Музей-заповедник царицыно в москве

Воровать невест или платить за них выкуп

Есть такой «милый» свадебный обычай: посреди торжества гости внезапно подхватывают невесту под руки и тащат прочь, чтобы жених потом её искал. Кому‑то, возможно, это кажется смешным, но корни «Русская свадьба: история и традиции» у традиции на самом деле страшные: в древние времена девушек зачастую умыкали против их воли и силой заставляли выйти замуж. И даже сейчас обычай красть невест ещё не искоренён ни в России, ни в странах СНГ.

То же относится и к выкупам невесты, без которых обходится мало какая свадьба. Раньше жених платил за девушку, потому что её семья лишалась рабочих рук, но в современном мире это уже как‑то унизительно.

Правда, есть у этого обычая ещё одно значение Традиции русской народной свадьбы , более романтичное: проходя символические испытания, жених как бы отправлялся за суженой в иной мир и показывал, что готов ради неё преодолеть любые трудности. Но современные выкупы мало напоминают сказочные сюжеты, зато тему денег и платы за невесту (пусть и символической), обыгрывают довольно часто. А живые люди — это не товар.

Царицынский парк зимой и летом

Сегодня усадьба – крупнейший музейно-выставочный, природный, культурно-исторический и туристический комплекс российской столицы. Своим посетителям он предлагает экскурсии, развлекательные и образовательные программы.

Прогулки по парку – это самое приятное занятие для всех категорий посетителей Царицына, здесь есть что созерцать, есть о чем поразмышлять, и все это в действии, в движении. Царицынский парк – это небольшая дворцовая часть с несколькими мостами и воротами и огромная живописная пейзажная часть с павильонами, беседками, прудами, оранжереями.

В помещениях усадьбы и на придворцовой территории часто устраиваются городские праздники, представления и проводятся музыкальные концерты. На танцевальной площадке музея-заповедника «Царицыно» по пятницам можно самостоятельно организовать и провести творческое выступление.

Помимо участия в культурных программах, летом посетители Царицыно могут прокатиться на сегвеях и лодках. Зимой любителей развлечений на тюбингах ожидает ледяная горка. В теплое время года для гостей усадьбы работает «Поющий фонтан», который привлекает и детей, и взрослых зрелищным светомузыкальным шоу.

Любителей активного отдыха ждет веревочный парк. Маршрут для взрослых проложен на высоте 15 м. Отсюда открывается красивейшая панорама Царицынского пруда и прилегающих к нему аллей.

Большая часть малых парковых построек – «Миловида», «Храм Цереры», «Нерастанкино», «Русалкины ворота» – были возведены архитектором И. Еготовым в «валуевский» период в начале XIX века и являются отражением парковой моды эпохи романтизма. Здесь царит тишина, все полно таинственной гармонии, где человек и архитектура растворяются в природе.

Дворцовая часть парка была сформирована еще Баженовым и включает четыре основных объекта – Виноградные ворота, Солнечные ворота и два моста – Большой и Фигурный. В этой части парка архитектура очень яркая, что наглядно демонстрирует превосходство человека, как и полагали в эпоху Просвещения современники Екатерины и Баженова.

Каскад Царицынских прудов формировался на протяжении XVI—XVIII веков. Самым старым является наиболее удалённый от дворцово-паркового ансамбля Борисовский пруд.

Верхний и Нижний Царицынские пруды появились в то время, когда имением Чёрная Грязь владели бояре Стрешневы: в середине XVII века и между 1666 и 1673 годами. Средний Царицынский пруд появился в 1980‑е годы после сооружения высокой дамбы, разделившей Нижний пруд на две части.

Непосредственно к царицынскому дворцово-парковому ансамблю примыкают Верхний и Средний пруды

Они являются естественной границей ансамбля с запада и его важной составной частью — на пруды ориентированы некоторые дворцовые постройки и павильоны пейзажного парка

В музее предложат целый ряд интерактивных и игровых программ, мастер-классов и театрализованных экскурсий, связанных с историей, модой и костюмами, балами и танцами, цветами и садоводством.

В дворцовых интерьерах можно отметить день рождения, отпраздновать Масленицу и повеселиться в новогодние и рождественские дни. Особый интерес вызывают игры-путешествия, или квесты, в Царицыно предлагают три различных квеста, посвященных тайнам и загадкам дворцов, парков, оранжерей и павильонов.

Музей и достопримечательности Царицына

Большой дворец Казакова выполнен в стиле классицизма с элементами псевдоготики. Сегодня здесь выставлены постоянные музейные экспозиции, а также проходят временные выставки, концерты и другие мероприятия.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» был изначально построен в 1722 г. на месте деревянной церкви, после чего неоднократно перестраивался, а окончательно был отреставрирован только в 1998 г.

Большой мост через овраг — самый крупный из сохранившихся мостов 18 в.

Малый дворец расположен на холме, он построен в форме пирамиды и скорее похож на парковый павильон, чем на полноценный дворец. Однако здесь сохранилась белокаменная эмблема с вензелем императрицы в лучах славы, что напоминает об изначально предназначении этого здания.

Средний дворец (Оперный дом) — постройка, которую Василий Баженов считал своей архитектурной гордостью. Внешне она похожа на резную шкатулку для украшений. Несмотря на название, музыка здесь впервые зазвучала в конце 20 в., а до тех пор назначение Оперного дома было исключительно декоративным.

Большой дворец

Большой дворец Матвея Казакова был построен на месте снесенных трех дворцов Баженова. Новый дворец был намного крупнее, представлял собой два жилых трехэтажных корпуса, соединенных галерей, правый корпус для Екатерины, левый для Павла. Главным украшением стали угловые шатровые башни. По указу императрицы Казакову пришлось переделать проект и уменьшить дворец в целях экономии на этаж. Дворец был не завершен, он остался с черной временной крышей, придававшей ему мрачный вид и с незавершенной внутренней отделкой.

Двести с лишним лет простоял Большой дворец заброшенный и безмолвный, он считался самой романтичной руиной. В 2005 году дворец был достроен по указу тогдашнего мэра Юрия Лужкова. По мнению многих специалистов, дворец из исторической руины превратился в новодел. Во дворце никогда не было интерьеров, они были придуманы произвольно современными архитекторами. Кровля была сделана не черной, что нарушило историческую достоверность, а цветной и с декоративными деталями, что взято из первого проекта Казакова.

Екатерининский зал

Во дворце были построены два роскошных тронных зала, Екатерининский и Таврический. Главной исторической ценностью которых является, размещенная в Екатериниском зале, мраморная статуя Екатерины Великой известного скульптора Александра Опекушина. Она была выполнена в 1896 году для Московской городской думы.

Макет Царицыно Матвея Казакова

Сейчас на дворцовой поляне перед Большим дворцом можно увидеть остатки фундамента Большого Кавалерского корпуса, разобранного на стройматериалы. Это было ключевое здание в архитектурном комплексе Василия Баженова. Ближе к Фигурному мосту находится фундамент Камер-Юнфарского корпуса, также разобранного Матвеем Казаковым.

Макет Царицыно Василия Баженова

Здесь же, на поляне можно посмотреть и сравнить между собой бронзовые макеты Василия Баженова и макет Матвея Казакова.

Описание музейного комплекса

Музей-заповедник, который занимает больше 100 га, расположен на юге Москвы. Его история началась в 1776 г., когда Екатерина приказала построить резиденцию. В XIX в. территория превратилась в дачный поселок. В 1927 г. здесь открывают музей, а после войны выделяют охраняемые земли площадью 1000 га. Позже в Царицыно проходят 2 масштабные реставрации. В 2007 г. обновленный архитектурный комплекс открывается в день Москвы.

Схема комплекса включает следующие сооружения:

  • Большой и Малый дворцы;
  • Кавалерские корпуса;
  • Хлебный дом;
  • Оперный дом;
  • оранжереи;
  • Храм иконы Божьей Матери «Живоносный Источник».

Поместье строили на мысу, поэтому на территории возвели Фигурный и Большой мосты. Последний украшают розетки, пояс-зигзаг под карнизом, вставки в виде ромбов и кругов. Центральные арки напоминают порталы в готических соборах. Фигурный мост, который декорирован георгиевскими крестами, построили по принципу виадука. Высокий парапет со стрельчатыми проемами соединяет полукруглые башни.

Оранжереи

Одна из Царицынских оранжерей.

Первое деревянное помещение появилось в 1740-х гг., когда усадьба принадлежала роду Кантемиров. В конце XVIII в. здесь стояло 3 сооружения, где выращивали до 10 000 деревьев. Здесь располагались оранжереи с ананасами, апельсинами, померанцем, виноградом и персиками. В помещениях росли мирт, оливковые деревья, абрикосы, олеандр, лавр и парковые цветы. В Царицыно находилась большая коллекция тропических растений.

После смерти императрицы работу оранжереи поддерживал глава Экспедиции кремлевского строения П. Валуев. На территории строят 8 помещений. В XIX в. комплекс сдают в аренду купцу Давыдову. Позже старые здания сносят, а виноградную оранжерею разделяют на коммунальные квартиры.

Для экскурсий открыты 3 здания. В первом корпусе представлены гибискусы, фуксии, араукарии и пальмы. Во втором помещении выращивают овощи, фрукты, розмарин, олеандр, мирт, имбирь, кофейные деревья. В виноградной оранжерее растут кактусы и декоративные растения.

Знаменитый фонтан

Знаменитый музыкальный фонтан.

Современность в усадьбе представляет музыкальный фонтан. Его создали во время реконструкции 2006-2007 гг. на Нижнем пруду. По легенде в этом месте в 1775 г. князь Г. Потемкин организовал салют для Екатерины II, который сопровождал залп из трофейных турецких пушек. Конструкция в форме чаши занимает 2400 м², которую освещают 2583 подводных светильников. Ее диаметр составляет 52 м.

Вместе с фонтаном освещается Большой дворец и мост через овраг. 915 струй поднимаются максимум на 15 м в такт музыке.

Он оснащен акустической установкой, поэтому композиции слышно с любого берега. Из-за чувствительности к низкой температуре после завершения сезона фонтан консервируют.

Большой дворец и Хлебный дом

Большой дворец сочетает элементы русской готики и классического стиля.

Царицынский дворец сочетает элементы русской готики и классического стиля. Сначала строительством занимался архитектор В. Баженов. После осмотра здания в 1785 г. императрица поручила работу его ученику М. Казакову. Здание включает 2 крыла, которые предназначались для проживания государыни и ее сына Павла. Они соединяются узкой высокой галереей. Дворец украшен стрельчатыми окнами, остроконечными башнями, полуколоннами и арками. В 1796 г. его практически достроили, но смерть государыни остановила процесс.

В правом крыле на первом этаже создали Екатерининский зал. Он декорирован ценными породами деревьев, золотом, ониксовыми колоннами, лепниной. Здесь установлена статуя императрицы из мрамора высотой 2,6 м. Второе помещение с вишневыми стенами и мраморными колоннами назвали Таврическим залом. На 3 этаже находятся Баженовский и Казаковский залы, которые соединяет анфилада. В здании проводят торжественные мероприятия, выставки и концерты.

Возле дворца расположен Хлебный дом, где располагалась кухня для Екатерины II. Сооружение квадратной формы с округлыми углами построили в 1784-1785 гг. На фасаде установлены 2 горельефа в виде солонки с караваем. Над карнизом изображены буквы Х и С (хлеб-соль). Интересный факт — Х получается в виде скрещенных линий, которые считаются символом масонства. Визуально дом с дворцом соединяет галерея, которая в центре прерывается аркой с шипами. В здании размещена основная экспозиция музея, в атриуме устраивают концерты и театральные постановки.

Русская свадьба

Свадебные традиции древней Руси уходят корнями в языческие времена. Свадьбы внутри и между племенами сопровождались поклонениями языческим идолам, тематическими песнопениями и обрядами. В то время обычаи разных селений отличались между собой. Единый обряд зарождается на Руси с приходом Христианства.

Внимание уделялось всем этапам события. Знакомство семейств, встреча жениха и невесты, сватовство и смотрины — всё происходило по строгому сценарию, с определенными действующими лицами

Традиции затрагивали выпечку свадебного каравая, подготовку приданного, свадебных нарядов, застолья.

Центральным событием в свадебном торжестве по праву считалось венчание. Именно это церковное таинство делало брак действительным.

Подробнее >>

Музей-заповедник Царицыно — усадьба и парк

В 1775 году В.И. Баженов получил задание от Екатерины II — построить подмосковную царскую резиденцию в усадьбе «Черная грязь», которая вскоре получила имя — Царицыно. Древнерусский зодчий решил отступить от классического стиля и создать единую композицию с использованием живописной асимметрии различных зданий. Строительство затянулось на годы, поскольку с отъездом двора в Петербург деньги перестали выделяться. Построенные В. Баженовым корпуса дворцовой усадьбы стали ветшать. Через 10 лет Екатерина отстранила зодчего от работы и поручила построить Дворец Михаилу Казакову. Созданный зодчим Дворец был разрушен. М. Казаков постарался сохранить многое из проекта В. Баженова. В результате был создан компромиссный вариант соединения классицистической объемно-планировочной структуры дворцовой постройки с наложенным на нее готическим декоративным убранством. Благодаря этому, Царицынский дворец является единственным в Европе дворцовым комплексом, построенным в стиле «псевдоготики» или «русской готики». Однако мечта Екатерины так и не сбылась — дворец не был при ее жизни достроен. После ее смерти в 1797 году строительство прекратилось. Только в 21 веке Дворец и весь ансамбль были закончен.

В.И. Баженовым в 1776–1778 гг. были также построены Оперный дом — Средний дворец и Малый дворец, предназначенные для императрицы Екатерины II. Малый дворец, — самый маленький из трёх дворцов императрицы Екатерины II. Его называют еще полуциркульным по очертанию небольшой полукруглой площадки, на вершине которой он располагался. Малый дворец находится напротив западного фасада Большого дворца, на главной аллее. Средний дворец расположен между Малым дворцом и Фигурными воротами, ведущими в парк. Название Оперный дом он получил позже, в 1804 году, когда хотели его использовать для концертов и музыкальных вечеров. Хлебный дом также называют Кухонным корпусом. Он был предназначен для хранения продуктов. Здесь должны были располагаться кухни, кладовые и помещения для служителей. Строительство было начато в 1784–1785 гг. архитектором В.И. Баженовым. но до конца не было завершено.

Одно из строений сохранившееся до наших дней, — галерея Миловид с колоннами тосканского ордера, построенная в 1804 году архитектором И.В. Еготовым. В 1805 году им же была построена восьмиколонная беседка Золотой сноп (Храм Цереры), в центре которой установлена статуя древнеримской богини плодородия Цереры. Первое название — Золотой сноп беседка получила по снопу, украшающему ее крышу.

На южном острове верхнего Царицынского пруда установлена арка, которую называют Русалкины ворота. От Русалкиных ворот открывается вид на павильон Нерастанкино, находящийся на высоком берегу. Этот павильон также сооружен архитектором И.В. Еготовым. Недалеко от него можно видеть восстановленный грот.

Рядом с дворцовым ансамблем раскинулся пейзажный парк начала XIX века. Верхний Царицынский пруд образует вместе с Шипиловским и Борисовским самый большой в столице каскад прудов. Работает конный двор, где можно покататься на пони, на лошади. На другой стороне пруда есть горки и турники, канаты и кольца и другие спортивные сооружения. Приятно то, что в парке устроены дорожки и есть скамейки для отдыха. Работает лодочная станция.

Жизнь усадьбы в советские и постсоветские времена

В конце XIX столетия царицынская усадьба стала самым посещаемым дачным местом Москвы. Старинное поселение Черная Грязь превратилось в дачный поселок с названием «Новое Царицыно». В свое время здесь отдыхали популярные писатели и поэты Федор Михайлович Достоевский, Иван Андреевич Бунин, Федор Иванович Тютчев и Антон Павлович Чехов. К 1890 году Царицыно состояло из более чем двухсот дач, а в начале прошлого века их количество перевалило за тысячу.

Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник

В 1920-е годы дворец и парк оказался во владении «Главнауки», а позже превратился в музейный подотдел, ведал которым Московский городской отдел образования. В 1993 году усадьбе был присвоен статус музея-заповедника.

Сегодня усадьба — крупнейший музейно-выставочный, природный, культурно-исторический и туристический комплекс российской столицы. Своим посетителям он предлагает экскурсии, развлекательные и образовательные программы. В помещениях усадьбы и на придворцовой территории часто устраиваются городские праздники, представления и проводятся музыкальные концерты.

Первый Кавалерский корпус

Помимо участия в культурных программах, летом посетители Царицыно могут прокатиться на сегвеях и лодках. Зимой любителей развлечений на тюбингах ожидает ледяная горка. В теплое время года для гостей усадьбы работает «Поющий» фонтан, который привлекает и детей, и взрослых зрелищным светомузыкальным шоу. Любителей активного отдыха ждет веревочный парк. Маршрут для взрослых проложен на высоте 15 м. Отсюда открывается красивейшая панорама Царицынского пруда и прилегающих к нему аллей.

Второй Кавалерский корпус

Что посмотреть в усадьбе Царицыно

Выделим места, на которые стоит обратить внимание во время прогулки. Царицыно занимает немалую территорию, на экскурсию по которой нужно выделить целый день

  • Сердце ансамбля — тот самый Большой дворец. Он выстроен в виде мощного здания с центральной частью и двумя боковыми крыльями в форме квадратов. Дворец предназначался для проживания императоров и их ближнего круга. Фасад украшен шатровыми башнями со шпилями и золотыми звездами, стрельчатыми арками, галереями и лоджиями с изящными арками. Во всем здании прослеживается четкое следование симметрии. Внутри гостей встречает роскошно отделанный вестибюль и парадная лестница, ведущая в залы и покои. Во всем чувствуется мастерство и присущие царским резиденциями щедрость и размах. Позолота, лепнина, скульптурные композиции, гобелены, бюсты, колонны, море антиквариата, объемные люстры — интерьеры Большого дворца и сегодня достойны внимания величественных персон;
  • Не менее претенциозным оформлением отличается и Хлебный дом. Фасад украшен скульптурным изображением каравая и колосков. Тут же можно увидеть вензель из двух букв, обозначающих «хлеб-соль». И хотя это всего лишь кухня, визуально это полноценный дворец, поскольку на декоративные элементы архитектор Баженов не поскупился;
  • Не уступает соседям и Средний дворец, он же Оперный дом. На его фасаде красуются белокаменные двуглавые орлы, символизирующие величие и мощь России. Внутри можно увидеть необычное архитектурное решение — овальные комнаты и залы. Предполагается, что здесь императрица могла проводить время в кругу близких друзей и доверенных лиц;
  • Также в комплекс входит Малый дворец, декорированная шипами Арка-галерея, отдельно стоящая и не несущая вроде бы практических функций, кроме декоративной. Виноградные ворота, Большой и Фигурный мосты, Кавалерские корпуса, Храм Иконы Божией Матери. В каждом здании находятся богатейшие коллекции искусства. Можно увидеть образцы живописи, скульптуры, ткачества, фарфора, керамики, изделий из стекла, дерева и кости, костюмы и украшения, археологические находки, обнаруженные на территории усадьбы. Плюс ко всему проводятся временные выставки, концерты;
  • Один из красивейших уголков Царицыно — восхитительные оранжереи. Раньше в усадьбе функционировали персиковая, ананасовая, цитрусовая и другие оранжереи, где выращивали вполне реальные и очень даже вкусные плоды. Сегодня все это в процессе восстановления, зато цветочные оранжереи и клумбы буквально оккупируют парк, превращая его в один большой цветник.

Фонтаны царицынского парка / Фотобанк Лори

Сувениры ручной работы в Царицыно / Фотобанк Лори

А еще в Царицыно расположено множество павильонов, беседок, веранд, прудов, фонтанов, романтичных аллеек. Предостаточно мест, где можно уединиться. Это делает усадьбу популярным местом у влюбленных и молодоженов.

Не обделяют парк вниманием и семьи с детьми, а также художники, коим не дают покоя потрясающие пейзажи. Поэтому Царицыно москвичи заслуженно прозвали одним из самых уютных и возвышенных уголков столицы

Ну, а то, что никто из императорских особ так и не удосужился здесь пожить, то они несказанно много потеряли.

Василий Баженов

Для строительства новой резиденции Екатерина нанимает придворного архитектора Василия Баженова. Ему она поручает создание пейзажного парка и дворцовых построек в мавританском стиле.

Баженов в течение 10 лет с увлечением строит царскую усадьбу. По его замыслу архитектурные постройки должны выглядеть, как россыпь построек, естественно вписывающиеся в ландшафт старинного парка. Используемые стройматериалы — красный кирпич и белый камень.

Строятся рядом стоящие императорские дворцы: для государыни и ее сына-наследника Павла, несколько позднее дворец поменьше — для внуков. Они являлись главным дворцовым корпусом.

Кроме них Средний и малый дворец для Екатерины, Большой Кавалерский корпус — главнейшее здание в ансамбле, для придворных императрицы, Кухонный корпус (Хлебный дом), три кавалерских корпуса, камер-юнгферский корпус, а также павильоны и мосты, распланирован пейзажный парк.


Большой мост через овраг

Большой мост через овраг — это парадный мост с арочными пролетами длиной 80 метров, дошедшее до нас выдающееся творение Василия Баженова.

В условиях скудного финансирования архитектору приходится брать кредиты на себя, чтобы продолжать стройку. Ему приходится постоянно писать письма чиновникам о выделении дополнительных средств.

Весь проект согласовывается с Екатериной II письменно, к 1785 году он практически готов, не хватает только отделки зданий, так как заказчица никак не может ответить, что для этого выбрать. Также не построены Башня с часами и Конюшенный корпус, так как не было дано согласия на это.

5 июня 1985 года Екатерина приезжает в Москву и впервые видит наяву творение Баженова. Пробыв в усадьбе немного времени и посмотрев часть помещений императрица покидает Царицыно. Приговор ее был суров: нужны кардинальные перестройки главных дворцов, так как потолки слишком низкие, комнаты тесные, лестницы узкие, залы темные. Вместо триумфа выдающийся архитектор получает опалу.

Решение Екатерины II перестроить полностью готовые постройки, предварительно одобренные ею же, было беспрецедентным. Причина такого решения до сих пор не ясна и остается главной тайной царицынской усадьбы. Василий Баженов был отстранен от дальнейшего строительства, проект был передан его ученику и помощнику Матвею Казакову. Для Баженова это, безусловно, стало личной драмой. От должности придворного архитектора он был отстранен.

Архитектура дворцового комплекса

Это архитектура «галантной эпохи». Каждое здание по-своему уникально, а все вместе они составляют роскошный дворцовый ансамбль, достойный резиденции европейского монарха XVIII в.     На прямой аллее, которая проходит от центрального входа в парк, между Верхним и Средним Царицынскими прудами, перед посетителями вырастает величественный Фигурный мост (1776 г.). Издалека он напоминает ворота крепости, обрамленные мощными башнями на мощных белокаменных устоях и стенами, увенчанными двурогими зубцами («ласточкин хвост», как и на стенах Кремля). По мосту можно пройти от Большого и Малого дворцов к церкви и оранжереям. Поднимаясь на него, мы оказываемся на ажурной галерее, а башни моста «превращаются» в полукруглые ниши.

Центральное пространство перед дворцом открывает прекрасную панораму царицынского ансамбля — Большой дворец с Хлебным домом и три Кавалерских корпуса. Большой дворец представляет собой трехэтажное здание, фланкированное по краям башнями с зеленоватыми крышами. Для него, как и почти для всех царицынских построек, характерно сочетание красного кирпича и белого камня. Издалека видны шпили на его башнях, стрельчатые окна, арки. Здание состоит из боковых квадратных корпусов с башнями, соединенных между собой галереями. В целом планировка дворца напоминает планировку резиденций Царского Села и Петергофа. В ходе реставрации воссозданы парадные залы дворца — Екатерининский и Таврический. Очень красива галерея между Большим дворцом и Хлебным домом. Она была построена вместе с Хлебным домом в 1784–1785 гг. по проекту В. И. Баженова и состоит из двух стен, богато украшенных декоративными элементами. Хлебный дом — условное название, связанное с изображением каравая с солонкой на двух фасадах. Это одно из самых крупных зданий ансамбля. Его огромные ворота предназначались для заезда фур с дровами, съестными припасами, кухонным инвентарем. В кухнях и подвалах Хлебного дома кипела хозяйственная жизнь императорского дворца, для чего Баженов спроектировал почти 40 сводчатых помещений, сгруппированных в две параллельные анфилады. В наше время это кубическое здание перекрыто стеклянным куполом, в котором создан атриум и организован концертный зал.

Помимо центрального ансамбля, в Царицыно есть еще целый ряд не менее прекрасных зданий. Средний дворец был выстроен В. И. Баженовым специально для Екатерины II в 1776–1778 гг. Он, как и соседний Малый дворец, находится на высоком берегу Верхнего Царицынского пруда. Вероятно, эти дворцы строились для развлечений и отдыха императрицы. В архитектурном облике дворцов чувствуется сочетание разных элементов: стрельчатые проемы окон, шпили, обелиски, диски и серпы. Здание Среднего дворца было отреставрировано одним из первых и сегодня используется для проведения концертов, почему и получило неофициальное название Оперный дом.

Три небольших необычных павильона были условно названы Кавалерскими корпусами. Они стоят вдоль оврага у храма (как говорится в документах, «на церковном рву»). Все корпуса выдержаны в едином стиле «неоготика». Украшенные коронами, стрельчатыми арками и оконными проемами, зубцами, кокошниками, декоративными фризами и профилированными кирпичиками, они представляют собой настоящие шедевры архитектуры XVIII столетия.

Одной из визитных карточек усадьбы являются Фигурные (Виноградные) ворота (1777–1778 гг.). Эта постройка, можно сказать, воплощает весь дух Царицына. Ворота находятся в конце Березовой перспективы — аллеи, идущей по берегу пруда к дворцам. Виноградные ворота являются символической границей дворцовой и парковой частей комплекса, состоят из башен со стрельчатыми окнами и арки. В центре под последней можно увидеть резную «гроздь винограда», благодаря которой ворота и получили свое название. Кроме того, в парковой части Царицына есть «Большой мост через овраг» — массивное сооружение, перекинутое через овраг, выходящий к пруду. Издалека он поражает своим мощным обликом, а некоторые его элементы вызывают ассоциации с католическими соборами. Его фасады украшены странными символами, которые не разгаданы до сих пор.

В конце извилистых тропинок Царицына стоит так называемый Храм Цереры (беседка «Золотой сноп»), который украшает статуя древнеримской богини плодородия Цереры (1804 г, архитектор И. В. Еготов). На южном острове Верхнего Царицынского пруда находятся Русалкины ворота — руинированная арка, которая должна была символизировать древнюю архитектуру, а на высоком холме — странное сооружение архитектора И. В. Еготова, стилизованное под руину древней шотландской башни. Сегодня здесь устроена смотровая площадка. Кроме того, по парку «разбросаны» многочисленные фигурные мостики и гроты.

Музей-заповедник Царицыно — история

Вместе с прилегающими деревнями, Черная Грязь принадлежала Стрешневу.

Обычная усадьба не была примечательна ничем. После смерти Стрешнева она перешла его сыну, а затем, по причине отсутствия наследников, династическая линия прервалась и земли стали собственностью государя.

Фото 2. Здание Второго кавалерийского корпуса

С 1683 по 1689 год  имением владеет князь Голицын, а называется оно уже по-другому — «Богородское».

Здесь строится церковь, вотчинный двор, хозяйские хоромы и избы для крестьян. В усадьбе появляются диковинные растения и птицы, новые сорта яблонь, груш и слив.

Ко всему прочему, были построены две плотины, а в возникших прудах начали разводить сомов, щук, лещей и судаков.

При Голицыных имение расцвело, приобрело очертания крайне привлекательного места.

Фото 3. Памятник архитекторам усадьбы «Царицыно»

С 1712 года усадьбой владеет князь Дмитрий Кантемир, а после его смерти — братья князя, Матвей и Сергей.

Они разделили земли на две части и в каждой соорудили усадебные дома с постройками хозяйственного назначения.

Фото 4. Земляная пирамида «французского» парка

Царицыно — архитектура и строительство

Получив заказ, Баженов моментально загорелся и впал в азарт. Спустя немного времени на стол императрицы лег грандиозный проект усадьбы с пятью дворцами, множеством гостевых домиков, павильонов, хозяйственных построек, беседок и т. д. К сожалению, осуществить задуманное архитектору удалось лишь частично, да и то многие сооружения были впоследствии разрушены или целенаправленно разобраны. Но это будет потом, а пока Баженов увлеченно возводит стену за стеной, не скупясь на украшения и декор.

Царицыно практически полностью построено из красного кирпича и камня. Такой контраст мастер выбрал не случайно — подобный выбор материалов позволял подчеркнуть точность форм, тщательный геометрический расчет, строгость и, одновременно, роскошь задумки. Плюс ко всему отсылал к русскому барокко, которое полюбилось многим монаршим и приближенным к ним особам.

Однако превалирует в постройках русская готика — это было личное пожелание Екатерины, которой нравилось сочетание в этом стиле готических и мавританских элементов.

Несмотря на оптимизм и энтузиазм архитектора, стройка усадьбы Царицыно растянулась на двадцать с лишним лет. Из-за перебоев с финансированием Баженов часто вел строительство за свой счет, из-за чего даже продал дом и влез в долги. Екатерина стараний верного слуги не заценила и новый дворец раскритиковала, хотя и осмотрела его на бегу. Владычице не понравились низкие потолки, слишком узкая лестница и скромный размер комнат, которые она назвала тесными.

Фигурный мост в Царицыно / Фотобанк Лори

Большой дворец, заповедник «Царицыно» / Фотобанк Лори

Продолжать строительство не доверили Баженову, и это была вторая пощечина от императрицы, потому что исправлять и завершать проект позвали его ученика — Матея Казакова. Впрочем, сама Екатерина не успела ни увидеть конечный результат, ни тем более пожить в нем, так как умерла раньше окончания стройки, что можно считать маленьким восстановлением справедливости.

Большой дворец, который так не понравился ей, полностью разобрали и возвели на его месте новое здание. От Баженова же остались другие постройки, которые можно видеть и поныне. Правда, после тщательной реконструкции.

Усадьба «Царицыно» сегодня

В дворцах усадьбы регулярно проходят различные выставки, концерты классической и джазовой музыки и другие культурные мероприятия. Кроме того, на территории усадьбы у всех желающих есть возможность провести свое выступление: для этого каждую пятницу с 17:00 до 19:00 работает открытая танцплощадка. Чтобы зарезервировать место, нужно ознакомиться с правилами проведения мероприятий и подать письменную заявку.

Перекусить в Царицыно можно в кафе в подземном пространстве Парадного входного вестибюля, в кафе на третьем этаже Большого дворца, а также по всей территории усадьбы работают киоски с фастфудом.

На велосипедах и самокатах здесь кататься запрещено (исключение — для детей дошкольного возраста), приходить с домашними животными — тоже, но зато работает бесплатный Wi-Fi и парковка (платная).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector