Собор василия блаженного
Содержание:
Мавзолей Ленина
Мавзолей Ленина построен у Кремлевской стены. Ныне это здание служит усыпальницей В. И. Ленина. Первый вариант мавзолея был временным и построен 27 января 1924 года (фактически в день похорон В. И. Ленина) из дерева. Второй мавзолей был также возведен из дерева, а вот третий вариант (современный) сделан из железобетона, кирпича и гранита. Интересно, что во времена войны с фашистами, в мавзолее И. В. Ленина не было его тела. В 1953 – 1961 в мавзолее покоилось также и тело диктатора И. В. Сталина. В 1973 году был установлен пуленепробиваемый саркофаг. С 2013 года в мавзолее проводятся реставрационный работы.
Главный универсальный магазин располагается в Китай-городе, параллельно Кремлевской стене. Первая попытка построить торговый центр была при правлении Екатерины II, но он сгорел в 1812 году. Со времен пожара и до 1886 года так называемые Верхние торговые ряды находились в крайне ужасающем состоянии и были закрыты в том же году. В 1889 году началось строительство нового здания для торговых рядов по проекту А. Н. Померанцева. Его открытие состоялось 2 декабря 1893 года. В 1953 году здание обрело название Государственного универсального магазина. Ныне это здание приватизировано, но по прежнему именуется Государственным.
Описание собора Василия Блаженного
Его второе название – Покровский в честь Покрова Богородицы. Выходя на площадь, мы не видим его полностью. Подойдя вплотную к нему, он предстает перед нами в полной красе. Уникальное строение архитектора включает одиннадцать церквей.
В отличие от аналогичных построек XVI века в нем нет фасада – он имеет круговую форму. Ни одна из сторон не уступает в своей красоте и определить главную невозможно. На 65 метров вздымается вверх над Красной Площадью постройка – в годы строительства она была самой высокой в столице.
Кирпич, использованный для возведения церкви, в XVI столетии был новинкой. Вопреки существующим традициям церковь строили не из белого камня. Главная часть храма завершается шатром с ярким декором, рельефом и резьбой. Остальные приделы выполнены в уникальном стиле и не повторяют друг друга. Настоящее сочетание цветов утвердилось лишь в конце XIX века.
В ряду своих соотечественников и сверстников храм занимал особое место – его многоглавие, удивительный пышный декор и необычная структура удивляют прихожан и сегодня. Изначально создали 25 куполов, покрытых белым железом. Борис Годунов приказал озолотить их.
В первые столетия храм выглядел для русского народа и гостей страны более стройным. Все лестницы, ведущие наверх приделов, были открытыми, а все здания опоясывали террасы. На них цари прогуливались и обменивались новостями.
Борис Годунов и его последователи не видели узорчатых куполов, в то время они имели шлемовидную форму. Место разноцветной раскраски занимали красные узоры живописцев. Основной формой декора в соборе стал кокошник. (см. чем помогает Матрона Московская?)
Архитекторы и исследователи памятников культуры говорят, что все элементы комплекса – шатровость, башни, узоры и сочетание цветов устремляют его вверх. Даже современные доработки и утяжеление конструкции не делают его грузным.
Священнослужители говорят, что церковь – мемориальный памятник, а не пристанище православной веры. С этим связано его пышное внешнее убранство – пилястры, колонны, карнизы, изразцы и розетки повествуют зрителю историю о традициях русского народа.
Внутри храм украшен росписью с использованием трех цветов: черного, красного и белого. Особое место занимают фресковые росписи, орнамент в виде цветов и растений и особенная роспись, повторяющая кладку кирпича. Внутри собраны иконостасы, принесенные из других храмов.
Современники, поэты и писатели, публицисты и известные гости страны по-разному величали главный собор государства: «диво-дивное», «глас народа», «национальное произведение», «синтез искусств и переплетение эпох». Список можно перечислять бесконечно. Одно ясно точно, Баженову и его последователям удалось воплотить в нем тонкие черты русского человека и создать «архитектурный аксюморон», объединив несочетаемое.
Описание храма Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного включает в себя девять церквей, стоящих на одном фундаменте и соединенных обходными переходами. Каждая из этих церквей посвящена в честь определенного празднества. Полный перечень церквей выглядит следующим образом: центральная — Покровская, с востока — Троицкая, с юго-востока — Александра Свирского, с юга — Николая Чудотворца, с юго-запада — Варлаама Хутынского, с запада — Входа Господня в Иерусалим, с северо-запада — Св. Григория Армянского, с севера — Св. Адриана и Наталии, с северо-востока — Иоанна Милостивого. Православные праздники во всем их разнообразии могут проводиться как в честь событий, так и в честь святых апостолов, светителей, равноапостольных князей, к ним же относится празднование храмовых святых, почитание икон, мощей и не только. Именно этим и объясняется столь различное именование церквей по сути цельного храма.
Собор Василия Блаженного в Москве — Россия
Купола собора Василия Блаженного на всех восьми церквях представляют собой так называемые луковичную форму, каждая из которых отлична от другой. Такими куполами увенчаны восемь церквей, сгруппированных вокруг центральной девятой церкви, купол которой представляет собой шатер с небольшой главкой. Именно с расцветкой, рисунком и характером отделки куполов и ассоциируется у большинства туристов этот архитектурный ансамбль в центре столицы. А купола собора Василия Блаженного в свою очередь и являются тем магнитом, который через фотографии, открытки, марки, игрушки и иную сувенирную продукцию притягивает к себе интерес мировой общественности.
Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия
Построен храм из довольно редкого в то время кирпича. Высота его составляет 65 метров, что до конца XVI века являлось высочайшим зданием города Москвы. Характерной чертой, которую отмечают многие архитекторы, специалисты и просто любители, является то, что Покровский собор в Москве не обладает ярко выраженным фасадом. То есть, с любой стороны он выглядит фантастически красиво, и с любой стороны кажется, что именно это и есть фасад здания. В отделке его использовано значительное количество деталей из обожженной глины, чаще всего тесавшиеся из камня и которые, являясь отличительной чертой именно храма Василия Блаженного в Москве, больше нигде не встречаются.
Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия
Фундамент храма монолитный и не располагает подвальными помещениями. Стены основания достигают толщины 3 метров и перекрываются сводами. В высоту помещения достигают 6,5 метров. Особая, уникальная в своем роде конструкция, оснащенная узкими отверстиями и выполненная из так называемого дышащего кирпича, позволяет сохранить особый микроклимат практически в любое время года. Тем не менее, все церкви были холодными, богослужения там совершались только в летний период и по большим праздникам зимой. Путешествуя по храму, ясно чувствуется архитектурный ритм, потрясающая смена объемов, которая создается разными размерами церквей, проходов и объединяющих их площадок. Внутренние помещения очень разнообразны. Такое разнообразие ширины и высоты помещений, вкупе создает общую картину лабиринта.
Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия
Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия
Переживший множество невзгод, расхищений, попыток сноса и подрыва, пожаров и реставраций, храм Василия Блаженного в Москве по прежнему твердо стоит на своем месте, и более того, к нему с неугасаемым интересом стекаются толпы посетителей со всех уголков мира для того, чтобы собственными глазами и объективами фото и видеокамер засвидетельствовать живую историю христианского православия, которая получила начало более 450 лет назад. Вероятнее всего, именно особый духовный смысл, зашифрованный в соборе, и является универсальным ключом, открывающим сердца людей.
Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия
Интерьеры
Собор отличается декоративностью внешнего вида, полихромностью орнаментов и росписей, умелым сочетанием различных архитектурных элементов.
Комплекс стоит на едином подклете, заменяющим фундамент. Своды внутри зданий поддерживаются столбами. Для вентиляции используются узкие прорезные отверстия в стенах – продухи. Естественное освещение проникает внутрь через световой барабан под куполом церкви.
Убранство часовен отличается сочетанием цвета и манерою росписи. Фрески наносились масляными красками. В храме собрана огромнейшая коллекция (св.400) икон (16-19 вв.). Большая часть из них создана новгородскими и московскими живописцами.
Изменения в архитектуре и дизайне
Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.
Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.
Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.
Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.
До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.
Доработки XVI века
По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.
Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.
Как изменился храм в XVII веке
Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.
Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.
К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.
Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.
Пожар и восстановление
Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.
Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.
Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.
В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.
XIX — начало XX века и их влияние
Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.
Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:
- укрепили полы;
- обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.
История Кремлевского собора
Первые постройки вблизи Кремлёвской стены начал Василий III с храма в честь взятия Смоленска. Во время царствования Ивана Грозного стену окружали деревянные постройки, посвященные воинственным завоеваниям. После взятия Казани он приказал объединить сооружения в один фундаментальный храм из камня. Казань пала на Покров Богородицы – ее имя и стало названием нового собора.
Реставраторы узнали точную дату завершения возведения храма, изучая старинные тексты на проходах между приделами. Согласно проанализированным записям, современный собор впервые открыл свои двери 29 июня в год окончания строительства.
В летописях и писаниях сохранились записи об архитекторе собора. Им стал мастер из Пскова Постник Яковлев, в народе его величали Бармой.
Историки не исключают, что Барма и Постник – имена двух архитекторов. Точно узнать историю возведения храма удалось лишь в конце XIX столетия. В рукописных трудах исследователи нашли запись о двух мастерах, трудившихся у Ивана Грозного. Существует вариант о западноевропейском мастере.
Бытует мнение, что жестокий самодержавец выжег глаза мастерам, дабы они не могли создать копии своего творения. Но подтверждения в летописных документах этому найти невозможно. По преданиям Постник проектировал Казанский кремль, построенный уже после храма Василия Блаженного.
Ознаменовывая взятие Казани и объединяя в себе результаты трудов, борьбы, лишений и страданий не только верующих, но и всего русского народа – собор утвердился как символ величия Москвы и дал повод сравнивать столицу России с Римом.
Если число приделов христиане объясняют желанием показать мощь и силу православной веры, степень Божественного благословления и любви, то сочетание цветов на куполах и росписи исследователям неподвластна.
Все приделы не отапливались вплоть до XVI столетия. Тогда появилась новая церковь Василия Блаженного. Именно в ней появилось первое отопление.
Заметные изменения в архитектуре храма происходят в следующем столетии. В комплексе появляется колокольня, выполненная, как и собор, в стиле шатров. Все каменные стены внешнего убранства украшали удивительные росписи с растительными и животными орнаментами.
В век временного затишья и спокойствия все сооруженные на площади храмы объединили в одном соборе Василия Блаженного.
После пожара в XVIII веке собор очень сильно пострадал. За восстановление визитной каточки России взялся Иван Мичурин. Заметные реставрационные работы вела и Екатерина II. Но разглядеть его так, как сейчас – было невозможно. Площадь заставлялась обильным количеством книжных лавок.
Александр I провел революцию Красной площади, убрав с нее двухэтажные полки для ярмарок. Наполеон и его солдаты держали там лошадей – неимоверное восхищение постройкой побудило француза оставить храм в целости. Некоторые легенды рассказывают чудеса спасения собора от пожара и рук Наполеона.
Иностранцев поражало нагромождение башенок и куполов, шатровое богатство и удивительные фресковые росписи. Некоторые иностранцы считали храм пафосным и называли проявлением варварства.
В XIX веке его укрепляют, создают витражи и новые росписи проходов. В верхних соборах прекращают службу – 1923 года храм становится наполовину музеем.
Сталину предлагали снести символ России, но он произнес знаменитые слова: «Лазарь, поставь на место».
После войны собор полтора года восстанавливали, открыли его в день 800-летия Москвы.
Легенды
Наверное, все граждане России слышали о чудовищной истории, в которой повествуется о жесткости Ивана Грозного. Суровый и беспощадный царь распорядился выколоть глаза русским зодчим – Барне и Постнику, поскольку боялся, что архитекторы смогут построить еще один такой же. Впервые легенду людям рассказал иностранный посол, но Постник точно не стал слепым, ведь он, вместе с другими мастерами, создавал не менее интересный объект – Казанский Кремль.
Согласно еще одной легенде, русский зодчий воплотил в Покровском храме копию восьмиглавой мечети, разрушенной при взятии города; 8 куполов московского, напоминают восемь минаретов мусульманского, девятый символизирует победу над злейшим врагом.
Люди, которые верили Василию Блаженному, утверждали, что юродивый собирал средства на возведение церкви и бросал деньги на площадь, но на них не обращал внимания никто. Подтвердить правдивость легенды сейчас невозможно, как и то, что возле гроба нищего происходили настоящие чудеса.
В тридцатых годах прошлого века нарком Лазарь Каганович, посоветовал Сталину убрать храм, а на его месте проводить парады. Нарком, доказывая необходимость снесения, сорвал сооружение с макета Красной площади, но Йосифу Виссарионовичу идея не понравилась, и Сталин приказал поставить макет на место.
Согласно неподтвержденной информации, архитектор Барановский не только писал письма вождю страны, но и стал на колени перед Центральным Кабинетом, чтобы спасти его от разрушения.
Мифы вокруг собора Василия Блаженного
Интересно, что большинству выдающихся сооружений, особенно средневековых, сопутствуют охотно воспринимаемые людьми легенды. Так и здесь. По широко распространённому поверью, царь приказал ослепить авторов проекта, дабы они не построили что-нибудь лучшее. Но здесь непонятны мотивы царя. С чего бы Ивану Грозному не хотеть лучшего? А главное — Постник Яковлев участвовал в восстановлении Казанского кремля уже после возведения Покровского собора.
Более реальной и жизненной кажется история посадки зодчего в узилище после того, как он «перебрав спиртного» хвалился создать ещё лучшее здание. Впрочем, сидел «в холодной» он видимо недолго, потому что вскоре руководил работами в Казани.
Следующая легенда касается знаменитого юродивого — Василия Блаженного. Она гласит, что собор в большой степени построен на деньги блаженного, собранные в виде милостыни. Но здесь наблюдается расхождение дат. Блаженный Василий скончался за три года до начала строительства.
Почему собор более известен под именем Василия Блаженного
По сути, первоначальный вариант собора представлял собой храмовый мемориал воинской славы. Первоначальный вариант собора отличала строгая планировка, где к центральному, осевому шатровому храму симметрично примыкают восемь церквей. О мемориальном характере здания говорит тот факт, что строители особо не стремились создать удобные условия для множества прихожан, собор вмещает очень мало людей. В царские времена во время больших праздников службы проводились вообще вне храма, поскольку он не мог вместить всех желающих. К тому же, церкви не отапливались. Блаженный Василий пользовался большим авторитетом у русского народа, недаром сам Иван Грозный участвовал в его похоронах. Царь Фёдор повелел перезахоронить останки святого возле Покровского собора. По преданию, на могиле блаженного начали происходить чудеса исцеления. В 1588 году над ракой Василия Блаженного возвели храм, десятый по счёту в соборе. На сей раз помещение сделали тёплым, сюда потянулись паломники со всей страны. Люди стали ходить к «Василию Блаженному», чтобы помолиться о заступничестве и помощи почитаемого святого. Так появились народное название храма, которым, в большинстве, мы пользуемся сегодня.
Доклад на тему Храм Василия Блаженного
Собор, имеющий второе название в качестве Покровского, располагается на территории Красной площади и построен в середине XVI века под руководством зодчих Постника Яковлева и Бармы по повелению Ивана Грозного, решившего увековечить победу в битве с Казанским ханством в 1552 году.
Своим названием храм обязан хранением в нем мощей блаженного юродивого Василия, возведенного в ранг святых.
Возведение храма осуществлялось более шести лет и его нынешняя архитектурная композиция состоит из девяти церквей, выстроенных из белого кирпича по единому основанию, объединенных внутренними галерейными проходами, украшенными пышными растительными орнаментами в виде трав и цветов, а также роспись, имитацией которой является кирпичная кладка. Купола храма созданы в виде разнофигурных, узорных, луковичных и многоцветных глав, при это на центральной церкви Покровского собора установлен купол в форме шатра, который внутри отделан орнаментальной черно-красной росписью, выполненной на белом фоне. Наружный декор храма выполнен с использованием пилястр, филенок, стрел, муфтированных колонок, розеток.
Интерьер церквей, входящих в состав храма, выполнен в виде масляных иконостасов, являющихся уникальными бесценными историческими памятниками, относящимися к периоду XVI-XVII столетий, например, Житие Александра Невского, Вход в Иерусалим, Троица.
В храме за долгие годы его существования собран уникальный фонд, который включает в себя предметы древнерусского прикладного искусства и живописи, состоящие из металлических, деревянных, тканевых исторических вещей, предметов, относящихся к ризнице собора, а также рукописей и старопечатных книг.
С начала тридцатых годов двадцатого столетия храм Василия Блаженного является одной из составных частей памятников истории, входящих в состав Государственного Исторического музея, в которых на постоянной основе проводятся научные и реставрационные исследования, позволяющие представлять посетителям необыкновенно интересные экспозиции.
С конца двадцатого века в помещении храма в дни праздника Покрова и Василия Блаженного можно посетить церковные богослужения, а также поучаствовать в патриарших и владычных службах.
Величественность и красота Покровского собора относят его к одному из самых знаменитых московских и всероссийских памятников архитектуры и зодчества.
2, 3, 4 класс.
Как добраться
Собор возвышается в непосредственной близости от стен Кремля и набережной Москвы-реки. Его официальный адрес: Красная площадь, 2.
Доехать к храму можно наземным и подземным транспортом.
На метро:
- до ст. «Китай-город» (пешком по ул. Варварка до Большого Москворецкого моста)
- до ст. «Охотный ряд», «Театральная», «Площадь Революции» (с Манежной площади пешком по ул. Ильинка до Красной площади)
На автобусе:
- №25 до ост. «Красная площадь»
- № Н1 и Н2 (ночные), 12ц и 144ц до ост. «Театральная площадь»
- № 158, Н4 и Н5 (ночные) до ост. «Славянская площадь»
На троллейбусах №16, 45, 63 (круглосуточный) до ост. «Славянская площадь».
История строительства собора
2 октября 1552 г. казанские походы царя Иоанна Грозного увенчались успехом. Казань пала и Казанское ханство оказалось в составе Московского государства. Это произошло на следующий день после Покрова. В течение всей военной кампании на Красной площади строились деревянные церкви, где прославлялись военные победы над татарами. Грозный повелел собрать «походные» храмы вместе и воздвигнуть в центре Москвы каменный собор.
Первоначально храм построили деревянным и освятили 1 октября 1554 г. Через несколько месяцев на его месте заложили каменный собор, законченный к концу лета 1561 г. Имя зодчего, создавшего проект и осуществившего его реализацию, до сих пор точно неизвестно. Историки выдвигают три версии, каждая из которых имеет право на существование.
Часть исследователей полагает, что храм Василия Блаженного построил псковский каменщик Постник Яковлев, которого часто называли Бармой. Другие считают, что Барма и Яковлев – это разные люди и оба они принимали участие в строительных работах. Наконец, третья версия заключается в том, что собор строил итальянец. Опыт подобного сотрудничества у Московского государства уже был: во второй половине XIV в. Аристотель Фиораванти работал над Успенским собором, а Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари – над Грановитой палатой.
Первоначально собор содержал лишь девять церквей, но в 1588 г. к нему пристроили десятую. Ее освятили в честь Василия Блаженного. Московский юродивый обладал даром предвиденья и совершил множество чудес. Иоанн Грозный боялся Василия Блаженного, справедливо считая его «провидцем сердец и мыслей человеческих». В 1588 г. Блаженный был канонизирован, и десятая церковь появилась на месте его погребения.
В конце XVI в. взамен утраченных при пожаре главок на соборе установили новые фигурные купола. Шатровую колокольню пристроили в 1670-х гг., тогда же появился придел над могилой Иоанна Блаженного. Он был похоронен на Красной площади в 1589 г.
На протяжении существования собора многократно случались реставрации. Чаще всего ремонтные работы становились следствием пожаров, которые бушевали в Москве в те годы очень часто. Например, в 1737 г. храм Василия Блаженного практически полностью выгорел после Троицкого пожара. Масштабная реконструкция была проведена в конце XIX в., когда укрепили полы в церквях и украсили витражами ризницу.
После революции храм передали музейному ведомству, а после победы в Великой Отечественной войне начали восстанавливать. Реставраторы обнаружили под слоями краски росписи XVI в., имитирующие кирпич, и вернули наружным стенам храма первоначальный облик. Последняя кампания по ремонту сооружения пришлась на 2001 г. В результате интерьеры десяти церквей собора были восстановлены, икона Покрова Богородицы реставрирована и в храме теперь проходят богослужения.