Топ-10 самых крупных морских портов россии

Какие порты тихого океана практически не замерзают. Основные направления международных морских путей в тихом океане

Шанхай, Сингапур, Сидней и Ванкувер

Достаточно сложно определить, какой порт сегодня самый большой порт Тихого океана. Проблема заключается в существовании нескольких критериев, по которым можно проводить оценку.

Тем не менее, крупнейшими из существующих можно назвать такие порты Тихого океана, как Шанхай, Сингапур, Сидней и Ванкувер. Например, Шанхай, начиная с 2010-го года, считается крупнейшим в мире портом по грузообороту. Расположен порт недалеко от одноименного мегаполиса и занимает выгодное положение, так как имеет открытый выход к морю. Благодаря порту Китай осуществляет связь с 200 странами. Около 99% оборота всей внешней торговли страны осуществляется именно через эти ворота. Работает порт круглосуточно, невзирая на праздники и выходные. Через Шанхай транспортируют нефть, уголь, металлическую руду, строительные материалы.

Еще один большой порт Тихого океана – Сингапур. С 1997-го года порт считается крупнейшим в мире по величине тоннажа судов. Ранее этот порт был крупнейшим и по грузообороту, пока не уступил 1-е место Шанхаю. Ежедневно Сингапур способен принять 150 судов и обслуживает до 250-ти линий. Причальный фронт ВМБ протянулся более чем на 3 километра. Суммарная величина морских перевозок порта составляет 112 млн тонн.

Сидней против Ванкувера

Сидней уступает своим конкурентам в грузообороте, его пропускная способность составляет примерно 1,8 млн тонн. Однако данный порт обладает причальным фронтом длиной около 0,6 км. 100 причалов с глубиной 3,5 метров способны принять судна класса авианосца. Сегодня через Сидней перевозят шерсть, уголь, молочные продукты, зерна, фрукты, шкуры, какао, нефть, промышленное оборудование.

Ванкувер – крупнейший порт Канады, расположенный в северо-восточной части пролива Джорджия. Гавань прекрасно защищена от ветра и не замерзает в зимние время. Общая длина причалов Ванкувера составляет порядка 16-ти километров. Суммарный оборот грузоперевозок равняется 45 млн тонн. Через Ванкувер проходят лес, зерно, цветные металлы, бумага, рыба, фанера, целлюлоза.

Так как Россия также имеет выход в Тихий океан, не удивительно, что существуют и российские довольно крупные порты. Одним из них является Владивосток, расположенный на юге полуострова Муравьев-Амурский. Преимущества порта заключается в том, что он вполне доступен для любого существующего сегодня класса судов. Правда в период с ноября по март судоходство в данной области осуществляется при помощи ледоколов. Ежегодно через порт проходит до 7-ми млн тонн грузов. По территории порта проходят железнодорожные линии, общей протяженностью 21 километр. Протяженность причалов составляет 3,1 километра. Специализация порта – каботажные перевозки в порты России, расположенные на Тихом океане и на востоке Арктики.

Находка – морской порт России, имеющий федеральное значение. Расположен в северо-западной части побережья Японского моря. В его составе – нефтяные и универсальные морские терминалы. Грузооборот порта доходит до 15-ти млн тонн. В основном через Находку перевозят нефть, металл, уголь, рефгрузы, контейнеры.

Конечно, Владивосток и Находка не конкуренты иностранным портам, расположенным на Тихом океане, таким как Шанхай, Ванкувер или Сингапур. Однако это одни из наиболее крупных портов России.

Значение СМП для России и других стран мира

Северный Морской Путь является наиболее перспективной транспортной артерией в мире в ближайшие несколько десятилетий. Для России и зарубежных стран этот маршрут несет ряд существенных выгод:

  • значительная экономия на топливе
  • сокращение времени перевозки
  • сокращение издержек на оплату труда персонала и снижение фрахта судов
  • отсутствие платежа за проход судна в отличие от Суэцкого канала (на текущий момент)
  • низкая загруженность маршрута и отсутствие очередей
  • отсутствие пиратов

Для большей наглядности можно привести пример с топливом. Так для перехода из Европы в Китай по маршруту СМП необходимо всего около 35 дней и 600 тонн топлива, тогда как при использовании маршрута через Суэцкий канал требуется целых 48 дней и около 900-1000 тонн топлива.

Море Лаптевых впервые не замерзло: чем это грозит человечеству

В Якутии впервые за всю историю наблюдений так и не замерзло море Лаптевых – как растаяло летом, так и осталось. Чем это грозит всему человечеству?

Бескрайние просторы льда и снега – сразу и не разберешь, где начинается небосклон. Так обычно выглядит море Лаптевых в конце октября. Но эта осень стала исключением – вода до сих пор не замерзла. Она – на целых 5 градусов теплее, чем всегда. А ведь раньше это море называли не иначе как «Ледовитым».

«Уже в прошлом году Северный Ледовитый океан в нашем секторе замерзал очень плохо. И это привело в итоге к тому, что отклонения площади летних льдов уже были очень сильные. В конце июня этого года площадь льда в море Лаптевых была на 100 тысяч квадратных километров (или на 20%) меньше, чем минимальная за последние 30 лет», – сказал Никита Тананаев, ведущий научный сотрудник Института мерзлотоведения Сибирского отделения Российской академии наук.

Еще совсем недавно на берегах моря Лаптевых все было совсем по-другому. Девять месяцев в году, пока в Арктике царит зима, эти краны стоят без работы. Навигация длится всего девяносто дней.

Это наши съемки 2016 года в поселке Тикси. Там мы на себе испытали, что это было одно из самых суровых мест в нашей стране и на всей планете. С декабря по февраль средняя температура – под минус 50, а например, весной – постоянные ветра с порывами за 30 метров в секунду.

Побережье моря Лаптевых издавна населено эвенками, юкагирами и другими коренными народностями. Занимаются они в основном охотой и рыбалкой. Казаки, золотоискатели, зверопромышленники проникли в эти места 400 лет назад.

С годами уже ученые поняли: именно на Севере куется климат планеты.

«Полынья Заприпайная является фабрикой льдов для всего Арктического бассейна. Здесь намерзает каждый день по 3-5 сантиметров молодого льда, и этот лед начинает дрейфовать с помощью течения в сторону Северного полюса», – рассказал Александр Гуков, инженер-гидролог Тиксинского филиала ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

Дрейфуя из моря Лаптевых, обычно этот лед распадается весной в проливе Фрам между Гренландией и Шпицбергеном. Если же лед будет образовываться позже, он будет тоньше и, скорее всего, растает до того, как доберется до этого пролива. Из-за этого планктон будет получать меньше питательных веществ, в результате чего снизится его способность поглощать углекислый газ, который называют главной причиной парникового эффекта и повышения температуры.

В Якутии это привело к тому, что на полюсе холода, в городе Верхоянск, в этом июне столбик термометра поднялся до +38 градусов. Абсолютный рекорд за всю историю наблюдений.

За удивительно теплым летом последовала такая же осень. Изменения температуры на себе почувствовала и великая сибирская река Лена. Она впадает в море Лаптевых и тоже еще не замерзла. В этом году ледостав задерживается примерно на неделю. А значит, лишнюю неделю будет таять и вечная мерзлота. А она, в свою очередь, выделяет гигантские объемы газа метана, что означает еще больший парниковый эффект и катастрофическое изменение климата на всей планете.

«Больше вероятность того, что климатическая система выйдет из баланса. И, возможно, мы еще что-то увидим, снег в Австралии, например», – отметил Никита Тананаев.

Иными словами, страдают не одни только белые медведи, для которых отсутствие льда означает невозможность вести охоту. Море Лаптевых, далекая для кого-то Якутия дают сигнал всей планете.

Источник

Историческая справка

Отголоски Первой мировой войны в Европе и Февральская революция 1917 года в Российской империи отразились на великом княжестве финляндском государстве: с 1918 г. по 1931 г. в стране шла Гражданская война между различными политическими партиями, во время которой формировалась национальная идея и новое правительство признанного СССР независимого государства. В этот же период между финнами и РККА произошло несколько вооружённых конфликтов.

В период с 1931 по 1934 год был разработан и подписан Тартуский мирный договор, который был дополнен пактом о ненападении и продлён до 1945 года. Был урегулирован спорный вопрос о принадлежности территорий Карельского перешейка. В период с 1934 по 1939 годы обстановка между государствами накалялась, что в итоге привело к вооружённому конфликту и началу советско-финской Зимней компании, которая продлилась вплоть до 1940 года.

По ходу завершения кампании и подписания мирного договора, часть финских территорий, в том числе деревни Хапарайнен, Келья, Ахола, Ванхама, Кеккеля, Келья, Корвенколкка, Лапанен, Осуускауппа, Питкянен, Райвумяки, Сомерикко, Яаккола, объединили в одно образование, которому 14 января 1948 года было присвоено новое название Портовая. Территория вошла в состав Карело-финской советской социалистической республики и просуществовало вплоть до 1956 года. В 1956 году СССР передали Финляндии часть её довоенных территорий, а Портовое стал входить в состав Громовского сельсовета Приозёрского района.

Рейтинг по Индийскому океану

В ТОП-10 не вошли комплексы Индийского океана, где также хорошо развит товарооборот. Поговорим о том, какие порты имеют самый большой объем перевозок грузов в данном бассейне.

Джабаль-Али (ОАЭ)

В мировом списке крупнейших морских гаваней Джабаль-Али, расположенный в эмирате Дубай, занимает 23 строчку. Он состоит из нескольких терминалов, включая грузовые и пассажирские. Обслуживает военные суда США по отдельному договору. Грузооборот составляет 175000 метрических тонн.

Контейнера в порту Джебель-Али

Ричардс-бэй (ЮАР)

Находится в 160 километрах от Дурбана и соединяет морскую базу с провинциями ЮАР посредством железной дороги. Был выделен в отдельный комплекс для отгрузки южноафриканского угля, но постепенно расширился.

Ричардс-бэй – один из крупнейших угольных портов в мире

Общая площадь территории -2200 гектара, существует потенциал для расширения.

Коломбо (Шри-Ланка)

Остров Шри-Ланка лежит на пути из Азии в Европу, и это положение определила развитие Коломбо как океанического перевалочного пункта. Входит в ТОП-50 крупнейших портовых комплексов мира.

Вид на морской порт со стороны города

Америка

Из-за географического положения морские гавани Америки принадлежат акваториям двух океанов: Тихого и Атлантического. Атлантические порты Америки связывают страны в основном с Европой, а Тихоокеанские обслуживают морские маршруты в Восточную, Юго-Восточную и Южную Азию, а также Австралию.

США

Крупнейшими портами Атлантического побережья США по контейнерообороту являются:

  1. Нью-Йорк (6,3 млн TEU);
  2. Саванна, Джорджия (3,7 млн TEU).

По грузообороту среди атлантических портов выделяются главный нефтяной порт Техаса Хьюстон (212 млн тонн), а также порт Южной Луизианы в Лаплас, который обслуживает импорт и экспорт продукции сельского хозяйства. Именно этому порту принадлежит первенство в общем тоннаже в США — 242 млн тонн.

На Тихоокеанском побережье главные гавани располагаются в Калифорнии:

  • порт Лос-Анджелеса (8,1 млн TEU);
  • порт Лонг-Бич (7,2 млн TEU).

Также важное значение имеет столица штата Вашингтон — Сиэтл — 3,5 млн TEU. Тихоокеанские порты в основном обслуживают торговлю промышленной продукцией со странами Восточной Азии, поэтому измерение их грузооборота идет в основном в условных контейнерах

Латиноамериканские

Главные порты Латинской Америки расположены в Панаме в акватории знаменитого Панамского канала, обеспечивающего связь между Тихим и Атлантическим океанами. Именно здесь происходит перевалка грузов на другие судна, поэтому главные порты страны Бальбоа (3 млн TEU) и Колон (2,7 млн TEU) являются важнейшими точками на мировой торговой карте.

К другим важным портам Латинской Америки принадлежат:

  1. Сантус, Витория, Сан-Луис и Сальвадор (Бразилия);
  2. Картахена (Колумбия);
  3. Веракрус и Тампико (Мексика);
  4. Буэнос-Айрес (Аргентина);
  5. Каракас (Венесуэла);
  6. Вальпараисо и Сан-Антонио (Чили);
  7. Гуаякиль (Эквадор).

Крупнейшие порты Латинской Америки в первую очередь ориентированы на торговлю с США и странами Восточной Азии, товарообмен со странами Европы значительно ниже.

География и население

Чтобы найти, где находится эта локация, необходимо обратиться к карте. В России, в северо-западной части, находится Ленинградская область. На ее территории, между Финским заливом и Ладожским озером расположена часть суши, называемая Карельским перешейком. В самом центре находится Портовый.

В Ленинградской области преобладает равнинный рельеф и низменности. Регион граничит с Новгородской, Вологодской и Псковской областями. В северной части – Карелия. А также в Ленинградской области есть общие границы с Эстонией и Финляндией. На территории субъекта протекает 53 реки, общая длина которых свыше 50 тысяч километров. Огромное число гидрогеографических объектов, в том числе – Ладожское озеро, находится в Приозёрском районе.

Портовое граничит с Петровским, Ромашкинским, Мельниковским, Ларионовским и Плодовским сельскими поселениями. Инфраструктуру, расположение дорог, жилых и административных объектов, транспортных узлов и достопримечательностей в непосредственной близости от Портового поможет рассмотреть карта Ленинградской области с населёнными пунктами.

Грузопассажирское сообщение на территории Приозёрского района осуществляется по автотранспортным магистралям:

  • 41К-012,
  • 41К-17.


41К-012

По данным переписи населения, численность жителей в Портовом неуклонно сокращается: в 1965 году на территории поселения был зарегистрирован 291 человек. Уже к 1997 году постоянно проживало в городе 106 жителей, а к 2017 году их число сократилось до 77. В период с советско-финской Зимней кампании по 1956 год свыше 400 тысяч представителей карело-финского населения покинуло Карелию, мигрировав в Финляндию. Традиционное занятие населения, 99% которого составляют представители славянской народности, — рыбная ловля и земледелие.

Две Америки

Тихоокеанское «лицо» Северной Америки – это Ванкувер, Сиэтл, Сан-Франциско и, конечно, Лос-Анджелес. Порт этого города раскинулся на тридцати квадратных километрах. Это самый большой порт США и один из крупнейших в мире. Тут ежегодно обслуживают до миллиона пассажиров и около 200 млн. тонн грузов. Порт обеспечивает работой свыше полумиллиона человек. Основной канал порта имеет глубину свыше 16 метров и позволяет проходить крупнейшим судам. Помимо портовых сооружений, здесь нашли своё пристанище некоторые предприятия, к примеру – завод Илона Маска, где строят космические корабли, знаменитые SpaceX. Гостей города приглашают на осмотр портовых достопримечательностей – морского музея, океанариума и военного линкора-музея «Айова».

Порты Южной Америки заметно уступают размерами и размахом работ названным выше. Значение их упало после пуска Панамского канала, когда у судов отпала необходимость плыть вкруговую, вдоль берегов Южной Америки. Однако у стран, имеющих выход к Тихому океану, есть свои «морские ворота». Это Вальпараисо (Чили), Гуаякиль (Эквадор), Кальяо (Перу).

Туапсе. Пропускная способность 37 560 тыс. тонн в год

Самая крупная и оживлённая гавань на Черном море принадлежит городу Туапсе. На 3 километрах расположились 19 причалов, куда ежедневно пришвартовываются суда с овощами и зерном, а также пассажирские теплоходы из более чем 30 стран мира.

Туапсинский порт считается градообразующим предприятием и центральным объектом для экономики всего региона.
Любопытно, что порт имеет не только промышленное значение, но является и туристическим объектом.

А все благодаря вышке диспетчерского пункта на высоте 70 метров над землей. Она выполнена в виде стеклянного шара на монолитном штыре, за что получила ласковое название «чупа-чупс». Хрупкость этой башни обманчива: она спроектирована так, чтобы выдержать землетрясение до 9 баллов.

Примечания

  1. ↑ , с. 242—243.
  2. , с. 258—263.
  3. , с. 502—503.
  4. Габариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с габаритами 260 / 46 / 16
  5. Габариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с осадкой до 19 м, выносные причалы — суда с длиной 324 м и шириной 58 м
  6. ↑ На территории Крыма, присоединение которой к РФ не получило международного признания
  7. ↑ без ограничений
  8. Габариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с габаритами 140 / 14 / 4,5
  9. Габариты судов смешанного типа; габариты для морских судов — 90 / 16 / 3,6
  10. Габариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с габаритами 162,1 / 22,8 / 9,9

История освоения Северного Морского Пути

Первые попытки пройти по Северному Морскому Пути предпринимались еще в середине 16 века англичанами, однако на тот момент они не смогли пройти дальше Новой Земли. После чего новые попытки возобновились только в конце 19 века. Так в 1878 году шведский географ и геолог неожиданно для всех сумел добраться в одну навигацию почти полный маршрут СМП — обогнув мыс Челюскин и остановившись на зиму у берегов Чукотки. После чего были подобные проходы СМП исследователем из Норвегии Ф. Нансеном в 1893 году и русским исследователем Эдуардом Толлем в 1901 году.

После успешных проходов власти сразу же оценили и увидели потенциал Северного Морского Пути и как следствие перспективы развития прилегающих северных регионов страны. В 1933 годы была проведена экспедиция ледокола Челюскин, который был зажат льдами. Первая транспортная поставка из Ленинграда во Владивосток по СМП была осуществлена лишь в 1935 году.

Северный Морской Путь активно использовался в годы Великой Отечественной войны для переброски боевых кораблей, военной и хозяйственной провизии из Тихого океана в Баренцево Море. За время ВОВ по СМП прошли сотни кораблей и перевезли свыше 4 млн тонн грузов.

Активизация освоения СМП произошла в 1970-1980 годы, когда был построен атомный ледокольный флот и семейство ледоколов «Арктика».

С развалом СССР и с 1991 года Северный морской путь стал доступен для международного судоходства, однако зарубежные компании стали осваивать альтернативный путь только спустя 15 лет. Пик освоения СМП Россией пришелся на последние годы, начиная с 2011 года ежегодный грузооборот маршрута стремительно растет.

Россия

Из-за того, что Россия практически не обладает глубоководными незамерзающими гаванями и из-за континентального характера страны, перевозки морским транспортом в нашей стране не так развиты, как в главных экономических центрах мира. Но все же и в России морское судоходство играет определяющую роль в торговле со многими регионами мира, а некоторые российские порты входят в топ крупнейших гаваней континента.

Северный район

Северный район принадлежит к акваториям Атлантического и Северного ледовитого океанов. Крупнейшие порты этого района находятся на Балтийском море. Крупнейшими морскими портами Северного района являются:

  • Усть-Луга (87,9 млн тонн);
  • Приморск в Ленинградской области (59,6 млн тонн);
  • Большой порт Санкт-Петербурга (51,1 млн тонн);
  • Высоцк (17,5 млн тонн).

Если вас интересуют туристические направления Российской Федерации, то вам сюда.

Главными портами Баренцева моря являются Мурманск (22 млн тонн в 2015 году) и Нарьян-Мар.

Архангельск — крупнейший российский морской порт Белого моря, расположен в 50 км от побережья в устье Северной Двины.

Важнейшими гаванями Карского моря являются Диксон, Игарка и Дудинка. Однако планируется, что важнейшим портом этого моря станет строящийся порт Сабетта, который станет перевалочным пунктом для перевозки углеводородного сырья, добытого на Ямальском полуострове.

Единственными гаванями моря Лаптевых являются Тикси и Хатанга, обеспечивающие северный завоз по северному морскому пути.

Дальний Восток

На Дальнем Востоке располагаются одни из крупнейших портов России, связывающие этот регион России со странами Восточной Азии и с другими государствами мира. Долгое время первенство принадлежало порту Владивостока, но в наше время его обогнали другие гавани российского побережья Японского моря. Среди крупнейших гаваней Дальнего Востока России выделяются:

  1. порт Восточный в заливе Находка Приморского края (65 млн тонн в 2015 году);
  2. Ванино, Хабаровский край (26,8 млн тонн);
  3. Находка, Приморский край (21,3 млн тонн);
  4. порт Пригородное, Сахалинская область (16 млн тонн).

Кавказ

Именно на Северном Кавказе на побережье Черного моря располагается крупнейший по грузообороту порт России — Новороссийск.

Грузооборот — 127 млн тонн. Такие цифры делают Новороссийск не только важнейшей гаванью Северного Кавказа, но и одним из крупнейших портов Европы.

Также на Черноморском побережье выделяется Туапсе (25,2 млн тонн) и порт Тамань, мощность которого по плану должна достигнуть объемов в 70 млн тонн ежегодно.

Азовское море располагает одной из крупнейших гаваней России — это Порт Кавказ (30,5 млн тонн)

Также важное значение имеют Азов, Таганрог и Темрюк

Портовые реки

Главные речные порты России располагаются на крупных реках:

  • река Дон (Ростов-на-Дону);
  • Волга (Астрахань);
  • Северная Двина (Архангельск);
  • Иртыш (Омск);
  • Енисей (Красноярск и Норильск);
  • Лена (Якутск);
  • Амур (Благовещенск и Хабаровск).

Речные порты России, как правило, обслуживают крупные предприятия, по ним осуществляется сплав леса, а также происходит снабжение северных районов Сибири и Дальнего Востока.

Также важной речной гаванью является Москва, ведь недаром ее называют «портом пяти морей». Здесь расположено три речных порта (Северный, Южный и Западный)

Дальний Восток

В Тихоокеанском бассейне среди 22 морских гаваней только 6 портов считаются незамерзающими.

Находка. Одна из крупнейших незамерзающих гаваней, расположенных в акватории Японского моря. Морской торговый порт Находка включает в себя 108 причалов, которые растянулись на длину, превышающую 16 км. Здесь осуществляются погрузо-разгрузочные работы, связанные с перевалкой грузов, прибывших на судах, размер которых ограничивается длиной (до 245 м) и осадкой (до 11,5 м).

Восточный. Российский морской порт федерального значения находится на берегу Японского моря (бухта Врангеля залива Находка). Данная незамерзающая гавань входит в состав самого крупного в стране транспортного узла «Восточный-Находка», расположенного на побережье Тихого океана. По итогам 2013 года грузооборот порта составил более 48 миллионов тонн. Транзит грузов вглубь страны осуществляется по Транссибирской железнодорожной магистрали.

Характеристики порта:

— состоит из 25 причалов и 8 терминалов;

— ограничение судов по осадке – 13 метров;

— ограничение судов по длине – 290 метров.

Зарубино. Крупный порт Приморского края. Находится в бухте Троицы. Его непосредственной отличительной чертой является близость от границы с КНДР и КНР, что ориентирует его в первую очередь на морские сообщения с этими странами.

Характеристики порта:

— протяженность причальной стенки – 1 км;

— ограничения судов по осадке – 7 метров;

— ограничения судов по длине – 130 метров.

Посьет. Незамерзающий порт находится в акватории Японского моря, на берегу одноименного залива и в непосредственной близости от Владивостока.

Характеристики порта:

— протяженность причальной стенки – 2,4 км;

— число причалов – 16 шт.;

— ограничения судов по осадке – 9 метров;

— ограничения судов по длине – 183 метра.

На острове Сахалин имеется 2 незамерзающих морских порта.

Холмск. Географическое положение данной незамерзающей морской гавани определено акваторией Японского моря (о. Сахалин, побережье Татарского пролива).

Характеристики порта:

— количество причалов – 27 шт.;

— протяженность гавани – 2,5 км;

— ограничение судов по осадке – 8 метров;

— ограничение судов по длине – 130 метров.

Невельск. Данная незамерзающая гавань расположилась на острове Сахалин.

Характеристики порта:

— количество причалов – 26 шт.;

— протяженность причальной стенки – 2,7 км;

— ограничения судов по осадке – 5,5 метров;

— ограничения судов по длине – 120 метров.

Текущий грузооборот по Северному Морскому Пути

Как видно из графика выше, после достижения пика объема грузоперевозок по СМП в 1986 году на уровне 6.4 млн тонн, долгое время не удавалось побить данный рекорд. Однако за последние пять лет объемы перевозок через Северный Морской Путь многократно возросли и уже к 2019 году достигли 30,28 млн тонн вместо запланированных 26 млн тонн. Всего за 2019 год по СМП было проведено 510 судов. Основная часть грузоперевозок на текущий момент это нефть и газ. В дальнейшим планируется расширить перевозки сельскохозяйственной продукцией и рыбой. В 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса, последующие локдауны и экономический кризис, объемы грузоперевозок продолжили расти и составили 32,97 млн тонн, из них около 1,2 млн тонн было перевезено транзитными рейсами.

Усилению роста и развитие грузоперевозок по Северному морскому пути обеспечили по большей части инвестиционные проекты «Ямал СПГ» и разработка Новопортовского  месторождения нефти, а также другие проекты таких компаний как Лукойл, Газпром, Роснефть и другие.

Проблемы эксплуатации Северного морского пути

Несмотря на то, что таяние ледников видится главной причиной оживления Северного морского пути, большую часть года (с ноября по июль6) льды по-прежнему покрывают арктические моря, не позволяя на сегодняшний день организовать круглогодичные перевозки без ледоколов.

«Самая большая проблема сегодня — это отсутствие судов», — Miko Niini, Управляющий директор Aker Arctic, которая занимается строительством ледоколов. Со времен Советского Союза ледокольный флот России практически не обновлялся и сегодня состоит из пяти атомных ледоколов: «50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» (и ледокол «Советский союз» — в эксплуатационном резерве), причем к 2020 году три из них будут списаны. Стоимость 1 единицы составляет порядка 38 млрд рублей, а само строительство — это длительный и трудоемкий процесс. Так, заложенный в 2012 году на Балтийском заводе ледокол нового класса ЛК-60 планируется к выпуску лишь в 2017 году. (Из положительных новостей следует отметить, что в планах есть строительство еще двух атомных ледоколов, а кроме России производить суда такого класса никто по сути не умеет).

Процесс таяния льдов таит в себе и другую проблему: повышается риск встречи судна с дрейфующими льдинами, что делает маршрут в целом менее безопасным.

Также проходимость маршрута сильно зависит и от погодных условий каждого конкретного года — сроки весеннего открытия льдов могут сдвигаться в пределах месяца-двух, что довольно неудобно для товарных поставок, для которых важна четкость планирования.

Другим обстоятельством затрудняющим реализацию проекта Северного морского пути является запустение портов на пути следования судов. Очевидно, что для полноценного и бесперебойного функционирования северной морской линии нужна соответствующая поддержка на берегу. Арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси должны быть модернизированы для полноценного обслуживания предполагаемого транспортного потока и связаны надежными наземными коммуникациями с прилегающими территориями, необходимо также наладить также четкую поисково-спасательную систему.

Так, по словам заместителя Директора Института Дальнего Востока РАН, руководителя Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН Андрея Островского «с 1991 года у России не доходят руки заниматься этим транспортным путем. На его эксплуатацию совершенно не выделяют деньги. Поэтому по сравнению с советскими временами маршрут, можно сказать, не работает. А нам самим надо снабжать север топливом. Сегодня мы это делаем за два летних сезона: завозим по БАМу до крупных рек грузы по северному завозу и по рекам сплавляем к океану. В тот же Тикси грузы от БАМа плывут по Лене. Ведь альтернативы в виде железных дорог и автобанов нет».

Порты Атлантического побережья США

Надо сказать, что северный участок Атлантического побережья США обладает крупнейшим в мире перегрузочным потенциалом.

Через порты этого района — Нью-Йорк, Филадельфию, Балтимор и Бостон — проходит примерно 70% всей морской торговли США по стоимости.

Порт Филадельфия обрабатывает около тысячи судов в месяц, а это говорит о его постоянной напряженной занятости, непрекращающейся работе по погрузке-отгрузке товаров.

Линейное судоходство пользуется услугами порта Балтимора, поскольку он ближе всего к Латинской Америке, он высокопроизводительный и густонаселенный.

Старейший порт Америки, основанный еще в 17 веке – Бостон, про него писала Маргарет Митчелл в своем романе «Унесенные ветром». Порт ориентирован в основном на нужды легкой промышленности.

Карта

Величина грузооборота крупнейших портов за 2011 год:

  • — от 1 млн до 10 млн т

  • — от 10 млн до 20 млн т

  • — от 20 млн до 50 млн т

  • — от 50 млн до 100 млн т

  • — свыше 100 млн т


Новороссийский морской порт

Приморск (порт)

Санкт-Петербург

Восточный (порт)

Мурманск

Усть-Луга (порт)

Туапсе (порт)

Ванино

Комплекс «Пригородное»

Находка (порт)

Высоцк (порт)

Калининград

Владивостокский морской торговый порт

Ростовский морской торговый порт

Кавказ (порт)

Де-Кастри

Махачкала

Посьет (порт)

Порт Азов

Астрахань

Архангельск

Витино

Варандей

Ейский морской порт

Таганрогский морской торговый порт

Порт Сочи Имеретинский

Петропавловск-Камчатский

Темрюкский морской торговый порт

Холмск (порт)

Ольга (порт)

Шахтёрск (порт)

Корсаков (порт)

Тамань (порт)

Магадан

Порт Выборгский

Дудинка

Крупнейшие порты России (с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Приморск

Усть-Луга

Высоцк

Выборг

Крупнейшие порты Ленинградской области(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Ростов-на-Дону

Азов

Таганрог

Крупнейшие порты Ростовской области(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Новороссийск

Туапсе

Кавказ

Ейск

Сочи

Темрюк

Тамань

Крупнейшие порты Краснодарского края(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Пригородное

Холмск

Шахтёрск

Корсаков

Крупнейшие порты Сахалинской области(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Восточный

Находка

Владивосток

Посьет

Ольга

Крупнейшие порты Приморского края(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Туапсе. Пропускная способность 37 560 тыс. тонн в год

Самая крупная и оживлённая гавань на Черном море принадлежит городу Туапсе. На 3 километрах расположились 19 причалов, куда ежедневно пришвартовываются суда с овощами и зерном, а также пассажирские теплоходы из более чем 30 стран мира.

Туапсинский порт считается градообразующим предприятием и центральным объектом для экономики всего региона.Любопытно, что порт имеет не только промышленное значение, но является и туристическим объектом.

А все благодаря вышке диспетчерского пункта на высоте 70 метров над землей. Она выполнена в виде стеклянного шара на монолитном штыре, за что получила ласковое название «чупа-чупс». Хрупкость этой башни обманчива: она спроектирована так, чтобы выдержать землетрясение до 9 баллов.

Что в итоге?

Очевидно, что развитие Сев.мор.пути на сегодняшний день не ограничивается одним лишь морским путем, но в обязательном порядке предполагает и соответствующее развитие транспортной инфраструктуры других видов в северных регионах России — без чего невозможно будет добиться значительного роста перевозок и по морю. Так что здесь вопрос стоит в формулировке «или все — или ничего», в чем и главная его сложность и одновременно возможность «вытянуть» таким проектом большое количество обслуживающих индустрий и регионов.

Скептики не верили и в Олимпиаду («не успеют достроить», «опозоримся», «что-нибудь обязательно рухнет»), но идеалисты сделали ее реальностью. Ведь когда какая-то идея овладеваем умами значительного количества людей, она сама невероятным образом начинает стремиться к претворению в жизнь. И думается, что так называемый «эффект сотой обезьяны» в этом концепте уже достигнут.

1 «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», «Прибавление о северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану.» (1762-1764)

2 Свободная Пресса, 14 августа 2013, Николай Чеховский, «Китай оседлал Севморпуть».

3 Арктический и Антарктический НИИ, Национальный центр данных о снеге и льде США.

4 Блог

5 Твоя Арктика. Выпуск №7. «Для возрождения Северного морского пути России потребуется около 10 лет».

6 В 2014 году период навигации длился с августа по октябрь, а это на месяц дольше, чем в предыдущие периоды. – Сообщает Арктик TV.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector