Вифлеем

Признание ЮНЕСКО

В 2012 году церковный комплекс стал первым палестинским зданием, которое было включено в Список объектов Всемирного наследия. Перед этим было запущено голосование, в котором были представлены и другие израильско-палестинские объекты (например, храм Соломона), но победила все-таки церковь Рождества. И это несмотря на активное противодействие США и Израиля. Церковный комплекс был тут же утвержден в качестве объекта Всемирного наследия в соответствии с критериями четыре и шесть устава ЮНЕСКО. Решение было спорным с технической и политической точки зрения. Храм также был включен в Список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой, поскольку он сильно портится и проседает из-за регулярных утечек воды.

Поле Пастушков

Разумеется, Храм Рождества представляет поистине огромный интерес для православных верующих. Однако не менее популярны и некоторые другие достопримечательности Вифлеема. Недалеко от храма находится еще одна довольно-таки интересная церквушка. На том месте, где когда-то пастухи увидели сияющих ангелов, возвестивших о рождении божественного младенца, та же царица Елена построила небольшую церковь. Однако впоследствии она была разрушена. Подземный же храм остался нетронутым и действует и в наши дни. На поле рядом с ним растут деревья, некоторые из которых сохранились здесь, по преданию, со времен Христа.

Топ достопримечательностей (11)

по алфавиту
   по популярности  

Пруды Соломона36

Пруды Соломона представляют собой 3 огромных искусственных резервуара с водой, расположенных около дороги, ведущей в Хеврон, в 4 км от Вифлеема и 21 км от Старого города Иерусалима. Легенда приписывает создание прудов библейскому царю Соломону (950 г.

Лавра Феодосия Великого10

Лавра Феодосия Великого расположена в 11 км к востоку от Вифлеема. Сейчас это действующий православный женский монастырь. Также известен под названием Мар Доси (так называют св. Феодосия арабы-христиане), в честь основателя, основоположника общежительных монастырей.

Часовня на Поле Пастушков9

Поле Пастушков – это место в 2 км от Вифлеема, где по преданию ангел в ночь Рождества возвестил пастухам, что миру явлен Спаситель – Иисус Христос. Это событие описано в Евангелии. Пастухи оставили стадо и поспешили поклониться Младенцу.

Дворец Ясир7

Дворец Ясира в Вифлееме в настоящее время представляет собой действующий отель, но также является памятником архитектуры. Здание построено в характерном ближневосточном стиле, над постройкой и отделкой трудились местные мастера.

Церковь Св. Екатерины6

Церковь св. Екатерины в Вифлееме принадлежит католическому ордену францисканцев. Ежегодно здесь проходит торжественная рождественская месса, которая транслируется по многим мировым телеканалам. Церковь основана в честь великомученицы Екатерины, пострадавшей за веру в Александрии при императоре Максимиусе.

Крепость Иродион5

Крепость Иродион – главный объект туризма, расположенный в одноименном национальном парке в Иудейской пустыне. Он находится рядом с поселком Текоа, в 15 км от Иерусалима и 5 км от Вифлеема, недалеко от древних дорог, ведущих к Мертвому морю.

Базилика Рождества Христова4

Базилика Рождества Христова в Вифлееме по значимости приравнивается к Храму Гроба Господня в Иерусалиме и внесена в список наследия ЮНЕСКО. Это одно из главных христианских мест паломничества на Святой Земле.

Лавра Саввы Освященного4

Лавра Саввы Освященного – православный греческий мужской монастырь, расположенный на Западном берегу реки Иордан в Иудейской пустыне в долине Кедрон, в 17 км от Иерусалима. Он был основан в 484 г. преподобным Саввой Освященным и является одним из древнейших непрерывно действующих общежительных монастырей.

Мечеть Омара4

Мечеть Омара – самая старая мечеть в Вифлееме. Она находится на площади Яслей, напротив храма Рождества Христова. Мечеть названа так в честь второго халифа Омара (Умара) ибн аль-Хаттаба (585-644 гг.), выдающегося правителя и полководца, современника пророка Мухаммеда.

Молочный грот4

Молочный грот в Вифлееме также известен под названием Молочная пещера или Церковь Лактации. По преданию здесь укрывалось Святое семейство во время бегства от воинов царя Ирода, который, поверив предсказанию о приходе Мессии, повелел уничтожить всех младенцев в Вифлееме.

Музей Вифлеема3

Музей Вифлеема находится рядом с храмом Рождества Христова. Он знакомит посетителей с древней историей и культурой. Его цель — показать роль арабов-христиан Палестины в сохранении культурного наследия региона.

Звезда Рождества

В пещере, куда ведут мраморные ступени, место, где Мария родила своего сына, отмечено 14-конечной серебряной звездой, вмонтированной в мраморный пол. Символ Рождественской звезды, она была установлена еще византийской императрицей Еленой. В XIX веке ценный знак украли, представителям церкви пришлось срочно изготавливать замену.

Чудотворная икона Богородицы

Православная икона, согласно представлениям паломников, помогает избавиться от бесплодия, укрепить брачные узы. Она была пожертвована Вифлеему российской императорской семьей. Произведение уникально в художественном отношении: вопреки канону, Богоматерь изображена улыбающейся. Поклониться святыне можно справа от спуска в пещеру.

Святой Вертеп

Несмотря на многочисленные реставрационные работы, в первозданном виде сохранилась большая часть мозаичного пола, который был уложен при строительстве по распоряжению святой Елены. Он закрыт каменными плитами, но паломникам можно увидеть его фрагмент, специально отгороженный для рассмотрения.

Пещера, где родился Богомладенец, находится внизу под храмом. Это святая святых. Попасть сюда можно, только отстояв очередь, иногда не один час. По одной лестнице, принадлежащей православным, паломники спускаются в пещеру, по другой, которой владеют католики, поднимаются.

В пещере всегда полумрак. Свет с улицы не поступает. Только лампады и свечи освещают помещение. Православными и армянами устроен в пещере небольшой престол, где проводятся богослужения. Под престолом установлена большая серебряная звезда с четырнадцатью лучами.

Символ звезды, некогда воссиявшей над пещерой и приведшей сюда пастухов и волхвов. Звезды, возвестившей миру рождение Спасителя. Первая звезда, сделанная еще стараниями царицы Елены, была похищена. Сегодняшняя представляет ее точную копию. На латыни по кругу написано: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». Через небольшое отверстие в центре звезды паломники дотрагиваются до скалы.

Развлечения и достопримечательности

Главной достопримечательностью Вифлеема и важнейшей христианской святыней считается пещера Рождества, где по преданию родился Иисус Христос. Над ней расположена базилика Рождества Христова, построенная в 326 г. Напротив пещеры Рождества находятся пещера Вифлеемских младенцев и пещера Св. Иеронима. Рядом с базиликой стоит главный католический храм города — церковь Св. Екатерины.

Прогулка по церкви Рождества Христова

Вторая по значимости святыня в Вифлееме — гробница Рахили, супруги Иакова и матери Иосифа и Вениамина. Это место паломничества свято для всех трех религий.

Интерес представляет Молочная пещера абсолютно белого цвета. Легенда гласит, что она стала белой от нескольких капель молока, пролитых Марией во время кормления Иисуса. Порошок, соскобленный со стен часовни, продается там же в качестве средства, способствующего рождаемости.

На стене, отделяющей Вифлеем от Иерусалима, известный современный граффитист Бэнкси оставил свои рисунки.

Всего в 5 км к юго-западу км от города, в красивом сосновом лесу в долине Артас расположены бассейны Соломона — три открытые каменные цистерны, вмещающие 160 тыс. м³ воды. Они снабжали водой этот район на протяжении многих веков.

В 5 км к юго-востоку от Вифлеема, на территории Израиля расположена древняя крепость Иродион. Крепость построили в 23-20 гг. до н. э. на насыпной горе, похожей на вулкан. Это единственное в мире сооружение, носящее имя Ирода Великого, основателя идумейской династии Иродиадов. Считается, что там может находиться его гробница.

Чудотворные святыни

Перейдя лестницу, можно попасть к нише, которая называется Приделом Яслей. Сюда Богородица положила младенца Христа. Сегодня стены ниши серебряные. Царица Елена приказала серебром закрыть глину. Место поклонения Христу волхвов находится напротив яслей, оно отделано мрамором. Здесь же в пещере имеется Молочный грот, где Матерь Божия кормила Своего Сына. Сюда идут помолиться о даровании чада женщины, мечтающие о ребенке. Они соскабливают глину со стен и потом, растворив в воде, выпивают с молитвой и верой в помощь Богородицы. Для многих вера оказывается ненапрасной. Со всех уголков земли приходят в храм Рождества благодарения за обретенных детей.

Далее находится пещера праведного Иосифа. Здесь он получил известие от ангела бежать в Египет от царя Ирода. И еще пещера скорбная — захоронение невинных 14 тысяч младенцев, убитых по приказу Ирода за Христа.

Сам храм украшают 44 колонны, на которых некогда была роспись. Время сделало свое дело, и теперь лики святых едва видны. На одной чудесной колонне изображен лик Христа. Глаза Спасителя или открыты, или закрыты. Каждый видит по-своему. Можно обойти колонну и видеть, как открываются и закрываются глаза. Чудо. А кто-то называет это световым эффектом…

Архитектура[править]

Базилика имеет пять нефов. После её перестройки при императоре Юстиниане размеры базилики стали 53,2 на 26,8 метров (длина трансепта — 36 метров). При реконструкции была расширена восточная алтарная часть храма, были добавлены экзонартекс и атриум.

Храм построен из тёсанного камня, кровля перекрыта деревом. Нефы базилики разделены колоннадой из десяти колонн (в константиновой базилике их было девять), выполненных из розового вифлеемита. Колонны венчают капители коринфского ордера. Стены и пол базилики облицованы мрамором, в верхней части стен располагались мозаики, сохранившиеся лишь фрагментарно. Изначально внутреннее пространство освещалось 22-мя окнами, которые в настоящее время заложены.

Уникальность колокольни

В сегодняшнем отдельно стоящем сооружении 38-метровой

колокольни сложно угадать сооружение состоящие из ворот, надвратной церкви и колокольни – так сказать три в одном. А ведь все это здесь было.

Колокольня храма

В четверике

прямоугольника – между аркой ворот и восьмериком-звонницей, находился небольшойхрам , посвященныйГурию, Самону и Авиву . Он был сооружен исключительно в память о Гурии Назарьеве. Службы в нем не велись. Завершаетсявосьмерик необыкновенно изящной, устремленной ввысь шатровой крышей. Шатровое завершение и ярус звонницы выполнены с большой любовью и отличаются очень необычным и ажурным декором. Он имеет массуслуховых окошечек в обрамлении наличников. Нижние из них вытянуты по ширине, а верхние в длину. Главка по низу оторочена поясом из кокошников.

Декор храмовой колокольни с башенками

С двух сторон шатер окружен небольшими башенками, что делает сооружение как бы трехшатровым

. Эти башенки — специальные хозяйственные помещения, в одном находился часовой механизм (колокольня была снабжена часами), а в другом проходила лестница наверх. На западном же фасаде можно увидеть декоративныепарные полуколонки в форме мусульманских минаретов, не встречающиеся более нигде.

Колоколов на колокольной звоннице было восемь

, многие были отлиты в Голландии в начале 17 столетия. Увы, этих колоколов больше нет – они былипереплавлены (в прямом смысле этого слова) советской властью еще в 1929 году. Наверное, так было нужно.

Сама колокольня, возведенная в 50-х годах 17 столетия, была частью единого архитектурного комплекса, ибо ее храм был соединен крытой галереей и аркадой с основными церковными постройками через Казанский предел. Сама же колокольня была частью церковной ограды, и вход на территорию храма осуществлялся через Святые ворота

, находящиеся внизу колокольни.

Святые врата — прежний въезд на территорию храма

Оформление арочного входа

внизу колокольни тоже заслуживает внимания – здесь мы видим стройный ритм арок, центральная из которых сдвоенная с центральной декоративной гирькой. Арки имеют широкие карнизы и опираются на полуколонны, декорированные резными поясками. Над въездными арками находится легкая и воздушнаяоткрытая галерея с кувшинообразными столбами.

Достопримечательности

Основная достопримечательность города это Пещера Рождества,
величайшая христианская святыня, где родился Иисус Христос. Над
пещерой построена
Базилика Рождества Христова которая находится на площади Яслей
и снаружи больше похожа на небольшую крепость чем на храм. Базилика
построена в 326 году при святой Елене. В 529 году церковь была
разрушена во время восстания самаритян против Византии. Сразу после
подавления восстания император Юстиниан восстановил её и
значительно расширил.

В городе и окрестностях есть множество святых и исторических
мест, основные из них:

Boulos Sixth Street, 20.03.2016. — Dāvis Kļaviņš @ Flickr

Святые места в самом Вифлееме:

Гробница Рахили (Куббат Рахиль) на въезде в Вифлеем со
стороны Иерусалима, на старой хевронской дороге. Почитается
иудеями, христианами и мусульманами.

  • Прямо под
    Базиликой Рождества Христова расположены:

    • Пещера Рождества
    • Пещера Святого Иеронима. Здесь он прожил десятки лет и здесь же
      был похоронен.
    • Пещера Вифлеемских младенцев
  • Базилику Рождества Христова окружают:

    • Православный греческий монастырь, примыкает с юго-востока.
    • Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным
      католическим храмом города, примыкает с севера.
    • Армянский монастырь, примыкает с юго-запада.
  • «Молочная пещера», расположенная неподалеку от базилики
    Рождества.
  • Православный греческий монастырь VI века на месте, где царь
    Давид напился из источника во время битвы с филистимлянами.

Святые места поблизости от Вифлеема:

  • Поле Пастушков, расположеное в Бейт-Сахуре к востоку от
    Вифлеема. Здесь расположена крипта древней византийской церкви,
    современный православный греческий храм, развалины «башни Гадер»,
    упоминаемой в Ветхом Завете.
  • Католический храм «Слава в Вышних Богу», построенный в честь
    явления пастухам Ангелов, возвестивших о Рождестве Спасителя. К
    востоку от Вифлеема, недалеко от Поля Пастушков.
  • Православный греческий монастырь Илии Пророка, расположенный на
    полдороге из Иерусалима в Вифлеем (на территории Израиля, а не
    Палестинской Автономии).
  • Православный греческий монастырь святого Феодосия Великого,
    расположен в 11 километрах к востоку от Вифлеема. На территории
    монастыря есть пещера в которой, по преданию, останавливались
    волхвы, приходившие поклониться родившемуся Христу.
  • Лавра святого Саввы Освященного, расположена примерно в 15
    километрах на восток от Вифлеема, в Иудейской пустыне.

Исторические места:

  • Крепость
    Иродион которую построил Ирод Великий в 5 километрах к
    юго-востоку от Вифлеема. Это тот самый Ирод, о котором повествует
    евангельский рассказ об избиении младенцев (царь Ирод, узнав о
    рождении Мессии, приказал умертвить в Палестине всех младенцев
    мужского пола от двух лет и ниже). Вероятно что он и захоронен в
    этой крепости.
  • Пруды Соломона, расположенные около дороги из Вифлеема в

    Хеврон, три огромных резервуара для сбора воды, часть древней
    системы водоснабжения Иерусалима.

Внутреннее убранство

Храм Рождества Христова в Вифлееме изнутри своеобразен.

Сложная история религиозного сооружения наложила свой отпечаток на убранство:

Колонны
Храм подразделяется при помощи колоннады на пять нефов (вытянутых помещений). 44 колонны достойны пристального рассмотрения как исторический памятник. Они:созданы во времена крестоносцев, о чем свидетельствуют даты на двух из них, 1130 и 1169 гг.;
сделаны из розового известняка;
отполированы так тщательно, что создается впечатление, что они из мрамора;
заканчиваются капителями пышных и торжественных форм (коринфского ордера);
имеют остатки рисунков, нанесенных по особой технологии, ― краской, смешанной с расплавленным воском;
на росписях изображены Иисус Христос, Божья Матерь с Богомладенцем, святые.

Окна
Отсутствуют. Сначала было 22 окна, но со временем их заложили, теперь используют только искусственное освещение. Сумрак создает впечатление, что человек действительно входит в пещеру.
Мозаика
Частично сохранилась искусная мозаика времен императора Константина. Увидеть ее можно фрагментарно на стенах и в углублениях в полу

Мозаика включает:начертания геометрических фигур;
орнаменты;
композиции, изображающие Вселенские и Поместные церковные соборы;
рисунки Ангелов;
фрагменты из евангельских событий.

Дверь
Обращает на себя внимание слишком низкий вход в храм, высотой 120 см. Взрослый человек не может войти сюда, не склонив головы

Раньше вход был высокий, со стрельчатой аркой, но из-за набегов кочевников его заложили сверху, чтобы варвары не могли въезжать в святое место верхом на лошадях. В мирное время переделывать вход не стали. Из-за своей особенности его называют «Вратами смирения».
Стены
Сделаны из натурального тесаного камня.
Свод
Сколочен из досок в XV в. От старости доски подгнили и вода во время дождя попадает на пол и стены храма.
Пол
Здесь реконструированный пол из церкви Константина Великого, облицован мрамором, имеет старые фрагменты с мозаикой
Амвон
Создан в XII-XII вв., во времена крестоносцев.
Иконостас
Изготовлен в XVIII в. в Греции. Сам довольно простой, позже в его убранстве появились роскошь и позолота.
Колокола
Сделаны в царской России.
Паникадила
Подарены храму русскими царями, благотворившими православным храмам по всему миру, ― Александром III и Николаем II

Внутреннее убранство[править | править код]

Колонны и мозаики вдоль южной стены базилики

Мозаика на северной стене базилики

Напольная мозаика византийской эпохи в центральном нефе со словом греч. ΪΧΘΥΣ в центре.

Одной из наиболее выразительных и запоминающихся особенностей базилики являются её знаменитые колонны. Большинство из колонн в верхней своей части сохранили древние росписи. Более того, галерея святых, представленная в храме, является одной из наиболее полных в истории византийской живописи того времени. Датированные надписи, сохранившиеся на двух колоннах (1130 и 1169 гг.) показывают, что они создавались в эпоху крестоносцев. Живопись по стилю чисто византийская, большинство имен написаны как по-гречески, так и по-латыни. Порядок изображений не обнаруживает какого-либо богословского замысла.

В мраморном полу храма в нескольких местах видны деревянные крышки люков, прикрывающие фрагменты древнейшего мозаичного пола, сохранившиеся от первоначальной базилики времён Константина и Елены. В одном из них, слева от ступенек, ведущих к алтарю, на цветной мозаике с типичным свастическим орнаментом и другими геометрическими фигурами в маленьком квадрате посередине видна греческая надпись: греч. ΪΧΘΥΣ. Это греческое слово, означающее в переводе «рыба», использовалось в раннехристианской символике как аббревиатура: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».

Система росписей боковых стен включала пять рядов, симметрично отражающих друг друга. В нижнем ряду изображалось родословие Христа: согласно Евангелию от Матфея на южной стене и согласно Луке — на северной. Над лентой орнамента вдоль южной стены располагались композиции семи Вселенских Соборов — с надписями о догматическом достоинстве каждого из них. Симметрично на северной стене были изображены шесть Поместных Соборов. Затем вновь шла лента орнаментов и над ней, в проёмах между окнами, — Ангелы, следующие в торжественной процессии лицом к алтарю и славословящие Рождество Христово. Полностью сохранилось лишь изображение Второго (Константинопольского) Вселенского Собора. Каждый из Соборов представлен символически сонмом святых отцов-епископов. Каждый из шести Поместных Соборов был представлен символически изображением церкви и городских башен с названием города над ними. В силуэт каждой церкви вписано соответствующее соборное постановление. Каждая из шести мозаик с Поместными Соборами совпадает по размерам с расстоянием между колоннами и отделена от другой декоративным панно тех же размеров. Мозаики в северном и южном трансепте сохранились ещё более фрагментарно. В северном трансепте можно видеть «Уверение апостола Фомы» и «Вознесение Господне», в южном — «Вход Господень в Иерусалим». В алтаре сохранились лишь небольшие фрагменты мозаик — геометрический орнамент на северной стороне и две надписи (на латинском и греческом языках) — на южной.

Внешние видеофайлы

Храм Святой Екатерины

Участок Вифлеема, где находится церковь Святой Екатерины, принадлежит римско-католической церкви. Этот храм является самым примечательным сооружением в этой части города. Он посвящен святой Екатерине Александрийской и построен в более современном стиле готического Возрождения. Он был дополнительно модернизирован в соответствии с новыми литургическими правилами, которые Ватикан ввел в прошлом веке. Это та самая церковь, где Латинский патриарх Иерусалима празднует полуночную мессу в канун Рождества. Эта полуночная месса отмечается иерусалимскими католиками уже несколько столетий.

Главная примечательность этой церкви — барельеф Дерева Иессея. Он представляет собой скульптуру Чеслава Дувигая размером 3,75 на 4 метра, которая недавно была помещена в церковь Святой Екатерины в качестве подарка от Папы Римского Бенедикта XVI во время его поездки на Святую землю в 2009 году. На нем изображено оливковое дерево в виде Древа Иессея, отражающее родословную Иисуса от Авраама до Иосифа, а также символику из Ветхого Завета. В верхней части изображена коронованная фигура Христа-Царя в позе с открытыми руками, благословляющая Землю. Барельеф расположен вдоль прохода, которым пользуются паломники, идущие к гроту Рождества.

В пещерах, куда можно попасть из церкви Святой Екатерины, находятся несколько часовен, в том числе часовня Святого Иосифа, посвященная явлению ангела Иосифу, приказывающему ему бежать в Египет (Матфея 2:13), а также часовня Невинных, посвященная памяти детей, убитых Иродом (Матфея 2: 16–18). Рядом с ними расположена часовня Святого Иеронима.

История базилики[править | править код]

Византийский периодправить | править код

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 320-х годов. Согласно Евсевию Кесарийскому:

Вид на греческий православный алтарь базилики

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелии, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова. Впервые о пещере в Вифлееме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории. Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV века) в своих записках о паломничестве в Святую Землю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня. В современном здании от неё лучше всего сохранились полы.

В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм не пострадал во время персидского нашествия (612—629 годы), о чём сохранилось устное предание, зафиксированное на Иерусалимском церковном соборе 836 года:

При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала, так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).

Период крестовых походовправить | править код

М. Н. Воробьев. «Пещера Рождества Христова в Вифлееме». 1835. Холст, масло. Национальный музей в Варшаве.

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года). В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам он был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков. Из-за постоянных войн в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны. С 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Османский периодправить | править код

После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 году была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670—1671 годах кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 году).

Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

История постройки

Впервые о поселении «Яузкое Мытищи» говорится в духовном завещании 1460 г., написанном монахом из Симоновской обители. Название обозначало место, где в древности с обыкновенных торговцев брали пошлину («мыт») за транспортировку товара. По здешней земле с далеких времен, еще до возникновения Москвы, проходил купеческий путь.

Храм Рождества Христова в Мытищах, Московская область

На месте, где сегодня стоят Мытищи, располагался пост для сбора торговых пошлин. В середине XIX столетия в районе начался быстрой рост промышленности, что привело к появлению большого индустриального поселения с железнодорожной развязкой. В 1925 Мытищи официально признали городом.

  • После продолжительного периода властвования безбожных большевиков здесь, как и везде по России, возродилась духовность. Несмотря на статус одного из самых крупных городов Московской области, в Мытищах было всего три собора, где православные верующие имели возможность молиться о спасении души.
  • До 2000 г. городской центр духовно пустовал: здесь не было ни церкви, ни маленькой часовни. Местное население и священство осознали необходимость постройки храма в сердце Мытищ.
  • В начале нового тысячелетия намерение о возведении центрального собора благословил митрополит Ювеналий, а городское управление обещало поддержать проект финансово. Организовали церковную комиссию, чтобы выбрать подходящее место для строительства. В июле 2000 г. на центральном пустыре города заложили первый камень, который торжественно освятил преподобный Ювеналий.
  • В строительстве собора участвовали многие жители, внося различную и необходимую помощь в праведном деянии. Церковное здание предстало в своем великолепии накануне праздника Введения Пречистой Девы Марии в храм. В декабре 2000 г. в новоявленном соборе состоялось первое богослужение.
  • Однако после открытия оказалось, что здание физически неспособно вместить всех прихожан. Во время больших торжеств многие верующие отчужденно стояли на крыльце или еще дальше от основных событий. Необходимость увеличения объемов храма стала первичной задачей.

На заметку! Преподобный митрополит Ювеналий обратился к духовенству и мирянам с предложением о восстановлении порушенных святынь на территории Подмосковья. Он отметил, что сотни церквей являются сегодня руинами, несмотря на видимый прогресс в возведении новых соборов.

Митрополит Ювеналий верит в благословение патриарха и просит всех, кому не безразлична судьба святынь, обратить собственное сердце на благое дело при помощи пожертвований. Московская епархия создала специальную благотворительную комиссию, которая занимается этим праведным вопросом.

Строительство собора

Возведение более вместительного собора Рождества началось в середине осени 2001 г. Возведением фундамента занималась компания «ЮАССТРОЙ», главным проектировщиком назначили архитектора Н. Рахманова.

  • В состав здания вошел первый ярус с подклетом и антресолями, общая площадь церкви составляет 1500 м2. В работе активное участие принимали различные организации города, подопечные А. Мурашову. Предприниматели и администрация с большой охотой стремились сделать пожертвование ради благополучного возведения Божьего Дома. Местные жители приобретали кирпичи, символично подписывали их и приносили на строительную площадку с большой надеждой, что возведение собора принесет счастье.
  • Колоссальный интерес к работам проявлял и губернатор Московской области, который не раз посещал это мероприятие и наблюдал, как честными усилиями тружеников растет церковь. Накануне праздника Пасхи в 2005 г. рабочие благоустраивали территорию. В этом же году состоялось праздничное освящение церкви Рождества Христова, главы района отметили востребованность в религиозной постройке.
  • После ритуала всех тружеников, участвовавших в возведении, благословил патриарх Алексий II. Он отметил, что собор в центре Мытищ — это ярко горящая лампада, огонь которой поддерживается сиянием бесконечной веры, бескорыстной любви и непобедимой надежды местного населения. Алексий II напутствовал святителей проводить ежедневные канонические богослужения и просвещать прихожан.

На заметку! Настоятелем собора Рождества Спасителя является протоиерей О. Шленов, родившийся в 1964 г. Отец принял хиротонию в октябре 1991 г. от архиепископа Дмитровского, а в 1994 г. закончил духовную академию. За свою бескорыстную деятельность во имя Церкви имеет ряд наград. Настоятелю постоянно помогают пять священнослужителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector