Причины и последствия миграции рабочей силы

Причины трудовой миграции по всему миру

Трудовая миграция обуславливается определенными причинами. Не просто так люди срываются со своего постоянного места жительства. Одних влечет длинный рубль, другие хотят лучшей жизни, третьих просто вынуждают обстоятельства.

Население планеты постоянно перемещается в поисках лучшей жизни для себя и своих семей. Основной причиной, вынуждающей человека мигрировать, является невозможность прокормиться. Голод заставляет людей любого пола и возраста переезжать в другие города и страны. Для молодежи на первом месте стоит экономический фактор и амбициозность относительно построения карьеры. Именно эти причины трудовой миграции в мире вынуждают самую активную часть населения трудоспособного возраста покидать свои страны.

Любая миграция не возникает спонтанно и беспричинно. Такое явление всегда имеет объяснение. Мотивы могут носить различный характер:

  • Политические. Люди (трудовые ресурсы) покидают свою родину из-за преследований и гонений за свои политические убеждения, взглядов на жизнь, которые противоречат официальной политике управляющей верхушки.
  • Экологические. Техногенные катастрофы, неблагоприятная экология часто создают невыносимые условия для проживания и работы на родине. Приходится искать свое место под солнцем в другой стране.
  • Экономические. Речь идет о безработице, высоких налогах, уровне инфляции. В конечном итоге все это приводит к нищете, неспособности прокормить себя и свою семью. Люди начинают искать возможности заработка в других странах с более лояльной социальной политикой.
  • Военные. Длительные войны, вооруженные столкновения приводят к тому, что практически все трудоспособное население становится участником конфликта. В результате страдает экономика, возможности для заработка пропадают. Такая ситуация приводит к вынужденному поиску возможности заработать на жизнь.

Можно определить причины трудовой миграции:

  • высокий уровень безработицы, недостаток рабочих мест;
  • несоответствие уровня заработной платы ожиданиям людей;
  • дисбаланс между имеющимися вакансиями и уровнем квалификации претендентов на работу.
  • осложнение политической ситуации;
  • техногенные катастрофы;
  • экономическая нестабильность.

Одним словом объяснить, что такое международная трудовая миграция, в чем заключается ее основная причина, и как ее устранить не представляется возможным. С полной уверенностью можно утверждать лишь то, что каждый человек, повинуясь инстинкту самосохранения, пытается любым способом обеспечивать себе пропитание, одежду, кров. И если не удается найти возможность решить эту проблему у себя на родине, ничего больше не остается, как только переехать в другую страну, где созданы более выгодные условия.

[править] Причины миграции рабочей силы[1]

  1. Неблагоприятная экономическая конъюнктура, понуждающая страны проводить внешнеэкономическую политику по стимулированию трудовой эмиграции, с тем чтобы сократить безработицу, смягчить проблемы, стоящие перед обществом. В этих условиях трудовая миграция может носить временный характер.
  2. Образовательные и профессиональные сдвиги в структуре совокупной рабочей силы промышленно развитых стран привели к тому, что её прирост устремился в новые и новейшие отрасли. Обнаружился дефицит неквалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы, особенно на тяжёлых работах, опасных производствах, на мало престижных рабочих местах. На этих работах появились иностранцы. Большой спрос на дешёвую иностранную рабочую силу стал предъявлять быстро растущий мелкий и средний бизнес, которому национальная рабочая сила из-за её дороговизны просто не по карману.
  3. Существенную роль в трудовой миграции играют национальные различия в заработной плате. Это важнейший стимул, перемещавший людей из Мексики в США или из Югославии в ФРГ.
  4. Страны с избытком рабочей силы находят выгодным её экспорт по многим причинам. Их интересуют валютные поступления, которые в Югославии, например, в 1990 году составили почти 10 млрд долларов. Эмигранты переводят на родину деньги. Фирмы — посредники по трудоустройству платят хорошие налоги. В ряде стран валютный эффект от экспорта рабочей силы выше, чем от товарной торговли. Этот источник существенно улучшает положение национальной валюты.

В международную трудовую миграцию включилась и Российская Федерация. Вообще активная эмиграция характерна для многих индустриально развитых стран в трудовые периоды их развития. Процесс принял стихийный характер. Выезжает мобильная квалифицированная рабочая сила, в её рядах люди с учетными степенями.

Последствия трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов

В мировом масштабе миграция рабочей силы – это выгодно, поскольку позволяет людям приносить максимальную пользу на мировом рынке труда, независимо от страны рождения. Вместе с тем принимающие и экспортирующие мигрантов страны испытывают в связи с миграцией трудовых ресурсов как положительное, так и негативное влияние.

Последствия трудовой миграции для страны-реципиента:

  • Плюсы:
    • поступление квалифицированной рабочей силы приводит к росту производства и ускорению темпов роста экономики;
    • за счет въезда квалифицированных специалистов и ученых достигается экономия на тратах, которые были бы потрачены на образование и подготовку профессионалов;
    • специалисты высокой квалификации, владеющие языком принимающей страны, сразу стают налогоплательщиками, что также выгодно для государства-реципиента;
    • экономия и повышение конкурентоспособности продукции за счет более дешевой иностранной рабочей силы;
    • мигранты служат своеобразным амортизатором на случай возникновения безработицы, поскольку являются первыми претендентами на увольнение;
    • улучшение демографической ситуации страны.
  • Минусы:
    • социальные конфликты;
    • обострение межгосударственных проблем;
    • рост преступности.

В стране-доноре, отдающей рабочую силу, наблюдаются следующие эффекты:

  • Преимущества миграции:
    • снижается уровень безработицы;
    • отсутствие затрат на повышение квалификации кадров, ознакомление их с передовыми технологиями и обучение профессиональным навыкам;
    • пополнение бюджета за счет перевода денежных средств от эмигрантов.
  • Минусы экспорта трудовых единиц:
    • уменьшение количества налогоплательщиков;
    • отток высококвалифицированной рабочей силы, замедляющий научно-технический прогресс.

Регулирование трудовой миграции нацелено на усиление положительных и уменьшение отрицательных эффектов процесса, и состоит в разумном управлении и контроле въезда-выезда из страны трудоспособного населения. Так, одним из способов регулирования миграции является введение ограничений на въезд трудовых мигрантов.

Например, прием мигрантов на работу в 2021 году в Российской Федерации будет сокращен. Планируется привлечь больше специалистов из области горных, горно-капитальных, ремонтно-строительных работ, чтобы удовлетворить спрос работодателей при подготовке к чемпионату мира по футболу FIFA и выполнении других проектов.

Виды перемещения рабочих ресурсов

Постоянная или безвозвратная миграция – один из популярных видов переезда иностранцев на работу внутри континента и из села в город.

Временная миграция предусматривает возвращение человека в страну постоянного проживания. Такое перемещение трудовых ресурсов бывает, главным образом, внутриконтинентальной. Разновидностью временной миграции является сезонная, связанная с ежегодными поездками за границу с весны до середины или конца осени.

Отдельно выделяют маятниковое перемещение людей, которые каждый день осуществляют поездки к месту работы за пределы города или села.

Поправки для мигрантов

Из этого возникла острая необходимость внесения поправок в действующее законодательство РФ, а именно:

  • иметь загранпаспорт мигрирующим лицам, а также патент (с 2016 г. нет разницы между ФЛ и ЮЛ для участников режима без визы, хватит общего документа) с новой мед- и соцстраховкой (полис неактуален с 01.01.18);
  • обосновать цель и необходимость в миграции;
  • установить срок для регистрации (15 дней), без которой пребывание в РФ невозможно;
  • сдать тестовые экзамены по русскому языку, праву и истории (госпошлина увеличена до 3 тыс.р.);
  • упрощается процедура подготовки для студенческой аудитории.

На заметку! Эти поправки не относятся к бывшему населению Евразийского союза. Уже находящиеся в РФ могли оформить документ в течение 2019 г.

Трудовая миграция граждан Украины и СНГ

Граждане бывшего Советского Союза стремятся до сих пор эмигрировать в страны Европы, несмотря на все попытки властей увеличить МРОТ, улучшить финансовое положение населения. Но зарплаты на аналогичной работе в странах ЕС намного выше, чем на родине, что провоцирует большую часть молодого трудоспособного населения выезжать за границу.

Множество россиян, белорусов, казахов, украинцев и других граждан из постсоветского пространства за пару месяцев зарабатывают в Европе и Америке сумму, за которую у себя на родине они должны были работать полгода, год, а то и больше.

Заграничных работодателей больше всего интересуют люди, готовые работать в тех направлениях экономики, где нет собственных специалистов или куда местные не идут из-за небольшой зарплаты. Для каждой страны это свои специальности. Но в основном чаще всего требуется обслуживающий персонал, преподаватели, программисты.

Легальное трудоустройство предоставляет возможность эмигрантам получать зарплату не ниже установленного тарифа для местных жителей. Помимо этого эмигрант получает медицинскую страховку, социальный пакет, а иногда даже бесплатное питание и жилье. При возникновении вопросов, связанных с несправедливостью работодателя, работник может обратиться в управление по охране труда.

Для легального трудоустройства необходимо иметь рабочую визу, которая выдается после заключения трудового договора. С ней регистрируются в службе по делам иностранца по месту своей работы и можно трудиться.

Большинство мигрантов из СНГ занимают места инженеров-строителей, врачей. Востребованы и рабочие специальности (охранники, железнодорожники, строители). Конечно, следует ориентироваться и на заработные платы. Самый большой заработок в Великобритании и Скандинавии, но там очень неохотно принимают мигрантов.

Прилично можно заработать в Германии, Нидерландах и Франции (в среднем показатель зарплаты составляет 2200 евро в месяц). В дальнейшем она будет расти.

Очень мало платят в Литве и Болгарии (в среднем 300-450 евро). В Польше, Словакии, Латвии за труд простого рабочего платят около 500 евро, людям с высшим образованием 800-1200 евро (в зависимости от профессии).

Что касается Украины, то здесь та же самая динамика. В стране не хватает рабочих строительных специальностей из-за низких зарплат. Строительные украинские фирмы предлагают зарплату в 12 000 гривен, в то время как в Польше за точно такую же работу предлагают уже 20 000 гривен (стартовая зарплата). За более престижные специальности зарплаты еще выше. Соответственно, молодые люди даже со средним образованием предпочитают мигрировать, чтобы получать в разы больше, чем у себя на родине.

Экономические эффекты трудовой миграции. Государственное регулирование трудовой миграции

Основная идея теоретических моделей анализа трудовой миграции на мировом рынке труда заключается в том, что международное перемещение трудовых ресурсов как одного из факторов производства оказывает влияние на темпы экономического роста. Причинами миграции в основном являются межстрановые различия в уровне оплаты труда.

Экономические эффекты международной миграции заключаются в следующем:

  • эмиграция положительно сказывается на экономике трудоизбыточных стран (сокращается безработица);
  • эмиграция положительно воздействует на платежный баланс страны (переводы из-за рубежа, налоги на фирмы по трудоустройству за рубежом, инвестиции эмигрантов в экономику своей страны);
  • иммиграция привносит динамизм в экономическое развитие стран;
  • иммигранты заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения;
  • иммигранты часто заняты в секторах экономики, производящих неторгуемые товары.

Распределение экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину.

Эмиграция высококвалифицированных работников приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.

Государственное регулирование миграции трудовых ресурсов призвано защищать интересы трудящихся мигрантов, национальных работников, а также обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран-экспортеров и импортеров трудовых мигрантов.

Государственная миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную, имеющие различные цели и методы регулирования.

Эмиграционная политика содержит прямые и косвенные методы регулирования.

Прямые методы направлены на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков и включают:

  • требования (ограничительные и поощрительные) к субъектам трудовой миграции;
  • ограничение выдачи загранпаспортов;
  • введение эмиграционных квот;
  • установление обязательных сроков работы в стране после завершения образования за государственный счет.

Косвенные методы призваны создать благоприятный эмиграционный климат. К ним относятся:

  • льготы для эмигрантов на банковские услуги, продажа необлагаемых ценных бумаг;
  • таможенные льготы для реэмигрантов;
  • эмиграционные программы (стимулирование реэмиграции, экономическая помощь странам массовой эмиграции).

Государственная иммиграционная политика призвана ограничить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.

Различают три основных типа иммиграционной политики:

  1. ограничение пребывания иммигрантов в стране;
  2. разрешение проживания без предельного срока с правом въезда членов семьи;
  3. разрешение постоянного проживания иммигрантов с правом получения гражданства.

Инструментами иммиграционной политики являются:

  1. требования к качеству трудовых ресурсов (образование, знание языка, квалификация, стаж работы по специальности);
  2. возрастной ценз;
  3. ограничения по состоянию здоровья;
  4. ограничения личностного характера;
  5. квотирование импорта трудовых ресурсов;
  6. финансовые ограничения (оплата трудоустройства и т. д.);
  7. временные ограничения (разрешение на временную работу выдается на определенный срок — от полугода до пяти лет);
  8. национально-географические приоритеты;
  9. санкции в отношении незаконных мигрантов;
  10. программы репатриации (выплата за досрочный выезд из страны, обеспечение адаптации на родине, помощь странам массовой эмиграции).

На международном уровне созданы организации, упорядочивающие процессы миграции — Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (МОМ), Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН, Система постоянного наблюдения за миграцией при Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР).

Миграция трудовых ресурсов на мировом рынке труда обеспечивает их перераспределение в соответствии с потребностями наиболее динамично развивающихся стран. Миграция ведет к чрезмерному росту крупных городов, демографическому старению населения в странах эмиграции.

Совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перемещения.

Понятие и основные виды трудовой миграции

Люди в поисках работы могут перемещаться на различные расстояния и на разные промежутки времени. Этот процесс и принято называть трудовой эмиграцией. Он имеет большое количество разнообразных форм, которые зависят от различных причин.

Выделяют следующие разновидности миграции населения в поисках работы:

  • Постоянная. Такой способ перемещения людей для занятия трудовой деятельностью больше применим к переселенцам, которые вынуждены покинуть свою родину в поисках более высоких заработков. Трудовые мигранты могут проживать в другом государстве с видом на жительство, так как приобретение гражданства не является обязательным пунктом трудовой миграции.
  • Временно-постоянная. К этому типу перемещения людей в поисках заработка относят работу по контракту, заключающемуся на длительный срок. Если человек уезжает работать на срок от 12 месяцев до 7 лет, то такая миграция считается временно-постоянной.
  • Сезонная. Одна из самых распространенных видов трудовых миграций в международном сообществе. Заключается в перемещении людей с целью заработка в определенный сезон для выполнения работ, которые можно производить только в это время. К сезонным работам можно отнести сбор урожая, ловлю рыбы, строительство определенных объектов (например, для Олимпиады).
  • Маятниковая или приграничная. Эти внутренние миграции в поисках заработка подразумевают ежедневное перемещение работников через приграничную зону.
  • Нелегальная. Этот вид трудовой миграции связан с незаконным пребыванием и работой на территории иностранного государства.

Также существует интеллектуальная миграция. Это один из самых актуальных видов, при которой из менее развитой в экономическом плане страны умные и талантливые люди уезжают работать в государства, где за «мозги» платят гораздо больше. Это относится в большей степени к программистам, людям искусства, айтишникам.

Разные виды классификации

Традиционное деление рабочей миграции предусматривает выделение внутренней и внешней миграции. Первый вид предусматривает пересечение границ в пределах одной страны между административными районами и населенными пунктами. Второй вид – это выезд за государственные границы страны. В свою очередь, внешняя миграция бывает межконтинентальной и внутриконтинентальной.

Другие классификации:

  • По времени нахождения на новом месте жительства или труда: постоянная и временная, которая бывает краткосрочной (до 3 месяцев) и долгосрочной (от 3 месяцев до 1 года).
  • В свою очередь, краткосрочную миграцию делят на регулярную и нерегулярную. Регулярная – это маятниковые, приграничные и вахтовые перемещения населения. Нерегулярные – сезонные и челночные мигранты.
  • По воли субъекта перемещения: добровольная и вынужденная.
  • По причинам: социально-экономическая, социокультурная, экологическая, природно-климатическая, жилищно-бытовая, политическая.
  • По законности и легитимности: легальная и нелегальная.
  • От степени госрегулирования: нерегулируемая и регулируемая (государство принимает активное участие в формах миграции и ее стимулировании).
  • По структурным признакам: возраст, пол, этническая и национальная принадлежность, образование, квалификация, время переезда, место рождения, гражданство.
  • По уровню квалификации: перемещения квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы.
  • По экономической целесообразности: выгодная для страны или работника.
  • По характеру перемещения мигрантов: организованная и стихийная.
  • По типу нанимателя: юридическое или физическое лицо.
  • По главным центрам миграции: регион Западной Европы; США, нефтедобывающие страны Персидского залива.

Часто экономисты и исследователи рынка труда рассматривают все или большинство признаков перемещения населения комплексно, что помогает создать более полную картину миграционных процессов и структуры субъектов, которые переезжают.

Что означает международная трудовая миграция

Это понятие подразумевает определённые формы экономических отношений, при которых некоторый процент трудоспособного населения одного государства перемещается и переселяется в иные государства в поисках работы и более комфортной жизни.

В современном мире наблюдается большая разница в развитии экономики отдельно взятых государств, межгосударственных объединений и даже регионов нашей планеты. Наиболее активная и динамичная часть трудоспособного населения из более бедной страны перемещается в более благополучную в экономическом отношении страну, где выше уровень жизни населения, существуют хорошие перспективы профессиональной самореализации.

Ответственность за прием нелегалов

Вопрос о нелегальных мигрантах остро стоит во многих развитых и развивающихся странах. Потоки нелегалов из государств с плохо развитой экономикой каждый день атакуют их границы, проникая во многие города. На сегодняшний день в Западной Европе находятся более 5 млн. нелегалов. Но самая критическая ситуация наблюдается в США, куда за «американской мечтой» ежедневно приезжают тысячи китайцев, мексиканцев и прочих нелегалов.

Власти стран уделяют большое внимание нелегальной внутренней миграции, а мировое сообщество – международному перемещению трудоспособного населения в поисках хорошей работы, но проблема только все больше назревает. Несмотря на все санкции против самих нелегалов, а также против работодателей, которые их привлекают на работу, число незаконных работников не уменьшается

За прием на работу нелегальных мигрантов предусмотрены административные штрафы и даже уголовная ответственность. Нелегалу грозит депортация или выдворение из страны.

Нелегальное трудоустройство чревато самыми неприятными последствиями, как для работника, так и для работодателя. Устроившись неофициально, следует ожидать, что работодатель заставит трудиться больше и дольше, в более тяжелых условиях, чем официальных сотрудников, а заплатит гораздо меньше, или вообще не заплатит. И ничего с этим не поделаешь, так как нелегал – это бесправная рабочая сила.

Национальные зарубежные службы по охране рынка труда ежегодно ужесточают меры ответственности за трудоустройство нелегалов. Регулярно проводятся проверки на всех предприятиях и в учреждениях, в которых люди могут работать незаконно.

В Европе за одного нелегала нужно будет заплатить штраф в размере 50 000 или же получить тюремный срок. Также могут остановить работу предприятия на 3 месяца, что повлечет значительные убытки. Сам работник получит штраф в 1 000 евро, его депортируют, и в течение 1-5 лет не будут впускать в страны ЕС. В России штрафы за привлечение нелегальных мигрантов составляют 400 000 – 1 000 000 рублей. Также работодателю грозит приостановка работы учреждения на период 14-90 дней.

Трудоустройство граждан ЕАЭС в РФ: основные направления и порядок приёма на работу

Трудоустройство иностранных граждан в РФ отличается от принятия на работу россиян. Эта процедура требует от работодателя выполнить определенные функции. В отношении граждан прибывших из стран, подписавших договор ЕАЭС, действует упрощенная схема трудоустройства. В целом можно отметить, что граждане Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении трудоустраиваются в России практически по тем же правилам, что и россияне.

Работодатель не должен требовать патент на работу в РФ и ВНЖ, сотрудники МВД не требуют от него разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, не нужно соблюдать квоту относительно занятых в российской экономике иностранцев.

Трудоустройство граждан из стран ЕАЭС с азербайджанским, кыргызским, узбекским паспортом проходит в несколько этапов:

  1. Сбор необходимых документов. Потребуется паспорт (как доказательство, что иностранец является гражданином ЕАЭС), трудовая книжка (если ее нет, работодатель сам обязан ее выдать), диплом (при необходимости его придется перевести на русский и заверить нотариально), СНИЛС (документ нужен для начисления стажа).
  2. Оформление на работу. На этом этапе составляется трудовой договор по всем правилам ТК РФ, издается приказ о приеме на работу, заводится личная карточка, нового сотрудника (с фото) ознакомляют со всеми необходимыми документами. Заработная плата иностранного сотрудника должна быть не менее МРОТ, установленного законом. После этого в течение 3 дней направляется уведомление в ГУВМ МВД (бывший ФМС). ИФНС уведомлять не нужно.

Последним этапом станет регистрация. Работодатель после оформления нового сотрудника из страны ЕАЭС должен поставить его на миграционный учет в течение 30 суток, так как новое место работы является одновременно и местом регистрации.

Миграции населения, их причины и влияние на изменение народонаселения. Примеры внутренних и внешних миграций.

Миграция населения (от лат. migratio – переселение), перемещения людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время.

Внешняя миграция населения связана с пересечением границ государства; она получила название международной, и ее подразделяют на межконтинентальную и внутриконтинентальную.

Внутренняя миграция является частью межпоселенных перемещений населения.

Решающее значение имеет миграция населения «село – город», но в последнее время с развитием урбанизации повышается роль миграции населения «город – город». Различают миграцию населения в пределах крупных территориальных единиц (области, края, экономического района) и между ними. По этому признаку миграцию населения можно подразделять на внутриобластную, межобластную, внутрирайонную и т. д.

В зависимости от долговременности перемещений населения выделяют постоянную или безвозвратную миграцию.

Формы миграции зависят от социально-экономического строя, экономики страны, миграционной политики в данный период времени. Миграция населения тесно связана с развитием производительных сил, характером производительных отношений, воспроизводством рабочей силы социальной мобильностью и т. д.

Виды внешних миграций.

Трудовые. Люди в поисках работы переезжают из более бедных стран в страны более богатые.

Политические. Уезжают люди по собственной воле или по принуждению, которые не согласны с политическим режимом в своей стране.

Религиозные. Уезжает религиозное меньшинство, теснимое религиозным большинством.

Военные. Когда в какой-то стране вспыхивают военные действия, мирное население бежит за пределы этой страны.

Научные («утечка мозгов»). Выезд ученых. Так, в частности, из России за последнее десятилетие уехало несколько десятков тысяч ученых: математиков, программистов, физиков, биологов, в основном в Западную Европу, США и Канаду.

Виды внутренних миграций.

Экономические (трудовые): переезд из районов с менее высоким уровнем жизни в районы с более высоким уровнем жизни, прежде всего в поисках более высокооплачиваемой работы.

Этнические. Происходят в результате масштабных изменений на политико-административной карте страны.

Сезонные. Характерны для сельской местности.

Маятниковые: происходят внутри городских агломераций, когда люди утром едут на работу в крупный город, а вечером возвращаются домой.

Экологические: эвакуация населения из районов экологических бедствий, например в СССР из зоны Чернобыля.

Исторические: заселение и освоение каких-то новых территорий. Таким образом происходит расширение территории государства.

«Сальдо миграций» – разница между количеством прибывших на данную территорию и количеством уехавших с этой территории за какой-то определенный промежуток времени (обычно за год). Может быть положительным, если на какую-то территорию людей прибыло больше, чем уехало и отрицательным, когда количество уехавших превышает количество въехавших.

Миграции оказывают сильное влияние на структуру населения и его численность: изменяется этнический состав, происходят изменения в половозрастной структуре, общая численность населения или увеличивается (иммигрантов больше, чем эмигрантов), или уменьшается (превышение эмигрантов над иммигрантами), происходят изменения в количестве и качестве трудовых ресурсов.

В последние годы в России происходят следующие изменения в миграционных потоках.

1. Поменялось направление трудовых миграций. Если во времена СССР люди ехали на восток (на освоение новых территорий, богатых природными ресурсами), то сейчас в обратном направлении: из районов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера в европейскую часть России (больше всего в города Центральной России и на Северный Кавказ, в частности, в Краснодарский край). Причина: понижение уровня жизни в восточных районах России.

2. Большое число беженцев из целого ряда развивающихся стран едут в Россию, являющуюся для них некой перевалочной базой в страны Европейского Союза.

3. Большое количество трудовых мигрантов (гастарбайтеров) из стран Ближнего зарубежья: из Украины, Молдавии, Таджикистана и Азербайджана. Причем значительная часть этих мигрантов в России находится на незаконном основании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector