Спасский собор андроникова монастыря
Содержание:
- Как доехать
- Палаты Александровского подворья
- Архитектура обители
- Архимандрит Петр (Афанасьев)
- Красный монетный двор
- Внутреннее убранство
- История[править | править код]
- Настоятели
- История
- Повседневная жизнь храма
- Палаты Романовых (филиал исторического музея)
- Палаты Арасланова
- III. О времени кончины иконописцев Даниила и Андрея, старцев андрониковских.
- Современное состояние
- Святыни храма
- Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной
- Палаты Долгоруковых
- Музей древнерусской культуры
- Школа пения и мастерская иконописи
Как доехать
Путешественникам и паломникам удобно начинать свой путь к монастырскому комплексу от станции московского метрополитена «Площадь Ильича». От железнодорожной платформы до монастырских врат 890 м, которые можно преодолеть за 10 мин.
Маршрут: от станции повернуть налево, пройти вдоль улицы Сергия Радонежского до Андроньевской площади, на площади повернуть направо, пройти по дорожке сквера мимо памятника Рублеву к входной группе монастыря. Можно облегчить свой путь, и до площади проехать одну остановку на 55-м, 125-м, 40-м автобусе или 45-м троллейбусе.
Альтернативные маршрутные варианты начинаются от «Римской» и «Марксистской» станций метрополитена.
Станция метро | Расстояние | Как добраться | Время в пути |
Площадь Ильича | 890 м | Пешком | 10 мин |
Римская | 1 км | Пешком | 12 мин |
Марксистская | 1,4 км | Автобус 567 Остановка – «Андроньевская площадь» | 3 остановки – 5 мин., далее 330 м пешком – 4 мин. Весь путь займет 9 мин. |
Палаты Александровского подворья
Палаты Александровского подворья / фото wikipedia.org
В Староваганьковском переулке находится еще один памятник архитектуры допетровского времени — Александровское подворье.
Выстроенные в конце XVII века, палаты предназначались для подворья Успенского монастыря Александровской слободы и Флорищевой пустыни. Беленое двухэтажное здание за века своего существования претерпело много изменений. Кирпичное здание вскоре стало беленым. Его часто перестраивали. Утрачено высокое Красное крыльцо — типичный признак архитектуры того времени. На втором этаже внутренние помещения лишились потолочных сводов.
Последняя реконструкция проводилась в 1978 году, палатам вернули арочные завершения окон, карниз на фасаде, восстановили высокую четырехскатную крышу с чердачными выступами. На западный фасад вернули несколько икон, бывших там изначально.
Сейчас в помещениях палат офисы.
Адрес: Староваганьковский переулок, 23.
Архитектура обители
Спасский собор построен из прямоугольных блоков плотного известняка, материал добывали недалеко от обители. Здание возвышается на высоком подклете — каменном основании. С трех сторон собора находятся крыльца с входными дверями, иллюзорно расширенными за счет перспективных порталов. С западной стороны, над входом в собор, находится образ Спаса Нерукотворного, на востоке — алтарь с тремя полукруглыми апсидами.
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря
- Фасады Спасского храма геометрически разделены при помощи выступающих пилястр (встроенных в стены столпов). Архитектурная основа храма — это куб, который заканчивается закомарами и кокошниками. Сверху здание формируется за счет большого барабана с пологим куполом и православным крестом.
- Спасская церковь создавалась в стиле раннего московского зодчества. В интерьере четко прослеживается конструкция, объединяющая кресты и купола. Внутреннее пространство разделено на три нефа (продолговатых помещения) при помощи четырех больших столпов, служащих опорой своду и барабану. Высота строение подчеркивается благодаря вертикальному сечению.
- Композиция храма ярко устремляется вверх, это объясняется тем, что собор является памятником воинам, отдавшим жизнь в Куликовском сражении. Росписи фасада и интерьера, создаваемые А. Рублевым, сохранились лишь фрагментарно. В середине XVIII столетия Спасская церковь была расширена за счет широких окон и увеличения объема дверей. Внешний облик вернули постройке в XX веке.
- В 1990 г. после возобновления в соборе богослужений здесь соорудили иконостас, сделали отопление и престол, а западный фасад украсили образом Спаса.
Другие сооружения
В период с 2000 по 2015 год в стенах монастыря постепенно строился храм в честь Д. Донского, архитектором являлся А. Климочкин. Здание кубической формы имело одну главу и фасады, завершенные закомарами. При создании мастера склонялись к стилю раннего московского зодчества XIV века. Внешний облик новоявленного собора гармонично вплетается в атмосферу старины, окутавшую Андроновскую обитель.
Местом для строительства послужила земля, на которой раньше располагался монастырский некрополь. Благоверный князь Д. Донской, в честь которого освятили церковь, накануне Куликовского побоища молился перед чудотворным образом Спасителя и здесь же благодарил Господа о даровании победы над врагами. Освящение собора произошло в декабре 2015 г., богослужения проводятся священниками Спасского храма.
Часовня Троицы Живоначальной у Спасо-Андроникова монастыря
Сегодня в обители также стоит часовня «Проща», освященная во имя С. Радонежского. Постройка прославила событие прощания святого Андроника и его учителя. Каменная часовня, созданная в XVI столетии, имела квадратную форму, шатровую кровлю с главкой и крестом. В конце XIX в. её, пострадавшую от пожара и ветхости, расширили по проекту А. Латкова. Фасад кирпичной часовни выходил вовне и сливался с дополнительными сооружениями. Внешний вид выделялся ажурными украшениями, на изящных барабанах красовалось три купола. Созданная с применением «дивного узорочья», часовня «Проща» сымитировала выразительное окружение.
Однако в 1929 г. это чудное здание полностью снесли, восстановление началось только в 1995 г. Потребовался полноценный ремонт и восстановление интерьера, чтобы сооружение смогло принять прихожан и священнослужителей. В закомарах кровли установили образы Спасителя, Иоанна Крестителя и Богородицы.
Архимандрит Петр (Афанасьев)
20.11.1938 – 11.04.2016
Игумен, наместник и духовник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы.
Архимандрит Петр, в миру Александр Николаевич Афанасьев, духовный сын схиархимандрита Амвросия (Иванова), архимандрита Наума (Байбородина).
Родился 20 ноября 1938 года в селе Реп-Плата Курской области в семье Николая Ивановича и Евдокии Григорьевны (позднее монахини Евпраксии) Афанасьевых. В младенчестве принял Святое Крещение в местном соборе Архангела Михаила.
С 1963 по 1965 годы служил в ракетных войсках. В 1965 году окончил Московскую государственную консерваторию по классу контрабаса, а в 1975-м – по классу дирижирования.
С 1972 по 1989 год дирижировал многими ведущими оркестрами страны, включая Большой симфонический (1977 год), гастролировал по России и за границей, около двадцати лет был художественным руководителем Московской государственной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств. В 1975 году им создана при Московской областной филармонии «Московская инструментальная капелла».
В 1997 году он основал мужской камерный хор «Благозвонница».
16 февраля 1989 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) совершил хиротонию Александра Николаевича Афанасьева в сан диакона, 10 декабря 1991 года – в пресвитера. В 1994 году иерей Александр окончил Московскую Духовную семинарию. В 2000 году на Вербное воскресение по благословению Святейшего Патриарха Алексия II принял монашеский постриг от наместника Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) с наречением имени Петр в честь святителя Петра Московского.
С 1994 года основатель, духовный отец приходской общины Спасского собора бывшего Заиконоспасского монастыря. С 1998 года настоятель Храма Спаса Нерукотворного Образа Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей. В 2006 году возведен в сан игумена. В 2010 году решением Священного Синода назначен наместником вновь открытого Заиконоспасского монастыря. В 2011 году Святейший Патриарх Кирилл во время посещения обители вручил отцу Петру игуменский жезл и удостоил его права ношения креста с украшениями. В 2013 году возведен в сан архимандрита.
В 1999 году батюшка стал основателем женской монашеской общины в селе Шостье Касимовского района Рязанской области, был настоятелем и духовником Патриаршего подворья храма святителя Николая Мирликийского в селе Шостье, преобразованного решением Священного Синода в 2015 году в Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь.
С 2005 года отец Петр – настоятель Патриаршего подворья храма святого благоверного великого князя Александра Невского в селе Акатово Клинского района Московской области, основатель и духовный отец акатовской женской монашеской общины. С 2013 года духовник Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря.
С 2006 года он настоятель храма Трех святителей в селе Волынщино Рузского района Московской области, о котором имел попечение с 1997 года.
По благословению архимандрита Петра при Заиконоспасской обители были основаны Высшие Знаменские богословские курсы и воскресная школа, Славяно-корейская община, Спасский православный молодежный центр, Миссионерский центр «Божья Нива»; открыты Служба помощи семье и детям при монастыре в Шостье, Православная женская Александровская гимназия при монастыре в Акатове; проводились конференции и издавались книги.
11 апреля 2016 года в 7 часов утра архимандрит Петр (Афанасьев) преставился ко Господу после принятия Святых Христовых Таин. 13 апреля отпевание почившего совершил в Заиконоспасском монастыре наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) в сослужении многочисленного духовенства.
Архимандрит Петр (Афанасьев) погребен в храме Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в селе Акатово, в приделе во имя св. вмч. Пантелеимона.
Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего архимандрита Петра и сотвори ему вечную память!
Красный монетный двор
Красный монетный двор / фото Википедии CC-BY-4.0
Немногие интересовались, что за двухэтажный особняк стоит по левую руку при входе на Красную площадь через Воскресенские ворота. Небольшой дворец с пилястрами, лепниной над оконными наличниками и аркой посередине первого этажа.
Это Дом губернского управления Красного монетного двора. Парадный фасад пристроен позже, сам же Красный монетный двор построили в 1697 году. Он занимал в Китай-городе целый квартал вместе с более поздними пристройками.
Пройдя через арку, вы окажетесь во внешнем дворе. Внушительные двухэтажные стены из красного кирпича, сдержанно декорированные белыми пилястрами и оконными наличниками в стиле московского барокко, скрывают различные палаты Монетного двора. Нижний этаж — это кузнечная, плавильная, пожигальная и плащильная палаты, а также подвалы, где хранились драгоценные металлы, и долговая тюрьма (в ней содержали Емельяна Пугачева и Александра Радищева).
На верхнем этаже размещались казначейная, работная, пробирная палаты и кладовая. Справа в нижнем углу в стене пробита внушительная арка, ведущая во внутренний двор, из которого можно попасть в палаты Монетного двора. Внутренний двор осмотреть нельзя, он закрыт на реконструкцию. Зато во внешнем расположен так называемый Артиллерийский двор (подразделение Исторического музея), в котором выставлены артиллерийские орудия разных эпох.
Адрес: Никольская улица, 5/1, стр. 2.
Внутреннее убранство
4 основных столба разделяют внутреннее пространство собора на 3 вытянутых помещения (нефа). Цилиндрический свод, поддерживаемый столбами, в пересечении осевых линий образует под куполом крест. Стены храма оформлены вертикальными плоскими и узкими выступами, которые визуально увеличивают высоту молитвенного помещения.
В храме отсутствуют княжеские хоры, скрадывающие пространство. 8 окон барабана, оконные проемы основного объема и световые прорези центральных закомар создают три регистра источников дневного света, что способствует равномерности освещения и привносит в интерьер ощущение прозрачности и рациональной организованности.
Храмовую стенопись кисти прославленных живописцев Андрея Рублева и Даниила Черного в 18 веке почти целиком счистили, и больше собор фресками не украшали. Сохранились небольшие фрагменты от расписных полотен легендарных живописцев. В обрамлении окна церковного алтаря проглядывается цветочный орнамент на сочном синем фоне, заключенный в соединяющиеся между собой круги одинакового размера.
В 90-х годах 20 века, во время реставрации здания, сконструировали систему отопления и освещения, преобразили интерьер храма: заново оформили возвышение алтаря и престол. В ходе ремонтных работ было обнаружено около десятка белокаменных блоков, украшенных резным декором.
Есть предположение, что из рельефных, декоративных камней в изначальном храме была сложена алтарная преграда. Сейчас образцы древнего каменного декора служат экспонатами монастырского музея древнего искусства.
Соборный иконостас претерпевал изменения в течение всего периода существования храма. В конце 18 века иконы располагались в 4 яруса, конструкция обладала пышным, дорогим декором.
Иконостас до реставрации
В начале следующего столетия алтарная перегородка в классическом стиле отличалась изысканной строгостью, композиционным доминированием центрального фрагмента. В середине 19 века ее сменил роскошный золоченый иконостас с фигурным резным декором.
Современный деревянный иконостас наделен лаконичностью и простотой. Стены собора украшают иконы нового написания. Их немного. На одной из стен расположено уникальное изображение третьего игумена монастыря преподобного Александра, при котором возводился каменный Спасский храм. Икону с его образом больше нигде не увидишь.
История[править | править код]
Строительство и перестройкиправить | править код
По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на его месте был выстроен Спасский собор из плинфы, фрагменты которой обнаружены в ходе раскопок 1993 года под научным руководством Олега Ульянова. От Спасского собора из плинфы сохранились архаичные по своей стилистике и исполнению белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, входившие в первоначальную алтарную преграду. Между 1425 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени с каменной алтарной преградой под высокий иконостас, от которого уцелели пазы под тябла, сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм.
В росписи собора весной 1428 года участвовал Андрей Рублёв, для которого она стала, согласно агиографическим источникам, «конечным рукоделием» (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон).
Опись 1763 года говорит о существовании в соборе паперти с ризничной палатой в ней, налево от западных дверей. В 1779 году архитектор Яковлев доносил о необходимости возобновления стенописи и поправки иконостаса в соборе, а также находил нужным пробить окно с западной стороны и два окна внизу между церковью и папертью и пристроить с северной стороны паперть, подобную той, которая уже окружала храм с южной и западной сторон.
Изменения XIX векаправить | править код
В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году, о которых тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Феофан сообщал следующее:
В 1813 году под надзором архитектора Жукова в соборе были исправлены своды и устроена железная кровля, в — гг. — сделан новый иконостас; в 1837 году живописец Л. Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в — гг., по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания.
XX векправить | править код
В 1934 году в связи с предполагаемым сносом всего Андроникова монастыря собор был обмерен и обследован архитектором Петром Максимовым. Был составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала представление об архитектурной ценности Спасского собора.
В 1959—1960 годах здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Льва Давида и Сергея Подъяпольского: глава воссоздана по аналогичным памятникам XII — начала XIII века, закомары и кокошники — по уцелевшим следам примыкания и по фрагментам. Однако спорными остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц.
С 1989 года ведутся археологические раскопки, в результате которых в 1993 году обнаружены древний престол Спасского собора и прямо под ним древнейшие захоронения, атрибутированные научным руководителем археологических исследований Олегом Ульяновым как могилы основателей Андроникова монастыря — преподобных старцев Андроника Московского и Саввы Московского.
Настоятели
- прп. Андроник (ок. 1357 — ок. 1373)
- прп. Савва (ок. 1373 — ок. 1410)
- прп. Александр (ок. 1410 — после 1427)
- Ефрем
- Исаак
- Иоанн (1474)
- …
- Митрофан (1504 — 1507)
- Симеон (Стремоухов) (1507 — 21 августа 1509)
- Сергий (1509 — 12 февраля 1517)
- Игнатий (сентябрь 1519)
- Ефрем (февраль 1525)
- Зосима (1531 — 1534)
- Авраамий I (1547 — 1548)
- Иосиф I (февраль 1555 — 1566)
- Феодосий (Вятка) (август 1566 — 1570)
- Евфимий I (1571 — 1581)
- Феодосий (? — 20 июля 1584)
- Гурий (упом. май 1589)
- Вассиан (1598)
- Авраамий II (1606)
- Сергий (1612 — 14)
- Геннадий (1625 — 1626)
- Евфимий II ( январь 1627 — 26 октября 1628)
- Серапион 8 июля 1634)
- Макарий (1635 — 1636)
- Порфирий (1637 — 1640)
- Иосиф II (1641 — 1648)
- Сильвестр (1648 — 10 июля 1653)
- N… N… ( сентябрь 1653 — 1654)
- Гермоген (1654 — 1656)
- Дионисий (1656 — 1660)
- Пафнутий (1661 — 1668)
- Пахомий I (упом. июнь 1669)
- Никандр (1672)
- Макарий (? — 29 августа 1674)
- Симеон (Милюков) (14 сентября 1674 — 9 апреля 1676)
- Никон (1676 — 1679)
- Иосиф III (февраль 1681)
- Никифор (1681 — 26 июня 1681)
- Авраамий (Юхов) (1681 — 1684)
- Пахомий II (1685)
- Авраамий (? — 1687)
- Арсений (Костюрин) (9 января 1687 — 12 января 1692)
- Трифиллий (Инихов) (1692 — 4 мая 1695)
- Феодосий (4 мая 1695 — 30 июля 1709)
- Геннадий (Беляев) (1709 — 20 мая 1714)
- Серапион (1714 — 1722)
- Антоний (1722 — 12 апреля 1722)
- Дионисий (1722 — 15 июня 1724)
- Иосиф IV (Саввин) (1724 — 31 октября 1725)
- Герасим (23 марта 1726 — ?)
- Иларион (1728)
- Клеоник (27 августа 1731 — октябрь 1732)
- Киприан (Скрипицын) (18 января 1733 — 3 мая 1736)
- Герман (Барутович) (1737 — 1743)
- Иона (Лещинский) (18 апреля 1744 — 7 ноября 1761)
- Варлаам (Гловацкий) (5 декабря 1760 — 7 ноября 1761) и.о.
Варлаам (Гловацкий) (7 ноября 1761 — 2 мая 1776)
Симон (2 мая 1776 — март 1785)
Иосиф V (Быков) (март 1785 — 22 февраля 1788)
Сильвестр (Страгородский) (22 февраля 1788 — 19 октября 1802)
Феофан (Некрасов) (1803 — 25 августа 1817)
Авраам (Шумилин) (20 декабря 1817 — 1818)
Гермоген (Сперанский) (19 августа 1818 — 18 июня 1845)
Гавриил (22 сентября 1845 — 13 августа 1848)
Платон (16 сентября 1848 — 28 января 1863)
Иннокентий (Орлов) (3 июня 1863 — 9 февраля 1870)
Модест (Куховский) (21 октября 1870 — ?)
Сергий (Спасский) (28 октября 1880 — 1882)
…
Григорий (Воинов) (1892 — 1 августа 1896)
Нафанаил (Соборов) (с 14 ноября 1896 — 29 апреля 1907)
Сильвестр (Братановский) (1907 — 1910)
Владимир (Соколовский-Автономов) (18 марта 1910 — 1918)
История
По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на месте современного собора был выстроен деревянный Спасский собор с полом из плинфы, фрагмент которого был обнаружен при раскопках в 1993 году. Существует предположение, что сохранившиеся белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению, свидетельствуют о существовании на территории монастыря каменного храма, построенного между 1360—1380 годами. Между 1390 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон).
Опись 1763 года говорит о существовании в соборе паперти с ризничной в ней палатой, налево от западных дверей. В 1779 году архитектор Яковлев доносил о необходимости возобновления стенописи и поправки иконостаса в соборе, а также находил нужным пробить окно с западной стороны и два окна внизу между церковью и папертью и пристроить с северной стороны паперть, подобную той, которая уже окружала храм с южной и западной сторон.
В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году, о которых тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Феофан сообщал следующее:
«В соборном монастырском храме, созданном около 1360 года святителем Алексием митрополитом, по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма…».
В 1813 году под надзором архитектора Жукова в соборе были исправлены своды и устроена железная кровля, в 1818—1820 годах — сделан новый иконостас; в 1837 году живописец Л. Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846—1850 годах, по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания.
В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П. Н. Максимовым, и составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора.
В 1959—1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л. А. Давида и С. С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц.
С 1993 года ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружены древний престол Спасского собора и древнейшие захоронения, атрибутированные основателям Спасо-Андроникова монастыря — Андронику Московскому и Савве Московскому.
Существуют храмы (например, собор Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря в Москве) построенные по подобию Спасского собора Андроникова монастыря. Данные аналогии позволяют датировать Спасский собор либо началом 1390-х годов, либо периодом 1425—1427, то есть либо первым, либо последним в ряду стилистически и конструктивно сходных московских храмов. Отсутствие упоминания о каменном строительстве в житие своё Сергия Радонежского позволяет считать даты 1425—1427 наиболее вероятными.
Повседневная жизнь храма
Помимо богослужений, священнослужители и приход храма ведут большую работу по восстановлению церковных ценностей и духовных традиций. Православная община участвовала в обустройстве скита в Ростовской области, учреждении монастырского подворья в Богоявленской ростовской обители.
Прихожане помогали в проведении поиска изначального места нахождения престола древнего Спасского храма, в результате которого были открыты захоронения и обретены святыни. Приход получил одобрение и благословение от высшего духовенства на последующие изыскательные работы.
При соборе организована мастерская иконописи — одна из лучших в стране. Талантливые живописцы в своих работах следуют церковным канонам, традициям и техникам древнерусской храмовой росписи, восстанавливают по крупицам забытые в советское время знания.
Возобновлена известнейшая традиция обители Всемилостивого Спаса — знаменный распев. При соборе организована школа древнерусского пения, расшифрованы и опубликованы древние нотные рукописи.
Палаты Романовых (филиал исторического музея)
Палаты бояр Романовых на Варварке / фото Анны Пыльцыной
Палаты бояр Романовых — единственная сохранившаяся усадьба боярского рода Романовых. Они построены на рубеже XV-XVI веков. Это самый настоящий сказочный терем с высоким крыльцом, окнами, украшенными лепными наличниками, башенкой над сенями.
С 1540 года ею владел основатель рода Никита Романович Захарьин-Юрьев.
Легенда гласит, что именно в этих палатах родился первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович.
С 1613 года, когда царская резиденция перебралась в Кремль, усадьбу прозвали «Старым государевым двором». К 1660-м годам палаты серьезно обветшали, а пожар 1668 года остро поставил вопрос о реконструкции.
Усадьбу неоднократно перестраивали, обновляли и дополняли. Перенос столицы в Петербург привел палаты Романовых в запустение. Их сдавали в аренду, ремонтировали, снова сдавали. В 1856 году Александр II приказал восстановить палаты, вернув им облик XVI-XVII вв., и основать в них музей бояр Романовых. Музей открылся в 1859 году.
После революции 1917 года в палатах основали «Музей боярского быта», который в 1932 году стал филиалом Государственного исторического музея. В этом положении палаты бояр Романовых пребывают до сих пор.
Адрес: улица Варварка, 10.
Интересная экскурсия:
Палаты Арасланова
Случается, что стоит дом годами и ничем не обращает на себя внимание. Даже под снос его определяют
А потом решат к празднику подновить, колупнут старую штукатурку и откроют под ней наличники палат XVIII века. Так случилось и с этими палатами.
Палаты носят имя самого раннего из известных его владельцев — провинциал-фискала Григория Арасланова. Затем хозяева менялись, к палатам пристраивали другие строения, фасад штукатурили, все красоты прятали под толстым слоем. Когда слои строительных напластований сняли, открылась очень любопытная деталь: портал главного входа в палаты занимает высоту полутора этажей. Видимо за порталом начиналась парадная лестница, которая была выстроена вместо традиционного крыльца.
Адрес: Брюсов переулок, 1.
III. О времени кончины иконописцев Даниила и Андрея, старцев андрониковских.
Софийский Временник, конченный 1534 годом. Кн. I. 443. Изд. 1820.
«По мале (после нашествия Эдигея) святый Игумен Никон совещевает совет благ с братьею, еже воздвигнути храм Святые Троицы, церковь каменну и монастырь отвсюду собрав и тако, всемогущему Богу произволению Его поспешествующу, церковь прекрасну воздвиже в похвалу своему отцу (святому Сергию), егоже молитвами непрестанно предваряюще в помощь присному чаду, и тако многими добротами украсив ту, но убо зря сию подписанием неукрашену, вельми болезноваше духом и тщашеся всяко и сим украсити ю, но убо от некоих братий возбраняем бе прилучившихся прискорбных скудости ради. Но преподобный побеждаем великим желанием и верою и в сем пребывая непреложен, еже узрети своими очима церковь свершену сбирает скоро живописцы, мужие изрядны вельми, всех превосходящи, в добродетели сврьшены, Даниил именем и Андрей спостник eгo и неких с ними (спешно бо сие творяше дело, яко нечто провиде духом вскоре духовных онех мужей и живописцев от жития сего и свое преставление, еже по миле и по совершении дела бысть); но убо Богу помогающу сконча ти дело преподобного, абие касаются ему усердно и велми различными подписании чудных у добревше ту, могуще зрящих удивити всех и доныне конечное се рукоделие. И память себе преподобнии оставльше, посем мало нечто пребывше, абие смиренный Андрей оставль сию жизнь ко Господу отыде прежде, также последи и спостьник его. Данило пречестивый, от Бога, добре поживши и в старости честне, благий конец прияша. Егда хотяше Данил телесного соуза разрешитися, абие видит возлюбленного ему прежде отшедшего Андрея в радости призывающа его. Данил же, видя Андрея, егоже желаше, вельми радости исполнився и братии предстоящим ему исповедаше пришествие спостника его, и тако в радости дух свой Господеви предаст».
Современное состояние
Иконостас Сейчас при церкви существует воскресная школа для детей и молодёжная группа, проводятся беседы со взрослыми, для всех желающих открыты курсы иконописи, проходят различные мастер-классы и иные мероприятия.
Например, проходят мастер-классы по декоративным техникам и ремеслам. Занятия проводит профессиональный дизайнер-флорист О.М.Кашевич. В воскресной школе она обучает детей декупажу, валянию из шерсти и другим декоративным техникам по ткани, бумаге, фарфору и дереву. Мастер-классы в Спасском храме проходят по благословению настоятеля храма протоиерея Николая Симонова в рамках миссионерской работы и призваны укрепить общину и помочь людям лучше познакомиться с внебогослужебной жизнью прихода и друг с другом. Все мастер-классы бесплатные и проводятся по субботам и воскресеньям по мере набора желающих.
Святыни храма
Главная святыня храма — Спаса Нерукотворного Образ. Чтимая икона 14 века на протяжении долгого времени считалась утраченной реликвией. В последний год 20-го столетия ее обнаружили в запасниках Новодевичьего монастыря. В иконостасе собора Всемилостивого Спаса выставлен список со святого образа.
Храмовая святыня — икона «Преподобный Андроник и Савва», написанная в 19 веке, недавно обретена заново. Икона с изображением первых настоятелей была обнаружена в хранилище Воскресенской церкви на Арбате, и возвращена в храм.
В соборе на протяжении многих веков находилась свято хранимая реликвия — ковчег с мощами первых игуменов святой обители. В революционные годы тяжеловесное серебряное украшение ковчега украли, останки святых монахов исчезли. Однако есть надежда, что не бесследно.
Во время реставрации и изыскательных работ под соборным алтарем нашли старинную конструкцию престола и 4 захоронения, расположенные попарно. Появляющееся и исчезающее благоухание при открытии захоронения свидетельствовало о том, что обретенные останки — это мощи святых людей.
Найденные монашеские одеяния датированы началом 15 века. Неподтвержденное предположение — в захоронении открыты мощи первых четырех игуменов монастыря.
Дальнейшее исследование фундаментальной основы алтаря даровало новое открытие. Обнаружено захоронение двух монахов. Ученые предполагают, что найдены останки знаменитых иконописцев старцев Даниила и Андрея. Обретенные мощи шести святых подвижников переложены в заново созданные ковчеги, и выставлены в алтаре храма для поклонения.
Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной
На Берсеневской набережной, недалеко от Театра эстрады и знаменитого Дома на набережной, стоит небольшое причудливо украшенное двухэтажное здание с мезонином. Красные стены с белым угловым рустом, богато украшенные лепниной наличники, полуколонны, пилястры.
Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова построены в середине XVII века. Но реставраторы утверждают, что в основе этого исторического здания лежит более ранняя постройка. Во всяком случае, известны эти палаты именно по имени Кириллова, далеко не последнего человека при российском царском дворе.
Внешнее убранство дома только подтверждает статус и положение своего хозяина. Верхний этаж при Кириллове был деревянным, в камне его перестроил другой хозяин — дьяк А. Курбатов в начале XVIII века. Он же добавил внешнему декору больше европейских деталей: волюты, козырек над входом, руст на углах здания. Чуть позже палаты перешли в казенное ведомство. В них располагались разные учреждения. Так продолжалось и при советской власти.
В наши дни палаты Аверкия Кириллова занимает Российский институт культурологии. Реставраторы внимательно следят за состоянием палат и продолжают изучать их секреты.
Адрес: Берсеневская набережная, 20.
Палаты Долгоруковых
Палаты Долгоруковых / фото Википедии CC-BY-4.0
Многие палаты XVII века в следующем столетии были перестроены. Такая судьба у палат Долгоруковых.
Этот особняк в стиле барокко построен на основе палат предыдущего века. Между тем, сами палаты стоят на подклете XVI века, и подклет этот прекрасно сохранился. С начала XVIII века хозяева дома менялись часто.
В 1744 году его купил князь А. Долгоруков. Он перестроил и расширил дом к 1764 году. После этого переустройства в центре дома сделан каретный въезд, который отделял старую часть дома от новой. Гости въезжали на карете в здание и по боковым лестницам поднимались в вестибюль.
Пожар 1812 года дом не тронул, Наполеон разместил здесь управление французской полиции. Позже в этом доме состоялся суд над русскими поджигателями Москвы.
В 30-х годах XX века рядом с домом Долгоруковых построили многоквартирный жилой дом, из-за чего пришлось разобрать угол самой древней части палат. В 90-х годах дом Долгоруковых отреставрировали, но шахта лифта жилого дома не позволила восстановить утраченный угол. Бывший главный фасад палат XVII выделен реставраторами белым цветом.
Адрес: Колпачный переулок, 6, стр. 2.
Музей древнерусской культуры
В 1960 году в монастырских зданиях открылся Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Она «хронологически» охватывает более семи столетий русской художественной культуры. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.
Музей, основанный в 1947 году, в годовщину 800-летия Москвы, со временем стал хранилищем и центром реставрации ветхих икон и фресок, собранных сюда из разрушенных храмов разных областей России. Сейчас коллекция музея насчитывает около 10000 экспонатов: иконы разных эпох, иконные оклады, старинные православные культовые атрибуты, редчайшие рукописные и старообрядческие печатные церковные книги и многие другие раритеты.
Гордость музея — произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные по заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты.
При музее работают клубы любителей древнерусского искусства для взрослых и детей, проходят лекции и экскурсии.
Школа пения и мастерская иконописи
Сегодня на территории храма проходят не только богослужения. При нем действует школа знаменного пения — это основной и старейший вид древнерусского церковного пения, существующий и поныне. Это большая редкость. Есть при соборе и свой хор, который приходил слушать Рахманинов.
По благословению Патриарха Алексия II в Спасском храме в 1990 году восстановлена знаменитая традиция Спасо-Андроникова монастыря — знаменное пение. И сейчас все богослужения отправляются уставным одноголосным (унисонным) знаменным распевом.
В храме работает мастерская иконописи и ведется активная издательская деятельность. На базе монастыря печатаются церковные книги, в которых рассказывается об истории и традициях собора.