Петропавловская крепость

Выставки и экспозиции Петропавловской крепости

В настоящее время Петропавловская крепость — символ Питера, одна из главных достопримечательностей с богатой историей и интересными экспозициями. Она обязательна к посещению, как гостями, так и жителями города.

Музей науки и техники

Музей расположен в помещениях Нарышкиного бастиона. Знакомит посетителей с богатой коллекцией приборов и технических устройств из различных областей науки. С их помощью можно понять особенности отдельных физических явлений.

Обратите внимание! Вся экспозиция, насчитывающая около 600 экспонатов, разделена на 3 секции — «электромагнетизм», «механика» и «оптика». В музее немало информации о выдающихся ученых Санкт-Петербурга, которые внесли вклад в развитие промышленности города и научно-технического прогресса

В музее немало информации о выдающихся ученых Санкт-Петербурга, которые внесли вклад в развитие промышленности города и научно-технического прогресса.

Что посмотреть в Музее науки и техники:

  • коллекции часовых механизмов;
  • пишущие, счетные и швейные машины самых известных марок;
  • измерительные приборы — от вольтметров и фазометров до радиоприемников;
  • выпущенные в Ленинграде телевизоры;
  • бинокли, микроскопы, кинокамеры, кинопроекторы, подзорные трубы.

Посещение музея будет интересно независимо от увлечений и возраста. Вход платный, но учащиеся и пенсионеры могут приобрести билеты по льготной цене.

Экспозиция об истории тюрьмы Трубецкого бастиона

Тюрьма Трубецкого бастиона предназначалась для политических заключенных. Отличалась строгим режимом: арестантов содержали в одиночных камерах в полной изоляции от других людей, для охраны была создана единственная в стране Наблюдательная команда.

Однако в начале XX века заключенных стало слишком много и в одиночные камеры сажали лишь особо «отличившихся». В 1918 году тюрьму Петропавловской крепости закрыли.

Экспозиция рассказывает ее историю, о судьбах известных арестантов. В первозданном виде сохранились стены, коридоры и камеры тюрьмы, различные документы. С помощью макетов удалось воссоздать процедуру обыска заключенных, ввода в камеру и некоторые другие эпизоды их жизни.

Музей космонавтики и ракетной техники

Музей находится в Иоанновском равелине. Повествует об истории развития космонавтики и ракетостроения в стране, вкладе, который внесли в это ленинградские ученые.

Здесь представлены макеты первых искусственных спутников Земли, космического корабля «Восток», международной космической станции (МКС). Особый интерес вызывают спускаемые аппараты спутника «Комета» и космического корабля «Союз-16». В качестве макетов в масштабе 1:1 представлены зоны гигиены и приема пищи в российском модуле МКС.

Посещение музея платное, проводятся групповые экскурсии.

Экспозиции Петропавловского собора

В интерьерах Петропавловского собора можно ознакомиться с Царскими комнатами и колокольней.

В Царских комнатах представлено около 30 экспонатов, размещенных в двух помещениях. Это портреты российских императоров и императриц, реликвии собора, предметы для церемоний захоронения членов семьи Романовых. Уникальные, сохранившиеся в подлинном виде экспонаты — погребальные венки XIX века и створка от катафалка Александра I.

Экспозиция колокольни рассказывает историю ее строительства и реставраций. Там можно увидеть тематические макеты, чертежи сооружения, коллекцию колоколов. Экскурсоводы увлекательно рассказывают о традициях церковных звонов. Приятный бонус к посещению колокольни — роскошная панорама города с высоты 43 метра.

Перед посещением Петропавловской крепости важно уточнить графики работы экспозиций. Их периодически закрывают по техническим причинам или из-за ремонтных работ

Петропавловский собор

Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла был заложен в 1712 году. Собор дал наименование всей крепости. Архитектура и внутреннее его убранство не соответствовали прежним традициям оформления православных храмов: собор должен был стать главным храмом северной столицы.

Великолепный позолоченный пятиуровневый иконостас алтаря был создан по проекту Трезини мастерами-резчиками по дереву в Москве, привезен и собран в соборе. Справа от алтаря располагается кафедра, с которой читались проповеди. Слева – царское место, где во время богослужений находился император.

В XVIII-XIX веках в соборе хранились захваченные русскими войсками во время боевых действий вражеские знамена. Впоследствии они были переданы в Эрмитаж, и сегодня в соборе находятся лишь копии знамен.

На территории собора располагаются могилы всех российских императоров от Петра I до Александра III. Над каждой могилой в 1865 году были установлены однотипные саркофаги из белого мрамора с позолоченными крестами. Императорские надгробия легко отличить – они дополнительно украшены двуглавыми орлами. Два саркофага отличаются от остальных: надгробие Александра II сделано из зелёной яшмы, его супруги императрицы Марии Александровны — из розового орлеца.

Надгробие Александра II сделано из зелёной яшмы, его супруги императрицы Марии Александровны — из розового орлеца

В Екатерининском приделе собора в 1998 году были захоронены останки, принадлежащие по заключению госкомиссии Николаю II и его семье, расстрелянным в 1918 году в Екатеринбурге. Однако итоги экспертизы на сегодняшний день не приняты православной церковью: с 2015 года проводится повторная экспертиза для определения принадлежности останков.

В 1917 года многие предметы интерьера и ценности Петропавловского собора, в том числе многочисленные серебряные и золотые венки, украшавшие стены, по распоряжению Временного правительства были отправлены в Москву, откуда так и не вернулись.

Сегодня Петропавловский собор – действующий православный храм, где проводятся службы. Поэтому туристам рекомендуется соблюдать общепринятые правила поведения в храме.

XIX и XX столетия

В конце XVIII столетия на территории крепости была начата постройка зданий Монетного двора, завершившаяся в начале XIX века. Примерно в этот же период времени был выстроен оружейный склад.

Крепость была возведена с таким расчетом, чтобы из нее можно было отражать атаки неприятеля, но за всю ее историю она ни разу не участвовала в войнах. Вскоре после того, как возведение крепости было завершено, ее стали использовать в качестве тюрьмы. Такую же функцию она выполняла и в XIX веке. Здесь содержались политические преступники.

Одним из первых заключенных крепости стал старший сын Петра I; он скончался в крепости в начале XVIII столетия (согласно одной из версий, был там убит). Позже здесь содержались декабристы. Суровые стены крепости помнят Александра Радищева, Федора Достоевского, Николая Чернышевского — эти знаменитые российские мыслители и литераторы в разное время отбывали здесь наказание. Некоторое время был заключен в крепости террорист Сергей Нечаев, наказанный за убийство своего соратника, студента Ивана Иванова. В ходе судебного процесса было обнародовано сочинение, автором которого являлся подсудимый, названное им «Катехизис революционера»; этот «труд» потряс общество своей бесчеловечностью и цинизмом, даже многие убежденные революционеры, сторонники насильственной смены власти, отзывались о нем с негодованием.

В начале XX века гарнизон крепости принял активное участие в событиях, результатом которых стала смена социального строя в стране. Гарнизон встал на сторону большевистской партии. В одном из бастионов некоторое время находились в заключении члены Временного правительства.

В первые послереволюционные годы на территории крепости производились массовые расстрелы обвиняемых в контрреволюционной деятельности. Захоронения были обнаружены лишь в начале XXI века.

В 20-е годы XX столетия крепость была превращена в музей. Спустя некоторое время руководство города приняло решение разрушить бастионные укрепления, а на их месте выстроить большой стадион. К счастью, это решение вскоре было отменено.

В середине 20-х годов в одном из помещений крепости была открыта лаборатория, занимавшаяся разработкой особых ракетных снарядов, для которых требовался бездымный порох. Лаборатория находилась там почти до середины 30-х годов XX века. Ее сотрудники добились столь впечатляющих успехов, что их имена были увековечены в названиях десяти лунных кратеров. В настоящее время в бывшем помещении лаборатории открыт музей.

Потерна Государева бастиона Петропавловской крепости

Потерна это подземный коридор, сообщающийся между внутренними сооружениями форта и его внешними укреплениями. Таким образом через потерну Государева бастиона можно было попасть во внутренний двор крепости, минуя Петровские ворота.

Вход в потерну осуществляется с внешней стороны Государева бастиона, со стороны Иоанновского равелина. Вход платный, а сама галерея не очень велика, заканчивается она небольшой художественной выставкой.

На этом осмотренные нами достопримечательности закончились. Конечно нами осмотрены не все объекты крепости и посещены не все выставки и музейные экспозиции, но и того, что мы охватили вполне достаточно для 4-5 часового знакомства с Петропавловской крепостью. А сходить сюда обязательно стоит. Ведь Петропавловская крепость первое сооружение Северной столицы, да еще и военное. Получается что в Петропавловской крепости присутствует очарование Кронштадта и близость Санкт-Петербургских достопримечательностей.

Нарышкин бастион

Здание с двухъярусными казематами построено по проекту Х.Миниха и Д.Трезини в 1728 г. взамен деревянно-земляного, служившего с 1703 года. Назван по фамилии контролировавшего работы князя К.А.Нарышкина – ближайшего друга и двоюродного брата Петра I. К бастиону примыкают Невские ворота и Комендантская пристань. Использовался для размещения солдат, хранения обмундирования, оружия, боеприпасов. В 60-е годы XVIII века в нем находился Монетный двор со складами для хранения денег, который просуществовал до 1881 года.

В 1731 году на крепостной стене установили флагшток с флагом, который ежедневно утром поднимали, а вечером спускали. В наши дни Андреевский флаг находится на башне постоянно. Ежедневно с бастиона раздается пушечный залп, возвещающий новый день. Нарышкин бастион – великолепная смотровая площадка с видом на Неву и окрестности.

Деньги и время

На посещение каждой экспозиции, кроме «Истории Санкт-Петербурга-Петрограда 1703-1918» имеет смысл закладывать 20-30 минут. Это если без очередей на входе и толкучки внутри. Прибавьте к этому саму прогулку по крепости, а она того достойна, и в итоге получается (по крайней мере, по рекомендуемой нами программе) 3-3,5 часа. На практике со всем фотографированием, перекусами, очередями и пр. выходит, особенно в теплую недождливую погоду, около четырех. По деньгам на взрослого человека придется оставить 800-1100 рублей на одни только входные билеты. Если вас интересует вариант «увидеть все основное и по минимально возможным ценам», то ваш выбор — билет на Невскую панораму (350 рублей) + комплексный билет на ключевые выставки за 750. Итого: 1100 рублей.

Куртины, равелины, кронверк, бастионы Петропавловской крепости

Крепость повторяла форму острова. По ее углам располагаются пятиугольные укрепления — бастионы. Сначала они были дерево-земляными, а затем возводятся каменные сооружения. Высота стен доходила до 12 метров, а ширина — 20 метров (5–6 метров кирпичной стены снаружи и изнутри, между ними — толчёный кирпич). На каждом бастионе было установлено по 50–60 орудий.

2720

146794

Бартизан (сторожевая башня) Трубецкого бастиона

Свои названия бастионы получили по именам помощников Петра Первого, каждый из которых следил и помогал в строительстве своего бастиона. Это Меньшиков бастион, Головкин бастион, Зотов бастион, Трубецкой бастион, Нарышкин бастион и Государев. В заложении Государева бастиона участвовал Пётр I, а курировали строительство князь Меншиков и царевич Алексей.

146824

Головкин бастион

2690

Въезд на Зотов бастион

146795

Нарышкин бастион (с 1728 по 1731 г. назывался бастион императрицы Екатерины Алексеевны)

Между бастионами построены стены (куртины). Петровская, Невская, Васильевская, Никольская и Кронверкская куртины имеют ворота с одноименными именами.

146822

Никольские ворота

Главный въезд был через торжественные Петровские ворота, Екатерининская куртина — глухая.

34252

Петровские ворота

В стенах располагались казематы, где хранилось оружие, располагались солдаты. Для вылазки за пределы крепостных стен были устроены подземные ходы (сортии) и в стенах — тайные ходы (паттерны).

С Нарышкиного бастиона в 12 часов стреляет пушка. Её выстрел — один из символов Петербурга.

116599

Нарышкин бастион

Для защиты с моря с двух сторон построены дополнительные укрепления в форме треугольников — равелины : Иоанновский равелин (в честь старшего брата Петра I) и Алексеевский равелин (в честь отца Петра Первого).

398

Алексеевский равелин

Для защиты с суши строится земляной вал в форме короны — кронверк (крон — корона, верк — крепость). На эшафоте кронверка были казнены руководители декабристов — П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин. Здесь установлен барельеф с их профилями. На другой стороне обелиска высечены строки стихов А. С. Пушкина:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

146708

Памятник на месте казни декабристов

146710

Композиция из сломанной шпаги и офицерских эполет с цепью поверх них напротив памятника на месте казни декабристов

Два моста — Иоанновский и Кронверкский — соединяют Заячий остров с Петроградским.

116629

Фонари на Иоанновском мосту

395

Кронверкский мост

Позже построены Монетный двор, где чеканили монеты и Ботный домик, где раньше хранился ботик (лодка) Петра Первого.

116595

Монетный двор

146817

Ботный дом

Пушки стреляли лишь в мирных целях

Самый первый пушечный выстрел в Петропавловской крепости прозвучал почти сразу после ее постройки, во время подъема флага. Затем пушки использовали для оповещения горожан о начале и окончании рабочего дня (который при Петре длился 16 часов), а также об опасном подъеме уровня воды в Неве.

Выстрел в полдень – одна из традиций города. Первый такой выстрел прозвучал в феврале 1865 года из центрального двора Адмиралтейства. Нарышкин бастион Петропавловской крепости стал отвечать за ежедневный залп лишь в сентябре 1873-го.

В 1934 году по распоряжению Сергея Кирова полуденные залпы отменили как анахронизм (сигналы точного времени транслировались по радио). Через 23 года в честь празднования 250-летия Петербурга традицию возобновили. Тогда на Нарышкином бастионе установили два орудия, участвовавших в обороне Ленинграда. В 2000 году традиция еще и получила развитие: теперь при залпе в 12:00 стало популярно присутствие почетных гостей.

В 2002 году пушки были заменены новыми. Стреляет, кстати, только одно орудие, второе стоит на случай осечки «основной» пушки.

Петропавловский собор

Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла был заложен в 1712 году. Собор дал наименование всей крепости. Архитектура и внутреннее его убранство не соответствовали прежним традициям оформления православных храмов: собор должен был стать главным храмом северной столицы.

Великолепный позолоченный пятиуровневый иконостас алтаря был создан по проекту Трезини мастерами-резчиками по дереву в Москве, привезен и собран в соборе. Справа от алтаря располагается кафедра, с которой читались проповеди. Слева – царское место, где во время богослужений находился император.

В XVIII-XIX веках в соборе хранились захваченные русскими войсками во время боевых действий вражеские знамена. Впоследствии они были переданы в Эрмитаж, и сегодня в соборе находятся лишь копии знамен.

На территории собора располагаются могилы всех российских императоров от Петра I до Александра III. Над каждой могилой в 1865 году были установлены однотипные саркофаги из белого мрамора с позолоченными крестами. Императорские надгробия легко отличить – они дополнительно украшены двуглавыми орлами. Два саркофага отличаются от остальных: надгробие Александра II сделано из зелёной яшмы, его супруги императрицы Марии Александровны — из розового орлеца.

В Екатерининском приделе собора в 1998 году были захоронены останки, принадлежащие по заключению госкомиссии Николаю II и его семье, расстрелянным в 1918 году в Екатеринбурге. Однако итоги экспертизы на сегодняшний день не приняты православной церковью: с 2015 года проводится повторная экспертиза для определения принадлежности останков.

В 1917 года многие предметы интерьера и ценности Петропавловского собора, в том числе многочисленные серебряные и золотые венки, украшавшие стены, по распоряжению Временного правительства были отправлены в Москву, откуда так и не вернулись.

Сегодня Петропавловский собор – действующий православный храм, где проводятся службы. Поэтому туристам рекомендуется соблюдать общепринятые правила поведения в храме.

Соборная площадь.

На площади перед Петропавловским собором стоит небольшой каменный павильон, называемый Ботным домиком. Ботный домик был построен для хранения ботика Петра I, небольшого парусно-гребного судна, на котором юный царь учился ходить под парусами. В 1723 г. этот ботик, названный самим императором «дедушкой русского флота», был торжественно доставлен в Петербург. Таким образом, эта постройка стала музеем одного экспоната и первым в России специальным музейным зданием. Высокая, сложного рисунка с изломом кровля украшена статуей-аллегорией Навигации. В советское время петровский ботик передали в Военно-морской музей, а в Ботном домике поставили его копию. Сейчас в Ботном домике находятся музейные кассы и сувенирный магазинчик.

Как добраться до Петропавловской крепости

Петропавловка расположена в центре Петербурга, на острове Заячий, в нескольких сотнях метрах (5-7 минут ходьбы пешком) от станции метро Горьковская.

Самый простой способ: доезжаете на метро до станции Горьковская, выходите из нее (выход один) и двигаетесь ровно противоположно тому направлению, в котором вышли, через парк. Через несколько минут вы придете как раз ко входу в крепость. Или вариант попроще для понимания: после выхода на улицу посмотрите направо, увидите проспект (Каменноостровский). Выйдите на него и идите в сторону моста через Неву (определить направление не составит труда). По правую руку увидите крепость и вход в нее.

Всего на крепость ведут два небольших деревянных моста. Первый, Иоанновский, вы найдете, если воспользуетесь вариантом, описанным выше. Второй, Кронверкский, расположен немного поодаль, им стоит воспользоваться, если вас занесло пожить в районе Стрелки Васильевского острова или станции метро Спортивная. Оба моста обозначены на карте.

Петровские ворота

Ворота являются главным парадным входом

в Петропавловскую крепость.

Они находятся в Петровской куртине, между

Государевым и Меншиковым бастионами.

Возвышаются ворота на 16 метров.

Проход в крепость через ворота составляет

20 метров.

Петровские ворота являются единственным

сохранившимся образцом триумфального

Петровского барокко.

Изначально Петровские ворота были

деревянными.

Они были построены в 1708 году и назывались

Верхними.

Фрагмент деревянных Петровских ворот

Они были украшена фигурой апостола Петра,

именно фигура апостола Петра и дала название

воротам.

Они стали называться Петровскими.

В 1718 году по проекту архитектора Доменико

Трезини ворота были перестроены в камне.

Эти ворота сохранились до наших дней.

Ворота как бы поделены на два уровня.

Верхний и нижний, земной и небесный.

Нижняя часть ворот украшена пилястрами,

колоннообразными выступами и нишами.

Слева и справа от арки ворот в нишах

установлены скульптуры богинь.

Слева установлена фигура богини Афины.

В руках богиня держит зеркало и змею.

Афина является богиней мудрости, военной

стратегии и тактики.

Кроме того, она является богиней знаний,

искусств и ремесел.

Справа в нише установлена фигура богини

Беллоны, древнеримской богини войны,

входившей в свиту Марса.

Шлем богини украшает саламандра, на правом

плече находится голова медузы Горгоны, в руках

Белонна держит жезл, традиционный символ

власти.

Фигуры созданы французским скульптором

Николя Пино.

В 1720 году над аркой был установлен

Российский герб с изображением двуглавого

орла с императорскими регалиями.

Герб изготовлен из свинца мастером

Франсуа Вассу.

Вес герба составляет 1096 кг, или 68,5 пудов.

В центре барельефа установлен красный щит

с фигурой Георгия Победоносца.

Над барельефом орла мы видим скульптурный

барельеф работы скульптора Конрада Оснера.

Барельеф называется «Низвержение

Симона- волхва апостолом Петром».

Барельеф является символом победы России

над Швецией в Северной войне.

Завершает Петровские ворота изображение

фигура бога Саваофа держащего сферу,

символ вселенской власти.

После революции 1917 года герб с Петровских

ворот снят не был, а был закрыт деревянными

декоративными щитами.

Пройдя через Петровские ворота, мы попадаем

на территорию Петропавловской крепости.

Официальное название крепости –

«Санкт-Петербургская».

С 1914 по 1917 года – «Петроградская крепость».

В первые годы своего существования на территории

крепости находились провиантские магазины,

аптека, казначейство.

Но вскоре они были выведены с территории

крепости.

Вплоть до 1920 года крепость была закрытой

территорией.

Вход в нее был только по пропускам.

На ее территории был свой гарнизон и комендант.

При подходе к главной доминанте крепости

Петропавловскому собору, перед зданием бывшей

Гауптвахты мы увидим памятник Петру Великому*исполненную и подаренную городу Михаилом

Шемякиным в 1991 году.

К данному памятнику можно относится пор разному.

Скульптура выполнена с увеличенными

пропорциями тела, лицо Петра изготовлено

по известной подлинной  восковой маске выполненной

Растрелли и хранящейся в Эрмитаже.

Вместе с памятником в городе одно время появилась

традиция сфотографироваться на коленях у

императора.

Сейчас это невозможно.

Памятник огородили.

На соборной площади рядом с Петропавловским

собором стоит небольшое здание, которое имеет

название «Ботный дом»

Долгое время в крепости хранился ботик

Петра Великого, «Дедушка Русского флота».

Сегодня в Ботном домике хранится копия ботика,

а оригинал хранится в Центральном

Военно-морском музее.

В самом здании располагаются кассы музея и

сувенирный магазин.

Петровские ворота

Петровские ворота являются триумфальными и самыми красивыми воротами Петропавловской крепости.

Ворота находятся в одноименной Петровской куртине (часть крепостной стены) и ведут непосредственно в крепость за Иоанновским равелином.

Петровские ворота были сооружены в 1703 году в честь освобождения русских земель от шведов в Северной войне. Данные ворота долгое время служили единственным входом в крепость.

Автором проекта ворот был архитектор и инженер-фортификатор Доменико Трезини. Первоначально ворота были возведены в стиле барокко, имели каменное основание и деревянную верхнюю часть.

В 1916-1917 годах верхний деревянный ярус ворот был перестроен в камне.

Название «Петровские» ворота получили в честь апостола Петра, двухметровая статуя которого венчала фронтон ворот. Статуя ныне утеряна. Также название ворот «Петровские» ассоциируют с Петром I.

За время истории ворота подвергались реставрациям. Подробнее о Петровских воротах…

Что можно посмотреть рядом

С севера от крепости на Кронверкской набережной расположен интересный военно-исторический музей артиллерии инженерных войск и войск связи. Коллекции оружия, боеприпасов и полотна художников-баталистов занимают старинные здания Цейхгауза, построенного еще во времена Петра I.

Возле музея можно увидеть обелиск, поставленный на месте казни декабристов. Пятерых руководителей восстания против царя повесили на кронверке (земляном вале) крепости 13 июля 1826 года. На одной стороне памятника помещен барельеф с профилями казненных, а на другой – известные многим с детства стихи А. С. Пушкина.

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи

Остров и правый берег реки соединяет пешеходный Иоанновский мост – первый мост в Санкт-Петербурге. С него получаются очень эффектные снимки крепости и большого Троицкого моста через Неву. Петроградцам и гостям города нравится забавная скульптура зайца на сваях, и туристы с удовольствием бросают к небольшой фигурке монетки «на счастье».

Совсем рядом, на Петровской набережной возвышается красивый храм-часовня Святой Троицы. Его построили на берегу реки к 300-летию города в память об уничтоженном при советской власти Троице-Петровском соборе. В 100 м, в центре зеленого сквера, стоит Соловецкий камень – мемориал, посвященный жертвам Гулага.

Иоанновский мост

От крепости рукой подать до трехпалубного парусного фрегата «Благодать» – исторической реконструкции линейного корабля конца XVIII века. Парусник не только украшает гранитные берега Невы, но и работает, как фешенебельный ресторан и банкетный зал.

Возле Кронверкского моста, на Мытнинской набережной вот уже более 30 лет «живет» маленькая Русалочка с дудочкой. Изящный флюгер на высоком фонарном столбе радует прохожих и поворачивается от каждого дуновения ветра. Это один из самых симпатичных символов города, история которого связана с водой.

Скульптура зайца у Петропавловской крепости

История ангела. Подвиг небесного кровельщика Петра Телушкина

В петербургской экскурсионной среде есть давний анекдот:

— Скажите, каких размеров ангел на шпиле? — В натуральную величину.

На самом деле размеры скульптурного ангела немалые: высотою фигура 3,48 метра, весом — 250 килограммов, крылья расправлены на 3,56 метра. Это не первая — петровская — скульптура. Та была ещё и флюгером, потому сразу приняла на себя все невзгоды гнилого невского климата — ветры, грозы, бури и дожди. Особенно полюбился ангел небесному огню — молниям. Много раз они били в него, пока в 1756 году ударившая в шпиль молния не подожгла колокольню. Пожар оказался столь велик, что колокольню отстраивают заново в течение… 20 лет. Не до того было самодержцам. Строили долго и отстроили плохо. В 1829 году порыв ветра накреняет ангела. Правительство Николая I на полноценный, читай — дорогой, ремонт выделять деньги отказывается. Кажется, судьба города накренилась вместе с ангелом-хранителем — таким его считали все горожане.

Но — что не может государство, то осилит народ. К начальнику строительного комитета приходит Пётр Телушкин — молодой кровельщик — и заявляется исправить всё без дорогих строительных лесов и в самом скором времени. Его слова приняли как небылицу, но — что делать? Позволили.

В те поры строительные подрядчики в залог своей работы оставляли золото — на случай, если что сделают не так. У Телушкина ни золота, ни даже лишней копейки отродясь не было. «Санкт-Петербургские ведомости» писали о нём: «заложил… жизнь свою…».

Этот типично лесковский герой даже вознаграждения не попросил — только 1471 рубль для приобретения материалов. 8 октября 1830 года обвязал себя ярославский левша верёвкой, закрепленной к внутренним конструкциям собора, и стал подниматься к ангелу. Он воспользовался тем, что золочёные листы шпиля в стыках образуют выступы, а от основания шпиля до яблока специально наделаны крюки. Цепляясь руками и босыми ступнями за острые выступы, долез Телушкин в первый день до яблока.

9 октября, снова поднявшись к яблоку, Телушкин закрепил ноги в петлях и горизонтально повис у шпиля, чтобы забросить большую петлю верёвки на крест. Забросив, мастер перебрался через яблоко к ангелу. Тут он закрепил верёвочную лестницу, по которой и поднимался к ангелу на протяжении шести последующих недель. Изо дня в день, под ветром и дождём, ранним снегом Телушкин закреплял оторванные листы, укрепил крест, поправил крылья ангелу. За ним следил едва не весь Петербург, беззвучно молясь всем силам небесным. Одним из наблюдавших был Алексей Оленин, президент Академии художеств. Он потом пригласил Телушкина к себе и расспросил в подробностях о подвиге — по-другому люди и не называли работу мастера, а на основании рассказа написал статью. Увидеть лицо героя сегодня можем и мы: на картине Г. Чернецова «Парад на Царицыном лугу в Санкт-Петербурге в 1831 году» среди героев, красавиц и государственных мужей — просто й крепостной (у него и фамилия по владельцу) парень, крестьянин и мастеровой — небесный кровельщик, спасший для Петербурга его ангела-хранителя…

Наградили Телушкина 3 000 рублей и серебряной медалью «За усердие».

Спасённого ангела сняли в 1858 году, когда меняли деревянные детали шпиля на стальные. Вместо неё поставили другую по рисунку Р. Залемана. Новый ангел, уже не флюгерного типа, простоял до 1991 года, после провёл несколько лет на реставрации (тоже не до него тогда было…) и только в 1995 году был поднят на шпиль вертолётом.

Так и стоит теперь — с лицом прямо петровским, с высоко поднятой рукой, будто сжимающей что-то невидимое. Легенда говорит, что в руке — меч, которым защищает ангел северную столицу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector