Разновидности русской национальной одежды, мотивы в современном костюме
Содержание:
- Одежда славянских женщин и различные украшения
- Особенности
- Азия
- Южная Америка
- Красота свадебного наряда
- Материалы
- Главные особенности русского костюма
- Презентация 5 класса по предмету «МХК, ИЗО, Черчение» на тему: «НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА Урок ИЗО в 5 классе учитель Колупаева Г.В.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
- Разновидности
- Виды
- Презентация по ИЗО на тему «Русский национальный костюм. Женский» 4 класс
- Мужской русский народный костюм
- Красота свадебного наряда
Одежда славянских женщин и различные украшения
Хотя славянки не носили штанов, самой распространённой частью из гардероба была длинная рубаха. В отличие от мужских повседневных вещей, женские рубахи часто украшались следующими элементами:
- Различной вышивкой;
- Тесьмой;
- Сценами из жизни или мифологическими птицами и животными.
Хотя в некоторых источниках утверждается, что прямые длинные платья или сарафаны, которые шились женщинами самостоятельно, надевались на голое тело, на самом деле, вся одежда надевалась исключительно на нижнюю рубаху. В качестве тёплой верхней одежды женщины обычно надевали понёвы, кожухи или шубы. Чем больше на женщине было мехов, тем выше она считалась по статусу.
Что касается женских украшений, то славянки носили специфические височные кольца. Кроме этого, часто встречались следующие украшения:
- Бусы различных цветов;
- Ожерелья;
- Массивные браслеты;
- Кольца и перстни.
Хотя в фильмах часто показывают славянок с массивными и сложными перстнями на пальцах, ювелирное дело в Древней Руси было развито слабо, поэтому кольца отличались простотой.
Особенности
Среди предметов и деталей одежды, которые характерны для русского стиля, можно отметить парчовую отделку, богатую вышивку, меховой полушубок, широкую длинную юбку, сарафан, расписной платок, кокошник, косоворотку.
Сегодня многие из этих и других, свойственных русско-народному стилю предметов, вышли из моды. Однако современные дизайнеры в последние годы все более активно возрождают старинные русские традиции, предлагая на суд зрителей целые коллекции одежды для женщин, выдержанные в фольклорной стилистике.
Многие предметы дизайнерской одежды с элементами старорусского стиля можно увидеть не только на подиуме, но и в повседневной жизни. Например, длинные в пол платья с пышными, расшитыми юбками, меховые жилетки-безрукавки, пестрые шали, косоворотки.
Яркие краски и разнообразные орнаменты всегда вызывают восторг и интерес у европейцев и представителей других частей света. Не зря «русский стиль» давно уже перекочевал за пределы нашей страны и одежду, выдержанную в этом стиле, можно увидеть во многих странах мира.
Азия
Центральная Азия
Девушки в традиционной таджикской одежде, Таджикистан
- Казахстан – Чапан, Калпак (самец), Саукеле, Койлек (самка)
- Кыргызстан – Чапан, Калпак (самец), Саукеле, Койлек (самка)
- Таджикистан – Чапан
- Туркменистан – Чапан
- Узбекистан – Халат, Тюбетейка, Чапан
Восточная Азия
Национальные костюмы Китая
-
Китай – Китайская одежда. У каждой этнической группы Китая есть свой традиционный костюм.
- Хань китайский – Танчжуан, Hanfu
- Маньчжуры – Магуа, Cheongsam и Чаншань
- Монголы – Deel
- Уйгуры, Хуэй и другие Китайские мусульмане – Тюбетейка
-
Япония – Кимоно, Junihitoe, Сокутай
- Префектура Фукуока — Мизу Хаппи и фундоши
- Хоккайдо — Одежда айнов
- Корея – Ханбок (Южная Корея)/Чосон-от (Северная Корея)
- Монголия – Deel
- Тибет – Чуба
-
Тайвань —
- Хань тайваньский — Танчжуан
- Тайваньские аборигены — группы аборигенов Тайваня сохраняют традиционные коренные стили; популярные стили включают Эмис, Атаял, Бунун и Пайвань стили.
Северная Азия
-
Россия (Урал, Сибирский федеральный округ и Дальневосточная Сибирь) — Одежда сибирских национальностей (бурят, якутов, алтайцев и др.)
- Бурятия — Deel
- Тува – Deel
Южная Азия
Индийские культурные платья
- Афганистан – Пуштунское платье: Афганская кепка, тюрбан, Шалвар Камиз (мужской), Firaq partug, Чадор (вуаль) (женский)
- Бангладеш – Шервани и Курта (мужчина) и Сари (женский пол)
- Бутан – Gho (мужчина) и Кира (женский пол)
- Индия – Ачкан, Шалвар Камиз, Шервани, Дхоти, Фиран, Чуридар, Курта, Тюрбан (мужчина) и Сари, Патиала сальвар, Lehenga, Чоли, Pathin (женский пол)
- Мальдивы – Дивехи Либаас (женщины) и Дивехи Мунду (люди)
- Непал – Даура-Сурувал и Дакка топи, (самец) и Gunyou Cholo (женский пол); Традиционный Newar, Sunuwar, Рай, Лимбу () одежда
- Пакистан – Тюрбан пешавари, Шалвар Камиз, Чуридар (мужской), Шалвар Камиз и Дупатта (женский пол)
- Шри-Ланка – (женский пол)
Юго-Восточная Азия
Камбоджийский Сомпот Чонг Кбен
- Бруней – Баджу Мелаю, Сонгкок (мужской), Баджу Курунг, Tudung (женский пол)
- Камбоджа – Сампот, Апсара, Сабай, Крама, Чанг Кбен
- Восточный Тимор – Таис тканевая одежда
-
Индонезия – (Увидеть: Национальный костюм Индонезии). В Индонезии существуют сотни видов народных костюмов из-за разнообразия островного государства. У каждой этнической группы Индонезии есть свой традиционный костюм;
- Племя батак: Улос
- Яванский народ: Бескап, Батик рубашка, Blangkon, Сонгкок, Саронг (мужской), Кебая, Tudung, Саронг (женский пол).
- Малайский народ: Баджу Мелаю, Баджу Курунг, Сонгкет
- Папуа: Котека
- и т.п.
индонезийский девушка в традиционных Палембангский Сонгкет
- Лаос – xout lao, Сьюа Пэт, Pha Hang, Pha Biang, грех
- Малайзия – Баджу Мелаю и Сонгкок (мужской), Баджу Курунг, (Гибрид Кебая / Курунг), Tudung (женский пол)
- Мьянма – Longyi, Гаунг Баунг
- Филиппины – Баронг (мужчина) и Барот Сая; Платье Maria Clara, Терно (сука), Малонг, Patadyong, Тапис
-
Сингапур:
- Китайцы сингапурцы — Hanfu, Cheongsam (женский пол), Танчжуан (мужской),Чанпао (мужской)
- Индийские сингапурцы — Сари (Женский), Дхоти (Мужчина), Курта
- Малайские сингапурцы — Баджу Мелаю (Мужчина), Баджу Курунг (женский пол), Саронг
- Перанаканы — Кебая (женский пол), Баджу Локчуан (мужской)
- Таиланд – Чут тайский: Тайская кошка: , Тайский мужчина: , Оба пола: Чонг Крабен и Сабай.
- Вьетнам – Áo giao lĩnh, Áo dài, Áo tứ thân, Áo bà ba.
Западная Азия
- Армения – Армянское платье, Архалиг, Чоха
- Азербайджан – Азербайджанская традиционная одежда: Архалиг, Чоха, Келагайи
- Бахрейн – Thawb
- Израиль – Шляпа тембель, Библейские сандалии, Йеменский еврей одежда; Еврейская религиозная одежда: Rekel, Бекише, Цицит, Кипа, Тихель.
- Иран – Чадор, Тюрбан, Курдская одежда, традиционная одежда меньшинств: Qashqai, Азербайджанский, Гилаки и туркменский одежда.
- Ирак – Ассирийская одежда, Куфия, Платье Hashimi, Бишт, Дишдаша; Курдская одежда в Иракский Курдистан.
-
Иордания – Куфия, Бишт, Бедуин одежда
Современные бедуины из Саудовской Аравии с тюрбаном и Джамбия кинжал
- Ливан – Тантур, Куфия, Labbade, Такия
- Курдистан – Sirwal (штаны), Курдская одежда, золотой пояс и колье для женщин.
- Кувейт – Thawb
- Оман – Дишдаша
- Палестина – Куфия, Палестинские костюмы.
- Катар – Кандура
- Саудовская Аравия – Thawb, Гутра, Agal, Бишт, Абая, Джилбаб, Никаб
- Сирия – Дишдаша, Sirwal, Такия, Куфия
- индюк – Фес, Кафтан, Шалвар.
- Объединенные Арабские Эмираты – Кандура, Абая
- Йемен — Подобно Саудовской Аравии, но с добавлением богато украшенного Джамбия и кожа патронташи для мужского костюма.
Южная Америка
Перу
- Аргентина – Гаучо костюм
- Боливия – Пончо, Чулло, Андская пыльца
-
Бразилия — В каждом регионе свой традиционный костюм.
- Bahia – Baiana и Abadá
- Бразильский карнавал или Самба костюмы для Рио де Жанейро.
- Caipiras (Бразильский деревенский народ) в Сан-Паулу, Гояс и других близлежащих государствах сохраняют традиционные народные стили одежды, которым подражали участники феста юнинас.
- Гаучо костюмы для Риу-Гранди-ду-Сул.
- Коренной одежда для многих штатов в Amazônia Legal площадь
- Северо-восточный Sertão (пустыня) — Vaqueiro или Cangaceiro одежда
- Чили – Huaso костюм: Чаманто, Чупалла
- Колумбия – Сомбреро Вуэльтиао, Руана, белая рубашка, брюки и альпаргатас (мужской), блузка, Cumbia pollera, Sombrero vueltiao и альпаргатас (женский пол); в каждом регионе есть свой костюм.
- Эквадор – Пончо, Панама
-
Гайана — Гайана уникальна среди стран Южной Америки тем, что не имеет определенного стиля национальной одежды. Две их основные этнические группы во время культурных мероприятий или важных мероприятий носят следующее:
- Афрогайанский — Дашики или Куртка-рубашка (мужской), Booboo (женский пол)
- Индо-гайанский — Курта, Шервани, Чуридар (мужской), Сари, Lehenga (женский пол)
- Парагвай – Ао пои
- Перу – Чулло, Пончо, Андская пыльца
- Суринам – Котомиссе, Ткань панги
- Уругвай – Гаучо костюм
- Венесуэла – Llanero костюм (Liqui Liqui и шляпа пело э ‘гуама; люди), Хоропо платье (женщины)
Красота свадебного наряда
Национальное свадебное платье казахской невесты носит сложное название Той Узату койлек. Оно шьётся из дорогих тканей, таких как шёлк или атлас, органза или тафта. На нём обязательно присутствует казахский орнамент и нежная вышивка. Её создают из бисера, оформляют золотыми шнурами и лентами.
Свадебный наряд, что в древние времена, что сегодня, отличается оригинальным головным убором. Его называют саукеле. Такое убранство было актуально вплоть до 19 века. Саукеле шьется в форме конуса, длиной около 70 см. Как обычно оно украшено драгоценностями. Для этого использовали монеты, кораллы, жемчуг, злотые вставки, драгоценные камни, бляхи.
Свадебный головной убор принято носить в течении первого года семейной жизни. Затем его достают только по большим праздникам. Саукеле не только красивый, но и очень дорогой головной убор. В давние времена за него давали до 100 лучших скакунов. А мастера трудились над таким убором не меньше года. До сих пор по казахским приданиями считается, что чем богаче будет саукеле у невесты, тем счастливее и удачнее сложится ее семейная жизнь.
Поверх свадебного платья невеста может одеть камзол. Он шьётся в тон платью, его тоже украшают орнаментами, монетами, камнями.
Ни один казахский свадебный наряд не обойдется без украшений. Это и браслеты, и кольца, и ожерелья, и подвески.
Материалы
Казахский национальный костюм, история которого нас сегодня заинтересовала, традиционно шился из таких материалов, как кожа, мех, сукно и тонкий войлок. Все перечисленные ткани казахи изготавливали самостоятельно. Что касается привозных материалов – шелка, парчи и бархата, то использование их в одежде считалось доказательством высокого уровня дохода. Широкое применение получили также хлопчатобумажные ткани.
Казахи всегда высоко ценили кожу и мех животных. Шуба из шкуры называлась тоном, а из меха – шашем. Шубу из енота называли жанат тон, из лисицы – кара тулки тон, из верблюжонка – бота тон, и так далее. Бобровую шапку назвали камшат борык. Довольно много разновидностей одежды казахи шили из войлока. Его, как правило, производили из белой шерсти. Больше всего ценился пух с шеи овцы.
Вместе с материалами, которые ткали на примитивных домашних станках, в обиход вошли шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные полотна, привезенные из-за границы. Их в основном покупали феодалы. Простые же люди довольствовались кожаными, меховыми и шерстяными самодельными предметами одежды.
На заре ХХ века казахи обычно шили одежду из фабричных хлопчатобумажных тканей, таких как ситец, бязь, кумач, миткаль и коленкор. Те, кто мог себе позволить, покупали бархат, шелк, атлас, тонкое сукно и парчу. Кроме того, широко применялись среднеазиатские ткани: мата, адрас, бекасаб, падшаи и прочие.
Главные особенности русского костюма
Традиционные костюмы, которые использовались в русских губерниях вплоть до конца 19 — начала 20 века, отличались многослойностью, особенно женские модели. Поверх своей одежды замужние женщины надевали понёву. Уже просватанная девушка тоже могла одеть запашную понёву. Вся русская одежда имела следующие общие черты:
- Одежда обычно была свободного покроя. Это позволяло делить её всего на несколько основных размеров. Как правило, это был детский и взрослый размер. Чтобы подогнать её для конкретного человека, использовалась система вставок и различных завязок;
- В любом костюме обязательно присутствовал такой обязательный элемент, как пояс. Его главной функцией являлось поддерживание одежды. Кроме того, именно за пояс русские мужики засовывали ножи и топоры. В некоторых частях России пояса расшивались обережными орнаментами и символами;
- Ключевым элементом русского национального костюма была вышивка. По этим узорам можно было узнать не только родовую принадлежность, но и социальный статус;
- Праздничные костюмы отличаются яркостью и многообразием различных вставок, блёсток и бисерных украшений. Повседневная рабочая одежда, как правило, была серого цвета;
- Головные уборы считались неотъемлемой частью мужской и женской одежды. Наиболее знаменитым головным убором замужних женщин считается кокошник. Это праздничный элемент одежды, вопреки распространенному мнению, его в быту не носили. Вес кокошника в некоторых случаях мог достигать 5 кг.
Презентация 5 класса по предмету «МХК, ИЗО, Черчение» на тему: «НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА Урок ИЗО в 5 классе учитель Колупаева Г.В.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА Урок ИЗО в 5 классе учитель Колупаева Г.В.
2 Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся. Прививать интерес к русскому народному творчеству.
3 ПЛАН УРОКОВ Беседа о народном костюме. Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве. Прослушивание музыкальных отрывков, фольклорных произведений. Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники. Исполнение небольшого эскиза, в котором ученик определяет колорит и основной характер костюма. Начало работы над окончательным вариантом. Завершение работы над эскизом. Выставка и обсуждение работ.
4 Давайте с вами, ребята, представим, что живем мы в России не в двадцатом веке, а где-то в восемнадцатом! Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Как жили летом, а как зимой?
5 Весной, летом и осенью- тяжелая работа в поле
6 Радостный и желанный праздник
9 Русская рубаха И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая её вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блёсток. Сочетание белого и красного цвета – отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.
10 В южных районах России был распространён другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки). Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Её украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером. На мужских рубахах с левой стороны, на месте сердца вышивался ромб. Понева состоит из трёх полотнищ, по швам – орнамент. По цвету поневы были чёрные, коричневые, синие в клетку. Основной цвет посевного ансамбля – красный.
11 Экскурсия в музей И. П. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» К. Е. Маковский «У околицы» К. Е. Маковский «Боярышня у окна»
12 Экскурсия в музей В. И. Суриков «Посещение царевной женского монастыря»
13 Экскурсия в музей А. П. Рябушкин «Московская девушка XVII века» К. Е. Маковский «Портрет женщины в русском народном костюме»
14 Экскурсия в музей К.Е. Маковский «Русская красавица»
15 Экскурсия в музей В.Васнецов «Иван –царевич на сером волке» К. Маковский «Чарка мёду»
16 Экскурсия в музей А. Корзухин «Девичник»
17 Иллюстрации к сказкам И.Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» И.Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Поди туда, не знаю куда»
18 Иллюстрации к сказкам В.Васнецов. Иллюстрация к сказке «Царевна лягушка»
19 Иллюстрации к сказкам Н. Кочергин. Иллюстрация к сказке «Конёк-горбунок»
20 Иллюстрации к сказкам О. Рамодин. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна» А. Куркин. Иллюстрация к сказке «Сказка о Царе Салтане»
21 Эскизы декораций В.М.Васнецова к пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»
22 Русский костюм в открытках
26 Практическая работа На основе увиденного материала о костюме будем выполнять эскиз костюма. Каждый выбирает технику: либо рисунок красками, либо аппликацию из кусочков ткани. Можете пользоваться рисунком фигуры человека. (Рисунок фигуры человека предлагается как раздаточный материал.) Постройте общую форму костюма, а затем намечайте места украшения и орнамента. Определяйте колорит и характер, вид головного убора.
Разновидности
Женский
От тюркских племен казахским женщинам передался – жаулык, убор для головы. Он был пошит из шёлковой ткани, мог быт оторочен мехом. Женщины носили юбки белдемше. С ними надевались халаты или камзолы.
Другой вариант – это платье, юбка которого была расклешённой. Оно носило название кулиш койлек. Российский костюм повлиял на создание другого фасона платья, жах койлек. В нём использовался отложной воротничок и популярная тогда плиссированная кокетка.
Женская верхняя одежда был представлена в виде шалана, халата с тёплой подкладкой из шерсти для зимнего времени года.
Мужской
Мужской национальный костюм включает шапку, шаравары и камзол. Он предполагает наличие особенного головного убора. Этот убор напоминает шапки древних скифов и носит название мурак или ай-ыркалпак.
Шаровары или шалбар-сым пошиты со вставками из овечьей шкуры. Она защищает кожу при трении и делает более удобной верховую езду. Края штанов заправляются в сапоги.
Бешмет, то есть камзол по-казахски может быть самых разных цветов, шьется утеплённым для холодного времени года и стягивается поясом. Под верхней одеждой казахи носят жейде – белье, пошитое из хлопчатобумажной ткани. Реже используется шёлк. Поверх костюма мужчины надевают шубу или длиннополый халат, чтобы защищаться от холода.
Мужчины носили два вида обуви: либо сапоги (допускался невысокий каблук), либо кожаные чешки ичиги. Обувь тоже украшалась вышивкой.
Детский
Национальные казахские наряды для детей – это уменьшенные модели взрослых костюмов. Они такие же яркие, красивые и богаты украшениями.
Виды
Если говорить о видах русской народной одежды, их делят на дворянскую, крестьянскую и военную. Причем, независимо от принадлежности, все отличаются:
- свободным кроем;
- многослойностью;
- наличием пояса;
- вышивкой от «дурного глаза».
У каждого человека был набор обычной повседневной и обрядовой, или праздничной, одежды. Вторая украшалась вышивками и дополнительными деталями, соответствующими положению владельца.
Дворянская
Вплоть до указов Петра Великого (вызывавших большое негодование в светском обществе) дворяне носили характерную для русских людей одежду – пышную, многослойную, расшитую узорами-оберегами.
Женские платья были очень тяжелыми, до 15-20 кг, что и обусловливало величавую, неторопливую, «царственную» походку. Наряды богато украшались самоцветами, различной дорогостоящей фурнитурой, металлизированными нитями. Ткани – парча, бархат, сатин, тафта, кумач, атлас. Материи обычно привозились из-за границы – Италии, Турции, Византии, Англии. Женщины и мужчины знати привыкли одеваться роскошно не только для выхода в свет, но и дома.
Крестьянская
Вообще, одежда русского народа была выполнена в едином стиле и из природных материй. Вот только для простого люда использовались дешевые ткани, а украшения были гораздо более скромны, да и слоев одеяний было меньше.
Военная
Изначально на Руси не было единой военной формы. Оправляясь на ратные подвиги, мужчины одевались по финансовым возможностям. Но с ростом государства, укреплением централизованной власти, стали осуществляться призывы на службу. Форма постепенно приобретала единый вид, а по знакам отличия определялись род войск, звание, положение и т.д.
Военная форма на Руси XVII века
Презентация по ИЗО на тему «Русский национальный костюм. Женский» 4 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Русский национальный костюм
Русский национальный костюм — используется с древних времён и до наших дней
Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона. Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды.
Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы
В народном костюме четко соблюдалось деление на будничный, рабочий, праздничный, обрядовый
Праздничные на каждый день декорировались по подолу «читаном» («гайтаном», «гайтанчиком») — тонкой в 1 см тесьмой домашней работы из красной шерсти. Верх украшался полоской бархата
Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплекс
Первое упоминание о сарафане, как виде одежды можно встретить в Никоновской летописи от 1376 года. Формы и стили изготовления сарафанов менялись из века в век, с севера на юг, от крестьянки до дворянки. Окончательной принадлежностью женского гардероба он стал лишь в XVII веке
В русских деревнях по сарафану можно было узнать о социальном статусе женщины и о настроении. В правление Петра I традиционный русский сарафан стали считать одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Возвращение же сарафана в гардероб русских дам произошло с началом правления Екатерины II
Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные. Как легкая, домашняя одежда бытовая «саян» — прямой сарафан из сатина, собранный в мелкую складку по спинке и бокам. Молодые носили «красные» или бордовые саяны, а пожилые — синие и черные
Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом.
Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными
Понёва (панёва, понява, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом
Когда говорят о традиционной русской одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Да и с ними большинство знакомо только по фото. Народные костюмы же на самом деле отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. Народные костюмы России были разными в зависимости от географического положения. Например, только на севере носили сарафаны, а в южных районах поверх рубахи надевалась понева.
На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.
Номер материала: ДБ-1692108
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Мужской русский народный костюм
Мужской национальный костюм на Руси был куда менее эффектным, чем женский. Его основой была рубаха, которую крестьяне носили как верхнюю одежду, а вот знать – как нижнее белье.
Шили рубахи с воротом (косоворотки) или без него из разных тканей. Самыми популярными были:
- лен;
- хлопок;
- шелк.
Интересно!Как и у богатых женщин, у знатных мужчин были горничные рубашки, которые шились только из шелка. Рубахи могли быть простыми, без украшений, но чаще всего богато расшивались яркими нитками. Посмотреть на такие можно в разделе «Русские косоворотки», там собраны лучшие образцы традиционной вышивки на мужской национальной одежде.
Помимо косоворотки, в повседневности мужчины носили порты, штаны или гачи, онучи, сапоги и лапти, подпоясывали рубаху нешироким пояском.
Большим разнообразием отличалась верхняя одежда и головные уборы. Некоторые из них, например, небольшую шапочку наподобие тюбетейки, тафью, даже не снимали в церкви.
Красота свадебного наряда
Свадебная одежда в традиционном обществе отличалась лишь тем, что архалухи шили из более дорогих тканей. Другим был и цвет свадебной одежды. Например, носки обязательно делали красного цвета, который считался защитным. Важным элементом свадебного наряда были серебряные пояса. Их новобрачным вручали родители невесты во время венчания. Раньше частью свадебного наряда был и передник из дорогих тканей, который расшивали золотыми нитями. Свадебный наряд украшался вышивкой.
Часто вышивку на свадебных нарядах делали красно-зеленого цвета. В данном случае зеленый символизировал весну, молодость, новое поколение.