Рождество-богородичный санаксарский монастырь

Настоятели и наместники

настоятели
  • Феодосий (1660-е — 1681)
  • Зосима
  • Трифон
  • Дорофей
  • Петр (1730-е)
  • Филагрий
  • Иоасаф (до 1752), строитель. Привлечен к следствию по делу о «квакерской ереси».
  • Порфирий (24 февраля 1752 — 17 марта 1753)
  • Феодор (Ушаков) (1764—1774)
  • Иоиль (Тишков) (8 августа 1774—1778)
  • Венедикт (Селиванов) (1778 — 27 декабря 1788)
  • Вениамин (Андреев) (14 февраля 1789 — 13 февраля 1803)
  • Филарет (Былинин) (28 февраля 1803—1817)
  • Нафанаил (4 апреля 1817 — 12 сентября 1832)
  • Димитрий (12 сентября 1832 — 5 сентября 1848)
  • Иоасаф (27 сентября 1848 — 23 сентября 1857)
  • Ксенофонт (Флорианов) (23 сентября 1857 — 7 сентября 1863)
  • Иларий (Иванов) (1863 — июнь 1879)
  • Тихон (Цыпляковский) (15 сентября 1879 — декабрь 1884)
  • Амвросий (Ворогушев) (1885—1893)
  • Феодосий (Мясников) (1893 — декабрь 1895)
  • Августин (Кривоногов) (1895—1915)
  • Александр (Уродов) (1915—1918)
наместники
  • Варнава (Сафонов) (1 апреля 1991 — 14 ноября 2010)
  • Иннокентий (Руденко) (с 24 декабря 2010)

Монастырь сегодня

В обители сегодня действует несколько храмов. В их числе :

  • собор Рождества пресвятой Богородицы;
  • церковь Преображения господня;
  • храм Владимирской иконы Божьей матери;
  • церковь Воскресенья Христова;
  • усыпальница-часовня схииигумена Иеронима.

В обители хранятся почитаемые иконы Казанской Божьей Матери, преподобных Александра Исповедника и Феодора Санаксарского, а также Пресвятой Богородицы.

Монастырь известен и своими святыми источниками. Главный из них находится в лесу, у дороги, которая ведет в обитель. Из него паломники могут испить или набрать в дальний путь прохладной святой водицы. Кроме того, там есть две купели для омовений, заключенные в терема. В купальнях есть поручни со ступенями, что позволяет пользоваться ими немощным и пожилым людям.

В монастыре действует церковная лавка. В ней представлен большой ассортимент церковной утвари, включая иконы, крестики, лампады, свечи, а также книги, сувениры, аудио- и видеокассеты православной тематики.

Период с 1930 по 1991 год

После закрытия Санаксары (монастырь в Мордовии) начал разрушаться как в результате набегов мародеров, так и под воздействием природных факторов. Первой «жертвой» мародеров стала часовня над могилой адмирала Ф. Ушакова. Кроме того, было разрушено и перекопано монастырское кладбище. Вандалы сбили главы с храмов, изуродовали росписи, устроили конюшню в притворе соборного храма.

Позже постройки обители передали в ведение школы сельских механизаторов и в некоторых из них организовали гаражи. Такая ситуация продолжалась до 70-х годов, когда советские власти решили восстановить Санасары как памятник, имеющий ценность с точки зрения архитектуры.

История появления монастыря

В 1659 году благочестивый боярин Лука Евсиков пожертвовал земли под строительство храма, для чего пригласил строителей и старца Феодосия, которого почитали за духовное наставничество. Проживавший ранее в Кадомско-Троицком монастыре, старец Феодосий с первой поездки в Темниково настолько был очарован красотой и величием этих мест, что принял предложение писца Евсикова и до конца жизни остался здесь жить.


Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь

Монахи, прибывшие с Феодосием, возвели небольшую часовню, в которой проводили богослужения, в то же время возводили церковь в честь иконы Божьей Матери «Владимирская».

В 1679 году храмовые постройки ветшают, не имея сильных покровителей, Санаксарский мужской монастырь к 1759 году приходит в запустение и его присоединяют к Санаксарской пустыни. Материальное положение Темниковской мужской обители и ее духовное возрастание изменилось с приходом Федора Ушакова, родного дяди знаменитого адмирала российского флота Федора Ушакова.

В годы настоятельства преподобного Федора Ушакова обитель расцветает, ее спонсором является сама императрица Елизавета.

  • Деревянные постройки постепенно заменяли каменными.
  • 1765 год стал официальным годом рождения Богородичного Санаксарского мужского монастыря.
  • В 1774 году по ложному обвинению настоятель Федор был сослан на Соловки на 9 лет, его место занял отец Иоил, ученик Ушакова. Он и продолжил начатое строительство, возведя за несколько лет колокольню, каменную ограду, трапезную и башенки, освятив Преображенский храм.
  • В 1983 году вернулся из ссылки Федор Ушаков, он жил при монастыре до самой смерти, в 1891 году был похоронен на монастырском кладбище.

Рядом с могилой дяди в 1817 году появилась могила адмирала Ушакова, будущего святого Воина, который свои последние дни провел в Санаксарской мужской святыне.


Икона праведного Феодора Ушакова, адмирала Российского флота

К началу 19 века Темниковский Богородичный монастырь является одной из лучших Российской мужской обителью, в ней проживало более ста монахов, которые денно и нощно служили всем нуждающимся.

В начале 20 века настоятелем мордовской святыни стал старец Августин, стараниями которого монастырская территория преобразилась в прекрасное место с парком и клумбами.

В 1915 году настоятелем обители назначается отец Александр (Уваров), который в 1918 году был взят под стражу, после освобождения вернулся в Свияжскую пустыню.

Интересно! Археологи и истории так и не пришли к общему мнению относительно названия мордовской святыни, то ли Санаксарским монастырь назвали по названию озера Санаксар, расположенного неподалеку, то ли название обители происходит от древнерусского слова «Синаксар» — «короткая святая жизнь».

«Капитан» по послушанию

Оглядываясь назад, могли Вы тогда предполагать, что однажды станете «капитаном корабля», небесным покровителем которого, среди прочих святых, является знаменитый флотоводец, адмирал Феодор Ушаков?

Никогда не думал об этом. Воспринял назначение на должность наместника как то, чего никак не хотел по-человечески, но чему покорился ради послушания. Случилось это через двенадцать лет после моего прихода в обитель. Обо всем в мире есть промысел Божий. Думается, когда мы не ищем чего-то, а оно нам дается, это и есть голос Божий, зовущий нас на тот крест, который мы, быть может, и не искали, но он необходим для нашего спасения и, возможно, спасения других людей. Христос был первым послушником, Он жил в послушании. Вот и мы должны быть послушны.

Вы знаете, первые подготовительные испытания мне пришлось проходить у своего духовника отца Геннадия. В Иркутске при Знаменском соборе у нас было братство святителя Иннокентия Иркутского. К слову, несколько человек из этого братства потом оказались в Санаксаре. Отец Геннадий был строг к нам и требователен. Но мы знали, что он любил нас, и эта любовь согревала. Поэтому еще до принятия монашества мы старались усвоить замечательное правило христианской жизни, которое должно стать состоянием души, – быть в послушании.

Что оказалось самым сложным в игуменстве для Вас?

На игумена смотрят как на образец для братии, но я осознаю, что не могу являться таким образцом во всей полноте. Это путь, наверное, целой жизни. Да и есть с кем сравнивать себя. Опыт (и житейский, и духовный) приходит со временем.

Сложно бывает решать какие-то внутренние вопросы братии. Чтобы найти ниточку в общении, необходимо доверие. Приходится много трудиться на этом поприще. Братия доверяют себя Богу через послушание, через людей, которые поставлены в управление монастырем, – через игумена, духовника, старшего по послушанию. Веря Богу, братия доверяют себя тем, кто над ними поставлен, а старшие осознают ответственность, с которой они должны заботиться об этих людях. Это в идеале. Учиться же этому приходится также всю жизнь. А вообще, начальников стараются избегать (улыбается).
Есть такая поговорка: «Подальше от царей – голова целей».

Сколько братии сейчас в обители? Как распределяются послушания между ними? Меняются ли послушания со временем или каждый выполняет однажды закрепленное за ним дело?

57 человек, из них 11 послушников. Четверо братий служат на подворье в Саранске, один – на подворье на Сахалине. Еще один иеромонах на послушании в Северодвинске. Трудников у нас сейчас 30 человек.

На послушания насельники назначаются сначала в зависимости от необходимости, а потом – по способностям. Во время испытательного срока становится видно, к чему человек стремится, как он проходит послушание: благодушно или с унынием. Раскрывается отчасти душа человека. Становится ясно, может ли человек отказать себе в чем-то ради ближнего,  или нет. Поэтому трудники живут все вместе.

Но главное послушание в монастыре – это богослужение.

Если человек просит поставить его на другое послушание, как поступаете?

Смотря по какой причине. Если из-за здоровья тяжело, можем перевести. Но бывает – и по неосновательным причинам или по своему желанию. Тогда нет.

В чем, на ваш взгляд, особенность монашеской жизни в Мордовии? Какие трудности и радости переживает монах на этой земле? Идет ли молодежь в монашество?

Специфика монашеской жизни в Санаксарской пустыни с самого начала отличалась тем, что возобновитель монашества в Санаксаре преподобный Феодор был строгого нрава, и прежде всего к самому себе. Это налагает определенный отпечаток на весь уклад жизни монастыря. Будучи способны или не способны к строгому монашескому житию, мы, так или иначе, тянемся к тем заветам, которые оставил старец Феодор своим ученикам. Да и природа в наших краях требует от монаха собранности, не дает расслабиться, особенно зимой.

Молодые люди в монастырь приходят сейчас редко. Мы их принимаем, как и всех, с испытанием. Никто не окажется не испытан, поскольку тот, кто хочет посвятить свою жизнь Богу, должен быть испытан многократно. Обратного пути не предусматриваем.

Во время богослужения в вашей обители отдельные возгласы или молитвы произносятся по-мордовски?

На пасхальной службе некоторые священники из мордвы читают Евангелие на мордовском языке.

История

Основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города Темникова (сейчас Темниковский район Мордовии), на левом берегу реки Мокши. Место под будущую обитель дал житель города Темникова дворянин писец Лука Евсюков, пригласивший из Старо-Кадомского монастыря первого строителя и настоятеля игумена Феодосия, построившего в 1676 году, по благословению Патриарха Московского Иоасафа II, первый храм обители в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской.

Реверс памятной двадцатипятирублёвой монеты с изображением Санаксарского монастыря.

Название своё монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Сана́ксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору.

Период возобновления обители связан с именем Феодора (Ушакова) (настоятель 1764—1774).

Высочайшим указом от 7 марта 1765 года велено было Санаксару именоваться монастырём.

Наряду с Саровом Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России, имел много сановитых почитателей в Санкт-Петербурге и Москве.

Святой источник преподобного Феодора и купальни в лесу неподалёку от Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря.

27 мая 1915 года настоятелем обители был избран Александр (Уродов), который был смещён братией в марте 1918 года и взят под стражу; впоследствии он был настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни и наместником Седмиезерной пустыни (8 сентября 2001 года в селе Соболеве были обретены его мощи, которые были перенесены в монастырь).

В октябре 1929 года монастырь был окончательно закрыт.

Постановлением Совета Министров Мордовии от 7 мая 1991 года здания бывшей обители были переданы Саранской епархии. 26 мая 1991 года, в день Святой Троицы, наместник монастыря архимандрит Варнава (Сафонов) совершил первую литургию.

6 июня 2001 года скончался подвизавшийся в обители старец схиигумен Иероним (Верендякин), почитаемый некоторыми.

На территории монастыря находится лесопильный комплекс и цех по производству свечей.

Санаксарский монастырь включён в проект маршрута Золотое кольцо России[источник не указан 397 дней].

23 октября 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил в должности священноархимандрита Климента, епископа Краснослободского и Темниковского.

При игумене Феодоре

К 1750 годам Санаксарский Богородицкий монастырь, тогда еще имеющий статус пустыни, пришел в запустение. Причиной стало отсутствие благотворителей, а также замены почившим членам братии. В связи с этим было решено приписать обитель к Саровской пустыни, которая находилась в расцвете.

Возродилась Санаксарская святыня только при настоятеле Феодоре (в миру Иван Ушаков). За этот период, продлившийся более 10 лет (1764—1774), она стал духовным центром России наряду с Саровым. 7 марта 1765 года был издан высочайший указ, согласно которому Санаксары стали официально именоваться монастырем.

Настоятель Феодор происходил из небогатого дворянского рода и был младшим братом отца знаменитого русского флотоводца Ф. Ф. Ушакова. Он принял постриг в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году в Александро-Невской обители. С 1754 года монах Феодор жил в Санаксарах. Всего он провел в служении Господу 45 лет своей жизни и был похоронен в построенном им же самим храме. В 2004 году Феодор был представлен к почитанию преподобным Архиерейским собором РПЦ.

Три столпа Санаксара

Каждая монашеская обитель славна, прежде всего, подвижниками. В Санаксаре мощами пребывают трое удивительных святых: два Феодора (Ушаковы: праведный воин и его дядя-монах, преподобный), а также преподобноисповедник Александр, история жизни которого не менее поразительна, чем первых двух. Какие еще святые особо почитаются в Мордовии и, в частности, в Санаксаре? Кто считается небесным покровителем монастыря? Возможно, в обители есть некие традиции почитания определенных святых?

Покровительница наша – Пресвятая Богородица, в честь Рождества Которой именуется наш монастырь. Каждый из санаксарских святых имел особое отношение к Божией Матери. О первоначальнике игумене Феодосии осталось мало сведений, к тому же он ездил с духовной миссией на Восток. Возобновителя монашеской жизни преподобного Феодора мы почитаем как основателя и небесного покровителя монастыря (после Богородицы). Воин Феодор Ушаков, племянник преподобного, стал единственным в мире прославленным Церковью адмиралом и флотоводцем. И он теперь покровитель всех моряков.

Последним игуменом обители (1915 год) был преподобноисповедник Александр, современник революции 1917 года. Он претерпел предательство от вольнодумных, сочувствовавших новой власти братий, которые в свое время избрали его игуменом, и был изгнан из монастыря за то, что эту самую власть не поддерживал. Он отправился в Казань и был назначен наместником Седмиезерной пустыни. Когда начались гонения на верующих, преподобный Александр был заключен в концлагерь, впоследствии выслан на три года с ограничением поселения в больших городах. Жил он преподобно. У него было много духовных чад.

Как мощи преподобноисповедника Александра оказались в Санаксаре?

В сентябре 2001 года нас подвигли на это представители Синодальной комиссии по канонизации святых. Нашей воли вообще не было. Мы молились об упокоении последнего нашего настоятеля, собирали архивные материалы о нем, и тут нам говорят: «Надо обретать». Мы обрели, подали нужные документы в Комиссию, и преподобный был прославлен.

Вы как-то обмолвились, что святой Александр духовно Вам близок. А чем именно?

Когда я приходил к вере, я встречал людей как раз такого склада, как преподобноисповедник Александр: они жили среди гонений, кто-то из них сидел в тюрьме за веру. У этих людей и их учеников мы учились вере. Отец Александр был того же духа – из тех подвижников, имевших в себе и строгую жизнь, и любовь к людям. Он наш современник в некотором смысле: преставился преподобный Александр 27 августа 1961 года, а 60-е годы – это не так далеко от наших дней.

Все наши санаксарские святые для нас родные. Не потому, что мы каждый день прикладываемся к их мощам и молимся им, – сама жизнь понуждает нас обращаться к святым, и они всегда, так или иначе, помогают нам. Наши святые – частица нашей жизни, частица нас самих – тех, кого Господь привел в обитель, чтобы мы служили здесь Богу и людям. А святые отцы, в свою очередь, служат нашему спасению, заботятся, молятся о нас, откликаются на наши просьбы, воздыхания о наших немощах и несовершенствах. Поэтому не любить их невозможно.

На родину, в Санаксар

В итоге Вы оказались в Мордовии. Как это произошло?

Года через два после начала учебы в семинарии я поехал в паломничество в Дивеево. Оттуда почти полдня на перекладных добирался до Санаксарского монастыря – интересно было посмотреть, что это за обитель.

Тогда я впервые встретился со старцем Иеронимом. И первое, что я от него услышал, еще даже не успев задать свой вопрос, – это ответ на волнующее меня недоумение: «Благословляю тебя поступать в монастырь». До встречи с батюшкой я хотел узнать, есть ли воля Господня на мое стремление к монашеству. И хотя его благословение было как бы вопреки складывавшимся обстоятельствам, в итоге, почти через три года, посещая Санаксар уже в седьмой раз, я окончательно переступил порог ставшей для меня родной обители. Так сотворил Господь по сердцу моему.

Удивительно и трепетно для меня было и то, что тогдашний наместник монастыря архимандрит Варнава (ныне епископ Павлодарский и Экибастузский) в постриге дал мне имя в честь святителя Иннокентия Иркутского. Дело в том, что в Иркутске я какое-то время нес послушание у раки с его мощами, и в диаконский сан меня рукополагали в день памяти святителя, 9 декабря (теперь это мой день ангела). И когда при пострижении было произнесено имя «Иннокентий», я сначала даже не понял – так неожиданно это было.

Каким был монастырь в те годы?

В обители особого изобилия не было, все просто и скромно. Внешним обликом монастырь отличался от прошлых времен разве только тем, что на заднем дворе стояла автомобильная техника. А так братия ездили на телеге, запряженной лошадьми, у стен монастыря паслось небольшое стадо коров и гусей. О том, что мы живем все-таки в XX столетии, напоминали лишь приезжавшие паломники да электрическое освещение в кельях.

За неимением средств обитель восстанавливали постепенно, по мере возможности, и только самое необходимое. Но главным приоритетом всегда был храм: если налажено богослужение, то все остальное приложится. Душа русского человека так устроена: все самое лучшее всегда отдавалось Богу.

В возрождении Санаксара деятельное участие принимал правящий архиерей епископ Варсонофий (ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский). Он рассказывал, что, бывало, и по два раза в день приезжал из Саранска за 180 километров, чтобы помочь братии подготовить монастырь к зиме.

По сравнению с Сибирью, Мордовия какой Вам показалась?

Это удивительный и красивый край: много лесов, полей, рек, озер. «Большая природа», как говорил о Мордовии последний игумен нашего монастыря преподобноисповедник Александр Санаксарский. Погода здесь переменчивая. Монастырь расположен на открытом пространстве, поэтому у нас нередко бывает ветрено.

Первые послушания в Санаксаре Вы какие несли?

На клиросе и в швейной мастерской. Спустя время меня благословили восстанавливать монастырское подворье в Саранске.

Паломнику

Памятка для паломников:

  • Гостиницы монастыря имеют ограниченные возможности к принятию паломников. Пожалуйста, о свободных местах для ночёвки узнавайте у гостинника до своего приезда.
  • Паломники могут проживать в монастырской гостинице 3-е суток.
  • Для поселения в гостиницу необходимо иметь паспорт.
  • Паломники обязаны строго посещать все монастырские службы и выполнять требования монастырского устава и распорядка.
  • Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной — бесплатно.
  • По прочим вопросам обращаться к Гостинику по тел: 8 — 917 — 990 — 14 — 66

Для желающих потрудиться в монастыре

во славу Божию существуют следующие требования:

  • Принимаются только мужчины возрастом не моложе 18 лет.
  • При себе необходимо иметь общегражданский паспорт с регистрацией по месту постоянного проживания,так же желательно наличие страхового полиса.
  • Необходимо неукоснительное соблюдение устава, распорядка и прочих правил поведения в монастыре.
  • Добросовестное выполнение порученной работы.
  • Бережное отношение к имуществу монастыря.
  • Употребление спиртных напитков, наркотиков запрещено.

При поступлении в обитель желательно иметь рекомендации от своего приходского священника, духовника или монастыря.

Краткая информация

Основана обитель была в 17 веке, в эпоху царствования Алексея Михайловича. По приглашению служилого дворянина и писца Луки Евсюкова на его земли у излучины реки Мокши, близ озера Санаксар приехал из оскудевшего Старо-Кадомского Троицкого монастыря старец Феодосий, известный своей высокой духовной жизнью. Старец «пленившись красотой места», решил остаться здесь навсегда – вместе с несколькими своими учениками. Это было в 1659 году. Была воздвигнута часовня и иноки начали понемногу устраиваться на новом месте. Через десять лет местные жители отправили святейшему патриарху Иоасафу 2 прошение о возведении «церкви во имя Пресвятыя Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирской» и о заведении на этом месте монашеской жизни. Патриарх ответил положительно, и на этом месте возникла Санаксарская Сретенская пустынь, иначе монастырь.

После игумена Феодосия были один за другим строители: Зосима, Трифон и Дорофей. Сколько лет каждый из них управлял пустынью и какого звания они были, не известно. Потом был строитель Филагрий. Сколько каждый из них управлял пустынью — нет определенных сведений. Известно только, что в управление всех означенных строителей Санаксарская пустынь была скудна во всех отношениях: братии было мало, церкви и келии деревянные, убогие, в украшении церковном и ризнице ощущался крайний недостаток. Какими правилами руководствовалась Санаксарская пустынь во внутренней своей жизни, тоже сведений о том никаких нет.

преп.Феодор Санаксарский

В 1753 году  Санаксарская пустынь, по причине крайнего оскудения своего во всех отношениях, приписана была под смотрение и управление Саровской пустыни. Так продолжалось до 1759 года, когда впервые появился здесь, на берегах реки Мокши, монах Феодор Ушаков, который возымел твердое намерение возобновить Санаксар. Его усилиями в монастыре возводится новый каменный храм. Происки врагов против преподобного отца в 1774 году возымели успех, и его сослали в Соловецкий монастырь.
Но начало было положено и монастырь стал расцветать.
В этот период расцвета монастыря неподалеку от него и селится великий флотовождь России адмирал Ушаков. Очень большую часть времени он проводил в монастыре, а на время Великого Поста и вовсе переселялся в обитель. До самой своей кончины в 1817 году он был ревностным богомольцем и благотворителем монастыря.

А через сто лет из-за оскудения нрава братии монастырь постигла участь закрытия как и многих монашеских обителей на Руси. Дело в том, что последний предреволюционный игумен, преподобноисповедник Александр (Орудов) захотел восстановить в монастыре былую строгость монашеского жития, но часть братии пошла на сговор с большевиками и учинив бунт изгнали настоятеля. В 20-е годы монастырь закрыли, братию репрессировали, святыни поругали…

св.праведный Феодор Ушаков

В 1991 году монашеская жизнь вновь вернулась в стены обители. На данный момент монастырь приобрел вид когда-то утраченной красоты и благолепия. Обитель находится у излучины реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, вниз по течению реки. Места здесь живописные, природа красива. С северной и западной стороны к монастырю подступают боры и рощи, а с южной и восточной, за рекой, пойменные луга и бесчисленное количество больших и малых озер. Недалеко от монастыря находится источник преподобного Феодора. Богат монастырь и мощами. Здесь хранятся мощи преподобного Феодора (Ушакова), праведного воина Феодора (Ушакова) и преподобного Александра исповедника.

Монастырь отличается строгостью Устава и братолюбием.

Информация для паломников:  как добраться и телефоны монастыря. 

(3874)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector