Капова пещера

В гостях у повелителя подземного мира

Вход в пещеру находится на южном склоне горы Сарыкускан – это величественная арка, именуемая Порталом. По главной галерее проложен экскурсионный маршрут длиной более 300м. Дальнейшее продвижение по пещере несколько лет назад прекращено в связи с нарушениями режима сохранения уникальных рисунков, созданных на стенах Каповой пещеры первобытным человеком свыше 15 тыс. лет назад, но в средней части галереи расположены копии в натуральную величину, сделанные аниматорами из Третьяковки, и туристы могут ознакомиться с нетленными произведениями художника-кроманьонца.

Из галереи путь продолжается по среднему ярусу пещеры или по вертикальному колодцу на верхний этаж, из которого есть крутой спуск на нижний ярус к руслу Подземного Шульган-Таша. Основная часть наскальной живописи находится на среднем этаже.

Продвигаясь дальше по галерее, попадают в Сталагмитовый зал, богатый сталактитовыми образованиями под сводами зала и сталагмитовыми каплями на полу. По проходу Горло — вход в зал Купольный, или Танцевальный с высокими сводами и глинистым полом, на восточной стене – уникальная геометрическая композиция «Решётка». В четырехугольном зале Знаков обнаружено свыше 60 рисунков зубра, мощного быка, похожего на бизона, мамонта, решёток, трапеций и непонятного знака – трезубца, все – из красной охры. Здесь же археологи наткнулись на культурный слой, открывший ценные находки – кости зверей, предметы из кремния, яшмы и горного хрусталя, украшения в виде бусин и неожиданная для эпохи палеолита находка – часть глиняной лампы. У южной стены – Хозяйка пещеры – белый натёк карбонатного туфа, напоминающий женский силуэт в белых одеяниях. В восточной части – переход в зал Хаоса, один из крупнейших в Каповой пещере с несколькими тупиковыми ответвлениями. На одной из стен – композиция «Лошади зала Хаоса».

Из главной галереи можно подняться по железным ступенькам к верхней видовой площадке, откуда есть проход к вертикальному 15-метровому ближнему колодцу, на дне которого установлена вертикальная лестница, ведущая наверх. Исследователи долго спорили, как попадал палеолитический человек на второй этаж без подручных средств, и пришли к выводу, опираясь на найденные остатки древних капищ, что, скорее всего, здесь происходил обряд посвящения юношей в мужчины, устраивалось своего рода преодоление препятствия, взбирание по стволу дерева в верхние залы пещеры.

Поднявшись по колодцу, попадаешь в каменный каньон первой галереи, ведущей к залам второго этажа – Перекрёсток, уникальный своей акустикой – до 12 повторов эхо, не имеющей аналогов ни в одной из пещер Европы. Через зал Вестибюль – проход в зал Рисунков с самой большой и интересной композицией первобытной живописи в пещере с Мамонтом-диссидентом. По второй галерее – 50-метровый переход, ведущий к залу Акустическому и Храму, одному из красивейших в подземном царстве, с аркой из белоснежного кальцита, образующего причудливые формы в виде диковинных цветов и фигур. Соседний зал Верхний знаменит кальцитовым натёком, напоминающим лицо мужчины с бородой — это и есть повелитель подземного мира Шульган-хан. В Бриллиантовом зале — множественные натёки со сверкающим кальцитом, сюда поднимались экскурсии ещё с конца 19 века. В нижней части зала – развилка к дальнему Верхнему озеру и узкому лазу — шкуродёру — в Новый район. Пройти сюда сможет только путешественник со стройной фигурой, более тучным туристам путь в эту часть пещеры заказан. По ту сторону шкуродёра находятся залы Радужный и Хрустальный, из последнего можно пройти к дальнему колодцу. Спустившись вниз при помощи специального снаряжения на глубину 40 м., попадают в зал Бездны с подземным пляжем на берегу пещерной реки Шульган, вдоль которой проходят по галерее им. В. Нассонова в направлении Голубого озера.

К сожалению, это увлекательное путешествие по Каповой пещере можно совершить только виртуально, находясь в Главной галерее и глядя на большой обустроенный экран.

Зал рисунков

Самые древние рисунки находятся в верхнем ярусе. Они были написаны в эпоху позднего палеолита , когда на планете жили кроманьонцы . На нижнем ярусе Каповой пещеры размещены более поздние изображения конца ледникового периода. Их размер варьируется от 44 до 112 сантиметров. Уран-ториевое датирование показало, что самые старые рисунки в Каповой пещере были сделаны 36 400 лет назад.

В январе 1959 года старший научный сотрудник Прибельского филиала Башкирского государственного природного заповедника Александр Рюмин сделал сенсационное открытие. Он обнаружил рисунки древних людей на стенах пещеры Шульганташ (Капова). Александр Рюмин, спустившись под землю на поиски летучих мышей, обнаружил красочные настенные изображения различных животных — лошадей, носорогов и мамонтов. Это стало настоящей мировой сенсацией — ученые того времени считали, что рисунки ископаемых животных эпохи палеолита характерны только для Западной Европы — такая древняя наскальная живопись встречается в мире только во Франции и Испании

С этого момента Капова пещера приобрела статус важного историко-культурного комплекса, не имеющего аналогов в Восточной Европе.

Лучшая композиция — на правой половине восточной стены. В центре композиции, в пределах досягаемости руки древнего живописца, — рисунок животного, «коня Рюмина» — первое изображение из всех обнаруженных в пещере Шульганташ. Далее идут изображения нескольких мамонтов и носорога. Все животные идут справа налево с одним маленьким мамонтом или идут в противоположном направлении. На противоположной стене изображены зубр или бык и мамонты с теленком. В этом зале также можно увидеть изображение трапеции со странными линиями и знаками внутри фигуры и необычными ушами наверху. Подобные геометрические знаки неоднократно встречаются на рисунках Шульганташ (пещера Чапова).

Игнатьевская пещера находится примерно в 120 км (75 миль) от пещеры Каповой.

Внутри пещеры

Длина пещеры около 3 километров. В ней три этажа, а еще масса пространных залов, галерей, подземные озера и река, из недр вырастает огромный сталагмит, в укромных уголках спят летучие мыши. К рисункам вам пустят, только если вы 1) сотрудник Каповой пещеры 2) археолог / спелеолог 3) хороший друг археолога / спелеолога. Посмотреть можно их копии, воссозданные с таких же оригиналов. Почему не пускают к оригиналам? Если мимо них начнут ходить люди, микроклимат в пещере изменится, на рисунках образуются натеки и пиши-пропала история.

Экскурсовод Дина сообщила, что, согласно исследованиям, в пещере люди не жили, а проводили обряды, жертвенные в том числе (такой вывод сделали при нахождении двух черепов девушек 17-19 лет, у которых знатно пострадал затылок – кстати, слепок одной из девушек подозрительно похож на Влада Гипарович, а ей как раз 19 лет, совпадение)).

В этой же пещере нашли останки мамонтов. На сегодняшний день пещера до конца так и не исследована, в ней много труднодоступных мест, работа идет, преимущественно исследованиями занимается Москва. Залы и переходы второго этажа неохотно поддаются изучению, на каждом шагу расставляя «ловушки» — обрывы, глубокие и узкие расщелины. О пещере наслышан весь мир, она одна из немногих таит в себе такую древнейшую историю.

Самая странная пещера Миньярская

Самой можно назвать очень глубокую карстовой шахту — пещеру Миньярская, это дырка в земле, представляющая собой вертикальную полость диаметром 1,5 м и глубиной 90 м, т.е. как бы небоскреб в 30 этажей, опрокинутый под землю. Трудно представить процессы, которые привели к образованию этой пещеры.

Реально, на в Уральских горах можно найти пещеры на любой вкус: и совсем дикие, расположенные в глухомани, и с огромной историей использования пещеры человеком. Мы, конечно, хотели бы привести на портале описание всех известных пещер, поэтому ждем Ваших рассказов. За описание уральской пещеры, неизвестной на портале НАШ УРАЛ, с фотографиями и координатами, мы подарим каждому автору книгу из серии «Урал: бесконечный драйв!» Пишите нам: nashural@mail.ru

Капова пещера

Вот мы и дошли до Каповой пещеры. Капова пещера – самая известная на Урале и одна из самых крупных карстовых полостей. В ходе раскопок ученые нашли в пещере хорошо сохранившиеся черепа древних людей без скелетов, предположительно это головы вождей и шаманов. Капова пещера в древности была настоящем святилищем (капище), отсюда и пошла одна из версий возникновения названия пещеры. Вторая версия более прозаичная и гласит, что такое название пещера получила из-за отчетливой капели, слышной внутри пещеры. Перед входом всем выдают фонарики, но они слабенькие и могут разрядиться в любой момент, поэтому обязательно возьмите свои фонарики. Для съемки в пещере желательно так же и мощную внешнюю вспышку, а лучше не одну. Вообще как сказала нам экскурсовод лучше в пещеру приезжать зимой, очень много красивых сталактитов и сталагмитов ледяных. За все наши мытарства на дороге мы были вознаграждены эксклюзивной экскурсией для троих. Так получилось, что группа до нас прошла, а после нас еще не пришла. В общем, духи нам помогали на самом деле, задерживали тогда когда надо, учили нас и вознаграждали нас потом. Уважайте природу, и думаю, воздастся и вам. Пещера очень протяженная. Ее длина – около трех километров. Она состоит из трех этажей. Пещера образовалась благодаря подземной реке Шульган, которая промыла в горе все эти чудные коридоры, залы и галереи, здесь даже есть подземное озеро. Длина первого этажа пещеры – 300 метров.Что бы подняться выше, нужно преодолеть вертикальный колодец, сейчас это оборудовано лестницами, но как это пространство преодолевали в древности остается только догадываться. В 1954 году зоолог А.В. Рюмин обнаружил в этой пещере наскальные рисунки, что и дало этому месту широкую общественную известность. В пещере обнаружено около 200 рисунков возрастом 14 тысяч лет. Для наскальной живописи, рисунки имеют очень внушительные размеры – от 44 до 112 сантиметров. Почти все рисунки выполнены красной охрой, но есть и куда более редкие, выполненные углем. Изображения на стенах такие же как и по всему свету — мамонты, люди с копьями, мистические фигуры и таинственные знаки — ничего нового. Из-за губительного наплыва туристов в 1971 году вход в пещеру запретили. Здесь установили металлические решетки, закрывающиеся на замок. Так же на раскопках ученые нашли каменные орудия труда, охру, угли и золу. Этим находкам – 15-17 тысяч лет. Слева от входа расположено Голубое озеро, связанное с рекой Белой подземными водами, глубина его около 80 метров, хотя оно и не велико в диаметре — около 3 метров. Внешне вода прозрачная, однако, она не пригодна для питья из-за обильных минеральных примесей. Вернувшись с нашей экскурсии мы пообедали, и в тот же день по правому берегу реки Белая пошли в пещеру Сказка. Хорошо, что по пути попались добрые люди указавшие ориентир на пещеру, теперь могу сказать и вам. Как ни странно, но это ТУАЛЕТ! Да, обычный деревянный туалет, сельского типа! После того как вы перейдете небольшой ручей, дойдете до какой-то базы, там будет забор и туалет, сразу после него пойдет дорожка в гору, вот вам по ней. Сказка выгляди так. С собой нужно взять по два фонарика на человека, это общее правило посещение пещер. В отличие от Каповой это другого типа пещера, но она действительно сказочно красива. Обувь должна быть с нескользящей поверхностью, и лучше взять перчатки, так как там мокро и грязно. Далеко решили не ходить, так как не было касок, фонариков как описано выше, да и просто, опыта. Но веревки, идущие через шкуродеры говорили о том, что опытные люди идут дальше. И по рассказам таких знакомых, дальше залы еще красивее, потому что менее посещаемы. Вышли уже к закату. По пути назад нас застала уже привычная гроза. Отужинав, завалились спать. Заключительная часть нашего путешествия: Белорецкий тракт, Водопад Кук-Караук, Ишеевские пещеры.

  • Цикл статей «Национальный Парк Таганай — Южный Урал»:
  • Национальный парк Таганай.
  • Откликной Гребень, Гора Круглица, Каменная река.
  • Карабаш, пещера Сугомак, Урочище Пороги.
  • Остров Веры, Озеро Тургояк.

Интересные открытия

Интересно, что на потолке пещеры не было никакой копоти, хотя ведь для того, чтобы выполнить рисунки в пещерной темноте, нужен был свет. Лишь недавно археологи сделали любопытное открытие. Оказывается, у древних людей был аналог керосиновой лампы, только вместо керосина они использовали жир. Такую «жировую» лампу нашли в пещере археологи из Уфы.

В ходе раскопок в одном из гротов с наскальными рисунками археологи обнаружили черепа людей. Причем скелеты отсутствовали. Ученые предположили, что древние люди хоронили головы особо почитаемых соплеменников отдельно от дел, таким своеобразным способом подчеркивая их значимость. Скорее всего, это головы вождей и шаманов. Капова пещера в древности была настоящем святилищем. В ней проводились важные ритуалы.

Помимо черепов, в пещере были найдены каменные орудия труда, охра, угли, зола. Этим находкам – 15-17 тысяч лет.

Ученые тщательно изучают пещеру: ее карст, животный и растительный мир, насекомых, микроорганизмы. В пещере есть летучие мыши. Любопытно, что в подземной реке встречали даже рыбу. Да еще какую – тайменя, хариуса, гольяна, которые, видимо, проникали в подземные затопленные полости через впадающий в Белую речей Шульган.

САКРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ РАССКАЗА О ГИБЕЛИ ЖИВОТНЫХ НА ОЗЕРЕ У ПЕЩЕРЫ ШУЛЬГАН-ТАШ

Свою дипломную работу я писал на тему доисламских верований башкир. А так как материала было мало, для аналогии приходилось изучать аналогичные верования всех тюркских, индоиранских, угро-финских и вообще всех евразийских народов. Источником служили пандемониум, космогония, мифы и даже орнаментальная живопись этих народов. Орнаменты — это символы. Они легко расшифровываются и тоже несут в себе массу информации. Мифы тоже несут информацию, состоящую из символов. Эти символы универсальны почти доя всех народов Евразии и даже за ее пределами. Они довольно хорошо изучены исследователями и классифицированы.
Согласно этой классификации жизнь делится на три мира: верхний, нижний и средний. Верхний — где обитают небожители и птицы , это — символ вечной жизни.
Нижний — подземный мир, это царство смерти. Обитателями нижнего мира являются дивы и другие отрицательные персонажи пандемониума, мифов и сказок. Ходом между средним и нижним миром служат пещеры и водоёмы.
Средний — мир между верхним и нижним, здесь обитают люди и животные. Это наш мир.
Персонажи, встречающиеся в мифах у разных народов тоже имеют универсальное смысловое значение. Например, бык — это символ смерти, дарить яблоко — любовь, птица — счастье или известие и т. д.
Каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что мифические символы и символы сонников совпадают! То же самое касается и примет. Это было давно, но с тех пор я стал более внимательнее и серьёзнее относится к своим снам.

Ну так вот, о чем же (в соответствии с толкованиями сонников) говорили жуткие находки, найденные у входа в Шульган-Таш?

1. Мертвая летучая мышь — это однозначно предупреждение о том, что кого-то ждёт жуткая беда, скорее всего — смерть;
2. Мертвая птичка — предупреждение о том, что скоро кого-то ждёт известие о смерти;
3. Мертвая утка — предупреждение о том, что кого-то ждут большие неприятности. Эти неприятности касаются близкого человека;
4. Мертвая белка — так как белка — символизирует хлопоты, то данный символ означает прекращение жизненных хлопот для кого-то.

Вот, как-то так. Можно по разному относится к такого рода предупреждениям, но что есть, то есть.

В 2018 году половина исследователей, занимающихся реставрацией рисунков в пещере Шульган-Таш, после нескольких дней работы отказались продолжать работу. Причина: кошмары во время сна. Кошмары преследовали всех, включая старейшего специалиста, который приехал из Андорры.

Учёные — все люди с высшим образованием, атеисты, в чудеса не верят.

Фото и текст Артура Идельбаева

Фото Maxof90 с сайта: https://www.drive2.ru/l/7997306/

Дорога Белорецк (Арский камень) – Шульган-Таш

На следующий день продолжили путь. И опять-таки попались на уловку навигатора, проложившего маршрут через деревню Хусаиново. Не остановила нас ни грунтовка, ни странные взгляды местных, ни первый брод через небольшую речку. Далее началась настоящая грунтовка, даже не грейдер. Остановил нас только второй брод, чтобы его проехать надо иметь как минимум Ниву или Уазик. А нам на переднем приводе, пришлось бы очищать дно от камней. Начали изучать карту. По грунтовке надо было проехать 80 км. Сколько еще таких бродов будет, не известно. Решили повернуть назад, встретили местных жителей, с очень интересным акцентом. Цвет кожи и разрез глаз говорил о том, что это исконные жители этих мест. Они любезно объяснили нам, что проехать по этой дороге можно только на УАЗе. Спасибо им за достоверную информацию. Возвращаемся.

В очередной раз попытались съехать с трассы на второстепенную асфальтовую дорогу, которая через пару километров опять превратилась в грунтовую. Встретили еще одного местного жителя, именно он нам и сказал, что многие дороги в Башкирии нанесенные на карту как асфальтовые либо ими никогда не были, либо должны были стать, но уже никогда не станут, поэтому, чтобы не испытывать судьбу, выбирайте федеральные трассы, на них точно будет асфальт. Плюс еще 200 км крюк. Приехали в Шульган-Таш мы только под вечер. Итого затратив 1,5 дня на переезд вместо намеченных 10 часов.

Кстати это грейдер в заповедник Шульган-Таш. По ней придется проехать всякому желающему туда попасть. Она хорошо укатана и не представляет проблем для любой иномарки. Приехав в Шульган-Таш, вас встречает рынок, блокпост заповедника и несколько кафешек (палаток) с домашней едой, которую делают при вас, дешево, и вкусно. А чуть слева стоянка, на которую так и зазывают встать. На первый взгляд кажется все удобно, у каждого места есть столик, костровище, и стоит это все хозяйство 100 р. с человека, если мне не изменяет память. Но эта стоянка плоха тем, что там нет тени, и очень много народу. В общем это стандартное шашлычное место. Забегая вперед, посоветую вам доехать до блокпоста, и встать за ним, уже на территории заповедника, там чище, спокойнее и есть тень. А чуть дальше, есть изумительная, так называемся VIP стоянка, на машине туда не подъедешь, но дойти с вещами можно и нужно, стоимость уже 200 р. с человека, но поверьте, оно того стоит. В березовой роще рядом с рекой Белой. Собственно река Белая.

Советую сходить на ближайшие холмы. Вид с горы на Белую. Так же есть домики, куда можно приехать зимой. Все это частники, и к заповеднику не имеют никакого отношения. Зато можно жить с комфортом. На Белой так же очень популярный вид отдыха – сплав. Сплавляются семьями, с детьми. Мы наблюдали картину, когда сплавлялись с 4 летними детишками. Знакомые «водники» сказали, что можно сплавляться даже новичкам. Интернет пестрит объявлениями о предоставлении оборудования для сплава и трансферта. Но в этот раз мы не планировали такой вид отдыха, хотя подумываю на следующий год попробовать. Вход в заповедник стоит около 200 р. с человека. В эту цену входит экскурсоводы в знаковых местах, таких как демонстрационные пасеки.

Музей Каповой пещеры с экспонатами. Музей бортничества. В каждом из пунктов экскурсоводы подробно вам расскажут историю местного края, традиции. Послушать желательно, так как после этого другим взглядом смотришь на многие вещи.

Шульган-Таш или Капова пещера

Богата первобытными рисунками и другая не менее известная пещера на Урале — Капова или Шульганташ. Это карстовая пещера в заповеднике «Шульган-Таш» на территории Башкортостана.

Есть несколько версий по поводу названия пещеры. Первая – название произошло от характерного звука капели. Вторая — от слова «капище». При исследовании пещеры, археологами были найдены черепа людей. Ученые предположили, что так хоронили вождей и шаманов и Капова пещера – святилище, в котором проводились ритуалы.

Второе название пещеры – башкирское — Шульган-Таш. «Таш» в переводе с башкирского означает «камень», Шульган – «исчезла». Шульган – название реки, вытекающей из пещеры. Есть связь названия пещеры и с башкирским эпосом, в котором Шульган — повелитель подземного мира.

Вход в пещеру всегда поражает туристов своим размером – это огромная арка высотой под 20 метров и шириной – 40.

Длина пещеры почти три километра и состоит она из трех этажей. В пещере огромные залы, подземные озера, река Подземный Шульган, (которая и образовала пещеру), галереи и коридоры. Здесь можно увидеть уникальный сталагмит, основание которого почти 8 метров, а высота – три.

На второй этаж можно попасть только через высокий вертикальный колодец. Именно на верхних этажах пещеры и находятся первобытные рисунки.

В 1954 году зоолог Рюмин обнаружил древние рисунки, размер которых поражает — от 44 до 112 сантиметров. Всего обнаружено примерно 200 рисунков, но хорошо сохранились только около тридцати.

Возраст наскальных рисунков, выполненных охрой и углем, около 14 тысяч лет. Как и в Игнатьевской пещере, на сводах Каповой изображены животные — мамонты, лошади, есть изображения хижин, лестниц. К сожалению, часть рисунков скрывается под натеками кальцита, а часть под автографами туристов. Некоторые рисунки безвозвратно смыты влагой, текущей по стенам пещеры. По этой причине, вглубь пещеры экскурсантов не пускают и демонстрируют копии рисунков у входа. В феврале 2012 года свободное посещение Каповой пещеры было закрыто. Сотрудники заповедника разработали виртуальный фото тур по пещере и с июля 2012 года в музее установлен интерактивный киоск.

Капова пещера – самая известная туристическая достопримечательность Башкирии. Но рядом с ней есть еще несколько пещер, которые будут интересны как простым туристам, так и спелеологам – профессионалам.

Башкортские легенды и предания

Сердце Южного Урала с озером Шульган и истоками легендарных рек Агидель , Яйык , Хакмар и Ногош связано с жизнью и подвигами бессмертных героев эпосов Уральский батыр и Акбутхат (Акбузат), которые относятся к мировым сокровищам искусства. . Для древних башкортов эта местность была центром земли, где могли взаимодействовать и взаимопроникноваться небесный, природный и подводный миры.

С пещерой Шульган-Таш связано очень много легенд, интересных традиций и сказок. Самое поразительное, что основные действия во многих старинных сказках и других фольклорных произведениях как можно скорее привязаны к пещере Шульган-Таш или озеру Шульган. И не случайно и пещера, и озеро в них носят имя хозяина подземного мира (подводного царя) Шульгена.

Шульген — один из главных отрицательных персонажей многих древних башкортских эпосов (эпосы: «УРАЛ-БАТЫРЬ», «АКБУЗАТ», «КАРА-ЮРГА», «АХАК КОЛА» и др.); Герои: Хаобань в эпосе «Акбузат»; Кушак-батыр в эпосе «КАРА-ЮРГА»; Батыр Миней в эпосе «Кунгир буга». охарактеризованный ган (ШУЛЬГЕН) возник согласно легенде из остатков Моря Потопа, устроенных Див (Гигант) и Шульгеном после удара посохом земли. Об озере Шульген, например, в эпосе «АКБУЗАТ» сказано: «Когда водный падишах (царь) проиграл битву, он нашел бездонный бассейн и нырнул в это озеро. Озеро стало называться ШУЛЬГЕН».

В эпосе « Акбузат » и эпосе «Урал-батыр» описывается жертвоприношение человека озеру Шульган. Падишаху подводного (подземного) мира подарили красивую девушку (Рычков нашел «сухую человеческую голову» во время посещения пещеры в 1760 году).

Во многих легендах и преданиях башкортов озеро Шульган занимает центральное место. Так что все события эпоса «Арбузат» разворачиваются именно вокруг этого озера. На берегу озера в полнолуние появляется девушка Наркас в образе золотой утки. Молодой охотник (Хаобань) получает от нее подарок — коня Акбузат (Toolpar с крыльями) и бесчисленные стада домашнего скота. Единственным условием для Хаобаня при этом является запрет поворачиваться к озеру после получения подарков. Но испугавшись шторма, вызванного выходом из озера Тоулпар, Хаобань огляделся, и все животные снова исчезли в озере.

Действие другой легенды «Кунгыр буга» происходит у озера Шульган. В этом озере Батыр (герой) Миней находит пропавшую дочь старика и старуху. В этом городке ее украл водяной похититель (владелец озера). Батыр спускается в подводное царство, срубает все семь голов монстра и уносит на землю девушек, людей и скот.

Мотивы обитания лошадей и крупного рогатого скота на озере и их частичного исчезновения в этом же озере распространены в многочисленных легендах и эпосах башкортов.

В Бурзянском районе распространена легенда об озере Елкысыккан-куль, из которого вышли лошади. Эта легенда (М. В. Лосиевского) повествует о батыре Бишлаке, встретившем на охоте в окрестностях озера Шульган удивительного странника. Странник попросил Бишлака отдать ему свою собаку. Странник предложил собаке табун лошадей. Бышлак должен был ехать вперед, не оглядываясь. Но из любопытства он огляделся, и на полпути стадо вернулось к озеру.

Охотник стал богатым человеком, а его потомков (племя) с его времени называют баюлины (богатые). От этого стада произошла порода серых лошадей.

А озеро получило название Елкысыккан — озеро, куда выходили лошади. По тексту описания это озеро соответствует озеру карстового происхождения в районе пещеры Шульган-Таш (названное озером Шульган).

В народных традициях очень часто озеро Шульган является местом рождения чудо-коня. Так, в версии легенды «Ахак Кола» внешний вид вожака стада Ахак Кола описывается так: «Шульган подошел к озеру. Но ему удалось поймать только жеребенка — кобыла нырнула обратно в озеро. озеро, но этот жеребенок стал хромым (отсюда и ее название: «Ахак Кола» — хромая светло-желтая лошадь с черным хвостом).

Легенды, связанные с пещерой, олицетворяют внешнюю силу. Обстановка пещеры более суровая и непонятная, чем окружающая нас природа. Владимир Даль, посетивший Оренбургскую губернию в качестве официального лица, собрал произведения устной культуры, в частности, и башкирского фольклора. Он охарактеризовал Капова пещеру по башкирским хвостам и легендам. Есть джинны, ныряльщики (дивы, фантастические существа) и каменная собака. Прекрасно, что собака боится плети. Если соткать по нему хлыстом, пойдет дождь.

По словам П. И. Рычкова, башкиры (башкиры) обычно прятали здесь свои семьи и лошадей во время войн и восстаний. Скот, естественно, оставался на нижнем этаже пещеры, а женщины, дети и старики поднимались наверх. Здесь всегда хранилась еда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector