Племя масаи: что такое визит на самом деле

Где живут?

Масаи заселяют саванну с южной стороны Кении (около половины коренного населения проживают в Кенийской Республике, бывшей колонии Великобритании) и почти весь север Танзании. По некоторым данным, племя масаи мигрировало из долины реки Нил, расположенной в Судане, на территории центральной и юго-западной Кении.

В XIX веке масаи занимали часть территории Великой Рифтовой Долины, которая пересекала Кению с севера на юг и Восточный Африканский рифт, расположенный с юга на север. Также, территория обетования племени располагалась от подножья горы Марсабит с северной стороны, до горы Додома с южной стороны.

Занимаемая племенем площадь проживания достигла наибольшего размера к середине XIX столетия, в то время масаи занимались скотоводством на побережье танга в Таньганьике, на территории современной Танзании. В период с 1904 г. по 1911 г. масаи, из-за выселения их англичанами, потеряли около 60% территорий своих обустроенных земель.

Заработок на туризме

С развитием туризма в Кении масаи не сумели извлечь выгоду от своего контроля над саваннами. Так, племена, пребывающие у власти, с радостью признали за этим народом «владение» фауной и охотно передали ему функцию охраны заповедных зон в районах национальных парков. Одновременно с этим небольшая группа менеджеров из других племён «занялась» индустрией туристских сафари. В результате благосостояние народа осталось на прежнем уровне, практически не улучшившись.

На сегодняшний день масаи «атакуют» туристов, выпрашивая у них милостыню, и продолжают принимать участие в разделе больших доходов от сафари. Представители племени соглашаются на совместное фото только за деньги и крайне негативно относятся к перепечатыванию так называемых пиратских фото.

Масаи зарабатывают на посещении приезжими собственных деревень, за материальное вознаграждение они готовы и станцевать, и спеть, и продемонстрировать украшения. Если кто-то из туристов попросит сфотографироваться бесплатно, ему доходчиво объяснят, что так нельзя делать, поскольку это ослабляет жизненную энергию племени.

Генетика

Последние достижения в области генетического анализа помогли пролить свет на этногенез масаев. Генетическая генеалогия , инструмент, который использует гены современных популяций для прослеживания их этнического и географического происхождения, также помогла прояснить возможные предыстории современных масаев.

Аутосомная ДНК

Аутосомная ДНК масаев была изучена в комплексном исследовании Tishkoff et al. (2009) о генетической принадлежности различных популяций в Африке. По словам авторов исследования, масаи «сохранили свою культуру перед лицом обширной генетической интрогрессии». Тишкофф и др. также указывают, что: «Многие нило-сахароязычные группы населения в Восточной Африке, такие как масаи, демонстрируют множественные кластерные принадлежности из нило-сахарских и кушитских AAC, в соответствии с лингвистическими свидетельствами того, что повторил Nilotic усвоению Ефиоплян в течение последних 3000 лет и с высокой частотой общей Восточноафриканским-специфической мутацией , связанной с допуском лактозы «.

Y-ДНК

Исследование Y-хромосомы, проведенное Wood et al. (2005) протестировали различные популяции к югу от Сахары, в том числе 26 мужчин масаи из Кении, на предмет отцовской линии. Авторы наблюдали гаплогруппу E1b1b- M35 (не M78) у 35% исследованных масаев. E1b1b-M35-M78 в 15%, их предок с более северными кушитскими самцами, которые обладают гаплогруппой на высоких частотах, жили более 13 000 лет назад. Второй по частоте отцовской линией среди масаев была , которая обычно встречается в нилотских популяциях, таких как алур ; это наблюдалось у 27% мужчин масаев. Третьим наиболее часто наблюдаемым маркером отцовской ДНК у масаев был E1b1a1-M2 (E-P1), который очень распространен в регионе к югу от Сахары; он был обнаружен в 12% проб масаев. Гаплогруппа B-M60 также наблюдалась у 8% изученных масаев, что также встречается у 30% (16/53) южносуданских нилотов.

Митохондриальная ДНК

Согласно исследованию мтДНК Castri et al. (2008), которые тестировали людей масаев в Кении, материнские линии, обнаруженные у масаев, весьма разнообразны, но аналогичны по общей частоте с таковой, наблюдаемой в других нило-хамитских популяциях этого региона, таких как самбуру . Большинство протестированных масаев принадлежали к различным подклассам макрогаплогруппы L , включая L0 , L2 , L3 , L4 и L5 . Сообщалось также о некотором потоке материнских генов из Северной и Северо-Восточной Африки, в частности, из-за присутствия линий гаплогруппы M мтДНК примерно в 12,5% образцов масаев.

Наше жилье

Наш день закончился теплым душем в нашей палатке, который нам принесли вручную (несут люди, которых я мог бы добавить) и вылили в запас воды.

После обеда мы встретились у костра, чтобы поболтать с жителями деревни и обменяться информацией о нашем образе жизни.

Кажется, что люди из лагеря масаев Селенкай меняются со временем и работают в лагере. Похоже, что Леонард нашел баланс, который люди масаи искали все эти годы, и, надеюсь, другие лагеря следуют его примеру.

Для получения дополнительной информации о поездке в Кению и посещении народа масаи Кении, свяжитесь с нашим другом Макау в диких зонах

Прочитайте больше:

Расширение прав и возможностей людей по одному кирпичику за один раз — Кения

Кения Сафари — Масаи Мара Опыт

Рожденный свободным живет в Кении

Кения Невероятное озеро Накуру

Амбосели — королевский двор Кении

Кто такие масаи?

Масаи (племя в Африке) характеризуются как полукочевой африканский коренной народ. Из 200 народностей Восточной Африки, которые делятся на 4 языковые группы, масаи являются самым известным племенем.

Масаи, в отличие от остальных племен Африки, отличаются своеобразными чертами характера. Им свойственна надменность, прямота и дерзость, которую они могут проявлять по отношению к другим людям. В то же время, это очень порядочные и верные своему слову люди. Они стойко переносят все неудобства, ценят добро, но порой бывают злопамятны.

Масаи очень воинственное племя, поэтому оружие является частью их жизни.

Это очень высокие, стройные и худощавые люди, которых отличают характерные для мужественных людей черты лица:

  • высокие скулы;
  • четко очерченная челюсть;
  • мускулистая шея.

Масаи очень свободолюбивый народ не терпящий рабства. Любой представитель племени исключает свое существование в неволе и предпочел бы рабству – смерть.

Генетика

Последние достижения в области генетического анализа помогли пролить свет на этногенез масаев. Генетическая генеалогия , инструмент, который использует гены современных популяций для прослеживания их этнического и географического происхождения, также помогла прояснить возможные предыстории современных масаев.

Аутосомная ДНК

Аутосомная ДНК масаев была изучена в комплексном исследовании Tishkoff et al. (2009) о генетической принадлежности различных популяций в Африке. По словам авторов исследования, масаи «сохранили свою культуру перед лицом обширной генетической интрогрессии». Тишкофф и др. также указывают, что: «Многие нило-сахароязычные группы населения в Восточной Африке, такие как масаи, демонстрируют множественные кластерные принадлежности из нило-сахарских и кушитских AAC, в соответствии с лингвистическими свидетельствами того, что повторил Nilotic усвоению Ефиоплян в течение последних 3000 лет и с высокой частотой общей Восточноафриканским-специфической мутацией , связанной с допуском лактозы «.

Y-ДНК

Исследование Y-хромосомы, проведенное Wood et al. (2005) протестировали различные популяции к югу от Сахары, в том числе 26 мужчин масаи из Кении, на предмет отцовской линии. Авторы наблюдали гаплогруппу E1b1b- M35 (не M78) у 35% исследованных масаев. E1b1b-M35-M78 в 15%, их предок с более северными кушитскими самцами, которые обладают гаплогруппой на высоких частотах, жили более 13 000 лет назад. Второй по частоте отцовской линией среди масаев была , которая обычно встречается в нилотских популяциях, таких как алур ; это наблюдалось у 27% мужчин масаев. Третьим наиболее часто наблюдаемым маркером отцовской ДНК у масаев был E1b1a1-M2 (E-P1), который очень распространен в регионе к югу от Сахары; он был обнаружен в 12% проб масаев. Гаплогруппа B-M60 также наблюдалась у 8% изученных масаев, что также встречается у 30% (16/53) южносуданских нилотов.

Митохондриальная ДНК

Согласно исследованию мтДНК Castri et al. (2008), которые тестировали людей масаев в Кении, материнские линии, обнаруженные у масаев, весьма разнообразны, но аналогичны по общей частоте с таковой, наблюдаемой в других нило-хамитских популяциях этого региона, таких как самбуру . Большинство протестированных масаев принадлежали к различным подклассам макрогаплогруппы L , включая L0 , L2 , L3 , L4 и L5 . Сообщалось также о некотором потоке материнских генов из Северной и Северо-Восточной Африки, в частности, из-за присутствия линий гаплогруппы M мтДНК примерно в 12,5% образцов масаев.

Жизнь племени Масаи: Эуното

Церемония Эуното проводится членами возрастной группы, через десять лет после того, как они стали воинами. Она отмечает статус воина, переходящего к старшему воину. Это посвящение также позволяет старшим воинам вступать в брак, что, в свою очередь, готовит их к тому, чтобы стать будущими отцами. Церемония проходит в специально выбранном лагере, который включает в себя в общей сложности сорок девять домов. Сорок девятый дом известен как Осинкира, большая глинобитная хижина, сделанная специально для Олоибони. Воины ежедневно будут развлекать Олоибони, пока не закончится мероприятие.

Подготовка к церемонии

Каждый выпускающийся воин должен сбрить свои длинные, окрашенные
охрой волосы, что делает мать воина. Во время праздника воинам запрещается
носить с собой такое оружие, как палки, копья, ножи и т.д. Кроме того, во время
этого события сжинают рог животного, и воины вынуждены вынуть кусок, прежде чем
он полностью сгорит. Никто не хочет это делать, потому что тот, кто вынет рог
из огня, будет страдать от несчастья всю свою жизнь. Однако, если воины
откажутся вынуть рог из огня, вся возрастная группа будет проклята. Считается,
что лучше одному человеку быть несчастным, чем многим.

Перед церемонией воины должны вырастить восемь быков,
которые будут розданы старейшинам в день окончания школы. Также воины должны
выбрать трех важных вождей: Олайгуанани ленкаше, Олобору энкеене и Олотуно
(посвященного). Никто не хочет быть Олотуно. Этот человек взваливает на плечи
все плохие и хорошие поступки своих ровесников. 
Олайгуанани ленкаше получает специально подобранную корову; Олобору
энкеене — кожаный ремешк с узлом, символизирующим его возрастную группу. К
концу обряда этот узел будет развязан, чтобы освободить воинов из их
изолированного мира. Церемония позволяет воинам делать вещи независимо от
других сверстников. Эта стадия жизни-переход к старшей группе.

История кочевого племени

По предположениям ученых, масаи пришли на территории их теперешнего обитания в 16 веке из долины Нила в Судане.

Воинственное племя, известное своими подвигами, быстро захватывало новые и новые территории — к 19 веку они кочевали по всей Великой рифтовой долине и прилегающим землям, доставляя немало неудобств европейским колонизаторам.

Но со временем история племени стала трагической: численность масаев сильно сократила эпидемия сонной болезни – африканского трипаносомоза, который переносят знаменитые мухи цеце.

На сегодня численность племени масаев в Африке составляет около миллиона человек. Больше трети из них находятся на территории Кении, остальные – в Танзании.

Танзания — место жительства большинства представителей племени

Масаи сохранили полукочевой образ жизни и переходят с места на место, когда их скоту нужны новые пастбища, пересекая, в том числе, и государственные границы.

Пограничникам приходится тихо курить в сторонке – как остановить тысячи свирепых воинов и их стада?

Пусть уж лучше кочуют и создают африканский колорит, пока остальные племена Африки получают образование, носят европейскую одежду, сотрудничают с туроператорами и развивают экономику.

Создание национальных парков Серенгети и Масаи-Мара, а также строительство больших городов изрядно уменьшило территорию кочевок масаев и некоторые из них постепенно переходят на оседлую жизнь.

Особенно в районах национальных парков, где они выполняют функцию охраны и зарабатывают на посещениях туристами своих деревень.

Кстати, пусть вас не вводит в заблуждение их экзотический вид и обычаи – паспортов и других документов они не признают, зато отлично понимают ценность денег.

Они готовы спеть для вас, сплясать, показать свои украшения и дать себя сфотографировать и сфотографироваться с ними – но только за деньги.

Фотографирование бесплатно ослабляет их жизненную энергию – это вам объяснит любой член племени.

Танцуют все!

На следующий день мы у входа в масайскую деревню. С десяток низких хижин, состоящих из деревянного каркаса и слоя коровьего навоза, которым этот каркас обмазан. Для кочевого образа жизни это то, что нужно: постучите хорошенько по стенам, и голый каркас готов для переноса на новое место. Вокруг хижин — заграждение из колючек и заостренных палок.

У так называемых ворот нас встречает масайская делегация. Вождь, молодой мужчина с обильными украшениями в растянутых почти до плеч мочках ушей и двумя выбитыми нижними зубами — просто эталон красоты с масайской точки зрения, после приветственного истошного выкрика предоставляет слово своему брату.

Боладжи, младший брат вождя, сразу же поясняет, что, впуская нас в свою деревню, масаи признают свое желание разделить с нами свой кров, пищу, постель, а также готовы сразиться с нашими недругами. Деньги же, которые они получили в связи с нашим посещением, взяты исключительно для развития начальной школы при их деревне.

 — Сейчас мы будем петь и танцевать! — восклицает Боладжи, и около десятка мужчин во главе с молодым шаманом начинают ритмично двигаться по большому кругу. К ним присоединяется примерно такое же количество женщин.

 — А это — мама, моя и моего брата. Она хочет с тобой танцевать. — Высокая бритоголовая немолодая женщина с огромным количеством украшений и статью королевы искренне улыбается, смотрит мне в глаза и берет за руку.

Не находя никакой вразумительной отговорки, чтобы отказать матери масайского вождя, оказываюсь вовлеченной в танец. Собственно, танца как такового нет, но есть ритмичное покачивание вперед и назад в такт незамысловатой мелодии и прыжки во время движения друг за другом по большому кругу.

Постепенно мы выстраиваемся в шеренгу. Женщины продолжают петь, а мужчины начинают соревноваться в знаменитых масайских прыжках в высоту. Прыгают с места. Просто вверх. Впечатление, будто что-то подбрасывает их в воздух как минимум на метр. Впечатляющее зрелище.

После танцев женщины удаляются, а мужчины демонстрируют умение разжигать огонь древнейшим методом — методом трения. Он явно используется достаточно часто — скоро появляется дым, а потом пламя. Наступает очередь шамана рассказать о лечебных травах и корешках на все случаи жизни. Масайские лекарства очень популярны среди африканского населения — помогают.

Продемонстрировали воины и свое вооружение. Интересным и несколько пугающим оказался тот факт, что внутри палок-жезлов с набалдашниками, выглядящих просто красивыми аксессуарами, скрываются тонкие и невероятно острые лезвия, сантиметров 25−30. Особенно впечатлило, насколько молниеносно они извлекаются владельцами.

Любовь по-масайски

 — А теперь приглашаю вас в дом! — радостно объявляет Боладжи. При его росте под два метра он привычно нагибается и легко проскальзывает в приземистую хижину. Внутри жилища все тот же сухой навоз, но видны ветки, из которых состоит каркас.

 — Вот на этом настиле спит мужчина, а на том, побольше, его жена и все дети. Здесь, на костре, жена готовит еду. (Нужно сказать, что никакого отверстия над костром с установленным над ним котелком нет, в жилище стоит запах дыма.)

 — Едим мы кашу и похлебку из муки и крови. Мясо мы обычно не едим, потому что скот — наша главная ценность. Хочешь завести жену — заплати за нее коровами. Обычно десять коров нужно, но если ты богат и у тебя большое стадо, то можно взять столько жен, сколько хочешь, правда, каждой дом строить отдельный надо…

 — А у тебя есть жена?

 — Нет, я еще молодой. Да и только две коровы у меня пока…

 — А без коров нельзя? Просто по любви?

 — По любви — это как?

 — Если двое любят друг друга. Любовь, понимаешь?

 — А, любовь! Нет, любовь у нас по-другому. Для любви жениться не нужно. Просто танцуем, вот как сегодня, а потом идем в самый большой дом и там любим друг друга…

 — А если потом появятся дети?

 — Детям мы всегда рады! Если у женщины потом родится ребенок, он будет считаться ребенком ее мужа…

Это искреннее объяснение молодого масаи, а также воспоминания о моем активном участии в недавних танцах, в комплексе с изначальным предложением вождя разделить с ними кров и постель, заставило меня заторопиться к выходу…

Уже пересекая границу деревни, мы обернулись и увидели большую группу женщин и детей, выбирающихся из других хижин, где, по всей видимости, они прятали свои души от наших фотоаппаратов.

Застигнутые нашими взглядами, они замерли в растерянности. А мы заторопились к машине, оставляя это удивительное племя, живущее будто вне времени, где-то между прошлым и будущим, по причине своей беспредельной и преданной любви к традициям и заветам предков.

Животные парка Масаи-Мара

Поездку по дикой территории в Кении принято называть «сафари». Значение «охота» появилось с приходом белых, а вообще это слово на суахили значит «путешествие». Сафари по Масаи-Мара – это прежде всего прогулка на внедорожниках для знакомства с дикими животными. Разовый выезд на сафари принято называть «гейм-драйв«.

Львы

Одной из главных достопримечательностей Масаи-Мара считаются львы. Их тут действительно очень много, в том числе именно в Масаи-Мара живёт знаменитый «болотный прайд», за которым наблюдают уже более 30 лет. Он очень большой: например, в 2000-м году было зафиксировано 29 особей, это абсолютный рекорд. Посмотреть на львов в Масаи-Мара можно совсем близко: они не понимают, что человек и машина – разные вещи, и не нападают на большую железную штуковину. А вот выходить из автомобиля ни в коем случае нельзя.

Львица, Масаи-Мара, Кения

Львы в парке Масаи-Мара чувствуют себя в полной безопасности, и активно выводят потомство.

Львята, Масаи-Мара, Кения

Гепарды и леопарды

Гепарды тоже живут в Масаи-Мара, но в последние годы их стало меньше из-за наплыва туристов. Сафари мешает им охотиться днём. Зато в резервате очень много леопардов – рекордное число на одной территории, такой концентрации больше нет нигде на планете.

Леопард, Масаи-Мара, Кения

Гиены

Африканская пятнистая гиена – ещё один хищник в Масаи-Мара. Многие думают, что они только падальщики, но это не так – гиены успешные охотники, быстрые и эффективные.

Гиена догоняет антилопу Томпсона, Масаи-Мара, Кения

Ну а после охоты гиены очень любят отдохнуть, греясь на солнышке…

Антилопы и другие копытные

Антилопа Гну, эти экзотические копытные, составляют костяк ежегодной Великой миграции, к которой присоединяются и другие травоядные, в особо большом количестве — зебры.

В резервации Масаи-Мара также живут изящные антилопы импала, газели Томпсона, газели Гранта, топи.

Интересен и водяной козёл («ватербок») из Масаи-Мара – животное изящное, похожее чем-то на оленя. Он не боится здешних хищников – жир водяного козла ядовит и поэтому как добычу его никто из зверей не рассматривает.

Водяной козел из Масаи-Мара, Кения

Бегемоты

Реки Талек и Мару облюбовали бегемоты. Взрослые держатся ближе к глубине, а у берегов можно рассмотреть детёнышей. Но не стоит подходить близко! Особо опасно становиться между бегемотом и водой. Здесь кроме них живут крокодилы и несколько пород водяных змей. Да и сами бегемоты на деле вовсе не добродушные увальни, какими кажутся.

Бегемоты из Масаи-Мара, Кения

Жирафы

В Масаи-Мара можно также посмотреть в естественной среде жирафов двух пород – одна из них абсолютный эндемик, и кроме этой резервации не встречается больше нигде на Земле.

Жираф из Масаи-Мара, Кения

Птицы в Масаи-Мара

В резервате во время тура по Кении можно увидеть более 400 видов птиц, среди которых и страус, и марабу, и гриф, и куда более изящные пернатые.

Страус из Масаи-Мара, Кения

Жизнь племени масаи: Энкипаата

Первое посвящение мальчика — Энкипаата (церемония перед
обрезанием), организуется отцами молодого поколения. Делегация мальчиков в
возрасте от 14 до 16 лет будет путешествовать по своей территории в течение
примерно четырех месяцев, объявляя о формировании своего нового «возрастного
набора». Мальчики сопровождаются группой старших мужчин.

Для мальчиков строится лагерь из 30-40 домов. Дома расположены
в одном большом краале, выбранном Олоибони (пророком). Именно здесь все
мальчики будут объединены и инициированы. Перед церемонией должен быть выбран Олополос
олкитенг, вождь мальчиков. Новый вождь берет на себя все грехи своей возрастной
группы. За день до церемонии мальчики ночуют в лесу.  Во время церемонии они одеваются в свободную
одежду и танцуют без остановки в течение всего дня. Эта церемония-переход в
новую эпоху

После церемонии энкипаата мальчики готовятся к самому важному
посвящению, известному как Emuratare
(обрезание)

Племя химба

Девушка племени химба

Племя химба, живущее на севере Намибии, отличается редкой красотой. Эти люди, лишь в последнее время прикоснувшиеся к цивилизации, очень хороши собой! Это касается и женщин, и мужчин, а дети и вовсе похожи на смугленьких ангелочков!

Есть всего лишь две вещи, которые химба берут во «внешнем мире» — это заколки и гребни для волос, а также разноцветные пакеты из под продуктов.

С помощью расчесок красотки племени сооружают на своих головах замысловатые прически, а целлофановые пакеты служат для ношения младенцев, для хранения мелких вещей, а также для украшения причесок или тела.

Там, где проживают химба, вода — большая редкость. Поэтому любая капелька бережно собирается для питья, а для мытья воды, как правило, не хватает. Немытые тела химба привлекали бы множественных насекомых, но от этой напасти их спасает мазь коричнево-красного цвета, состоящая из животного жира, вулканической пемзы, взятой со Священной горы, и перемолотых трав. Химба покрывают себя ею с ног до головы — и тело, и волосы. Спасает эта мазь и от солнечных ожогов.

При такой гигиене, казалось бы, химба должны быть прыщавыми и иметь плохую кожу, но, как ни странно, их кожа очень нежная и гладкая.

В племени химба очень интересные прически, состоящие из спутанных локонов — дредов. У мужчин — это один дред, направленный назад.

А у женщин локонов больше. У девочек два дреда, свисающих на глаза, у незамужних девушек — много локонов, закрывающих лицо, у замужних дам — лицо открыто. Они носят откинутые назад косы, либо забирают волосы с помощью полоски кожи.

Интересный факт. В женских прическах очень много вплетенных мужских волос, остриженных, как правило, с уважаемых членов семейств.

Помимо причесок женщины химба очень любят сделанные собственноручно различные украшения — пояса, браслеты, подвески. Эти поделки не только украшают девушку, но и показывают уровень ее мастерства.

Красивое племя химба

Мальчики с 12-летнего возраста считаются взрослыми. Внешним признаком взросления являются вырванные нижние зубы. Это делается так. Четыре зуба выбивают камнем, а затем раны прижигают раскаленным железом.

Каждый мужчина может иметь несколько жен. Девушка может выходить замуж, достигнув 14-летнего возраста.

Интересные факты.

В племени химба нельзя вмешиваться в чужие семейные дела. Убийство мужа или жены — редкое, но безнаказанное событие. Если жена убивает своего мужа, то это никак не компенсируется его семье. А если муж убивает свою супругу, он выплачивает ее семье стоимость 45 коров.

Супружеской верностью химба похвастаться не могут, у них принято меняться женами.

Племя химба

Свадьба в племени проходит так. Жених приходит за невестой в ее хижину, к молодым присоединяются друзья, и оттуда все вылезают на четвереньках. На улице все встают на ноги, «паровозиком» цепляются друг другу за набедренную повязку и идут к месту свадьбы. Там их уже ждут соплеменники и вождь племени. Вождю дают три кувшина с молоком, он пробует это молоко, а потом дает всем присутствующим отпить по глоточку. Когда все молоко выпито, все идут к хижине вождя, перед входом в нее молодые снова встают на карачки и обходят ее против часовой стрелки. Потом они заходят внутрь, чтобы провести там трое суток.

Где они живут

Масаи живут в простых грязных хижинах.

Дома маленькие и темные. Они сделаны из грязи, и нам говорят, что они живут до пяти лет, прежде чем они срывают их и начинают снова.

Это крошечные четверти с двумя отдельными скамейками для сидения днем ​​и сна ночью.

Мама и папа спят с одной стороны, а все маленькие дети спят с другой. Как только они достигают возраста 5 лет, они переезжают в другую хижину.

Я не могу представить, каково это жить в таких тесных кварталах.

Внутри хижины просты.

Другая половина хижины — кухня, где готовится еда. В крыше есть отверстие для выпуска дыма.

Это действительно все, что можно сказать. Хижины не больше, чем большая семейная палатка, и выглядят они гораздо менее комфортно.

Мы слышали от попутчиков в нашем туре, что масаи живут на диете из молока, мяса и крови.

Но наш гид масаи сказал нам, что они едят овсянку на завтрак. Они также кормятся овощами и едят кукурузу.

История Масаев

Считается, что предки масаев впервые появились на севере Африки. Оттуда они мигрировали на юг, вдоль долины Нила и пришли в северную Кению в середине XV-го века. По дороге завоевывали все племена на своем пути. Тогда территория масаев простиралась в долине Рифт и прилегающих территориях между горами Марсабите и Додома. Здесь они осели и занялись скотоводством.

Масаи — очень воинственный и  своенравный народ, который считает себя выше всех других племен, и даже пришлых европейцев. Они угоняют скот у датога, луо, кикуйо. Масаи уверены, что их высшее божество – Нгаи, — все отдал им, масаям и благословил их на занятия скотоводством.

Британские и немецкие колонизаторы в прошлом панически боялись встречи с воинами этого племени. Вероятно именно благодаря этой воинственности масаи, одни из немногих, долгое время сохраняли исконные земли предков. Но в последние десятилетия все чаще их прогоняют с земель предков, создавая на этом месте заповедники, в которые пускают богатых белых туристов, приезжающих развлекаться на сафари. Если же масаи пытаются вернуться на свои земли, то чаще всего попадают в тюрьму — против государства не пойдешь. Вот им и приходится довольствоваться бедными угодьями, которые еще остались в свободном доступе.

Культура и обычаи

Уклад жизни племени строго регламентирован. Культура предполагает хорошую выносливость и умение терпеть боль. Самые тяжёлые испытания приходится преодолевать мальчикам и девочкам при переходе во взрослую жизнь. Представители обоих полов обязательно должны сделать процедуру обрезания, которая сама по себе является достаточно болезненной. По обыкновению после подобного вмешательства подростки восстанавливаются в течение длительного времени, на это вполне может уйти до нескольких месяцев. В этот период они носят одежду чёрного цвета. Девочки освобождаются от тяжёлых работ, парни живут в специальных поселениях.

Без такой процедуры девушка не будет считаться подготовленной к браку, а парень никогда не станет настоящим воином. Вообще, в Танзании и Кении делать такую операцию девочкам запрещено, однако в действительности во многих деревнях без неё не выйти замуж, а мужчина не способен получить право на создание семьи, приобретение имущества и решение важных для племени вопросов.

Женщины в племенах Африки интересные факты

В племени ндбеле женщин украшают кольцами, начиная с двух лет, которые одевают на шею. Считается, что от количества колец зависит любовь мужа, чем их больше, тем лучше. Значит муж очень любит свою жену.

У жены, которую муж уличил в измене, снимается одно кольцо, последствия могут быть плачевны.

В некоторых племенах приняты татуировки, можно сказать, что женщины специально уродуют себя ради сомнительной красоты. Например, у мурси, надрезается кожа, в разрезы кладутся личинки насекомых, которые погибают, когда рана затягивается кожным покровом. Остаются бугорки, расположенные на теле определенным образом.

  • Обряды обрезания как у мальчиков, так и у девочек, не редки. Мальчик после процедуры становится настоящим воином, а девочка готовой к замужеству.
  • У туарегов в племени царит матриархат, мужчины обязаны закрывать лицо, женщины в праве развестись и выгнать мужа из дома.
  • Избиение жены мужем не считается предосудительным, а свидетельствует только о любви. Такое практикуется в одном из племен в Эфиопии.
  • В центральной части континента будущих жен принято отдавать своим друзьям во временное пользование и только после их одобрения, играют свадьбу.
  • Еще одна довольно странная традиция – удовлетворение зятем своей будущей тещи.

Проживание в Масаи-Мара

Основной тип жилья в резервации Масаи-Мара – это лоджи и кемпы. Слово «лодж» в оригинале значит «приют». Сегодня лодж – это гостиница в диких условиях, в отдаленном месте. Кемп – группа бунгало, домиков или палаток, чаще всего поднятых на сваи для защиты от диких животных. Также в Масаи-Мара можно арендовать апартаменты на одной из частных ферму реки Мары. Категории есть разные – от самых простых до класса люкс.

Масаи охраняют кемпы

Где бы вы ни поселились, нельзя выходить за территорию жилого комплекса, а там, где нет ограждения, лучше вообще не покидать дом без провожатых из числа масаев. Вы в дикой саванне!

Зато с комфортом благодаря притоку путешественников в Масаи-Мара проблем нет. Тут хорошо кормят, в том числе сами масаи готовят традиционные блюда, есть электричество, горячая вода и интернет.

В Масаи-Мара десятки лоджей в разных местах парка, а также в прилегающих к нему резервациях. Опишем некоторые из них.

Некоторые отели высшей категории в Масаи Мара:

  • Sarova Mara Game Camp
  • Keekorok Lodge
  • Mara Intrepids Tented Camp
  • Mahali Mzuri
  • Olare Mara Kempinski
  • AA Lodge Maasai Mara
  • Amani Mara Lodge
  • Little Mara Bush Camp
  • Mara Serena Safari Lodge

Некоторые недорогие места проживания в Масаи Мара:

  • LOYK Mara Camp
  • Mara Sidai Camp
  • Fig Tree Camp — Maasai Mara
  • Julia’s River Camp

Как выглядят масаи

Единственный случай, когда масаю удалось замаскироваться так, чтобы никто не понял, из какого он племени – это съемки Боладжо Бадеджо в фильме «Чужой».

В костюме Чужого никто не увидел характерные черты внешности, которыми известно африканское племя масаи, остались заметными только высоченный рост и худоба.

Встретив же масая в Танзании, его невозможно не узнать – представители этого племени делают все, чтобы выделяться среди остальных.


Главное отличие масаев от других африканских племен — это яркий внешний вид

Они отличаются высоким ростом, стройным телосложением, особой горделивой походкой и осанкой. Кожа масаев светлее, чем у их черных как гуталин суданских предков. Почти все представители этого народа очень красивы.

Но этой красоты им кажется недостаточно – и они всячески стремятся украсить себя дополнительно, в основном довольно травматичными, на наш взгляд, способами. Уже в детстве многим из них:

Прокалывают уши острым краем коровьего рога и постепенно растягивают их с помощью подручных предметов и массивных украшений.

Чем больше дырка в ухе и чем большие по размеру украшения можно в нее вставить – тем круче, так что в сравнении с масаями наши любители тоннелей в ушах просто отдыхают.

Девочкам выбивают два передних зуба снизу, мальчикам – один вверху. Это эталон красоты.

Наносят первые татуировки – например, круглые знаки на щеках.

Позже многие масаи покрывают себя более затейливыми татуировками и шрамами.

Женщины племени масаи в обязательном порядке бреют себе волосы и брови. У мужчин прически более разнообразные – это может быть и короткая стрижка, и небольшие косички.

Одежда масаев – это куски ткани ярких цветов с преобладанием красного, завязанные на манер римской туники и тоги.

Обязательно большое количество ярких украшений — преимущественно бисерных. Их носят как мужчины, так и женщины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector