Поездка к мокринскому железнодорожному мосту

Фотосессия на Мокринском мосту

Одно из самых живописных мест в Канашском районе, мост, который будто сошёл со страниц книг XIX столетия.
Это место очаровательно и одновременно загадочно: железнодорожный мост есть, а железной дороги нет.

Вот уже десятки лет мост не используется по прямому назначению, зато стал практически паломническим местом для любителей экстрима (роуп-джампинг) и особой атмосферы прошлого.

Ценителям европейской эстетики я предлагаю выездные фотосессии на Мокринском мосту.

30-метровый каменный мост, монументально высящийся на 16 расходящихся опорах, обрамлён густой зеленью и пронзительного цвета небом с поздней весны и до ранней осени.
Потёртости и сколы на его холодном теле не портят, а напротив, усиливают эффектность гиганта.
Арочные стыки колонн кажутся почти нереальными из-за своей средневековой архитектуры.

Если думаете, что я приукрашиваю описания, тогда нам просто необходимо вместе побывать там: вы воочию убедитесь, что Мокринский мост – это особое место Чувашской Республики.

Железнодорожный мост в наши дни

Мост в наши дни — одна из немногих достопримечательностей на территории Чувашии. Популярное место среди любителей роуп-джампинга. Я посещал мост в мае в выходной день и помимо нашей компании у достопримечательности находился еще один турист, который снимал на дрон.

Мокринский железнодорожный мост находится в пределах населенного пункта Мокры. Прямо под ним находится продуктовый магазинчик. Тут обычно и паркуются.

Мост представляет собой бетонный виадук протяженностью 370 метров. Его высота то ли 30 метров, то ли 34 метра (пишут по разному), ширина — 4 метра. Сооружение состоит из 16 бетонных столбов, образующих 15 арочных пролётов. По нему проходила однопутная железная дорога. После закрытия моста полотно разобрали.

С чем совместить

Увы, каких-то значимых мест рядом с Мокринским мостом в Чувашии нет. Загляните в магазинчик рядом с мостом, если хотите приобрести сувенирную продукцию с мостом на память. Ее вряд ли продают где-то еще.

Кроме того, под мостом благоустроен источник с купелью. Чисто и опрятно. Рядом с родником растет необычное дерево, будто закрученное.

Как добраться до Мокринского моста

Я приезжал к Мокринскому мосту из Чебоксар на автомобиле. Путешествие заняло около пяти часов: 1,5 часа дорога в одну сторону, два часа потратил на изучение моста и окрестностей. Маршрут строил по Яндекс Навигатору. В зависимости от загруженности дорог он ведет либо через Кугеси, либо через дорогу P-176, по которой попадают на Чебоксарскую ГЭС.

Без автомобиля до Мокринского моста добраться тоже реально, но потребуется больше времени. Сначала нужно доехать до Канаша: на поезде или автобусе. Отсюда ходят автобусы до деревни Верхняя Яндоба. Это соседний с деревней Мокры населенный пункт. Заезжает ли автобус в Мокры, не знаю. Если нет, то просите водителя остановиться у поворота на деревню. Отсюда до моста идти пешком около получаса. В день из Канаша до Верхней Яндобы отправляется несколько автобусов. Альтернатива им — такси. Яндекс Go показал стоимость 270 рублей в одну сторону. Рекомендую на нее ориентироваться.

Мокринский мост на карте

Мокринский железнодорожный мостДостопримечательность в Чувашской Республике

Текст Игорь Озин, фото Даня Привольнов.

Особенности фотосессии на Мокринском мосту

Это необычная локация, поэтому и фотосессия здесь предполагает особый подход

Для создания по-настоящему атмосферных фото важно подробно продумать образы до самых мелочей:

  • одежда монохромная
  • отсутствие ярких принтов и надписей
  • обувь в тон одежды
  • сочетание аксессуаров

Само место является полноправным участником съёмки, поэтому важно учитывать его цветовую палитру и фактуру: идеально подойдут пастельные цвета, приглушённые оттенки, холодные тона.
Ваш образ не должен «спорить» с локацией: при грамотном подборе гардероба и аксессуаров фотографии получаются поистине волшебные.
Не думайте, что описанные выше рекомендации – это скучно и однообразно. Выбрав наиболее близкий и комфортный стиль, вы можете составить идеальный образ

История Мокринского моста

Хотя Мокринский мост в Чувашии построили в XXI веке, версий относительно точных дат его возведения несколько. И даже «отцов» у моста два. Кто настоящий — не известно.

  1. По первой версии годы строительства моста совпадают с датами Первой мировой войны – с 1914 по 1918 гг. Руководил стройкой немецкий инженер-проектировщик Герхард Шумахер. Железнодорожный мост стал частью участка Арзамас – Канаш, по завершению которого появилась жд дорога от Москвы до Казани.
  2. По второй версии Мокринский железнодорожный мост строили с 1913 по 1917 гг. Спроектировал его русский инженер Григорий Петрович Передерий.

Когда точно его построили не так важно, тем более разница всего год. Зато к моменту завершения строительства Мокринский мост стал вторым по величине в Европе железобетонным сооружением

Но царская Россия воспользоваться плодами строительства не сумела, так как случилась сначала февральская, а затем октябрьская революции. В 30-х годах мост взяли под контроль военные. Есть свидетельства, что в ночное время под арками моста запрещался проход гражданских лиц. При этом мост стоял в пределах населенного пункта.

Мокринский мост в Чувашии ремонтировали несколько раз: в 40-х годах и в конце 60-х. Им перестали пользоваться в 1986 году после того, как в километре построили другой железнодорожный мост, который спрямил путь.

С тех пор Мокринский мост заброшен. Планов по его реставрации и превращению в объект исторического наследия, увы, нет.

История[править | править код]

Основные даты строительства моста в источниках разнятся:

  • Строительство моста началось в 1914 году, завершилось в 1918 году. Работы по строительству проходили под руководством и контролем немецкого инженера-проектировщика Гехарда Шумахера. В работах участвовали в основном строители из русских и татар. В 1918 году был сдан в эксплуатацию железнодорожный участок Арзамас — Канаш, соединивший Москву и Казань.
  • По другой версии, строительство моста началось в 1913 году, одновременно со строительством железной дороги Арзамас — Шихраны. Мост был построен в 1913—1917 годах по проекту русского инженера Григория Петровича Передерия.

К моменту завершения строительства Мокринский мост был вторым по величине в Европе железобетонным сооружением.

С 1935 года мост был принят под охрану военных; были построена казарма и баня. Первым начальником гарнизона был Григорьев Иван Григорьевич. В ночное время было запрещено движение людей под мостом.

В период Великой Отечественной войны мост был объектом стратегического назначения, целью для немецкой авиации. В годы войны по этому мосту шли эшелоны с боевыми припасами, производственным оборудованием. Немецкие военнопленные принимали участие в ремонте моста во время Великой Отечественной войны.

С 1956 года мост под военизированной охраной.

В 1969 году мост был отремонтирован.

Не функционирует с 1986 года — движение по нему закрыто, рельсовый путь разобран. В километре севернее от ныне заброшенного моста — новый функционирующий ныне железнодорожный мост, построенный с целью спрямления действующего железнодорожного пути.

В настоящее время

В настоящее время мост используется любителями роуп-джампинга, о чём 12 сентября 2009 года на «Первом канале» был показан специальный репортаж.

Под мостом расположены освящённый в 2011 году источник «Сиплĕх çăлкуçĕ» (в переводе с чувашского Ключ здоровья, оригинальное название читается как «Сиплех Щалкуще») с оборудованной купелью и над источником — часовня святой равноапостольной княгини Ольги.
В декабре 2015 года жители деревни составили коллективное обращение с просьбой «сохранить и взять этот виадук под защиту государства, как архитектурно-исторический памятник начала XX века».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector