Выходные в ярославле

Памятники и монументы

Известные памятники и мемориалы, скульптуры украшающие город.

Памятник Ярославу Мудрому

Изображение памятника нанесено на купюру в 1000 рублей. Пятиметровая бронзовая фигура правителя установлена на Богоявленской площади. На открытии памятника в 1993 году присутствовал Борис Ельцин. Это место сразу же стало популярным у туристов. Редко кто из них не делал фото на память с купюрой в руках на фоне памятника. Князь изображен в каноничном иконописном образе. В основании памятника сооружен барельеф.

Рекомендуем: 30 популярных памятников Ярославля

Скульптурная композиция «Троица»

Расположена в центре города близ парка Стрелка. Скульптором проекта является Трейвус, архитектором – Бобович. Представляет собой скульптурное воплощение известного учения о Святой Троице. Открытие памятника одобрил патриарх Алексий II, а архиепископ Михей скульптуру освятил. Композиция установлена на месте разрушенного Успенского собора. У новобрачных Ярославля есть ритуал – бросать в чашу скульптуры монетки.

Памятник 1000-летию Ярославля

Открыт в 2010 году на набережной у парка Стрелка. Гранитная 20-метровая стела установлена на постаменте. Сооружение увенчано скульптурой двуглавого орла из бронзы. На постаменте изображены фигуры Ярослава Мудрого, Ярославны с младенцем, гражданина, воина и священника. Барельефы на постаменте отражают значимые вехи истории города. Эскиз памятника разработал Михаил Точеный, скульптором стал Ковальчук.

Памятник-монумент «Вечный огонь»

Установлен на бульваре Мира в историческом центре города. Между двумя рельефными гранитными стенами расположен Вечный огонь. На одной из стен изображена женщина-труженица, на другой – воин. Это символизирует трудовую и воинскую доблесть ярославцев. В проеме стен хорошо виден Успенский собор. Вечный огонь зажигали от огня у Могилы Неизвестного Солдата в столице, который привез в город генерал Батов П. И.

Часовня Казанской Богоматери

У часовни необычный вид. Она построена в форме ракеты, устремленной в небо. Расположена у ворот Спасо-Преображенского монастыря. Архитектор проекта – Г. Л. Дайнов. Часовня открыта в честь 385-летия со дня выхода ополчения Минина и Пожарского из стен монастыря, в 1997 году. В ней есть изображения святых, а витраж иллюстрирует икону Казанской Божией Матери. Считается, что туристов, бросающих монетку в колокол, ждет удача.

Памятник Николаю Некрасову

Памятник поэту расположен на пересечении Волжской набережной и улицы Первомайская. С этого места открывается прекрасный вид на Волгу, столь любимую поэтом. Скульптура поэта также обращена лицом к реке. Рядом расположена стела, на которой изображены герои произведений Некрасова – Арина, крестьяне, Гриша Добросклонов. Памятник установлен в 1958 году. Автором проект стал архитектор Л. М. Поляков, скульптором – Г. И. Мотовилов.

Церковь Иоанна Златоуста

Самая гармоничная достопримечательность ярославского зодчества возведена с таким расчетом, чтобы максимальная красота, величие внешней отделки строения производила незабываемое впечатление при подъезде с Волги.

Великолепный храм маленькой рыбацкой деревушки Коровники, возведённый в 1654 году, имел форму четырехстолпной пятиглавой церкви, опоясанной по трём сторонам открытой галереей, заканчивающейся симметричными, простыми и изящными шатровыми пределами. Они посвящены княгине Ольге и зачатию Иоанна Крестителя.

Во внешней отделке храма выделяются роскошное крыльцо, наличник окна центральной апсиды, выполненный из красивых изумрудных изразцов. Он считается одним из символов города. Орнамент из изразцов на фоне уникальной кирпичной кладки придаёт церкви сказочный, нарядный вид. Находится на ул. Портовая набережная, 2.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь

В 1314 году ростовский епископ Прохор (также известный как Трифон) основал Толгский монастырь на берегу реки Волги в селе Толга, которое с тех пор вошло в состав Ярославля. Он был основан на том месте, где чудесным образом появилась икона Пресвятой Девы Марии и Младенца Христа.

Эта икона теперь известна как икона Богоматери Толгской и считается чудотворной. Монастырь получил много пожертвований от людей, которые утверждали, что были исцелены этой иконой.

Место расположения: Толга, Ярославль.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook и Booking. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 417 times, 1 visits today)

Церковь Андрея Критского

Старинный храм, в архитектуре которого гармонично сочетаются элементы древнего византийского стиля с новшествами XX столетия стиля модерн, передан Православной церкви России только в 2010 году. Восстановление прежнего величия храма идёт медленно, многие его декоративные элементы ещё предстоит заново создать. Стены огромного светлого зала храма в своём первоначальном виде были заполнены копиями картин известных художников, например» Крещение Руси» Васнецова.

В центре зала находилось двухъярусное паникадило (не сохранилось), трёхъярусный иконостас (не сохранился). Варварское ограбление храма после его закрытия в 1923 году уничтожило основные ценности. Многие ценные мозаики были закрашены черной краской. Часть из них восстановлена. Методы создания мозаичного искусства получили второе рождение.

Находится по адресу ул. Стачек, 58.

Новые 75 с половиной миллионов

В июле 2019 года Северо-Западная дирекция Минкультуры разыграла новый тендер на «проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте «Церковь св. Илии Пророка на Славе (опять! – Ред.) 1455 г.» (Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Знаменская, д. 4)». Начальная цена, как и цена госконтракта, 75 млн 494 тыс.100 рублей. 

Как выяснится чуть ниже, эти 75 млн не дополнительные к предыдущим 93-м. Новому подрядчику предстоит доделывать то, что не осилил прежний.  

Победителем состязания на этот раз признано другое петербургское ООО — «АВК ГРУПП».

Мы даже не сомневались в том, что обнаружим на ее счет во всезнающих бизнес-реестрах:   «Основной вид деятельности — «Строительство жилых и нежилых зданий»».

На этом же ресурсе, под завлекательной рубрикой «Компания продавала товары», информация о том, что ООО «АВК ГРУПП» проводила реставрационные работы в Спасо-Каменном монастыре, подана через запятую с «валкой деревьев с применением автогидроподъемника без корчевки пня». 

В общем, похоже, что храм Ильи Пророка на Славне попал в руки универсальных мастеров.

Для «Хранителей Наследия» — официальный комментарий ФГБУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации»:

«По контракту, заключенному с ООО «Гранд» в 2017 году, подрядчик должен был отреставрировать кладку стен и фасады,  укрепить фундамент, воссоздать барабан и купол, стропила и кровлю. 

Контракт расторгнут Северо-Западной дирекцией по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ в одностороннем порядке в апреле 2019 года из-за систематического нарушения сроков выполнения работ. Сейчас дирекция ведет судебную работу по взысканию аванса, полученного подрядчиком, а также штрафов и пеней.

В рамках контракта ООО «Гранд» частично выполнило работы по укреплению фундамента и восстановлению кладки. Работы, которые подрядчик не выполнил, вошли в контракт с победителем нового конкурса — ООО «АВК Групп». Срок контракта — до декабря 2019 года.

На всех реставрируемых объектах контроль качества работ, а также соответствие материалов и технологий проекту ведет специалист технического надзора дирекции и сотрудник организации, осуществляющей авторский надзор. Также взаимодействуем с органами охраны, на данном объекте это Инспекция государственной охраны культурного наследия Новгородской области».

Досье. Считается, что церковь Ильи Пророка на Славне (или на Холме) была построена на месте древнего капища Перуна. Летопись впервые упоминает ее под 1105 годом, когда она еще была деревянной. Каменную церковь построили в 1198–1202 годах. В 1455–1456 гг. храм был перестроен с использованием нижних частей древней постройки.

В 1952 году храм подвергся реконструкции: фасады были отреставрированы, но со здания сняли поврежденный во время войны купол, и оно было приспособлено под жилье и складские помещения. Храм был разделен внутри на два этажа, в нем было устроено общежитие. До недавнего времени здание оставалось многоквартирным жилым домом. Как свидетельствуют очевидцы, последние квартиры были расселены в 2011 году, но в храме с разрешения церковной общины продолжали жить художники, бывшие арендаторы помещений под мастерские. Храм передан Русской Православной старообрядческой Церкви в 2014 году.

Храм гарнизонный

Пока храм строили, освящали, оказался он на территории Стрелецкой слободы и стал храмом гарнизонным, коим остаётся и по сей день. Тому способствовало не только расположение, но и посвящение церкви Архистратигу Михаилу — святому покровителю и попечителю людей военных.

ХХ век встретила церковь пустой и почти заброшенной: приход составляли только 82 человека. Революция и вовсе прекратила духовную практику и службы: в 1924 году храм закрыли, церковное добро разворовали, пострадали даже некоторые элементы постройки: так, кирпичная ограда лишилась арочных ворот. Церковь стала складом и окончательно не разрушилась благодаря сотрудникам Ярославского музея-заповедника.

Только в 1994 году в церковь вернулась жизнь — на пасху священник Анатолий Михайлович Перегудов провёл первую Божественную Литургию. После возвращения храма в РПЦ сначала восстановили тёплую церковь, обустроенную после 1781 года в южном крыле галереи. Храм холодный пока в стадии восстановления: разрушения в нём особенно масштабные и требуют значительных средств.

Ежегодно в августе церковь Архистратига Михаила становится одной из площадок фестиваля «Преображение». В рамках фестиваля состязаются в мастерстве хоры и звонари. Для последних устроили на территории церкви деревянную звонничку.

Адрес: г. Ярославль, ул. Первомайская, 67.

Карта расположения:

← Церковь Спаса на Городу в Ярославле Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле →

Церковь Рождества Христова

В ней в 1600-ых годах хранилась, спасённая из Рождественского женского монастыря, икона Казанской Божией Матери. Белоснежная древняя церковь напоминает удивительные каменные кружева, застывшие над Волгой. Она сохранилась в своём первозданном виде.

В архитектуре церкви использовались оригинальные архитектурные решения. Многие элементы были впервые использованы в церковном зодчестве Руси. Например, столпообразная колокольня церкви, достигающая высоты около 40 м и заканчивающаяся шатровым верхом.

Первоначально в звоннице церкви было 8 колоколов. Часть из них привезли из Голландии. Самый большой колокол отправлен во время Советской власти на переплавку. Историки говорят, что знаменитые муравленые изразцы впервые стали использоваться в декоре этой церкви.

Из них выложена храмозданная надпись, увековечившая имена Назарьевых, митрополита, царя. Прочитать её можно и сейчас. Над ансамблем работали мастера по заказу двух поколений известных ярославских купцов. Сложная структура храма скрывается за очень красивой внешней отделкой.

Посещение церкви входит во многие туристические маршруты. В нём всегда находятся верующие. Интересная история церкви связана с похищением многих древних икон в 1989 году. Все они были проданы в другой стране. Похищенные иконы приобрел Владимир Рощин (коллекционер из Саратова) и вернул их в церковь.

Адрес ул. Кедрова, 1.

Фёдоровская церковь (Ярославль)

Рекомендовать место

10

6

Церковь Фёдоровской иконы Божией Матери расположена на правом берегу реки Которосли в городе Ярославле. Это приходская четырёхстолпная пятиглавая церковь. Она была построена в 1682-1687 годах. С 1987 по 2010 она была кафедральным собором Ярославско-Ростовской митрополии. В ансамбль прихода входит церковь Николы Пенского.

В этой церкви есть колокольня и современный крестильный храм — храм Равноапостольного Владимира. Возле него есть захоронения архиереев. Вокруг монастыря стоит ограда советского времени. Храмы монастыря хранят в своих стенах огромное количество достояний прошедших веков. Сам архитектурный стиль, использованный в исполнении стен зданий, весьма интересен своей уникальностью и необычностью.

История храма

Место, на котором появился храм, с начала 16 века принадлежало Спасо-Преображенскому монастырю, а до того там находились дворы разрастающегося ярославского посада и с 13 века (по другим источникам с 15 века) — деревянная Богоявленская церковь. Монастырь разместил на бывших посадских землях вначале строения конюшенного двора, а после событий Смутного времени на этом месте было создано монастырское поселение, названное в связи с имеющимся храмом Богоявленской слободой, где проживал обслуживающий обитель персонал.

К концу 17 века принимается решение о возведении каменного храма взамен деревянного, и это строительство, как уже упоминалось, осуществляется в течение 9 лет на деньги купца первой гильдии А. Зубчанинова, который проживал в этой же слободе и считался потомком одного из спонсоров сооруженного ранее Спасо-Преображенского монастыря. Зубчанинов занимался продажей качественной кожи и имел 24 торговые точки. Дело его процветало, а строительство храмов всегда считалось богоугодным делом, которое к тому же обеспечивало и божье покровительство. Похоронен А.Зубчанинов был на Спасо-Преображенском Некрополе.

