Самые крупные города мира по населению, плотности, площади и длинне

Содержание:

История появления

Агломерация городская — это процесс разрастания территории населенного пункта за счет его застройки и поглощения прилегающих поселений. Урбанизация прошла достаточно стремительно, в течение 80-95 лет. Если сравнивать данные переписи на начало и конец ХХ века, то они наглядно показывают соотношение сельского и городского населения. В процентном отношении это выглядит следующим образом: в 1903 году 13 % — жители городов, к 1995 году эта цифра составляет 50 %. Тенденция сохранилась и на сегодняшний день, но первые крупнейшие городские агломерации появились еще в древнем мире. В качестве примера можно привести Афины, Александрию и, конечно, великий Рим. Гораздо позднее, в XVII веке, первые агломерации возникли на территории Европы — это Париж и Лондон, который занимал значительную площадь на Британских островах. В XIX веке образование крупных городских поселений началось в Северной Америке. Сам термин «агломерация» впервые вводится географом французом М. Руже. По его определению, агломерация городская — это выход несельскохозяйственных видов деятельности за административные рамки поселения и вовлечение в него окружающих населенных пунктов. Существующие на сегодняшний день определения достаточно разнообразны по изложению, но обобщающим принципом является процесс расширения, роста города

При этом во внимание принимается множество критериев

Агломерации России

Отдельные государства отличаются по типу формирований подобных поселений из-за различных исторических процессов. В России они формировались исключительно по индустриальному типу. Во время СССР использовалась стратегия плановой экономики, которая и подразумевала индустриальную основу для всех процессов урбанизации, но с принятием парадигмы рыночной экономики возникли определенные проблемы, поэтому сейчас рост и развитие агломераций требует активного участия государства.

Важно! В России такие формы заселения территории нуждаются в полной модернизации, восстановительных работах и перемещении промышленных баз. В России существует 22 крупнейшие городские агломерации, сформировавшиеся по моноцентрическому типу

Если располагать их по численности населения, получится такой список:

В России существует 22 крупнейшие городские агломерации, сформировавшиеся по моноцентрическому типу. Если располагать их по численности населения, получится такой список:

  • Московская,
  • Санкт-Петербургская,
  • Ростовская,
  • Самарско-Тольяттинская,
  • Нижегородская,
  • Новосибирская,
  • Екатеринбургская,
  • Казанская,
  • Челябинская,
  • Волгоградская.

Агломерации России находятся еще на индустриальном уровне, и все еще развиваются, поскольку их обеспеченность трудовыми ресурсами это позволяет. Для них характерно слияние на основе ресурсов или интересов промышленности, а не только из-за наличия крупных городов.

Екатеринбургская агломерация

Крупные агломерации мира

В мире насчитывается огромное количество крупных агломераций, но самыми большими считаются следующие 10:

  • Токио-Иокогама 37,5 млн чел. и 8677 квадратных метров,
  • Джакарта – 19,2 млн чел. и 7297 квадратных метров,
  • Дели – 18,9 млн чел. и 1425 квадратных метров,
  • Сеул-Инчхон – 22,7 млн чел. и 1943 квадратных метра,
  • Манила – 20,7 млн чел. и 4863 квадратных метра,
  • Шанхай – 18,6 млн чел. и 7037 квадратных метров,
  • Карачи – 18 млн чел. и 3530 квадратных метров,
  • Нью-Йорк – 23,3 млн чел. и 11 264 квадратных метра,
  • Мехико – 23,6 млн чел. и 7346 квадратных метров,
  • Сан-Паулу – 20,8 млн чел. и 7944 квадратных метра.

Внимание! В десятке самых крупных агломераций мира проживают более 230 миллионов людей!

На территории Европы отличным примером может стать Миланская агломерация с населением более 5 млн чел. и площадью в 1 982 км². Многие мировые агломерации по площади и численности населения превосходят некоторые страны.

Крупнейшие агломерации мира

Найдено научных статей по теме — 15

Вопросы развития городской агломерации

Губанова Елена Сергеевна, Селякова Светлана Александровна

В статье раскрыты предпосылки и особенности формирования городской агломерации в Вологодской области, рассмотрены территориальная и функциональная структура городской агломерации, выявлено влияние агломерационного эффекта на эконо

Проблемы развития городских агломераций

Перцик Е. Н.

The development of urban agglomerations is one of the most complicated problems discussed by professional community.

Развитие понятия«Городская агломерация»

Колясников Виктор Александрович

В статье рассматривается эволюция понятия «городская агломерация». Анализ показывает непрерывность разработки новаторских идей формирования агломераций и внедрения таких идей в практику территориального планирования расселения.

Современные модели городских агломераций

Хмелева Г.А.

В статье представлены современные модели развития агломераций: моноцентрическая; полицентрическая; рассеянная (равномерная); лучевая (линейная). Описана их сущность, достоинства и недостатки.

Тенденции развития городских агломераций

Диков Я.А.

В статье рассмотрены современные тенденции укрупнения и развития городских агломераций, которые в последнее время конкурируют между собой за лучшие демографические, природные, финансовые и инвестиционные ресурсы.

Подходы к делимитации городских агломераций

Ижгузина Н.Р.

На сегодняшний день отмечается высокий всплеск интереса ученых-исследователей к теоретическим и практическим вопросам развития и функционирования городских агломераций.

К проблемам формирования городских агломераций

Малоян Гаррик Андреевич

Urban agglomeration is a large city and interrelated rural settlements located within the 1.

Транспортные узлы крупных городских агломераций

Пасечная Е.В., Трапенов В.В.

В статье рассматриваются основные понятия размещения пассажирских и грузовых устройств в транспортных узлах городских агломераций.

Городские агломерации: мысли о настоящем и будущем

Шубенков Михаил Валерьевич, Хомяков Дмитрий Александрович

Due to the superposition of new territorial entities upon the existing traditional forms of the urban environment, the nonurban formations began to be perceived as playing an important role in urban processes and the city itself a

Современный опыт формирования городских агломераций

Алексеев Александр Юрьевич, Соколова Светлана Викторовна, Шапошников Святослав Вячеславович

Городская агломерация одна из современных форм территориальной организации населения, появление которой связано с современным этапом урбанизации.

Статус городской агломерации в правовом пространстве

Осипов Алексей Григорьевич, Овсянников Вадим Адольфович, Сибирякова Вера Ефимовна

В статье рассматриваются различные модели правового регулирования процесса формирования городских агломераций с учетом существующей законодательной базы для местного самоуправления.

Подходы к исследованию структуры городских агломераций

Сирина Дарья Андреевна

В данной статье раскрывается многоаспектность понятия «городская агломерация» и его возможная интерпретация в градостроительном понимании для применения к формированию систем расселения.

Методика оценки кредитоспособности городских агломераций

Зарипова Д. А.

Устойчивое развитие экономики города требует постоянных инвестиций в объекты, составляющие основу городского хозяйства.

Краснодарская городская агломерация: развитие и управление

Лаврова Т.Г.

Рассматриваются основные признаки городской агломерации и анализируется, насколько г. Краснодар способен стать агломерационным ядром, способствующим развитию связанных с ним соседних территорий.

К вопросу о городских агломерациях в республике Узбекистан

Умаров Е. К., Умаров Б.

В настоящее время в Республике Узбекистан проводится последовательная работа по повышению социальноорганизационных условий проживания населения, на основе использования достижении геоурбанистики.

Новосибирская агломерация

Новосибирск – крупнейший город в Сибири, почти набравший к последнему году существования СССР полтора миллиона жителей – не смог сформировать развитую агломерацию. В пределах 100-километровой зоны его влияния всего лишь 3 города и 9 поселков городского типа. Общая численность городских поселений вместе с Новосибирском – более 1600 тыс. человек. На долю Новосибирска приходится 82,5% населения.

Все города и поселки получили свой нынешний статус в XX в. Рост возникшего у перехода через Обь Транссибирской магистрали Новосибирска, был феноменален. К 1926 г. он опередил по числу жителей все города Сибири и Дальнего Востока, кроме Омска. К переписи 1939 г. вырос еще в 3,4 раза (Омск – в 1,8) и стал первенствующим городом в Азиатской части России.

Преимущества экономико-географического положения Новосибирска: нахождение города у восточного края Барабинской степи, близость другой житницы Сибири – Степного Алтая и, что особенно важно – положение у выхода из Кузбасса – главной угольно-металлургической базы восточных районов России. Все основное, что определяет роль главного центра агломерации, Новосибирск стремится сосредоточить в своей городской черте или в непосредственной близости от нее

Отчасти этим объясняется малоразвитость зоны городов-спутников

Все основное, что определяет роль главного центра агломерации, Новосибирск стремится сосредоточить в своей городской черте или в непосредственной близости от нее. Отчасти этим объясняется малоразвитость зоны городов-спутников.

Самый крупный спутник Новосибирска – город Бердск (в 10 км к югу), в котором электротехнические предприятия занимают ведущее место в градообразующей базе. Город Искитим – центр промышленности строительных материалов, город Обь специализируется на машиностроении. К югу от центра Новосибирска – триада Академгородков: Российской академии наук (Академгородок – район Новосибирска), Сибирского отделения Академии медицинских наук (Кольцово) и Академии сельскохозяйственных наук (Краснообск).

В последние десятилетия в Новосибирской агломерации не появилось ни одного нового городского поселения. Несмотря на включение в городскую черту Новосибирска пригородных поселений, за 1989-2006 гг. число жителей уменьшилось почти на 40 тыс. человек.

Критерии определения агломерации

Общепринятые критерии определения агломераций:

  • Прямое примыкание поселений городского типа к крупному городу без широких разрывов между строениями.
  • Площадь застройки в урбанизированных районах выше, чем сельскохозяйственная площадь и площадь лесных массивов.
  • Крупная доля населения агломерации работает в основном центре.

При определении агломераций не учитывают:

  • Административно-территориальное разделение.
  • Самостоятельные неблизкие городские поселения.
  • Близкие поселения без транспортной связи с центром.

Дополнительные критерии для агломераций с несколькими главными городами:

  • Размер разрывов (пустыне площади, леса) не более 200 м.
  • Высокие темпы роста населения (более 1% в год).
  • Площадь застроек в 9-10 раз больше свободной площади.

В развитых странах в агломерациях концентрируется огромная часть населения страны. Так, в Японии столичная агломерация с центром в городе Токио насчитывает около 38 млн. человек, что составляет треть населения страны.

Кавказские Минеральные воды

Кавказские Минеральные Воды—созвездие знаменитых курортов–располагается в Центральном Предкавказье, частью на равнине, частью в предгорьях Большого Кавказа. Своеобразие району придают горы-лакколиты, разнообразные минеральные источники, грязи оз. Тамбукан (окрестности Пятигорска). С июля 1992 г. Кавказским Минеральным Водам придан статус особо охраняемого эколого-курортного района.

Агломерация поселений Кавказских Минеральных Вод сложилась как система взаимосвязанных центров, дополняющих друг друга. Она состоит из 6 городов и 4 поселков городского типа, включает также сельские поселения, подчиненные городским администрациям Минеральных Вод, Пятигорска и Кисловодска. На долю самого большого городского поселения — Пятигорска — приходится 27,0% общей численности населения района.
Минеральные источники изучаются с конца XVIII века. В 1803 г. указом Александра I район Кисловодска был объявлен курортной местностью.

В 1830 г. Пятигорск и Кисловодск стали городами. Развитие курортов сдерживалось отдаленностью от центральных районов страны и отсутствием удобного сообщения. Импульс развитию дал ввод в действие Владикавказской железной дороги. Большое значение имело сооружение в конце XIX в. шоссе Минеральные Воды — Кисловодск и параллельно ему железнодорожной ветки.

У всех городов-курортов стержневая функция — лечебная, но при этом у них различная специализация и разное место лечебной функции в народнохозяйственной структуре.

Пятигорск с давних пор занимает центральное место. Помимо санаториев и других лечебных, учреждений в Пятигорске находятся НИИ курортологии и физиотерапии, Педагогический институт. Значителен удельный вес промышленности, не связанной с нуждами курортов (сельскохозяйственное машиностроение), что сужает возможности развития Пятигорска как курорта.

Кисловодск по числу здравниц и обслуживаемому потоку лечащихся и отдыхающих первенствует среди городов-курортов Кавказских Минеральных Вод. Он не только бальнеологический курорт, использующий собственные и доставляемые по трубопроводу (из Нагутского месторождения) нарзаны, но и горно-климатический курорт. Кисловодск славится своим климатом, обилием солнечных дней, замечательными парками, разнообразием ландшафтов. Здесь имеются филармония, театр, музеи истории курортов и истории космонавтики, дачи – музеи художника Ярошенко и певца Шаляпина. Кисловодск — центр туризма. От него идет автомобильная дорога в Карачаевск — Теберду — Домбай.

Ессентуки — город с 1917 г., бальнеологический и грязевой курорт, специализирующийся на лечении органов пищеварения и нарушения обмена веществ. Располагает уникальной бальнеологической базой.
Железноводск — город с 1917 г., но лечебные процедуры проводятся с 1812 г. Расположен на южных склонах горы Железной.

Особая роль у города Минеральные Воды. Получив городской статус в 1920 г. он выполняет обязанность главного транспортного узла, управляет потоками отдыхающих. Здесь находится один из крупнейших в России международных аэропортов. В1960— 1970-е гг. в городе получила развитие промышленность строительных материалов.

Российский мегаполис

В России пока нет условий, благоприятствующих формированию мегалополисов — самых сложных форм городского расселения. Однако, в срединной части Центральной России складывается своеобразное урбанистическое образование в виде полосы между Москвой и Нижним Новгородом, наполненной значительным количеством городов и поселков. Эта полоса приближается к состоянию, которое даёт основание называть ее мегаполисом.
Полоса начинается на западе гигантской Московской агломерацией и заканчивается на востоке развитой Нижегородской агломерацией, в которй число жителей превышает 2 млн чел.

Московская агломерация, если учитывать сформировавшиеся в ее окраинной зоне агломерации 2-го порядка имеет агломерационный радиус, превышающий 100 км, соприкасается с агломерациями соседних областных центров. У Нижнего Новгорода на некоторых наиболее развитых направлениях агломерационный радиус достигает 100 км. Ширина соединяющей агломерационные завершения полосы примерно 20—40 км. Ровно посредине ее складывается биполярная Владимирско-Ковровская агломерация, включающая примерно десяток городов.

Урбанизированное образование сформировалось на территории, имеющей давнюю историю. Это — колыбель русского государства, край древних ополий и городов, многочисленных гнезд разнообразных кустарных промыслов. Здесь сложились первые ареалы крупной фабричной промышленности, в которых в прошлом преобладала текстильная. Московская и Нижегородская агломерации, и прежде всего их центры, сыграли лидирующую роль в годы индустриализации и научно-технической революции, явились зачинателями новых производств и создания новых образцов техники.

Издавна проявились тесные внутренние связи, укреплявшие хозяйственную и культурную ткань территории. В эпоху индустриализации Нижний Новгород, развиваясь по образу и подобию Москвы, выступал её дублером, особенно в таких прогрессивных отраслях как автомобилестроение, станкостроение, авиастроение, электротехника и радиоэлектроника.

Кустарные промыслы и возникшая на их основе крупная промышленность создали условия для «вызревания» фабричных, заводских, кустарных сел в города. Лидером в этом процессе еще до Октябрьской революции стал Орехово-Зуево, набравший к 1917 г., когда ему присвоили статус города, 60 тыс. жителей.

Среди городов подобного происхождения высока доля монофункциональных центров. Это города, чью градообразующую базу нередко составляет одно предприятие. Таковы Дрезна, Яхрома, Лакинск, Собинка (текстильные центры), Ворсма (производство инструментов), Богородск (кожевенное и обувное производства). Очень сильно расширили и укрепили свой экономический фундамент города — Владимир, Ковров, Ногинск, Балахна, Павлово.

Новые города — центры отраслей нового века — качественной металлургии (Электросталь), электроэнергетики (Электрогорск), нефтепереработки (Кстово),приборостроения (Радужный), моторостроения (Заволжье). Для наукоградов, особенно распространенных в Московской агломерации, основой служит триада: наука — высокотехнологичное производство (обычно опытное с испытанием новых образцов) — высшее образование.
Московская и Нижегородская агломерации устремляются навстречу друг к другу. Они обе асимметричны. У Московской полнее развиты восточные лучи, у Нижегородской — западные. Восточный агломерационный луч заканчивается у Кстово, а западный достигает Гороховца во Владимирской области.

Средина списка

На пятом месте среди самых крупных агломераций мира закрепился Сеул – столица Южной Кореи. В агломерацию вместе с этим мегаполисом также входит Инчхон, который считается аванпортом главного города страны в Желтом море.

Население агломерации Сеула всего на 150 тысяч меньше, чем в Маниле. Плотность же его составляет 8 800 человек на километр квадратный, что является довольно большим показателем.

Сеул является высокотехнологическим центром страны, большинство людей живет в небоскребах, а потому на единицу площади приходится так много людей.

На шестом месте расположился портовый город Карачи, расположенный на юге Пакистана. С прилегающими территориями мегаполис включает в себя 23,5 миллиона человек, которые теснятся на 1 010 квадратных километрах площади, что объясняет высокий показатель плотности — 23 тысячи.

Карачи является самым крупным портом страны, который был основан в конце восемнадцатого века.

Агломерация Сан-Паулу — 20,3 млн. человек

Самая большая бразильская агломерация включает в себя 39 муниципалитетов. Площадь агломерации — 2707 кв. км. и плотность населения 7500 чел. на 1 квадратный километр.

Критерии определения агломерации

Среди современных городов много достаточно развитых, с населением свыше 2-3 миллионов человек. Определить, насколько данный населенный пункт можно отнести к категории агломерации, можно, используя определенные критерии оценки. Однако и здесь мнения аналитиков расходятся: некоторые предлагают ориентироваться на группу факторов, другим достаточно наличия одного признака, который четко выражен и документально подтвержден. Основные показатели, в соответствии с которыми города можно отнести к агломерации:

  1. на 1 м 2 .
  2. Численность (от 100 тысяч человек, верхний предел неограничен).
  3. Скорость застройки и ее непрерывность (не более 20 км между основным городом и его спутниками).
  4. Количество поглощенных населенных пунктов (спутников).
  5. Интенсивность поездок различного назначения между ядром и периферией (на работу, учебу или для проведения досуга, так называемые маятниковые миграции).
  6. Наличие единой инфраструктуры (инженерные коммуникации, связь).
  7. Общая логистическая сеть.
  8. Доля населения, занятого работами несельскохозяйственного характера.

Срок агломерации

использовать

В дополнение к вышеупомянутым методологиям, используемым ООН и ЕС, существуют различные определения и критерии разграничения в разных странах, правовые нормы и планы.

Германия

В Германии термин агломерация вряд ли стандартизирован, но он используется в разных контекстах. Что касается количества жителей городов, то количество жителей в черте города обычно приводится в Германии, цифры по агломерациям или городским районам встречаются реже. Однако с точки зрения пространственного планирования существуют две важные системы пространственной структурной классификации:

  1. Региональные, районные и муниципальные типы Федерального управления строительства и регионального планирования (BBR), а также
  2. в BIK регионы (ранее BIK город регионы) БИК Aschpurwis + Behrens GmbH.

Обе классификации представляют собой дальнейшее развитие 70 городских районов, разработанных Олафом Бустедтом в 1950-х годах . Бустедт предполагал, что города вырастут за пределы своих административных границ, в то время как в то же время окружающие город муниципалитеты приобретут аналогичные характеристики и, таким образом, образуют единое целое. агломерация. Как классификация BBR, так и регионы BIK основаны на данных Федерального агентства занятости населения о пригородной интеграции сотрудников, подлежащих социальному страхованию . Они различаются по основному структурному уровню. В то время как типизация BBR основана на муниципальных ассоциациях, регионы BIK основаны на минимальном уровне административной структуры — муниципалитетах.

