Серп с молотом и троцкий в платье: как создавалась скульптура «рабочий и колхозница»

Возвращение на родину и история памятника времен СССР

К сожалению, демонтаж «Рабочего и колхозницы» после окончания выставки провели по-варварски. Мало того, что этим занималась группа рабочих «близко не стоявших» при его создании, так еще на площадку не пустили и саму Веру Мухину, остававшуюся еще в Париже. Это было ей наказанием за то, что во время командировки она проживала у своей знакомой – художницы Александры Александровны Экстрер, т.н. «невозвращенки», а не где разместились все члены советской делегации.

Скульптурную композицию порезали автогеном на 44 фрагмента, закидали (по-другому и не назовешь) на открытые железнодорожные платформы и отправил в СССР. Неповрежденными доехали лишь «голова и рука рабочего».

Вновь собрали скульптурную композицию лишь к августу 1939 года, спеша к открытию ВСХВ (ныне – ВДНХ). Тогда «Рабочего и колхозницу» перелицевали полностью, заменив прежние полумиллиметровые металлические листы оболочки на двухмиллиметровые. Значительно изменили и каркас. В итоге – некоторые части монумента значительно отличались от оригинала.

Вера Мухина видела памятник или на Ленинских (ныне – Воробьевых) горах, или на Крымском Валу, о чем неоднократно писала в правительственные органы.

К ней даже не прислушались, а приняли решение установить его на Рыбинской ГЭС в Ярославской области. Был даже изготовлен эскизный проект, но из-за затягивания сроков сдачи в эксплуатацию гидроэлектростанции, решили поставить … на Манежную площадь.

В конце концов, памятник установили на нынешнем месте – у Северного входа на ВСХВ, являвшегося на тот момент главным входом на всесоюзную выставку.

Установили – это культурно сказано. Его водрузили на 10-метровый наспех устроенный постамент высотой всего 10 метров (сравните с высотой 35 метров павильона СССР, на крыше которого он стоял). Его Вера Игнатьевна прозвала «пеньком», из-за которого скульптурная группа потеряла всю свою динамичность.

Долгие годы после этого Мухина вместе с архитектором Иофаном пытались «достучаться до небес»: если и не переносить памятник, так хотя бы поставить его на соответствующей высоты пьедестал.

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 1975-м, когда Совет депутатов города Москвы одобрил идею установки «Рабочего и колхозницы» на высокий постамент, выполненный в виде павильона. Разработкой проекта занялся сам Иофан, но спустя год его не стало и воплощение идеи в жизнь вновь застопорилось.

В 1987-м, когда отмечали 50-летний юбилей создания памятника, «наверху» решили перенести его на новое место – на стрелку Болотного острова неподалеку от ЦДХ на Крымском Валу. Реализации помещала лишь ветхость конструкции. Но, как говорят, «свято место пусто не бывает» и в 1997-м здесь появился церетелиевский Петр I.

Это интересно: 1388,Памятник советским ветеранам войны (Белград)

Создание памятника

Памятник создан по концептуальному замыслу архитектора Бориса Михайловича Иофана. Пластическое воплощение проекта реализовано трудами известного скульптура Веры Игнатьевны Мухиной. Динамичная композиция, объединяющая мужскую и женскую фигуру с поднятыми в руках орудиями труда — серпом и молотом, возвышается над ступенчатым зданием, служащим пьедесталом.

Павильон достигает в длину 66 м и поднят ввысь на 34 м. Фасад украшает сохранившийся подлинный герб СССР, созданный специально для парижской выставки. Внутри опорного сооружения расположены выставочные залы.

Скульптурная группа высотой в 24,5 м выполнена из нержавеющих листов стали, укрепленных на специальном каркасе методом точечной сварки. Визуально представляется, что фигуры сплетены в единый монолит. На самом деле композиция создана из 5 тыс. деталей. Общий вес грандиозного памятника составляет около 185 т.

Работа над проектом памятника

Идейным создателем скульптурной композиции стал архитектор Борис Иофан. На плечи Веры Мухиной легло художественное воплощение и подготовка памятника к выставке. Однако у двух творческих личностей был кардинально различный взгляд на работу.

Вариант Б. Иофана

Иофан сразу решил, что скульптурная композиция будет двухфигурной. Прообразом для мужчины стала античная статуя «Тираноборец», а для женщины — древнегреческая «Ника Самофракийская».

По идее Иофана фигуры должны были стать логичным продолжением павильона, на котором и были установлены. Мужчина был обнаженным, женщина — в тонких одеждах. Они шли почти сливаясь друг с другом, шаг в шаг. Устремляясь вперед, рабочий и колхозница поднимали вверх символы СССР — серп и молот.

Но при этом в композиции не хватало легкости и динамики. Скульптуры не развивали архитектуру павильона. И во всем сооружении было слишком много вертикалей.

Борис Иофан осознавал этот недостаток и пытался его нивелировать, добавив в композицию развевающееся полотнище на мужских бедрах. Это не решило проблему, и идея, которую предстояло воплотить уже в скором времени, досталась Мухиной в довольно «сыром» виде.

Вариант В. Мухиной

Вера Мухина не видела памятник «Рабочий и колхозница» только лишь продолжением павильона. По ее мнению, каждый из этих элементов должен был сохранять свою специфику в общем гармоничном образе.

Также ее смущала архитектура павильона, который спереди выглядел лишь пьедесталом для скульптуры и искажал ее размеры.

После долгих и мучительных творческих поисков Мухина пришла к единственно верному решения — использовать горизонтальное построение для скульптурных объемов. Осталось воплотить это в жизнь. И в этот момент в руке «колхозницы» появился легендарный шарф.

Он придавал памятнику динамику, стремительность и столь необходимую горизонтальность, гармонично подчеркивал связь фигур с павильоном. Складки на разлетающейся юбке девушки только усиливали достигнутый эффект.

Еще одна находка Мухиной заключалась в превращении грузных фигур в изящную, летящую композицию. Это удалось сделать, благодаря добавлению воздуха — свободного пространства между отдельными элементами статуи. Из-за этого скульптура приобрела даже некую ажурность.

Согласование проекта

Согласование созданного В. Мухиной эскиза также не обошлось без эксцессов. Его пришлось дорабатывать. «Рабочего» надлежало одеть, так как в соответствии с замыслом Иофана он остался нагим. Тогда на парне появился комбинезон. А у «колхозницы» было велено убрать мешки под глазами.

Также приемной комиссии не понравился шарф. Мухиной пришлось отстаивать свое творение, доказывая, что без шарфа у скульптуры потеряется связь с павильоном. К ее мнению прислушались, но на одну уступку пойти все же пришлось. Изначально шарф был сдвоенный, а превратился в одну полосу.

Путь в Париж и фурор на Всемирной выставке

После осмотра памятника высшим руководством, скульптурную группу разделили на 65 фрагментов, аккуратно упаковали в деревянные ящики, изнутри набитые войлоком и отправили в Париж по железной дороге. Всего понадобилось … 28 вагонов.

Для монтажа скульптурной композиции на павильон СССР в Париже, из Москвы привезли специально для этого изготовленный мачтовый кран, башню которого удерживали в равновесии натянутые с трех сторон металлические тросы. В одну из ночей неизвестными была повреждена одна из растяжек, что могло привести к обрушению крана на почти собранную скульптурную композицию. В следующие дни здесь выставили уже круглосуточную охрану.

Торжественное открытие выставки прошло 25 мая 1937 года.

Изображение шедевра Веры Мухиной размножили большими тиражами по всему миру на открытках, почтовых марках, плакатах и значках. Это был фурор!

После окончания Всемирной выставки французское правительство обратилось к руководству СССР с просьбой выкупить «Рабочего и колхозницу» и даже начало сбор денег среди своих граждан. Ответ нашей страны был отрицательным.

Back in USSR

«Молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу», — написал о скульптуре Мухиной по завершении парижской выставки французский журналист Филипп Ламур. Трудно сказать, у кого из посетителей выставки «Рабочий и колхозница» не вызывали восторга. Парижане ходили смотреть на скульптуру несколько раз в день. Им было интересно наблюдать, как она меняла свой цвет: утром -розовая, днем — ярко-серебристая, вечером — золотая. По свидетельствам современников, даже гуру изобразительного искусства Пабло Пикассо выразил восхищение удачно выбранным материалом – нержавеющей стали. Французам так полюбилась советская скульптура, что они стали собирать средства для выкупа. Сталин наотрез отказался от предложения: «Рабочий и колхозница» вернулись домой, в Советский союз.

Ее могли поставить на площадке перед Рыбинской ГЭС – на место, где сейчас установлена скульптура «Мать-Волга». «Приютить» скульптуру также хотели Манежная площадь, стрелка Болотного острова, Воробьевы горы – вариантов было много, но в итоге было решено установить скульптуру перед Главным входом (ныне Северным) на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, которая проходила в Москве в 1939 году. Мухину очень огорчило то, что постамент сделали очень низким – всего 10 метров в высоту. По ее мнению, скульптура в родной Москве не производила должного эффекта на горожан. И Иофан, и Мухина до конца жизни писали и ратовали, чтобы скульптуру переставили на постамент должной высоты, но их воля так и не была исполнена.

Алла Смирнова

Рабочий и колхозница — история создания

Выставка во Франции проходила под девизом «Искусство и техника в современной жизни»

Стране Советов важно было не только принять участие в этом мероприятии, перед участниками выставки стояла задача — показать достижения страны Советов и преимущество социалистического строя

Проект павильона и самого памятника выполнил архитектор Борис Иофан, Павильон длиной в 150 метров представлял собой несколько уступов, на самом верхнем из которых были установлены скульптуры девушки и юноши, держащих в руках серп и молот. Композиция павильона СССР отражала динамику развития Советского государства, успехи в строительстве социализма в годы первых пятилеток.

Замысел архитектора воплотили в жизнь скульптор Вера Мухина, а также профессор, инженер-конструктор Петр Николаевич Львов, руководивший работами по сборке монумента.

На создание памятника ушло 3,5 месяца, а затем, чтобы доставить скульптуру в Париж, пришлось распилить ее на 65 частей и погрузить в 28 вагонов. На границе с Польшей ящики не проходили в туннель и отдельные части скульптур еще раз разрезали.

В Париже монумент под руководством П.Н. Львова был собран за 11 дней. Рабочий и колхозница, установленные на пьедестале высотой 34 метра, словно парили над всей выставкой. Павильон облицевали самаркандским мрамором, а его вход украсили барельефы, герб Советского Союза и одиннадцати Союзных республик.

Внутри павильона в одном из залов была представлена карта Советского Союза, выполненная с использованием драгоценных и полудрагоценных камней. На карте указывались места природных богатств и достижения индустриализации страны, а столицы союзных республик украсили рубиновые звезды. Удивили посетителей и многие другие экспонаты выставочных залов.

Жюри Всемирной выставки присудило её участникам, представителям СССР — предприятиям и организациям, а также отдельным ученым и инженерам 593 награды, причем из них 139 — дипломов гран-при, 62 — почетных дипломов и 92 — золотых медалей. Гран-при был вручен и Вере Мухиной за скульптуру «Рабочий и колхозница», увековечившую ее имя.

Эта победа явилась триумфом советского искусства, а монумент Мухиной стали называть памятником триумфа, хотя сама скульптор называла свою работу ласково «Рабочий и крестьянка».

В Москве было решено смонтировать монумент перед северным входом на ВСХВ — Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, ныне ВДНХ, которая должна была открыться в 1938 году.

Правда, установить скульптурную группу на такой же высокий постамент, как в Париже, не было возможности и она была водружена на пьедестал высотой в 10 метров, то есть втрое меньше парижского.

Надо отметить, что Вера Мухина до самой смерти мечтала, чтобы ее работа была перенесена на Воробьевы горы или на стрелку Москвы-реки, там, где сейчас стоит памятник Петру I работы Церетели.

Вскоре монумент «Рабочий и колхозница», выражавший идеологию социалистического государства, появился на экранах фильмов «Подкидыш», «Светлый путь» и «Здравствуй, Москва», а с 1948 года изображение скульптуры стало эмблемой киностудии Мосфильм.

В 2003 году монумент был разобран на 40 частей и началась его реконструкция. Открытие скульптурной группы «Рабочий и колхозница» состоялось в ноябре 2009 года. Основанием памятника служит специально построенный павильон музейно-выставочного центра, по своей форме, напоминающий тот, что был сооружен на выставке в Париже в 1937 году.

Реставрация памятника и торжество разума

К 1998-му году состояние памятника уже было ужасающим, но понадобилось еще 5 лет, пока не были выделены деньги на его реконструкцию. К демонтажу приступили в 2003-м и уже к 2005-му власти обещали вновь открыть восстановленных «Рабочего и колхозницу».

Снять то сняли, но практически сразу после этого занимавшуюся этим делом организацию обвинили в хищении средств и дальнейшие работы приостановили. Еще долго не в особо приспособленных помещениях пролежали фрагменты скульптуры.

К восстановительным работам вновь приступили лишь в 2007-м, но из-за мизерного финансирования работы шли ни шатко, ни валко, пока за день до наступления нового 2009 года московские власти вновь не объявили конкурс на проведение реставрационных работ. Выиграла его фирма Елены Батуриной – супруги тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова (а кто бы сомневался).

Руководить проектом поставили скульптора Вадима Михайловича Церковникова. К работе были привлечены значимые институты и предприятия не только Москвы, но и других городов России. За относительно короткий срок они сумели восстановить большую часть фрагментов памятника (лишь 10% не подлежали восстановлению) с использованием наисовременнейших материалов и создать новый, более надежный, тройной каркас. Все работы провели с особой тщательностью.

28 ноября 2009 года скульптуру «Рабочего и колхозницы» установили на новый постамент высотой под 35 метров и длиной 66 метров, который визуально похож на павильон СССР, спроектированный Борисом Иофаном. На фронтоне пьедестала установлен государственный герб СССР, напоминающий подобный от 1937-го года.

Сегодня в пространстве под памятником расположен музейно-выставочный центр, 3 уровня которого имеют общую площадь чуть более 3 тысяч квадратных метров.

shellbars 498 0

Скульптурная композиция Рабочего и Колхозницы в Москве

2 оценило

Скульптура Рабочий и Колхозница с Серпом и Молотом — это самая известная скульптура советской эпохи, выдающаяся работа советского скульптора Веры Мухиной.

Скульптура Рабочий и Колхозница

Скульптура «Рабочий и колхозница» — скульптурная композиция, одна из самых известных работ скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. «Рабочий и Колхозница» представляют собой две переплетенные стальные статуи рабочего и колхозницы, поднявших над собой серп и молот — символ союза рабочих и крестьян. Высота скульптуры — 24 метра. «Рабочий и Колхозница» воистину являются симоволом советской эпохи, символом СССР.

«Рабочий и Колхозница» являются эмблемой московской киностудии «Мосфильм».

Международная выставка 1937 года

Скульптура была изготовлена для Международной выставки в Париже в 1937 году.

«Рабочий и колхозница» была изготовлена в кратчайтшие сроки, для этого рабочим приходилось работать с утра и до вечера. Вес готовой скульптуры составил 37 тонн. После одобрения скульптуры Сталиным, «Рабочий и Колхозница» были погружены в 28 вагонов и отправлены по железной дороге в Париж.

Скульптурная группа получила большую золотую медаль Гран-при, однако радость победы была омрачена тем, что «Рабочего и Колхозницу» поставили напротив павильона фашистской Германии.

Разведка СССР интересовалась оформлением немецкого павильона, в результате высота советской экспозиции была на несколько метров выше, что обрадовало руководство СССР и огорчило Германию. Парижане и гости выставки специально ходили смотреть на советскую скульптуру Веры Мухиной по нескольку раз в день, так как она постоянно меняла свой цвет — утром она была розового цвета от утреннего солнца, днем — ярко-серебристой как ей и положено быть, а на закате солнца вечером — золотистой. Франция планировала выкупить скульптуру для Парижа, однако советская делегация по распоряжению Сталина в этом отказала.

После закрытия Всемирной выставки в Париже большинство создателей «Рабочего и Колхозницы»  отправились в лагеря и ссылки, комиссар советского павильона И. Межлаук был расстрелян. А Вера Мухина была отстранена от работы.

Перевозка скульптуры

При перевозке статуя была повреждена, так как по габаритам не проходила некоторыми частями в железнодорожные тоннели, но в 1939 году реконструирована, а фактически выстроена заново и установлена перед Северным входом ВСХВ (ВВЦ, он жеВДНХ). Вера Мухина считала, что самое лучшее место для скульптуры — павильон СССР, однако к ее мнению не прислушивались. 

Еще раз «Рабочий и колхозница» была отреставрирована в 1979 году.

С конца 40-х годов скульптура «Рабочий и колхозница» является основным символом киностудии Мосфильм. 

Реконструция скульптуры

Рабочий и Колхозница на новом постаменте

В 2003 году скультптура была разобрана на 40 составляющих частей. После реконструкции «Рабочего и Колхозницы» в постаменте планировалось разместить театр и музей, на площади – около 8 тысяч квадратных метров. Соогласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34,5 метра. При «росте» скульптуры в 24,5 метра общая высота памятника будет около 60 метров, как и задумывалось Верой Мухиной. У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке.

Установка на постамент

Полностью реконструкция была завершена в 2009 году. Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью подъемного крана, а торжественное открытие состоялось в Москве 4 декабря 2009 года.

В 2010 году в постаменте был открыт музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». 

  • Россия
  • Москва

 Адрес: Россия, Москва, проспект Мира, 123Б

Использование в символике

  • Считается, что скульптура стала символом советской (ныне российской) киностудии Мосфильм с 1947 года. Однако «Рабочий и колхозница» впервые появились в начале фильма не в «Весне» Г. Александрова (1947), а годом ранее в комедии С. Юткевича «Здравствуй, Москва».
  • Впервые изображение «Рабочего и колхозницы» на советской стандартной почтовой марке появилось в 1938 году. Впоследствии памятник неоднократно изображался на различных марках, в том числе на «стандартах» в 1961, 1976, 1988 годах (на марках 10-го, 12-го и 13-го стандартных выпусков соответственно). Как правило, марки с «Рабочим и колхозницей» имели самые ходовые номиналы.
  • Скульптура изображена на почтовой марке Албании 1963 года.
  • Скульптура изображена на медали «Лауреат ВДНХ СССР».

В кинематографе

  • Сразу после установки в Москве в июле 1939 года скульптуру увидели на киноэкранах миллионы советских зрителей в фильмах «Подкидыш» (1939) и «Светлый путь» (1940).
  • Финал х/ф «Самоубийца» (1990) происходит на постаменте скульптуры.
  • Скульптура показана в мультфильме «Белка и Стрелка. Звёздные собаки» (2010).
  • Скульптура попала во фрагменты фильмов «Дневной Дозор» и «Утомлённые солнцем».
  • Почтовая марка СССР, 1938 год
  • Почтовая марка СССР, 1961 год

Донос на платье колхозницы

Вскоре стало известно, что скульптура будут изготавливать из нержавеющей стали. Общественность отнеслась к этой новости негативно: в то время памятники архитектуры изготавливали из бронзы. За изготовление взялся Центральный научно-исследовательский институт машиностроения и металлообработки. Для пробы он изготовил из инновационного материала голову «Давида» Микеланджело. Мухина, когда ее увидела, воскликнула: «Ой, здорово!». У нее не оставалось сомнений, что блестящая сталь отлично подчеркнет все особенности скульптуры.

При составлении чертежа «Рабочего и колхозницы» было снято 200 тысяч мерок со срезов скульптуры. В течение 20 дней бригада из 23 человек снимала их для того, чтобы перенести все складки и детали скульптуры на чертежи. По чертежам, в свою очередь, были сделаны контрольные формы. Вся скульптура схематично была поделена на 59 сегментов, все размеры увеличили в 15 раз. Однако самым удивительным числовым значением была толщина стали – полмиллиметра – тоньше, чем человеческая кожа. Как только ее выколачивали, она норовила сложиться пополам.

Рабочие были вынуждены бесплатно, в неурочное время переделывать сегменты скульптуры – времени до выставки оставалось все меньше. В процессе работы Мухина стала кем-то вроде художественного надзирателя на заводе. Ночами она делала скульптуру дома, днем приезжала на завод и проверяла строительство, указывала на недочеты, думала, как их исправить. Однажды руководство завода получило донос на Мухину с жалобой на то, что она постоянно требует что-то переделывать.

«Мы не успеем сдать скульптуру в срок. Она занимается откровенным вредительством, придумала еще, что скульптуре нужен шарф, который мы не знаем, как исполнить в готовой конструкции. Даже если мы придумаем и найдем необходимый конструктив, шарф может отвалиться и повредить готовую конструкцию»,- таким было содержание доноса.

Для пущей убедительности рабочий сообщил, что где-то в складках платья виден профиль «врага народа Троцкого».

История умалчивает о том, дошел ли до верха донос, но точно известно, что в день официальной приемки скульптуры приехал Молотов, Ворошилов и еще несколько членов правительства. После их отъезда, ночью, никого не предупредив, на завод приезжает Сталин с той же самой комиссией: он несколько минут прохаживается вокруг скульптуры и уезжает. Возможно, он искал в складках платья колхозницы тот самый профиль Троцкого?

Наутро Мухина узнает от Иофана, что правительство осталось довольно монументом – «Рабочий и колхозница» приняты без каких-либо замечаний.

Скульптуру доделали, и вместе с павильоном конструкция выглядела настолько легкой и воздушной, что в народе ей посвятили такой поэтический шарж:

{big-quote:text=Удался павильон отлично!Настолько сделан динамично,Что сам он рвется в облака!Летим в Париж! Пока-пока!}

Реконструкция

За 64 года в условиях города скульптура не могла не ощутить на себе разрушительное влияние коррозионных процессов и естественного разрушения конструкционных материалов. Напомним, что конструкция выполнена из нержавеющей хромникелевой стали.

Далее текст автора отсюда: http://science.d3.ru/comments/448173

В 2003 году было принято решение о реставрации и скульптура была разрезана на 40 блоков, сложена в пустующем цеху одного из НИИ и забыта на неопределенное время ввиду недостатка финансирования. Когда деньги нашлись, в один из ведущих материаловедческих авиационных институтов поступило предложение об участии в реставрационных работах.

В общих чертах, вся работа состояла из оценки коррозионного состояния поверхности различными методами (об одном из которых и рассказ), оценки состояния сварных швов оболочки методами неразрушающего контроля и выдачи общих рекомендаций по устранению очагов коррозии или замене некоторых листов на новые.

Надо сказать, что нужно было минимизировать вмешательство и не превысить количество заменяемых листов металла больше 30%, иначе это уже была бы не реставрация.

Коррозионисты вооружились привычным (помимо металлографического микроскопа) инструментом — ручкой, бумагой и увеличительным стеклом.

Было осмотрено около 800 м2 наружной поверхности и столько же — внутренней, это более 6000 листов, каждый из которых был пронумерован, по каждому блоку был составлен отчет, в котором были указаны коррозионные повреждения каждого листа, их характер, а так–же наличие нагара. После чего была выданы рекомендации по мойке и обработке скульптуры специальными составами, удаляющими продукты коррозии и пассивирующими поверхность металла, а так же по замене или ремонту совсем плохих листов. Каркасом же занимались сотрудники другого НИИ и в последствии он был полностью заменен и частично усилен.

Надо отметить, что за то время, что монумент простоял на маленьком постаменте — пеньке, как назвала его В.И. Мухина, простые советские граждане оставили на ногах рабочего и колхозницы большое количество наскальной живописи разного содержания с фамилиями и датами, самая ранняя дата, обнаруженная мной — 1947 год.

А 4 декабря 2009 года, произошло торжественное открытие отреставрированного монумента, установленного на немного укороченный павильон–постамент с музеем и экскурсоводами, созданный по изначальному проекту архитектора Б. Иофана.

Такое вот сотрудничество прикладной химии и искусства.

Биография Веры Мухиной

Вера Игнатьевна родилась в 1889 году в состоятельной купеческой семье. Она очень рано потеряла родителей и воспитывалась опекунами. С детских лет Вера отличалась настойчивостью и упорством. Ее увлечение живописью постепенно переросло в ремесло, которому она обучалась в течение двух лет в Париже в Академии Гранд Шомьер. Учителем девушки был известный скульптор Бурдель. Затем Мухина перебралась в Италию, где изучала живопись и скульптуру мастеров периода Ренессанс. Во время Первой мировой войны Мухина работала сестрой милосердия в госпитале. Там же произошла ее первая встреча с хирургом Алексеем Андреевичем Замковым, с которым она вскоре была обвенчана. Непролетарское происхождение семьи часто ставило под угрозу жизни ее членов. Активное участие Мухиной в революционных переменах страны отражалось в скульптурных композициях. Герои Мухиной отличались мощью и жизнеутверждающей силой.

Вера Игнатьевна много и упорно трудилась всю свою жизнь. Потеряв в 1942 году мужа, она тяжело переживала эту утрату. Нездоровое сердце позволило Мухиной прожить еще немногим больше десяти лет после ухода супруга. В 1953 году она умерла, будучи совсем не старой женщиной – ей было 64 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector