Как я побывала с архиепископом в самой северной точке евразии на мысе челюскин

Климат

Мыс Челюскин имеет тундровый климат ( классификация климата Кеппена ET ), при этом ни один месяц не имеет температуры ниже нуля. Зима в прошлом году круглый год, но в летние метеорологические месяцы она может прерываться короткими периодами температур выше средних. Снегопад обычно круглый год, причем каждый год выпадает снег в течение каждого месяца, включая лето. Пик солнечного света приходится на апрель, а в конце июля или начале августа он начинает резко снижаться.

Климатические данные для мыса Челюскин
Месяц Янв Фев Мар Апр Может Июн Июл Авг Сен Октябрь Ноя Декабрь Год
Рекордно высокая ° C (° F) 0,3 (32,5) -0,5 (31,1) -0,4 (31,3) 4,3 (39,7) 8,2 (46,8) 15,6 (60,1) 23,3 (73,9) 21,6 (70,9) 13,4 (56,1) 5,4 (41,7) -0,3 (31,5) -0,6 (30,9) 23,3 (73,9)
Средняя высокая ° C (° F) -25 (-13) -25,3 (-13,5) -23,5 (-10,3) −17,1 (1,2) -7,5 (18,5) 0,3 (32,5) 3,5 (38,3) 3,0 (37,4) -0,8 (30,6) -8,9 (16,0) -17,6 (0,3) -22,7 (-8,9) -11,8 (10,8)
Среднесуточное значение ° C (° F) -28,2 (-18,8) -28,4 (-19,1) -27,0 ( -16,6 ) -20,5 (-4,9) -9,9 (14,2) -1,3 (29,7) 1,4 (34,5) 0,9 (33,6) -2,6 (27,3) -11,4 (11,5) -20,7 (-5,3) -25,8 ( -14,4 ) -14,5 (6,0)
Средняя низкая ° C (° F) -31,6 (-24,9) -31,6 (-24,9) -30,2 (-22,4) -23,6 (-10,5) -12,3 (9,9) -2,8 (27,0) -0,1 (31,8) -0,5 (31,1) -4,4 (24,1) -14,4 (6,1) -24 (-11) -28,9 (-20,0) -17,0 (1,4)
Рекордно низкая ° C (° F) -48,8 (-55,8) -45,8 (-50,4) -45,9 (-50,6) -41,7 (-43,1) -28,9 (-20,0) -18,0 (-0,4) -5,7 (21,7) -11,2 (11,8) -21,2 (-6,2) -33,6 (-28,5) -41,9 (-43,4) -45,6 (-50,1) -48,8 (-55,8)
Среднее количество осадков, мм (дюймы) 14 (0,6) 13 (0,5) 13 (0,5) 12 (0,5) 14 (0,6) 14 (0,6) 26 (1.0) 30 (1,2) 23 (0,9) 22 (0,9) 12 (0,5) 12 (0,5) 205 (8,3)
Средние дождливые дни 0,4 6 13 13 6 0,6 38
Средние снежные дни 16 15 15 15 22 11 4 6 16 24 21 год 17 183
Средняя относительная влажность (%) 83 83 82 83 86 90 93 94 91 86 84 83 86
Среднее количество солнечных часов в месяц
0,0 4.0 113,0 252,0 216,0 145,0 161,0 95,0 43,0 15.0 0,0 0,0 1,044
Источник 1: pogoda.ru.net
Источник 2: NOAA (только солнце, 1961-1990 гг.)

Отели на мысе Челюскина и рядом с ним

Ближайший населенный пункт к мысу Челюскин – село Новорыбное. Официальных отелей и гостиниц здесь нет, но жители села настолько дружелюбны, что смогут поселить 3-4 человека в своих домах.

Расстояние до мыса на автомобиле всего 4 с небольшим км, местные жители смогут подсказать, что лучше взять с собой в путешествие.

Есть отели в районном центре Хатанга:

  1. «Котуй». Стоимость номера зависит от кол-ва проживающих и условий проживания. Люксовские номера со всеми современными удобствами стоят дорого, но есть жилье среднего уровня, значительно дешевле. Находится отель по ул. Таймырская, д. 27.
  2. «Заполярье». Расположен недалеко от аэропорта. Прилетевшие на отдых туристы могут переждать непогоду и вылет своего рейса. Стоимость номера зависит от условий проживания и кол-ва гостей.

Исторические факты

Официальная дата открытия мыса – 20.05.1742 г., великое открытие принадлежит морскому путешественнику и исследователю северных рубежей России С.И Челюскину.

Мыс Челюскин — самая крайняя северная точка России

Изначально, адмиралтейство не придало большого значения этому географическому факту, исследованию самой северной российской территории

Но позднее, оценив важность торговых путей Карского моря, отдали Челюскину должное, назвав мыс его именем

В период 1733-43 годов Челюскина откомандировали в состав 2 камчатской экспедиции под предводительством В. Прончищева и Х. Лазарева, его именем позднее назовут одно из морей Сев. Ледовитого океана.

На исходе 1735 г. исследователи направились к берегам полуострова Таймыр, но через год умер друг и соратник Челюскина – В.В. Прончищев, его похоронили вместе с женой, первой женщиной-исследователем северных территорий, в вечной мерзлоте на берегу р. Оленек. Поэтому северный поход был прерван.

Но в 1740 г. вновь собирается экспедиция к берегам Таймыра. В июле к полуострову направляется судно «Якутск», история этого путешествия храниться в архивах Военно-Морского Адмиралтейства в С-Петербурге.

Через 60 суток пути судно заблокировали дрейфующие льды, членам экспедиции пришлось высаживаться на берег, они решили дождаться крепкого льда, который мог бы выдержать вес припасов и снаряжения. Ждать пришлось в землянках, их сооружение стоило больших трудов – кругом вечная мерзлота, каменистый грунт, лопаты ломались очень часто.

Пройдя по суше около 700 верст, члены экспедиции добрались до зимовья – многие участники похода заболели цингой, были сильно простужены. Здесь им оказали врачебную помощь.

Но Челюскин не собирался прерывать исследования, и вместе с добровольцами (с 2 казаками – Фофановым и Гороховым) отправился дальше на север Таймыра, чтобы закончить начатые географические исследования.

Во время всего путешествия стояли сильные морозы, но троица на собачьих упряжках продолжала двигаться дальше.

В апреле они добрались до м. Св. Феддея, здесь ими был установлен маяк, но поход по исследованию Севера продолжили.

09.05.1742 г (по старому времяисчислению) экспедиция добралась до неизвестных ранее мест – мысу. Группа исследователей поставила здесь верстовой столб, где указали принадлежность местности – Россия.

За все это время было пройдено более 7 тыс. км, сделано множество описаний местностей, по которым они следовали.

С 1878 г. название самой северной точки Евразийского континента было внесено во все международные карты, а норвежским исследователем было доказано, что это самая северная точка Евразии. Мыс Челюскина на карте России сейчас живет современной жизнью – здесь работают научные исследователи, построен аэродром для связи с Большой землей.

МЫС ЧЕЛЮСКИН

И, казалось бы, нет места человеку в этом краю скал, серых волн и вечных льдов. Но 267 лет назад и этот северный форпост, сдался людям, которых не пугали трудности и лишения – первооткрывателям Арктики. Сейчас, с развитием науки и технического прогресса, почти не осталось на планете неизведанных мест. Поэтому страницы газет не блещут теперь именами первооткрывателей и новыми географическими находками. Кто были те люди, которые без уверенности в том, что вернутся обратно, зная, что путь их будут сопровождать холод, голод, болезни, потери, отправлялись в неизведанные дали, к суровым северным берегам, в никуда? А те, что сумели выжить в арктических экспедициях и были знакомы с трудностями и лишениями – зачем возвращались они в эти жестокие края снова и снова? Кто они, покорители Арктики? — Исследователи, одержимые целью постичь доселе неизвестное, патриоты, идущие на подвиг для утверждения государственности на дальних берегах Отчизны, фанаты своего дела – картографы, географы, моряки.

Мыс Челюскин, Арктика, Таймыр

История исследования и освоения[править | править код]

Впервые достигнут участником 2-й Камчатской (Великой Северной) экспедиции штурманом С. И. Челюскиным вместе с казаками Фофановым и Гороховым в 1742 году (в «Очерках по истории географических открытий» спутники Челюскина названы солдатами Антоном Фофановым и Андреем Праховым). К 100-летию экспедиции мыс был переименован Русским географическим обществом из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскин.

В августе 1878 года мыс Челюскин посетила экспедиция шведского исследователя Арктики Норденшельда. Участники экспедиции высадились на самом западном выступе (сейчас это мыс Вега) и установили на нём небольшой знак в виде бревна с грудой камней у основания и оставили записку, найденную в 1935 году командой советского ледокола Ермак. В августе 1893 — норвежский исследователь Нансен также достиг мыса Челюскин. Свои впечатления Нансен описал так:

…Под утро очутились напротив мыса Челюскин… мы подняли судовые флаги и послали тремя нашими последними пушечными зарядами громовой салют над морем. Всех подняли на ноги. В празднично освещенной кают-компании появились на столе горячий пунш, фрукты и сигареты. Я взял свой стакан и сказал: «За ваше здоровье, ребята! Поздравляю с Челюскиным!» Потом заиграл орган, а я снова полез в бочку, чтобы бросить прощальный взгляд на землю. Теперь мы находились прямо против бухты короля Оскара. Я тщетно ищу в подзорную трубу знак Норденшельда. Сильно хочется сойти на берег, но на это нет времени. Ф.Нансен. «Фрам» в полярном море. М., 1956, т. 1, с. 146…

В 1901 году окрестности мыс Челюскин посетила русская полярная экспедиция Эдуарда Толля, а в 1913 году гидрографическая экспедиция Бориса Вилькицкого. Осенью 1918 года на мысе побывала экспедиция Амундсена на шхуне «Мод».

В 1932 году экспедицией Арктического Института под руководством Рудольфа Самойловича на ледоколе «Семён Дежнев» на мысе Челюскин сооружена полярная станция. Вторую зимовку возглавил И. Д. Папанин, расширив станцию до обсерватории.

В настоящее время станция называется радиометеорологическим центром, где зимуют от 8 до 10 человек. Построен ряд жилых зданий и научных павильонов. Часть зданий брошены и не эксплуатируются. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной Евразии «Мыс Челюскин», который обслуживается Хатангским объединённым авиапредприятием. От аэродрома осталась только вертолётная площадка, обслуживается военными.

В 2009 году на мысе был установлен поклонный крест.

Климатические условия

Климат очень суровый, как и полагается для Арктики. Зима длится 10-11 месяцев в году, бывает и так, что снег лежит круглогодично и не успевает растаять, как выпадает новый. Температура всех месяцев отрицательная, редко, когда в июне может быть 1 градус тепла. Самые суровые зимние месяцы – это январь и февраль, температура воздуха может опускаться ниже минус 40. Но зимы здесь немного теплее, чем в другой части Таймыра, из-за отепляющего воздействия морей.

Самый тёплый месяц – это июнь, но лето на Таймыре холодное и сырое. Самая максимальная температура, зарегистрированная на полуострове, – это 24 градуса тепла, а самая минимальная – это 52 градуса ниже нуля. Растительность в данной местности очень скудная: в основном, это мхи, лишайники и несколько видов арктических цветов.

На мысе Челюскин установлены памятники в память об отважных исследователях и покорителях Северного полюса, благодаря которым и писалась арктическая история. Это столб, сделанный из дерева с памятной доской, на которой написаны координаты объекта. Братская могила в виде пирамиды на постаменте – место захоронения исследователей сурового края, мемориальные доски пилотам Р.Т. Воробьёву и Г.В. Шилову, глыба белого цвета из кварца, которая обозначает точку северного окончания материка, знак в виде паруса, сделанный земляками С. Челюскина в память о первопроходцах Таймыра, и плита с именами всех тех, кто участвовал в экспедиции, со столбом из гранита, установленные в честь 250-летия открытия мыса, с моделью шлюпки «Якутск».

Осенью в 2009 г. был установлен православный Поклонный крест на Таймыре в знак памяти всем тем, кто принимал участие в покорении Севера и защищает северные границы нашей Родины.

Мыс Челюскин – это не просто крайняя северная материковая точка России. Это доказательство того, на что способен человек ради науки, насколько далеко он может дойти в своём стремлении открыть что-то новое. И ещё – это доказательство мужества всех тех, кто изучал арктическую природу и, несмотря на суровые условия, продолжал двигаться вперёд, чтобы показать всему миру красоту Северного полюса.

Доказательство Свердрупа

После Восточного Северного мыса Челюскин с товарищами повернули на запад, направляясь навстречу второй части экспедиции под руководством поручика Харитона Лаптева. Встреча состоялась спустя два месяца – 20 июля 1742 года. А уже осенью штурман Челюскин вернулся в Петербург, отчитался обо всех своих приключениях на Севере и вернулся к службе на Балтике. Он вышел в отставку в 1756 году в чине капитана третьего ранга, что считалось неплохим достижением для штурмана в то время. А через восемь лет умер, и могила его до сих пор неизвестна.

Но имя Семена Челюскина навсегда осталось вписанным в историю великих географических открытий. В 1842 году академик Александр Миддендорф стал вторым после штурмана Челюскина исследователем, побывавшим на Восточном Северном мысе, и именно тогда он высказал предложение переименовать его в мыс Челюскина. Идея встретила поддержку Русского географического общества, и на русских картах появился новый топоним. А в 1878 году он получил признание и за пределами России: название «мыс Челюскин» появилось на международных картах.

Но прошло еще сорок лет, прежде чем удалось достоверно установить, что Семен Челюскин открыл самую северную оконечность Евразийского континента. В 1919 году экспедиция под руководством знаменитого полярного исследователя Руаля Амундсена на шхуне «Мод» шла Северным морским путем, и в сентябре оказалась зажата льдами у мыса Челюскина. Именно в это время участник экспедиции, известный шведский океанолог и метеоролог Харальд Свердруп с помощью современной аппаратуры уточнил координаты мыса — 77°43’ северной широты, чем и подтвердил, что это и есть самая северная точка Евразии.

Недоросль из Навигацкой школы

Биографы Семена Челюскина по сей день спорят о том, в каком году он появился на свет. Наиболее вероятными считаются две даты – 1704 и 1707 годы. Получается, что в Москву на смотр дворянских недорослей в 1714 году — это первая точная дата в биографии Челюскина — он явился в возрасте семи или десяти лет, и почти сразу же был зачислен в Школу математических и навигацких наук.

Зачисление в это учебное заведение, считающееся первым в российской истории специализированным инженерно-техническим и военно-морским заведением, стало поворотным моментом в судьбе будущего первооткрывателя. Однако его могло и не быть… по политическим причинам. Семья Челюскиных, или, как они писались до конца XVII века, Челюсткиных, была хорошо известна в Московском царстве, из нее вышло немало высокопоставленных придворных — воевод, «письменных голов», стольников и стряпчих. Должности головы, то есть фактически чина полковника, достиг дед будущего штурмана, Родион Матвеевич, который активно участвовал в карьере своего сына, Ивана Родионовича. Но именно с него и начались неприятности рода Челюскиных. После знаменитого стрелецкого бунта 1698 года фамилия оказалась в списке неблагонадежных. И если бы не потребность царя Петра I в новых морских кадрах и не способности недоросля Семена, неизвестно, сохранилась бы память о семействе Челюскиных в истории нашей страны.

А способности у мальчика оказались недюжинными. Поначалу, как удалось установить историку и биографу Валерию Богданову, он был определен в класс русской грамоты, основной задачей которого было выявление наиболее способных учеников и подготовка их к более серьезному обучению. Семен Челюскин сумел отлично зарекомендовать себя, и уже через три года его перевели в навигацкий класс — готовить к будущей морской службе. Обучение было серьезным: ученики осваивали алгебру и геометрию, географию и астрономию, учились ориентироваться по Солнцу, звездам и планетам. Позднее эта наука пригодится Семену Челюскину, когда он будет определять координаты мыса, сегодня носящего его имя.

Школу математических и навигацких наук Семен Челюскин окончил через семь лет, в 1721 году, когда ему было от четырнадцати до семнадцати лет от роду. Окончил и получил назначение на корабли единственного тогда российского флота, Балтийского, на должность навигатора.

Надо сказать, что в петровские времена навигаторы и штурманы были на флоте сословием не слишком уважаемым, и останься Челюскин простым штурманом, вряд ли ему удалось добиться славы. Но судьба благоволила умному юноше. Хорошо проявивший себя на Балтике, особенно в таком непростом деле, как описание и составление карт Финского залива, подштурман Челюскин был отряжен обучать молодых учеников Навигацкой школы, прибывавших на практику.

А вскоре выпал ему счастливый случай: среди офицеров, участвовавших в подготовке Великой Северной экспедиции, затеянной императрицей Анной Иоанновной как продолжение предприятия Петра I, оказался бывший однокашник по Навигацкой школе лейтенант флота Василий Прончищев. По его протекции в списке офицеров и моряков, которые требовались для этого непростого путешествия, оказался и Семен Челюскин, причем имя его стояло в первых рядах — как опытного и старательного офицера-картографа. А когда все было уже утверждено, лейтенант Прончищев добился, чтобы его товарища зачислили к нему в команду. Ей предстояла непростая задача: исследовать северные берега России от Лены до Енисея. В те времена на картах эти места изображали как прямую линию, признавая, что никаких сведений о них попросту нет…

Путешествие на мыс Челюскина

Поселок Хатанга в апреле месяце превращается в своеобразный туристический центр, энтузиасты Севера самостоятельно организовывают путешествия на мыс – на вездеходах, снегоходах или лыжах.

В центре поселения в муниципалитете, в отделении МЧС следует оставить памятку, что группа из нескольких человек собирается отправиться на крайнюю северную точку. В ней необходимо точно указать кол-во путешественников, имеющееся снаряжение и имеющиеся средства помощи. Также нужно записать контакты на случай непредвиденных ситуаций.

Перед путешествием туристам необходимо пройти адаптацию:

  1. Привыкнуть к местным погодным условиям, северным ветрам снежной пурге, которая бывает в этих местах очень часто.
  2. Изучить маршруты следования – каждая группа может выбрать способ прибытия на мыс: либо вертолетом, либо в составе лыжной группы или на вездеходах
  3. Если есть желание, то можно на лыжах проложить маршрут. Но если на пути лыжников встретятся крупные полыньи, то через них туристов переправляют на вертолетах.

Однако стоимость путешествия слишком велико, все затраты могут составить более 500 тыс. руб. (поездка до Хатанги, озера Таймыр, вертолет в оба конца, проживание в гостинице, гид).

По приезду гости знакомятся с сотрудниками метеостанции, особенностями их работы, а также с командирами пограничной заставы.

Что находится на мысе Челюскин?

В 1932 г. была создана полярная станция, которую затем расширили до обсерватории. Сейчас это радиометеорологический центр, число сотрудников которого составляет всего 10 человек. Обычно период зимовки составляет 2 зимы, после сотрудников доставляют домой. Для полярников были построены жилые здания и научные павильоны.

Конечно, нельзя в разговоре о полярной авиации не вспомнить про Челюскин, на котором располагается самый северный аэродром материка, обслуживающийся Хатангским объединённым авиапредприятием. На нём располагается только вертолётная площадка, на которой находятся военные. Первый гидросамолёт достиг мыса Челюскина в 1932 г. В те годы полярная авиация служила не только научным целям, но и укрепляла положение России на международной арене. Даже в военные годы освоение Севера не прекращалось, которому отводилось одно из важных стратегических значений. Именно аэродром стал основой для развития ледовой разведки, там же формировались запасы топлива для самолётов.

Несломленный Севером

Дорога к мысу, обессмертившему его имя, у Семена Челюскина оказалась куда как непростой и куда как печальной. На этом пути его ожидали серьезные потери, и одной из них стал его друг и покровитель, лейтенант Василий Прончищев. В 1736 году корабль «Якутск» с 45 членами экипажа, они же участники Великой Северной экспедиции, возвращался к месту зимовки в устье реки Оленек, где годом ранее зимовал перед броском на север. Многие участники плавания страдали от неизбежной в то время северной болезни — цинги. Не обошла она стороной и лейтенанта Прончищева, и его супругу Татьяну — первую в российской истории женщину-исследовательницу Арктики. И вскоре команде под руководством Семена Челюскина пришлось выдалбливать в вечной мерзлоте могилу для четы Прончищевых, не разлучавшихся ни в жизни, ни в смерти.

Но ни это печальное событие, ни тяжелейший дрейф «Якутска» в 1740 году, который закончился гибелью корабля и почти восьмисоткилометровым пешим возвращением уцелевшей команды к месту зимовья, не остановили штурмана Челюскина. Столетием позже знаменитый русский исследователь XIX века академик Александр Миддендорф отметит, что Семен Челюскин, в отличие от многих других моряков, осваивавших северные моря, не пал духом и не прекратил своих усилий, а «ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки».

Эти слова относятся к важнейшему достижению штурмана Челюскина — открытию самой северной точки Евразии. Чтобы добраться до нее, он после возвращения с погибшего «Якутска» потратил еще два года. Это время ушло на то, чтобы подготовить последний бросок на север, к еще неисследованным оконечностям Таймырского полуострова.

В путь партия штурмана Семена Челюскина, состоявшая из него самого и троих солдат, на пяти нартах тронулась 5 декабря 1741 года. Через два с лишним месяца, 15 февраля 1742 года они добрались до Попигайского зимовья в устье реки Хатанги и остались там переждать самые суровые морозы, рассчитывая с началом весны тронуться дальше на северо-запад.

К концу марта температура поднялась настолько, что можно было тронуться в путь, уже не рискуя замерзнуть на первых же километрах пути. Тогда Семен Челюскин и отправился дальше в сопровождении двух солдат — Антона Фофанова и Андрея Прахова. На то, чтобы добраться до крайней северной точки Таймыра (о том, что она же будет и крайней северной точкой Евразии, тогда еще никто не подозревал), у этой маленькой экспедиции ушло полтора месяца. Шли трудно: записки Челюскина пестрят упоминаниями о том, как устают собаки, как теряют присутствие духа его спутники. Нехватку провианта возмещали за счет охоты на белых медведей. В последний раз подстрелить хищника удалось за три дня до того, как отряд добрался до мыса, названного самим Челюскиным Восточным Северным.

Эта точка, на которой Челюскин оказался 20 мая 1742 года и широту которой он определил как 77°27’ северной широты, не произвела на измотанного моряка большого впечатления. В его записках встреча с нею описана так: «Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». И все. Так прозаически совершилось одно из самых крупных географических открытий XVIII века…

Достопримечательности мыса Челюскина

На небольшой территории мыса есть несколько интересных мест: памятник первооткрывателям, научная станция, гурий и другие.

Гурий

Это своеобразная пирамида, возведенная Р. Амундсеном из остатков некогда существовавшего памятного сооружения из сланца. Она посвящена памяти всех погибших ученых, которые здесь побывали.

Научная станция

В 1932 г открыта I арктическая станция. С тех пор ее оснащение изменилось, ее оснастили самым современным оборудованием. Здесь проводят исследования по изучению Арктики.

Радиометеорологическая лаборатория

Ученые в условиях научного центра создают карты погоды, розу ветров, которые необходимы для навигации морских судов и воздушному транспорту.

Аэродром

Его используют в качестве пересылочного пункта в районы Сев. Полюса. Это современный воздушный порт, в нем можно переждать непогоду, если вылет откладывается.

Погранзастава

Самые северные рубежи России охраняет часть пограничников, для проживания воинского и гражданского состава части и несения тяжелой службы созданы все условия.

Памятник всем первооткрывателям

На рубеже 90-х годов на мысе возведен своеобразный памятник всем первооткрывателям – возведена стела, символизирующая бревно Челюскина (оно было установлено в качестве опознавательного знака о принадлежности мыса к России). Стелу венчает копия шлюпа «Якутск», на нем первопроходцы пытались добраться до мыса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector