На поклон к святому. о чём помолиться сергию радонежскому

Содержание:

Начало пешего обхода территории обители

Своих многочисленных посетителей Троице Сергиевская Лавра принимает через парадный вход с запада, от московской дороги. Проход организован в арку Красной башни, не в смысле расцветки, из-за красоты и торжественности. Сама башня вовсе белая, как и крепостные стены, в которые она встроена. Фигурным порталом вход оборудован в начале XIX века, он отличается цветом и богатством декорирования. Красочной лепниной обрамлена входная арка, по бокам – пилястры с капителями. Столь же красочен фронтон, на нем икона Святой Троицы.

Верхняя часть Красной башни украшена аркадой, там размещены образы Спасителя, Богоматери и Сергия Радонежского

Привлекает внимание конфигурация боевых амбразур, со скошенной вниз плоскостью для стрельбы по наседающим врагам. Бойницы прошли проверку в период Смутного времени, о 300-летии тех событий напоминают памятные доски

Установлены они Императорским военно-историческим обществом, при большевиках убирались, теперь восстановлены. Можно спорить об их уместности на культовом объекте, но это – историческая память.

Расписное житие Сергия Радонежского

Арочный коридор в Красной башне расписан произведениями современных иконописцев, копирующими стиль старых мастеров. Представлены эпизоды биографии основателя монастыря, или по церковному – житие преподобного Сергия Радонежского. Не только Троице Сергиева Лавра ему обязана, все русские люди, он вдохновил предков на борьбу с Ордой. Картины изображают реальные дела и жизненные ситуации святого, но антураж явно вымышленный. Однако это не выглядит нелепостью, просто полет воображения, налет сказочности.

Преподобный Сергий преподнесен в декорациях, никогда его жизнь не сопровождавших, показан на фоне величественных зданий. Множество чудных птиц – аллегория учеников проповедника и наставника, призванных продолжать его дело. Картину можно назвать провидческой по смыслу, но написана она по уже известным фактам. Соседняя сцена благословления князя Дмитрия, будущего Донского, не менее выразительна и полна символизма. Согласно летописным воспоминаниям, святой провожал воинов на битву с уверениями в поддержке Бога.

Взгляд на надвратную церковь

Виденная с высоты надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи выглядит опрятно и свежо, хотя построена в 1699 году. Финансировалась Троице Сергиевская Лавра в этом тогдашним успешным промышленником и щедрым меценатом Григорием Строгановым. Наследовав много земель и крепостных, он разбогател не самым праведным образом на добыче соли. Во искупление греховных действий много жертвовал на монастыри, построил несколько храмов. Выделяли даже архитектурное направление – строгановское барокко, сочетавшее народные черты, пятиглавие храмов с барочной пышностью.

Обернувшись и глядя на храм снизу, невозможно полностью охватить его облик. Однако и видимое позволяет составить впечатление необычности устройства и особенно раскраски. Очень контрастные, чисто геометрические орнаменты для народной архитектуры вовсе не характерны, это нечто инородное. Увитые виноградной лозой колонны довольно симпатичны, неплохо выполнены капители, интересно выглядят арки из раковин. Секторные позолоченные купола, намного шире световых барабанов, напоминают шапки не по размеру.

Троице Сергиева Лавра сразу после входа на территорию

Из арки надвратной церкви посетители попадают на развилку между тремя храмами, на небольших расстояниях. Плохо видна за деревьями церковь Сергия Радонежского, она еще встретится при обходе. По центру – треугольный газон с крестами захоронений и апсида храма Сошествия Святого Духа, тоже увидим с лучшего ракурса. Отсюда хорошо видно, что единственная глава в данной церкви играет роль колокольни, что достаточно редко в культовой архитектуре. Необычна раскраска купола, словно поделенного надвое золотой полосой.

По прямой в отдалении – здание Казначейского корпуса, постройка финансового ведомства, Троице Сергиева Лавра имела его для хозяйственной деятельности. Отсюда также можно оценить декоративное убранство, которым украшается Троице Сергиева Лавра. Древесные насаждения не поражают габаритами, однако толщина стволов выдает серьезный возраст. Умелой обрезкой формируются компактные кроны, для стволов таких диаметров несколько маловатые. Цветоводы обители усердно выполняют работу, клумбы аккуратны и ухожены.

История мощей

Тему «Сергий Радонежский: мощи» хочется дополнить одним удивительным рассказом внука священника Павла Флоренского. В Лазареву субботу перед Пасхой 1919 года должно было состояться вскрытие мощей преподобного советскими властями. Безопасная сохранность мощей оказалась под вопросом. Об этом узнал отец Павел, который устроил тайное совещание с наместником лавры отцом Кронидом, графом Ю. А. Олсуфьевым (членом комиссии по охране памятников), С. П. Мансуровым и М. В. Шиком, которые затем стали священниками. Они тайно пришли в Троицкий собор, прочитали молитву перед ракой с мощами преподобного, потом с помощью копья отделили главу святого и заменили ее головой некогда похороненного в лавре князя Трубецкого. Главу же святого Сергия временно оставили храниться в ризнице. Граф Олсуфьев после поместил главу преподобного в дубовый ковчег и стал хранить ее у себя дома (Сергиев Посад, ул. Валовая). В 1928 году он, опасаясь ареста, закопал ковчег у себя в саду.

Обретение

Через 16 лет после предания тела преподобного старца земле он явился игумену созданного им монастыря и предупредил о страшной беде, надвигающейся на святое место. Вскоре обитель была разграблена и сожжена отрядами татарского хана Едигея. Но братия успела укрыться в лесной чаще, забрав с собой множество церковных реликвий:

  • иконы;
  • книги;
  • церковную утварь.

Как и обещал отец Сергий своему ученику, испытания вскоре закончились и святое место начали восстанавливать. В это время случилось ещё одно видение святого старца. Он явился одному мирянину и попросил передать инокам, восстанавливающим святое место, что огорчён из-за нахождения под толщей земли и затопления своей могилы.

Святой преподобный Сергий Радонежский

В 1422 году началась подготовка фундамента для возведения нового Свято-Троицкого собора, выполненного из камня. При стечении большого количества простого народа, знатных людей, иноков монастыря и князя Юрия Звенигородского (крестника преподобного Сергия) мощи были подняты на поверхность, а затем перенесены во временную деревянную церковь.

Через год они были торжественно перенесены в Троицкий собор, где хранятся по сегодняшний день.

Читайте о святом:

  • Икона преподобного Сергия Радонежского
  • Храм преподобного Сергия Радонежского на Рязанке в Москве
  • Акафист святому Сергию Радонежскому

Троице-Сергиева Лавра

Столетиями это центр российской духовности, где возрастали тысячи подвижников: преподобный Максим Грек, прп. Премудрый Епифаний, Пахомий Лагофет, святитель Филарет Московский, Иннокентий (Вениминов) и др. Монахи, воспитанные здесь, впоследствии основали множество других обителей.

Постепенно вокруг Лавры вырос город, который сегодня мы знаем, как Сергиев Посад. Здесь проживали ремесленники, происходила торговля. Официально признан городом 22 марта 1782 г., императрица Екатерина Вторая подписала об этом указ. В 1930 г. переименован в г. Загорск, по имени погибшего здесь революционера В. Загорского. Изначальное название вернули городу в 1991 г.

В Сергиевом Посаде бывают тысячи паломников, ведь город входит в Золотое кольцо России. Здесь имеются достопримечательности, вызывающие неподдельный интерес туристов со всего мира:

  • Художественно-педагогический музей игрушки — основан в 1980 г. Изначально являлся первым европейским музеем подобной тематики, но поначалу находился в Москве. В начале века уступал по популярности только Третьяковской галерее. В музее ряд постоянных экспозиций, посвященный игрушкам Востока, народной, новогодней и рождественской игрушке и др.
  • Абрамцево — располагается в усадьбе, построенной в 18 в. Владельцем был писатель Сергей Аксаков, к нему в гости часто заезжали известные писатели, актеры, историки. Затем имение перешло к Савве Мамонтому, известному покровителю искусств. Сегодня здесь находится государственный музей-заповедник, в коллекции которого насчитывается 25 тыс. экземпляров. Это фотографии, произведения живописи, скульптуры.
  • Черниговский мужской скит — относится к Троице-Сергиевой лавре. Расположен в нескольких километрах от монастыря, основан преподобным Антонием. В уединенном месте живут лишь отшельники. Одна из святынь обители — Черниговская икона Богородицы, которая появилась тут в 19 в. Сохранились храмы в пещерах, кельи, источник и старинные постройки.

Но главное, что привлекает путешественников в Сергиев Посад — возможность посетить Лавру, где до сих пор освящается молитвенный дух, под тихое благоговейное пение свершаются чудеса.

РОЖДЕНИЕ И ДЕТСТВО

Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии преподобного Сергия Радонежского повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца. Это случилось во-первых, перед чтением Святого Евангелия. Во-вторых, во время Херувимской песни. И в-третьих, когда священник произнес: «Святая святым».

Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством. Например, по средам и пятницам он не принимал молока матери. А вот в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В те времена дети с малых лет приучались к труду, у каждого были свои домашние обязанности: носить воду, пасти гусей, колоть дрова. Каждое воскресенье семья посещала церковь.

Учеба Варфоломею давалась трудно

В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. Но в отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. В старину азбука была более сложной, чем в наше время. Грамоте тогда учили не по букварям, а по Псалтири и другим книгам Священного Писания. Маленькому Варфоломею грамота давалась плохо. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.

Встреча со схимником

У боярина Кирилла было несколько лошадей. В обязанности сыновей входило выгонять их на пастбище и приводить обратно в конюшню. Однажды, по заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника. Монах, преклонив колени, молился. Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился. Но затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву.

Предсказания старца

Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Варфоломей поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры. Он не только благословил, но и велел съесть, сказав: «Возьми это и съешь. Это дано тебе в знамение благодати Божией. Знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты. Ты превзойдешь успехами своих сверстников. Ещё и других будешь учить».

Схимник в гостях у родителей Варфоломея

После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения. Но во-первых те, которые сопровождали рождение сына их.

Старец выслушал и сказал: «Знамением истинности моих слов будет для вас вот это. Во-первых, после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. Во-вторых, отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить, но напоследок промолвил. «Сын ваш будет обителью Святой Троицы. Он многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей». И поняли они тогда, что это Ангел Господень под видом монаха явился в их дом. Пришел для того, чтобы раскрыть им Божью волю.

С того дня Варфоломей так стал хорошо учиться, что скоро перегнал в школе всех товарищей. Он всё больше и больше любил молиться Богу. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост. Во-первых, ничего не ел по средам и пятницам. Во-вторых, в другие дни питался только хлебом и водой. И чем старше он становился, тем больше его тянуло в лес. Прежде всего, затем, чтобы там быть совсем одному и молиться Богу. Часто в то время уходили богомольные люди в дремучие леса. Там они не только строили себе избушки, но и целыми днями стояли на молитве. Вот и Варфоломею захотелось так уйти, но родители не разрешали.

Где находится монастырь и как добраться паломнику

Монастырь расположен в Сергиевом Посаде Московской области.

Интересный факт
Сергиев Посад, поселение, возникшее близ лавры, стало городом с XVIII в. С 1930 г. это Загорск, названный в честь революционера Владимира Загорского. С 23 сентября 1991 г. на карте вновь появилось историческое название города.

Добраться сюда можно

электричкой от Ярославского вокзала столицы; поезда отходят примерно каждый час, время пути составляет примерно полтора часа, если электропоезд следует со всеми остановками; существуют также скоростные поезда, которые преодолевают расстояние за меньшее время; 

Примерно на половине пути паломника встречает станция «Радонеж», которая находится в 55 км от Москвы. Это действительно «тот самый» Радонеж, где некогда жили родители прп. Сергия, но само село находится примерно за 8 км от станции, причем транспортного сообщения с ней не имеет. Поэтому принимать спонтанное решение посетить родину прп. Сергия не стоит – это, по сути, отдельный паломнический маршрут.

от станции метро «ВДНХ» примерно каждые 20 минут ходит маршрутный автобус до Посада; он доезжает до места примерно за 1 час. 

Как доехать и где припарковаться на личном автомобиле

До Сергиева Посада можно также доехать на личном автомобиле; к монастырю ведет трасса М8; выехав по ней из Москвы, паломник через 45 км видит указатель поворота к Сергиеву посаду, еще через 10 – издалека виден город; не раз бывавшие здесь предупреждают, что парковка на близлежащих к обители улицах платная, однако, как указывают опытные водители,есть бесплатная нормальная парковка за Лаврой (проезжаете вперёд, до первого поворота налево, потом прямо пару кварталов, снова налево, т.е. вы заехали с тыла, и подыскивайте место. С этой стороны в Лавру тоже есть вход (через дорогу вниз с горки, увидите).

О городе Опочке и спрятанных камнях

Однажды литовский король послал многочисленное войско со множеством военных орудий к городу Опочке, что неподалеку от Пскова, желая разорить его. Жители города мужественно противостояли литовцам и многих перебили. Но враги с новой силой устремились на город, пытаясь взять его всевозможными хитроумными способами. Горожане сопротивлялись, как могли, так что в городе почти не осталось камней и деревьев – все сбросили со стен на врагов. Надеяться оставалось только на Бога.

И вот одной женщине явился во сне преподобный Сергий и сказал: «Зачем унывают воевода и жители города и думают, что не осталось у них чем обороняться – камней и деревьев? Или не знают они, что множество камней лежит в земле у городской церкви за алтарем?»

Проснувшись, женщина рассказала об этом воеводе Василию и всем людям, но они не поверили ей. Лишь один нищий, услышав ее слова, пошел к указанному месту возле той церкви и, взяв что-то в руки, стал копать землю — и нашел камень, который едва могли сдвинуть двадцать человек. Потом прибежали и другие люди, стали копать и нашли под землей целый склад камней, которого раньше ни один человек не видел и ничего не слышал о нем. Камни подняли на стены города.

Ночью враги приставили к стенам лестницы и пытались влезть по ним, но горожане оставшимися деревьями и только что найденными камнями побили их. Остатки вражеского войска поспешили убраться восвояси.

Духовная отрада в Сергиевом Посаде

Удивительно живописен и своеобразен древнерусский город Сергиев Посад, находящийся в 70 км севернее Москвы. Раскинувшись вдоль малых рек, над оврагами он блистает своей особой, присущей только ему красотой.

Духовным сердцем города, положившим ему начало, стала Троице-Сергиева  лавра. Обитель выросла из Троицкой пустыни, основанной в чаще непроходимых лесов на вершине горы Маковец выходцами из ростовских бояр – братьями Варфоломеем и Стефаном. Впоследствии младший брат Варфоломей, укрепившись духовно, принял монашество с наречением нового имени Сергий. В историю страны и Церкви он войдет как преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской.

Троице-Сергиева лавра

Где находится святыня

Сегодня мощи святого покоятся в главном Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Величавый, одноглавый, белокаменный храм всем своим видом будто говорит: «Наша церковь, как воин, сильна и непобедима». Он напоминает русского богатыря: купол как воинский шлем,  а вырезанный из камня пояс подобен богатырскому, символизирующему силу и мужество своего обладателя.

В соборе всегда царит полумрак: в древности зодчие не делали большие окна. Считалось, что только при мерцании лампад и свечей можно уловить исходящий от икон загадочный неземной свет. Яркие солнечные лучи этому только мешают.

Серебряная рака с мощами прп. Сергия Радонежского в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры

Троицкий храм расписан известным русским иконописцем – преподобным Андреем Рублевым. Впрочем, главная храмовая икона «Святая Троица» с 1929 года хранится в Третьяковской галерее. С самого раннего утра и до вечера у белокаменного собора выстроена длинная очередь из боголюбивых паломников, стремящихся приложиться к честным останкам преп. Сергия.

Нетленные мощи святого покоятся в красивом серебряном ковчеге, который венчает величественная сень с изображением императорской короны серебряной работы. Их создавали лучшие мастера Российского государства по указу царя Ивана Грозного и императрицы Анны Иоанновны. Около мощей постоянно пребывают иноки, попеременно сменяя друг друга каждые два часа.

Рядом с ракой расположена старинная чугунная дверь, ведущая в келью великого старца. Именно здесь он творил неустанную молитву, плодами которой явилось множество чудес. Каменные стены кельи расписаны фресками по мотивам жития Радонежского чудотворца, на полу – мягкий ковер. Лучины заменены подсвечниками и паникадило, выполненными из серебра, а вдоль стен – ковчеги-мощевики, в одном из которых – частица ризы Пресвятой Богородицы, в другом – частица мощей святителя Николая Чудотворца.

Дни памяти

  • 25 сентября (8 октября) — преставление преп. Сергия Радонежского;
  • 5 (18) июля — обретение мощей;
  • 6 (19) июля — Собор Радонежских святых.

Как к ним попасть

Добраться до обители можно:

  1. На городской электричке со столичного Ярославского вокзала (ст. метро «Комсомольская») до станции Сергиев Посад или электропоездами до станций Александров или Балакирево, останавливающимися в Сергиевом Посаде. Время в пути – 1,5 часа.
  2. На автобусе № 388, следующим маршрутом от станции метро «ВДНХ» до г. Сергиев Посад. Автобусы ходят с интервалом в 10-15 минут. Время в пути – чуть больше 1 часа (без пробок).
  3. На личном автотранспорте по Ярославскому шоссе (трасса М8). На 46-м километре поворот на г. Сергиев Посад. Центральная городская улица – Проспект Красной Армии – приведет к Лавре.

Обретение мощей: как происходило, когда празднуется

Недалеко от обители жил один боголюбивый человек, особо почитающий преп. Сергия и часто приходящий молиться к его могиле. Однажды после вечерней молитвы в тонком видении мужчине явился великий угодник Божий и повелел:

Благочестивый муж, исполнившись страха и радости, рассказал об увиденном настоятелю лавры – ученику преподобного – Никону Радонежскому. Игумен возвестил об этом монастырской братии. Весть о величайшей радости быстро разнеслась среди народа. И вот в воскресный июльский день торжественное изнесение честных останков святого с благоговением созерцали князь Звенигородский князь Юрий Димитриевич (сын Димитрия Донского и крестник Сергия), насельники обители, множество знати и простого народа.

В житие преподобного Сергия, написанном его первым составителем Епифанием Премудрым, об этом событии сказано:

Честные останки святого были уложены в специально приготовленную деревянную раку и установлены в Троицком соборе.

Это интересно: Мощи святого Иоанна Предтечи: лучше один раз увидеть

Рака с мощами стала предметом поклонения большого количества верующих людей

Рака с мощами стала предметом поклонения большого количества верующих людей.

С 1585 года мощи преподобного Сергия Радонежского находятся в серебреном ларце, сверху покрытый позолотой.

За все 600 лет святые останки несколько раз подвергались довольно серьезной опасности.


С 1585 года мощи преподобного Сергия Радонежского находятся в серебреном ларце, сверху покрытый позолотой

Однажды в южной части лавры произошел сильный пожар, который угрожал Троицкому собору и находящимся в нем мощами преподобного. Через северные ворота мощи вынесли с территории и разместили на пустыре.

После того, как пожар был устранен, мощи отнесли обратно в Сергиев Посад на прежнее место. А на месте их временного пребывания на пустыре, вскоре была заложена церковь.

Мощи в Сергиево Посадской Лавре оставались нетленными до 1916 года.

Мощи были покрыты хлопковыми волокнами, которые после раздавали всем прихожанам в качестве благословения. Однажды случилась беда, один инок, который постоянно следил за реликвией, в раку попала искра от свечи.

Огонь очень быстро поглотил одежды и плоть старца. После устранения огня, остались лишь кости и останки одеяний.

Скиты

Это – места уединенного подвижничества монахов. Обычно сюда запрещен, либо сильно ограничен вход мирянам. Сейчас при лавре действует четыре скита

  • Гефсиманский; он существует с 1844 г. примерно в 6 км от лавры; его главная святыня – Черниговская икона Богородицы; скит не только открыт для паломников, но несет даже социальное служение: например, при нем работает детская воскресная школа;
  • Параклит, который находится близ Гефсиманского; он также действует с середины XIX в., закрывался во время гонений советских лет, возрожден с 1990-х; подвизается здесь только несколько монахов, но идут ежедневные богослужения, на которые могут приезжать миряне;
  • Покровский; он находится в с. Сабурово, еще с XVII в. принадлежавшем обители; скит образовался с начала 1990-х, когда несколько монахов занялись возрождением местного храма, поселившись рядом;
  • Сергиевский в с. Благовещенье; первоначально, с конца 1980-х, здесь было подсобное хозяйство медленно возрождающейся лавры; ныне это скит с примерно 20 насельниками, живущий по Афонскому уставу; миряне допускаются на службы, включая ночные, которые начинаются около 2 ч.

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним соделали Преподобного не только великим молитвенником, но и печальником. Прежде всего, за землю Русскую еще во время его земной жизни.

Благословение Дмитрия Донского на битву с татарами

Прошёл слух, что идёт на Русь великое ордынское войско хана Мамая. Никогда ещё со времён нашествия хана Батыя не была столь сильна не только угроза гибели Отечества, но и Святой Православной веры. В то время великим князем Московским был Дмитрий Донской, прозванный так за победу над татарами. Князь Дмитрий Донской задумал освободить Русь от татарского ига. Он приехал к Сергию просить его благословения на бой с татарами, и преподобный благословил его. Во-первых, он окропил князя и его дружину святой водой. Во-вторых, отслужил молебен и дал двух иноков, схимонаха Александра (Пересвета) и схимонаха Андрея (Ослябю). Оба раньше до монашества были воинами. Весть о благословении на битву святого старца облетело войско и подняла боевой дух ратников.

Битва Челубея и Пересвета

Через два дня поединком между татарским богатырём Челубеем и русским воином-иноком Пересветом началась Куликовская битва. Оба воина пали бездыханными. И тогда два войска сошлись в грозной сече. А в это время преподобный Сергий вместе с братией Троицкой обители молились. Они просили Бога о даровании русскому войску победы. Хоть и много русских воинов пало в этом побоище, но Господь сохранил Русь от погибели. 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле. Тем самым они положили начало освобождения Русской земли от татарского ига. Дмитрий Донской вернулся в Москву победителем.

С 9 по 16 сентября хоронили убитых; на общей могиле воздвигнута была церковь, давно уже не существующая. Церковь узаконила совершать по убиенным поминовение в Дмитриеву родительскую субботу, «пока стоит Россия». Русская православная церковь празднует годовщину Куликовской битвы 21 сентября. Поскольку 21 сентября по ныне действующему гражданскому григорианскому календарю соответствует 8 сентября. А эта дата совпадает по используемому РПЦ юлианскому календарю.

После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену. Например, пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Список мощей Троице-Сергиевой лавры.

В Свято-Троицкой Сергиевой лавре хранятся мощи девяти святых:

Лик святости Имя святого Храм Вид хранения
преподобный Сергий Радонежский Троицкий в раке
преподобный Максим Грек Духовская в раке
преподобный Антоний (Медведев) Духовская в раке
святитель Иннокентий Московский Успенский в раке
святитель Макарий (Невский) Успенский в раке
святитель Серапион Новгородский Никоновская под спудом
святитель Иоасаф Московский Никоновская под спудом
преподобный Дионисий Радонежский Никоновская под спудом
преподобный Михей Радонежский Михеевская под спудом

Пояснения к списку святых мощей Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Преподобный — лик святости для святых из монашествующих.
Святитель — лик святости для святых из епископского (архиерейского) чина.
Рака — сосуд для хранения мощей святых. Обычно изготавливается в форме гроба. Рака может открываться для поклонения.
Под спудом — форма хранения мощей в глухо запечатанных раках. Мощи под спудом не открываются для поклонения. Чаще всего мощи остаются в земле и над ними устанавливается пустое надгробие без открывающейся крышки.
Крипта, или нижняя церковь — одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников.

на меню страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector