Спасо евфимиев мужской монастырь

История Спасо-Ефимьевского монастыря

Монастырь основан как крепость в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, для защиты города от врагов и изначально был Спасо-Преображенским. Уже позже стал именоваться в честь святого преподобного Евфимия Суздальского — Спасо-Евфимиев.

Первоначальные деревянные постройки до нашего времени не сохранились, существующий ансамбль монастыря построен в XVI—XVII веках на пожертвование князей, крупные вклады в строительство монастыря были сделаны князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и остальными.

7 июля 1445 года возле монастыря была битва русских войск Василия II с казанскими царевичами Махмудом и Якубом и их войсками.

В конце XVI века построен главный Спасо-Преображенский собор, который сохранился до наших дней.

По приказу Екатерины II в 1766 году в монастыре была организована тюрьма для «безумствующих колодников», посему сюда ссылали различных неугодных власти людей:

  • с 1820 содержался лидер секты скопцов Кондратий Селиванов, который умер в 1832 году;
  • в 1829 году здесь умер сошедший с ума декабрист Фёдор Шаховской;
  • в 1826 году здесь был заточён предсказатель Авель, по приказанию императора Николая I, а 29 ноября 1841 года он здесь умер и был похоронен в Никольской церкви;
  • с 1869 года сюда был сослан лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, скончался здесь же в 1877 году;
  • с 1894 по 1902 год в монастырской тюрьме сидел архангельский благотворитель Василий Рахов;
  • в 1900 году четыре месяца в тюрьме провёл основатель движения чуриковцев — Иван Чуриков;
  • в XIX веке сюда сслыались раскольнические (старообрядческие) священнослужители, такие как: Алимпий, Аркадий, Конон, Геннадий.

Судьба монастыря в советское время

В 1923 году Спасо-Ефимьев монастырь стал политическим изолятором, а в 1935 году — тюрьмой особого назначения. Сюда, также как и до революции, ссылались политзаключённые.

В 1941 году после начала Великой Отечественной войны в монастырской тюрьме организовали проверочно-фильтрационный лагерь, где проходили проверку военные, побывавшии в плену и окружении противника. Всего за годы работы через него прошли более 8 тысяч человек.

В 1943 году тюрьма стала лагерем военнопленных.

В 1946 году в монастыре была организована воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников, сначала для мальчиков, а после бунта в 1947 году — для девочек.

С 1968 года монастырь работает как музей: были отреставрированы корпуса, восстановлены колокольни.

«Золотая кладовая»

Золотая кладовая — экспозиция, разместившаяся в стенах Никольской больничной церкви, входящей в состав Спасо-Евфимиева монастыря. Здесь собраны различные произведения древнерусского декоративно-прикладного искусства: украшения, иконы, посуда. Всего в «кладовой» выставлено более 500 экспонатов.

Все предметы выставки обладают редкой ценностью, причём не только исторической (возраст некоторых изделий составляет более 1000 лет). Многие изделия изготовлены из серебра и золота или богато украшены природными камнями. Каждый гость монастыря может посетить выставку и увидеть, как жили состоятельные люди прошлых веков и на что были способными руки древних мастеров.

KaterinaK

Спасо-Преображенский собор

На протяжении 1507-1511 гг, был возведен храм, вместо церкви, пострадавшей от пожара, располагавшейся над Евфимовской могилой. Через 83 года рядом с монастырём построили здание больших размеров, и на фоне новой постройки церковь стала не такой величестенной.

Первоначально, храм был очень похож на собор Суздальского кремля. Перестройки изменили облик монастыря на более строгий, больше напоминающий монумент. Пилястры разделили стены на несколько частей. Очень грамотно выстроена галерея у стен собора, а красивая четырехскатная кровля из пяти барабанов завораживает.

Барабаны декорированы с помощью резьбы по камню с узкими и высокими окнами. Приделы храма также выполнены с куполами, только меньшего размера. Периметр храма задекорирован колонками.

Живопись на стенах храма сохранилась и по сей день. Потому и сегодня любой желающий может полюбоваться прекрасной работой иконописцев из Костромы, которых возглавили прекрасные мастера Гурий Никитин и Сила Савин.

Недалеко от алтаря нанесены изображения князей и царей России (династия Романовых), деяния которых церковь рассматривала как божественные. Стены в Евфемиевском приделе украшены расписными фресками с изображением жития его основателя.

На востоке захоронен Пожарский. Позже мавзолей разобрали, на его месте установили крест из камня. Восстановить часовню удалось в 2009 году, освящение которой состоялось в ноябре с участием первых лиц страны.

Кутузка в монастыре

В 1829 году тут скончался доведённый до сумасшествия декабрист Фёдорвей Шаховской.

В 1826 году по приказанию правителя Николая I в Суздальский Спасо-Евфимьевом монастыре был заточён предсказатель Авель. Он скончался в нём 29 ноября 1841 года, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви. С 1820 по 1832 г. в монастырской кутузке содержался фаворит секты скопцов Кондратий Селиванов, который в ней и погиб.

Тут же с 1869 года отбывал заключение фаворит секты прыгунов Максим Рудомёткин, в 1857 объявивший себя воплощением Святого Духа. В кутузке Спасо-Евфимьева монастыря он составил 14 пророческих книжек, вошедших в священное писание прыгунов «Книга солнца», и скончался в 1877 году.

В «Суздальской крепости» в XIX веке содержались старообрядческие священнослужители. Некие, как Алимпий, погибли в одиночных камерах, не дождавшись освобождения, некие, как Аркадий (просидевший в одиночной камере 25 лет), Конон и Геннадий, были освобождены в 1881 году. В деле их освобождения значительную роль сыграл Л. Н. Толстой. С 1898 по 1904 годы в кутузке содержался старообрядец Фёдорвей Ковалёв, похоронивший живьем 25 человек в связи с переписью населения 1897 г. С 1894 по 1902 годы в кутузке содержался архангельский благотворитель Василий Рахов. В 1900 г. четыре месяца в монастырской кутузке провёл Иван Чуриков, основоположник движения чуриковцев.

В 1923—1939 годы в монастырской кутузке существовал политизолятор (с 1935 г. — кутузка особенного предназначения). В нём содержались, а именно, митрополит Петр Крутицкий, епископ Александр Боярский, экономисты Николай Кондратьев, Леонид Юровский, партийные и комсомольские деятели Владимир Невский, Мартемьян Рютин, Лазарь Шацкин, Иван Смирнов.

Монастырская тюрьма в XVIII веке

Интересна судьба этого места в период правления императрицы Екатерины II. В 1766 г. она повелевает учредить в крепости тюрьму для «безумствующих колодников». Метровые стены, небольшие комнатки и окно, выходящее на арестантское кладбище, — вот и весь скудный мир для попавших сюда на долгие годы людей. А сроки здесь были иногда очень большие — 25, 40, 45, бессрочно… Ссылались сюда преимущественно религиозные преступники, неугодные власти или проповедовавшие сектантские ценности. Многие сходили с ума, их душераздирающие крики были слышны и днем, и ночью. Один из арестантов после двадцати проведенных здесь лет, выйдя на свободу, полностью потерял способность говорить по-человечески.

Архимандритский корпус

Сразу рядом со звонницей мы увидели лестницу и пошли по ней вверх. Наверху нас встретила злобная смотрительница и рассказала нам, что это выход с выставки, а вход где-то с другой стороны. Я сделала с высоты несколько отличных кадров, и мы отправились на поиски входа на выставку.

Вид на монастырь

Вид на монастырь

Как это ни странно, но указателя, откуда начало просмотра, нигде не было. Мы обошли здание по периметру и наконец-то попали внутрь.
На первом этаже была выставка иконописи. Снимать там, к сожалению, было нельзя, поэтому иллюстраций не будет. В каждой комнате есть подробное описание стилей и направлений местных мастеров.

На втором этаже Архимандритского корпуса была интересная выставка «Книжные сокровища», специально для нас «книжных черве». В пяти залах были выставлены прекрасные экземпляры книгопечатения, начиная с фрагментов древних летописей XIII века. Их можно было разглядывать бесконечно: тут и первая книга книгопечатника Федорова, и Синопсис, и Евангелие в тяжелой оправе. Эта выставка нам понравилась больше всех, экспозиция просто отличная!

Книжные сокровища

Книжные сокровища

На территории монастыря.

Монастырь

Монастырь

Далее у нас по плану была Золотая кладовая. Мы вышли в нужном направлении: налево был тюремный корпус (туда мы решили не ходить в этот раз, так как уже не раз посещали его), а направо — то куда мы стремились.

Тюремный корпус

Тюремный корпус

Спасо-Преображенский собор

Главное строение обители — это Спасо-Преображенский собор, возведенный в середине XVI века. Еще раньше, в 1507–1511 годах, была построена небольшая церковь над могилой преподобного Евфимия Суздальского. Сейчас она примыкает к юго-восточному углу собора и называется Евфимьевским приделом.

В XVII веке храм был украшен наружной росписью. В 1865 году с северной стороны построен придел во имя Сергия Радонежского.

Роспись внутри собора относится к 1689 году, стены были расписаны костромскими мастерами под руководством известных живописцев Гурия Никитина и Силы Савина. На фресках изображены цари Михаил Федорович, его сын Алексей Михайлович и Великий князь Владимирский Всеволод Большое Гнездо.

Роспись Евфимьевского придела рассказывает о жизни преподобного Евфимия Суздальского. Одна из композиций особенно интересна — на ней изображен с чертежами в руках Святой Евфимий, руководящий строительством обители.

В ризнице собора хранились богатые вклады, сделанные Василием III, Иваном Грозным и князем Дмитрием Пожарским.

На площади перед Спасо-Преображенским собором находятся два строения — Звонница и Трапезная с церковью Успения.

Крепостные стены и башни

Уже издали замечаешь мощные крепостные стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря, сооруженные по всем правилам фортификации. Особенно эффектно они смотрятся со стороны речки Каменки. Впечатление, что эти стены выдержали не одну оборону. Но нет, они были построены в 1660-1664 годах, когда монастырь уже утратил своё оборонное значение. Протяженность стен составляет 1160 метров, насчитывается 12 башен. Это немногим меньше общей длины крепостных валов Суздальского кремля — 1400 метров.

Стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря и река Каменка

Стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря

Многоугольная башня

В XX веке их состояние стало критическим: произошло глубинное разрушение контрфорсов, в результате чего на стенах появились огромные трещины и они наклонились. В 2003 году началась уникальная реставрация, благодаря которой укрепления удалось спасти. В фундамент для заполнения пустот закачивался специальный раствор, стены скрепили металлическими связями. Были восстановлены шатровые завершения башен, галереи боевых ходов, кирпичная кладка и отделочная обмазка стен.

Стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря

В сквере перед массивной проездной башней установлен памятник князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, выполненный по проекту скульптора Азгура и архитектора Захарова в 1955 году.

Сквер перед Спасо-Евфимиевым монастырем

За памятником находится проездная башня с двумя киотами, в которых установлены иконы Христа Спасителя и святого Евфимия Суздальского.

Бюст Дмитрия Пожарского

Высота проездной башни составляет 22 метра. Она квадратная в плане, её мощь сглажена нарядным декором — суздальским узорочьем. Внутри находятся кассы музея и книжная лавка.

Проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря

Проездная башня со стороны монастырской территории

Архимандритский корпус

Слева от Благовещенской церкви расположен двухэтажный Архимандритский корпус, построенный между 1628 и 1660 годами. Первоначально на первом этаже размещались приказ монастырских дел, присутственная камора и монастырский архив, на втором этаже — казённые и приказные палаты, казначейская келья. Архимандритскими палаты становятся лишь к концу XVIII века. В наши дни первый этаж здания занимает выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий», второй — «Книга шести столетий».

Архимандритский корпус

Выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий»

Икона «Воскресение — Сошествие во ад» с праздниками, XIX век, эмаль

Выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий»

Древнерусские книги

Архангельское Евангелие, 1092 год. Обнаружено в Архангельске. Одна из первых датированных древнерусских рукописей. Факсимильное издание 1912 года. Подлинник хранится в Российской государственной библиотеке в Москве

Нотная рукопись

Краткий обзор всеобщей истории, составленный на основе библейских легенд и византийских источников, XVI век

Евангелие. Вильно, 1575 год. Издано Петром Мстиславцем

Экспозиция, посвященная книгам XVIII века

Письменные принадлежности, XVIII век

Экспозиция, посвященная книгам XIX — начала XX века

Журнал «Нива»

Первые советские книги

Е.М.Ярославский. Библия для верующих и неверующих, 1925 год

Балкон-гульбище Архимандритского корпуса

Монастырская звонница и Суздальские звоны

Рядом со Спасо-Преображенским собором возвышается монастырская звонница. Первой по времени здесь является девятигранная столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «под звоны», построенная в 1530 году. В 1599 году к ней пристроили ярус звона, представляющий собой арочный пролет на подклете. В 1691 году к нему были добавлены еще два арочных пролета. На звоннице находились 17 больших колоколов, пожертвованные боярами Черемисиновым и Пожарским. Вес самого большого колокола достигал 560 пудов (9172,8 кг).

Монастырская звонница

Звон был особенный, «очепный». Раскачивали не язык колокола, а его тулово, жестко соединенное с деревянным валом, подвижно установленным в стенах. К валу крепили длинный шест (очеп), а к нему — длинный ремень, за который дергали снизу. После революции многие колокола погибли. В 1980-х годах звон восстановили.

В наши дни в начале каждого часа на звоннице проходят концерты колокольных звонов. Кроме того, раз в день (время уточняйте в кассе музея) проводится экскурсия «Суздальские звоны», во время которой можно подняться на монастырскую звонницу, увидеть, как работает профессиональный звонарь и самому попробовать позвонить в колокола.

На звоннице также сохранилась «часовенная палатка», в которой некогда висели колокола, отбивавшие «боевые часы» каждую четверть часа. Часы имели одну стрелку, цифры обозначались буквами кириллицы. В 2004 году они были восстановлены, однако вместо гирь и колоколов установили современный кварцевый механизм.

Монастырская звонница

Следующая история

В 1940 г. в монастыре содержались интернированные военнослужащие Чешского легиона польской армии во главе с Людвиком Свободой, которые были взяты под стражу после Польского похода РККА.

В 1941 г. после начала Величавой Российскей войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в каком бойцы и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. Через него прошло 8232 человека.

1 января 1943 г. монастырь стал лагерем военнопленных, в каком содержались офицеры и генералы вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской (Голубая дивизия) армий. А именно, в нём содержался фельдмаршал Фридрих Паулюс.

С 1946 по 1967 гг. на местности монастыря располагалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников (поначалу мальчишек, а после мятежа 1947 года — девченок).

В 1968 г. монастырь стал музеем.

История создания и развития монастыря

Заложена обитель была в середине ХV века и изначально носила название Спасо-Преображенского монастыря, а позже была переименована в честь памяти первого игумена, прославленного в лике святых — Евфимия Суздальского.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале

Построенный из дерева монастырский комплекс не выдержал испытания временем — не удалось сохранить и донести до потомков аутентичных построек. Всем известный внешний вид обители сформировался в каменных постройках XVI — XVII в. Значительный размах строительства стал возможен благодаря серьезной финансовой поддержке знати и князей.

Интересно! Помимо духовного наследия, обитель имеет и историческое значение — именно подле ее стен в 1445 году русский князь Василий II проиграл битву с казанским ханом и попал в пленение.

Конечно же, самое большое внимание привлекает центральный собор монастыря, который носит название Спасо-Преображенского. Это пример классической для древних веков суздальской архитектуры — здание выглядит строго, величественно и даже немного грозно

Настоящим украшением и историческим наследием можно считать уникальные церковные фрески XVI века на стенах, а также настенные росписи таких известных художников, как Силы Савина и Гурия Никитина, датируемые серединой XVII века.

Не обходили вниманием монастырь и царские персоны. Так, в середине XIX века в обитель приезжал цесаревич Александр Николаевич, а в 1913 году в связи с празднованием памятного дня 300-летия дома Романовых в монастырь пожаловал сам царь и будущий святой страстотерпец Николай Второй вместе со своими дочерьми

Прибавил известности Спасо-Евфимиеву монастырю тот факт, что в 1766 году царицей Екатериной Второй тут был обустроена тюрьма. Чаще всего в ней отбывали заключение особы, которых Священный синод объявлял сектантами, а их учение — опасной ложью и ересью. Так, среди заключенных этой тюрьмы были следующие лица:

  • Монах-предсказатель Авель, который предрек смерть Екатерины Второй и оставил еще множество прорицаний о будущем России. Он умер в тюрьме и похоронен за алтарем Никольской церкви;
  • Кондратий Селиванов, известный как глава секты скопцов;
  • Федор Шаховский, декабрист;
  • Максим Рудометкин, известный лидер распространенной секты прыгунов. Во время заточения написал более десятка вероучительных книг, которые позже стали использовались в работе секты;
  • священники-старообрядцы, учение которых осуждалось долгое время.

Годы советской власти

Участь большинства духовных заведений в советское время была незавидной. Активно насаждался атеизм, верующих людей сильно притесняли, преследовали. Именно в годы советской власти сонм православных святых пополнился большим количеством новомучеников, принявших смерть за веру Христову. Конечно же, новые руководители страны не могли не обратить своего внимания на такой значимый духовный центр, как Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.

Спасо-Евфимиев монастырь окружен каменными стенами

И снова история повторяется — в стенах монастыря вновь создают тюрьму. Только теперь осужденными в ней оказываются не сектанты и еретики, а, напротив, истинные служители православной веры. Впрочем, наравне с исповедниками христианства, в тюрьму сажали и других лиц, неугодных власти.

Так, в политизоляторе, а позже и в тюрьме особого назначение, отбывали заключение епископы и священники, обвиняемые в антисоветской пропаганде. Рядом с ними сидели коммунисты и пропагандисты, не оправдавшие ожиданий большевиков.

В 1930 году около монастырской ограды был разобран склеп, где, вероятно, находилась могила известного полководца Пожарского Д.М. Позже на могиле будет установлен каменный крест, а после развала Союза восстановят и весь склеп.

С началом Второй мировой войны в стенах монастыря открывают лагерь для военнопленных. Изначально в нем содержались солдаты польской армии, а позже был создан фильтрационный лагерь для военнослужащих красной армии, вернувшихся из плена врага. В этом лагере советские солдаты проходили проверку на возможную вербовку противником.

Сразу после окончания войны вместо обычной тюрьмы в монастыре организовали исправительно-трудовую колонию для малолетних преступников, а с 1968 года обитель получила статус музея.

Храмы и строения Спасо-Евфимиевого монастыря

Данная обитель представляет собой огромный комплекс, включающий в себя как церковные постройки, так и дополнительные здания.

Спасо-Преображенский собор

Именно он является главным и основным духовным центром обители. Это величественное белокаменное здание, которое сегодня можно назвать настоящим образцом зодчества, берет свое начало с крохотной Евфимиевой церквушки, установленной на этом месте в самом начале XVI века на месте сгоревшего деревянного храма.

Уже к концу столетия к нему был присоединен огромный белокаменный храм. Его размеры были настолько внушительны, что изначально стоявшая Евфимиева церковь стала одним из его приделов.

Интерьер Спасо-Преображенского собора

В первоначальной постройке угадывались похожие линии с храмом в честь Рождества Христова в Суздальском кремле, но со временем Спасо-Преображенский собор принял более строгий и суровый вид. Несколько приделов в честь православных святых, колонны, пилястры, четырехскатная крыша под луковками куполов — все эти атрибуты внешнего убранства делают храм основательным и монументальным.

Интересно! Во внутреннем оформлении собора удалось практически полностью сохранить и восстановить уникальные фресковые росписи стен, датируемые 1689 годом и принадлежавшие кисти костромских иконописцев.

Изображения на фресках повествуют о земной жизни Иисуса Христа, о деянии Его святых апостолов, а также прославляют Богородицу как величайшую из когда-либо рожденных дев.

Успенская трапезная церковь

Ее здание расположено перед Спасо-Преображенским собором и представляет собой удивительный пример русской шатровой архитектуры. Примечательно, что крышу храма венчают не привычные христианскому взгляду купола, а пологий шатер. Арки, керамические вставки, кокошники под крышей делают эту церковь похожей на средневековый замок.

С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида, над которым виднеется небольшая главка купола. С противоположной стороны церковь соединятся с трапезной, где находится кухня и хозяйственные помещения, а также большая трапезная зала. С южной стороны находится архимандритский корпус, украшенный колонной галереей.

Звонница монастыря

Это строение представляет собой комплекс из нескольких построек, возведенных в XVI — XVII веках. Изначально церковь начиналась строиться в честь Иоанна Крестителя, для чего специально были выделены колокола Василием III. Со временем звонарный комплекс постоянно разрастался, появлялись новые звонные арки. К сожалению, не удалось сохранить до наших дней оригинальных древних колоколов. На сегодняшний день звонница располагает 17-ю колоколами разного размера, которые издают потрясающей красоты звон много раз в день.

Никольская церковь

Также она носит название «больничной», поскольку непосредственно к ней примыкает больничный корпус. Изначально возводился этот храм для того, чтобы больные монахи и узники тюрьмы могли не оставлять своего молитвенного делания, поэтому внешнее оформление и убранство отличается скромностью и аскетизмом.

Богослужение в в Спасо-Евфимиевом монастыре

На первом этаже строения располагался трапезный зал, а на втором палаты для болящих. На сегодняшний день Никольская церковь представляет собой историческую ценность и в ее помещении находится выставка изделий декоративного мастерства.

Братский и тюремный корпуса

Длинное 100-метровое здание протянулось по правой стороне двора монастыря, в котором рядами находятся келии для братии с небольшими сенями. Внешнее и внутреннее убранство строго и аскетично, как и подобает духу средневекового монастыря. Единственным украшением келий можно считать резные окна. Исходя из исторических исследований, удалось восстановить первоначальный вид корпуса, каким он был задуман в XVII веке. В наши дни в здании располагается выставка, рассказывающая об истории храмов и монастырей Суздаля.

Тюремный корпус напоминает о том, какую страшную славу сыскала суздальская тюрьма в прошлые века. Многие заключенные закончили жизнь тут. В наши дни в древних камерах можно ознакомиться с исторической выставкой, повествующей о жизни пленных.

Благовещенская церковь

Также называется «надвратной» поскольку изначально была сооружена с аркой для проезда. После того как деревянные перекрытия сменили на каменные, храм оказался в середине ограды из камня. Сама церковь одноглавая, украшена резной деревянной кровлей с одной главой.

История

7 июля 1445 года рядом с обителью произошло сражение между войском московского великого князя Василия II (Темного) и казанскими татарами под руководством царевичей Якуба и Мануша, сыновей хана Улу-Мухаммеда.

Василий II с полуторатысячным войском нанес поражение воинам царевичей и они отступили, но когда князь стал их преследовать, татары неожиданно повернули назад и нанесли сокрушительный удар по русскому войску.

В бою Василий II сражался смело, но получил ранение и в результате он и его двоюродный брат Михаил Верейский, сын Андрея Пожарского, были взяты в плен. В соответствии с кабальным договором 1 октября 1445 года они были освобождены. Видимо, по условиям договора была заплачена немалая сумма, а также несколько городов были отданы на кормление.

Предположительно, по этому договору, в Мещере было создано Касимовское ханство, первым ханом которого стал сын Улу-Мухаммеда — царевич Касим.

Одержав победу, татарские царевичи останавливались в Спасо-Евфимиевом монастыре, но обитель не сожгли и не ограбили.

Заключение в Спасо-Евфримиевом монастыре

Восемнадцатый век ознаменовался для монастыря частым заточением власти неугодных лиц. Здесь организовали место для заключения так называемых безумцев. Позже, в заточении оказывались и люди в здравом уме, которые противоречили политике государства и церкви. Монастырь стал местом для заточения многих представителей духовенства, староверцев, сектантов, а также декабристов, участвовавших в восстании Пугачева.

Помещенные в тюрьму не могли знать, когда освободятся, так как никому не разъясняли, на какой срок их посадили. Чаще всего, освобождение происходило после исправления или по кончине.

Многие невиновные люди, которые были неугодны власти, были заточены в монастырь. Обвинения таким людям предъявляли в непосещении церкви, или в непризнании священников. Также, действия, которые могли мешать кому-то за пределами храма, не редко становились причиной заточения.

Людей, заключенных в тюрьму не переодевали, они находились в своих вещах.

В 1923 году на месте монастырской тюрьмы был организован лагерь, где занимались с теми, кого не устраивал Советский Союз. Спустя 12 лет, НКВД обустроило здесь тюрьму особого назначения.

В Великую Отечественную Войну в Спасо-Евфримиевый храм привозили советских людей, которые были в плену. По некоторым данным, в течение 12 месяцев тут проверили больше 8 тысяч человек. Большая часть таких людей отправлялась в Главное управление исправительно-трудовых лагерей и уничтожалась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector