Город ломоносов

Интересные факты

Название Китайский дворец появилось в документах не раньше середины XIX века, благодаря богатому убранству с элементами азиатского стиля. Сама Екатерина II называла «скромную» пригородную дачу «голландским домиком», и ни с каким Китаем его облик никогда не связывала. Вероятнее всего, современное имя прижилось благодаря нескольким поездкам рабочих Антонио Ринальди в страны Востока, где закупался фарфор с редким драгоценным стеклом для отделки стен и потолка.

При жизни императрицы и Павла I дворцовые спальни ни разу не использовались по назначению. Ключевой их функцией была демонстрация роскоши русского аристократического двора, что доказывали восторженные отзывы иностранных делегатов. Почётные гости использовали опочивальни и залы для танцев, игры в карты или обсуждения готовящихся указов. К вечеру галереи пустели, а публика разбредалась по Большому Меньшиковскому дворцу, ставшему местом ночлега.

Легенды Китайского дворца постоянно упоминают истории о призраках, которые бродят по опустевшим коридорам и мелькают в окнах. Большинство из них — о юной наследнице рода Мекленбургов-Стрелицких — герцогине Наталье, скончавшейся в 19 лет. После октябрьской революции её могилу в парке разорили, из-за чего появилась жуткая история про женский плач и стучащие по деревянному паркету каблучки туфелек. Сегодня на месте уничтоженного надгробия поставили памятный камень.

Особое любопытство искусствоведов представляют плафоны, украшающие потолки анфилады первого этажа. Делались они не по классической схеме, когда художник лежит на строительных лесах и расписывает штукатурку. Это полноценные холсты на прочных подрамниках, намертво закреплённых в перекрытиях. Их изготовили венецианские мастера, отсюда — специфические яркие образы, нетипичные для русской живописи, например, итальянская пастораль и сцены античной мифологии.

Один из потолочных плафонов анфилады, Anastasia Galyamicheva

Большой (Меншиковский) дворец

Освоение нового владения князь Меншиков начал со строительства основной доминанты – Большого дворца. На начальном этапе строительством занимался итальянский архитектор Джованни Мария Фонтана. Его сменил немец Иоганн Шедель, которому на конечном этапе помогали Иоганн Браунштейн, Андреас Шлютер и Николя Пино. В итоге дворец стал самым большим архитектурным памятником петровского барокко, который сохранился до наших дней.

В 1716 году завершилось возведение центрального двухэтажного корпуса. Через три года были окончены боковые одноэтажные дугообразные крылья, которые заканчиваются большими павильонами. Длина центрального фасада дворца более 200 метров. Внутренняя отделка соответствовала внешнему виду: всюду мрамор, паркет из ценных пород, потолок с лепниной, обои из китайского шелка и кожи.

В сентябре 1727 года князь был арестован, а Ораниенбаум – конфискован. При Елизавете Петровне резиденцию отдали молодому престолонаследнику Петру Фёдоровичу. В это время была закончена отделка парадного двора с южной стороны дворца под руководством Растрелли. Позже свою руку к реконструкции приложил и другой знаменитый итальянец – Антонио Ринальди. Он перестроил террасы перед дворцом и создал систему фигурных лестниц.

После революции здание дворца занимали различные государственные учреждения. Во время войны территория Ораниенбаума избежала оккупации и разорения, но всё равно дворец и остальные здания долгое время стояли полузаброшенными. Лишь в 1995 году территорию резиденции передали в руки работников музея. Большая часть помещений дворца была отреставрирована и заново открыта для посещения к 2011-2012 годам.

Ансамбль крепости Петерштадт

В 1758-1762 гг. на территории Ораниенбаума была выстроена потешная крепость для будущего императора Петра III. Комплекс расположился на правом берегу Карасты. Крепость была выполнена в форме 14-конечной звезды и состояла из 4 бастионов, арсенала, гауптвахты, порохового погреба, офицерского и комендантского дома.

Центром крепости был 5-угольный плац, к которому вели Почетные Въездные ворота. Рядом с ними был возведен дворец Петра III. После смерти Петра III ансамбль Петерштадта еще некоторое время поддерживался в надлежащем виде, но к середине XIX века от комплекса сохранились лишь дворец императора и ворота.


Photo by Florstein Wikimedia.orgДворец Петра III в Ораниенбауме

Меншиков и его Большой дворец

Само слово «Ораниенбаум» обозначает померанцевое или апельсиновое дерево. Но цитрусовые растения тут не причем. Когда-то это место подарил своему любимцу Александру Меншикову Петр I. И Меншиков назвал место Ораниенбаумом — то ли в честь принцев Оранских, с которыми хотел породниться, то ли просто использовав красивое немецкое название: в Германии есть и свой Ораниенбаум и свой Ораниенбург. Однако сейчас именно померанец считается официальным символом города Ломоносова. В двухтысячных годах в парке появился памятник в виде померанцевого бронзового дерева с позолоченными плодами.

Здесь когда-то заканчивалась дорога, которая вела из Петергофа к Кронштадту, дальше следовала паромная переправа. В 1711 году Меншиков начинает строить себе грандиозный дворец – более роскошный, чем, например, петровский Монплезир в соседнем Петергофе. Дворец построен в стиле барокко. Длина здания – более двухсот метров, над центральной его частью возвышается корона, хотя Меншиков к царствующим особам не относился. Под дворцом был разбит сад с фонтанами, а из Финского залива прорыт подходящий к самому дворцу канал, как и в Петергофе.

Внутренняя отделка дворца продолжалась до 1727 года. Проще всего были отделаны покои, предназначавшиеся для Петра I – в соответствии с его вкусами. Но были и диковинки – например, турецкая баня с прозрачным потолком. 3 сентября была освещена домовая Пантелеймонова церковь, но уже 8 сентября началась опала Меншикова. Больше он сюда никогда не вернулся. Обстановка его дома была конфискована. Сейчас о временах Меншикова в Большом дворце напоминает только интерьер парадного входа. Но Александру Даниловичу и его времени посвящена обширная музейная экспозиция.

Основные интерьеры, которые сейчас можно увидеть в залах музея, были созданы в середине XIX века при великой княгине Елене Павловне. Она была умнейшей из всего семейство Романовых – по крайней мере такой признавал ее Николай I – и обладала великолепным вкусом и чувством изящного. При ней дворец был отремонтирован и заново отделан.

Как добраться до Китайского дворца в Ораниенбауме

Туристам, предпочитающим железнодорожный транспорт, рекомендуют любую пригородную электричку от Балтийского вокзала, идущую в сторону Ломоносова. Время в пути занимает примерно 1 час, дефицита с отправлениями нет — среднее время ожидания следующего состава 20–25 минут. Станция «Ораниенбаум-2» находится буквально напротив Верхнего парка и Меньшиковского дворца, идти пешком придётся около полутора километров, зато не нужно никуда сворачивать.

С автобусами для тех, кто уже находится в Ломоносове, проблем тоже не будет. Остановка называется «Школа», расположена она на выезде с Дворцового проспекта, гораздо ближе к парку, чем ж/д станция. На выходе из транспорта шагать прямо по аллеям, указатели, чтобы не заблудиться, присутствуют.

Заказывать такси из Санкт-Петербурга в Ломоносов невыгодно. Даже Uber или служба Яндекса считают километр по пригородному тарифу, и поездка обойдётся «в копеечку». Впрочем, для туристов предлагается забронировать трансфер, в том числе прямо из аэропорта Пулково — такой вариант максимально безопасный и быстрый.

Тем, кто путешествует на личном или арендованном транспорте, переживать не стоит — прямо перед входом в Китайский дворец обустроена просторная охраняемая парковка (59.907869, 29.745473). нигде поблизости стояночных площадок нет — везде висят запрещающие знаки.

Китайский дворец в Ораниенбауме на Google-панораме:

Видео о Китайском дворце в Ораниенбауме:

Достопримечательности дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум»

На территории комплекса располагаются дворцы и павильоны, которые доступны для посещения.

Парк Ораниенбаум

Планировка парка является замечательным образцом ландшафтного искусства XVIII–XIX веков. Его площадь составляет 162 гектара и делится на Нижний (с регулярной планировкой) и пейзажный Верхний парки. Большую часть территории занимает Верхний парк, который делится на два ансамбля — Петерштадтский и ансамбль Собственной дачи.

Дворец Ораниенбаум

Центральным строением, которое делит парк на две части, является самое первое здание — Большой Меншиковский дворец. Планировка дворца немного напоминает Большой дворец в Петергофе, его фасад, длиной 210 метров, обращен к заливу. Единый комплекс с дворцом составляют Церковный и Японский павильоны, которые соединяются галереями с центром сооружения. Для строительства дворца Меншиков пригласил именитых архитекторов — Ф. Фонтана, И. Ф. Браунштейна, И. Г. Шеделя, которые создали этот шедевр в стиле барокко. К сожалению, первоначальные интерьеры дворца не сохранились, так как последующие владельцы неоднократно изменяли их.

Сергей Архипкин

Сегодня Большой Меншиковский дворец можно посетить с экскурсией. Здесь представлена экспозиция «Ораниенбаум сквозь века», которая с помощью мультимедийных технологий, знакомит посетителей с историей создания города и ансамбля. Рассказ включает сведения об исторических событиях и реставрации комплекса.

Павильоны и музеи в Нижнем парке

При посещении Большого Меншиковского дворца можно побывать в Церковном павильоне. До 1921 года это была действующая Пантелеймоновская церковь. Убранство храма претерпело несколько глобальных изменений, в период правления Петра Федоровича и Екатерины II. В военные годы большая часть живописи и икон была уничтожена. Однако, в ходе реставрации церкви вернули облик XVIII — начала XX века. Сегодня здесь можно увидеть экспонаты, рассказывающие об истории храма и его прихожанах.

Картинный дом, Chezenatiko

В Нижнем парке «Ораниенбаума» находится еще один музей — «Картинный дом». Он был построен в середина XVIII века по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Здесь находились театр, кунсткамера, библиотека, коллекция живописи и кабинет великого князя Петра Федоровича. Сегодня для посетителей работают: Двусветный зал, Картинный зал, Кабинет-Библиотека, Оперный театр и два помещения Кунсткамеры.

Кроме дома, в Нижнем парке находится Морской канал, ведущий к морю, а также Нижние дома, в которых находились служебные помещения. Если пройти в Верхний сад, то можно увидеть павильон «Каменное зало», где в наши дни проходят концерты камерной и оперной музыки. Павильон был построен в 1750-х годах для развлекательных мероприятий и тоже несколько раз перестраивался. В XIX веке в нем находилась лютеранская кирха имени Святой Елены.

Андрей Криштопчик

Дворцы и строения в Верхнем парке

В Верхнем парке располагается еще один павильон — «Китайская кухня». Долгое время здание служило своему прямому назначению, но после, в нем разместили кавалерский и конюшенный корпуса, госпиталь. В советское время павильон был превращен в общежитие. Сегодня помещение используется для временных выставок.

От павильона «Китайская кухня» начинается ансамбль Собственной дачи, главным сооружением которого, является Китайский дворец. Построенный в 1768 году, по проекту архитектора Ринальди, дворец стал личной резиденцией Екатерины II. Самым знаменитым помещением в нем считается Стеклярусный кабинет, сохранившийся до наших дней в первозданном виде. Китайский дворец — это единственный в России памятник архитектуры, выполненный в стиле рококо и дошедший до нас без изменений.

Сергей Шурупов

Рядом с дворцом располагается павильон Катальной горки. Это единственное сохранившееся сооружение из целого комплекса летних Катальных гор. Екатерина II проводила в нем званные обеды и торжественные приемы. В павильоне находится Фарфоровый кабинет, в котором собрана уникальная коллекция Майсенской мануфактуры.

В состав Петерштадтского ансамбля входят Дворец Петра III, Петровский парк и Почетные ворота. Дворец Петра III — это самый первый самостоятельный проект архитектора А. Ринальди в России. В здании располагается экспозиция, рассказывающая посетителям о быте императора, здесь представлены коллекция картин, предметы мебели и интерьера, а также личные вещи Петра III.

Vitya Wierdl

Архитектурный ансамбль Ораниенбаума

На территории музея-заповедника расположено несколько павильонов, 2 парка, 5 прудов и морской канал. Главным зданием является Большой Меншиковский дворец. По одну его сторону расположился верхний парк, а по другую Нижний сад. На территории Верхнего парка находятся Петерштадт и Собственная дача.

Здание Большого дворца состоит из главного двухэтажного корпуса, прилегающих к нему одноэтажных галерей и боковых павильонов — Японского и Церковного. Общая длина основного фасада составляет 210 метров. Сам дворец и прилегающие к нему флигели образуют букву «п».

Основным архитектурным стилем было выбрано петровское барокко, представляющее собой смесь модных направлений шведской, немецкой и голландской архитектуры. Что касается внутренней отделки, то она многократно менялась вместе со сменой хозяев дворца.

На территории прилегающего к дворцу регулярного Нижнего сада были установлены 3 фонтана, несколько десятков деревянных скульптур и 4 позолоченные свинцовые статуи. Позже скульптуры были заменены на мраморные и появились ещё 2 фонтана.

В северной части Нижнего сада расположен Картинный дом. Он представляет собой одноэтажное здание с надстройкой, называемой мезонином. В военные годы в здании располагалась школа. К востоку от Меншиковского дворца находятся 5 строений для обслуживающего персонала, называемые нижними домами и расставленные буквой «п».

На территории Верхнего парка, недалеко от катальной горки, расположено Каменное зало. Это здание предназначалось для проведения увеселительных мероприятий. Зал выполнен в стиле елизаветинского барокко, присущего архитектурным строениям эпохи правления императрицы. От здания отходит Тройная липовая аллея, а перед его фасадом расположился пруд в форме буквы «п».

Не меньшего внимания достоин павильон «Китайская кухня». Его архитектором был Людвиг Людвигович Бонштедт, который работал в стиле Антонио Ринальди. В помещении располагались 2 русские печки, голландские печи с духовками, а также духовые шкафы для кондитерских и жаровочных работ.

От крепости Петерштадт до наших дней сохранились лишь ворота и дворец Петра III. Дворец имел форму куба со срезанным углом на главном фасаде и был украшен балюстрадой. Внутренняя отделка жилых комнат была выполнена с помощью лаковой росписи. Особенностью дворца является архитектурный приём «цветок Ринальди», использовавшийся автором впервые.

На территории Собственной дачи сохранились все павильоны. Основными из них являются Китайский дворец и Катальная горка. Достопримечательностью китайского дворца является Стеклярусный кабинет. Внутри него располагаются 12 панно из стекляруса. На основах панно изображены тропические пейзажи при помощи техники объёмной вышивки шелком.

Что касается Монументальной Катальной горки в Ораниенбауме, то она была не единственной в Санкт-Петербурге — другая находилась в Царском селе. Длина горки на Собственной даче достигала 500 метров и поддерживали её более 700 колонн.

Картинный дом

Одноэтажное каменное здание появилось в Нижнем саде в середине XVIII века. Его построил Бартоломео Растрелли по приказу Петра III. Будущий император использовал дом для хранения более 300 картин, библиотеки из 4 тыс. томов, коллекций минералов, фарфора и ювелирных изделий. Здесь же находилась кунсткамера и оперный зал.

В 1755 году в театре Картинного дома итальянские специалисты поставили первую оперу «Пленник любви», которую дополнял балет. После этого в Ораниенбауме открылась балетная школа для «садовниковых и бобыльских детей», а также музыкальная школа для детей немецких солдат голштинской гвардии. По сути, так появился первый в России культурно-общественный центр.

После дворцового переворота Екатерина II приказала разобрать коллекции Картинного дома, а в здании разместили склад мебели. В годы войны во время «малой блокады» здесь была единственная школа Ораниенбаума.

Сейчас в помещениях можно увидеть некоторые экземпляры изначальной коллекции, а также произведения искусства мастеров XVI-XVIII веков. В пространстве восстановленного Оперного зала проходит мультимедийное представление об истории русского театра эпохи барокко.

Достопримечательности Ораниенбаума

Большой Меншиковский дворец

Большой дворец Ораниенбаума напоминает о главном Петергофском дворце: выполненный в в стиле петровского барокко, он также протянулся на краю естественной террасы с видом на Финский залив. К центральной двухэтажной части дворца примыкают две одноэтажные галереи, образующие дугу. Галереи заканчиваются павильонами, украшенными куполами. Перпендикулярно каждому павильону пристроены два флигеля, благодаря которым дворец образует букву «П».


Photo by FlorsteinБольшой Меншиковский дворец с южной стороны На террасе перед дворцом разбит регулярный Нижний сад. Из сада открывается и с террасы перед дворцом открывается великолепный вид на Финский залив. В прошлом от ворот Нижнего сада начинался Морской канал, ведущий к заливу.

Во второй половине XVIII века над отделкой дворца и парка работали такие архитекторы, как Б. Растрелли и А. Ринальди. При Петре III восточный павильон дворца стал называться Японским: здесь разместили коллекцию фарфора. Согласно легенде, именно в Японском павильоне Петр III отрекся от престола в пользу жены.

После Революции в роскошных интерьерах Большого Меншиковского дворца поочередно размещались морской госпиталь, Лесной техникум, учреждения ВМФ.


Photo by Vitold Muratov Wikimedia.orgПанорама Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме

Нижний сад

Регулярный Нижний сад был заложен в 1713 году. Сад состоял из трех цветников, трех фонтанов, четырех свинцовых скульптур и 39 деревянных скульптур, окрашенных под мрамор. В 1760-ых в саду были установлены мраморные скульптуры. Сегодня в саду нет фонтанов, его украшают цветники и скульптуры.


Photo by FlorsteinНижний сад в Ораниенбауме

Верхний парк

Верхний пейзажный парк располагается к западу от Большого Меншиковского дворца и занимает территорию площадью в 162 гектара. Парк включает в себя ансамбль Собственной дачи и Петерштадтский комплекс. По территории парка протекает речка Караста.

Верхний парк в Ораниенбауме

Интерьеры Китайского дворца в Ораниенбауме

Экскурсии внутри, если не было объявлено тематической прогулки, проходят в полусвободном формате, когда гости могут вдумчиво осмотреть каждое помещение. Условно резиденция поделена на две большие половины — павловскую и екатерининскую, начинать обзорный тур рекомендуют с первой. Здесь всё начнётся с Розовой комнаты, она же — спальня наследника, которая переходит в штофную опочивальню. Интерьеры сохранены с XIX века, когда была мода на тканевую драпировку стен.

Дальше начинается женская комната — будуар, его императрица задумывала как Живописный кабинет. По первоначальным планам стены представляли собой плотно натянутые холсты с художественной росписью. Из него когда-то вела дверь в кабинет Павла I, но её по неизвестным причинам замуровали кирпичом ещё до революции. Сама рабочая комнатка тесная, и у историков до сих пор возникают вопросы, как склонный к демонстративной роскоши правитель мог здесь ютиться и работать.

Перед проходом в центральную анфиладу посетителям рекомендуют вернуться к южной галерее, чтобы оценить убранство одной из антикамер, пристроенных в XIX веке. Внутри — чудом сохранившийся паркет из ценных пород дерева, который на момент открытия музея после реставрации практически не изменился. При жизни последних хозяев зала использовалась в качестве обеденной комнаты — стол, накрытый на восьмерых человек, и диваны для отдыха и чтения никуда не убирали.

Samike

Екатерининская половина начинается с Зала Муз, который не нуждается в представлении — это его фотографии чаще других мелькают на сувенирных открытках и путеводителях. 9 прислужниц искусства и наук изображены на стенах в традиционном для рококо розовом обрамлении. Фрески написаны итальянским мастером Стефано Торелли — он отказался от использования масляных красок, работая исключительно темперой. Столь оригинальный ход усложнил работу реставраторам в наши дни.

Вторым по значимости помещением считается стеклярусный кабинет. Ему в XX веке повезло меньше — при попытках реставрации хрупкие панно, украшающие стены, сильно повредились. Их часто называют китайскими, но это заблуждение — вышитые золотом рисунки с птицами изготовлялись русскими золотошвейками, даже сохранились имена. Пол тут тоже необычный — вместо паркета его выкладывали мозаикой из смальты, точно такие же плитки позднее украсят Спас на Крови.

Логическим завершением анфилады является Большой зал, он же — композиционный центр всего дворца. Его изначально задумывали для торжественных приёмов иностранных послов, но по факту помещение превратилось в бальную комнату, а овальный профиль лишь помог устраивать пышные танцевальные вечера. Примечательно, что лепнины с плафонами в нём почти нет — разноцветные мраморные вставки и колонны сами по себе создают уникальный отсвет, не нуждающийся в отделке.

Samike

История

Строительство Собственной дачи в Ораниенбауме, частью которой чуть позже и станет Китайский дворец, связано с восхождением на престол Екатерины II. В 1762-м году амбициозная императрица даёт письменный указ о создании летней резиденции. Ответственным за стройку назначается Антонио Ринальди, и далеко не всем его планы понравились. Сохранились даже воспоминания придворных, которые уверяли, что на родине за такие растраты итальянца бы повесили на воротах.

Имея практически неограниченный бюджет, архитектор справился с поставленными задачами за шесть лет, хотя ещё два угода ушли на косметическую отделку помещений. Результат превзошёл любые ожидания — просторный парк превратился в малый великокняжеский двор, а за кущей деревьев скрылся от любопытных глаз одноэтажный дворец. Рядом с ним соорудили Каменное зало для концертов и домовых спектаклей, а также Катальную горку — один из первых в стране аттракционов.

В 1849-м году резиденция отходит правнучке императрицы — герцогине Мекленбург-Стрелицкой, потомки которой владеют дворцом вплоть до революции. Именно тогда зданию надстраивают второй этаж с жилыми блоками, а анфилада первого бережно сохраняется в память о великих предках. Южный фасад меняют до неузнаваемости — появляется хорошо освещённая стеклянная галерея и две прихожие-антикамеры в итальянском стиле, которые использовались как столовые с видом на пруд.

Samike

Роковые события 1917-го вынудили весь род Мекленбург эмигрировать в Германию, а Китайский дворец за неимением хозяев национализируется «без единой капли крови». Статус музея он получил лишь через восемь лет, тогда же сюда впервые пускают посетителей. Стоящее по соседству здание кухни отдают под общежитие студентам-художникам, но в тридцатых его ликвидируют, а территория дворца переходит в ведомство минкульта, превратившись в закрытый объект.

Период Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Ораниенбаум пережил с минимальными потерями. Боевые действия шли далеко, а дворцы по личному приказу одного из генералов охраняли красноармейцы 48-й стрелковой дивизии. Все ценности из анфилады успели эвакуировать в Новосибирск, а фарфор со стеклярусными панно надёжно спрятали в подвалах Исаакиевского собора. Оттуда их позже заберут в Эрмитаж на реставрацию, которая продлится долгие десятилетия.

Фактически, восстановительные работы в Китайском дворце проходят по сей день. Из-за осевшего от времени грунта, подвальные помещения нуждаются в постоянном дренаже грунтовых вод. Голубая гостиная и знаменитый Зал Муз открылись для широкой публики только в 2011-м году, настолько плачевным было состояние перекрытий из-за влажности. Сегодня для осмотров доступны все 17 залов, подход к пруду и парковая скульптура. Часть памятников для удобства перенесена в Китайскую кухню.

Samike

Ансамбль Собственной дачи

Китайский дворец

Основная статья: Китайский дворец Китайский дворец

Расположенный в глубине Верхнего парка, Китайский дворец является частью дворцово-паркового комплекса Собственной дачи императрицы Екатерины II. Возведенный в 1762—1768 годах по проекту Антонио Ринальди первоначально дворец был одноэтажным и только в середине XIX века для дочери великого князя Михаила Павловича Екатерины Михайловны был надстроен второй этаж, появилась застекленная галерея, а с востока и запада к торцевым частям здания были пристроены небольшие помещения.

Название «Китайский дворец» впервые фигурирует в 1774 году в камер-фурьерском журнале. До этого дворец называли «голландский домик» (так же, как дворец Монплезир в Петергофе), «домик, что в Верхнем саду», «домик маленький». Название «Китайский» возникло потому, что в соответствии со вкусом середины XVIII века на «китайщину» ряд интерьеров дворца (Большой и Малый китайские кабинеты, Китайская опочивальня) декорирован в духе китайского искусства или с использованием подлинных произведений искусства Китая и Японии.

Сдержанность внешнего убранства контрастирует с изысканной и разнообразной отделкой внутренних помещений. Значительную часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца несколькими мастерами, группировавшимися вокруг крупнейшего живописца-декоратора XVIII века Д. Б. Тьеполо.

Центр планировочной композиции дворца — Большой зал, декорированный живописью, золоченой лепкой, мозаикой, искусственным мрамором. На стенах — два медальона в мраморными барельефами, изображающих Петра I и Елизавету Петровну. От Большого зала вдоль главной оси в обе стороны отходят парадные помещения, завершающиеся Залом муз с востока и Большим Китайским кабинетом с запада.

Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями под руководством Марии де Шель. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда.

Изначально пол в Стеклярусном кабинете был набран из разноцветных смальт, также изготовленных на Усть-Рудицкой фабрике, однако к середине XIX века он пришёл в негодность и смальты заменили на наборный паркет с сохранением прежнего рисунка.

Китайский дворец является единственным в своем роде в России памятником стиля рококо. Большинство интерьеров дворца сохранили подлинную отделку середины XVIII века. Также особую ценность ему придают уникальные предметы декоративно-прикладного искусства Китая и Японии конца XVII — середины XVIII века, сохранившиеся и дошедшие до нас наборные паркеты второй трети XVIII века (выполненные по эскизам Антонио Ринальди).

В годы войны Китайский дворец был законсервирован, музейные ценности были эвакуированы (часть — в Новосибирск и Сарапул, часть — в уже оказавшийся в блокадном кольце Ленинград по т. н. «малой дороге жизни» (Ораниенбаум — Бронка — Кронштадт — Лисий Нос), где экспонаты хранились в Исаакиевском соборе, а затем в Эрмитаже). В 1946 году дворец вновь открывается как музей.

Павильон Катальной горки

Павильон Катальной горки

Павильон Катальной горки был построен в 1762—1774 гг. по проекту архитектора Антонио Ринальди. Это многоступенчатое каменное здание высотой 33 метра расположено в западной части Верхнего парка, у северной его границы. Его объемно-пространственное решение напоминает Эрмитаж в Царском селе — к центральному корпусу примыкают массивные флигели (в отличие от Эрмитажа, их не четыре, а три). В архитектурном облике павильона присутствуют элементы как стиля барокко (композиция фасадов, декоративные алебастровые вазы), так и раннего классицизма (колонны).

Сооружение Катальной горки в Ораниенбауме было продолжением народной традиции — устройства ледяных гор, проурочивавшихся к дням масленичных гуляний. Эти горки послужили образцом для создания монументальных ка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector