Улица арбат в москве

Архитектура на Композиторской и Спасопесковской

За зданием театра мы свернем направо, в Большой Николопесковский переулок, названный по некогда стоявшей на месте дома №6 церкви Николая Чудотворца на Песках. В доме №11 провел последние годы жизни (1912–1915 гг.) выдающийся русский композитор, пианист, философ и поэт А. Н. Скрябин.

В созданном здесь мемориальном музее Скрябина — живом свидетельстве Серебряного века русской культуры — сохранено все, что окружало Скрябина при его жизни: рояль, личная библиотека, обстановка, предметы искусства.

Повернем на Композиторскую улицу, проходящую позади стеклянных громад Нового Арбата. До 1960‑х годов на этом месте находилась Собачья площадка — небольшая площадь, получившая название от псарен, в XVII веке обслуживавших царскую охоту. В XIX веке здесь располагались особняки многих известных московских семейств.

По Трубнниковскому переулку выйдем на Спасопесковскую площадь. В XVI веке к северу и к югу от Арбата были поселены две стрелецкие слободы, предназначенные для охраны западных предместий Москвы. Деревянный храм Спаса на Песках был центром одной из этих слобод.

Неоклассический особняк Второва (№10) был построен в начале ХХ века на месте бывшей усадьбы Лобановых-Ростовских и предназначался для одного из крупнейших предпринимателей России Н. А. Второва.

С 1933 года особняк, получивший прозвище «Спасо-хаус», стал резиденцией посла США в Москве. Здесь жили во время государственных визитов Д. Эйзенхауэр, Р. Никсон, Р. Рейган, проходили пользовавшиеся известностью приемы и музыкальные вечера, неоднократно выступали всемирно известные музыканты и певцы, выставлялись работы выдающихся американских художников.

С особняком связано много «шпионских» историй. Наиболее известной из них является история с помещением подслушивающего устройства в деревянный герб США, преподнесенный в подарок от И. В. Сталина послу США и провисевший в его кабинете с 1946 по 1952 год.

Соседние дома (№№6, 8) — подлинные памятники московского ампира, в первой половине XIX века входившие в состав усадьбы А. Г. Щепочкиной.

Пятиглавый храм Спаса Преображения на Песках (№4А) с однобокой трапезной и шатровой колокольней — классический образец московской посадской церкви рубежа XVII–XVIII веков — построен в 1706–1711 годах на месте прежнего деревянного.

В 1877 году по соседству, в Дурновском переулке, поселился художник В. Д. Поленов. Придя осматривать квартиру, он был очарован открывшимся из окна видом и тут же набросал первый эскиз. Так родился замысел «Московского дворика» — одного из самых популярных произведений русской живописи.

В советское время в здании церкви размещались кукольные мастерские «Союзмультфильма». Именно здесь «родились» Чебурашка, Крокодил Гена и многие другие мультипликационные персонажи, ставшие неотъемлемой частью нашей культуры. Сквер к северу от храма разбит в 1870 году и тогда же назван Пушкинским.

История

Интересен не только Старый Арбат, но и переулочки, которые берут начало на этой улице. Например, Староконюшенный. Такое название переулок имеет не случайно — здесь в конце XVI века образовалась Конюшенная слобода, которая спустя несколько десятилетий была переименована в Старую Конюшенную. Здесь проживали представители различных профессий. Однако все они находились в ведении Конюшенного приказа. Церковь Николая Чудотворца, возведенная в начале XVII века, стала приходским храмом.

К концу XVII века от арбатских стрелецких полков практически ничего не осталось. Часть из них приняла участие в стрелецком бунте, исход которого был печален. Остальных вывели на службу в другие города.

В 1736 году в Москве случился пожар, который уничтожил многие жилые здания. Сгорел и Арбат. После реконструкции эта улица стала одной из самых аристократических в Москве. В середине XVIII века здесь начали появляться роскошные особняки в стиле ампир, окруженный садами. Магазинов и мастерских на Арбате тогда практически не было.

В 1812-м произошел самый известный московский пожар, после которого улицу снова перестроили. На Старом Арбате есть здание, в котором некоторое время проживал Пушкин с Натальей Гончаровой. Здесь в разные времена обитали и другие знаменитые писатели и поэты: Николай Гоголь, Михаил Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Александр Блок, Антон Чехов.

В XIX веке на Арбате появились маленькие уютные магазинчики, слава о которых распространилась по всей России. А в конце столетия открылся трактир «Прага», который после революции был переоборудован в столовую. Именно в этом заведении Воробьянинов, герой книги «Двенадцать стульев», обедал с Лизой.

В начале XX века Арбат превратился в культурный центр города. В одном из изданий по этой улице когда-то читал свою поэму «Пугачев» Сергей Есенин. В кафе «Арбатские подвал» нередко захаживал Владимир Маяковский. На этой улице была основана театральная студия «Мастфор», с которой начался творческий путь Эйзенштейна. В одном из арбатских переулков некоторое время проживал композитор Рахманинов.

Когда речь идет об Арбате, имеется в виду не только улица, история которой изложена выше, но и весь район. На одноименной площади расположен Художественный кинотеатр. Основан он был в 1909 году. В 1931-м здесь впервые показали фильм «Путевка в жизнь». В 1917 году в здании кинотеатра проводилась запись в Белую гвардию.

История Старого и Нового Арбата в Москве

Существует несколько версий происхождения названия Арбат. Арабское «рабад» означает пригород. Русское слово «горбат» — улица с изгибами. Тюркское «арба» — телега (возможно, телеги здесь застревали из-за тесноты). Первое упоминание об Арбате мы встречаем в 1493 году, когда возник пожар в церкви Николая на Песках, а затем пожаром была уничтожена большая часть Москвы. Как говорили «От копеечной свечи вся Москва сгорела». В основном здесь жили ремесленники. От их профессий и пошли названия переулков: Плотников и Денежный переулки, Серебряный переулок и другие. В 17 веке улица становится торговой. Тогда она была переименована в Смоленскую. Но это название не прижилось. Позже ремесленники и купцы были вытеснены дворянами. Арбат стал любимым местом проживания врачей и литераторов, композиторов и ученых. Тут побывали А. Пушкин и Н. Гоголь, С. Рахманинов и А. Скрябин. В конце 19 века здесь строятся доходные дома, магазины и рестораны. Начала работать конка, а затем и электрический трамвай. Аристократическим и вместе с тем, чарующим запечатлен Старый Арбат в произведениях Тургенева и Толстого, Окуджавы и Рыбакова.

Еще в 1935 году в Генплане Москвы было предусмотрено строительство федеральной трассы от Кремля до Рублевского шоссе. Проект начали реализовывать лишь через 30 лет во времена Хрущева. Дорога строилась через бывшие Кречетниковский переулок и Собачью площадку, частично Большую Молчановку и Малую Молчановку. Из-за близости к Арбату проспект стали называть Новым Арбатом (ранее Калининский проспект). В процессе строительства были разрушены не только памятники архитектуры. Изменился облик всего Арбата. Новый Арбат называли и «Проспектом Никиты», (поскольку он строился в соответствии со вкусом Н.С. Хрущева) и «Вставной челюстью Москвы» и «Тупиком Политбюро». В 1993 году  Арбат отметил свое 500-летие.

Дом Мельникова

Одноквартирный жилой дом, всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда. Был построен в 1927-1929 годах в Кривоарбатском переулке в Москве по проекту выдающегося совет­ско­го архитектора Константина Мельникова для себя и своей семьи. Дом-мастерская является вершиной творчества К. С. Мельникова и отличается новаторскими конструктивными особенностями, оригинальным художественным образом и объёмно-пространственной композицией, продуманной функциональной планировкой. Одноквартирный жилой особняк в центре Москвы — уникальный для советского времени пример такого рода постройки.

Кривоарбатский переулок, 10.

Развлечения 18+

Есть в парке развлечений и аттракционы, на которых заявлено ограничение по возрасту. Это означает, что посетителей младше 18 лет не должны пускать даже в сопровождении взрослых.

«Побег из тюрьмы»

Настоящее испытание для своей смелости, сообразительности и памяти. Можно проходить лабиринт в наручниках или со свободными руками. Задача — выбраться из него, преодолевая препятствия, разгадывая загадки и сложные головоломки. Фотографировать здесь нельзя, чтобы не было подсказок для других посетителей. Поэтому не затрачивая время на фото и селфи, можно пройти лабиринт за 20–30 минут. Посетители отмечают также, что здесь очень чисто.

Дом ужасов

Проверить нервы на прочность можно в «Доме ужасов Monster Brothers». Декорации, освещение и звуки этого аттракциона создают очень реалистичные ощущения. Встреча с монстрами, привидениями и чудовищами обеспечат яркие эмоции надолго. В аттракционе участвуют живые актеры.

Лабиринт страха

Еще одно место, где можно бросить вызов своему мужеству. Ощущению участия в фильме ужасов способствуют леденящие кровь звуки, темнота и таинственные огни. На каждом шагу здесь поджидают жуткие ловушки. Хоть прохождение лабиринта займет совсем немного времени, чтобы преодолеть пугающую сеть закоулков, придется победить свой страх. Съемка, также же как на предыдущих площадках, запрещена.

Архитектура

В разные годы с 1962 по 1968 над внешним видом Нового Арбата работали именитые советские архитекторы: Михаил Михайлович Посохин, Ашот Ашотович Мндоянц, Глеб Васильевич Макаревич, Борис Иванович Тхор, Шаген Александрович Айрапетов, Иосиф Алексеевич Покровский и другие. Новый Арбат стал не только трассой для проезда государственных чиновников. Благодаря строительству помещений под магазины и кафе, улица стала центром притяжения общественной жизни. В проекте были задуманы монолитные ряды магазинов на первых этажах — стилобата. Он протянулся от Садового кольца до Арбатского переулка на 800 метров. Именно тогда появились легендарное кафе «Ивушка» и «Метелица», кинотеатр «Октябрь», универмаг «Весна» с редкими импортными товарами. «Дом книги» и магазин «Хлеб».

Еще в 60-х годах для обслуживания магазинов и мест общепита, под Новым Арбатом вырыли подземную улицу длиной в 1 километр и шириной 9 метров. Она решала проблему подвоза товаров. Въезды в тоннель находятся со стороны двух арбатских переулков. Такое решение позволило разгрузить движение транспорта и не затруднять жизнь местного населения. Для прохожих сделали просторные тротуары. Все это было не свойственно для архитектуры того времени. Поэтому Новый Арбат стал самой европеизированной улицей той эпохи.

Карусель на Новом Арбате, Лариса Киселева

По замыслу архитекторов, Новый Арбат в районе Бульварного кольца должен был уйти под землю. Но из-за убийства президента США Джона Кеннеди в 1963 году, Хрущев заставил переделать проект. После чего пришлось поднять всю инфраструктуру на поверхность. Своего рода эмблемой Нового Арбата стали четыре 26-этажных административных здания, своей формой напоминающие раскрытые книги. В народе их называли «Мишкины книжки», по имени главного архитектора Посохина. В них предполагалось поселить партийных работников.

Окончание строительства пришлось на 1969 год. И только в 1970 году москвичи увидели задуманный эффект от зданий. В ночное время подсвеченными окнами можно было писать короткие слова, например «СССР», «КПСС», «1 МАЯ» и т. п.

«Дом книги» на Новом Арбате, Татьяна Квичанская

Сейчас в «книжках» находятся правительственные учреждения. Так как улица является подъездом к Кремлю, входы на крыши на всех домах Нового Арбата полностью перекрыты.

В 1990 году из проспекта Калинина была выделена улица Воздвиженка. В 1994 остальная его часть стала носить официальное название Новый Арбат.

Достопримечательности Арбата

Арбат богат на достопримечательности. Невероятно красивые старинный здания содержат в себе множество историй, каждая из которых не похожа на другую.

Экскурсии по Старому Арбату в Москве Купить на

Александр

Ресторан «Прага»

Арбат начинается со своего знаменитого ресторана «Прага». Здание Арбат № 2 принадлежало доходному дому Фирсановых. В XVII веке неоднократно перестраивалось. Только в 1872 году появился трактир с одноименным названием, который с годами превратился в легендарный московский ресторан. Многие обыватели знакомы с этим местом с детства, так как здесь создали торт «Прага».

«Литературный особняк»

Дом по Арбату № 9 (ранее был № 7) вошел в историю своими известными посетителями. Именно здесь находился один из первых кинотеатров столицы — «Паризьен». Как-то вечером сюда зашел Лев Николаевич Толстой. Фильм ему не понравился, но место он прославил. После революции тут открылся «Литературный особняк». В 20-30-х годах в цоколе работало богемное заведение — «Арбатский подвал», где выступали поэты Серебряного века. Здесь впервые прочитал свои поэмы «Пугачев» и «Черный человек» Сергей Александрович Есенин. Также в рядах посетителей были замечены поэты Андрей Белый и Владимир Маяковский.

Музей оптических иллюзий

Музей оптических иллюзий — совсем новый музей в шаге от Старого Арбата на Малом Николопесковском переулке, 4

Он открылся в 2014 году и сразу привлек к себе внимание взрослых и детей. Выставочная площадка занимает порядка 1000 квадратных метров пространства

Экспозиция состоит из 3D рисунков и художественных инсталляций, которые оживают при определенном ракурсе. Посетители могут не только фотографироваться на фоне существующих объектов, но и увидеть процесс их создания. Подробную информацию о музее ищите на официальном сайте.

Дом Общества русских врачей

В 1870-е годы в дом № 25 по улице Арбат переехало Общество русских врачей. Благодаря деятельности доктора Федора Ивановича Иноземцева, здесь расположилась бесплатная больница для всех с дешевой аптекарской лавкой. Также в здании открылись «Классы рисования и живописи» художника Константина Юона. Одной из знаменитых выпускниц стала Вера Мухина (автор памятника «Рабочий и колхозница» на ВДНХ).

Театр Вахтангова

Театр имени Евгения Багратионовича Вахтангова находится в 26 доме по улице Арбат. Свое существование он начал в 1921 году. Сначала главный зал вмещал в себя не более 150 человек. Со временем театр стал привлекать все больше посетителей, поэтому ему пришлось расширяться. В годы Второй мировой войны здание практически полностью разрушилось от бомбежек. В послевоенные годы его отстроили заново. Театр приобрел современный величественный вид. Сейчас он является культурным центром Старого Арбата. В 1997 году перед входом поставили фонтан «Принцесса Турандот», в честь спектакля, который стал символом театра.

Фонтан «Принцесса Турандот» рядом с театром имени Евгения Вахтангова, Андрей и Валерия

«Дом с рыцарями»

«Дом с рыцарями» — это серое здание со статуями рыцарей на Арбате, 35/5. Его построили в 1914 году по проекту архитектора Валентина Евгеньевича Дубовского. Сначала в нем находился доходный дом Филатовых, но после революции сооружение перешло в государственную собственность. В годы войны от взрыва снаряда пострадали несколько рыцарей на фасаде. Были разрушены значительные элементы внутренних интерьеров. Теперь здесь находится «Дом актера».

Стена памяти Виктору Цою

С тех пор, как Арбат стал пешеходным, он притягивал к себе многочисленных музыкантов. Традиция петь на улице осталась до сих пор. Сейчас возле дома № 37 находится стена памяти Виктору Цою. Поклонники его таланта оставляют на стене надломленную сигарету.

Стена Цоя, ул. Арбат, 37, Владимир

Дом Булата Окуджавы

Дом Окуджавы находится на Арбате 43. На четвертом этаже, в коммунальной квартире № 12 провел свое детство советский бард. Рядом с зданием есть небольшой сквер, где в 2002 году был установлен памятник Булату Шалвовичу. Архитектурный ансамбль представляет собой две полуарки, среди которых прогуливается поэт. На них нанесены цитаты из его песен, а скульптура отбрасывает «бронзовую тень».

Памятник Булату Окуджаве, Татьяна Лискер

Мемориальная квартира Пушкина

Самый знаменитый писатель России арендовал квартиру на Арбате в доме № 53. Сейчас здесь создан музей — квартира Александра Сергеевича Пушкина. Его открыли в феврале 1986 года. Напротив, возле дома № 46 стоит памятник Пушкину и его супруге Гончаровой.

Памятник Александру Пушкину и Наталье Гончаровой на Старом Арбате, Андрей и Валерия

Музеи и аттракционы на Арбате

Исторические музеи Арбата:

  • Мемориальная квартира А.С.Пушкина. Арбат, 53. Телефон Проезд: станция метро «Смоленская» Музей открыт: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30); по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30) Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно Выходные дни: понедельник, вторник; Санитарный день: последняя пятница месяца.
  • Выставочный зал А.С. Пушкина на Арбате. Это место давно перестало быть просто музеем, здесь проходят всевозможные выставки, показы фильмов о самом Арбате и его знаменитостях. Арбат, 55/32 (вход со стороны Денежного пер.). Телефон: +7 (499)241-78-99 Проезд: станция метро «Смоленская» Музей открыт: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30); по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30) Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно Выходной день: понедельник; Санитарный день: последняя пятница месяца.
  • Мемориальная квартира А. Белого. Арбат, 55. Телефон Проезд: станция метро «Смоленская» Музей открыт: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30); по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30) Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно Выходные дни: понедельник, вторник; Санитарный день: последняя пятница месяца.
  • Мемориальная квартира А.Н. Скрябина, находится в Большом Николопесковском переулке, 11, где часто проходят концерты и различные музыкальные мероприятия.
  • Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых — экспериментальный дом-мастерская Константина Мельникова спроектирован и построен Константином Мельниковым в 1927-1929 годах. Кривоарбатский переулок, 10 +7 (495) 697–80–37

Современный Арбат богат не только историческими достопримечательностями, здесь можно также весело и познавательно провести время:

  • Московский Музей Парфюмерии Москва, Арбат, 36/2 Ежедневно 12:00–20:00 Сайт Музея Парфюмерии
  • Музей Иллюзий Малый Николопесковский переулок, 4 Сайт Музея Иллюзий
  • Аттракцион Дом Великана Москва, ул. Арбат, 16 Сайт Дом Великана
  • Зеркальный лабиринт ул. Арбат, 16 Сайт Зеркальный лабиринт
  • Аттракцион «Дом вверх дном» Москва, ул. Арбат, 16 Сайт «Дом вверх дном»
  • Музей «Внутри человека» М. Николопесковский переулок, 4 Сайт музея «Внутри человека»

Смоленская площадь и дальше на юг

Смоленская площадь, на которую выходит Арбат, была когда-то московским сенным рынком, устланным доходящим до лодыжки слоем соломы и навоза и заполненным конюхами и кузнецами. Сегодня она несёт на себе печать сталинского проектирования: на ней возвышаются огромные здания 1940-х годов и сталинский небоскрёб Министерства иностранных дел.

Известный по начальным буквам названия как МИД, его центральный корпус имеет высоту 172 метров, снабжён тремя входами, украшенными барельефными изображениями знамён, выдающимися вперёд гранитными пропилеями и фонарями. Первоначальный проект был без шпиля; когда Сталин указал на это, шпиль был немедленно добавлен.

МИД России

В октябре 1993 года Смоленская площадь была свидетельницей двухдневных столкновений между органами правопорядка и сторонниками Белого дома, которые закончились массовой капитуляцией милиции, прорывом оцепления и митингом победителей, на котором Хасбулатов призывал к захвату телецентра и Кремля. Хотя «дезертирство» милиции казалось в то время слабостью Ельцина, это фактически была уловка, предпринятая для того, чтобы усыпить бдительность мятежников и подтолкнуть их на опрометчивые шаги, которые гарантировали бы их поражение.

На юг к Пречистенке

Множество переулков, идущих от Арбата, ведут на улицу Пречистенка. Хотя и находящийся чуть в стороне, переулок Сивцев Вражек может похвастаться множеством оштукатуренных деревянных домов, каждый из которых имеет литературные ассоциации. Поэт Марина Цветаева и её жених Сергей Эфрон останавливались в доме № 19; Толстой делал свои первые попытки написания беллетристики в доме № 34; а Михаил Шолохов – автор романа-эпопеи «Тихий Дон» – много лет жил в доме № 33.

Музей Аксакова

Под № 30 располагается бывший дом писателя-славянофила Сергея Аксакова, превращённый в музей Аксакова, в котором не так давно был проведён капитальный ремонт. Массивное здание сталинского стиля по соседству – бывшая кремлёвская поликлиника, где высшие аппаратчики пользовались лучшим медицинским обслуживанием, которое могло быть предложено в Советском Союзе.

Чуть дальше через улицу под № 27 находится дом-музей Герцена, рассказывающий об «одиссее» Александра Герцена вокруг Европы, когда он был выслан из Франции после революции 1848 года, поселился в Лондоне и основал газету «Колокол», которая, хотя и издавалась в Лондоне, вызывала большой интерес в России, несмотря на то, что была там запрещена – но даже царь читал её. Лучший экспонат музея – картина, изображающая гигантский колокол, который вознесён над огромной Россией.

Особняк Берга

Прямой маршрут на улицу Пречистенка – Денежный переулок, который начинается от Арбата как раз перед МИДом и приводит вас к типичному деревянному дому начала XIX века (№ 9), выкрашенному в бирюзовый и белый цвета. На полпути вниз по переулку в следующем квартале находится посольство Италии (№ 5), занимающее бывший особняк Берга, огромное здание из песчаника, в интерьере которого можно найти любые Стили – от барокко до неоготики.

Конфискованный у его владельца после революции, особняк был передан императорской Германии в качестве посольства сразу после того, как большевики подписали унизительный Брестский мир. Пройдя переулок до самого конца, миновав Левшинский переулок, вы выйдете на улицу Пречистенка.

Старый Арбат на карте Москвы

История улицы

Арбат, он же Старый Арбат, – одна из самых необычных улиц столицы России. До сих пор нет единой версии о том, откуда пошло название. Специалисты сходятся в том, что необычное имя пошло от названия местности Орбат. Дальше мнения лингвистов относительно возникновения этого слова, не характерного для русской речи, расходятся.

Распространены следующие версии происхождения названия улицы:

  • от тюркского слова «арба» – недалеко находились мастерские по изготовлению телег и повозок;
  • от восточного слова «рабад», означающего «пригород»;
  • другие, менее распространенные варианты русского, восточного и даже африканского происхождения.

Впервые Орбат, Арбацкая улица упоминается в летописях 15 века. Традиционно в этом районе селились ремесленники и торговцы. После нашествия Наполеона и пожара, уничтожившего почти всю застройку, на Арбате стала селиться московская аристократия, самое знатное московское дворянство, и строились здания в стиле ампир. Дворяне возводили дома, соревнуясь друг с другом в оригинальности фасадов.

Но к концу 19 столетия вместо «сливок общества» здесь стали селиться разночинцы и представители интеллигенции. Дворянские одноэтажные особняки стали вытеснять дома в несколько этажей, и улица постепенно приняла облик, близкий к современному. Бурно расцвела розничная торговля, открылось множество магазинов.

После революции Арбат был основательно перестроен, особняки превратились в коммунальные квартиры, а по мостовой стала проходить правительственная трасса вплоть до 50-х годов прошлого столетия, когда ее перенесли на новый проспект. В середине 70-х годов начался процесс по созданию пешеходной зоны, который завершился к 1985 году. Улица окончательно приняла современный облик. Здесь появилось множество кафе, магазинов с сувенирной продукцией, вечером можно увидеть выступления уличных артистов и музыкантов. Гости города видят в этом особый колорит, но коренные москвичи принимают его без восторга.

Сегодня на этой старинной улице можно увидеть немало интересного:

  • музеи великих русских писателей;
  • сохранившуюся архитектуру различных эпох;
  • театр Вахтангова и т.д.

История Нового Арбата началась в 1963 со сноса Собачьей площадки. Облик новой магистрали сформировался к 1968 году, и по замыслу его создателей стал целостным ансамблем – фрагментом города. Образ улицы определяет двухэтажный торговый комплекс, над которым возвышаются высотные административные и жилые здания, в том числе знаменитые «дома-книжки».

Имена

В разные времена на Арбате проживали многие деятели Российской культуры. 

На Арбате около полугода прожил А.С. Пушкин. Сейчас эта квартира считается мемориальной. Сюда он привез после венчания Наталью Гончарову. В этом небольшом музее экспонируются различные вещи Александра Сергеевича, картины, гравюры, так вещи его родных и близких.

Радом с Арбатом есть маленькая улица с названием Малая Молчановка, на которой находится дом, где небольшую часть своих детских лет провел М.Ю. Лермонтов. Музейные работники восстановили там атмосферу XIX века. Великолепное убранство квартиры позволяет почувствовать дух того времени. Здесь можно увидеть тщательно подобранные картины, которые относятся непосредственно к поэту, его личные рисунки и даже автопортрет юного Миши Лермонтова. 

Гуляя по Арбату никак не пройдешь мимо памятника знаменитому поэту, писателю и зачинателю авторской песни Булату Шалвовичу Окуджаве. Он написал несколько песен об Арбате. Памятник – это не одинокая скульптура, а скульптурный комплекс, включающий арку, саму старую поэта и столик с двумя скамейками. 

На Арбате имеются остатки строения, где на свет появился А.В. Суворов, знаменитейший русский полководец. Остатки фундамента можно увидет у дома 14. Само строение было разрушено при бомбёжке в Великую Отечественную.

На этой же улице можно увидеть памятник знаменитому писателю Украины и России Н.В. Гоголю. Это новый памятник, символизирующий молодого писателя.

На улице Арбат имеется и культовое место – это «стена Цоя», которое является место сбора поклонников певца и его группы. Местные жители, к слову, не очень довольны такому соседству и не раз просили ликвидировать стену Цоя.

В 80-90 годы XX века время Старый Арбат стал местом обитания представителей богемной интеллигенции. Здесь можно было увидеть художников, которые, ни обращая, ни на кого, пишут свои произведения.

В наше время улицу облагородили. Замостили, отреставрировали. Но, к сожалению, он растерял какую-то частичку своей былой «дикости». Да, здесь по-прежнему есть художники, есть певцы, поэты и мимы. Но всё стало как-то слишком «прилизано» и загнано в рамки. Но, несмотря на это, улица остаётся любимым местом для прогулок не только туристов, но и москвичей. Всё-таки есть в ней какой-то особый дух, какая-то изюминка.

Дом-музей Марины Цветаевой

В сентябре 1914 г. Марина Цветаева сняла квартиру в Борисоглебском переулке в четырехквартирном полуособняке. Цветаева вошла в этот дом в возрасте двадцати одного года — автор трех поэтических сборников, великолепная и победоносная, любимая и любящая. Восемь лет, прожитых в доме в Борисоглебском, — это целая эпоха: по количеству и масштабу пережитых здесь событий, по огромной работе ума и души, по стремительности духовного роста. Очень скоро беззаботное благополучие этой жизни было навсегда сметено черным вихрем двух революций, войн, разрухи, голода, красного террора. Сердце Дома сегодня — причудливая в своей планировке мемориальная квартира, где каждая комната имеет свое лицо. И в ее личных ве¬щах — бусах, платье, кофейной чашечке с портретом жены Наполеона Жозефины, зеркале, туалетном столике — проницательный взгляд обнаружит печать неповторимой личности, которой они принадлежали.

Борисоглебский пер., 6, стр. 1

Достопримечательности Воздвиженки

Начало маршрута – станция метро «Библиотека им. Ленина». Из метро выходите на Моховую, затем на Возвиженку.

Улица Воздвиженка образовалась в конце XV века в начале трассы древней Смоленской дороги. Название она получила по основанному примерно тогда же Крестовоздвиженскому монастырю. Вскоре здесь начинает селиться московская знать.

В XVIII веке на месте бывших боярских дворов выросли особняки новой аристократии. Во второй половине XIX века большая часть домов перешла во владение купцов и государственных учреждений.

Российская государственная библиотека (библиотека им. В. И. Ленина) — одна из самых крупных библиотек в мире — была создана в 1921 году на основе существовавшей с 1828 года библиотеки Румянцевского музея.

Главное здание библиотеки было построено в 1928–1933 годах. Для изготовления бронзовых горельефов второго этажа были переплавлены колокола 8 московских церквей. Также при строительстве были использованы элементы отделки разрушенного храма Христа Спасителя.

Следующая точка маршрута – дом №14 – особняк Морозовой, был построен Р. И. Клейном для предпринимательницы В. А. Морозовой. Эта незаурядная женщина после кончины мужа взяла на себя управление принадлежавшей ему Тверской мануфактурой хлопчатобумажных тканей и славилась своей благотворительностью.

Гостями ее литературного салона были А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. Белый. Соседний дом (№16) Морозова подарила на 25-летие своему сыну Арсению. Эксцентричный молодой человек пожелал иметь дом в стиле новомануэлино, подобный дворцу Паласиу-ди-Пена в португальской Синтре.

Перестройку своего особняка молодой Морозов заказал архитектору В. А. Мазырину, который решил композицию дома как сочетание разных стилей и разновеликих объемов. Морские раковины, цветы, виноградные листья, диковинные деревья, свисающие гирьки, консольки и башенки сплелись в причудливое сочетание, удовлетворившее и архитектора, и заказчика.

По преданию, Морозова, посетив новоотстроенный особняк сына, в сердцах бросила: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!» В настоящее время особняк служит домом приемов Правительства РФ.

Если зайти в Калашный переулок, то можно увидеть дом Моссельпрома (№2 / 10) — один из первых многоэтажных домов, построенных в Москве после Октябрьской революции. Трапециевидное в плане здание отличается полным отсутствием архитектурных излишеств.

Единственное украшение — надписи «Моссельпром» и придуманные Маяковским рекламные слоганы на дворовом фасаде.

Выйдя на площадь Арбатские Ворота, повернем налево, на Арбатскую площадь. Рядом с «Арбатским военным округом» — громоздким зданием Генерального штаба — расположены церковь Бориса и Глеба, звездообразный в плане вестибюль станции метро «Арбатская» и кинотеатр «Художественный» — один из немногих, имеющих более чем столетнюю историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector