Великолепие, пронзающее небеса: костелы беларуси

История местности

Существует три версии происхождения названия местности. Первая выводит его от литовского слова Игаки, которое означает перекрёсток дорог, который на самом деле в этом месте существует. Другая указывает на легенду про князя, который потерял тут деталь седла, которая называется «троки». Третья утверждает, что жители Трокелей переселились из города Троки, который находится рядом с Вильнюсом, и назвали свою новую деревню Малыми Троками, или Трокелями.

На протяжении истории поселение находилось сперва в составе Великого Княжества Литовского, потом Речи Посполитой, а теперь входит в состав Беларуси. Некогда оно относилось в Виленскому воеводству и было сначала в Лидском, затем, с 1791 года, в Ошмянском, а в конце XIX века, снова в Лидском уезде. Теперь территориально Трокели входят в состав Вороновского района Гродненской области.

Сначала Трокели были собственностью литовского шляхетского рода Гаштольдов, что подтверждается письмом Зигмунда Кястутавича от 1433 года. После смерти последнего наследника рода Гаштольдов – Станислава, виленского воеводы – оно перешло в собственность короля. Следующими собственниками Трокелей стали отцы-иезуиты из Вильны, которые поменяли на это поселение Ширвинты, более отдалённые от Вильны и поэтому менее удобные для них.

Минский Бисмарк

Строительство храма обошлось Эдварду Войниловичу в 300 тысяч рублей, сегодня это почти 12 миллионов долларов. Эти деньги он заработал сам — своими руками и своим умом. Успешная учёба и работа привели его на должность представителя Минской губернии в России.

Чтобы не только самому подумать, но и посоветоваться с женой, Эдвард уезжает домой. Но дома, в родных стенах решает отказаться от высокой должности. Решив лично сообщить Столыпину о своём решении, Войнилович опять возвращается в Петербург.

Немного задержавшись в дороге, он прибывает на место и узнаёт о покушении на Столыпина, в котором погибли и ожидающие его приёма люди. А он ведь тоже мог бы быть там и ожидать аудиенции! Так судьба уберегла его в первый раз.

Похожий случай удивительного спасения произошёл в 1918 году, когда в имение, где жила семья Войниловичей ворвались бандиты и стали крушить всё подряд. Они ломали мебель, сожгли огромную библиотеку с ценными, редчайшими книгами и, самое главное, уничтожили весь семейный архив, который начинался ещё с 16 века. Сам Эдвард с женой — полуодетые и испуганные — успели скрыться в саду и переждали нападение там.

После этого трагического события, не найдя другого выхода, они уехали в Польшу, где Эдвард умер в возрасте 81 года. Перед смертью он написал книгу своих воспоминаний, которая намного позже, но всё-таки попала в руки читателя. В ней он описал свою жизнь: как учился, работал, как был на приёме у российских царя и царицы, как всегда хотел приносить пользу своему Отечеству и что из этого получилось.

В 2006 году его останки, согласно последнему желанию, были перевезены в Минск и перезахоронены в костеле святых Симеона и Елены.

Сейчас над этим местом установлена скульптура Спасителя и памятная табличка с годами жизни этого выдающегося деятеля: 13.10.1847-16.06.1928.

Семейная трагедия и чудесное творение

Теперь давайте всё же вернёмся к истории костела святого Симеона и святой Елены. С декабря 1910 года в нём начали проводиться службы. Храм мог вместить в себя одновременно до полутора тысяч человек.

Стены были украшены восхитительными окнами в форме розы, на потолке — люстры из меди. Изумительные витражи были выполнены в белорусских мотивах. Большой орган с медными трубами поражал прихожан своим великолепным звучанием.

Главный портал был украшен гербом семьи Войниловичей. На башнях звонили три колокола. Каждый из них имел своё имя: «Эдвард» в честь самого инициатора строительства, «Симон» как его погибшего сына и «Михаил» в честь покровителя Минского архиепископства.

Красный цвет костёл приобрёл тоже не просто так. Рассказывали, что незадолго до начала болезни, Елена увидела это здание во сне и поутру нарисовала его. Эти наброски и стали основой проекта.

Основным условием для начала строительства безутешных родителей было то, что городские власти должны принять именно тот проект, который предложили Эдвард и Олимпия, взяв за основу рисунки дочери.

Специально для костёла святых Симеона и Елены красный кирпич, упакованный в бумагу, и черепицу привозили из польских городов.

Войнилович не захотел принимать пожертвования на строительство от других людей. Только от своих друзей он согласился взять 1000 рублей на башенные колокола и 200 рублей на храмовый орган. Ещё в дар Эдвард принял старинную икону Божьей Матери и деревянное изумительное распятие, которое когда-то предназначалось для Фарного костёла в Слуцке.

Рядом с Красным костелом построили каменную плебанию — жилой дом с постройками для священнослужителя. Железная ограда с красивыми кованными воротами окружала всю храмовую территорию.

Кстати, уважая все направления веры, Войнилович построил позже православную церковь и синагогу в городе Клёцке.

После революции в России роскошный костел разграбили — большая часть ценностей исчезла. Но службы еще некоторое время продолжались.

В 1932 году здание было отдано польскому театру, затем киностудии «Советская Белоруссия». А в 1975 году там разместился Дом кино. При этом помещение костёла разделили на 2 зала по 250 мест, а одну из башен переоборудовали под Музей кино.

В 80-х годах 20-го столетия планировался полный снос здания. К счастью, этим планам не суждено было реализоваться.

И ещё один интересный факт: за всё время своего существования, за более чем вековую историю, пережив такие страшные времена, такую ужасную войну костёл выстоял и сохранился, не получив ни одного более-менее серьёзного разрушения.

История

История Красного костела зародилась чуть больше века назад — в начале XX в. В Минске на тот момент остался только один храм для христиан, и тот уже не вмещал всех прихожан. Остро встал вопрос о строительстве нового религиозного сооружения, но он долго не мог решиться: постоянные проблемы с вопросом его размещения, финансирования и т. д.

Юра Лепеса

Состоятельный купец Эдвард Войнилович, заметив, что в городе возникла такая проблема, решил, что судьба подала ему знак. Он очень рано потерял своих детей: Елене (Алёне) было 18 лет, а младшему, Симону, только 12. Обоих забрала болезнь. При жизни дочери Эдварда однажды приснилась Дева Мария, окружённая ангелами, и указала на некий несуществующий храм. Девушка поспешила схематично нарисовать его и показать отцу.

И вот, спустя годы, убитый горем отец смотрит на этот эскиз и понимает: всё, что теперь он может — достойно почтить память своих детей и помочь своему народу. Он заражается идеей возвести подобное сооружение и в 1904 г. обращается к властям с предложением взять на себя инициативу по возведению нового костела в Минске.

Анна Кудрявцева

Эдвард ручался взять на себя руководство строительством и его полное финансирование, а в ответ попросил одного: возможности делать всё это без постороннего вмешательства. Ему дали добро и полную свободу. После длительных поисков купец натыкается на работы польского архитектора Томаша Пояздерского.

Он привозит творца на свою родину и начинает работу над храмом, которая продлилась 6 лет. Здание получило 2 названия: Костёл святого Симеона и святой Елены, в честь покровителей погибших детей Войниловича, и Красный костел, ввиду специфичного цвета храма, выполненного из красного кирпича.

В советские годы и в период Второй мировой войны костёл оставался на удивление цел и невредим, разорен, но не осквернен. В военные годы там было разрешено проводить службы, а в годы коммунистического режима здание было культурным центром — в нём обустраивали то театр, то академию, то музей кино. В 1990 году Красный Костёл получил прежний статус католического храма.

Анна Кудрявцева

Главный алтарь гродненской Базилики

Доминирующее место в декоративно-художественном ансамбле интерьера занимает главный алтарь, выполненный полностью из дерева. Это единый и исключительный в своем роде памятник барокко европейского уровня – творение мастера Яна Смита из города Решаль (Польша). Средства на изготовление алтаря пожертвовали мстиславский каштелян Самуил Лозовый и его жена Констанция. Композиция выполнена в виде трех ярусной сложной группировки колон и пилястр коринфского ордена. В центре первого яруса на постаменте установлена фигура св. Франциска Ксаверия, между колонами на консолях – десять апостолов: святые Петр, Павел, Иаков (Заведеев), Андрей, Иаков (Алфеев), Варфоломей, Филип, Фадей, Симон; на боковых консолях фигуры меценатов Самуила и Констанции Лозовых.

В центре второго яруса установлена фигура Иисуса Христа, слева и справа – фигуры четырех евангелистов: святых Иоанна, Марка, Матвея, Луки и четырех докторов католической церкви: Григория, Иеронима, Августина, Амвросия. Венчает композицию «Глория», символизирующая победу добра над злом, и обрамляет витражное окно, над которым представлен Святой Дух. С двух сторон в окружении ангелов преклоняют колени женщины, олицетворяющие четыре континента мира.

В 2006 г. из-за неисправной электропроводки произошло возгорание главного алтаря. Четвертая часть деревянного шедевра оказалась поврежденной. Благодаря стараниям настоятеля прихода ксендза Яна Кучинского, спонсорской помощи прихожан и городских властей, усилиям скульпторов и реставраторов из Беларуси и Польши удалось восстановить недостающую часть алтаря, используя уцелевшие фрагменты скульптур. После реставрации алтарь окрасили в более светлые тона под мрамор, филигранную резьбу на элементах колон и пилястр, декорировали сусальным золотом. Так что случившийся пожар стал толчком к обновлению главного алтаря, за которым на сегодняшний день отреставрировано еще два: в часовне Святого Михаила Архангела и алтарь Святой Троицы.

Помимо главного в храме установлено 12 алтарей:

Будслав. Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии

Ежегодно в начале июля тысячи паломников из Беларуси и ближнего зарубежья приходят в Будслав, чтобы поклониться чудотворной иконе Божьей Матери. Считается, что образ был лично подарен папой Климентом VIII минскому воеводе Яну Пацу за его переход из кальвинизма в католичество. Произошло это в конце XVI века. Сам же храм почти на 200 лет моложе: его построили в XVIIІ веке в стиле виленского барокко с использованием отдельных частей более раннего костела, освященного в честь Святой Варвары. От варваринского костела интерьеры храма унаследовали роскошный резной алтарь работы итальянских скульпторов, который и сейчас удивляет великолепием.

Сегодня Будславский костел вместе с костелами в Пинске и Гродно входит в число малых базилик Беларуси. Такой статус присваивает папа римский, чтобы отметить значимую роль храма в духовной жизни страны.

Рассказываем, какие места и объекты заслуживают вашего внимания в Мядельском районе

Нестанишки. Костел Богоматери

Первое упоминание храма в Нестанишках относится к XV веку – это была деревянная постройка, которая погибла в пожаре. Новый каменный костел на этом месте был возведен в 1906-1911 годах.

Построен костел из красного кирпича в стиле неоготики – со стрельчатыми проемами окон и дверей, ступенчатыми контрфорсами, остроконечными шпилями. Это трехнефная базилика с пятиугольной апсидой и двумя башнями-звонницами. В плане – в форме латинского креста.

Ограда вокруг святыни сделана из колотого камня-валуна, с несколькими капличками по периметру. Рядом есть часовенка 1911 года постройки, а в 300 метрах бьет родник.

Свирь. Костел Святого Николая

Монументальный костел в живописном поселке Свирь — памятник эклектичной архитектуры с элементами необарокко. Его возводили в начале XX века, используя элементы более древнего барочного храма: на охранительной табличке через звездочку можно увидеть две даты постройки — 1653 и 1909 год.

Службы здесь проводились и при Советах — вплоть до 1961 года. Потом костел, все же, был закрыт и не избежал судьбы многих храмов Беларуси: его переоборудовали под хозяйственные нужды. Причем складом дело не обошлось — здесь размещался цех по производству автомобильных номеров. В наше время после масштабной реставрации здание вернули верующим.

Чудотворные святыни белорусского народа

Минский образ Пресвятой Богородицы

Многочисленные святыни хранятся в храмовых стенах. Самая главная из них — Минская икона Божьей Матери. Ее история насчитывает почти 20 столетий!

По легенде, написал её ещё в 1-м веке апостол Лука. Долгие годы она хранилась в Византии, затем в одной из церквей Киева.

Во время одного из набегов монголо-татар на Киев, один из варваров снял с иконы все богатые украшения, а её бросил в воду — в Днепр.

Но икона — целая и невредимая — какими-то чудесными, неизведанными путями спустя некоторое время оказалась в Минске, в реке Свислочь. Там, по исходившему от неё сиянию, образ заметили и отнесли в одну из церквей города.

Произошло это в далёком 1500 году. Долгий путь — из одной церкви в другую — пришлось пройти иконе, пока она, наконец, не попала туда, где, по-видимому, и должна быть: в Минский Свято-Духов кафедральный собор. Там она хранится и до сих пор.

Праздник и день почитания Минской иконы Пресвятой Богородицы 26 августа (или 13 августа по старому стилю).

Чудотворные иконы

В Святодуховском кафедральном соборе Минска огромное количество икон. Это Спаситель, Божия Матерь, различные православные святые.

Здесь же я хочу упомянуть лишь о двух из них, которые особо почитаются православными верующими. Эти образы не просто написаны на холсте, но рядом с ними находятся частички чудотворных мощей этих святых.

Удивительно, но в Минском соборе самые почитаемые образы — женские.

Вот и на этих иконах изображены святая мученица Людмила, жившая в 10 веке, а также преподобная мученица великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, которые также приняли мученическую смерть, но уже в начале 20-го века.

Почитание святой Елисаветы в Белоруссии очень заметно. Ведь еще в Минске находится удивительный женский монастырь, главный храм которого освящен в честь именно этой преподобной. Приглашаю на экскурсию: «Свято-Елисаветинский женский монастырь».

Святые мощи

Ещё одна особо чтимая святыня белокаменного собора — это нетленные мощи святой Софии Слуцкой. После ранней смерти родителей, маленькую Софию стал воспитывать опекун.

Богатство девушки позже стало поводом для ссоры между ним и отцом жениха Софии — воином из рода Радзивиллов.

Чтобы не допустить войны между ними и кровопролития, в котором мог пострадать простой народ, София горячо и много молилась. Прошения были услышаны Господом, и дело закончилось миром. Но выйдя замуж, княгиня умерла при родах.

Говорят, что она помогает всем, кто молит её о чистой, взаимной любви.

Интересно, но ее история напомнила мне жизнь еще одной православной святой, которая также была обычной женщиной: любила своего мужа, рожала и воспитывала детей, занималась благотворительностью. Речь идет о святой Иулиании Муромской, чьи нетленные мощи хранятся в Никольском храме города Муром.

Советский период

Атеистическая политика руководства СССР, направленная на уничтожение христианского вероучения, не обошла стороной католическую церковь Беларуси. В 1960–1988 годах фарный приход остался без священника. Верующие взяли храм под защиту и противостояли многочисленным попыткам коммунистической власти ликвидировать костел. По воскресениям и в дни католических праздников прихожане продолжали собираться на молитву. Богослужения проводились без священников: на алтаре зажигали свечи, разлаживали орнат (казулу) – облачение священника, ставили литургическую посуду, пели литургические песни и читали молитвы. После этого с евхаристическим песнопением проходили процессией за балдахином вдоль внутренних стен. Только в 1987 г., во время горбачевской «оттепели» власти разрешили пять раз в год проводить Святые Мессы.

Восстановленная жизнь Красного костёла

В 1990 году в костёле вновь зазвучала завораживающая органная музыка, и богослужения возобновились. Немного позже, в 2000 году Туринский кафедральный собор преподнёс ему особый дар — копию Туринской Плащаницы, ставшую особо почитаемой святыней у верующих.

Сейчас над главным входом в Красный костел Святого Симеона и Святой Елены в Минске располагается огромное панно «Тайная Вечеря», на котором изображены Иисус Христос с его двенадцатью учениками-апостолами.

Я зашла внутрь. Было около 15 часов. Меня очень удивило то, что в церкви шла служба. Народу было совсем немного. Священник в алтаре читал молитвы, люди тихо повторяли за ним.

Помещение было украшено разноцветными лентами. Они нависали над всем просторным залом костела, украшали и боковые стены здания.

Я тихонько присела на последнюю лавочку. Как же было приятно после городской суеты и моей многочасовой прогулки по Минску остановиться, отдохнуть не только телом, но и мыслями.

Приходите! Здесь очень красиво — и снаружи, и внутри. Даже если вы не католической веры, я уверена, вам здесь понравится, как и мне.

Как добраться до Красного костела в Минске

Костёл найти нетрудно — он находится на Площади Независимости, крупнейшей площади центра города Минска. Если вам удобнее воспользоваться общественным транспортом, то быстрее всего доберетесь до места на метро — нужно доехать до станции «Площадь Ленина» (Московская линия). До площади ходят и автобусы: вам подойдут маршруты № 100, 69, 1, остановка «Площадь Независимости».

Маршрут до Красного костела от ж/д вокзала Минска пешком — Google Maps

Владельцы автомобиля могут доехать по координатам: 53.896393, 27.547624 или по адресу ул. Советская 15. Можно воспользоваться услугами такси: работают международные службы Uber, Kiwitaxi, Яндекс.Такси и местные организации.

Видео: аэросъемка Костела святого Симеона и святой Елены в Минске

Интерьер и экстетьер

Как я уже упомянула, Красный костел является типичным представителем неороманского стиля. И возведен он, понятное дело, из красного кирпича, за что и получил своё неофицальное название. С восточной стороны находится башня высотой 50 метров, которая и является центром всей архитектурной композиции. Во дворе церкви можно увидеть внушительных размеров бронзовую скульптуру –архангел Михаил борется с крылатым змеем, а также памятник «Колокол Нагасаки» в честь жертв ядерных катастроф.

Внутри церковь украшают многочисленные витражи и арочные системы.

Вообще костёл Святых Симеона и Елены является не только духовным, но и своеобразным культурным центром: в самом храме или во внутреннем дворе частенько проходят всевозможные спектакли и выставки. Если вы ни разу не слышали орган, то пришло ваше время – этот инструмент звучит тут регулярно, можно просто зайти и послушать.

Росица. Костел Святой Троицы

Строгий и величественный костел в Росице — яркий представитель неороманского стиля в Беларуси. Строился он в начале XX века на средства местной шляхты и прихожан. Первоначально храм венчали шатровые башни, однако они были снесены в межвоенный период: советские власти посчитали их удобной мишенью для «вражеской Польши». 

Во Вторую мировую войну костел стал свидетелем масштабной трагедии: в 1943 году, во время карательной операции «Зимнее волшебство», фашисты устроили здесь сортировочный пункт. Кого-то отправили в концлагеря, кого-то сожгли в хатах и конюшне. Всего за время «Освейской трагедии» в Росице погибло 1528 человек. В том числе ксендзы Юрий Кашира и Антоний Лещевич, которые были сожжены вместе со своими прихожанами (по другим данным, Антоний был застрелян). Католическая церковь причислила росицких ксендзов к лику блаженных. Сегодня в Росице в память о тех страшных событиях установлен мемориал. 

Архитектура

Проект костёла святого Симеона и святой Елены был доверен польскому архитектору Томашу Пояздерскому. Войнилович был очарован одной из его предыдущих работ, и в срочном порядке доставил его в Минск. Из Польши пришлось везти не только архитектора, но и материал для строительства — тот самый красный кирпич.

Костел представляет собой смешение стилей, что характерно для архитектуры рубежа XIX—XX вв. Смесь неоготики и модерна дала на выходе актуальный в те годы неороманский стиль. Здание построено как базилика с тремя башнями и пятью нефами.

Трансепт — часть строения, которая делает его крестообразным — выстроен довольно внушительного размера. Фасады и торцы трансепта украшены круглыми окнами в виде цветов под треугольными фронтонами. Крыши — двускатные и четырехскатные.

Основное внимание притягивает прямоугольная четырехъярусная башня-колокольня 50 метров в высоту, возвышающаяся в юго-восточной части сооружения. По бокам алтарной части — еще две 36-метровые башни

С точки зрения классической композиции, это необычное решение: обычно малые башни украшают собой главный фасад, но не в этом случае.

Ещё одним необычным решением стала центральная апсида в форме полуцилиндра. Изначально на её месте было 3 других апсиды, поменьше, но в советские годы здание видоизменили, подстроили под формат академии киноискусств.

Алтарь, ограждения, двери, белые скульптуры детей выполнил скульптор Зигмунд Отто. Уже в девяностых годах у храма появилась 4,5-метровая скульптура архангела Михаила, побеждающего змея, её автор — Игорь Голубев. Живопись на сводах и стенах и идеи для оконных витражей создавал художник Франциск Бруздович.

В 1909 году на главную башню костела были подняты 3 массивных колокола, каждый со своим именем: Михаил, Эдвард и Симеон. Во время реконструкции храма в 2017 году их спускали на землю, и прохожие смогли увидеть их вблизи.

Ошмяны. Костел Святого Михаила Архангела

Первый костел в Ошмянах был построен на средства короля ВКЛ Ягайло в 1387 году – Ошмяны тогда служили одной из резиденций литовского двора.

Сначала костел был деревянным, после – каменным. В 1830-х годах пострадал сначала во время восстания, потом от пожара. Восстановили его на добровольные пожертвования.

К 1899 году храм перестал вмещать прихожан и по проекту зодчего Вацлава Михневича был перестроен в стиле необарокко. Освятили обновленную трехнефную базилику с двумя пятиярусными башнями в 1906 году.

В 1948 году по велению советской власти сбросили кресты, сняли купола, уничтожили интерьер, внутри сделали склад. Однажды хранящееся в здании льноволокно загорелось. Обгоревший костел-склад местные власти в 1969 году передали Вильнюсскому заводу радиоизмерительный приборов под производство – это спасло святыню от полного разрушения. За 10 лет здание было полностью восстановлено.

В 1990 году завод передал храм костельной общине, демонтировав производство. В 1994 году отреставрированный костел снова принял верующих.

А что после

После этого трагического события, не найдя другого выхода, они уехали в Польшу, где Эдвард умер в возрасте 81 года. Перед смертью он написал книгу своих воспоминаний, которая намного позже, но всё-таки попала в руки читателя.

В ней он описал свою жизнь: как учился, работал, как был на приёме у российских царя и царицы, как всегда хотел приносить пользу своему Отечеству и что из этого получилось.

В 2006 году его останки, согласно последнему желанию, были перевезены в Минск и перезахоронены в костёле святых Симеона и Елены.

Сейчас над этим местом установлена скульптура Спасителя и памятная табличка с годами жизни этого выдающегося деятеля: 13.10.1847-16.06.1928.

Вилейка. Костел Воздвижения Святого Креста

Одна из главных достопримечательностей Вилейки, гармонично сочетающая в себе черты неороманского и неоготического стилей, была построена в 1913 году. Примечательно, что появится она должна была гораздо раньше. В 1862 году в городе сгорел деревянный костел и община приступила к строительству нового, на этот раз каменного сооружения. Однако вскоре случилось восстание Кастуся Калиновского и после его подавления недостроенное здание передали православным.

После Второй мировой войны храм был переоборудован под склад. Позже здесь недолго размещался выставочный зал имени живописца Никодима Силивановича, где проходили концерты и выставки. Сегодня храм возвращен католикам. 

Гервяты. Троицкий костел

Красота — понятие субъективное. Но это не мешает костелу в Гервятах неофициально считаться самым красивым в Беларуси. При знакомстве с неоготическим сооружением сложно не восхититься и не «залипнуть» на минутку-другую, восхищаясь симметрией и выверенностью форм. Жители Гервят еще до начала строительства явно догадывались, что храму суждено очаровывать не одно поколение белорусов, и ответственно подошли к вопросу. Для возведения костела в деревне специально построили кирпичный завод, а черепицу для крыши заказали в Германии. Средства на новый храм собирали всем миром — не остались в стороне и представители рода Домейко, тогдашние владельцы Гервят. Масштабное строительство завершилось к 1903 году. Уже в наше время силами ксендза Леонида Нестюка вокруг костела был разбит роскошный ландшафтный парк с фигурами апостолов и редкими декоративными растениями.

Рассказываем о храмах в Гервятах, Солах, Островце, Сморгони, Михалишках. Все костелы можно посетить за один день. Смотрим!

История Красного костела в Минске

Эдвард Войнилович прожил долгую жизнь: он пережил как счастливые, так и трагические дни. Именно из-за несчастья, постигшего его семью, он решил вложить деньги в строительство нового храма. Двое его детей – мальчик и девочка ушли из жизни слишком рано. Симеону было лишь 12, Елене – 18 лет. Есть сведения, что дочь мецената мечтала о красивом красном костеле, эту мечту воплотил в жизнь ее отец.

Имеет большое значение, что личное желание минского дворянина полностью совпало со стремлением горожан построить новый католический собор. С конца 19 века они обращались в Городскую думу с такой просьбой. Несколько тысяч жителей Минска были заинтересованы в строительстве. Требовался не только участок, но и значительные средства.

Утрата подвигла Эдварда Адамовича к особому поступку: на строительство пошли все деньги, которые он мог бы оставить в наследство своим детям. Новый яркий храм Святого Симеона и Святой Елены стал украшением города. В 2006 г. здесь перезахоронили останки самого мецената – представителя древнего шляхетского рода. Внутри храма установлен бюст Войниловича. Его дети покоились на фамильном кладбище в Савичах, откуда в костел перевезли надгробную плиту сына Эдварда – Симеона.

Заслуги белорусского шляхтича

Эдвард Войнилович был выдающейся личностью своего времени – вице-председателем, а с 1907 года председателем Минского общества сельского хозяйства. Его деятельность по достоинству оценили не только земляки. Он являлся их представителем в Государственном Совете Российской империи. Председатель Госсовета, председатель Совета министров П.А. Столыпин предлагал ему занять высокий пост в министерстве сельского хозяйства.

После событий 1918 года, когда имение Войниловичей было разграблено, а Эдвард и его супруга чудом спаслись от налетчиков, они переехали в Польшу. Умер известный белорусский политический деятель в возрасте 81 года, оставив книгу воспоминаний и красивый собор на родной земле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector