Троице-сергиева лавра: история обители, паломничество

Начало ХХ века – судьба во время революции

В 1919 году, после революционных событий, обитель закрывается, ее имущество национализируется. Монахи изгоняются вместе с наместником лавры. Вместе с тем новая власть осознает историко-культурную ценность монастыря.

Для сохранения наследия и спасения его от мародеров создается комиссия, которая призвана оценить имущество лавры с точки зрения его художественной и исторической ценности. В состав комиссии вошли глубоко верующие люди, которые не только описали и оценили, но и сделали все возможное, чтобы сохранить духовное наследие.

Важно знать: после национализации имущества лавры, новыми смотрителями и сторожами стали монахи. Была предпринята огромная работа по сохранению наследия и особенно мощей преподобного Сергия

Многие годы часть мощей были спрятаны, было сделано все, чтобы они не подверглись поруганию и гибели.

В 20-е годы здесь был открыт музей, приобретший позже статус антирелигиозного. Основная борьба развертывалась вокруг мощей Преподобного Сергия, которые на протяжении нескольких десятилетий были выставлены в качестве главного экспоната музея. Загорский историко-краеведческий музей – так теперь называлось место, постепенно ветшал, здания разрушались и теряли свой первоначальный облик, многие здания были перестроены в жилые помещения, школы и склады.

Литература

  • Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне… . (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  • Ильин М., Моисеева Т.. Москва и Подмосковье: Справочник-путеводитель.. Москва. 1979 .
  • Беляев С. В память вечную будет праведник… : Обретение мощей свт. Московского Филарета, свт. Московского Иннокентия и архим. Антония. Журнал Московской Патриархии. Москва. 1996 . № 12. с. 57-67.
  • Беляев С. Обретение святых мощей прп. Максима Грека.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1996 . № 9. с. 74-77..
  • Григорьева Т. Встреча с Лаврой. Благовест. Самара. 1997 . № 19. с. 6..
  • Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.

Троице-Сергиева Лавра в Смутное время

В начале XVII века Лжедмитрий II направил преданных ему воевод Петра Сапегу и Александра Лисовского с польскими и литовскими интервентами против русских городов. Были разорены Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Ярославль и Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Угрожала беда и Сергиевой обители.

В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю.  16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.

После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.

В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.

После этих событий авторитет монастыря повысился, возрастают пожертвования на его строительство. Были усовершенствованы оборонительные сооружения и построены новые храмы, также украшались старые постройки.

Город Сергиев Посад

В первую очередь, Сергиев Посад – это промышленный город с хорошо развитой инфраструктурой, с высоким уровнем культуры, науки и образования

Важной отраслью экономики города является туризм. Единственный город Московской области, входящий в список городов «Золотого Кольца», он является лидером среди малых городов России по посещаемости туристами

Туристический трафик в Сергиевом Посаде достигает более одного миллиона в год.

Учитывая живой интерес туристов, особенно иностранных, к сувенирам, город всемерно способствует развитию этой отрасли производства, поддерживая как частных производителей, так и сравнительно крупные предприятия: завод по производству игрушек, фабрику художественной резьбы, предприятие по изготовлению кованных изделий. Особой популярностью у гостей города пользуются «Загорская матрешка» и богородские резные игрушки.

В городе насчитывается около 250 памятников истории и культуры. Конечно, отдельный разговор о Лавре, которая оставалась центром притяжения туризма даже в самые атеистические времена. Но кроме нее, гиды предлагают вниманию туристов и другие объекты:

  • Сергиево-посадский историко-художественный музей-заповедник;
  • Гефсиманский Черниговский монастырь;
  • Спасо-Вифанский монастырь;
  • Музей игрушек;
  • Водопад «Гремячий ключ»;
  • Село Радонеж;
  • Этнопарк «Деревня Тыгыдым».

Опытные туристы рекомендуют не ограничиваться однодневной экскурсией, выделять на знакомство с городом 2-3 дня.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме

Древний Ипатьевский монастырь — пожалуй, самая известная достопримечательность Костромы, монастырь называют «колыбелью династии Романовых». Именно с него обычно начинают знакомство с городом. Монастырь находится не в центре Костромы: он стоит на стрелке рек, на месте впадения реки Костромы в Волгу. От центра города и Сусанинской площади лучше доехать, идти пешком будет слишком утомительно.

Монастырь основан в XIV веке, предположительно в 1330 году, первое упоминание в летописях — 1432 год. Ипатьевский монастырь — это не место духовного паломничества, а скорее политически знаковое место для Руси. Здесь был призван на царство Михаил Фёдорович — первый представитель династии Романовых.

В начале XVII века в Ипатьевском монастыре во времена польско-литовской интервенции скрывался Михаил Романов, и в 1613 году к нему пришли московские посланники с предложением стать царём. После того, как согласие Михаила было получено, в Троицком соборе отслужили торжественный благодарственный молебен за спасение России от Смуты и за процветание нового царствующего дома. Из Ипатьевского монастыря будущий царь отправляется в Москву на царство.

С 1919 по 2004 год на базе Ипатьевского монастыря существовал историко-архитектурный заповедник, в 2004 году его полностью передали Русской православной церкви, и сейчас здесь действующий мужской монастырь. Поэтому приготовьтесь облачиться в соответствующие одеяния. Женщинам у входа предложат обязательные юбки и платки (кстати, юбки чистые, аккуратные, судя по всему, специально сшитые, и одеть их не противно). В майках и шортах на территорию просто не пустят.Вход в монастырь — через Северные (Екатерининские) ворота, прорубленные в 1767 г. специально к приезду императрицы Екатерины II. До этого главные ворота были со стороны реки.

Территория монастыря, куда можно пройти туристу, довольно мала. Обитель делится на две части: Старый город, возведённый в 1586-1590 годах, и Новый город, пристроенный через полвека. На территорию Нового города проход закрыт.

Доминанта Ипатьевского монастыря, его главный храм — пятиглавый Троицкий собор, построенный в 1586-1590 на месте старинного деревянного храма

Обратите внимание на крыльцо

За собором на фото выше вы видите жилой Наместничий корпус (XVI — XIX вв.) и Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии.

Троицкий собор знаменит своими фресками: в конце XVII века его расписывали мастера артели знаменитого русского иконописца Гурия Никитина. Фресковый ансамбль собора считается вершиной русской монументальной духовной живописи XVII века. Большая часть фресок была обновлена в начале XX века.

Впечатляет огромный пятиярусный позолоченный иконостас, выполненный костромскими резчиками в XVIII веке.

В подклете Троицкого собора находится фамильная усыпальница бояр Годуновых, которые оказывали покровительство Ипатьевскому монастырю, здесь похоронены родители царя Бориса. На средства Годуновых был построен Троицкий храм, возведены каменные стены, собрана богатейшая библиотека, где, кстати, и была обнаружена летопись, названная по имени монастыря Ипатьевской, — едва ли не основной источник по истории Древней Руси.

Правее Троицкого собора, если смотреть от ворот, в которые вы вошли, стоит звонница (1601-1604 гг.). В 1645-1646 годах к ней была пристроена высокая колокольня. Здесь устроен небольшой буфет, где можно выпить чаю.

Палаты бояр Романовых («Царские чертоги») XVII — XIX в. Именно здесь жил Михаил Романов с матерью, инокиней Марфой. Сейчас здесь музейная экспозиция, посвящённая истории рода Романовых, которую вы можете посетить без дополнительной оплаты. В общем, достаточно интересная.

На территории Ипатьевского монастыря есть ещё одна экспозиция, посещение которой входит в стоимость билета. Выставочные залы разместились в бывшем Свечном корпусе: здесь представлены иконы XV-XX веков. Икон много.

За Троицким собором недавно была восстановлена ещё одна церковь, но пока внутренние работы там не закончены, и она по-прежнему закрыта для посещения — это храм Рождества Богородицы. Первоначальный храм был взорван в 1930 годы. Восстановление церкви приурочено к 400-летию династии Романовых. В июле 2015 года восстановленный храм был освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Местные называют монастырь просто «Ипатий». Любя)

Не забудьте, что совсем рядом с Ипатьевским монастырём находится костромской Музей деревянного зодчества.

  • Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове Великом, прославленный двумя святителями — Иаковом и Димитрием
  • Монастыри и другие достопримечательности Углича

Смутное время

К чести наших предков, в трудные годы Смуты они не пошли по путям, предложенным авантюристами и зарубежными эмиссарами. Народ выстоял благодаря своей стойкости и свято чтимым заветам предков, отстоял и целостность своей страны, и её независимость. Но до окончательной победы предстояло пережить ещё долгие годы, а пока…

С.Д. Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры

После того как были разгромлены восставшие под руководством Ивана Болотникова, ситуация в России оставалась очень напряжённой. На Западе замаячила фигура нового самозванца. Этого самозванца народ сразу прозвал Вором. Как и раньше, самозванца поддержали польские и литовские паны. Цели их оставались прежними: очень им хотелось поправить своё финансовое положение именем «царя Дмитрия».

Летом 1607 года Вор двинулся в сторону Москвы. 24 июня 1608 года войска самозванца подошли к Москве и разместились в пригороде столицы Тушино. Тушино стало тем центром, откуда польско-литовская интервенция стала расползаться по всей стране. Царь Василий Шуйский бросил остальную страну на произвол судьбы, собрав все боеспособные силы в Москве. Москва оказалась практически на осадном положении. Но полной блокаде мешал Троице-Сергиев монастырь, который в те времена представлял собой мощную крепость и находился на пересечении торговых путей. Именно через монастырь правительство Шуйского поддерживало связь с другими регионами страны и получало от них подкрепление. Многие монахи, бывшие в миру воинами, сопровождали и защищали обозы, которые шли в Москву, а ещё нападали на тушинские дозоры и разъезды. Естественно, поляков беспокоило стратегическое положение монастыря, но ещё больше беспокоили собранные в нём сокровища.

Литография из серии «Осада Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 гг.»

Посещение Троице-Сергиевой лавры

Традиционно паломники совершали целое путешествие к святым местам. Направлявшегося сюда царя Алексея сопровождали две сотни глашатаев с дюжиной лошадей, впряжённых в карету царицы и в следовавшую за ней меньшую золотую карету, в которой следовал младенец Пётр, а набожный царь Алексей Михайлович, желая подражать обычным паломникам, шёл к монастырю пешком. Традиции православия предполагали не ехать к монастырю, а идти пешком, превозмогая символические трудности и лишения – ведь во время паломничества нужно было строго поститься.

Трапезная палата

Если вы путешествуете не на автомобиле, то самым лёгким способом попасть сюда является заказ экскурсии. Для того чтобы остаться в лавре подольше или сэкономить на дороге, воспользуйтесь одним из автобусов до Сергиева Посада, которые отъезжают от метро «ВДНХ», или сядьте на электричку на Ярославском вокзале; самый быстрый из поездов – Ярославский экспресс (1 час в дороге). Сохраняйте билеты до возвращения в Москву, они понадобятся вам для прохода через вокзальные турникеты.

В Сергиевом Посаде вам нужно будет совершить 10-15-минутную пешую прогулку от остановки автобуса или вокзала к монастырю. Монастырь открыт ежедневно с 10 до 18 часов, хотя его церкви закрыты по официальным праздникам и выходным дням, а музеи не работают по понедельникам. В воротах находится касса, продающая входные билеты. Вам понадобятся отдельные билеты, для того чтобы посетить музей и ризницу, билеты продаются на месте; но всё же ни один музей не сравнится с самим монастырём.

Внутри церкви Сергия

Так как это действующий монастырь, следует одеться соответственно (короткие платья и брюки у женщин не допускаются), женщинам полагается покрыть голову, запрещается фотографировать в церквях и музеях и курить на территории лавры. Пообедать вы сможете в Макдоналдсе, расположенном на проспекте Красной армии, 194 или в одном из двух ориентированных на туристов ресторанов, расположенных ближе к монастырю.

Ресторан «Русский дворик» на улице Красной армии, 134, часто занят туристическими группами; в ресторане «Трапеза на Маковце» открываются прекрасные виды на монастырь, средний счёт в этом ресторане составит 700 рублей. Если вы пожелаете остановиться в небольшой, удобной, сельского стиля гостинице «Русский дворик» на улице Миткина, 14/2, то это будет намного лучше, чем поселиться в безликой гостинице «Загорск», расположенной по адресу Красный проспект, 171. Около южной стены монастыря есть почтовое отделение и узел телефонной связи.

Южный придел Троицкого собора

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад

Год включения в Список всемирного наследия: 1993

Сергиев Посад (с 1930 по 1991 г. – город Загорск) – это небольшой город, расположенный в 70 км к северо-востоку от Москвы. Он сформировался вокруг древнего монастыря Троице-Сергиевой лавры, которая на протяжении нескольких веков играла большую роль не только в религиозной, но и в политической и культурной жизни Руси.

Уединенная пустынь (место моления) была основана в середине XIV в. в глухих подмосковых лесах сыном ростовского боярина Варфоломеем, который после стал известен как Сергий Радонежский. В XV–XVI вв. пустынь стала превращаться в большой и влиятельный монастырь

Расположение на важной стратегической дороге к русскому Северу способствовало его укреплению и включению в общую систему обороны Москвы. Героической страницей истории монастыря стала его многомесячная оборона в начале ХVII в. от осаждавших его польских интервентов

от осаждавших его польских интервентов.

Монастырь постепенно становится крупнейшим феодалом-землевладельцем. В 1744 г. ему присваивается почетное наименование лавры. В 1782 г. населенный пункт, образовавшийся вокруг монастыря, объявляют городом под названием Сергиев Посад.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры создавался постепенно на протяжении почти шести столетий, и включает более 50 различных строений.

Первое каменное сооружение лавры – Троицкий собор. Его возвели в 1422–1423 гг. над гробом Сергия Радонежского, на месте прежней деревянной церкви. Для его постройки пригласили выдающихся зодчих, придавших собору все характерные черты ранней московской архитектуры. Это четырехстолпный крестово-купольный храм, сложенный из тесаных белокаменных блоков, он отличается небольшими размерами и скромным резным декором.

Для росписи интерьера Троицкого собора были приглашены выдающиеся художники того времени Андрей Рублев и Даниил Черный, которые руководили артелью иконописцев. Именно для этого собора Андрей Рублев написал свою знаменитую «Троицу», которая находилась здесь до 1929 г., а затем была передана Государственной Третьяковской галерее (в соборе находится ее копия). Андрей Рублев и мастера его круга создали и многие другие росписи, включая три ряда иконостаса. К сожалению, впоследствии росписи и интерьеры собора были очень сильно разрушены.

Во второй половине XVI в. ансамбль Троице-Сергиева монастыря пополнился Успенским собором, а также крепостными стенами и башнями. Успенский собор на центральной площади монастыря строили на средства Ивана IV Грозного, и по его указанию он должен был повторить облик Успенского собора Московского Кремля, но в несколько увеличенных размерах. Получился массивный пятиглавый храм, в отличие от кремлевского образца сложенный не из камня, а из кирпича. В XVII в. он был расписан ярославскими мастерами, и эта роспись сохранила до наших дней свой первоначальный вид. В дальнейшем собор также неоднократно перестраивали. В 1606 г. здесь были погребены русский царь Борис Годунов с женой и сыном.

Каменные крепостные стены с башнями, придающие монастырю вид неприступной крепости, были построены всего за десять лет (1540–1550 гг.). Позднее их неоднократно реконструировали. Ныне они достигают общей длины 1120 м при высоте от 7 до 15 м.

В XVII в. архитектурный ансамбль монастыря продолжал усложняться за счет появления новых сооружений. К их числу относятся больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия, надвратная церковь Иоанна Предтечи и Царские Чертоги, т.е. каменный царский дворец в лавре. Это также замечательная трапезная – этот зал был предназначен для праздничных обедов и торжественных приемов царя и высшего духовенства. Эксперты считают это здание прекрасным образцом «московского барокко».

В XVIII в. здесь появилась изящная пятиярусная колокольня, проект которой был создан выдающимся московским зодчим Д.В. Ухтомским. Белая 88−метровая колокольня – своего рода объединяющий центр всего монастырского ансамбля, придающий ему логическую завершенность.

В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была объявлена музеем, с 1940 г. – это государственный историко-художественныймузей-заповедник. Помимо архитектуры, огромную ценность представляет уникальное собрание древнерусской живописи и прикладного искусства XIV–XVII вв. Здесь творили многие русские писатели того времени, составляли летописи, вели переписку и коллекционирование древних книг, здесь развивались иконопись, художественные ремесла. Большую ценность представляют также произведения русского искусства XVII–XIX вв. На территории лавры располагается Московская духовная академия и духовная семинария.

Социальные комментарии Cackle

Информация для паломников

Чтобы поездка в лавру не оказалась напрасной, стоит ознакомиться со следующей информацией:

Также нужно знать, где находится Троице-Сергиева лавра и как до нее доехать. Добраться от Москвы до Троицкого храма можно несколькими способами:

  1. На автомобиле: по Ярославскому шоссе (трасса М8). Оно будет переходить в Старое Ярославское шоссе, затем в Московское и в конце — в проспект Красной Армии, который пройдет до самой лавры;
  2. На автобусе: от метро «ВДНХ» на автобусе № 388 до автовокзала Сергиева Посада. Оттуда до обители можно дойти примерно за 10−15 минут. Время в пути составит не меньше часа и зависит от загруженности дороги;
  3. На электричке: от Ярославского вокзала до станции «Сергиев Посад». Ж/Д станция расположена неподалеку от автовокзала, дойти до места назначения также можно за несколько минут. Время в пути составит примерно 1,5 часа.

Среди всех русских православных монастырей Троице-Сергиева лавра занимает особое место. Это не просто крупнейшая и одна из самых знаменитых обителей, но и место, основанное преподобным Сергием Радонежским. Сюда ежедневно приезжают тысячи паломников, чтобы поклониться мощам святого в главном Свято-Троицком соборе.

Внутреннее убранство

Иконостас

Согласно Пахомию Логофету, Никон Радонежский незадолго до смерти обратился к иконописцам Андрею Рублеву и Даниилу Черному с просьбой выполнить роспись Троицкого собора. Особенностью иконостаса является то, что он является сплошным — иконы в нем не разделены алтарными столпами.

Роспись стен

Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425—1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 года и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи.

Мощи преподобного Сергия Радонежского

5 июля 1422 года, во время строительства собора, были обретены нетленными мощи Сергия Радонежского, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет.

Троицкий собор, Троице-Сергиева Лавра.

Главное строение Лавры (1422 год), место, вокруг которого формировался монастырь – это Троицкий собор. В храме в серебряном гробу покоится Сергий Радонежский. Здесь, у его мощей московскими князьями совершались молебны, крестились дети и подписывались договоры. Именно сюда, чтобы поклониться мощам Сергия Радонежского, ежедневно со всей страны стекаются толпы паломников. А в дни праздников, как сейчас, творится столпотворение.

Очередь к мощам преподобного я решил не выстаивать, хватит на сегодня очередей. Да и вокруг было что посмотреть и чем заняться. Интересно было наблюдать за паломниками (повторюсь, в основном женщины), как они располагаются для проведения ночи в Лавре.

Известные духовные наставники наших дней

Среди нынешних учеников преподобного немало духовников, попасть к которым стремились и стремятся паломники

архим. Кирилл (Павлов) (1919-2017 гг.); только произнесенные им проповеди составляют несколько объемистых томов; долгое время он также был братским духовником; ему же исповедовались три патриарха – Алексий I, Пимен, Алексий II; 

  • архим. Наум (Байбородин) (1927-1917 гг.), также бывший братским духовником;
  • сейчас духовно руководит Троицкими иноками архим. Варфоломей (Калугин).

Отчитки

Чин изгнания духов нечистых появился в Русской Церкви только во 2 пол.XVII в., после богослужебных реформ Патриарха Никона. Считается, что он заимствован у католиков митр. Киевским, свт. Петром Могилой, а затем перешел в Россию.

С 1982 г. по благословению Духовного собора этот чин, народом также именуемый «отчиткой» в надвратном храме проводил архим. Герман (Чесноков). Впоследствии он же совершал его на Воскресенском подворье обители. В 2019 г. ревностный служитель Божий преставился на 79 году земной жизни. О том, проводится ли чин сейчас, на сайте монастыря информации нет, однако размещен телефон, по которому эти вопросы предлагается уточнять индивидуально.

Современные пастыри относятся к чину неоднозначно. Сам о. Герман полагал, что иногда немощь человека действительно объясняется находящимися внутри него нечистыми духами. 

К тому же, многие говорят о том, что необходимо различать психическое, требующее чисто медицинского вмешательства, и собственно духовное заболевание, требующее помощи Церкви. Признаком последнего обычно является неадекватная реакция (от резкой головной боли, например, до тяжелых отклонений поведения) именно на святыни – храм, иконы, таинства. Поэтому перед обращением к совершителю подобного чина рекомендуется получить совет опытного духовника о необходимости подобного священнодействия.

Интересные факты об обители

Приезжающие в монастырь, знают о нем немало, тем не менее встречаются с некоторыми особенностями, о которых ничего не говорят путеводители. Среди них:

  • здесь не предусмотрены конкретные суммы пожертвований за требы, даже за свечи; последние можно взять бесплатно; если же есть возможность внести лепту, деньги можно опустить в церковную кружку;
  • монашеские правила строги: «братская» часть монастыря отделена от открытой для посещения мирянами; если нужно встретиться с кем-то из братии, следует сообщить об этом дежурному на проходной, после чего ожидать здесь же;
  • подсчитано, что ежегодно обитель посещает до 300000 туристов; в последние годы среди них можно очень часто увидеть выходцев из Азии; по подсчетам, только китайцев приезжает сюда до 100000, что составляет треть туристического потока; причем каждый пятый приезжает не с группой, а лично, с благоговением посещая местные святыни.

Часы работы

Монастырь открыт для всех желающих с 5 ч. утра до 9 вечера. По праздникам врата не закрываются круглые сутки. Богослужения совершаются ежедневно, расписание меняется, так что перед поездкой стоит свериться с интернет-страницей лавры. Желающим попасть на службу в Успенский собор следует иметь ввиду, что храм – «летний», зимой службы идут в Трапезной церкви прп. Сергия. Исповедь традиционно проходит в надвратном храме св. Иоанна Предтечи. Расписание ее совершения также можно узнать на сайте.

При обители для паломников есть:

  • три гостиницы, размещение стоит от 450 до нескольких тысяч рублей за сутки;
  • четыре трапезные.

В монастырь также можно приехать трудником, для этого с обителью следует связываться предварительно.

Почтовый адрес: 141300, Россия, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра  Телефон для справок по общим вопросам:+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно)Телефоны для заказа экскурсий:+7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70; +7 (496) 541-55-45 (ТИЦ для индивидуальных путешественников)

Социальные сети

Многие из раз побывавших здесь очень хотят вернуться снова. Таков дух этого места, пропитанного святостью. А потому душа, как бы ни была она погружена в мирские попечения, ощущает его, как свою духовную родину.

Наталья Сазонова

Архитектура

Четырёхстолпный трёхапсидный Троицкий собор является одним из важнейших памятников раннемосковского зодчества. Построен из белого камня, как и соседняя Никоновская церковь. У последней нижний ярус кирпичный, но облицован известняком.

Тройная лента резного орнамента опоясывает стены, апсиды и барабан собора. Стены членятся здесь лишь плоскими лопатками, на которые опираются килевидные арки закомар. Все формы храма очень просты и компактны апсиды почти не выступают за пределы основного куба и подняты на одну высоту, к самому его верху; килевидные кокошники, так называемые диагональные закомары, едва возвышаются над закомарами фасадов (кокошники у постамента барабана разобраны в 1510 году); гладкие стены имеют довольно значительный наклон внутрь, чему соответствует сужение кверху барабана купола.

Точная копия Троицкого собора в натуральную величину построена в 2006 году в казанском Зилантовом монастыре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector