Как доехать до кронштадта из санкт-петербурга: автобус, маршрутка, авто, такси или метеор?
Содержание:
- Летний сад
- Городской пляж Кронштадта: можно ли купаться
- Маршрутки до Кронштадта из Санкт-Петербург
- Как доехать до Кронштадта на маршрутке
- Что посмотреть
- Как уехать в Кронштадт на социальном автобусе
- Форты Финского залива
- История
- Музеи за 1 день
- Храмы и соборы – молчаливые хранители духовности
- Морской Никольский собор в советские годы и в наши дни
- Дорога в Кронштадт
- Кронштадт глазами мальчишки
- На поезде до Санкт-Петербурга
Летний сад
Этот парк старейший в Кронштадте. И его центральная аллея одновременно является главной улицей города. Точно так спланирован санкт-петербуржский Летний сад. Когда-то в парке был домик Петра, но он не сохранился. И сад был любимым местом отдыха и прогулок горожан. Но сильное наводнение в 1824 году сильно разрушило аллеи памятники.
В 1828 году было принято решение о масштабной реконструкции. Ее поручили архитектору Шарлеманю. До Октябрьского переворота Летний сад постоянно обновлялся. Так, знаменитые ажурные решетки, отлитые на местном Пароходном заводе, установили в 1873 году. Аллеи расчищались и благоустраивались.
Сегодня парк запущен. Но все-таки обязательно стоит осмотреть:
- памятник мичману Домашенко, который погиб, спасая тонущего матроса;
- гранитную плиту, обещающую установить памятник контр-адмиралу российского флота Джону Пол Джонсу;
- памятник морякам клипера Опричник, пропавшим без вести в Индийском океане;
- грот;
- лестницу из гранита, вдоль которой высажены дубы (один из них посадил Адмирал Макаров)
- Доковый бассейн, который является частью водной системы петровского дока.
Все эти памятники расположены недалеко от главной аллеи парка.
Городской пляж Кронштадта: можно ли купаться
На востоке Кронштадта, неподалеку от Ленинградской пристани, находится небольшой и уютный общественный пляж, который давно стал излюбленным местом для отдыха, не только среди местных жителей, но и приезжих. Территория пляжа отличается ухоженностью и благоприятной экологической обстановкой: чистая вода, песок без мусора, воздух чище чем в Санкт-Петербурге, что положительно выделяет его на фоне большинства других пляжей.
С пляжа открывается изумительный вид на проходящие по заливу корабли и виднеющиеся вдалеке старые форты.
Но, несмотря на всю свою привлекательность, здесь, как правило, не очень многолюдно даже в выходные, так как от столицы все-таки весьма далеко (около 40 км), а местные предпочитают отдыхать на «большой земле». Здешняя умиротворенная атмосфера располагает к отдыху с семьей и друзьями: неспешным прогулкам, пикнику и, если позволяет погода, к классическому пляжному отдыху.
Что касается купания в море, то Кронштадтский Городской Пляж — подходящее место, особенно для детей и тех, кто только учится плавать. У берега не глубоко (даже в конце купальной зоны чуть выше пояса), дно пологое и песчаное, а вода чистая, хоть и непрозрачная. Также стоить отметить, что вода в заливе более пресная, в сравнении со своими южными собратьями — Красным и Средиземным морями.
Пляж доступен для купания весь летний период (с июня по август). Погода здесь почти такая же как в Санкт-Петербурге, но окружение со всех сторон водами Финского залива дает о себе знать: летом здесь чуть холоднее, в августе средняя температура составляет +16°C, зимой наоборот, чуть теплее — до -6°C.
Маршрутки до Кронштадта из Санкт-Петербург
Менее удобные, но более быстрые маршрутки отправляются от «Черной речки» и «Проспекта Просвещения». В среднем поездка займет около 1 часа в зависимости от дорожного трафика.
Маршрутка № К-405
Маршрутка К-405Фото: kolya
В 3 км от станции «Старая Деревня» находится станция синей Московско-Петроградской линии «Черная речка», откуда в Кронштадт из Санкт-Петербурга уходит маршрутка № К-405. Точное место посадки — стоянка маршруток возле Ушаковской развязки:
Точного расписания как такового нет. Однако известно, что по будням маршрутки ходят с 06:30 до 00:00, по выходным — с 06:00 до 23:00. Интервал движения — примерно каждые 20 минут. При этом с начального пункта маршрутка отправляется по мере заполнения.
Маршрут обслуживает тот же перевозчик, но при этом транспорт менее комфортабельный. Стоя ехать всю дорогу проблематично. Места занимают в порядке очереди.
Маршрутка № К-405 движется по Савушкина, далее — по Приморскому шоссе и выезжает на КАД с Горской развязки. Конечная — Ленинградская пристань.
Остановки в Кронштадте — «Кронштадтское шоссе, 38» , «Кронштадтский лицей», «База РСУ», «16-й квартал», «Владимирская», «Гражданская», «Дом Быта», «Гостиный Двор», «Пл. Рошаля», «Комсомола», «Аммермана», «Ленинградские ворота». Чтобы оказаться в центре города, нужно выйти на площади Рошаля.
Стоимость проезда — 79 рублей. Оплата наличными водителю или картой «Подорожник».
Маршрутка № К-407
Маршрутка К-407Фото: Kirich
Этот транспорт подходит для тех, кто направляется в Кронштадт из северной части Петербурга. Остановка находится на проспекте Энгельса напротив станции метро «Проспект Просвещения» (синяя Московско-Петроградская линия). Место посадки на панораме от Google Maps:
Маршрут проходит по Суздальскому проспекту, Суздальскому шоссе, Парашютной улице, КАД. Конечная — остановка «Гражданская» возле Гостиного двора.
Время в пути — 1,5 часа.
Отправление — ежедневно и круглогодично примерно с 6 утра до 11 вечера каждые 20 минут.
Перевозчик — «Третий парк», на линии — не слишком комфортные микроавтобусы на 12–16 пассажиров.
Стоимость проезда — 79 рублей. Оплата наличными.
Как доехать до Кронштадта на маршрутке
Есть два коммерческих маршрута: — К-405; — К-407.
К-405 идет до Кронштадта от станции метро Черная речка. Найти остановку 405-й маршрутки очень легко.
Как только вы вышли из метро, поверните сразу направо. Прямо вот сразу, никуда не переходя. Вы увидите тропинку в парке, вдалеке виднеется мост (Ушаковская развязка).
Идете прямо по ней, выходите из парка через ворота и тут же (никуда не переходя), поворачиваете направо и видите остановку маршрутки.
Люди, которые толпятся на фотографии, как раз ее ждут. Остановка называется «Приморский проспект». Заявленный интервал движения 405-й маршрутки — 15 минут, стоимость проезда до Кронштадта — 72 рубля.
К-407 идет от метро Проспект Просвещения. Алгоритм: как только вышли из метро, повернули налево, идем прямо (по левую руку остается торговый центр «Норд»), упираемся в перекресток, наискосок, то есть если смотреть по диагонали, от вас будет вот это здание:
У его подножия вас ждет маршрутка К-407. Стоимость проезда — 85 рублей.
Что важно заметить. На многих сайтах написано, что автобусы и маршрутки из Петербурга идут до Дома бытовых услуг, который находится в центре Кронштадта, типа там конечная остановка
Это как бы в самом деле так, там действительно конечная, и оттуда вы будете ехать обратно в Петербург. Правда и то, что социальные автобусы действительно довезут вас до этого места.
А вот коммерческие маршрутные такси доставят вас немного дальше – до Морского собора на Якорной площади, туристического центра и главной достопримечательности города. То есть выйти-то вы можете и у бытового дома, если вам надо, просто если вы собрались посмотреть на памятники, то делать это вам незачем.
Доехать на такси до Кронштадта от ближайшей станции метро, Проспект Просвещения, например, до парка «Остров фортов» стоит 1080 рублей («Яндекс-Такси»). Но имейте в виду, что цена меняется в зависимости от дня недели, времени суток и погоды.
Что посмотреть
Достопримечательности Кронштадта – это исторические сооружения, связанные с морским флотом и военным делом. Остров окружают форты, но просто так до них не доплыть, только во время экскурсии, да и то не во все. На суще тоже есть много необычных строений, которые познакомят вас с историей Санкт-Петербурга и Балтийского флота.
@kronshtadt_official
Никольский морской собор
Построен в последние годы перед распадом Российской Империи в память о погибших моряках. Стоит в центральной городской части, возвышаясь над другими зданиями. Имеет необычную архитектуру для этой местности в неовизантийском стиле. Обязательно зайдите внутрь, чтобы увидеть богатое оформление и сложные росписи на стенах и потолке. Адрес: Якорная площадь, 1. Режим работы: зависит от расписания богослужений. Стоимость входа: бесплатно.
Якорная площадь
Уникальное место для страны. Тут устроена чугунная мостовая с узорчатым рисунком в виде якоря. Имеет необычную треугольную форму, которая протянулась от Советского моста до Обводного канала. Вокруг неё находится большая часть достопримечательностей. Например, Док Петровский – старейшее гидротехническое сооружение России, и упомянутый выше Никольский морской собор. Расположение: центр города на Обводном канале. Доступна каждый день в любое время и совершенно бесплатно.
@kronshtadt_official
Макаровский мост и памятник
Адмирал Степан Макаров – выдающийся кораблестроитель и исследователь. В честь него в день открытия Морского собора установили памятник и «Красный» мост. Объект интересен своей конструкцией. Ажурное металлическое оформление сделано по корабельным технологиям. Он создавался для того, чтобы соединить две центральных улицы – Якорную площадь и Красную. Расположение: Якорная площадь у Петровского оврага. Доступен каждый день в любое время и совершенно бесплатно.
Форт «Император Александр I»
Имеет второе название – «Чумный». Всё потому что здесь была лаборатория, где проводили исследования по борьбе с чумой и другими глобальными болезнями тех времён. Изначально в 1845 году его соорудили для защиты Санкт-Петербурга от врагов с моря. Для этих целей тогда строилось несколько фортов, этот наиболее сохранившийся. Расположение: к югу от острова Котлин. Можно добраться только по воде в составе экскурсионной группы.
@kronshtadt_official
Итальянский дворец и пруд
Здание в классическом стиле построено в 1717 году для первого губернатора – Александра Меньшикова. Эта одна из старейших построек на данной местности. Изначальный вид сохранить не удалось, так как его несколько раз перестраивали, а в 1926 году был сильный пожар. Сейчас здесь расположен инженерный институт. Рядом разбит сад и вырыт пруд с каналом. Через него проходили торговые суда. Здесь же установлен памятник мореплавателю П.К.Пахстусову и Адмиралтейскому якорю. Адрес: улица Макаровская, 3. Можно осмотреть только снаружи.
Прогуливаясь по улицам, вы увидите и другие интересные локации. Например, футшток у синего моста, собор Владимирской иконы, старинное здание Гостиного двора, главную крепость, маяк и другое. Отведите 1-2 дня, чтобы лучше ознакомиться с историей и осмотреть местность.
@kronshtadt_official
Как уехать в Кронштадт на социальном автобусе
Кронштадт (является отдельным административным районом Петербурга) располагается на острове, к которому от «большого города» ведут две автомобильные дороги – с северной части города и южной. С южной вы можете доехать на городском автобусе 175, который идет от вокзала города Ломоносов. Стоимость 55 рублей, если платить наличными или банковской картой, и 36 рублей, если платить картой «Подорожник».
С северной, откуда мы вам и рекомендуем ехать в Кронштадт, идут два городских маршрута, то бишь социальных, и два коммерческих. Для тех, кто в Питере первый раз: о маршрутках и социальных автобусах читайте здесь.
Автобус 215 идет из Сестрорецка (с улицы Пограничников) через Приморское шоссе. Он не проходит ни через одну станцию метро в Петербурге, поэтому вам, скорее всего, будет интересен только в том случае, если вы живете или остановились в самом Сестрорецке или поселке Горская. От Сестрорецка до Горской – 55 рублей (36 рублей по «Подорожнику»), от Горской до Кронштадта – еще 55, итого Сестрорецк-Кронштадт – 110 рублей.
Городской маршрут 101 отправляется от метро Старая деревня. Найти его там не то чтобы сложно, но и не очень просто. По выходу из метро сразу поворачиваете налево и упираетесь вот в это скопище маршруток:
Это собрание – на самом деле только небольшая часть стоянки транспорта. Вам нужно обойти все эти маршрутки слева и пройти еще метров 50 до кольца, где стоят автобусы. Ориентир: она прямо напротив магазина «Мебель Сити», вывеску которого вы видите в верхней части фотографии.
К самому «Мебель Сити» вам идти ни в коем случае не надо, он через дорогу располагается. Просто стоянка 101-го автобуса – напротив этой вывески. Ходит из Петербурга с 6 утра до половины первого ночи, из Кронштадта уходит – с пяти утра до 01.01. Проезд стоит 55 рублей (36 по «Подорожнику»).
С нового года еще запущен дополнительный маршрут 101А. Он также отходит со Старой деревни, но до центра Кронштадта не доезжает. Цена — те же 55 рублей (36 по «Подорожнику»).
Внимание: для любителей несвежей информации отдельно сообщаем, что коммерческой маршрутки К-406, которая когда-то ходила от Старой деревни в Кронштадт, уже несколько лет как нет. Она «существует» только виртуально на некоторых сайтах для туристов, в том числе, кстати, и на ряде кронштадтских
Такая же судьба постигла и паром от Ломоносова.
Один из лучших вариантов — домчать до Кронштадта на метеоре. У нас на эту тему есть две статьи: как добраться с экскурсией и без экскурсии (о них читайте ниже).
Форты Финского залива
На самом деле, наиболее интересная достопримечательность Кронштадта — цепь морских фортов, 40-километровой дугой пересекающая Финский залив. Сейчас они пребывают в полном запустении, и только на самых эффектных летом устраиваются вечеринки или чемпионаты по пейнтболу.
Северные форты впечатляют не так сильно, они представляют собой не более чем островки с какими-то бетонными постройками и ямами. В подвалах фортов в советское время проводились испытания горючих и взрывчатых веществ, их последствия («сосульки» из кирпича на потолке и т. д.) можно увидеть и поныне.
Форт «Император Александр I» — самый красивый и мощный в Кронштадте. На его крыше стоит небольшая будка: это не что иное, как чумная лаборатория.
Форт «Великий князь Константин» — единственный форт, расположенный на острове Котлин, в западной его части. Это сложное, сильно вытянутое бетонное сооружение с орудийными гнездами.
Форт «Кроншлосс» («Кроншлот») — маленький одноэтажный форт почти напротив кронштадтского порта. Старейший из фортов Кронштадта, основанный еще Петром Первым, можно увидеть с близкого расстояния в любой сезон.
Южные Форты во многом похожи на форт «Александр I», но практически недоступны.
Зимой до некоторых фортов можно добраться по льду, но это опасно: есть постоянная угроза провалиться под лед. Также стоит помнить, что посещение без специальной подготовки очень опасно. Там легко можно попасть в непредвиденную ситуацию (обрушение пола или потолка, невозможность покинуть подземелья или даже наткнуться на ампулы с чумой).
История
Основание
Остров Котлин занимает стратегически важную позицию. С его помощью удобно контролировать движение кораблей по Финскому заливу. Местоположение делало его желанным объектом и камнем раздора между Швецией и Россией. В XIV веке он был пограничной зоной между государствами, но в 1617 году перешел во владение шведам.
Для укрепления своих позиций Петру Великому необходим был остров. Зима 1703-1704 года стала переломной. После отплытия шведских кораблей Петр приказал тайно занять Котлин и начать строить укрепительные сооружения. Весной прибывшие шведы были встречены русскими войсками. В 1704 году была основана крепость Кронштадт. 7 мая того же года крепость окрестили «Кроншлот» и освятили, дата стала днем рождения города. Остров стал русским.
В 1706 году у крепости появилась пристройка – Александр-шанц. Население острова стало активно расти. На постоянное место жительства приезжали дворяне, рабочие люди и купеческие семьи. Спустя 13 лет после основания города в нем появился первый морской госпиталь. В 1723 году состоялась закладка крепости Кронштадт. В этом же году за городом на острове Котлин официально закрепилось одноименное название. Строительство крепостных стен, защищавших остров с моря и суши, завершилось в 1747 году.
В 1764 году на Кронштадт обрушилось сильное наводнение. Работами по восстановлению руководил архитектор С. И. Чевакинский. Специально для устранения последствий стихийного бедствия был создан Комитет об устройстве Кронштадта. Итогом проведения работ стало возведения ряда построек:
- Гостиный двор – 1833-1835 года
- Арсенал – 1836 год
- Здания военно-морского госпиталя – с 1830 по 1840-е года
В дальнейшем крепость пристраивалась по проекту Э. И. Тотлебена – военного инженера, 1861-1888 года.
Важные исторические события Кронштадта
В 1905 году в городе был мятеж. Около 1,5 тысяч военных и 3 тысяч матросов утроили восстание и захватили город. Отсутствие должной организации способствовало быстрому подавлению недовольства людей. Причиной событий стали революционные настроения в гарнизоне. Пополнение восставших за счет революционно настроенных рабочих послужило дополнительным толчком для выступлений. Люди требовали улучшение материального положения военнослужащих и выдвигали политические требования. Войска восстановили порядок в кротчайшие сроки. В ходе стихийно вспыхнувших событий погибло 22 человека и более 100 получили ранения различной тяжести.
В марте местные жители совместно с гарнизоном крепости и морскими экипажами выступили против диктатуры большевистской власти – политики «военного коммунизма». Главный лозунг мятежников — «Власть Советам, а не партиям!». Восставшие требовали свободы слова и торговли, перевыборов Советов, ликвидации продовольственной диктатуры.
Восстание было подавлено 18 марта. В результате последовавших репрессий было расстреляно 2103 человека и более 6 тысяч приговорено к тюремным наказаниям. Несмотря на жестокое подавление недовольств, правительство страны во главе с Лениным пересмотрело свои взгляды и перешло на новый режим ведения экономической политики и побудило прекратить практику военного коммунизма. В Советское время город был закрыт от посторонних. С 1996 года положение было отменено, и Кронштадт открыл свои двери российским и иностранным гостям.
Период Великой Отечественной войны
Вместе с Ленинградом Кронштадт стойко держал оборону в период Великой Отечественной войны. Согласно плану Барбаросса только после захвата двух городов немцы должны были развернуть военные действия по захвату столицы России. Защитники Кронштадта были готовы к нападению и мужественно отражали атаки. Первая бомбардировка произошла 22 июня 1941 года. Попытки захвата были пресечены огневым ответом с фортов и с линкора «Марат». В блокадные годы город продолжал стойко защищать Ленинград с запада и юго-запада и вместе с жителями переносил тяжелое военное время. В течение всей войны в городе продолжала работать ремонтная база судов и подводных лодок Балтийского моря.
Музеи за 1 день
Так как прогулка по городу и внешний осмотр достопримечательностей занимает немного времени, стоит выделить пару часов для посещения музеев Кронштадта. Тем более, большинство музейных учреждений находится по ходу выше указанного маршрута.
Кронштадтский морской музей
Кронштадтский морской музей был открыт в 2012 году, его руководителем является бывший моряк-подводник. Экспозиция музея собрана энтузиастами, влюбленными в море, и знатоками истории города. Одна часть посвящена Второй Мировой войне, вторая повествует об истории водолазного дела. Помимо исторических документов и архивных фотографий, в музее экспонируются реальные водолазные костюмы разных эпох, оборудование и другие предметы — все в рабочем состоянии.
Панорамный вид на экспозицию Кронштадского морского музея
Музей маяков
Музей маяков располагается на территории форта «Константин». Он открылся в 2017 году. Экспозиция музея посвящена 300-летней истории маячного дела в России. Здесь экспонируется самая большая в России коллекция светотехнических устройств с отечественных маяков. Особенно эффектно смотрится гигантская линза Френеля. Она была изготовлена еще в 1857 году и до начала XXI века служила на маяке на острове Сескар, который располагается в Финском заливе. Лучи света преломляются через линзу и образуют необычные узоры на стенах помещения. От музея можно отправиться на экскурсию к маякам Финского залива.
Форт «Константин», где находится музей маячного делаФото: Светлана Тернер
Мемориальный музей А. С. Попова
В кронштадтской лаборатории Александр Попов занимался своей научно-исследовательской деятельностью и опытами с радиоволнами. Кабинет-музей находится в помещении бывшего Минного класса. Здесь изобретатель радио работал и вел преподавательскую деятельность на протяжении 18 лет. Музей берет начало с экспозиции, которую устроили офицеры в память о своем преподавателе. В музее выставлена первая в мире модель радиоприемника, первый грозоотметчик и другие приборы для физических измерений. Также здесь экспонируются личные вещи Попова, включая рабочий стол.
В кабинете-музее ПоповаФото: Рамиль Юсипов
Музей Кронштадтского Морского завода
Тематическая экспозиция является частью музея истории Кронштадта. Ее открыли к 100-летнему юбилею Морского завода. Он был основан в 1858 году как Пароходный завод. На этом заводе впервые в России были сконструированы бронированное судно, торпеда, форштевня весом более 220 тонн. Кстати, литая решетка Летнего сада в Санкт-Петербурге тоже была изготовлена на Морском заводе Кронштадта. Завод продолжает работать и сейчас — недавно на нем был построен атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Музей занимает 4 этаж в ДК Мартынова — экспозиция небольшая, осмотр займет не более получаса. К тому же вход в музей бесплатный.
Подробный материал: Музеи Кронштадта
Морской заводФото: Рамиль Юсипов
Храмы и соборы – молчаливые хранители духовности
Одной из главных достопримечательностей города Кронштадт является Никольский Морской собор, возведенный на матросские «копейки» – добровольные пожертвования нижних флотских чинов.
- Мощный опорный форт в Кронштадте
Морская тематика бросается в глаза сразу – окружность куполов обрамлена канатами и якорями, а крест находится по центру штурвала. На главных воротах повязано огромное количество георгиевских ленточек – модное новшество, пронизанное духом патриотизма жителей города
Привлекают внимание орнаменты на полу в виде искусно переплетенных между собой изображений птиц и морских обитателей
Еще одна популярная достопримечательность Кронштадта – Крепостной собор. Возведен образец храмовой архитектуры в 1730 году, чудотворный лик Владимирской иконы Божией Матери был написан на металле маслом и украшен медью с позолотой. Периодически собор закрывали, реставрировали, передавали на баланс военных ведомств, демонтируя колокола и кресты, превращали в складское помещение. В настоящее время церковь возрождена и открыта для посещений верующих.
- Невероятно красивый Крепостной собор Кронштадта
Морской Никольский собор в советские годы и в наши дни
Трудно себе представить, какая трагическая судьба ждала Морской Никольский собор в советские годы. 1 июня 1929 года в Морском соборе состоялась последняя служба, после чего храм закрыли и разграбили. Был уничтожен прекрасный иконостас. На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую Ленина. Так, газета «Красный балтийский флот» писала:
В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», который в народе называли «Максимка», а другая была отдана под склады. В годы Великой Отечественной войны под куполом разместился наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В северной части собора на полу сохранился след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол в 1943 году.
В 1950-е годы был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. 22 февраля 1955 года в бывшем Морском соборе открылся клуб Кронштадтской крепости.
Клуб в бывшем Морском соборе Кронштадта
В 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. В 1978 году здесь открылся «Матросский клуб», который просуществовал до 1989 года. Также с 1980-х годах здесь функционировал музей «Кронштадтская крепость».
К началу 2000-х годов бывший Морской Никольский собор являл собой печальное зрелище. Хотя его владелец — Морская инженерная служба, старалась поддерживать сохранность здания, денег на содержание, особенно после кризиса 1990-х годов, катастрофически не хватало. Нередки были потопы на первом этаже, вызванные разрывом старых, дореволюционных труб.
Неоднократно поднимался вопрос о передаче храма Русской Православной Церкви, но с сохранением собора в качестве флотского. Однако у Церкви денег на содержание и реставрацию этого уникального храма в то время не нашлось.
Тем не менее, 2 ноября 2005 года в Морском Никольском соборе отслужили первую Литургию. В 2007 году он был передан на баланс Центрального военно-морского музея. Однако проведенные в то время ремонтные работы были фрагментарными, разрушение продолжалось. В 2009 году, после того, как значительно увеличились трещины в стенах и куполе, здание собора было признано аварийным и требующим срочной реставрации.
Как и сто лет назад, на восстановление Морского собора собирали средства всем миром. И снова наибольший финансовый вклад внесли моряки, однако пожертвования шли также и от простых граждан, и от крупных корпораций. Деньги аккумулировал международный благотворительный фонд «Кронштадтский морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца». Был создан Общественно-попечительский совет.
Чтобы сохранить здание, в 2009 году его одели в специальный защитный саркофаг из армированной пленки. Реставрационные работы шли быстрыми темпами. Утраченные детали внутреннего убранства, мозаики, витражи восстанавливали по старинным фотографиям и чертежам. Особо стоит отметить многолетний труд Елены Исаковой, которая кропотливо восстанавливала памятные доски с именами погибших моряков.
Защитный саркофаг Морского собора в Кронштадте (фото из интернета)
24 апреля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента России Д.А.Медведева совершил чин Малого освящения собора. 28 мая 2013 года, в столетие освящения Морского Никольского собора, Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.
Морской собор, южный фасад
В наши дни Морской собор в Кронштадте выполняет двойную функцию. Он — главный храм Военно-морского флота России. Также он является ставропигиальным, то есть напрямую подчинен Патриарху. Одновременно это филиал Центрального военно-исторического музея. Но, прежде всего Морской Никольский собор — памятник всем морякам, которые погибли, защищая свое отечество — Россию.
Мозаичное панно «Триумф Российского флота» около Морского Никольского собора
Как и прежде, на Якорной площади высится величественный памятник адмиралу Макарову. Неподалеку от него — памятник борцам за советскую власть, в виде пирамиды, в центре которой горит вечный огонь. Якорную площадь украшает огромный якорь с вписанным в него крестом и силуэтом храма вокруг, который напоминает древнерусский боевой шлем.
Морской собор в Кронштадте, фото Николая Иванова, Санкт-Петербург
Дорога в Кронштадт
Пасмурным осенним утром 20 сентября я оказался на автобусной остановке. Народу собралось достаточно. Некоторые были с корзинками, сумками и прочим багажом. Автобус гордо стоял в отдалении. Нахмурившаяся под стать смурной погоде масса людей — будущих пассажиров — терпеливо дожидалась момента истины.
Неожиданно выяснилось, что поехать можно и в более комфортных условиях. Маршрутки 405 и 407 тоже шли в Кронштадт, но стоимость проезда в 70 рублей отпугивала некоторую часть пассажиров.
Увы, упомянутых маршруток в поле зрения не оказалось, зато к отправлению готовился большой, добротный «40-рублевый» автобус. Я даже уже присмотрел себе место для комфортного путешествия. То, что впереди, рядом с кабиной водителя. Там можно смотреть на дорогу и при случае сделать удачные кадры.
И все было бы хорошо, но тут с другой стороны как на беду подошел трамвай с гармошкой! Вы когда-нибудь видели такие? Я вот ни разу! Ну и естественно решил сфотографировать сие чудо-юдо колесное.
Пока примерялся, да ждал, чтобы людей в кадре было поменьше, пока выбирал угол правильный — гляжу, а автобус-то мой уже к остановке подъехал. Люди с авоськами пошли на штурм дверей, а на мое место уже — готово дело — какая-то рожа свое туловище усаживает!
Я когда это увидел, аж про трамвай забыл! Это по какому-такому праву чужие места в автобусе занимают! Ринулся я в переднюю дверь, которая для инвалидов и прочих немощных предназначена. Подскочил к детине на переднем сидении и уж хотел, было, его в шею гнать. Но другая тетенька в возрасте и вязаном платке меня опередила: «Не соизволите ли, молодой человек, местечко уступить?» — говорит.
Тот оторвал глаза от своего тыкофона (ну а как его еще назвать, если детина то и дело в экран пальцами грязными тыкал), тяжело вздохнул и сполз с сидения. Тетенька села и язвенно так замечает: «Спасибо, мол, молодой человек!».
Обиделся я тогда жутко. Мало того, что пришлось целый час ногами стоять. Так этот согнанный рядом стоял, жвачку жевал и всю дорогу с ноги на ногу переминался. Толкался. Одним словом, пожалел я тогда, что на 60-рублевой маршрутке не поехал. Вперед буду иметь в виду. И вы имейте. Только чур место впереди у окна не занимать. А то знаю я эти ваши штучки.
Ехали долго — ровно час. Сначала дорога шла по городу, потом поехали какими-то перелесками. Пейзаж за окном красивый, дорога хорошая, ровная. Не то что в некоторых городах. Например, в Ярославской области. Как там водители полмашины в виде отвалившихся запчастей не оставляют, просто удивительно.
А тут все чинно, ровно. Встречные потоки разделены лесополосой. Так что ни одна морда на встречку уж точно не выскочит даже по пьяни. А еще по каждой обочине велосипедная дорожка проходит. На фото ее нет, она дальше начинается. Прямо как в заграничных фильмах показывают.
Через некоторое время повернули на дамбу. Она соединяет Кронштадт с большой землей. Если бы не эта самая дамба, плавать бы нам на остров на метеорах, выворачивая кошельки наизнанку. Она же, дамба, спасает Санкт-Петербург от наводнений. Так что получается, что она с какой стороны не посмотри, вещь нужная.
Погода была в тот день пасмурная, но тихая, спокойная. А, поговаривают, когда вода поднимается, да еще ветер с моря, так волны чуть ли не через дорогу перекатываются. Страшно, наверное.
По разные стороны дамбы то и дело появляются островки со старыми оборонительными укреплениями — фортами. Жаль, с дороги их видно плохо. Зато по приезду можно купить морскую экскурсию и на пароходике проплыть и все как следует разглядеть.
Кронштадт глазами мальчишки
Уже из названия экскурсии «Кронштадт глазами мальчишки» ясно, что на неё можно смело отправляться всей семьёй. Если вы с детьми — это лучший вариант.
На край острова махнём. В крепость старую зайдём.На маяк в трубу посмотрим, Чтоб не путать с кораблём.
Гид — местный коренной житель, поэтому знает остров Котлин и сам город как свои пять пальцев. Он великолепный рассказчик с яркой самобытной речью, а его истории не только интересны, но и поучительны.
Вы прогуляетесь до края острова, осмотрите маяки и другие достопримечательности, изучите форты. А во время отдыха попьете чайку, и он расскажет байки о морской тельняшке и о сухарике. Завершите прогулку в гавани.
Стоимость — 3890 рублей для семьи до 4 человек.
На поезде до Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург связан железнодорожным сообщением со многими городами России. Большинство поездов из Центральной России прибывают на Московский вокзал Петербурга. Он находится в центре, рядом со станцией метро, что позволяет быстро попасть в любую точку города. Приехав на поезде, нет необходимости, как в случаи с аэропортом, тратить время на дорогу до самого Санкт-Петербурга.
Из Москвы в Петербург и обратно ходят как поезда дальнего следования, так и скоростные. Поезда «Сапсан» добираются до северной столицы меньше чем за 4 часа, цена билета от 2500 ₽. Это современный скоростной поезд, в котором можно выбрать место разного уровня комфорта. Очень популярны у путешественников ночные поезда в Санкт-Петербург. Они отправляются поздно вечером или ночью с Казанского и Курского вокзалов в Москве, а прибывают в Санкт-Петербург утром на следующий день. В таких поездах есть вагоны с плацкартными местами, купе и СВ. Время в пути 7-8 часов, цена плацкартного места – от 1000 ₽, купе от 1200 ₽, СВ – от 5000 ₽. Железнодорожное сообщение между Москвой и Петербургом очень хорошо налажено. Днём в любое время вы сможете уехать на скоростном поезде, а вечером сесть на ночной поезд до Санкт-Петербурга.
Несколько поездов (в том числе и скоростной «Сапсан») ежедневно отправляются и из Нижнего Новгорода. Цена на билет начинается от 1200 ₽. Из Ростова-на-Дону до Санкт-Петербурга ехать больше суток, цена билета от 2500 ₽. Из Новосибирска поезд в Петербург идет 2,5 суток, цена места в плацкартном вагоне – от 8500 ₽. Ежедневное железнодорожное сообщение Санкт-Петербурга есть со следующими крупными городами: Казань, Самара, Петрозаводск, Уфа, Волгоград, Киров. Поезд – это хороший вариант для спокойного увлекательного путешествия с возможностью полюбоваться красотой нашей страны.
На поезде