Иоанновский приход
Содержание:
- История строительства Морского Никольского собора
- Свидетельства современников
- Публикации и новости
- История зарождения обители
- История становления обители
- Первая каменная постройка монастыря
- Полезная информация для туристов
- Как добраться до монастыря
- Информация для посетителей
- Настоятельницы монастыря
- Народный пастырь
- Внутреннее убранство
- Судьба монастыря в советские годы
- Чужой среди своих
- Пророчества Иоанна Кронштадтского
- Вывод
История строительства Морского Никольского собора
Кронштадт — город морской. Когда-то здесь существовала небольшая морская церковь Богоявления Господня. Однако она не могла вместить всех желающих, и потому многократно высказывалась идея строительства нового, большого собора.
В 1896 году вице-адмирал Николай Иванович Казнаков (1834-1906, с 1901 года — адмирал), занимавший в то время должность главного командира Кронштадтского порта, подал прошение на строительство в Кронштадте нового собора:
В 1897 году начался сбор пожертвований на строительство Морского собора. Основная сумма была собрана моряками, которые вплоть до 1913 года отчисляли четверть процента своего жалования на Морской собор. В 1900 году был учрежден комитет по постройке собора, который возглавил главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1848-1904).
Первоначально Николай II утвердил проект архитектора А.И.Томишко, который, однако, был подвергнут критике со стороны комитета по постройке собора. Затем разработка проекта была поручена знаменитому архитектору Василию Антоновичу Косякову (1862-1921), автора ряда гражданских и культовых сооружений, в том числе и для военного ведомства: храма во имя Милующей Божией Матери в Галерной гавани (Санкт-Петербург), храма Богоявления в порту на Гутуевском острове (Санкт-Петербург), церкви святителя Николая Чудотворца в Морском госпитале (Кронштадт), Морского собора в порту императора Александра III (Либава, ныне Лиепая, Латвия) и других.
Новый храм должен был стать не просто морским собором, но, прежде всего, памятникам всем погибшим при исполнении своего долга морякам. Так, в «Краткой записке о сооружении собора» говорилось:
27 октября 1901 года началась расчистка места под строительство — на Якорной площади, где прежде хранились старые якоря. 1 (14) сентября 1902 года после торжественного молебна, совершенного Иоанном Кронштадтским и в присутствии вице-адмирала С.О.Макарова, началось строительство. 8 (21) мая 1903 года состоялась церемония торжественной закладки стен, на которой присутствовал император Николай II и члены императорской фамилии.
10 (23) июня 1913 года Морской собор был освящен во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков и всех путешествующих. Церемонию освящения собора проводил протопресвитер военного и морского духовенства отец Георгий Шавельский в сослужении настоятеля петербургского Адмиралтейского собора митрофорного протоиерея Алексия Ставровского и кронштадтского духовенства.
За Морским собором в 1911-1914 годах садовым мастером Э.Г.Гильбихом был разбит Соборный сквер.
В 1913 году на Якорной площади был воздвигнут памятник выдающемуся русскому флотоводцу, океанографу, полярному исследователю, кораблестроителю, вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову, который погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года неподалеку от Порт-Артура, во время русско-японской войны.
Памятник Степану Осиповичу Макарову
Свидетельства современников
- По свидетельству жительницы Петербурга Татьяны Ищеевой, у нее в 1994 году родился сын. Все шло благополучно, но перед самой выпиской больницу накрыла неизвестная инфекция, дети горели с высокой температурой, врачи метались в поисках решения, а мамочкам оставалось только молиться. Татьяна вызвала мужа и передала ему записку духовному наставнику из Иоанновского монастыря, чтобы тот помолился у святых мощей. На следующее утро общее спокойствие накрыло отделение. Врачи констатировали значительное улучшение детей, а малыша Тани отдали ей для выписки, сказав, что видно, произошла ошибка, ребенок абсолютно здоров.
- Маленькому Ванечке не давались наука, учителя настаивали на переводе в школу умственно отсталых детей, так как впереди изучение иностранных языков. Мама не особенно верила в силу молитву преподобному святому, а бабушка все вечера простаивала у иконы пастыря, постоянно посещала его мощи в монастыре. Каково же было удивление педагогов, когда в третьем классе у ребенка проснулась любовь к языкам, он стал лучшим учеником класса.
- Татьяна с молодости не могла жить без адреналина, вначале экстремальный спорт, потом наркотики. Девушка даже не понимала своей беды, пока по настоянию подруги не зашла в православный центр душепопечительства. Еще сидя в коридоре под иконой Иоанна, девушка начала мимо собственной воли молиться, и ее накрыл стыд и осознание греховности жизни. Впереди была мучительная борьба, боль, падения, но Татьяна постоянно чувствовала поддержку всероссийского батюшки, нося с собой его святой образ. Со временем она встретила православного парня, они повенчались и ждут своего первенца. Милость Творца не имеет границ.
- Ольга в молодости согрешила, сделала аборт и, как вердикт, бесплодие. Бесконечные молитвы и паломнические поездки не давали ответа на слезные прошения пары. Пока Ольга с мужем не попали в Санкт-Петербург к мощам святителя. По возвращении в Москву женщина поняла, что беременна!
Важно! Поистине, у святых нет малозначимых дел. Нет больших или маленьких проблем, на которые Бог не даст ответ, есть недостаток веры, смирения и терпения.
День памяти Иоанна Кронштадтского в Петербурге
Публикации и новости
В Москву будут принесены мощи святых благоверных Петра и Февронии Муромских
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла из Свято‑Троицкого женского монастыря Мурома в Москву будут принесены мощи святых благоверных Петра и Февронии, покровителей брака.
Ранние публикации →
Собор Двенадцати Апостолов
Главный храм монастыря, занимает 2 этажа и рассчитан на 1000 прихожан.
В апреле 1903 г. епископом Константином в сослужении о. Иоанна был освящен правый придел — во имя прмч. Андрея Критского и прп. Марии.
Главный престол освящен вновь летом 1991 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Богослужения: ежедневно. Литургия: в будни — 8.30, по воскресным и праздничным дням — 9.00. Вечерние богослужения: 17.00. Молебен св. прав. Иоанну Кронштадтскому с акафистом — по воскресным дням (16.00).
История зарождения обители
Церковь основал отец Иоанн Сергеев в 1900 году. Изначально обители предназначалось стать подворьем Сурского монастыря. Проект сооружения создал русский архитектор Никонов, желая возвести главный храм в нововизантийском стиле. Проект получил одобрение от государя Николая Второго, а площади под строительство выкупил и подарил монастырю богатый представитель петербургской торговой гильдии купец Симеон Раменский.
Через год обитель получила самостоятельность, то есть, стала зависимой лишь от патриархата и святейшего Синода. В 1901 году был освящён нижний храм, сооружённый в честь Иоанна Рыльского. Таинство провёл сам отец-основатель. Главный же храм подвергся освящению священниками несколько позже, в 1902 году. В этой процедуре также принял участие основатель монастыря. Двупридельный храм, имеющий 5 куполов и колокольню, был освящен в честь Двенадцати Апостолов. С этого момента в храме начались ежедневные службы и молебны.
Строительство заняло 5 лет, с 1903 по 1908 год. За этот промежуток времени были построены:
- Жилые комнаты для монахинь и насельниц;
- Монастырский лазарет;
- Мастерские для иконописцев;
- Золотошвейная и белошвейная мастерские;
- Просфорная мастерская (оборудована двумя печами).
Также монахини и насельницы оборудовали сад и огород, который обеспечивал овощами и фруктами всех 350 обитателей храма.
Была возведена маленькая церковь-усыпальница, которую освятили в честь двух святых: пророка Илии и царицы Феодоры (они являлись небесными покровителями отца Иоанна). За день до освящения этой церкви произошло печальное событие: 20 декабря 1908 года ушёл из жизни отец Иоанн Кронштадтский. Трудно даже представить, каково в эти дни пришлось монастырской общине.
Последним желанием Иоанна было быть первым, для кого построенная церковь-усыпальница стала бы последним пристанищем. Говорят, что в течение всего 1909 года около мраморной гробницы Иоанна свершались необыкновенные вещи. В связи с этим Синод издал указ о присвоение Иоанновскому женскому монастырю степени первого класса, возведя данный православный объект на высоту особо значимых православных храмов.
Церковь после Октябрьской революции
После событий 1917 года обитель превратили в коммуну трудящихся, а в 1923 году запустился процесс ликвидации храма. Всё имущество церкви подверглось секуляризации, а главный вход в усыпальницу отца Иоанна был замурован по приказу Советской власти. Здание бывшего монастыря стало занимать мелиоративное училище. Всех жителей обители было решено отправить в ссылку в Казахстан.
Судьба храма в Новое время
С 1989 году храм подчинён епархии. Обитель была вновь открыта, теперь превратившись в подворье Пюхтицкого монастыря. В это же время было проведено переосвящение нижнего храма, а верхний храм был освещён самим Алексеем ll в честь Двенадцати Апостолов в 1991 году. В этом же году монастырь вновь получает самостоятельность.
В столетний юбилей, дополнительно к основному комплексу зданий, была сооружена часовня в Иоанновском монастыре на Карповке.
История становления обители
Иоанно-Предтеченская обитель сегодня практически полностью восстановлена и внешний ее вид архитекторы и реставраторы постарались максимально приблизить к тому, какой она была в древности.
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, Москва
За время существования женского монастыря на Солянке — улице, что огибает Ивановскую гору, многие беды и напасти обрушивались и на служителей, и на святые стены, но и через такие поистине страшные годы монастырь прошел, выстоял, ведь неслучайно он носит имя Иоанна Предтечи — первого пророка, предсказавшего рождение Спасителя и крестившего Иисуса Христа.
Строительство
Предтеченский женский монастырь — одно из древнейших архитектурных сооружений Москвы, с ним очень тесно связана история этого города, хотя достоверных источников относительно того, в какое время была возведена обитель, до сих пор не найдено. Историки при установлении даты появления монастыря опираются на летопись 1415 года, где впервые упоминается обитель.
Интересно! Первоначально Иоанно-Предтеченская обитель была мужской и лишь в 30-х годах XVI века, после перенесения ее в другое место произошло посвящение ее посвящение в женскую.
Монастырь был часто посещаем царями, особенно в праздник Иоанна Предтечи и на Пасху Господню. Стоит заметить, что в это время, благодаря помощи царей и власть имущих, монастырская территория разрасталась, но волею судьбы, также часто обитель разрушалась.
При Петре I в архитектуре монастыря, равно как и в его жизненном укладе произошли значительные изменения. Именно в то время все деревянные монашьи кельи были заменены на каменные, также изменения коснулись и самих монахинь — отныне основной их состав являли представители купеческой и духовной среды Москвы.
Архитектура Иоанно-Предтеченского монастыря
Характерно, что благодаря материальной поддержке перечисленных выше чинов, монастырь удалось восстановить даже после того, как сегодняшняя столица нашей страны была сожжена.
Советский период
Один из самых тяжелых периодов существования монастыря — советские годы, когда священнослужители подвергались гонениям и жестоким преследованиям со стороны государства. Советская власть приняла решение разместить в зданиях монастыря концентрационные лагеря, поэтому Иоанно-Предтеченский монастырь был одним из первых закрыт в Москве.
Все имущество служителей и вся церковная утварь были конфискованы, кроме того, был закрыт даже лазарет, находившийся на монастырской территории. Служители монастыря и монахини в большинстве своем подверглись аресту за антисоветскую агитацию и были сосланы в Казахстан. К началу 80-х годов, таким образом, вся территория обители была занята муниципалитетом.
Довольно большая часть территории была отдана МВД, вместе с баней и бассейном. Кроме того, здесь находились государственный архив, типография и тир.
Роспись собора Усекновения Главы Иоанна Предтечи
В годы, когда произошел развал СССР, территория Иоанно-Предтеченской женской обители, наконец, стала возвращаться к своему первоначальному назначению. По мере восстановления основных строений архитектурного монастырского комплекса жизнь в обители вернулась в свое русло, и сюда вновь вернулись как служители, так и прихожане.
Первая каменная постройка монастыря
По мере увеличения числа паломников, желавших поклониться чудотворной иконе и внять наставлениям старца Варлаама, пополнялась и скудная до той поры монастырская казна. Прошло несколько лет, и на пожертвования богомольцев и вклады посетивших обитель бояр на месте прежней часовни был воздвигнут каменный храм, освящённый во имя святителя Николая Чудотворца.
В 1710 году, поскольку монастырь (Николо-Берлюковский) ещё не имел официального статуса по решению епархиального руководства, храм получил статус подворья московского Чудова монастыря, и для служения в нём, а также общего обустройства из столицы прибыли несколько монахов во главе с настоятелем Похомием. Это был существенный шаг на пути признания обители Московским Патриархатом.
Патриаршее повеление об учреждении новой обители вышло семью годами позже, и, получив официальный статус, пустынь была изъята из ведения Чудова монастыря. История сохранила имя первого настоятеля монастыря, им был иеромонах Диодор, отдавший служению Богу в стенах вверенной ему обители двадцать лет.
Полезная информация для туристов
Территория монастыря открыта для всех желающих в любой день с 8:00 до 19:30. Вход сюда бесплатный. В монастыре принято оставлять пожертвования. Гостей просят не делать фотографии внутри храмов и фото монахинь.
Богослужения проводят по будним дням в 8:20 и 17:00, а по воскресеньям в 9:00 и 17:00. Для паломников храм-усыпальницу отца Иоанна открывают после утренней службы в 10:30-11.20 и закрывают в 15:30-16:45. Престольные праздники в обители отмечают несколько раз в год – 2 января, 14 июня, 13 июля, 31 августа, 30 сентября, 14 октября и 1 ноября.
Главными святынями обители считают усыпальницу и облачения отца Иоанна, частицу ризы, пояса и покрова Божией Матери. Кроме того, верующие приходят к гробнице первой настоятельницы схиигумении Ангелины, распятию с частицей Животворящего Креста Господня, частицам мощей святых апостолов и иконе Покрова Богородицы.
Нижний храм преподобного Иоанна Рыльского
При питерском монастыре есть воскресная школа, которую посещают дети и взрослые. В поселке Вартемяги в 37 км от города открыто опекаемое монахинями подворье.
Как добраться до монастыря
На сегодняшний день Иоанновский монастырь располагается в историческом центре города недалеко от станции метро «Петроградская». То есть добраться туда на общественном транспорте не составит труда.
Нужно лишь выйти на указанной станции, затем следовать по Каменноостровскому проспекту в стороны реки Карповки, перейти Силин мост, после свернуть налево и идти по набережной реки Карповки до тех пор, пока не придёте к монастырю. Дорога от метро займёт примерно 15 минут. Другой вариант воспользоваться автобусом с маршрутом № к222, 321 или к98 или либо трамваем № 340. Остановки этого транспорта находятся в непосредственной близости с Иоанновским монастырём на Карповке.
Расписанию богослужений вы можете уточнить в самом храме либо на официальном сайте или в официальной группе ВКонтакте. В этих же источниках вы можете посмотреть расписание священнослужителей в Иоанновском монастыре на седмицу.
Информация для посетителей
Посетить монастырь будет интересно верующим православным паломникам. Но и обычные туристы, которым интересна архитектура, тоже часто здесь бывают. Часто монастырь становится одним из пунктов обзорной экскурсии по городу, которая включает посещение Ботанического сада, набережной Карповки и университета медицины имени И. Павлова.
Зайти в монастырь можно с 8 утра и до завершения вечерней службы. Для паломников и туристов при монастыре нет трапезной или гостиницы. Осмотр святынь и убранства обители гости проводят самостоятельно, либо со своим гидом. Священнослужители и монахини экскурсий не проводят.
При монастыре есть церковная лавка, где можно недорого купить:
- свечи;
- иконы;
- просвирки;
- нательные крестики;
- ладанки;
- церковную литературу и прочее.
А ещё на территории обители можно купить вкусные пирожки. Иоанновский женский монастырь – это особое место, где царят покой, тишина и умиротворение. В обители на Карповке можно побывать на службе или побеседовать со святым отцом. Сюда приходят помолиться и приложиться к святыням. Можно также заказать требы, или же просто зайти в это святое место, чтобы посмотреть, напитаться атмосферой.
Оформление статьи: Ильченко Оксана
Настоятельницы монастыря
В разные годы существования обители настоятельницами были:
Матушка Ангелина. Духовная дочь отца Иоанна. По его благословению, руководила строительством обители на Карповке, и стала ее первой игуменьей. Вместе с другими сестрами попала под советские репрессии. Оставалась их духовной наставницей до самой своей смерти в 1927 году. Даже когда насельниц выгнали из обители, продолжала их духовно окормлять и сохраняла общину. Находилась под следствием, должна была быть арестованной, но умерла незадолго до этого.Матушка Серафима. Первая игуменья возрожденного после периода советской власти монастыря. Назначена настоятельницей в 1991 году. За время ее правления была проделана вся колоссальная реставрационная работа. В 2006 году получила награду за труды по восстановлению обители. Умерла в 2013 году.Матушка Людмила. Третья по счету настоятельница Свято-Иоанновской обители. Руководит монастырем с декабря 2013 года.
Народный пастырь
Церковь-усыпальница, в которой хранятся мощи прав. Иоанна Кронштадтского
На Архиерейском Соборе 08.06.1990 г. состоялось причисление отца Иоанна к лику святых. Он так сильно любил Россию, молился об ее благоденствии и предрекал стойкость и процветание лишь тогда, «когда всем сердцем народ будет держаться Бога, Христовой Церкви, любви к царю и Отечеству и чистоты нравов».
Хочется надеяться, что народ России будет приезжать к мощам любимого святого не только за оздоровлением телесным, а для исцеления душ, укрепления веры православной и возрастания любви к близким и Отечеству своему.
Мария Правдина
Внутреннее убранство
Внутри монастырь декорирован. Пол в храме выложен из керамических плит разных цветов, которые образуют интересные и замысловатые узоры. Стены облицованы плиткой из керамики 2 цветов. На окнах красивые, яркие и красочные витражи. Иконостасы сделаны из дуба. А престолы и жертвенники – из белого мрамора.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.
Главный храм обители – Собор 12 апостолов располагается на 3 этаже главного корпуса комплекса. Туда ведёт красивая, парадная лестница. Внутри храма нет большого обилия позолоты, он не выглядит богатым. Помещение простое, монастырское, но радостное и светлое. Выглядит оно торжественно. Особенно красиво его убранство смотрится днём, при солнечном свете.
Она небольшая, но симпатичная и даже изящная. До недавнего времени она была закрыта для посещения, и только лишь в 2020 году её открыли. Отсюда можно спуститься в подвал, где находится усыпальница Иоанна Кронштадского. За могилой установлен иконостас. Слева от неё – Царские врата. Здесь же покоится первая настоятельница монастыря – схиигуменья Ангелина.
Судьба монастыря в советские годы
До революции в обители проживало несколько сотен сестер. Каждый день в монастырь приходили толпы паломников. Потому, неудивительно, что в советское время его сразу начали прижимать.
В 1919 году святую обитель сделали трудовой коммуной, а в 1923-м году монастырские здания отдали техникуму. В 1926 году замуровали вход в усыпальницу. Большую часть монахинь сослали в Казахстан.
Шестьдесят шесть лет место святой обители занимали различные государственные организации. Наконец, в 1989 году монастырь вернули Церкви. К тому времени, здания находились в плохом состоянии, потребовались крупные ремонтные работы, чтобы их восстановить.
К началу 90-х все приделы заново освятили, а праведного Иоанна Кронштадтского причислили к лику святых.
Для справки! Монастырь стал считаться ставропигиальным. Это высший статус обители. Означает, что она не зависит от епархии, а подчиняется непосредственно патриарху.
Читайте о других ставропигиальных монастырях России:
Чужой среди своих
И все-таки почему именно Иоанн Кронштадтский? Конечно, такая любовь, как у него — особый дар. Но не один же он был такой на всю Россию! Разве мало было и есть добрых батюшек? А пастырей? Тех, о ком можно сказать словами Евангелия: «поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Мф 26:31).
Священник В. Ильинский, впервые увидевший отца Иоанна в Киевской духовной академии, оставил удивительное свидетельство о своей alma mater. Дисциплина там была строгая, на утренние и вечерние молитвы, ко всенощной и обедне ходили все аккуратно. Но во время службы преспокойно могли усесться в церкви на пол и читать газеты или просто болтать. На библейские тексты сочиняли пародии. Инспектору били стекла в окнах. И вообще вся «атмосфера раздвоения, тупого высокомерия и всякой фальши налагала на студентов глубокий отпечаток нравственного пессимизма».
Иоанн Кронштадтский на балконе дома Поздеева
И вот к этой-то аудитории приезжает отец Иоанн. Не тот, которого ждали, — «человек не от мира сего», а именно из этого самого мира, в котором они сами жили и который был им так интересен. И говорит им о православии, о царе, о Синоде, о необходимости твердо держаться заветов святых отцов, называет студентов друзьями. Говорит громко, торопливо, даже нервно, о красноречии не заботясь.
Конечно, его потом обсуждали. Но чем больше проходило времени, тем больше тех, кто попал под обаяние личности отца Иоанна, переходило в лагерь скептиков. А те, у которых это первое впечатление сохранилось, предпочитали помалкивать и с его критиками не спорить.
А вот что писал о своих студенческих годах в Санкт-Петербургской духовной академии митрополит Вениамин (Федченков): «Большинство из нас учились не для священства, а чтобы получить места преподавателей, иногда — чиновников, и лишь десять процентов шли в пастырство, то есть на пятьдесят-шестьдесят человек курса каких-то пять-шесть человек».
Пророчества Иоанна Кронштадтского
Святой Иоанн был пророком. Свои пророчества он начал произносить незадолго до своей кончины. В то время большинство интеллигентов начали отходить от православной веры. Стараясь подтянуть за своим мнением весь русский народ. Святой призывал весь народ покаяться.
Он предупреждал о приближении ужасного и опасного времени. Иоанн говорил, что если народ во время не покается, то Господь отнимет у них царя России и даст ей жестоких правителей. Они зальют всю Русскую землю кровью. Такие пророчества были произнесены более ста лет назад, но в реальность они начали воплощаться уже сегодня.
Лучшая статья для Вас, переходите: Священник Павел Флоренский, биография
За свою жизнь он не только пророчил, но и исцелял людей от многих недугов. Поэтому и по сей день к его мощам приезжает огромное количество людей помолиться о помощи и исцелении.
Вывод
В любое время святое место открыто для паломников, в нем царят умиротворение, покой, молитва. Здесь можно приложиться к святым мощам, помолиться, подать записки с именами своих близких о здравии или упокоении. В обители служат опытные священники, готовые беседовать с прихожанами. Здесь можно принять участие в Таинстве исповеди и Причастия.
Мой мир
- https://ikona-i-molitva.info/ioannovskij-monastyr-na-karpovke/
- https://molitva.guru/hramy/ioannovskij-monastyr-na-karpovke.html
- http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/svyato-ioannovskij-zhenskij-monastyr-na-karpovke-v-sankt-peterburge.html
- https://religiya.guru/hramy-i-monastyri/kak-popast-v-ioannovskij-monastyr-v-karpovke-adres-i-raspisanie-bogosluzhenij.html