Богоявленский храм с ночной подсветкой

А возведенный с его помощью храм с момента основания существовал, как и все посадские храмы, только на собственные средства, поступавшие с торговли свечками, с треб, с кружечного сбора, ну и, конечно же, на частные пожертвования. На дотации у государства церковь никогда не состояла. Да и численность церковного прихода была довольно невелика. Лучшие времена храма пришлись на конец 18 века, тогда приход составлял порядка 200 человек.

В 19 столетии у церкви Богоявления появилось ограждение и притвор с резным крыльцом со стороны главного фасада. В 80-е годы 19 века другой ярославский купец – В.Кузнецов – спонсировал крупномасштабный ремонт храмового сооружения, в результате которого первоначальный вид строения несколько видоизменился.

Храм в 19 столетии

Во время революционных событий, а точнее при подавлении Ярославского антибольшевистского восстания 1918 года, здание церкви Богоявления сильно пострадало от артобстрелов. Больше всего досталось южному приделу. Новая власть средств на восстановление храма не выделяла, а прихожане были мало обеспечены, к тому же борьба с религией велась в городе по всем фронтам.

В середине 30-х годов 20 столетия церковь неожиданно признается ценным объектом архитектуры и заносится в соответствующий список. Тем не менее, западная паперть храма была превращена в автомастерскую с гаражом, что ухудшило и без того тяжелое состояние здания.

Бережного отношения и частичного восстановления церковь дождалась в начале 50-х годов, когда власти начали проявлять некоторое внимание к историческим архитектурным объектам. Полноценное же реставрационное обновление храма началось в самом начале 21 столетия, когда были восстановлены фасады с изразцовыми орнаментами, кровля и т.д

В вернувшейся к первозданному облику церкви опять стали проходить службы.

Богоявленская церковь. Фрагмент

Но в этом прекрасном храмовом творении сегодня можно попасть не только на богослужение, но и на экскурсию, так как оно числится к тому же и филиальным отделением Ярославского музея-заповедника.

Тихвинская церковь

Каменный храм Николы Мокрого, появившийся взамен деревянного, создавался как холодный. Но довольно скоро (в 1686 году) с его южной стороны появляется теплый Тихвинский храм с одной главой, отстроенный на купеческие средства братьев Лузиных.

Тихвинский храм около Церкви Николы Мокрого

Возведение теплого Тихвинского храма было спланировано средневековыми зодчими как составная часть единого храмового комплекса Николо-Мокринского прихода. Новая церковь не имела алтарного выступа, и поэтому с восточной стороны мы видим ровную прямую стену. Помимо этого, к храму примыкает длинная невысокая трапезная. Основной храм и трапезная практически не имеют украшений, храм увенчан одной главой, которая установлена на двухъярусном барабане.

Шатровым крыльцом и южным притвором Тихвинская церковь обзавелась к концу 17 века, как и Николо-Мокринская. В отличие от основных церковных объемов, стены притвора и крыльца были отделаны очень высокохудожественно и до сих пор наглядно демонстрируют удивительный стиль «русского узорочья». 

Керамическое убранство южного притвора

Керамическая облицовка стен притвора была богатой и разнообразной, а изразцовое покрытие здесь сохранилось значительно лучше, чем на притворе храма Николы Мокрого. Поливная черепица находится и на самой шатровой кровле.

Удивительный декор шатра притвора

В храме имеется два престола. Основной алтарь посвящен Тихвинской Богоматери, а второй – Святителю Василию Кесарийскому. Здесь особо интересна храмовая святыня в виде скульптурного образа Преподобного Нила Столобенского. Почитается и икона Сергия Радонежского, которая является мироточивой.

Сегодня Тихвинский храм является действующим, и посетить его службы можно в выходные или в праздничные дни.

Изразцовое узорочье притвора Тихвинского храма

Кроме храмов Николы Мокрого и Тихвинского в архитектурном ансамбле присутствует и здание бывшей богадельни.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

История

Успенский собор в начале XX века

Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории княжего двора (кремля). Храм был торжественно освящён в 1219 году ростовским епископом Кириллом и, как главный храм города, назван, по существовавшей традиции в честь праздника Успения Богоматери — Успенским собором. В отличие от других соборов Северо-Восточной Руси, построен он был из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню, пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, а двери украшены золоченой медью.

Ансамбль шестистолпного Успенского собора с высокой шатровой колокольней был буквально повторён в первые годы XVIII века в зажиточном селе Великом под Ярославлем

В 1501 году случился пожар, и у церкви обрушились своды. При расчистке завалов были обнаружены мощи ярославских князей XIII века — Василия и Константина Всеволодовичей, которые впоследствии стали главной соборной реликвией. Заново отстроили и освятили храм около 1516 года, вероятно, на месте предшествующего. Успенская церковь была небольших размеров, на подклете или подвале и имела в своей западной части придел «на полатях». Её ближайшим аналогом можно считать Благовещенский собор Московского Кремля. После 1605 года в Успенском соборе начинает составляться иллюстрированный синодик. В 1612 году во время Смутного времени митрополит Кирилл (Завидов) благословил здесь Дмитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы.

Когда Успенский собор обветшал, по царскому указу 1642 года было велено новую каменную соборную церковь сделать на новом месте, а старую разобрать, сохранив лишь бывший под церковью погреб, где находилась «зелейная и свинцовая казна», укрепить его и использовать по тому же назначению. Но, так как это помещение было сырое, по предложению воеводы, на основании недоразобранных стен верхнего яруса старого собора построили казённую палату. В 1646 году был возведён и освящён одноэтажный, без погреба, пятиглавый собор с 55-метровой колокольней.

Во второй половине XVII века в Ярославле происходило казённое строительство, и в 1659 году появился указ царя о постройке новой соборной церкви, так как старая имела скромные размеры и пострадала (крыша, главы и прочие наружные постройки), хотя и менее других, в пожаре 10 июля 1658 года, в котором сгорела большая часть строений Ярославля. Новый собор представлял собой шестистолпное пятиглавое здание, при северном, западном и южном входах были построены каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII века. Одновременно с ним была заложена восьмигранная шатровая колокольня.

Храм сильно пострадал в пожаре 1670 года и через несколько лет был выстроен вновь. Здание имело византийскую кубическую фигуру и пять больших глав. Интерьер собора был расписан в 1671—1674 годах, это письмо сохранялось без обновления до 1825 года. В дальнейшие два века храм подвергался ряду перестроек, особенно значительных после 1788 года, когда он стал кафедральным в связи с переносом центра епархии в Ярославль. В 1720-х годах пристроили западную паперть, в конце века переделали крыльца, в 1832—1833 годах к южной стене пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина. В 1832—1836 годах по проекту архитектора А. И. Мельникова построили новую колокольню вместо старой, шатровой, в 1844 году купола собора — первыми в городе — покрыли золотом, в конце XIX века расширили теплую западную паперть и объединили её с церковью Василия и Константина.

В конце XIX века в соборе было 2 престола: Успения Пресвятой Богородицы и Святого князя Владимира; пятиярусный иконостас с драгоценными окладами; ряд замечательных икон и других древностей. Под сводами храма были погребены архиепископы Павел, Симеон и Леонид.

Успенский собор сильно пострадал в результате артиллерийского обстрела Ярославля коммунистами в 1918 году, частичная реставрация была проведена осенью 1924 года. В 1922 году храм был отдан под биржу труда, с 1930 по 1937 год в нём размещался склад зерна. 26 августа 1937 года собор был взорван, а на его месте — разбит городской парк культуры и отдыха. При проведении неоднократных раскопок усилия Н. Н. Воронина и других археологов по отысканию фундаментов кирпичного собора домонгольской эпохи не увенчались успехом.

Архитектурные особенности храма

Храм Богоявления Господня стал объединяющим и доминирующим объектом архитектуры и уникальным украшением, как Богоявленской площади, так и Которосльной набережной

Легкая, гармоничная и нарядная квадратная церковь привлекает туристическое внимание не только своей историей, но и уникальным архитектурным исполнением, и внутренней росписью.. Богоявленский храм — памятник архитектуры конца 17 века

Богоявленский храм — памятник архитектуры конца 17 века

Надо отметить, что на внешний вид и на архитектурные особенности церкви большое влияние оказало современное тому периоду московское зодчество. Богоявленский храм является бесстолптым и безподклетным, и в этом отношении это одно из первых подобных архитектурных храмовых сооружений города.

На московское влияние в архитектуре этого сооружения указывает перекрытие основной храмовой площади посредством двух рядов кокошников и четырехскатная кровля. Луковичные главы как бы взлетают ввысь на высоких глухих изящных барабанах. Эти барочные главки появились на барабанах взамен деревянных после пожара 1753 года. Барабаны и карнизы облицованы изразцовыми орнаментами, которые добавляют праздничное настроение в итак довольно нарядное церковное оформление.

Главки на барабанах, ряды кокошников и изразцы в оформлении верха храма

Храм является пятиглавым. По трем его сторонам традиционно размещены закрытые галереи, оборудованные как приделы, а на северо-западной стороне пристроена восьмигранная шатровая Колокольня

Наружные фасады привлекают внимание декоративной отделкой с обильным использованием полихромных изразцов с растительными орнаментами.

Вид на Богоявленский храм со стороны Колокольни

Вытянутые горизонтально повторяющиеся декоративные ленты изразцовых орнаментов, как на карнизах и барабанах, как бы очерчивают основные силуэтные очертания храма. Вертикальные изразцовые мотивы имеют замкнуто-центрические рисунки и зрительно удлиняют высоту сооружения.

Количество и качество русской керамики 17 века в виде поливного изразцового декора пяти цветов и пятивариантных рисунков при оформлении данного храма уникально и неповторимо.

Изразцовое богатство Богоявленской церкви

С каждого купца — по церкви

Владислава Куимова, «АиФ-Ярославль»: Мария Вячеславовна, приезжих всегда удивляет, почему в Ярославле так много церквей.

Мария Александрова: Здесь стоит учесть два момента. Первый: такие древние города, как Ярославль и Ростов, были центрами колонизации, христианизации. Они находились довольно далеко от Киева. Церковь в то время — это оплот государственной власти.

Второй момент: в это сложно поверить, но Ярославль был вторым по богатству городом во всей Руси. Капитал — это всегда амбиции, стремления и честолюбие. Каждый купец хотел в своей жизни сделать святое дело — построить храм. В основном всё, что мы сейчас любим и ценим, — это памятники архитектуры 17-го века. В 18-19-м веках богатейшие люди перебирались в Санкт-Петербург. Соответственно, за это время строится гораздо меньше храмов.

То есть количество церквей в Ярославле связано с историей города, проживающими здесь людьми и их возможностями. Любопытный факт: до революции в Ярославле на 100 тысяч жителей приходилось 116 церквей. Потом многие из них были разрушены во время гражданской войны, когда бомбили город. В то время сюда с реставрационной комиссией приехал архитектор Пётр Барановский, и только благодаря его усилиям удалось спасти многие памятники архитектуры.

А в 30-е годы храмы просто уничтожали. Уникальный случай произошёл в 1934 году. Тогда советские власти собрались взрывать церковь Ильи Пророка. Скромный музейный работник Николай Кузнецов заперся в храме и наотрез отказался выходить. Рискуя собственной жизнью, он спас прекрасную церковь. Через некоторое время к нему присоединился Барановский, который вёл переговоры с местным начальством. Так человеческий фактор сыграл огромную роль при спасении города.

— Есть ли сегодня меценаты на земле Ярославской?

— Раньше меценаты жертвовали деньги на храмы, потому что не знали, куда их отдать ещё. В 18-19 веках выделяются средства на училища, тюрьмы, какие-то социальные институты. Сейчас выбор ещё больше. Верующий человек может просто пожертвовать деньги в любой фонд. Процесс становится более интимным. Тем не менее, мы все знаем Виктора Тырышкина, построившего на свои средства Успенский собор в Ярославле, он почётный гражданин города. Олег Жаров участвует в восстановлении села Вятское. Много примеров людей, которые действительно помогают. Не меньше тех, кто старается не афишировать этого.

— Если говорить о современных постройках, то являются ли они значимыми для архитектуры города?

— Конечно, сложно назвать новое строительство архитектурными шедеврами. Но я не удивлюсь, если через много лет экскурсоводы будут говорить: «Это памятник архитектуры 21-го века». Есть определённые современные тенденции. Никольский собор в Переславле похож на Успенский в Ярославле. Оба они построены на пожертвования Тырышкина, но разными архитекторами. Похожие храмы я видела в Екатеринбурге, Калининграде. Такова стилистика нашего века.

Есть другой спорный момент: как новые строения уживаются со стариной? Архитекторам необходимо продумать, как древняя церковь будет смотреться рядом с современным зданием. Рядом с храмом Николы Мокрого стоит планетарий. Как это смотрится? На мой взгляд, нормально. Но ТРЦ «Аура» в самом центре города?! Это другой разговор. Или ситуация: стоит храм, а рядом с ним стройка, забивают глубокие сваи, что приведёт к размытию грунта. Почему архитектор не задумался о сохранении памятника? Церкви у нас — визитная карточка города, способ привлечения туристов.

Почему — на Городу? История храма

Церковь стоит там, где начинался древний ярославский торг. К XVII веку город стал богат, приезжали сторонние купцы и увеличивались числом своим, торг разрастался, занимая уже огромную территорию от Земляного вала по берегу Которосли, к Ильинской площади и дальше.

Торг становился ещё одним городом — торговым. Потому и назвали храм на откосе бывшего Медведицкого оврага Спасом на Городу. Был он первоначально из дерева, потому судьба его уже была определена — рано или поздно сгореть в пожаре. Так и случилось во время Великого пожара в 1658 году.

Горожане так пострадали, что восстановление храма началось не тут же. Только к 1672 году возведён новый — каменный храм, образцом которому послужил храм Иоанна Златоуста в Коровниках (год постройки — 1654), однако — «с учётом местных особенностей».

Первая каменная церковь на Голоду имела по флангам северного фасада, того, что обращён к торгу и самый нарядный, «два увенчанных шатрами объёма» — придел Николая Чудотворца и колокольню. Основной храм-четверик был укрыт позакомарно, с севера и запада окружён галереями, причём северная галерея сооружена была открытой, а западная — с крыльцом. Расписали храм фресками 22 мастера, возглавляемые Фёдором Фёдоровым и Лаврентием Севастьяновым — ведущими знаменщиками.

Однако в 1994 году храм перестраивают: такова была воля прихожан и благословление митрополита Иосафана.

Возводят южный придел, посвящённый мученику Стефану, и устраивают в нём тёплую церковь. Пролёты северной галереи заделывают, заменяя окнами с пышными наличниками.

В 1807 году происходит ещё одно важное изменение: позакомарное покрытие меняют на четырёхскатную крышу с железной кровлей. Красоту храма это, конечно, уменьшило, но с точки зрения сохранности строения было обоснованно

Другая значительная перестройка случилась в 1831 году, когда разобрали большую часть западной галереи, соорудив большой притвор, входы оформили портиками с купольным покрытием. Изменения в итоге оказались столь значительны, что церковь даже заново освятили.

Новое, революционное время началось для церкви сразу с тяжёлых испытаний. В 1918 году, во время мятежа белогвардейцев, снесён на 1/3 северный шатёр, в колокольне разорвался снаряд, оказались повреждены и главы четверика, пробиты насквозь стены южного придела.

Все последующие годы прихожане на собственные средства восстанавливают храм, но в 1926 году церковь закрывают совсем. Её передают местному краеведческому музею, а тот сдаёт «помещение» в аренду то клубу водников, то военно-железнодорожному лагерному сбору, трикотажно-текстильному союзу и прочим подобным.

После 1936 года, уже под госохраной, церковь становится складом для утиля, далее — складом разнообразных товаров Яроблторга, в 60-х годах — книжным складом.

Только в 1978 – 1981 годах здание ремонтируют и реставрируют силами ЯСНПРМ, в 1991 году ликвидируют трещины в стенах, затем восстанавливают интерьеры и кресты на куполах, в 2003 году храм возвращается Ярославской Епархии.

Церковь Ильинско-Тихоновская

В самой древней церкви города не идут богослужения, не слышатся церковные песнопения. Только торжественный внешний вид здания напоминает о том, что давно в этом месте происходили события, ставшие легендой.

Ярослав Мудрый велел возвести здесь церковь в честь святого Ильи Пророка после победы над лютым медведем. Каменное здание выросло в 1694 году. Пристроенный придел во имя святого Тихона Чудотворца. Отразился в названии церкви. «Ружное» архитектурное сооружение (содержащееся за счет казны) до сих пор не передано в ведения церкви.

Некоторые реставрационные работы выполнялись в честь празднования тысячелетия Ярославля. Сейчас в каменной одноглавой церкви, здании находятся запасники художественного музея, мастерские. Но храм, построенный в неоклассической форме, с нарядной лестницей, высоким одноглавым куполом, аккуратными башенками (колокольней и ризницей) вызывает восхищение, любопытство. Находится церковь на Волжской набережной в Кировском районе города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector