Перевал кату-ярык
Содержание:
- Начало путешествия и знаки свыше
- Первая ночевка — где остановиться?
- Что ещё можно посмотреть на перевале
- Проездом по достопримечательностям: как заставить себя спрятать фотоаппарат и продолжить движение?
- История
- Чем заняться в долине?
- Озера Горного Алтая
- Подъем на Кату-Ярыке, сложности и стоимость подъёма
- Подъем, или главное испытание японской техники
- 100 километров стиральной доски
- Спуск в долину Чулышмана и новое испытание
- Подводим итоги: сколько потрачено, какие ошибки сделаны и сколько на самом деле нужно дней, чтобы насладиться красотами Алтая
Начало путешествия и знаки свыше
После обеда 28 июля 2016 года мы отправились в дорогу из города Барнаул. План был таков: проехать максимально возможное расстояние до темноты и остановиться на ночлег на одной из баз в Горном Алтае.
Как только мы выехали на трассу Р256 «Чуйский тракт» (бывш. М52, которая идет от Новосибирска через Новоалтайск, далее в Бийск и до самой Монголии, погода начала резко портиться. Налетел ветер, небо почернело, стало темно, как ночью. Поэтому мы остановились в комплексе «Облепиха», который находится на развязке Бийск — Барнаул — Новосибирск. Пропустили по стаканчику кофе (от 60 рублей за стаканчик) и переждали быстрый дождик. Кто едет издалека, может там остановиться на ночлег. Комплекс большой, новый и довольно современный.
Надвигалась буря
Небо развеялось, и мы с радостным воплем «Горизонт чист!» расселись по машинам и поехали. Кто знал, ведь это, возможно, был знак свыше — дальше нас ждало много приключений.
Первая ночевка — где остановиться?
Дорога до Бийска хорошая, двухполосная, часто встречаются АЗС и кафе для перекуса. Заправиться на «Газпроме» можно неподалеку от Барнаула, не доезжая до села Полковниково (это родина второго космонавта, Германа Титова, там находится отличный музей, поэтому, если есть время, рекомендую посетить). Следующая АЗС с голубым огоньком — на повороте в село Троицкое, там же находится «Роснефть».
До Бийска доехали часа за полтора (это 140 км от развязки). Здесь находится кафе «Сибирская охота», где готовят вкусный шашлык по вполне вменяемым ценам. Город стоит объехать по новой дороге, она уходит налево: покрытие отличное и никаких пробок. После Бийска берем курс на Горно-Алтайск (на многих знаках указано — на Ташанту, но не стоит бояться, мы свернем раньше).
Местные помехи
За первый день мы проехали:
- Сростки, где обязательно нужно остановиться и съесть их фирменные пирожки размером с лошадиную голову. Если позволяет время, можно посетить гору Пикет, памятник Василию Шукшину и его музей, а при желании — переночевать за 2200 р. в крохотных номерах «Калины Красной».
- Манжерок с его канатной дорогой и горнолыжным комплексом, который неактуален в летнее время. Но на канатке прокатиться очень интересно, как и подняться на гору, посетить хижину шамана и завязать ленточку на дереве желаний.
- Барангол — неподалеку расположены Тавдинские пещеры, куда водят экскурсии, это место заслуживает внимания.
Спокойная природа правого берега
Когда добрались до Усть-Семы, начало смеркаться, поэтому мы остановились на первой попавшейся базе. Инфраструктура Горного Алтая по правому берегу Катуни вплоть до Чемала построена таким образом, что путник не останется без ночлега. Все буквально усыпано базами, свободный спуск к воде сложно.
Первая база
Мы сняли деревянный домик за 800 рублей/ночь с 1 двуспальной кроватью, бросили там большой надувной матрац и рухнули спать. На ужин был шашлык, который мы привезли и пожарили. Практически на всех эконом-базах не кормят, питание нужно брать либо с собой, либо покупать в кафе.
Что ещё можно посмотреть на перевале
Можно прогуляться по самому ущелью — вид не слабый, да и горы здесь особенные, по многим источникам их называют «плюшевыми» из-за обилия кустарника и зарослей низкого кедрача. К тому же, дорога до Телецкого озера практически прямая, а там и отдых, и турбазы, короче, цивилизация. Можно отдохнуть, развлечься, съездить к водопаду Корбу — тоже красивый водопад. В лагунах вода теплая, хотя само озеро холодное из-за подводных ключей. Зато вода всегда чистая, прозрачная, камушки на дне пересчитать можно. До озера от перевала всего 50 километров — это 10 минут на автомобиле, но дорога каменистая, не разгонишься.
Начало заповедника — это возможность в нем побывать, а это мало кому удается. Биосфера — это то, чем мы дышим, и здесь воздух чистейший, лечите свои легкие от городского смога, которые годами оседал в бронхах. Дышите во всю силу, насыщайте свои легкие и кровь кислородом, никакого другого лечения не понадобится — настроение улучшится само собой.
До урочища Аккорум, где «растут» каменные грибы Алтая, от перевала всего 22 километра, а зрелище уникальное, с каждым годом количество грибов все меньше. Если уж поехали на Кату-Ярык, не поленитесь проехать чуть дальше и взглянуть на каменные столбы, которые пока они ещё стоят.
Еще чуть дальше будет огромный водопад — Учар или большой Чульчинский, шикарное зрелище, да и сфотографировать будет не лишним. Впечатление от водопада сильное, тем более что вода бьёт в скальную породу, а не в берег.
Пока добираетесь до смотровой площадки, будете проезжать мимо Пазырыкских курганов (примерно в 4 километрах от села). Сами курганы видны с дороги, они громадны, расположены парами — их легко заметить.
Проездом по достопримечательностям: как заставить себя спрятать фотоаппарат и продолжить движение?
Утром мы немного вернулись обратно и по мосту пересекли Катунь. Цивилизация начинает отступать под натиском природы. Здесь все отличается от «обжитого» правого берега. Даже горы другие — скалистые, суровые, мощные. Описывать их можно бесконечно, лучше посмотреть фотографии.
Горные дороги Алтая
Мы проехали Семинский перевал (здесь базарчик с местной продукцией и копченый хариус) и перевал Чике-Таман (всем на смотровую площадку — дух захватывает!).
Подъем на Чике-Таман
Сфотографировались с памятником Кольке Снегиреву в виде автомобиля АМО (обязательно прочитайте текст песни на постаменте — берет за душу).
Памятник — начало песни
Полюбовались на слияние Катуни и Чуи, где смешивается вода разных оттенков.
Слияние Чуи и Катуни
Еще потрепали по щечкам каменных баб, которых кто-то зачем-то вкопал несколько тысяч лет назад. Да, на остановки уходит много времени, но побывать в Горном Алтае и не осмотреть то, что создала природа — это преступление!
Крутые спуски и подъемы
Путь до села Акташ, где мы свернули налево, занял с 8 до 15 часов с учетом остановок. Неподалеку от развязки есть АЗС — здесь обязательно нужно заправиться, так как дальше этих благ цивилизации уже не будет. Питались мы тем, что было с собой, — после Семинского перевала перекусить особо негде. Наши друзья об этом знали, поэтому провизией машины были забиты под завязку. Хотя в самом Акташе (крупное село по местным меркам) есть какие-то заведения, но мне они показались сомнительными.
История
Конная тропа, по которой поднимались на Дел-Оозы люди с давних пор, находилась севернее построенного перевала. Именно в этом направлении 20 июля 2011 года начали строительство нового перевала, который должен был стать более безопасным альтернативным спуском. К сожалению, работы в этом направлении ныне прекращены.
Когда-то, еще до войны, в урочище Элузы находилась воинская часть, застава. Военные решили устроить на месте нынешнего перевала спуск для лошадей с санями. Они проложили дорогу до первого поворота. Далее работы прервались. Возможно, этому помешала начавшаяся Великая Отечественная война.
Директор совхоза «Советский Алтай» Аpсентий Васильевич Санаа (18.03.1928, с. Чибиля – 5.10.1992) предложил бульдозеристам Аркадию Абрамовичу Уханову (11.09.1931 — 11.12.2013), его сыну Анатолию Аркадьевичу (р. 05.04.1958) и племяннику Виктору Романовичу Ухановым (07.05.1958 – 20.09.2018) продолжить начатое военными направление, потому что в сторону вьючной тропы были скальные породы, которые невозможно было одолеть без большого объёма взрывных работ.
Аркадий Абрамович Уханов всю жизнь работал бульдозеристом и с той поры, как в совхоз «Советский Алтай» отдали бульдозер «сотку», делал дороги по всему району. Потому не случайно директор совхоза Аpсентий Васильевич предложил сделать дорогу именно ему.
Аpсентий Васильевич Санаа (18.03.1928, с. Чибиля – 5.10.1992)
В 1987 году они выбрали солнечную, южную сторону. Никакого проекта у них не было. Как, впрочем, и денег. На это бюджет Горно-Алтайской автономной области был не рассчитан.
Силами совхоза делали дорогу до первого поворота. Работы проводились бульдозером Челябинского тракторного завода марки Т-130. А потом приехало много представителей администрации Горно-алтайской автономии и была подключена ПМК Шебалинского района, которая дала ещё один трактор Т-130.
Летний сезон бульдозеристы жили в войлочных аилах, которые они ставили наверху перевала. Продукты привозили сами. Первые годы они даже на лошадях ездили в Улаган (42 км). Бульдозеры оставляли, а сами уезжали.
Когда бригада дошла до пятого поворота, приехали горноалтайские проектировщики и начали «делать» проект. Похоже, для них поступило указание «сверху». В течение двух дней они полазили по склонам, порисовали и уехали. Какой-то проект задним числом был утверждён. Работы были внесены в планы, начали отпускаться деньги, пришли взрывники. И работа пошла быстрее…
В. Уханов рассказывает: «Копаешь, копаешь бульдозером и упираешься в камень. Вытаскиваешь машину наверх. Спускается взрывник с мешком аммонита на плечах, установит, взорвёт и обратно гонишь бульдозер вниз копать. До следующего камня. А там опять всё по прежней схеме. Бурильный станок невозможно было протащить».
Кату-Ярык. Вид с обзорной площадки. Фото В. Панкратова
В 1988 году к осени был закончен перевал, в течение 1989 года Ухановы делали дорогу до Коо, бульдозерами убирая камни и булыжники. За летний сезон дорога была сделана. Дальше путь уже был проделан…
За три рабочих сезонов (с мая-июня до октября) героические труженики освоили громадный объём работ и в сентябре 1989 года сдали в эксплуатацию автомобильную дорогу Кату-Ярык – Балыкча.
Первыми по дороге прошли УАЗики.
А на открытие дороги в октябре 1989 года председатель Балыктуюльского сельсовета, бывший директор совхоза, Аpсентий Васильевич Санаа собрал машины со всего района. Они были загружены песком, другие — материалами, третьи — дровами. До Балыкчи прошло порядка ста машин.
Для жителей Чулышманской долины в настоящее время Кату-Ярык воистину является «Дорогой жизни».
Перевал Кату-Ярык. Фото П.Трофимова
За проделанную работу по строительству перевала Кату-Ярык Президиум Верховного Совета СССР наградил Аркадия Абрамовича Уханова орденом «Трудового Красного знамени», а Анатолия Аркадьевича и Виктора Романовича Ухановых орденом «Знак Почёта».
Сделав почти невозможное, Ухановы, продолжили штурмовать теснины гор. В 1990 году они сделали ещё один, Язулинский перевал(Йуле) и пробили дорогу до с. Язула.
Затем был уничтожен СССР и надобность в таких проектах отпала. Труд бульдозеристов перестал быть востребован. И бригада распалась…
Перевал Кату-Ярык. Фото П.Трофимова
Чем заняться в долине?
Мы пробыли в долине 3 дня, за это время:
Сходили на водопад Карасу — около 4 км пешком с переправой на другую сторону Чулышмана на оригинальном местном «пароме» — лодке, привязанной к тросу (300 рублей). Если «паромщика» нет, нужно просто покричать, и он появится.
Водопад Карасу
Проехали 15-20 км в сторону Телецкого озера и взошли на водопад Учар, переправившись на моторке (500 рублей). Поход занял 12 часов, он достоин отдельного рассказа, но это того стоило! Совет: запасайте водой и едой. Мы шли голодными и пили из ручейков.
Водопад Учар
Просто отдохнули на берегу реки — возле коттеджей оборудованы беседки, есть галечный пляж и вообще очень красиво. Правда, ветер всегда холодный и не позагораешь, зато нет комаров и водятся хариусы (мы поймали 3 штуки).
Озера Горного Алтая
Мы запланировали ночёвку на дальних угодьях, где-то посередине между Акташем и Улаганом. Не все места отдыха на Алтае постоянно доступны. Зная свой маршрут, лучше забронировать место предварительно, чтобы наверняка. Это место нами бронировалось заранее, несмотря на то, что мы ночевали в своих палатках. Домики расположенные на базе были все заняты. И одни отдыхающие постоянно сменялись другими.
Стоимость рыбалки и жилья на горном озере Алтая
Это небольшая заимка на форелевом озере. По всей видимости это место пользуется популярностью, так как свернув налево где был указатель о расположении базы, большими буквами было написано — мест нет, но мы всё же поехали. Дорога надо сказать не то, что плохая, а просто ужасная, на маленьких машинах ехать очень сложно. Проехав километров 5-7 точно не скажу, мы добрались до базы в 4 домика и одной юрты. У нас в компании был замечательный рыбак-любитель и ему очень хотелось порыбачить. На ночь мы разбили палатки, стоимость по 200 рублей с человека, честно говоря меня эта цена удивила, хотя и небольшая, но обычно берут 200-250 рублей за палатку, но не с человека. Август, горы — в палатках очень холодно. К ночи температура опускалась до 5 градусов. Мы решили там остаться на два дня, днем просто отдыхали, вокруг тишина, практически степь и вдали растут лиственницы. Так и блуждали посреди горного плато.
Рыбак наш взял на прокат лодку, снасти и ловил рыбу. Улов за полдня — 3 небольших рыбёшки. Возможно там рыба и есть, но мы об этом не знаем. С наживкой там не очень, походили по берегу озера, поискали червячков, потом даже когда уезжали другим отдыхающим «рыбакам» отдали. А стоимость такой рыбалки — 600 рублей путевка на 1 удочку, в которую входит рыба на 1 кг, а если поймал больше, то за каждый последующий килограмм доплачиваешь по 550 рублей. Какая-то странная, на мой взгляд, рыбалка. Но я не рыбак, так что может это и нормально, но проще в магазине купить.
К вечеру все домики заполнялись, видно, что это не рыбаки, а в основном люди, которые используют это место как ночевку в своем движение к цели. Стоимость домиков 600 рублей с человека, есть баня, стоимость я уже забыла, по-моему 300 рублей с человека без ограничения по времени. Мы, оставшись на два дня и три ночи были практически аборигенами.
А это мы холодной морозной ночью фотографировали небо. Небо очень красивое, звездное и звезды расположены близко к земле, жаль что на фотографии нельзя передать всю красоту.
Подъем на Кату-Ярыке, сложности и стоимость подъёма
Чтобы потом не отвлекаться на тему сложности дороги сразу скажу, что самый сложный подъём, это первая часть дороги, то есть когда выезжаешь с долины до первого поворота подъем крутой, долгий. Одни поднимаются задним ходом, но как правило это местные или кто уже неоднократно ездил, кто-то высаживает всех пассажиров и гонит налегке, но идти им придётся долго и по проезжей пыльной дороги. У кого-то получается подняться самостоятельно, понятно что я говорю о пузотёрках, так как для полноприводных машин дорога проблемы не представляет.
Наши друзья, их было два человека и груз в машине, поднялись самостоятельно. Мы вчетвером и с грузом, доехав до половины первого пролета, стали буксовать и нас стало заносить. Девочки (это мы) стали жалобно просить, чтобы вернуться обратно и заплатить за буксир.
Так и сделали. Хозяин базы на которой мы отдыхали отправился вместе с нами на уазике, проводить и посмотреть поднимемся мы или нет.
Учитывая, что у нас ничего не вышло, он прицепил нас и потащил вверх, проехав самый сложный участок он остановился и сказал, что дальше мы сможем сами. Мы, девочки, просили чтобы дальше поднять, но мужчины понимают лучше, что может автомобиль.
Подъем, или главное испытание японской техники
Когда настала пора уезжать, мы понимали, что «Фит» в гору не пойдет. Об этом прекрасно знают местные, поэтому есть особая услуга — подъем на перевал на «хвосте» у ЗИЛа. Друзья на «Висте» забрались самостоятельно, а мы привязались тросом к грузовику и поехали. Миновав первый самый затяжной подъем, мы расслабились, но рано. В следующую секунду с корнем вырвало крюк из бампера. Почесав кепку, водитель «ЗИЛа» отвязал веревку со своей стороны, пожелал нам удачи и ретировался.
Как это ни удивительно, мы поднялись! Долго, с остановками, с «болтанкой», захлебываясь двигателем, но поднялись! Когда машина заехала на перевал, ей хлопали. Вот честно, аплодировали водители «Нив» и джипов.
Дорога обратно прошла без приключений: мы заправились на АЗС возле Акташа, переночевали в палатке на берегу Катуни и за полтора дня оказались в Барнауле.
Остановка на обратном пути
По пути оценили социальное неравенство:
Элитное жилье сильных мира сего
Жилье местных жителей
100 километров стиральной доски
600 километров позади, и после съезда с ровного и гладкого «Чуйского тракта» мы оказались на гравийно-грунтовой дороге с редкими кусками того, что когда-то было асфальтом. Считаете, что в городе плохие дороги? Нет, по сравнению с тем, что находится здесь, городские дороги — зеркало. Наш «Фитюша» жалобно скреб дном каждую кочку, в то время как «Виста» друзей чувствовала себя вполне комфортно.
Но красота тут еще более захватывающая, это помогло пережить шок от бездорожья. Сначала монументальные Красные ворота.
Красные ворота
Их некоторые считают радиоактивными, а местные пацанята продают здесь кедровые шишки по 30 рублей за штучку (мы ели — все живы).
Красные ворота, мостик
Далее озера удивительного цвета, в которых почему-то не водится рыба, белоснежная шапка горы Белухи, курганы на месте древних захоронений. Если бы время не поджимало — мы бы бродили там часами.
Спуск в долину Чулышмана и новое испытание
Но делать нечего, двигаемся к перевалу. Друзья ехали первыми и страховали нас снизу. «Фитюша» пыхтел и сопел, потихоньку сползая по грунтовке. На перевале 9 поворотов, мы останавливались раза 3 или 4, чтобы остудить колодки, муж скурил полпачки, но мы добрались до подножья.
Остужаем тормоза
Какая же здесь красота! Так вот ты какой, Чулышман! Раньше я это название знала только из анекдота:
— Были на Алтае, запивали водку Чулышманом.
— А что это за газировка?
— Это не газировка, это река такая…
Табличка для туристов
Полюбовавшись на новые виды, мы решили ехать на базу. Их там несколько, одна сразу у перевала, но мы хотели попасть на вторую — там поспокойнее и поближе к природе. Дальше есть еще 3 или 4 вдоль берега, поэтому без ночевки остаться невозможно.
И тут новое испытание — спустило колесо на нашей машине. Кое-как в темноте мужчины поменяли его на запаску, мы допиликали до базы и заселились в двухэтажный коттедж (500 рублей/сутки с человека, можно за 200 рублей арендовать место под палатку).
Дома деревянные, вкусно пахнут, на первом этаже двуспальная и односпальная кровати, на втором 5 или 6 кроватей – места хватит на целую толпу. Удобства находятся отдельно, есть душ с холодной водой, баня и уличные умывальники. Воду пить не рекомендуют, поэтому нужно запасаться. Еды нет, тоже все привозят с собой. На крайний случай хозяева базы готовы продать бутылку минералки и «Доширак». Электричество от солнечных батарей, чайниками пользоваться запрещено.
База отдыха в Чулышмане
Спросили у местных, что делать с колесом. Ближайший шиномонтаж находится в Акташе, туда завтра едет местный «ЗИЛ», захватит многострадальное колесо за «энную сумму денег».
Подводим итоги: сколько потрачено, какие ошибки сделаны и сколько на самом деле нужно дней, чтобы насладиться красотами Алтая
-
На бензин у нас ушло 2500, у друзей — 5000 рублей. Все зависит от аппетитов машины.
-
На питание потратили около 2000 на семью, но мы все брали с собой и готовили на газовой плитке.
-
Пройдено около 1500 километров, из них более 200 — по бездорожью.
-
Дорога заняла почти трое суток с остановками, ночевками и тысячей фотоснимков.
-
Времени в долине нам не хватило. Там еще много интересного: например, Каменные грибы возле Учара и Телецкое озеро в 50 километрах.
-
На дорогу тоже стоит выделить больше времени, можно даже по 2 раза переночевать — столько всего замечательного мы наблюдали только из окон машин.
Достопримечательности
-
Уже на подъезде к Акташу перестает ловить телефон. Нужно заранее предупредить близких, мы это сделать забыли.
-
Обязательно возьмите много теплых вещей — чем выше в горы, тем холоднее. Днем может быть +30, а ночью около 0.
-
Ну и главная наша ошибка: ехать на низкой маломощной машине. Это экстрим, не советую повторять!