Собор сан-марко, венеция (фото)
Содержание:
Базилика Девы Марии Исцеляющей (Basilica di Santa Maria della Salute)
Строительство Базилики Девы Марии Исцеляющей началось в 1630-1631 годах и продолжалось полстолетия. Освящение собора происходило уже после смерти архитектора Балтазара Лонгена.
Возведение храма было задумано как восхваление Мадонны за спасение города от чумы. Мессу в благодарность за избавление от чумы в церкви служат до сих пор.
Церковь стоит на миллионе деревянных свай, вбитых в мягкую грязь лагуны
Церковь имеет форму восьмигранника и стоит на миллионе деревянных свай, вбитых в мягкую грязь лагуны. Необычный вход выполнен в виде триумфальной арки, а мозаичный пол выложен концентрическими кругами. Купол этой красивой церкви запечатлён в полотнах Каналетто, Тернера и Сарджента.
Просторный холл собора украшен разноцветным мрамором, скульптурами и мозаиками. Алтарные образы принадлежат кисти Луки Джордано, не меньшую ценность представляют хранящиеся здесь произведения Тинторетто и Тициана.
Часы работы: Пн-вс 9:30-12:00 и 15:00-17:30
Стоимость билета: €4
Мосты Венеции
Мосты Венеции — это целый отдельный организм. Нетрудно представить, что для города на воде мост является первой необходимостью. Поэтому Венецию можно по праву считать одним из городов Европы, если не мира, с самым большим количеством мостов на своей территории. Насчитывается их более 400, выполненных из камня, железа или дерева.
Мост вздохов
Мост вздохов (Il Ponte dei Sospiri ) — самый известный и самый впечатляющий из венецианских мостов. Находится он в нескольких шагах от площади Святого Марка и соединяет Дворец дожей с Тюрьмами Светлейшей Республики. Романтичное, на первый взгляд, название моста на самом деле происходит от вздохов осужденных, которые пересекали его в последний раз, прежде чем быть заключёнными навсегда в своих камерах.
Однако есть всё-таки и более поэтичная легенда, связанная с этим мостом, согласно которой, влюбленным суждена вечная любовь, если они будут целоваться под ним сидя в гондоле, под звон колоколов Святого Марка на закате.
Мост Риальто
Мост Риальто (Ponte Rialto) — самый старый из четырех мостов на Большом канале. Он известен как своей архитектурой, так и историей. В течение многих лет он был центром торговли Венеции. Построен он между 1588 и 1591 годами по проекту архитектора Антониу да Понте, чтобы заменить предыдущее деревянное строение, которое дважды рухнуло и несколько раз сгорело. Конструкция моста аналогична предыдущей и состоит из двух наклонных пандусов, соединенных портиком в центре.
Перейдя мост Риальто с площади Сан-Марко, вы попадете на рынок Риальто — красочное место, где продаются фрукты и овощи. Находится здесь рынок с 1097 года. Название «Rialto» происходит от «Rivus altus», в переводе с итальянского означает «глубокий канал», что указывает на то, что эта зона не подвергается наводнениям.
В 1514 году пожар уничтожил Риальто, поэтому большинство его зданий относятся к XVI веку. Узкие улочки, окружающие рынок, имеют названия гильдий, которые находились в этом районе.
Мост Академии
Популярность Венеции в XIX веке росла с каждым годом и привела к необходимости улучшить соединение между двумя берегами Большого канала. В 1854 году был открыт новый переход, названный Ponte dell’Accademia. Новый мост был полностью построен из железа, но близость к воде и высокий уровень влажности, поражающий Венецию, быстро продемонстрировали неудачность выбранного материала. Вскоре мост был перестроен по проекту инженера Эудженио Миоззи, в основу которого легла деревянная конструкция. Внешне мост не представляет из себя особенной архитектурной ценности и это далеко не самый красивый мост в Венеции, но зато именно с этого моста открывается один из самых живописных и захватывающих видов на вереницу цветных домов вдоль Большого канала на фоне ярко синего неба и купола церкви Санта-Мария-делла-Салюте.
Понте дельи Скальци
Понте дельи Скальци (Ponte degli Scalzi), дословно — мост босоногих — это первый мост, который пересекают все приезжие на железнодорожный вокзал. Это был третий переход через Гран Канал после строительства Моста Академии. Понте дельи скальци был построен в 1858 г., чтобы облегчить связь с железнодорожным вокзалом, построенным незадолго до этого. В 1934 г. мост прошёл реставрацию, полностью заменив старое сооружение истрийским камнем, материалом, широко используемым в Венеции, инженером Эудженио Миацци, который также построил «Мост Академии». Перила, поддерживаемые низкими колоннами, также выполнены из истрийского камня, что придает мосту аристократический и элегантный вид, который хорошо вписывается в окружающий пейзаж.
Бесплатные церкви
Я упоминала, что в Венеции около 150 церквей. Десятая часть из них входит в список Хорус. Что же с другими?
Большинство из них бесплатные, и тоже хранят шедевры венецианских мастеров. Некоторые из них поразительные.
Каждая церковь снабжена табличкой, где, помимо названия церкви и времени ее основания, перечислены художники, чьими работами она украшена.
Вот табличка на церкви Святого Пантелеймона
Обратите внимание на перечень художников
Посмотрите на знаменитый свод церкви Сан-Панталоне. Художник Фумиани на плоской поверхности потолка создал эффект большого объема, распахнутого ввысь. Этот свод он расписывал 24 года. В самом конце, когда работа была почти закончена, художник сорвался с лесов и разбился. Вот такая судьба!
Фрески на потолке в церкви Святого Пантелеймона
Так что, если нет лишних денег на Хорус-пасс или мало времени, для первого раза вполне можно ограничиться бесплатными церквями.
Вот какие из бесплатных церквей я порекомендовала бы посетить:
В первую очередь – собор Святого Марка. Да, он абсолютно бесплатен, но тут надо подстраиваться под службы. Вход в собор то с левого портала, то с неприметной дверцы за левым углом. Некоторые охранники пускают посетителей и во время службы. Если при вас рюкзачок, то его надо будет сдать (охранник укажет, куда).
А что за большая очередь к центральному входу в собор Сан-Марко? А это на Лоджию Кавалли, открытую верхнюю галерею собора (там, где стоит квадрига) и в музей собора. То есть сразу от центрального портала идет подъем по крутой лестнице на галерею (а вовсе не в сам собор). По дороге вас обилечивают (вход на галерею и в музей стоит 5 евро), и вы выходите наружу, к медным коням.
Безусловно, побывать там стоит. С лоджии открывается замечательный вид на площадь Сан-Марко. Можно вблизи рассмотреть мозаики над порталами.
Музей небольшой. К тому же вы увидите собор сверху.
Собор Сан-Марко с верхней галереи
Так что при случае сходите. Тем не менее, кто-то вполне может удовольствоваться посещением только собора, без музея и галереи. Особенно если на галерею большая очередь.
Церковь Сан-Заккария. Ослепительно прекрасна. Единственная в своем роде. Стены ее расписаны с пола до потолка — вы словно оказываетесь внутри богато украшенного ларца.
Впрочем, здесь тоже есть платная часть – за полтора евро вы можете посмотреть еще две часовни (самые ранние) и спуститься в крипту, где находятся захоронения 8-ми дожей. Сходите.
Купол одной из часовень
Однако главное богатство церкви – шедевр Джованни Беллини «Мадонна с младенцем» — выставлен на всеобщее обозрение (с левой стороны, по центру).
Церковь Мадонна дель Орто. Находится в стороне от туристических троп, в районе Каннареджо, но советую ее все же отыскать.
Красивый внешний облик – красный кирпич словно обвязан по контуру белым кружевом.
Внутри — великолепные, полные экспрессии и внутреннего напряжения работы Тинторетто.
«Введение Девы Марии во храм» Тинторетто
В этой церкви Тинторетто был крещен, в ней он и похоронен.
Есть здесь картина Тициана «Товий и ангел».
«Товий и ангел» Тициана
Сан-Тровазо – эту церковь я бы выделила за «атмосферу» окружения. Прямо-таки кусочек деревни посреди города (заходить строго со стороны набережной Заттере)
Церковь Санта Мария делла Салюте – не скажу, что внутри она такая же потрясающая, как снаружи. Но ее трудно миновать. Эта восьмиугольная в плане церковь так монументально стоит в конце Гранд-Канала, что поневоле притягиваешься. При церкви есть музей (4 евро).
В церкви есть 4 картины Тициана
Фрагмент «Сошествие Святого Духа на апостолов» Тициана
Особенности строения
Собор Святого Марка – это массивное сооружение, выполненное в форме равностороннего креста. Его ширина составляет 76 метров, длина 62 метра. Высота главного купола храма 43 метра. Длина фасада здания составляет 52 метра.
Венецианские кони
У собора 5 входов, каждый из которых имеет вид портала с колоннами в 2 яруса. Центральный вход самый большой по сравнению с остальными. Все порталы украшены красивой мозаикой. Над главным входом расположена скульптурная композиция в виде 4 коней, отлитых из бронзы. Они были изготовлены мастерами с греческого острова Хиос.
В 1204 году венецианцы привезли их из Константинополя. Во время своей Итальянской кампании 1796-1797 годов генерал Бонапарт отправил коней в Париж, где они украсили Триумфальную арку на площади Карузель. Позже статуи коней скрывались в Риме, а сегодня над аркой центрального входа в собор установлена их копия, оригиналы, чтобы защитить их от агрессивного воздействия окружающей среды, было решено хранить в музее собора.
Над зданием собора высятся 5 куполов. Один из них центральный, а 4 остальных распределены по одному над каждой ветвью креста.
Внутреннее убранство храма
В верхней части собор украшен мозаичными узорами из бронзы, золота и различных камней. Стены храма оформлены позолоченной мозаикой на площади свыше 8000 м2. Мозаики расположены в определенном порядке и начинают повествовать о бытии Христа, апостолов и завершаются ликами всех городских покровителей. Иконы храма сделаны в виде мозаики и включают в себя множество эпизодов из жизни святого Марка.
Пройдя через основной вход, туристы окажутся в атриуме, стены которого отделаны мозаикой с событиями, описанными в Ветхом Завете. В центре атриума есть вмонтированная в пол красная плита. В этом месте произошло историческое рандеву и примирение немецкого правителя Фридриха Барбароссы и римского Папы Александра III. В атриуме расположена гробница Фелиситы Микиель, красиво отделанная мрамором.
В центральной части собора находится главный алтарь. Его высота составляет 2,5 метра, а длина 3,3 метра. Главный алтарь высекли из зеленого мрамора. Он поддерживается 4 столпами. Каждый столп украшен рельефами из жизни девы Марии и Иисуса Христа. На алтаре запечатлены моменты из жизни Святого Марка и события, описанные в Новом Завете. С 1811 года под престолом главного алтаря хранятся останки святого Марка. В месте, где установлен соборный алтарь, хранится «золотой алтарь», напоминающий большой куб из золота, который украсили искусно отделанными драгоценными камнями, число которых доходит до 1900 экземпляров и включает в себя 80 миниатюрных икон, обрамленных золотом.
Справа от алтаря можно увидеть вход в соборную сокровищницу. Она состоит из зала с сокровищами и зала с реликвиями. В зале с сокровищами располагается большая коллекция различных предметов искусства античного периода и времен Средневековья. Больше всего в зале представлены предметы византийского искусства. В зале с реликвиями находится целый ряд ларцов и рак, в которых хранятся мощи усопших святых и праведников.
Удивительно красив и пол собора, образующий переплетающиеся круги от очертания переливов драгоценных камней, которыми он отделан, блеска различных мозаик и мраморных переливов.
Еще одной особенностью собора стала его потрясающая акустика. Именно она привлекала сюда в разное время различных композиторов и исполнителей.
Музей собора Святого Марка занимает несколько этажей. В нем представлены восстановленные мозаики и их некоторые элементы, рассматривать которые в непосредственной близости смогут все посетители. С 1987 года собор включен в перечень объектов мирового наследия ЮНЕСКО.
Достопримечательности Сан-Марко — что посмотреть?
Современная площадь заполнена многочисленным потоком туристов. Поражает обилие голубей, восхищает виртуозная игра музыкантов из близлежащих кафе. Всё это происходит на фоне блеска и величия пьяцца Сан-Марко. Здесь можно увидеть уникальные архитектурные объекты, вызывающие восторг гостей Венеции.
Ярким примером византийского стиля является Собор святого Марка. Мраморный фасад святыни, облицованный многочисленными мозаиками и барельефами, увенчан пятью куполами с острыми башнями. Фасад представляет собой ряды массивных арок с колоннами. На большом балконе с балюстрадой установлены скульптуры четырёх лошадей. Внутренние помещения собора украшены золотой росписью, фресками и мозаикой. В главной апсиде высится знаменитый золотой алтарь, состоящий из 250 византийских эмалей, которые скреплены драгоценными камнями.
Одной из главных достопримечательностей Сан-Марко считается резиденция венецианского правительства прошедших веков — Дворец дожей. Стены фасада облицованы мраморным орнаментом и украшены скульптурами. Архитектурный шедевр покоится на колоннадах с арками. Второй ярус здания представлен открытой лоджией, состоящей из ажурной аркады. В верхней части фасад дворца украшен стрельчатыми окнами. Внутренние залы дворца предназначены для заседаний сенаторов, магистров и других привилегированных общин. Комнаты отделаны фресками, обрамлёнными золотыми рамами. Здесь можно увидеть роскошные полотна и скульптуры известных венецианских художников.
Особенным сооружением на площади Сан-Марко выделяется колокольня. Строение из красного кирпича служило сторожевой вышкой, а также маяком для кораблей, входивших в лагуну Венеции. Башня оснащена быстрым лифтом, который доставит туристов на смотровую площадку. Оттуда открывается великолепная панорама на весь город и лагуну. В звоннице установлены пять колоколов, каждый обладает своим предназначением. Колокольня увенчана готическим шпилем с флюгером в виде золотого ангела.
К подножию колокольни пристроен изящный павильон — Лоджетта, где ранее находилась охрана Дворца дожей. Мраморное здание украшено барельефами и тремя арками, обрамлёнными колоннами. Основание и крыша здания окаймлены балюстрадой.
Слева от Собора святого Марка возвышается часовая башня, построенная в стиле эпохи Возрождения. На крыше сооружения можно увидеть две трёхметровые фигуры. Скульптурная композиция представляет собой бородатого старика и молодого мужчину. Они бьют своими молотами в бронзовый колокол. Данная сцена символизирует прошлое и будущее. Ниже установлен герб Венеции — лев с открытой книгой. В центральной части башни расположен овальный выступ, на котором установлена фигура Богородицы с младенцем из меди.
Основной ценностью этой достопримечательности являются часы. Хронометр считается самым сложным астрономическим прибором в мире. Большой синий циферблат с глобусом посередине находится в рабочем состоянии уже более 500 лет. Часовой диск состоит из позолоченных зодиакальных фигур вместо цифр. Часы указывают фазы луны, прохождение солнца в знаках зодиака и смену времён года. Мастера, которые создали это чудо, были ослеплены, чтобы они больше не смогли повторить такой шедевр.
С одной стороны площадь окружена комплексом из трёх зданий — старые и новые Прокурации. Фасады строений украшены ажурными арками. В период существования Венецианской республики здесь размещалась резиденция и служебные помещения прокураторов, являющихся вторыми лицами после дожа. Они избирались один раз и на всю жизнь. Сегодня на первом этаже этого сооружения расположены знаменитые и старинные рестораны и музей.
Уникальное кафе Флориан работает беспрерывно с 1720 года. Внутренние помещения заведения отделаны зеркалами и роскошными позолоченными орнаментами. Посетители могут удобно разместиться за столиками, поставленными на площади. Здесь туристы наслаждаются изысканным вкусом кофе, приготовленным по особым рецептам местных бариста. Живая музыка оркестра создаёт превосходное настроение. Напротив кафе Флориан находится не менее популярный ресторан Квадри. В роскошном зале к дорогому вину подают изысканные блюда — белые трюфели, голубой лобстер и прочие деликатесы.
Внутреннее убранство
Мозаичная живопись в храме Святого Марка являет собой один из лучших образцов этого вида искусства. В качестве сырья для мозаики выступало стекло с острова Мурано. Стеклянные фрагменты выкладывались на золоченую фольгу и это создавало сияние, которое даже в атмосфере приглушенного света собора создавало ассоциацию со сферой божественного. Самая ранняя мозаика, изображающая святых Марка и Николая датируется IX-м веком.
До Нового времени грамотность в Европе не была распространена, поэтому настенные рисунки, мозаика с библейскими сюжетами, выполняли функцию просвещения. Они рассказывали библейскую историю и приобщали прихожан к вере.
С техникой мозаичного искусства Венеция познакомилась у византийцев. Они владели всеми секретами светопроницаемости и отражаемости камня и умели достигать необычайных эффектов, используя разные сочетания материалов. В Венеции византийские мастера нашли достойных учеников, способных оценить великолепие мозаики по достоинству.
Сверкание мозаики и мраморные переливы стен сочетаются с узором на полу. В атриуме каменные плиты разного цвета выложены в форме сплетающихся окружностей.
Когда вода поднимается и заливает городскую площадь, вода часто попадает на пол атриума и тогда смоченные камни создают удивительные переливы красок.
В центре храма расположена мраморная алтарная преграда, отделяющая общее пространство собора от алтаря. Наиболее впечатляющие украшения преграды: распятие из драгоценных металов в центре, а также статуи Марии, Иоанна Евангелиста и апостолов.
Золотой алтарь этого собора (Пала д’Оро) считается одним из самых роскошных, сохраненных до наших дней алтарей. Современный облик он обрел в середине XIV столетия. Его украшает обилие драгоценных камней и металлов: золото, алмазы, аметисты, рубины и изумруды, а также сочетание прекрасных эмалей тонкой работы, выполненных на золоте.
Солдаты Наполеона хотели забрать и эту ценность из собора. Однако служители храма смогли внушить им, что алтарь не имеет никакой ценности: якобы это всего лишь дерево, покрытое краской, а ценные камни на самом деле разноцветные стекляшки. Солдаты, поверив монахам, оставили ценность в храме.
Вплоть до середины XX века Пала д’Оро был закрыт для взглядов посетителей и открывался только во время праздничных церемоний. Сейчас доступ к нему открыт и рядом с ним проходит большой поток посетителей.
Собор обладает удивительной акустикой, этим свойством он притягивал к себе известных композиторов и исполнителей. Среди них такие имена как Монтеверди, Джованни Вивальди, Адриан Вилларт. Интересным акустическим свойством собора является возможность использовать несколько мест для музыкального исполнения. Здесь зародилось антифонное хоровое пение (двух или нескольких хоров попеременно), которое впоследствии распространилось в католической Европе.
Сокровищница
В соборе находится сокровищница, хранящая предметы, привезенные с разграбленного Востока или полученные в подарок от римских пап. Самые значимые экспонаты были получены из Константинополя. В данный момент здесь хранится чуть менее 300 предметов. Основную часть коллекции составляет церковная утварь, предназначенная для хранения ценностей и религиозных атрибутов.
Сокровищница делится на несколько отделов:
- отдел Средневековья и Античности,
- отдел византийского искусства,
- отдел исламского искусства,
- отдел западного искусства.
Музей собора
С конца XIX столетия здесь расположился музей, объединяющий предметы, рассказывающие об истории собора. С 2003 года он располагается в верхних помещениях нартекса. Здесь находятся фрагменты первых мозаик, драгоценные ткани, иконы, а также ряд живописных работ.
В музее хранится оригинал квадриги, расположенной на входе. В целях сохранности на фасаде достопримечательности размещена копия скульптуры.
Библиотека
До XVI столетия, в соборе хранилась Библиотека Святого Марка. Ее залы украшены трудами Веронезе, Сальвиати, Мелдолла и других выдающихся художников той эпохи. Часть коллекции была получена от Франческо Петрарки.
Кампанила
Рядом с собором отдельно расположена колокольня, выполненная в виде башни высотой около 98 метров. С верхней площадки, где можно сделать фото, открывается панорамный вид на город.
История площади
Начиная с 9 века по сегодняшний день историю развития венецианской площади Сан-Марко удобно разделить на 4 периода.
Создание площади
Этот период охватывает начало 9 века и заканчивается в 12 веке. Все началось в 819 году, когда была построена часовня венецианского дожа, в честь первого покровителя Венеции – Феодора Тирона или Теодора (рядом с нынешней церковью Сан-Марко).
Через 10 лет венецианцы и их дож объявили нового покровителя государства – Святого Марка. Чтобы укрепить позиции Венеции и придать большей значимости городу, из Александрии в 829 году были украдены мощи святого. Дож Justinian Partecipacius распорядился построить новую церковь для их сохранения. В 836 году была построена первая церковь Святого Марка. В 976 году сгорели все деревянные элементы храма, в связи с пожаром, вызванным восстанием против дожа.
В 1063 году, при новом доже Vitale Falier церковь Святого Марка была восстановлена и значительно укреплена. Основная часть храма, который мы видим сегодня, не изменилась с того времени.
Времена средневековья
Венецианский дож конца 12 века Sebastiano Ziani создал площадь Сан-Марко такой, какой она является сегодня. При нем активно застраивали северную (здания Procuratie для офисов прокуроров, а на первом этаже магазины) и южную сторону площади (основное здание – Ospizio Orseolo, тогдашний хостел для паломников).
В начале 13 века из Константинополя (в результате Крестовых походов) вывезли ценные материалы для украшения Венеции. Так фасад собора Святого Марка украсили мрамором, мозаикой и колоннами, а также появились две квадратные колонны на Пьяцетте. Вы их 100% заметите, они стоят отдельно посреди Пьяцетты, это вход с воды. Сегодня на вершине одной из колонн находится изображение Святого Теодора, побеждающего чудовище крокодила. Вторую колонну венчает бронзовый Крылатый лев, который стал символом святого Марка, а позже и всей Венеции.
Также в начале 13 века начинается реконструкция и расширение Дворца дожей (Палаццо Дукале), который одной стороной смотрит на Венецианскую лагуну, а с других сторон – Пьяцетта и церковь Святого Марка. Строительство затянулось из-за свирепствовавшей чумы. В 1424 году начались активные работы по расширение дворца. Было решено использовать тот же стиль строительства. Если вы возьмете экскурсию, гид вам наверняка покажет 7 колонну, где встречаются 14 и 15 столетия. Эта колонна несколько больше и отличается рельефом.
В 15 веке над различными постройками площади работали Giovanni и Bartolomeo Buon.
Эпоха Возрождения и падение Республики
В 1493 году было решено построить часовую башню, на замену устаревшей. В 1499 году башня с часами по проекту Codussi была завершена. Позже, для укрепления, к башне пристроили здания. Торре-делл’Оролоджо, дословно Часовая башня, сегодня является одной из самых известный достопримечательностей Венеции. Она находится в северной части Пьяццы
Обратите внимание, это астрономические часы, показывают также фазы Луны, положение Солнца.
В эпоху Возрождения у зданий Procuratie появился третий этаж. Стоит отметить, Венецианская республика и особенно ее столица Венеция были значительно богаты. Поэтому даже во времена воин строительства могли не прекращаться. В городе постоянно что-то достраивали, реконструировали, расширяли. Любопытно, дожи как правители существовали ровно 1100 лет. Все закончилось в 1797 году, когда город был занят французами. Французская революция положила конец некогда процветающей республике.
Времена Наполеона и по сегодняшний день
После вторжения Наполеона в мае 1797, едва ли не первым приказом было снести бронзового Крылатого льва на Пьяцетте, символа венецианской независимости и аристократического лада. После падения Бонапарта, многочисленных повреждений и реставраций, лев вернулся в Венецию, на свое прежнее место. Это было в апреле 1816.
Посетите также
Конечно, знакомство с Венецией следует начать с посещения именно площади Сан Марко, на которой вы можете осмотреть не только собор, но и знаменитый Дворец дожей, расположенный поблизости.
Дворец дожей известен как резиденция венецианских дожей и является центральным зданием Венеции. Помимо интересного архитектурного исполнения, дворец славится огромным количеством произведений искусства, хранящихся в его стенах, и исторической значимостью его залов.
Фото: Don Mammoser / Shutterstock.com
Во дворце Дожей проходили не только трибуналы и заседания первых представителей власти, но и вершилось правосудие.
Из Дворца дожей вы сможете выйти на печально известный Мост Вздохов, соединяющий великолепный дворец с тюрьмой, куда отправляли осужденных после вынесения приговора. Кстати сказать, в этой тюрьме также был заключен Казанова – единственный узник, которому удалось сбежать из этого страшного места.
Баптистерий Сан-Марко
Баптистерий был заложен в XIV веке в южной части трансепта. Он является неотъемлемой частью собора Сан-Марко, хотя он и кажется отдельной церковью. Расположен между капеллой Дзен и помещениями, в которых размещается Сокровищница собора. Убранство его интерьера было выполнено в течение XV и XVI столетий. Работы начаты по воле дожа Андреа Дандоло, надгробный памятник которому, в виде настенной урны, расположен на стене напротив входа.
Во время правления Дандоло баптистерий находился на том же самом месте. Тогда же были закончены мозаики, до сих пор покрывающие своды и купола.
Стены баптистерия первоначально были покрыты фресками X века. Мозаики, изображающие сцены из жизни Иисуса и святого Иоанна Крестителя, были выполнены чуть позже венецианскими мастерами. Они отличаются огромной выразительной силой, что особенно очевидно в сцене Крещения Иисуса. По характеру — ярусы фигур, стилизация пейзажа, неподвижные лица — это готика. Самым ярким и характерным выражением этого мозаичного цикла является «Танец Саломеи».
История площади Сан-Марко
Для венецианцев религиозные ценности имеют сакральное значение. Глубоко верующему народу был необходим духовный наставник. Существует поверье, что святой Марк проповедовал христианство в Аквилеи (северная область Италии), поэтому он считался высоко почитаемым среди венецианцев. Апостол основал первую церковь в языческом Египте, где и скончался. В IX веке в Александрию прибыли купцы из Венеции. Они были поражены бесчинством местного мусульманского населения по отношению к христианскому храму. Поэтому коммерсанты приняли решение похитить мощи апостола и привезти их в Венецию.
Главная площадь Венеции формировалась неподалёку от резиденции правительства. В тот период времени это был замок с оборонительными укреплениями. Дож распорядился построить рядом с его дворцом небольшую базилику, куда поместили мощи святого Марка. Так была заложена основа роскошного квартала города. Согласно традициям средневековья, город, претендующий на первенство, должен был поражать своих современников богатыми и помпезными сооружениями. В XII веке дворец дожей и храм были значительно расширены и перестроены. Этому способствовал экономический подъём Венецианской республики, ставшей монополией в Европе на торговлю шёлком и пряностями Востока.
В 1202 году наступает переломный момент в истории Венеции. В городе задержался отряд рыцарей, собравшихся в крестовый поход на Египет. Тогдашнему дожу Энрико Дандоло представилась возможность использовать доблестных воинов ради государственных интересов республики. Был заключен договор, согласно которому Венеция предоставляет крестоносцам военный флот. В ответ на это рыцари должны взять штурмом и разграбить Константинополь, что в итоге и произошло. Ценные произведения искусства, скульптуры, мрамор вывезенные из богатейшего города Византии, становятся украшениями помещений собора Сан-Марко и всей площади. В 1264 году пьяцца была выложена декоративной плиткой.
С XIV по XVI века на площади возводят новый Дворец дожей, часовую башню и колокольню. Достопримечательности украшают роскошными орнаментами, классической живописью и грациозными скульптурами. В 1797 году Венецию оккупировала наполеоновская Франция. Золотые внутренние убранства собора Сан-Марко были вывезены в Париж, а ценные украшения разграблены мародёрами. Венецианская республика прекратила своё существование и через десятки лет становится итальянской провинцией. С тех пор площадь Сан-Марко становится одним из самых посещаемых туристических мест в мире. Сюда со всех концов света приезжают за вдохновением художники, писатели и другие представители творческой интеллигенции.
Колокольня
Вблизи собора Святого Марка возвышается Кампанила – соборная колокольня в виде квадратной башни. Ее завершает звонница, увенчанная шпилем, на котором установлена медная фигура Архангела Михаила. Общая высота колокольни достигает 99 метров. Жители Венеции любя называют колокольню Святого Марка «хозяйкой дома». На протяжении своей длительной истории, уходящей в 12 век, она успела послужить сторожевой башней, маяком, обсерваторией, звонницей и великолепной обзорной площадкой.
Осенью 1902 года здание колокольни внезапно обрушилось, после чего уцелели лишь угловая часть и балкон 16 столетия с мраморным и бронзовым декором. Властями города было принято решение восстановить Кампанилу в первозданном облике. Обновленную колокольню открыли в 1912 году с 5 колоколами, один из которых сохранился оригинальный, а четыре были подарены Папой Пием Х. С колокольни открывается изумительная панорама Венеции с близлежащими островками.