Швейцария

В Швейцарии термин «агломерация» определяется Федеральным статистическим управлением . Основой является разработка пространственной структуры Швейцарии, которая различает институциональные структуры, регионы анализа, пространственные и региональные политические типологии. Термин «агломерация» в последний раз определялся в 2012 году, более раннее определение относится к 2000 году. Определение агломерации в 2012 году представляет собой многоступенчатый процесс: исследуются плотности жителей, сотрудников и ночевок, чтобы определить потенциальные ядра агломерации . Затем ищутся агломерационные пояса, при этом решающими являются пригородные интенсивности, ориентированные на ядра. Площадь сердечника и лента вместе должны иметь определенный размер, чтобы считаться агломерацией. Согласно этим критериям (по состоянию на 1 января 2016 г.) 430 муниципальных образований классифицируются как основные агломерационные муниципалитеты, 662 муниципалитета — как опоясанные муниципалитеты и 1202 муниципалитета не принадлежат ни к какой агломерации. Они образуют в общей сложности 49 агломераций и 28 ядер вне агломераций.

Определение

Н. В. Петров характеризует агломерацию как скопление городов и прочих населенных пунктов по территориальному принципу, при этом в процессе развития они срастаются, происходит усиление всех видов взаимосвязей (трудовых, культурных, хозяйственных и т. д.). При этом скопления должны быть компактными и обладать четкими административными границами — как внутренними, так и наружными. Перцик Е. Н. дает несколько иное определение: агломерация городская — это особая форма урбанизации, которая подразумевает скопление территориально близких населенных пунктов, которые взаимосвязаны экономически и имеют общую транспортную сеть, инженерную инфраструктуру, производственные и культурные отношения, общую социальную и техническую базу. В своих работах он подчеркивает, что данный тип объединения является наиболее продуктивной средой для научно-технической деятельности, развития прогрессивных технологий и производств. Соответственно, именно здесь группируются наиболее квалифицированные работники, для удобства которых развивается сфера услуг и создаются условия для полноценного отдыха. Крупнейшие города и городские агломерации имеют подвижные территориальные границы, это касается не только фактического расположения отдельных пунктов, но и временных отрезков, потраченных на перемещение человека или груза от ядра к периферии.

Современные тенденции развития агломерации

Сейчас в Зарубежной Европе процесс урбанизации заменяется другими процессами, которые, возможно, приведут к формированию новых типов агломераций:

  • субурбанизация (процесс перемещения городского населения в пригороды; процесс стал возможен из-за развития транспортной и логистической инфраструктуры);
  • рост числа малых городов (желание людей жить в благоприятных экологических условиях, вдали от промышленных центров);
  • дезурбанизация (процесс, противоположный урбанизации);
  • рурализация (отток населения в сельскую местность).

Рис. 4. Субурбанизация или рост пригородов

Третье и четвертое место

На третьем месте рейтинга крупнейших агломераций мира в 2017 году находится столица Индии Дели. Она меньше Мумбаи, если измерять мегаполис, но с близлежащими территориями его население больше.

Дели отстает от первых двух мест с показателем 26 с половиной миллионов человек. Плотность населения — 12 тысяч человек на километр квадратный. Стоит отметить, что в XXI веке население данной агломерации выросло в два раза и продолжает увеличиваться. Сюда съезжаются жители со всей страны в поисках лучшей жизни.

Четвертое место в списке крупнейших городских агломераций мира закрепилось за филиппинской столицей Манилой. Казалось бы, на островном государстве не может быть такого крупного мегаполиса, но последние исследования подтверждают обратное. Плотность населения здесь еще больше и составляет 13,6 тысяч на квадратный километр, а общее количество населения — немногим больше 24 миллионов.

Город расположен на острове Лусон, климат круглый год теплый. Кроме того, здесь пересекаются множество морских и железнодорожных узлов.

Второе место

Продолжает список крупнейших агломераций мира столица Индонезии Джакарта. Ее население к началу 2017 года составляет почти 32 миллиона человек. Зато плотность населения в два раза больше, чем в Токио, и составляет 9 600 человек на квадратный километр.

Это, кстати, свидетельствует о низком уровне жизни. Находится данная агломерация на северо-западе острова Ява, прямо на берегу моря. В этом заключается одна из ее проблем, ведь в сезон дождей многие низинные районы оказываются затопленными.

Несмотря на то что Джакарта стоит в дельте двух рек, все они сильно загрязнены. Приблизительно 70% водного пространства совсем непригодны для использования, еще 20% — в среднем состоянии, и только десять процентов имеют легкое загрязнение.

История этого мегаполиса начинается еще в 39 году нашей эры, когда на месте Джакарты местный король основал свою столицу под названием Сунда Пура. Официальной же датой основания считается 22 июня 1527 года, когда португальцы взяли поселение и переименовали его.

Мумбайская агломерация — 17,7 млн. человек

Город расположен на берегу Аравийского моря. Является второй по численности агломерацией в Индии. Его площадь — 546 кв. км., а плотность населения 32400 чел. на 1 квадратный километр.

Самарская триада

Самарская Лука — одно из самых примечательных мест на Волге. Дугообразная излучина с крутыми поворотами, где река на 90° меняет направление, огибая горы Жигули, далеко выдается к востоку. У крайней восточной части дуги расположена Самара — крупнейший центр Поволжья, основанный как город-крепость в 1586 г. вскоре после присоединения к Московскому государству Казанского ханства. Два других поворота излучины отмечены парами городов: Тольятти — Жигулевск, Сызрань — Октябрьск.

Трехцентровое скопление городских поселений — Самарская триада — насчитывает почти 2,5 млн человек городского населения. Несколько менее половины приходится на долю Самары (46,8%). Расстояние между Самарой и Тольятти около 100 км. Это наибольшее сближение крупнейших (превысивших 500 тыс. человек) городов в России. Почти такое же расстояние разделяет Тольятти и Сызрань. Три агломерации своими краевыми частями накладываются друг на друга.

Самара занимает выгодное географическое положение, в районе, богатом энергетическими ресурсами и плодородными почвами.

До Великой Отечественной войны в Самаре размещались предприятия ведущих отраслей промышленности — авиастроения, станкостроения, приборостроения. В войну Самара являлась резервной столицей страны. В Самаре наибольшее число жителей по сравнению с другими городами Поволжья. Крупнейший многофункциональный город, центр культуры, науки, высшего образования, высокотехнологичной промышленности, Самара активно стимулировала возникновение в своем окружении городов-спутников. Среди них выделяются: Новокуйбышевск — центр нефтепереработки и нефтехимии; Чапаевск, основанный накануне первой мировой войны, с несколькими предприятиями химической индустрии; Кинель — железнодорожный узел, расположенный к востоку от Самары.

Тольятти — самый крупный из российских городов-новостроек, центр автомобилестроения, химической индустрии, промышленности строительных материалов; крупный речной порт, центр туризма и спорта.
Тольятти представляет собой агломерацию. Городская черта охватывает три территориально обособленных района, объединенных городскими системами транспортной и инженерной инфраструктуры. Наиболее крупный район Автозаводский (435,2 тыс. жителей) превосходит два других вместе взятых — Центральный (градообразующая база — в основном химические заводы) и Комсомольский (речной порт, железнодорожный вокзал, производство строительных материалов).

Сызрань — город, расположенный в 137 км от Самары и почти в 100 км от Тольятти. Сызрань возникла в 1683 г. как крепость на Сызранской оборонительной линии. В настоящее время Сызрань — центр машиностроения и химической индустрии, крупный железнодорожный узел у первого по времени сооружения перехода через Волгу в ее среднем течении; западные ворота агломерационного образования в районе Самарской Луки. В последние годы усиливаются производственные связи Сызрани с Тольятти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector