Музей прадо в мадриде

Исторические факты

Первым из испанских монархов, которому пришла в голову идея собирать живописные полотна, был Карл V. В XVI веке высокое искусство было призвано услаждать взоры знати и членов королевской семьи. Но начало было положено. Следующие монархи не хотели прослыть грубыми и неизысканными, коллекцию пополняли.

К XVIII веку потребовалось специальное помещение, где картины и скульптуры можно было бы демонстрировать всем желающим. Король Карл III Испанский приказал создать эскиз Музея естественной истории, которому суждено было стать самым известным художественным музеем Испании. Десять лет спустя было найдено место у парка Прадо. Название парка скоро «прилипло» к новому заведению, которое официально называется Национальный музей Прадо.

Открылся музей только в 1819 году. Сначала мешала испанская медлительность, потом наполеоновские войны (бравые французы устроили конюшню в недостроенном здании галереи).

1824 год.

На момент открытия музей представлял испанское искусство XII-XVIII веков. На протяжении всего XIX века музею завещали свои коллекции гранды, художники, известные коллекционеры. Собрание увеличивалось от года в год. Скоро, кроме работ испанских мастеров в коллекции музея появились работы других европейских мастеров.

ХХ век доставил хранителям музея Прадо в Мадриде много хлопот. Во время гражданской войны многие работы были вывезены из страны и размещены на хранение в музеях Швейцарии. В Испанию картины вернулись в 1940 году.
Теперь в музее ежегодно бывает более двух миллионов туристов. Произведения таких мастеров, как Сурбаран, Мурильо, Веласкес, Гойя, Рибера, Эль Греко представлены здесь наиболее полно. А наличие в экспозиции работ Тициана, Ботичелли, Рафаэля, Босха, Брейгеля, Дюрера, Рубенса и Ван Дейка делают заведение самой значительной культурной достопримечательностью Испании.

Среди экспонатов музея Прадо не только живопись, но и скульптура.

Экспозиции

Коллекция музея весьма обширна (свыше 8,5 тысяч картин и 700 скульптур) и по праву может гордиться наличием всемирно известных произведений искусства, созданных в разные века испанскими и европейскими творцами. Первоначальные основы музейного собрания формировались исходя из вкусов и предпочтений испанских монархов 16-17 века, поэтому некоторые периоды искусства представлены в экспозициях менее ярко, чем другие. Основные коллекции музея в наше время упорядочены по 7 тематическим разделам.

Испанские мастера по 17 век

В данном разделе находится свыше 2 тысяч картин, охватывающих период от 12 до конца 17 века. Здесь можно увидеть, как романские росписи часовни Мадеруэло, так и работы ведущих испанских живописцев эпохи Возрождения: Хуана де Фландеса, Луиса де Моралеса, Эль Греко, Рибера, Мурильо, Переда и прочих. Отдельного внимания заслуживает экспозиция работ Веласкеса, ведь Прадо принадлежит почти половина всех его картин, которые известны на сегодняшний день. Помимо этого в разделе представлены образцы основных жанров художественного искусства в стране той эпохи, от религиозной живописи до натюрморта или придворной портретной живописи.

Итальянские и французские мастера по 17 век

В этом разделе представлены картины, которые в основном созданы в период 1400-1699 годов. Выставочные залы итальянского искусства пестрят именами выдающихся художников: Тинторетто, Рафаэль, Веронезе, Фра Анджелико, Боттичелли, Караваджо. Коллекция французского искусства менее обширна из-за особенностей политической обстановки между Францией и Испанией в 16-17 веках, но также заслуживает внимания из-за наличия прекрасных работ Николя Пуссена, Жоржа де ля Тура, Антуана Ватто, Франсуа Буше, Клода Верне и других.

Фламандские мастера и северные школы

Одна из крупнейших мировых коллекций фламандской живописи была собрана королями Испании из династии Габсбургов, когда старые Нидерланды находились под их властью. Свыше 1 тысячи картин представлены в экспозициях данного раздела, среди которых можно увидеть обширную коллекцию работ Босха, полотна Питера Брейгеля Старшего, Ван Дейка, Ганса Мемлинга, Ван дер Вейдена, Рембрандта и многих других. Рубенса, любимого художника испанского короля Филиппа IV, нередко называют «Королем музея», ведь в Прадо хранится 90 картин этого прославленного живописца.

Живопись 18 века и творчество Гойя

Данный раздел, насчитывающий около 1 тысячи картин, составляют европейские мастера из Испании, Италии, Франции, Германии и Англии. Небольшое количество картин представляет в выставках и другие страны, такие как Америка, Польша, Россия и прочее. Ключевой фигурой испанского искусства 18 века является Франсиско Гойя, творчество которого освещено в экспозициях музея Прадо очень полно и разносторонне, от гобеленовых досок для Королевской мануфактуры до собрания картин, рисунков и личных писем.

Живопись 19 века

Данный раздел является одновременно и самым обширным по количеству картин, и самым малоизвестным, поскольку до 2007 года основная часть коллекции выставлялась сначала в Музее современного искусства, а затем в здании Касон дель Буэн Ретиро. В 2009 году наиболее выдающиеся полотна этой коллекции были помещены в экспозиции в здании Вильянуэва. Здесь можно увидеть картины позднего периода Гойя, собрание работ Хоакина Сорольи, Аурелиано де Беруэте и других.

Рисунки, гравюры и фотография

Раздел сформирован из огромного числа экспонатов: свыше 9 тысяч рисунков, около 6 тысяч гравюр и 10 тысяч фотографий, собранных различными музеями и частными коллекционерами в 19-20 веках. Экспозиции упорядочены по нескольким подразделам в зависимости от страны происхождения, художественного стиля и других аспектов.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство

Коллекцию скульптур музея Прадо составляют свыше 900 произведений разных эпох, начиная от греко-римского периода и заканчивая 19 веком. Древние скульптуры, особенно римского происхождения, в свое время приобретались испанскими королями для украшения загородных поместий и резиденций. Яркими образцами искусства древнеримского периода является скульптурная группа «Орест и Пилад», а также скульптура Апофеоз Клавдия. Эпоха Возрождения представлена в экспозициях работами Джамболоньи, Бандинелли, Помпео Леони. В коллекцию декоративного искусства включены разнообразные предметы: гобелены, ювелирные изделия, мебель, столовое серебро, керамика, фаянс, фарфор, доспехи, веера и многое другое.

La Colección

Miguel Falomir
Director del Museo Nacional del Prado

Bienvenidos al Museo del Prado, una institución casi bicentenaria cuyo origen y poderosa singularidad debe mucho a los gustos de los monarcas de los siglos XVI y XVII. El coleccionismo entonces difería del actual. Sin pretensiones enciclopédicas, aspiraba a reunir cuantas obras fuera posible de los artistas predilectos. Ello explica que del Prado se haya dicho que es un museo de pintores, no de pinturas, pues los artistas representados suelen estarlo de forma superlativa, pudiendo preciarse de poseer los mayores conjuntos de El Bosco, Tiziano, El Greco, Rubens, Velázquez o Goya, a veces con más de un centenar obras. Este tipo de coleccionismo, visceralmente pasional, generaba también lagunas, y explica que unos períodos estén peor representados que otros, a veces porque entonces no interesaban, como sucedía con los “primitivos” italianos, otras por circunstancias históricas, como ocurrió con la pintura holandesa del Seiscientos.

El primer pintor coleccionado por los monarcas españoles, y el pilar sobre el que se erigió la colección real, fue Tiziano. La elección tuvo consecuencias decisivas para el coleccionismo regio e incluso para la propia evolución de la pintura española. Al decantarse por el campeón del color en detrimento de los pintores florentinos y romanos que defendían la primacía del “disegno”, los monarcas optaron por una pintura que primaba sus aspectos más emotivos y sensuales. A Tiziano siguieron otros venecianos (Veronese, Tintoretto) y aquellos artistas que asumieron su legado, como los flamencos Pedro Pablo Rubens y Anton Van Dyck, y la influencia de unos y otros fue decisiva para la eclosión de la pintura española en el siglo XVII, con Velázquez a la cabeza. Esta fue la viga maestra de la antigua colección real, pero no fue la única. Otros pintores y escuelas fueron incorporados desde el siglo XVI. Felipe II gustó de la pintura flamenca del XV –lo que explica nuestras colecciones de  van der Weyden, Memling y, sobre todo, el Bosco- y aún más decisivo fue Felipe IV, quien no sólo encargó obras a ya citados Rubens, Velázquez y Van Dyck, también al español activo en Nápoles José de Ribera, a los franceses Nicolás Poussin y Claudio de Lorena, y a pintores italianos que contribuyeron a decorar sus múltiples residencias. Procuró además paliar lagunas existentes, agregando a la colección artistas italianos del Renacimiento italiano no veneciano como Rafael, Parmigianino o Correggio. A su muerte la colección real española era la mejor de Europa y el modelo a imitar.

Con el advenimiento de la dinastía Borbón llegaron los pintores franceses, dando inicio a un siglo, el XVIII, dominado por artistas foráneos. A los franceses les sucedieron los italianos y, en el tercer cuarto de la centuria, Madrid fue escenario de una de las rivalidades artísticas más fascinantes de Europa, cuando Carlos III empleó a dos artífices antagónicos en sus formas de entender y practicar la pintura: el veneciano Giovanni Battista Tiepolo, brillante epígono de la gran tradición, y el bohemio formado en Roma Anton Raphael Mengs, heraldo del neoclasicismo. Sólo a finales del siglo, con Goya, vuelve un pintor español a dominar el escenario cortesano.

El Prado y sus colecciones son reflejo de la historia de España, cuyo menguante papel  internacional en el siglo XIX mermó su atractivo para artistas foráneos. Son ahora los españoles quienes se educan y trabajan fuera: en Roma a principios de la centuria, y desde mediados en París, convertida en capital mundial del arte. De ello, del fervor nacionalista que recorrió el siglo, y que nuestros pintores plasmaron en lienzos que celebraban sus gentes, paisajes e historia,y de la desamortización de los bienes eclesiásticos que, vía Museo de la Trinidad, contribuyeron decisivamente a acrecentar los fondos procedentes de la Corona, dan fe nuestras colecciones, que se cierran en 1881, año de nacimiento de Picasso. Y unas colecciones que, aunque mayoritariamente pictóricas, comprenden asimismo excepcionales testimonios escultóricos, de artes decorativas y de obras sobre papel, de la Antigüedad al siglo XIX.

Desde su creación en 1819 el Museo del Prado ha sido un decisivo actor del progreso de la historia del arte. Ha sido determinante en la recuperación de los primitivos españoles y de figuras emblemáticas como El Greco, en el encumbramiento de Velázquez a la cúspide del Parnaso pictórico español,  y sus salas han servido de inspiración a algunos de los pintores más vanguardistas de los últimos 150 años. Tal es el acervo que mostramos orgullosos a nuestros visitantes.

Картины в музее Прадо в Мадриде

Стоит отметить, что изначально коллекцию картин собирали короли и представители придворной знати. Сначала коллекция музея насчитывала 311 картин, сейчас — более 8 000. Музей Прадо по праву считается сокровищницей испанской, фламандской и итальянской живописи.

Первые экспонаты музея — произведения Тициана, Веронезе, Веласкеса и других мастеров. Именно в музее Прадо хранятся наиболее полные собрания картин Гойи, Босха, Эль Греко, Мурильо, Сурбарана.

Испанское искусство

В музее Прадо собрана богатейшая коллекция средневековых фресок, произведений Ренессанса и полотен XIX века. Например, картины Гойи вы можете увидеть сразу на трех этажах музея, здесь представлены такие шедевры, как «Портрет семьи Карла IV», «Махна обнаженная», «Махна одетая», «Сатурн, пожирающий своего сына», «Колосс», «Молочница из Бордо» и другие.

На 1-ом этаже посетители могут насладиться красотой полотен Эль Греко: «Христос, несущий крест», «Поклонение пастухов», «Распятие», «Воскресение Христово», «Вид Толедо» и другие.

Также на первом этаже вы можете увидеть «Менины», «Портрет короляФилиппа IV» Веласкеса, «Непорочное зачатие», «Аврора», «Святая Мария Египетская» Риберы, «Дети с раковиной», «Благовещение», «Рождение Иоанна Крестителя» Мурильо, «Оборона Кадиса», «Подвиг Геркулеса» Сурбарана и другие.

Фламандское искусство

На цокольном и 1-ом этаже музея Прадо представлены работы фламандских художников (современные Бельгия, Люксембург, Нидерланды). Там представлены следующие полотна: «Снятие с креста» и «Оплакивание» Вейдена, «Воз сена» и «Сад земных наслаждений» Босха, «Святой Георгий, поражающий дракона», «Три грации» Рубенса, «Взятие под стражу» Дейка, «Триумф смерти» Брейгеля и другие.

Триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»,  Елизавета Антонова

Итальянское искусство

Что касается итальянских живописцев, то в музее Прадо можно увидеть «Вакханалию», «Поклонение Венере» Тициана (всего в музее хранится 40 работ этого мастера), «Царицу Савскую перед Соломоном», «Похищение Елены» Тинторетто, «Брак в Кане Галилейской», «Венеру и Адониса» Веронезе, «Святое семейство под дубом», «Агостино Беаццано» Рафаэля, «Мадонну с младенцем и Святого Иоанна» Корреджо и другие.

Кроме трех выделенных выше направлений в музее представлены картины английских, немецких, французских живописцев. Например, «Роберт Батчер» Гейнсборо, «Вакханалия» Пуссена, «Автопортрет» Дюрера и другие.

Также посетители могут увидеть различные скульптуры, драгоценные украшения, столы и другие экспонаты, некогда принадлежавшие правителям Испании.

В музее периодически проходят тематические выставки. Например, посвященные творчеству Тициана, Босха, Пикассо и других мастеров. Музей Прадо зачастую является участником подобных выставок и в других странах. Еще в музее организуют лекции, семинары, где исследователи, искусствоведы рассказывают о творчестве прославленных живописцев прошлого, а также о современном искусстве.

Сергей Архипкин

История создания

Предпосылки к созданию в Мадриде музея появились еще в 17 веке, когда многие именитые художники и королевские министры ходатайствовали перед испанскими монархами о создании заведения, где можно было бы размещать частные коллекции изобразительного искусства. В 1757 году Фердинанд VI с подачи своей супруги Барбары Браганса решил создать художественный музей, но спустя год королева скончалась, а сам Фердинанд впал в такое отчаяние, что пережил жену всего лишь на год. Его преемник  Карл III также желал видеть в Мадриде музей, но не художественный, а посвященный естественным наукам. Для этого в 1775 году он поручил архитектору Хуану де Вильянуэва создать подходящее здание (нынешний музей Прадо), но дожить до завершения строительства королю так и не довелось.

Его сын и наследник Карл IV в почти завершенном дворце подумывал устроить пинакотеку, как желал его дядя Фердинанд VI, но тут случилось вторжение наполеоновских войск, и правителем Испании стал брат Наполеона, Жозеф Бонапарт. Огрехи правления короля-узурпатора оставим на его совести, а вот к зарождению будущего музея Прадо он имел вполне прямое отношение – в 1809 году по его указу был учрежден Музей Жозефино. В здании Паласио Буэнависта стали размещать художественные коллекции, что в какой-то мере поспособствовало защите произведений испанского искусства от разграбления наполеоновскими войсками. После завершения французской оккупации новым королем Испании стал Фердинанд VII при котором в 1819 году в Прадо наконец был открыт Королевский музей живописи, правда, доступный к публичным посещениям только по средам с 9 до 14 часов. Первая выставка занимала всего три зала и насчитывала чуть более 300 полотен, хотя в фондах музея, основой которых была внушительная королевская коллекция, уже тогда находилось свыше 1,5 тысячи произведений искусства.

В дальнейшем коллекция музея продолжалась расширяться самыми разными путями. Так, например, в годы Первой карлистской войны в Прадо были направлены собрания из различных дворцов в окрестностях Мадрида, в число которых входили и предметы искусства из Эскориала. После свержения с престола в 1868 году королевы Изабеллы II коллекции Королевского музея живописи подверглись национализации. В 1872 году в фонды музея были добавлены коллекции упраздненного музея Тринидад, в котором несколько десятилетий хранились сокровища и произведения искусства, изъятые у монастырей во время так называемой конфискации Мендисабаля в 1830-40-х годах. После слияния коллекций учреждение получило название Музей живописи и скульптуры, и только в мае 1920 года оно было переименовано в Национальный музей Прадо.

К этому моменту фонды музея существенно увеличились за счет новых приобретений и частных пожертвований, в связи с чем здание музея уже перенесло несколько преобразований в начале 20 века, за которыми последовали новые перестройки в 1920-30-х годах. В 1936 году директором музея Прадо был избран Пабло Пикассо, известность и авторитет которого помогли спасти основную часть коллекции музея в годы Гражданской войны, когда экспонаты удалось тайно эвакуировать в Женеву. В послевоенные годы музей вновь перенес ряд расширений, а также со временем получил в распоряжение два отдельно стоящих здания: Касон дель Буэн Ретиро и Салон де Рейнос. Туристический бум, начавшийся в конце 20 века, породил новые изменения в облике музея, который за последние десятилетия был существенно модернизирован и обрел несколько новых выставочных пространств.

Ссылки [ править ]

  1. ^
  2. . Национальный музей Прадо . Проверено 15 ноября 2012 года .
  3. . Випеало . Дата обращения 13 ноября 2020 .
  4. Алан Райдинг (1 августа 1990 г.). . Нью-Йорк Таймс . NYTimes.com . Проверено 15 ноября 2012 года .
  5. Алан Райдинг (1 мая 1995 г.). . Нью-Йорк Таймс . NYTimes.com . Проверено 15 ноября 2012 года .
  6. ^ Аль Гудман (19 ноября 1998 г.). . Нью-Йорк Таймс . NYTimes.com . Проверено 15 ноября 2012 года .
  7. . Национальный музей Прадо . Проверено 15 ноября 2012 года .
  8. ^
  9. (на испанском языке). Национальный музей Прадо . Проверено 15 ноября 2012 года .
  10. . ABC . Дата обращения 13 ноября 2020 .
  11. . Национальный музей Прадо . Проверено 15 ноября 2012 года .
  12. ^ Майкл Киммельман (21 ноября 1993 г.). . Нью-Йорк Таймс . NYTimes.com . Проверено 15 ноября 2012 года .
  13. Дейл Фукс (24 декабря 2004 г.). . Нью-Йорк Таймс . NYTimes.com . Проверено 15 ноября 2012 года .
  14. Тремлетт, Giles (14 января 2009). . Хранитель . Лондон: Guardian News & Media Limited . Дата обращения 5 марта 2019 .
  15. . Google.com . Архивировано из 17 -го января 2009 года . Проверено 24 января 2009 года .

Полезная информация о музее Прадо

5 интересных особенностей достопримечательности

Для любознательных небезынтересными будут такие фактические эпизоды о музее Прадо в Мадриде:

1. Древнейший артефакт музея – скульптурное изображение царя Лагаша (2124-2119 годы до н.э.) из диорита.

2. Декоративное искусство тоже представлено в экспозиции. Выделяется коллекция «Сокровища Дофина», составленная из предметов XVI — XVII веков.

3. Пабло Пикассо был директором музея с 19 сентября 1936 года до конца Гражданской войны (1 апреля 1939 года).

4. Историческая эвакуация достопримечательности также случилась в Гражданскую войну в Испании. Холсты вывозились, например, в Валенсию, Каталонию и Женеву (Швейцария).

5. Грабительства галереи. Наиболее громкое датируется 1918 годом. Украдено, но возвращено, 18 предметов, основным участником стал служащий музея Р. Коба.

Видео о музее Прадо:

Справочная информация о музее Прадо

Время посещения музея Прадо:

  • С понедельника по субботу: с 10:00 до 20:00.
  • Воскресенье и праздничные дни: с 10:00 до 19:00
  • Сокращенные часы работы: с 10:00 до 14:00 (6 января, 24 и 31 декабря)
  • Закрыто 1 января, 1 мая и 25 декабря

Стоимость посещения музея Прадо:

  • Цена стандартного билета: 15 евро
  • Билет со скидкой: 7,5 евро (для людей старше 65 лет, младше 18 лет, многодетных семей)
  • Билет + гид по музею: 24 евро

Музей Прадо на карте:

Как добраться до музея Прадо:

  • Метро: станция Banco de España (línea 2), станция Atocha (línea 1)
  • Автобусы: № 9, 10, 14, 19, 27, 34, 37 или 45.

Что посмотреть рядом с музеем Прадо в Мадриде:

  • Парк Буэн-Ретиро – один из лучших парков Испании
  • Собор Альмудена – великолепный кафедральный храм Мадрида
  • Улица Гран-Виа в Мадриде – центральная улица испанской столицы
  • Площадь Пуэрта-дель-Соль – центральная городская площадь Мадрида

Историческая справка

Коллекция картин, представленная в Прадо, начала собираться еще задолго до строительства и открытия самого музейного здания. Еще в XVI веке правители династии Габсбургов (король Карл V и его сын Филипп II) начали собирать полотна известных испанских художников. Чуть позже королевский двор приобрел несколько картин итальянских и фландрийских живописцев. На протяжении многих лет коллекция Габсбургов росла и постоянно пополнялась. Уже в те далекие времена испанские правители могли похвастаться большим количеством работ таких мастеров, как Босх, Рафаэль, Тициан, Ван Дейк, Брейгель Старший и др.

Здание, в котором сейчас размещается музей Прадо, также имеет длинную историю. Его возведение началось еще в 1785 году. Изначально планировалось, что в помещении будет размещен Дом наук, но из-за оккупации Мадрида войсками Наполеона с 1808 по 1813 год в здании пришлось организовать казарму, где базировалась испанская кавалерия.

В 1814 году король Испании Фердинанд VII решил открыть в освободившемся помещении Королевский музей европейского искусства. Торжественное открытие культурного объекта состоялась лишь пять лет спустя – в ноябре 1819 году. Король хотел не только продемонстрировать собранную коллекцию (на тот момент она состояла из 311 полотен), но и доказать всему миру, что творения испанских живописцев ничуть не уступают работам других европейских творцов.

Свое название испанский музей получил неслучайно. Ранее на месте построенного здания располагался парк Прадо де Сан-Херонимо. Основатели галереи решили оставить старое название – Прадо (это слово переводится с испанского языка, как «лужок»).

После начала функционирования музея коллекция полотен также продолжала расти. Уже в 1826 году сюда попали картины, хранившиеся в академии Сан Фернандо. После закрытия некоторых монастырей и церковных школ произведения искусства также передавались в мадридскую галерею. Помимо этого, многие частные коллекционеры завещали свои коллекции Прадо.

История

В XVIII веке Испания понемногу стала пробуждаться от тяжелого средневекового сна. А образованное общество потянулось к наукам и искусству.  Первый публичный музей, открытый в Мадриде, решили посвятить естествознанию. А здание для него построить в небольшом парке Прадо.

Находящемся на значительном удалении от центра – по сути, здесь начинался уже пригород.  Строительство специализированного музейного комплекса началось в 1785 году – проект разработал видный архитектор эпохи классицизма, Хуан де Виллануэва .

Однако, почти сразу строительство прервали. Причинами послужили смерть короля Карла III в 1788 году, и нехватка денег в казне. А затем, в начале ХIХ века, и нашествие французов. Лишь в 1814 был издан указ о завершении постройки.

Проект реализовал архитектор Антонио Лопес Агуадо, но концепция решительно изменилась. Вместо естественно-научных коллекций внутри положили разместить картины.  Первыми передали произведения искусства из королевских дворцов. Вначале их было немного: всего 311 полотен.

Постепенно количество картин в Прадо увеличивалась. И  уже к 1821 году их было 512. А к 1826 году музей располагал 724 живописными единицами. Кроме того положили начало коллекционированию скульптурных произведений.

Со временем в дирекцию пришли люди искусства и Прадо стал относительно независим  от двора. Самый значимый для него год – 1868, когда из королевского его преобразовали в музей города Мадрида. Вслед за этим администрация начала активно пополнять собрание собственными усилиями.

Так, в Прадо было мало картин испанских художников XV-XVI веков, голландских и английских мастеров. Эти пробелы начали активно восполнять: например, купив коллекцию Бермехо. А картины Гойи, ранее хранившиеся в запасниках, поместили на экспозицию. В XVIII веке музей получил значительные пожертвования от частных коллекционеров.

Главные экспозиции музея

Испанская живопись 1100−1910 годов. Выставка начинается на нулевом этаже, где представлены средневековые фрески и картины эпохи Возрождения. В работах Эль Греко, Рибера, Мурильо и других можно отследить все основные тенденции развития живописи в Испании. Тут хранится удивительное количество шедевров — например, более 130 работ художника Франциско Гойи. Основная коллекция художников золотого века распределена по 14-ти комнатам на первом этаже музея. Работы размещены в хронологическом порядке, при этом подчеркивается их связь с другими национальными традициями: фламандцами, венецианцами и французскими кавараджистами.

«Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», Франциско Гойя / Фото: mbell1975

Итальянская и французская живопись 1300−1800 годов. Основные картины попали в музей из испанской королевской коллекции, поэтому здесь немного работ, созданных до 1500 года — тогда коллекционирование предметов искусства еще не вошло в моду. Среди ранних произведений можно увидеть картины Боттичелли, Мантенья и Фра Анджелико. Зато во времена Филиппа III в королевскую коллекцию попали работы Караваджо, Тициана, Тинторетто и других гениальных творцов, которым теперь посвящены залы на первом этаже. Картины Рафаэля выставлены в отдельной экспозиции на нулевом этаже.

Вторая картина из серии «Новелла о Настаджо дельи Онести», Боттичелли / Фото: Peter

Фламандская живопись и северные школы. Фламандская живопись — школа изобразительного искусства, развившаяся в XV−XVII веках на территории современной Голландии. В XV веке этот стиль очаровал всю Европу из-за реалистичной прорисовки деталей и глянцевого блеска, который достигался за счет особой масляной краски. С конца XV века Испания и бывшие Нидерланды находились под правлением династии Габсбургов, поэтому в музее Прадо собрана лучшая и самая большая в мире коллекция работ фламандцев. На нулевом этаже выставлена большая коллекция голландских примитивистов, а на первом находятся работы Иеронима Босха, известного в Испании, как Эль Боско, Питера Брейгеля Старшего, Рубенса, Джордана и Ван Дейка.

«Коронование терновым венцом», Ван Дейк / Фото: es.wikipedia.org

Немецкая живопись 1450−1800 годов. Небольшая коллекция живописи, включающая картины, написанные с XVI по XVIII века. Отдельный зал на нулевом этаже посвящен работам Лукаса Кранаха, Бальдунга Грина и Альбрехта Дюрера.

Автопортрет, Альбрехт Дюрер / Фото: es.wikipedia.org

Английская живопись 1750−1800 годов. В музее Прадо собрана удивительная коллекция портретов XVIII и XIX веков — эпохи культурного расцвета Британии. На первом этаже находится экспозиция картин Гейнсборо, Рейнольдса и Лоуренса.

«Помпейская сцена», Лоуренс Альма-Тадема / Фото: ru.wikipedia.org

Скульптура. В Прадо находятся более 220 классических скульптур, привезенных из Италии. На их примере можно вживую увидеть, как эволюционировало искусство со времен Древней Греции до XIX века.

Фото: Verónica Bautista

Рисунки и эстампы. В музее находится более четырех тысяч рисунков, 500 из которых выполнены Франциском Гойя — это самая большая в мире коллекция произведений художника. Рисунки и гравюры, в основном, демонстрируются на временных выставках.

Фото: Alex Segre

Декоративное искусство. Здесь собраны множество живых памятников эпохи: выдающаяся коллекция столов и досок из флорентийского камня, множество инструментов из горного хрусталя, а также более 1300 медалей и около 1000 разнообразных монет. Среди других необычных экспонатов тут выставлены фламандские гобелены, керамика Талавера, фарфор из Буэн-Ретиро и старинная мебель. Фишка коллекции — драгоценности Филиппа V, унаследованные им от отца. Выставка «Сокровища дофина» проходит на нулевом этаже.

Фото: Galayos

Prado Store

Museum Guides
The Prado Guide (Spanish)

Museum Guides
The Prado Guide (English)

Museum Guides
The Prado Guide (German)

Museum Guides
The Prado Guide (Italian)

Museum Guides
The Prado Guide (French)

Museum Guides
The Prado Guide (Portuguese)

Museum Guides
The Prado Guide (Russian)

Museum Guides
The Prado Guide (Chinese)

Museum Guides
The Prado Guide (Japanese)

Museum Guides
The Prado Guide (Korean)

Museum Guides
Visitor’s Guide (Spanish)

Museum Guides
Visitor’s Guide (English)

Museum Guides
Visitor’s Guide (German)

Museum Guides
Visitor’s Guide (Italian)

Museum Guides
Visitor’s Guide (French)

Museum Guides
Visitor’s Guide (Portuguese)

Museum Guides
Visitor’s Guide (Russian)

Museum Guides
Visitor’s Guide (Chinese)

Museum Guides
Visitor’s Guide (Japanese)

Museum Guides
Visitor’s Guide (Corean)

Специальные выставки

В период с 8 ноября 2011 г. по 25 марта 2012 г. группа из 179 произведений искусства была доставлена ​​в Музей Прадо из Эрмитаж в Санкт-Петербург. Известные работы включали:

  • Ученый (1631), автор Рембрандт
  • Лютнист (ок. 1596 г.), автор Караваджо
  • Экстаз Святой Терезы (1647), автор Бернини
  • Игра в чаши (1908), автор Анри Матисс
  • Букет васильков со стеблями овса в вазе (ок. 1900 г.), автор Дом Фаберже
  • Пруд в Монжероне (1876), автор Клод Моне
  • Ремень пряжка с монстром, атакующим лошадь, (IV – III вв. До н.э.), (золотой орнамент из Петра I Сибирский Коллекция)
  • Восход луны, двое мужчин на берегу (ок. 1900), автор Каспар Давид Фридрих
  • Композиция VI (1913), автор Василий Кандинский
  • Метафизический натюрморт (1918), автор Джорджио Моранди

И наоборот, впервые за свою 200-летнюю историю Музей Прадо посетил выставку своей знаменитой коллекции итальянских шедевров в Национальной галерее Виктории в Мельбурне, Австралия, с 16 мая 2014 года по 31 августа 2014 года. работы никогда ранее не покидали Испанию.

Управление

Финансирование

До начала 2000-х годов годовой доход Prado составлял примерно 18 миллионов долларов, из которых 15 миллионов поступали от правительства, а остальная часть — от частных пожертвований, публикаций и приемов. В 2001 году консервативное правительство Хосе Марии Аснара решило изменить финансовую платформу музея, положив начало государственно-частному партнерству. Согласно новому уставу, одобренному Генеральными кортесами в 2003 году, Prado должен постепенно снижать уровень государственной поддержки с 80 процентов до 50 процентов. Взамен музей получил контроль над бюджетом — сейчас это примерно 35 миллионов евро — и возможность собирать деньги за счет корпоративных пожертвований и мерчендайзинга. Однако его недавнее расширение на 150 миллионов евро было оплачено испанским государством.

В 1991 году Мануэль Вильяэскуса завещал свое состояние в мадридской недвижимости в размере почти 40 миллионов долларов Прадо, которое использовалось исключительно для приобретения картин. Впоследствии музей продал здания Вильяэскузы, чтобы получить от них доход. Завещание внезапно сделало Прадо одним из самых грозных претендентов на картины в мире.

Директора

Первые четыре директора были из дворян. С 1838 по 1960 годы режиссерами были в основном художники. С тех пор большинство из них стали историками искусства .

  • Маркиз Санта-Крус , 1817–1820 гг.
  • Принц Англоны , 1820–1823 гг.
  • Хосе Идиакес Карвахаль   , 1823–1826 гг.
  • Герцог Хиджар , 1826–1838 гг.
  • Хосе де Мадрасо , 1838–1857 гг.
  • Хуан Антонио де Рибера , 1857–1860 гг.
  • Федерико де Мадрасо , 1860–1868 гг.
  • Антонио Гисберт , 1868–1873 гг.
  • Франсиско Санс Кабот , 1873–1881 гг.
  • Федерико де Мадрасо , 1881–1894 гг.
  • Висенте Пальмароли , 1894–1896 гг.
  • Франсиско Прадилья , 1896–1898 гг.
  • Луис Альварес Катала , 1898–1901 гг.
  • Хосе Вильегас Кордеро , 1901–1918 гг.
  • Аурелиано де Беруете-и-Море , 1918–1922 гг.
  • Фернандо Альварес де Сотомайор , 1922–1931 гг.
  • Рамон Перес де Айяла , 1931–1936 гг.
  • Пабло Руис Пикассо , 1936–1939 гг.
  • Фернандо Альварес де Сотомайор , 1939–1960 гг.
  • Франсиско Хавьер Санчес Кантон , 1960–1968 гг.
  • Диего Ангуло Иньигес , 1968–1971 гг.
  • Ксавье де Салас Bosch   , 1971-1978
  • Хосе Мануэль Пита Андраде   , 1978–1981 гг.
  • Федерико Sopeña   , 1981-1983
  • Альфонсо Перес Санчес   , 1983-1991
  • Фелипе Гарин Llombart   , 1991-1993
  • Франсиско Кальво Серраллер , 1993–1994 гг.
  • Хосе Мария Лусон Ногуэ   , 1994–1996 годы
  • Фернандо Чека Cremades   , 1996-2002
  • Мигель Зугаза Миранда   , 2002–2017 гг.
  • Мигель Фаломир   , 2017-настоящее время

История музея Прадо

История музея берет начало с личной коллекции испанского короля Карлоса I, страстного почитателя и знатока искусства, решившего завещать собранные им картины наследнику престола. Его сын, вошедший в историю под именем Филиппа III, абсолютно ничего не понимал в искусстве, и не только не пополнил отцовскую коллекцию, но и сумел отправить в дар своему двоюродному брату несколько картин великого итальянского живописца Караваджо. Только при Филиппе IV коллекция начала быстро пополняться, испанские послы в разных странах внимательно наблюдали за творчеством местных художников и выкупали самые лучшие творения.

Позднее, почти на рубеже XVIII –XIX веков, когда королевская коллекция насчитывала уже не один десяток полотен, решено было преобразовать ее в общедоступный музей, посвященный естествознанию. Для строительства будущего хранилища бесценных художественных коллекций выбрали место в парке Прадо, чье имя перешло в название галереи. Автором проекта, выполненного в стиле позднего испанского классицизма, являлся архитектор Х. де Вильянуэва. Строительство было практически закончено к 1811 году, однако практически сразу подверглось разграблению и частичному разрушению вторгшимися наполеоновскими войсками.

Только лишь в 1814 году король Фернандо VII, вернувшись на родину из изгнания, распорядился восстановить первоначальный вид музея. Деятельное участие в подготовке открытия общедоступной картинной галереи принимала супруга короля, Мария Изабелла. Именно благодаря ей королем был подписан специальный указ об учреждении музея изобразительных искусств. Галерея приняла первых посетителей 19 ноября 1819 года, экспозиция была составлена из трех сотен картин, принадлежавших королевской семье.

За долгие годы своего существования мадридский музей Прадо пережил многое: мировые и гражданскую войны, военные перевороты, внутренние смуты. Коллекция то пополнялась, то сокращалась, но основную часть удалось сохранить.

В настоящее время собрание Прадо насчитывает около 8 тысяч экземпляров, кроме этого – почти тысячу скульптур, огромную коллекцию рисунков (около 8 тысяч), множество исторических документов, а также коллекционных предметов декоративного творчества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector