Музей «новый иерусалим» в истре

Историческая справка

Музей в Истре был основан в 1922 году — путем объединения художественно-исторического и краеведческого музеев. В первоначально сформированную экспозицию вошли предметы искусства, археологические находки и другие экспонаты, найденные в подмосковных усадьбах, монастырях и храмах.

К 1940 году в Новый Иерусалим перевезена часть экспонатов из расформированного музея в Звенигороде. К началу Великой Отечественной войны музей уже имел в своём распоряжении огромную историческую и художественную коллекцию.

В ноябре 1941 года самые ценные предметы искусства транспортировали в Москву, затем в Алма-Ату. Часть фонда музея спрятали в тайниках, но большинство экспонатов остались в галереях.

При отступлении немецких войск здания Новоиерусалимского монастыря были уничтожены. Работы по восстановлению музея начались в конце 1940-х годов, и только в 1959 году закончили работы по формированию первой со времен войны выставки.

Московский областной краеведческий музей, так до 1991 года назывался «Новый Иерусалим», предстал в своем нынешнем виде только в 2014 году, после переезда из стен монастыря в новое отдельное здание.

Официальная группа музея в VK

История

В середине XVII века патриарх Руси Никон и царь Алексей Михайлович решили построить на реке Истре монастырь, подобный находящемуся на Святой земле в Иерусалиме. В те времена на земле Палестины господствовала Османская империя и посещение Иерусалима христианами было связано с опасностью.

Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе — гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании — сада у подножия Елеонской горы.

В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы.

Строительство проходило в два этапа: первоначально, в 1658–1666 годах храм был построен до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня. Для нее было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней. Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.

После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.

Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.

Строительство собора возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью храма, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.

Несмотря на то, что в плане построенный собор является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.

Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Самый красивый узор — павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте.

Внутри храм украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.

При Советской власти, в 1919 году обитель была закрыта и на ее территории разместился музей.

В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор — были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.

Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году — купол ротонды. И вот совсем недавно, в 2014 году, была воссоздана колокольня. В настоящее время, при поддержке государства, идут работы по восстановлению внутреннего и наружного декора, а также других монастырских построек.

В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья — Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Вторая часть прогулки: знакомство с центром Истры

Дальше нас ждет небольшая прогулка по центру города: посмотрим несколько интересных парков, памятников и монументов.

Из монастыря нужно выйти через главный вход. Напомним, он находится с противоположной стороны от того, где мы входили. Вы попадете к автостоянке и — в теплое время года — к сувенирным развалам. Слева от вас посмотрите на памятник борцам за установление советской власти.

Главный вход в Новоиерусалимский монастырь

Впереди будет перекресток: нужно перейти дорогу и продолжить идти прямо — по улице Советская, а метров через 200 свернуть на следующем перекрестке направо — на улицу Первомайская.

После поворота слева от вас находится сквер с памятником воинам-защитникам города Истры, а справа — городской парк. Можно пройти по его краю, а можно зайти и немного прогуляться по нему. Впрочем, и с тротуара вы увидите справа среди деревьев монумент — взлетающий самолет. Эта копия «Ил-2» была установлена в 1995 году в память о защитниках Истры в дни обороны Москвы в 1941 году.

Итак, продолжаем идти по Первомайской улице. Почти сразу за парком справа от вас вы увидите Истринский Дом культуры. Перед ним установлен бюст А. П. Чехова. Вспомним, что писатель служил врачом и в молодости проходил практику в местной больнице.

Если вы хотите сделать красивые фотографии Новоиерусалимского монастыря, особенно если у вас с собой есть фотоаппарат или телефон с хорошим зумом, то в этом месте обязательно сверните направо! Нужно обойти здание Дома культуры справа, продолжить идти по тропинке и через пару минут вы увидите деревянный храм-часовню Вознесения Господня. Это временный храм, который уже давно предполагается заменить на постоянный (раньше на этом месте находилась церковь, уничтоженная во время войны). Часовня стоит на холме, с которого открывается отличный вид на обитель.

Вид на Новоиерусалимский монастырь от храма-часовни Вознесения Господня

Возвращаемся к Дому культуры и продолжаем идти по Первомайской улице. Еще сотня метров, и слева вы увидите главную площадь города перед зданием администрации Истринского муниципального района. Идите к нему, налево, пересеките Первомайскую улицу, пройдите через площадь. Справа от вас будет улица Ленина, по которой мы пойдем чуть позже. А пока пройдите немного вперед, по скверу.

Слева вы заметите памятник слесарю водоканала, или, как его называют горожане, «памятник водопроводчику». Предполагается, что этот монумент, появившийся в 2014 году, напоминает о первой артезианской скважине, которую пробурили в Истре за 90 лет до этого — в 1924 году.

Памятник слесарю водоканала (памятник водопроводчику) в Истре

Вернитесь чуть назад и идите налево, мимо памятника Ильичу, по улицу Ленина

Обратите внимание, что с этого места меняется стиль города. Послевоенные дома прошлого века сменяются современными новостройками

Думаете, ничего интересного вас больше не ждет? Примерно через 300 метров в доме № 14, в котором находится детская школа искусств, вас ждет встреча с Леонардо да Винчи! Великий художник, ученый, изобретатель, писатель, музыкант держит в руках свое самое знаменитое творение —Мону Лизу.

Памятник Леонардо да Винчи в Истре

Еще несколько шагов вперед, и вы окажетесь на площади Дружбы. Именно здесь во время разных праздников устраивают народные гуляния. А когда никаких торжеств нет, по ней можно просто пройтись, посмотрев на разные, установленные на ней скульптуры.

Еще 300 метров вперед по улице Ленина, и вы уже у железнодорожного вокзала и автовокзала — они расположены рядом. В этом месте наша прогулка заканчивается, и мы прощаемся с Истрой.

Музей «Новый Иерусалим»

В основу экспозиции музея легли оригинальные монастырские артефакты, среди которых религиозные предметы, утварь, документы и иконы, музейная коллекция насчитывает свыше 180 тысяч единиц. В 2014 году музей переехал в новое здание и получил современный, интерактивный вид. Постоянная экспозиция рассказывает о Новом Иерусалиме как об историческом, культурном и архитектурном памятнике России, позволяет лучше узнать об этапах возведения монастыря, познакомиться с мастерами, которые трудились над его созданием, увидеть древние иконы, подлинные документы и получить больше информации о патриархе Никоне.

Музей «Новый Иерусалим»

Музей «Новый Иерусалим»

Также в музее проходят выставки известных художников, например, в октябре этого года были представлены работы Роберта Фалька.

Отдельного внимания заслуживает концертная программа. В октябре 2018 года впервые на сцене музея «Новый Иерусалим» выступили «Виртуозы Москвы».

Адрес музея «Новый Иерусалим»: г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, д. 1, http://njerusalem.ru

Организацией туров на электричках занимается АО «Центральная ППК».

НОВАЯ ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

Начиная с 1950-х гг. в Новоиерусалимском монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.

Монастырь, который называют городом-храмом, расположен на холме, получившем название Сион.

Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор, который и возводился по образу романского храма Гроба Господня в Иерусалиме. При строительстве зодчие использовали чертежи иерусалимского храма, данные о его размерах, приведенные в старинных рукописях, и даже деревянную модель, в 1649 г. привезенную в Россию патриархом Александрийским Паисием.

Храм — четырехстопный однокупольный, с южной стороны к нему примыкает колокольня, с западной — ротонда, увенчанная шатром, прорезанным тремя ярусами больших люкарн — оконных проемов в скате крыши.

Главный вход в Воскресенский собор, так же как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. На месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, в которой рассказано о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения, а также названы его святыни.

В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя.

Главная святыня Нового Иерусалима именуется Живоносный Гроб Господень. Как и его иерусалимский оригинал, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Рядом лежит округлый камень — подобие того, что был отвален от Гроба Господня ангелом в ночь Воскресения Христова. Камень небольшой, потому что повторяет тот, что остался в Иерусалиме после того, как от него в течение веков откалывали части, чтобы перенести в другие храмы.

Справа от входа — придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII в.

В XVIII—XIX вв. в Воскресенском соборе было полтора десятка придельных церквей, устроенных благотворителями Нового Иерусалима, в том числе — из царствовавшей династии Романовых.

Сохранился только один — придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, там, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина при погребении Христа. Придел был создан в 1801 г. императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей небесной покровительницы. Это прекрасное сооружение оформлено по проекту великого архитектора М. Ф. Казакова в стиле классицизма.

С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. В самом Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в теле скалы. В северной части церкви погребены Варвара Суворова-Рымникская и Аркадий Суворов — жена и сын великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800 гг.), при жизни сделавшие немалые пожертвования Новоиерусалимскому монастырю.

Монастырь обнесен по периметру самой настоящей высокой крепостной стеной длиной в целый километр и со стенами трехметровой толщины. Такие толстые стены понадобились ещё и для того, чтобы по их верхней части пустить так называемый «боевой ход» — крытую галерею с двумя рядами бойниц. Верхний ряд предназначался для дальнего боя, нижний представлял собой навесные бойницы-машикули для обороны основания стены. Восемь башен крепостной стены получили каждая особое «палестинское» название: Гефсиманская, Сионская и т. п.

О фестивале

«Лето. Музыка. Музей» – молодой и амбициозный российский open-air фестиваль, уже ставший заметным культурным событием не только подмосковного региона. С 14 по 18 июля 2021 года он в 4-й раз пройдет в музее «Новый Иерусалим».

Главные идеологи фестиваля — его президент народный артист России, художественный руководитель Московской областной филармонии Максим Дунаевский и художественный руководитель фестиваля – главный дирижер Королевского филармонического оркестра Ливерпуля, Молодежного оркестра Евросоюза, главный приглашенный дирижер Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова – Василий Петренко.

С самого начала этот масштабный музыкальный форум отличала концептуальная цельность: его афиша демонстрирует приверженность высоким образцам мирового наследия, и в то же время — свежесть и оригинальность идей, способность чутко откликаться на запросы современного зрителя. Из года в год фестиваль формирует собственную публику, привлекая молодую аудиторию и выполняя просветительскую миссию.

Всего за три года на фестивальной сцене уже успели выступить выдающиеся мастера и коллективы: скрипач Максим Венгеров, пианисты Николай Луганский и Кирилл Герштейн, главный дирижер Лондонского филармонического оркестра Владимир Юровский, сотрудничающий с ведущими оркестрами мира дирижер Андрей Борейко, Камерный оркестр «Виртуозы Москвы», а также постоянный резидент фестиваля — Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова и многие другие.

В афише фестиваля 2021 года ожидается участие таких звезд мировой классической сцены, как Миша Майский (виолончель), Альбина Шагимуратова (сопрано), дирижер Кирилл Карабиц, Сергей Догадин (скрипка), Артем Дервоед (классическая гитара) и другие. Запланировано проведение пяти симфонических и трех камерных концертов. Три фестивальных вечера за пультом – художественный руководитель фестиваля Василий Петренко.

Фестиваль «Лето. Музыка. Музей» — это синтез музыки, визуального ряда, ландшафта и особенной атмосферы. Зрители могут насладиться шедеврами классической музыки на открытом воздухе в живописном историческом пространстве Русской Палестины рядом с жемчужиной Подмосковья — Ново-Иерусалимским монастырем. Традиционно все гости фестиваля имеют возможность посетить экспозиции музея «Новый Иерусалим».

Мероприятие проводится Государственным историко-художественным музеем «Новый Иерусалим» совместно с Московской областной филармонией при поддержке Правительства Московской области и Министерства культуры РФ.

Где поесть в Истре

Гуляя по городу вы, конечно, проголодаетесь. Вот несколько вариантов, где можно поесть.

Первый раз перекусить удастся в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» — в нем есть небольшое кафе, где продают разную еду в одноразовой посуде: салаты, бутерброды, кексы.

Если вы взяли еду с собой, то дороге из музея в монастырь можно остановиться и устроить пикник на берегу реки Истра (она же Иордан).

Пара кафе работают и в монастыре. Напротив главного собора находится «Трапезная» — очень простое дешевое заведение с разнообразными горячими блюдами.

Кафе «Трапезная» в Новоиерусалимском монастыре

Более приятное впечатление производит «Вареничная». Она располагается внутри монастырского двора слева от ворот, через которые мы вошли. В меню разные виды вареников с пылу с жару, безалкогольные напитки.

Кафе «Вареничная» в Новоиерусалимском монастыре

В городе тоже есть пара заведений, которые можем порекомендовать. Прежде всего это паб «Белый лис» (ул. Адасько, дом 7, корпус 1). Не пугайтесь адреса: на самом деле, он, фактически, находится в доме, стоящем на улице Ленина (можете ориентироваться на адрес ул. Ленина, дом 16). Очень приятный интерьер типичного паба. В барной карте много видов разливного и бутылочного пива из разных стран, в меню — не только закуски, но и нормальные блюда. Все, что мы пробовали, было вкусно.

Паб «Белый лис» в Истре

Еще одно неплохое место расположено у железнодорожного и автовокзалов — непосредственно на вокзальной площади перед возвращением домой можно поесть в ресторане «Вински Подрум» (пл. Воскресенская, дом 2а). Интерьер выдержан в стиле винного погреба и типичного национального ресторана где-нибудь в Болгарии. В меню разнообразные блюда балканской кухни и вина из разных мест планеты.

Ресторан «Вински Подрум» в Истре

Новый Иерусалим

Это название в Истре применимо к двум туристическим объектам – монастырю и музею. НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ виден издалека, он сияет после реставрации. Звонница, разрушенная в Великую Отечественную, украсилась пятнадцатью колоколами, голос которых слышен далеко в округе. Монастырские стены поражают внушительностью. Их протяженность около километра, толщина доходит до трех метров, высота – девять метров, настоящая крепость.

В огромном, феерически красивом Воскресенском соборе –Голгофа с благоуханным кипарисовым крестом, потрясающе прекрасный огромный купол собора, уникальный керамический иконостас.

Главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень. Здесь же – подземная церковь Константина и Елены, заглубленная на шесть метров. Внутри церкви бьет святой источник, в котором можно набрать воды.

При создании монастыря все его окрестности были переименованы на библейский манер. Сам монастырь стоит на холме Сион, к востоку от него – холм Елеон с часовней, на севере – холм Фавор. Река тут уже не Истра, она называется Иорданом.

Музей «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ» раньше располагался в монастыре, а теперь у него своё здание.В 2009 году было принято решение отделить искусство от религии. В настоящее время собрание музея насчитывает более 180 тысяч единиц хранения. Это коллекции археологических и этнографических материалов, письменных источников и фотодокументов, рукописей и редких книг, нумизматики, оружия, русских и зарубежных изобразительных материалов разных эпох. В музейное собрание входят и уникальные реликвии, напрямую связанные с историей Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и личностью его основателя – патриарха Московского и всея Руси Никона.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в 1656 году основал патриарх Никон. Цель постройки — создать образ иерусалимских святых мест на подмосковной земле, чтобы главная из христианских святынь — храм Гроба Господня стал чуть ближе к верующим, живущим в России.

Для постройки вырубили лес на берегу реки Истры, затем укрепили холм, на котором должна была расположиться обитель. Сам холм получил имя Сион

На освящении Воскресенского собора присутствовал лично царь Алексей Михайлович, он и дал молодому монастырю его имя — Новый Иерусалим. К XVII веку в монастыре сформировалась богатейшая библиотека и даже работала собственная типография, которую Никон перевел сюда из Иверского монастыря.

На рубеже XIX и ХХ веков монастырь становится одним из главных паломнических центров в России: перед Первой Мировой войной его посещало примерно 35 000 паломников в год. Монастырь закрыли в 1919 году, спустя год в его стенах появился музейно-выставочный комплекс. Во время Великой Отечественной войны фашисты взорвали Воскресенский собор, на восстановление построек ушли годы.

В углу священнослужитель отпускает грехи. Справа лестница на Голгофу

В 1959 году музей вновь начал принимать посетителей, а с 1994 года Новому Иерусалиму вернули статус монастыря.

Как было сказано выше — одна из главных архитектурных жемчужин монастыря — это, конечно же, Воскресенский собор. Никон при жизни его достроить не успел, но все равно внешний вид храма действительно напоминает храм Гроба Господня. Как и в иерусалимском храме, к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены — с той лишь разницей, что на Святой земле она находится в скале.

Гроб Господень

Голгофа

Смотровая площадка

.Музей «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ» раньше располагался в монастыре, а теперь у него своё здание.В 2009 году было принято решение отделить искусство от религии. В настоящее время собрание музея насчитывает более 180 тысяч единиц хранения. Это коллекции археологических и этнографических материалов, письменных источников и фотодокументов, рукописей и редких книг, нумизматики, оружия, русских и зарубежных изобразительных материалов разных эпох. В музейное собрание входят и уникальные реликвии, напрямую связанные с историей Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и личностью его основателя – патриарха Московского и всея Руси Никона.

Среди просторов можно и не заметить огромное трехэтажное сооружение футуристического вида, мягко вписанное в пространство, почти скрытое в валах. Высокотехнологичный проект архитектора Валерия Лукомского выдержан в духе “зеленой архитектуры”. Стилистика была выбрана не случайно: при разработке проекта предполагалось, что доминирующая роль ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря – памятника архитектуры XVII–XIX веков – останется неизменной.

И монастырь и музей расположены в городе Истра Московской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector