Методы географических исследований — виды, источники и способы получения информации

Экономические и социальные исследования

Деятельность человека стала одним из самых важных факторов изменения нашей планеты, поэтому географы изучают ее. Оказывается, есть свои законы развития городов и государств. Например, при индустриализации государства происходит процесс урбанизации – переселения людей в крупные города. Однако при дальнейшем развитии возможен обратный процесс рурализации, при котором обеспеченные люди предпочитают переезжать из городских квартир в собственные дома, удаленные от места работы. С другой стороны, переезд в городскую местность связан с демографией: городское население ориентировано на относительное малое количество детей, а поэтому снижение рождаемости в мире является следствием урбанизации.

Существует премия Вотрена Лорда, которую неофициально называют Нобелевской премией по географии. Интересно, что почти все последние лауреаты специализировались именно на изучении социальной географии, динамики городов и влиянии человека на окружающую природу.

Мне нравитсяНе нравится

Понятие и предназначение картографического метода

Вспомните из предыдущих курсов географии, что означает картографический метод исследований в географии? Как изменился картографический метод за всю историю развития географической науки? 

   Картографический метод такой же старый, как и географическое описание. Изучению карт древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени посвящены многие работы таких ученых, как А.Б.Дитмара, К.А.Салищева, Н.Г.Фрадкина, А.М.Берлянта и др.​   В XIX-начале ХХ века этот метод исследования получил дальнейшее развитие благодаря деятельности А.А.Тилло, П.П.Семенова-Тян-Шанского, Д.Н.Анучина,  ​Ю.М.Шокальского и др.​   Альфред Вегенер использовал его при разработке своих идей тектоники литосферных плит и дрейфа материков, а Вальтер Кристаллер и Август Лёш выдвинули свою теорию центральных мест на основе использования картометрии. ​Так складывался, обогащался и усложнялся картографический метод.​   О его значении для географии писали многие, но убедительнее других это сделал Н.Н.Баранский.

   Э.Б.Алаев предложил еще более лаконичную формулировку: «Географично то, что картируется». ​Картографический метод получил широкое распространение в физической географии, где на первом месте стоит ландшафтное картографирование. К этому можно добавить использование общегеографических, тематических карт и карто-геометрических методов, которые давно применяются в геоморфологии, гидрологии.   ​Широкое применение этот метод нашел и в социально-экономической и политической географии: для получения количественных характеристик различных объектов с помощью оценочных карт, выделения и оценки основных факторов размещения таких объектов, изучения динамики развития и тенденций их размещения, оценки и выявления взаимосвязей, обеспечения районной планировки и социально-экономического прогнозирования.

   В страноведении данный метод помогает получить максимум информации и создать полный «портрет территории». Картографический метод применяется на всех этапах и уровнях научного исследования – подготовительном, аналитическом, обобщающем, прогнозном.

Это интересно!

Высказывания Н.Н. Баранского о значении картографического метода:​1) карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент географии; ​2) карта – стимул к заполнению пустых мест; ​3) карта – средство к выявлению географических закономерностей; ​4) карта – необходимый посредник между крайне ограниченным в охвате своего непосредственного наблюдения человеком и громадным по своим размерам объектом географического исследования – поверхностью земного шара; ​5) карта – «второй язык» географии;​6) карта – один из критериев географичности.

Палеогеография

Ученым интересна история нашей планеты. Как она выглядела миллионы лет назад, какой климат был на ней? Ответы на эти вопросы дает палеогеография. Благодаря ей мы знаем, что ранее, около 175-335 миллионов лет назад, вся современная суша образовывала единый материк, Пангею. Однако до сих пор многое об истории на Земле нам неизвестно.

Для получения информации о климате нашей планеты в прошлом используют льды Антарктиды. Дело в том, что анализ слоев льда позволяет понять, какой ранее был состав у атмосферы Земли. Также изучается взаимное расположение горных пород, окаменелости. Для определения возраста останков животных используют радиоуглеродный анализ и радиометрическое датирование. Большое значение для определения контуров континентов в прошлом играет исследование сегодняшнего рельефа. Сходство береговой линий Африки и Южной Америки – это одно из доказательств, что ранее они составляли единый материк.

Традиционные методы

Описываемые в этом параграфе методы применяются с древнейших времен. Однако на сегодняшний день они чаще используются в комплексе, дополняя друг друга. Так, и статистический, и исторический методы позволяют отследить закономерности в развитии тенденции или явления во времени. Оба они могут применяться в сочетании со сравнительным методом и в прогнозировании.

Наблюдение

Достигнув интересующего его географического объекта, исследователь наблюдает за происходящими на нем процессами. Как правило, результаты наблюдений бывают представлены в виде более или менее подробных описаний увиденного и услышанного. В течение последних нескольких веков исследователи не только выдают наборы географической информации, но и пытаются давать различные объяснения причин различных явлений и их особенностей.

Картографический

Информация, полученная в ходе наблюдений и описаний, систематизируется с помощью карт. По карте можно легко определить свое местоположение, а с помощью различных тематических карт — получить основные данные о рельефе, климате, народах, языках, народном хозяйстве, флоре и фауне всей Земли или отдельных ее участков. Пользуясь картами, можно установить некоторые закономерности и причинно-следственные связи между объектами и явлениями.

Статистический

Данные, которые были упомянуты в связи с предыдущим методом, обобщаются также в виде чисел, получаемых путем подсчетов. Эти данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков и в другом наглядном виде. Они подлежат дальнейшей обработке, в результате которой можно получить информацию о развитии определенных тенденций во времени, соотношениях изучаемых величин, различные индексы и другие численные показатели развития.

Исторический

Географические объекты часто изучаются, начиная с момента их возникновения или открытия до определенного моменты или до настоящего времени. Из отдельных исследований путем обобщения складывается история развития Земли и человечества.

Сравнительный

В ходе сравнений устанавливаются сходства и различия между объектами и происходящими на них явлениями, а также объясняются причины сходства или различия. Так, горный массив можно сравнивать с другим горным массивом, остров — с другим островом, климат Арктики — с климатом Антарктиды, город с городом и так далее. С помощью этого метода, опираясь на аналогии, можно прогнозировать различные процессы и явления во времени и пространстве.

Методы географических исследований

Современная наука применяет ряд методов, как относительно устаревших, так и современных. К современным относятся:

  • дистанционное исследование — например, с использованием летательных или космических аппаратов;
  • геоинформационный — создаются базы данных, где фиксируется информация полученная с метеостанций, спутников и других источников;
  • моделирование и прогноз — прогнозирование будущего состояния геосистем.

К традиционным методам относятся:

  • сравнение — определение общих черт явлений и объектов;
  • наблюдение — получение фактических данных;
  • статистический — анализ полученных данных;
  • картографический — изучение карт;
  • исторический — исследование объекта от момента его образования.

Где и кем смогут работать выпускники

Николай Куричев

После выпуска перед бакалавром открывается две дороги — продолжить научную работу и стать ученым или применить свои знания в прикладных областях: создать свой бизнес, сделать карьеру в корпоративном секторе или на государственной службе. Наша программа дает свободу выбора обоих вариантов.

Подготовка в России нового поколения географов — одна из ключевых целей нашего факультета. Мы ориентируемся на подготовку исследователей, способных получать научные результаты мирового уровня, публиковаться в лучших международных журналах, сотрудничать с ведущими зарубежными университетами.

Но все же подготовка исследователей — задача не столько бакалавриата, сколько магистратуры (которая появится на факультете до того, как наши первые студенты окончат бакалавриат) и аспирантуры. Кроме того, учеба у нас может открыть выпускникам путь к поступлению в ведущие зарубежные вузы и на магистерские программы смежных факультетов Вышки.

Мы понимаем, что большинство наших выпускников пойдут не в академические исследования, а в бизнес и государственное управление, и должны иметь соответствующие для этого навыки. Студенты получат их на нашей программе и смогут применить в профессиональной деятельности.

Объем пространственных данных за последние 10 лет вырос на порядки и продолжает стремительно увеличиваться. На их основе создаются геоинформационные системы (ГИС) и множество различных сервисов, геоаналитика стала неотъемлемой частью самых разных видов бизнеса. ГИС-аналитик (Spatial Data Scientist), разработчик ГИС-приложений, специалист по визуализации пространственных данных и геоинфографике, эксперт по использованию космических снимков — это лишь немногие из профессий в этой сфере.

Другое прикладное направление — пространственные отраслевые и региональные исследования. Это локационные решения (где размещать предприятие или точку сбыта?), логистические (как оптимизировать транспортировку сырья, компонентов и готовой продукции?), геомаркетинговые (где выгоднее продавать товары и услуги, какие именно, когда и по какой цене?). Возможные профессии здесь — инвестиционный аналитик в промышленных компаниях, ритейле и девелопменте, консультант по локационным решениям, эксперт в области региональной политики.

Есть еще и экологическое направление, в том числе связанное с управлением природными ресурсами. «Зеленая» тематика — это не только риторика, но и огромные и быстро растущие отрасли: углеродные рынки, рынки энергоэффективного оборудования, экологически чистых материалов и технологий и проч.

Без экологической экспертизы не может быть реализован ни один инвестиционный проект. Без специалистов по экологическому праву не может обойтись ни одна крупная компания, работающая на международных рынках.

Риск-менеджер в управлении природными рисками, специалист по управлению водными и лесными ресурсами, консультант в области устойчивого развития территорий, эксперт по экологическому праву или экологическому аудиту — все эти профессии будут становиться все более востребованными и в мире, и в России. Кроме того, наши студенты получат навыки проведения и организации различных видов инженерных изысканий при проектировании и строительстве.

Принципы сравнения в географии

Для географа большее значение имеет полное сравнение.

Как вы считаете, почему? Подумайте и ответьте на вопрос. 

   Сравнения делятся на качественные и количественные, причем качественное сравнение должно проводиться обязательно до проведения количественного. ​Принципы сравнения в географии:

  • сравнивать необходимо только одномасштабные объекты и однопорядковые признаки объектов, явлений и процессов;
  • сравнивать необходимо сначала существенные, а затем второстепенные признаки объектов, явлений;
  • при сравнении необходимо учитывать объективные условия, в которых сравниваемые объекты развивались и существуют.

И.М.Маергойз (1908–1975)

  Рис. 5. Сравнительно-географический метод исследований   ​(по И.М. Маергойзу)

   Первый принцип заключается в нахождении сходства между изучаемыми объектами или явлениями. Сравнивать можно только те объекты, у которых есть подобные признаки. Выявление подобных признаков, общих черт называется операцией отождествления. Сравнивать можно только эквивалентные понятия, отражающие сравниваемые объекты. Поэтому сравнивать можно только одномасштабные объекты.​

​   Сопоставляют сравниваемые объекты сначала по наиболее существенными признаками итолько потом по менее существенными и т.д. Например, при сравнении стран на первый план выходят существенные признаки, связанные с устройством экономики, развитием производительных сил, с моделью хозяйственного развития, интегрированностью экономики в мировое хозяйство, а затем уже рассматриваются этно-демографические, природно-географические и другие признаки. Поэтому сравнивать надо однопорядковые признаки объектов.

​   Важность сравнительно-географического метода безусловно велика. Он помогает лучше выявить и уяснить многообразие географических типов человеческой деятельности в различных природных, социально-экономических и политических условиях

Метод моделирования

Построение моделей может считаться общенаучным методом исследований. В качества примера простейшей модели Земли можно привести глобус. Однако существуют и значительно более сложные имитационные модели. В 1972 году была создана имитационная модель «World 3», которая включала в себе около 150 уравнений и описывала взаимосвязь численности населения планеты, запасов природных невозобновимых и возобновимых ресурсов, уровня индустриализации человечества и другие величины. Данная модель показала, что экстенсивный рост экономики и населения может привести к исчерпанию ресурсов и голоду. Современные модели могут включать десятки тысяч переменных.

Проблемы

Наиболее продолжительны дискуссии между сторонниками определения географии как естественной науки с одной стороны и социальной или историко-философской с другой. Ныне в России география объединена в одно отделение Академии наук вместе с физикой атмосферы и океанологией. С этим не хотят мириться сторонники экономического направления в географии. Они считают, что у нее больше общего с общественными науками.

Споры о классификации географии носят не только теоретический характер: от классификации зависит организация научных исследований и акценты, которые будут иметь эти исследования. А на выходе — качество выпускаемых по результатам научных изданий (справочников, словарей) и то, какие разделы будут или не будут в них представлены.

В США география еще раньше и дальше отошла от естественнонаучной направленности и сфокусировалась на социальных и культурных аспектах. Поскольку США играют важную роль не только в мировой политике и экономике, но и в научной сфере, этот процесс привел к тому, что во многие мировые географические издания не включаются разделы по океанологии, почвоведению и биогеографии.

Исследование «белых пятен»

Конечно, уже никто не откроет на Земле новый материк или хотя бы море, однако до сих пор ученые находят маленькие острова, которые раньше не были нанесены на карту мира. Например, рассмотрим вопрос о том, какой участок суши на Земле является самым северным. Долгое время такой точкой считали мыс Моррис-Джепул (83°37′39″ с. ш.), находящийся в Гренландии. Однако в 1900 году Роберт Пири открыл остров Каффеклуббен (83°40′00″ с. ш), ставший новым рекордсменом. Но в 1996 году был найден совсем крохотный остров ATOW1996 (83°40′34″ с. ш.) длиной 10 метров, который на сегодняшний день и считается самым северным участком суши.

Есть ряд труднодоступных районов Земли, которые очень плохо исследованы. К ним можно отнести:

  • тропические джунгли Амазонки;
  • ледовый щит Гренландии;
  • северные горы в Колумбии;
  • остров Папуа – Новая Гвинея.

Хотя в общих чертах эти территории и нанесены на карту, в атласе мира не удастся найти их подробного изображения. Таким образом, усилия картографов сегодня нацелены на уточнение карт, а не на расширение их границ.

Хотя уже есть несколько десятков альпинистов, сумевших покорить все 14 восьмитысячников планеты, на вершины некоторых гор до сих пор не вступала нога человека. Высочайшей из них является Канкар-Пунсум (7570 метров). Его исследование осложняется не только суровыми природными условиями, но и пограничными спорами между Бутаном и Китаем.

Нельзя забывать, что на Земле есть целый материк, покрытый ледовым щитом, чья толщина доходит до 4,8 км. Одно из крупнейших открытий современной географии (1994 год) – подледное антарктическое озеро Восток. Лишь в 2013 году удалось пробурить лед и начать исследование водоема. Всего же в Антарктиде найдено более 140 подледных озер, и наверняка на этом континенте еще будут совершены географические открытия.

Недостаточно исследованы и многочисленные полости Земли. Например, вторая по протяженности (346 км) пещера мира была найдена в Мексике только в 1987 году. Составление ее плана продолжается до сих пор.

Как будут устроены занятия

Николай Куричев

Мы стремимся максимально использовать продвинутые формы аудиторных занятий: деловые игры, презентации проектов, дискуссионные форматы. На основе интенсивных аудиторных занятий строятся проекты и самостоятельные исследования — это неотъемлемая часть обучения в университете. Она включает дипломную работу и основные ступени к ней — научно-исследовательский семинар, курсовые и проектные работы.

Проекты, содержащие реальные задачи, будут формироваться в лабораториях Вышки и в компаниях-партнерах, студенты могут предлагать их и в инициативном порядке. Каждый студент получит базовые практические навыки: формировать готовые геоинформационные продукты, готовить аналитические материалы и экономическое обоснование проектов, проводить анализ нормативно-правовой базы по выбранной проблеме.

Научно-исследовательский семинар — это своего рода мастер-классы, где успешные ученые (в первую очередь из Института географии РАН, но и не только) делятся своим личным опытом построения исследований и научной карьеры. На этих примерах студенты поймут, как строится дизайн научного исследования — от общего замысла через подбор данных и инструментов до презентации результатов.

Особенно важен научно-исследовательский семинар для тех, кто выберет путь ученого-географа. Эти студенты наверняка будут потом учиться в магистратуре и аспирантуре. В Институте географии РАН и в академических организациях-партнерах проекта они уже с первых лет обучения смогут работать в исследовательских проектах, например, изучать ледниковые керны, перелеты птиц, исследовать проблемы границ, миграции населения различных стран и регионов.

История изучения

Уже в древние времена появилось предположение, что Земля имеет круглую форму. Сначала выдвигались версии, что она представляет собой плоский круг, потом говорили о цилиндре, а вскоре стали высказывать мысли о шаре.

Во втором тысячелетии до н. э. из Древнего Египта организовывались экспедиции, которые доходили до Африки, совершались плавания по Красному и Средиземному морям. Все наблюдения подробно формировались в сообщения, рисовались схемы, таблицы.

В IX—VIII вв. до н. э. в Китае составляли карты земельных участков. Эти геоинформационные данные использовались для выбора места постройки. В этой же стране в III вв. до н. э. появился региональный а́тлас и подробное описание земель.

Источники географических исследований

Чтобы открыть новые факты, исследователи используют сведения, открытые до них. Эти сведения описаны на носителях, которые служат источниками исследований.

Традиционно географ пользуется следующими источниками:

  • географические карты и атласы, топографические планы;
  • текстовые описания интересующих исследователя местностей;
  • сведения из справочников и энциклопедий;
  • отчеты экспедиций;
  • снимки местностей, сделанные с воздуха и из космоса.

Карты и планы отличаются друг от друга разными масштабами. Класс крупномасштабных имеет масштаб 1:200 000 или более крупный, мелкомасштабных — 1:1 000 000 или более мелкий. Масштаб, заключающийся между двумя приведенными масштабами, считается средним. Планы содержат намного более подробную информацию, чем карты.

Теоретические методы

Можно выделять две главные формы умозаключения – дедукция и индукция. К ним относится и метод аналогий, позволяющий выявить сходство предметов и явлений в каких-то свойствах, признаках, отношениях. По итогам полевых и камеральных исследований, систематизации и анализа данных, отражения их в моделях и картах исследователи делают общий вывод об особенностях и закономерностях развития объекта, явления и процесса. Такой вывод становится теорией.

Теория – форма обобщения результатов исследования, система взаимосвязанных утверждений и доказательств.

Дедукция – путь рассуждений от общего к частному.

Индукция – путь рассуждений от частного к общему.

Примеры

  • Пример дедуктивного заключения: «По карте экологического районирования установлено, что регион, в котором находится населенный пункт, относится к экологически загрязненным. Следовательно, и на территории местности можно обнаружить следы экологического загрязнения».
  • Пример индуктивного умозаключения: «Во время полевых исследований установлено, что на территории населенного пункта обнаружены признаки экологического загрязнения. Следовательно, регион, куда входит наш населенный пункт, относится к экологически загрязненным».
  • Пример умозаключения по аналогии: «Планета Земля расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера, вода и жизнь. Планета Марс расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера и вода. Вероятно, на Марсе есть жизнь».

Запомни!

Любое умозаключение только тогда становится теорией, когда истинность каждого утверждения доказана опытом, экспериментом, наблюдениями, расчетами и т. п.

Описательный метод

Вспомните, что означает слово «география». Землеописание… Описание морей, равнин, гор, стран и народов — с этого начиналась географическая наука. Описание стало её первым методом. Пользуясь этим методом, исследователь обычно отвечает на три вопроса: «Где расположено?», «На что похоже?», «Какие имеет особенности?». На эти вопросы отвечали и путешественники, делая заметки в своих дневниках. Результаты наблюдений исследователи сравнивали, выявляли сходства и различия объектов и явлений. В настоящее время описательный метод широко используют при изучении отдельных территорий и стран.

Как происходит исследование земли

Уже в самые древние времена возникло предположение, что форма Земли так или иначе связана с кругом. Сначала выдвигались гипотезы о том, что она представляет собой плоский круг, затем его место занял цилиндр, а вскоре стали высказываться мысли о шаре.

История изучения

Во втором тысячелетии до нашей эры из Древнего Египта шли экспедиции, доходившие до центра Африки и совершавшие плавания по Средиземному и Красному морям. В индийской книге «Махабхарата» содержится описание океанов, рек и гор. В Древнем Китае в IX-VIII веках до нашей эры составлялись карты земельных участков. Они использовались для выбора мест постройки крепостей. Там же, в Китае, в III веке до нашей эры появились тексты с описаниями различных земель и региональный атлас страны.

В Древней Греции появилась карта страны, окружающих ее территорий и морей. Карта имела форму круга, в центре которого была изображена Греция, а по соседству — остальная Европа, Азия и известная тогда часть Африки — Ливия. На карте были представлены две реки — Фазис и Нил, два моря — Средиземное и Черное, а по краям круга — океан. Составил карту древнегреческий философ Анаксимандр Милетский. Он предположил, что Земля имеет форму цилиндра, одну сторону которого он и изобразил на карте, а на другой стороне также живут люди.

Знаменитые ученые

Аристотель впервые выдвинул предположение о том, что Земля имеет форму шара. Кратет Малльский уже начал изучать Землю как шар и создал глобус как ее модель. Клавдий Птолемей в свое 8-томное сочинение «География» включил сведения о более чем 8000 географических названиях и координаты почти 400 точек земного шара. Эратосфен первым измерил дугу меридиана.

В средние века совершали путешествия и описывали сделанные в них открытия восточные ученые — Ибн Сина, Бируни, Ибн Баттута. Венецианский купец Марко Поло сделал важные открытия Восточной Азии. Афанасий Никитин, дошедший морским путем до Индии, описал ее природу и занятия населения.

В эпоху Великих географических открытий голландский мореплаватель Виллем Янсзон совершил открытие Австралии и Новой Зеландии, а британец Джеймс Кук — Гавайи и Большой Барьерный риф.

Михаил Ломоносов в 1739 году создал Географический департамент. Позже было образовано Русское географическое общество, представители которого, Петр Семенов-Тян-Шанский, Николай Пржевальский и Николай Миклухо-Маклай, исследовали многие точки Евразии.

Американец Роберт Пири в 1909 году покорил Северный полюс, а норвежец Руал Амундсен в 1911 году — Южный полюс. Француз Жак Ив Кусто в 1960-х годах изобрел акваланг, с помощью которого можно изучать жизнь на самых глубоких водных впадинах.

↑яНЯРНЪМХЕ ЦЕНЦПЮТХХ ГЮ ПСАЕФНЛ

гЮПСАЕФМЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ Б 20 Б ОПНЬКЮ ОСРЭ НР ЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ ГЮДЮВХ НОХЯЮМХЪ ГЕЛМНИ ОНБЕПУМНЯРХ, ОПХПНДШ, УНГЪИЯРБЮ Х МЮЯЕКЕМХЪ, ДН ОНХЯЙЮ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ГЮЙНМНЛЕПМНЯРЕИ Х ГЮЙНМНБ. аНКЭЬНЕ НАЗЕДХМЪЧЫЕЕ БКХЪМХЕ МЮ ПЮГБХРХЕ ЦЕНЦПЮТХХ НЙЮГЮКХ УНПНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЙНМЖЕОЖХЪ МЕЛЕЖЙНЦН СВЕМНЦН ю. цЕРРМЕПЮ, БХДЕБЬЕЦН ГЮДЮВС ЦЕНЦПЮТХХ Б БШЪБКЕМХХ “ГЕЛМШУ ОПНЯРПЮМЯРБ ОН ХУ ПЮГКХВХЪЛ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММШЛ БГЮХЛННРМНЬЕМХЪЛ”. уНПНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЙНМЖЕОЖХЪ ОНКСВХКЮ ПЮГБХРХЕ Б яью Б РПСДЮУ п. уЮПРЬНПМЮ. мЮ ЩРНИ РЕНПЕРХВЕЯЙНИ НЯМНБЕ Б ОЕПБНИ ОНКНБХМЕ 20 Б. Б бЕКХЙНАПХРЮМХХ, яью, юБЯРПЮКХХ ЬХПНЙНЕ ПЮГБХРХЕ ОНКСВХКХ ПЮАНРШ ОН ПЮИНМХПНБЮМХЧ РЕППХРНПХХ. гМЮВХРЕКЭМШИ БЙКЮД Б ПЮГПЮАНРЙС РЕНПЕРХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ БМЕЯКХ Б цЕПЛЮМХХ г. оЮЯЯЮПЦЕ, ю. оЕМЙ, н. ьКЧРЕП, й. рПНККЭ, и. ьЛХРУЧГЕМ; Б яью – й. гЮСЕП, х. аНСЛЮМ. бН тПЮМЖХХ ЯТНПЛХПНБЮКХЯЭ ЬЙНКШ ПЕЦХНМЮКЭМНИ Х ЙСКЭРСПМНИ ЦЕНЦПЮТХХ (о. бХДЮКЭ ДЕ КЮ аКЮЬ, щ. лЮПРНМ, ф. аНФЕ-цЮПМЭЕ). цЕНЦПЮТХВЕЯЙХИ ДЕРЕПЛХМХГЛ, ОНОСКЪПМШИ Б ЮМЦКНЪГШВМНИ ЦЕНЦПЮТХХ МЮВЮКЮ 20 Б., ОПЪЛН БШБНДХК ХЯРНПХВЕЯЙХЕ Х ЩЙНМНЛХВЕЯЙХЕ ОПНЖЕЯЯШ ХГ ОПХПНДМШУ СЯКНБХИ (щ. уЮМРХМЦРНМ).

б АХНЦЕНЦПЮТХХ ХДЕЪ ХГЛЕМЕМХЪ БН БПЕЛЕМХ ЯРЮКЮ ПСЙНБНДЪЫЕИ ОНЯКЕ ПЮАНР т. йКЕЛЕМРЯЮ. яТНПЛХПНБЮКХЯЭ ЬЙНКШ ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ Б яью (й. гЮСЕП) Х бЕКХЙНАПХРЮМХХ (у. дЩПАХ). й. гЮСЕП ГЮКНФХК НЯМНБШ ЩЙНКНЦХХ ВЕКНБЕЙЮ Х БХДЕК НЯМНБС ЕДХМЯРБЮ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ МЮСЙХ Б ХГСВЕМХХ ОПХПНДШ Х ВЕКНБЕЙЮ. оНКХРХВЕЯЙХЕ ЯНАШРХЪ ОЕПБНИ ОНКНБХМШ 20 Б. ЯРХЛСКХПНБЮКХ ПЮГБХРХЕ ЦЕНОНКХРХВЕЯЙХУ РЕНПХИ, ЙНРНПШЕ ХЯУНДХКХ ХГ ОПЕДЯРЮБКЕМХИ Н ЦНЯСДЮПЯРБЕ ЙЮЙ НПЦЮМХГЛЕ Я МЕНАУНДХЛШЛ ЕЛС ФХГМЕММШЛ ОПНЯРПЮМЯРБНЛ (т. пЮРЖЕКЭ, п. вЕККЕМ, у. лЮЙЙХМДЕП).

бН БРНПНИ ОНКНБХМЕ 20 Б. НЯМНБМШЕ СЯХКХЪ АШКХ МЮОПЮБКЕМШ МЮ ЯНГДЮМХЕ ЮООЮПЮРЮ ОПНЯРПЮМЯРБЕММНЦН ЮМЮКХГЮ. яКНФХКЮЯЭ РЕНПХЪ ЖЕМРПЮКЭМШУ ЛЕЯР б. йПХЯРЮККЕПЮ Х ю. кЕЬЮ, ОНГБНКХБЬЮЪ НАЗЪЯМХРЭ ХЕПЮПУХЧ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММНЕ ПЮЯОНКНФЕМХЕ ОНЯЕКЕМХИ. б ЦЕНЛНПТНКНХХ ПЮАНРШ п. уНПРНМЮ Х ю. яРПЮКЕПЮ ОНКНФХКХ МЮВЮКН ЙНКХВЕЯРБЕММНИ ЛНПТНКНЦХХ ПЕВМШУ АЮЯЯЕИМНБ. рЕНПХЪ НЯРПНБМНИ АХНЦЕНЦПЮТХХ НАЗЪЯМХКЮ ЙНКХВЕЯРБЕММШЕ ЯННРМНЬЕМХЕ БХДНБНЦН ПЮГМННАПЮГХЪ ФХБНИ ОПХПНДШ НР ОКНЫЮДХ НЯРПНБЮ Х ЕЦН СДЮКЕММНЯРХ НР ЛЮРЕПХЙЮ (п. лЮЙЮПРСП, е. сХКЯНМ). бМЕДПЪКЯЪ ЯХЯРЕЛМШИ ОНДУНД, ЯЮЛНПЕЦСКЪЖХХ, СЯРНИВХБНЯРХ (п. вНПКХ, а. йЕММЕДХ, п. уЮЦЦЕР, п. аЕММЕР, щ. мЕЕТ). б 70-80-Е ЦЦ МЮ ОЕПБШИ ОКЮМ БШДБХЦЮЕРЯЪ ХГСВЕМХЕ ОПНАКЕЛШ ХЕПЮПУХХ ОПНЖЕЯЯНБ БН БПЕЛЕМХ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММШУ НАЗЕЙРНБ. б ПЮЛЙЮУ НАЫЕЯРБЕММНИ ЦЕНЦПЮТХХ ОНКСВХКЮ ПЮГБХРХЕ ОНБЕДЕМВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ (АХУЕБХНПХГЛ) – д. сНКОЕПР, й. йНЙЯ, п. цНККЕДФ). я 90-У ЦЦ ОНОСКЪПМШ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ОН БНЯОПХЪРХЧ Х ЩЯРЕРХЙЕ КЮМДЬЮТРЮ, НЯНАЕММН БН тПЮМЖХХ (ф. аЕПРПЮМ, ю. дЕЙЮЛ). б 60-70-Е ЦЦ НАНГМЮВХКЮЯЭ ЩЙНКНЦХГЮЖХЪ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ (д. яРНДДЮПР, ц. уЮГЕ, х. яХЛЛНМЯ, т. уЩЕП). б 70-80-Е ЦЦ ТНПЛХПСЕРЯЪ КЮМДЬЮТРМЮЪ ЩЙНКНЦХЪ. нЯНГМЮМХЕ ЦКНАЮКЭМШУ Х ПЕЦХНМЮКЭМШУ ЩЙНКНЦХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ ОНРПЕАНБЮКН ПЮГПЮАНРЙХ ЙНМЖЕОЖХИ ОПХПНДНОНКЭГНБЮМХЪ Х НУПЮМШ ОПХПНДШ. я 1982 Ц. ЯСЫЕЯРБСЕР лЕФДСМЮПНДМЮЪ ЮЯЯНЖХЮЖХЪ КЮМДЬЮТРМНИ ЩЙНКНЦХХ. нЯМНБМНЕ ОПХЙКЮДМНЕ ГМЮВЕМХЕ КЮМДЬЮТРМНИ ЩЙНКНЦХХ ГЮЙКЧВЮЕРЯЪ Б ОКЮМХПНБЮМХХ ГЕЛКЕОНКЭГНБЮМХЪ, АНКЕЕ ЬХПНЙН – Б КЮМДЬЮТРМНЛ ОКЮМХПНБЮМХХ.

Современные способы

География, как и любая другая наука, постоянно развивается. Это предполагает появление сравнительно новых способов исследований. К современным методам относят:

  1. Дистанционные явления. Изучение аэрокосмических картин и составление карт планеты благодаря летальным аппаратам.
  2. Географический прогноз и моделирование. Метод позволяет определить состояние геосистемы, помогает спроектировать их состояние в будущем.
  3. Информационный. Позволяет создавать подробную базу данных из той информации, что передаётся метеорологическими станциями и космическими спутниками.

Экономико-математические

Современные и традиционные методы позволили основать целые комплексы мероприятий, которые позволяют изучить явления и процессы, взаимосвязанные со всей системой на протяжении длительных периодов.

Экономико-математический способ основан на использовании компьютерных систем.

Это позволяет за короткий промежуток времени обработать большое количество информации в следующих областях исследований:

  1. География населения. Изучение населения, прогнозирование воспроизводства, использование трудовых ресурсов, миграции.
  2. Системы расселения. Плотность населения и их развитие, инфраструктура.
  3. Территориально-производственные системы. Позволяет нарисовать рисунок развития и размещения отраслей, социально-экономические зоны.

Географическое районирование

Метод основывается на условном делении территории на части (районы) по определённому признаку или группе. Районирование связывают ещё с двумя понятиями: зонирование и ареалирование.

Первое означает разделение на зоны по интенсивности или плотности какого-либо признака. Второе понятие говорит о разделении на ареалы по единому свойству.

Результаты районирования позволяют разграничить территории контурами. Этот метод применяется к самым разным признакам. Например, особенности ландшафта, климатические условия, отрасли народного хозяйства.

Прогнозирование и его виды

Благодаря количеству знаний и пересечению наук в географии для решения проблем практикуются ко́мплексные и долгосрочные общегеографические прогнозы. Они являются предположением какого-либо явления в будущем. Получение прогнозов заключается в изучении определённых исследований, что делает их определённо вероятными.

Географические прогнозы совершаются в двух направлениях:

  1. Состояние природы и её влияние на человеческую жизнь.
  2. Положение социальной и производственно-территориальной среды.

Длительность исследований влияет и на долгосрочность прогноза. Они бывают:

  • оперативный (месяц);
  • краткосрочный (от 1 до 12 месяцев);
  • среднесрочный (1—5 лет);
  • долгосрочный (5—15 лет);
  • сверхдолгосрочный (от 15 лет).

Космические методы исследования

В настоящее время наступила новая эра в развитии географии. Наблюдения из космоса, космические снимки становятся важными источниками информации (рис. 4). Они позволяют составить более точные карты земной поверхности.

Космические методы исследования дают возможность находить месторождения полезных ископаемых, наблюдать за хозяйственной деятельностью человека, загрязнением земной поверхности. И что особенно интересно, всё это можно проводить в лаборатории, не выезжая в долгие экспедиции.

Давайте запомним

Самым древним методом исследования является описательный метод, а самым современным — космический метод. Картография — наука о создании и использовании географических карт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector