до очередного приостановления деятельности моленной. В то время старостой был Илья Комов. Чтение молитв продолжилось в 1991 году, настоятелем выбрали Александра Борисова, позже его в 2000 году возвели в сан протоиерея.

Последующие 4 года службы и литургии проводил Лапшин Владимир. На сегодняшний день он настоятель в соборе Успения Пресвятой Богородицы. Одновременно, с 1993 года, литургию проводил Георгий Чистяков. Он скончался в 2007. Каждый, кто являлся настоятелем в храме, окончил Духовную семинарию в Москве или Смоленске.

Настоятели и служители Сан Годы службы Полезная информация
Петр Ильин отец С 1914 г – до закрытия храма в 1929 г Имел сан архиепископа Чувашии и Чебоксар.
Александр Борисов протоиерей С 1991 г Закончил пединститут имени Ленина, кандидат биологических наук, кандидат богословия
Георгий Чистяков священник С 1992 г Некоторое время проводил службы в моленной Покрова Пресвятой Богородицы при отделении детской больницы. Кандидат исторических наук, окончил МГУ.
Александр Кузин протоиерей С 15.02.2000 г Закончил авиационный институт Москвы.
Иоанн Власов протоиерей Окончил Духовную Семинарию.
Петр Коломейцев священник С 1.02.2012 Получил диплом столичного архитектурного института.
Иоанн иеромонах С 2014 Уроженец Италии, закончил ВУЗ в Женеве, итальянский университет лингвистического направления, Международный институт во Флоренции, общецерковную аспирантуру и докторантуру имени Кирилла и Мифодия.
Сергий Булычев диакон Духовная Семинария
Александр Константинов диакон Духовная Семинария Смоленска

История церкви Живоначальной Троицы

Сделать это можно как на такси или собственном авто, так и при помощи общественного транспорта.

  • Удобнее всего доехать до метро Щукинская, после чего сесть на трамвай №30 или 28. Выходить следует на конечной трамвайной остановке.
  • Троллейбусом № 59, сесть на который можно на станциях метро Сокол или Октябрьское поле, тоже нужно доехать до конечной.
  • Если вам удобнее добираться от метро Полежаевская, тогда садитесь на троллейбусы №86, 20, 65, 21, 35 или автобусы №155, 48. Выходить из них нужно на остановке улица Живописная, после чего перейти по подземному переходу на другую сторону шоссе.
  1. История храма Живоначальной Троицы началась в конце XVI века, когда в селе Хорошево (ранее эта местность называлась Ходынским лугом), которое было подарено Борису Годунову его братом, Федором Иоанновичем, начали строить каменный собор. Архитектором его считается Федор Конь (мастер, известный строительством Белой стены в Москве, крепости в Смоленске), однако нет точных документальных данных, подтверждающих этот факт. Примечательно, что храм очень похож на малый («старый») собор Донского монастыря, авторство которого тоже приписывают Коню.
  2. Само село привлекало многих российских правителей – кроме храма, здесь возвели в XVIII веке дворец и конный завод. Однако на сегодняшний день именно церковь является одной из достопримечательностей этого района (позже Хорошево слилось со столицей). Поставили ее на берегу реки, на высоком склоне – считается, что предыдущий храм, который был деревянным, находился на том же месте.
  3. Изначально здание было кирпичным, имело два придела, а галереи к нему пристроили потом. Глава храма установлена на пятирядной пирамиде кокошников (такие строения называли «огненными»), причем два нижних ряда были украшены круглыми вставками – исследователи считают, что это были блюда, которые Борису Годунову дарили послы и иностранные купцы. В советское время эти блюда передали столичному Историческому музею.
  4. Как и многие другие церкви, Троицкий храм был закрыт с приходом советской власти – здесь были фабричные цеха, детская консультация, клуб, что не могло не сказаться на внешнем облике строения. Частично отреставрировали его лишь в шестидесятых, а через три десятилетия вернули верующим.

Церковь Троицы Живоначальной находится в столичном районе Хорошёво-Мневники по адресу: Карамышевская набережная, д. 15. Добраться до храма можно несколькими способами:

  1. Доехав до станции метро «Щукинская» следует пересесть на трамвай No 30, 28 и доехать до конечной остановки.
  2. Троллейбусный маршрут No59 также заканчивается в районе хорошевской церкви.
  3. На троллейбусе No65, 20, 35 или автобусе No 155 и 48 необходимо доехать до остановки «Живописная». На противоположной стороне шоссе, преодолевать которое следует только по подземному переходу, располагается Троицкая церковь.

Совет! Собираясь посетить этот храм всей семьёй, необходимо учитывать, что его внутреннее пространство довольно сумрачное, что может не понравиться маленьким детям.

Церковь Троицы Живоначальной, расположенная в живописной местности на берегу Москвы-реки, — умиротворение место для общения с Господом и размышлений о духовной стороне мирской жизни.

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве

Святыни обители

Главная ценность любого православного храма – возможность принять участие в Божественной литургии. В Космодамианскую церковь спешат прихожане и паломники, чтобы поклониться хранящимся здесь святыням. Их в храме несколько:

  • образ Иисуса Христа, исцелившего расслабленного;
  • икона и св. мощи святых бессребреников Косьмы и Дамиана;
  • мощи св. муч. Вонифатия;
  • мощи свт. Луки Крымского (Войно-Ясенецкого);
  • образ св. Николая Чудотворца.

Примечательно, что в храме покоятся мощи святых, обладающих даром от Господа исцелять болящих. А к мученику Вонифатию прибегают за помощью в исцелении от недуга пьянства. Интересно, что память этого святого празднуется 1 января по новому стилю – как раз во время массового празднования Нового года в дни Рождественского поста.


Икона свт. Николая Чудотворца


Икона Спасителя, исцелившего расслабленного Икона с частицей мощей мч. Вонифатия

Церковь после революции и сегодня

В 20-е годы прошлого века в церкви начала работать иконописец М.Н. Соколова, известная как монахиня Иулиания. Созданный ею кружок в конце столетия перерос в Иконописную школу московской епархии.

После смерти отца Алексея в 1923 году служение в храме продолжил его сын – отец Сергий.

В 1927 году, по проекту архитектора Дмитрия Петровича Сухова, в церкви Николая Чудотворца в Кленниках были проведены реставрационные работы.

Священнослужителя о. Сергия арестовали в 1929 году и отправили в лагеря, где он и погиб. В 2000 году Русская православная церковь канонизировала отца и сына Мечёвых за их служение Богу и людям.

Храм был закрыт большевиками в 1931 году, в канун праздника Благовещения.

Церковь и колокольню обезглавили, а затем устроили там складские помещение. Немного позже в этих стенах располагались кабинеты центрального аппарата ВЛКСМ.

В июле 1990 году Церковь Николая Чудотворца в Клённиках в Москве вернули в лоно Русской православной церкви и уже 17 декабря освятили.

Прогулки по Москве: Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве

«Вера, Надежда, Любовь»: Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве

Белоснежный храм Живоначальной Троицы в Хорошеве построен в 1598 году по повелению Бориса Годунова и по благословению святых Дмитрия Донского и его жены Евдокии Московской, покровителей семьи и детей.

В жизни Бориса Годунова немалое место занимало строительство городов и храмов. При нем даже сложился стиль, который получил название «годуновский».

«Годуновский» стиль объединяет архитектурные памятники 80-90-х годов XVI века и начала XVII века. Эти памятники связывают между собой определенные стилистические черты – это, прежде всего, очень лаконичный декор, который отражает черты Ренессанса, и ордерная система», – рассказывает историк Андрей Топычканов.

К «годуновскому» стилю принадлежит храм Василия Блаженного, Малый собор Донского монастыря и храм Живоначальной Троицы в Хорошеве.

Фасад храма в Хорошеве разделен пилястрами (вертикальными членениями), на которых установлен карниз, и завершается церковь закамарами (полукруглым завершением наружного участка стены). У храма интересное внутреннее решение: он бестолпный и имеет крещатый свод.

До сих пор неизвестно, кто зодчий храма. Скорее всего, автором проекта является Федор Конь, который строил Белый город Москвы.

Фото: ИТАР-ТАСС

В XVII и XVIII веках храм достраивался и перестраивался, при этом сохранив свой основной объем. В XVII веке заменили открытую паперть на галерею. В середине XVIII века разобрали обветшавшую звонницу и выстроили отдельную колокольню в классическом стиле, через сто лет – разобрали западную часть галереи и построили новую трапезную, соединившую церковь с колокольней.

В августе 1939 года храм был закрыт и отдан под колхозный клуб, потом — под детскую консультацию. В 1963—1964 годах под руководством архитектора Альтшуллера храм исследовали и отреставрировали, вернув ему частично первоначальный облик. Трапезной и колокольни реставрация не коснулась – в них располагался цех фабрики офсетной печати. Только в конце 1980-х годов церковь передали верующим.

«Внутри храма были голые стены. Постепенно храм стал обустраиваться – иконостас, росписи, как и все храмовое убранство, были сделаны в стиле XVI века, чтобы человек, входящий в храм, попадал в атмосферу, близкую к эпохе сооружения храма», – вспоминает настоятель храма архиепископ Егорьевский Марк.

Богослужения в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве были возобновлены 30 апреля 1989 года, на Пасху.

Храм находится на Карамышевской набережной, 15.

Сюжет: Москва архитектурная

Происхождение названия и его значение

Чудотворцы бессребреники, римские мученики, братья Косма и Дамиан, слыли родом из Ассии, жившие предположительно около IV века. С детства они воспитывались в праведности.

Позже обучились врачебному ремеслу и прославились, как хорошие врачи. Получив дар от Бога исцелять болезни, братья помогали каждому, обратившемуся к ним, не беря за работу никакой платы, помогая во славу Божию и людям, и животным.

Даже после своей смерти святые прославились многими чудесными исцелениями прихожан. Широко почитали святых братьев и на Руси, как покровителей и хранителей семейной жизни, истинной святости. В честь их было построено довольно много храмов.

Храм Космы и Дамиана на Маросейке — один из таких. На протяжении трех тяжелых для церкви веков, из маленького прихода вырос красивейший храм, сохранивший свои святыни и традиции.

Храм Космы и Дамиана в Шубине

Храм Космы и Дамиана в Шубине впервые упоминается в церковных документах в 1625 году.

Тогда речь шла о деревянном храме с двумя приделами: Николая Чудотворца и святого Поликарпа, расположенном в местности некогда принадлежавшей русскому воеводе Иакинфию Шубе. В 1626 году, бич деревянной Москвы — пожар —  полностью уничтожил храм.

Так как приход храма был небольшим и состоял в основном из крестьян, средств на оперативное восстановление храма не хватало, в связи с чем оно длилось до середины 17 века.

Несмотря на то, что новый храм был выполнен из камня, время и постоянная нехватка денег, привели к тому, что к началу 18 века он уже требовал серьезной реконструкции.

В 1714 году, когда вышел указ Петра I «О запрете каменного строительства» во всех городах, кроме Петербурга, сооружение храма Космы и Дамиана было и вовсе прекращено.

Возобновление строительства относится уже к 1722 году. В целях экономии было решено покрыть храм деревянной кровлей.

Это сыграло скверную шутку, так как в 1733 году, когда начался очередной большой пожар, храм начал гореть именно с этой части, в результате чего сгорела и кровля, и хозяйственные помещения.

В 1816 году соседняя с храмом церковь была упразднена, а ее приход и утварь были переданы Храму Космы и Дамиана.

А затем туда же был перенесен и престол из упраздненной церкви, который решено было установить в новом северном приделе храма, освященном во имя Воскресения Словущего. Благодаря увеличившемуся числу прихожан и, соответственно, пожертвований, в 1820-е гг.

в стиле классицизма была пристроена колокольня, обновлены апсиды (полукруглые выступы здания), а также сооружен домик приходского священника.

С 1920 года по требованию властей храм закрывается, а его помещения передают Министерству Культуры и используют как хранилище иностранной литературы и типографию одновременно. В 1933 году была разобрана колокольня, а вплотную к ней пристроен жилой дом.

Только с 1970 года начинается длительная реставрация, затянувшаяся до 90-х гг. В 1991 году в храме возобновляются богослужения. В 1997 — произошло возвращение главной храмовой иконы —  святых Космы и Дамиана. В настоящее время решается вопрос о восстановлении разрушенной колокольни.

Современный статус храма Дамиана и Космы

Во времена 60 годов, снесли постройки, принадлежащие церкви, находящиеся в окружении, на этом участке возвели высотное здание городской администрации. Ей и отдали в пользование под архив помещение храма. В данный период частично отреставрировали храм, произведен внешний ремонт, установлены позолоченные кресты.

Храм Космы и Диамана на Маросейке в 90 годы, самом их начале, временно отписали Академии живописи, для размещения в здании библиотеки, но уже через год, по вышедшему приказу правительства Москвы, в 1993 году 22 июня, строения Космодамианского православного храма, наконец-то были переданы во владения РПЦ.

В настоящее время при храме существует воскресная школа, насчитывающая несколько групп:

  • самые маленькие дети, начиная полутора лет и до 4-x, занимаются рисованием, лепкой, но самое главное то, что они уже получают первые представления о духовной жизни, и обучаются общей молитве;
  • дети постарше, до 7лет, занимаются в следующей группе. Дети рисуют, поют, мастерят;
  • школьники уже начинают изучать Закон Божий, знакомятся с историей церкви;
  • старшие группы изучают историю христианской культуры;
  • в храме находится, одна из самых больших в столице, книжная лавка. Космодамианский храм активно занимается издательством книг;

Летом работает приходский лагерь, где отдыхают и родители, и дети. В зависимости от возраста и интересов изучают православную культуру. Воскресная школа занимает большую часть приходского существования прихожан. Деятельность прихода охватывает разные слои его паствы. Сестры православия готовят еду в дома ребенка, городские лечебницы, пансионаты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector